Стиль ампир в интерьере: создаем имперскую роскошь

Материалы для стиля ампир

Материалы используются натуральные, дорогие: дерево ценных пород, камень, металлы, в том числе драгоценные, кожа и т. д.

Пол, как правило, паркетный, художественно оформленный из различных ценных пород дерева, либо мраморный с эффектом мозаики. В спальне и гостиной уместен ковер с коротким ворсом. Для усиления эффекта целостности и связности элементов обстановки половое покрытие обязательно сочетается по цвету с мебелью и другими предметами интерьера.

Обычное явление в рамках стиля – чисто-белый потолок или же несколько смягченный, например, цвета слоновой кости, кремовый, но обязательно светлый. По краям и вокруг люстры потолок может быть украшен лепниной в малом количестве. Типично использование карнизов.

Стены в стиле «ампир», как и пол, имеют не только функциональное, но и декоративное назначение. Неслучайно для их отделки выбирается богатый текстиль ярких цветов, например, шелк или парча либо создается имитация ткани. Стеновую поверхность можно окрасить насыщенными цветами, расписать фреской или в технике гризайль. Рекомендуемы рельефные украшения – фрагменты лепнины, медальоны и прочее. Плоскости стен должны быть большими, нерасчлененными.

Белый и золотой цвет в оформлении потолка и стен, пожалуй, лучшее сочетание, способное подчеркнуть роскошь убранства и создать простор даже в не очень большом помещении.

Мебель в «имперском» стиле ампир занимает особое место. Прежде всего, ее должно быть много. Это всевозможные комоды, барные стойки, столики разного назначения, тумбочки, длинные кушетки на античный манер, книжные шкафы и т. д. В общих чертах вся мебель массивная и тяжеловесная, с большими гладкими полированными поверхностями, обильно декорирована в античной тематике и была произведениями искусства лучших мастеров, но зачастую теряла в удобстве, по виду напоминая больше архитектурные объекты, и все из-за своих стилистических задач – показного величия и богатства. Например, нередко в дизайне стиля «ампир» можно было встретить тумбочки в виде постаментов, умывальные столики в форме треножников, стулья со спинкой, имитирующей лиру. Более того, архитектурные элементы, свойственные античности, –колонны, арки, консоли, фризы – непосредственно использовались в отделке мебели.

Характерно, что мягкой мебели отводилось достаточно скромное место. Та же, которая использовалась для сидения, была жесткой и неудобной.

Натуральные материалы для создания мебели – немаловажное требование стиля. Именно «ампир» вводит моду на мебель из дорогостоящего красного дерева; среди мягкой мебели популярностью пользовалась обивка из кожи, вытканного золотом шелка

В качестве украшения использовались золочение, бронза, резьба. Опорные части столов, стульев, диванов изготавливались в виде гриффонов, химер, античных герм, сфинксов, лебедей, львиных лап. Передние ножки кресел по типу древнеримских нередко начинались сразу от подлокотников. Углы шкафов и комодов обрамлялись отдельно стоящими фигурами Ник (крылатых побед) либо венчались античными колоннами в бронзовой отделке. Вся мебель имеет замкнутые прямоугольные формы, в ее конструкции старались избегать выступов, на вид достаточно приземиста. Массовое распространение получили широкие кресла с низкими спинками, комоды.

Примечательно, что эпоха «ампира» вообще значительно разнообразила привычные для того времени виды мебели – появляются горки (наборы из шкафов, ящиков, полок), узкие серванты и витрины, сервировочные столы круглой формы (для размещения фарфоровой посуды). Благодаря военному образу жизни Наполеона, в обиход вводятся складные табуреты с Х-образными ножками, которые сейчас используются нами в походных условиях.

Предпочтение отдавали темным цветам мебели – венге, черный, темно-красное дерево, либо использовали черный лак. Отделка пестрила многоцветием и отличалась сочетанием разнообразных экзотических пород древесины. Например, нередко можно было встретить употребление фанеровки из красного дерева в контрасте со светлыми породами туи, палисандра; глянцевые мозаичные конструкции в виде деревянных пластин, яркоокрашенных в красный, зеленый, голубой цвета. На фоне темной поверхности мебели и отделки под «золото» общая картина мебели получалась достаточно экзотической, зато как нельзя лучше соответствовала цели произвести впечатление.

Цвета стиля ампир

Традиционно в интерьере использовались насыщенные цвета наполеоновского флага – красный, синий, белый, а также их производные – малиновый, алый, голубой и т. д. Возможные сочетания: белый с золотым, серебряным, пурпурным, зеленым. Сочные цвета и нарядные контрасты передают величие и процветание хозяина апартаментов.

Стиль ампир в интерьере

Императорский дизайн воплощается только в просторных помещениях. Его используют для оформления гостиничных номеров высшего класса, загородных домов, вилл, габаритных квартир. Особенности стиля ампир:

  • помещение оформляется в белых, бежевых тонах, золотой, пурпурный, синий цвет используются для акцентов;
  • для мебели и декора нужны натуральные дорогие материалы – дерево, хрусталь, мрамор, серебро, бронза;
  • стены декорируются дорогими тканями (шелк, парча), украшаются фресками, карнизами, барельефами, пилястрами, колоннами;
  • потолок имеет белый или кремовый цвет, дополняется лепниной с позолотой, карнизами;
  • на полу присутствует паркет со сложным рисунком;
  • в качестве декора используется военная геральдика, вазы, бронзовые часы, зеркала, семейные портреты, картины в золоченых рамах.

Гостиная в стиле ампир

Королевские апартаменты оформляются в белоснежной, кремовой гамме. Гостиная украшается колоннами с объемной лепниной, украшенной позолотой. На стенах между пилястрами используются венецианская штукатурка, шикарные обои, росписи. Потолок оформляется в тон стен, дополняется широкими резными карнизами, возможно фресками. В интерьере уместен камин, украшенный лепниной и кованой решеткой. Из мебели используются мягкие гарнитуры, кресла, шкаф-витрина, журнальный столик.

Диван в стиле ампир имеет винтажную спинку и подлокотники. Обивка мебели выполняется из парчи или бархата. Темная цветовая гамма диванов и кресел (красная, синяя, фиолетовая, коричневая) позволяет выгодно выделить их на фоне светлых стен. Основное освещение в гостиной создается за счет большой хрустальной люстры с подвесами. Под цвет мебели подбираются шелковые драпированные композиции на окна. Гостиная украшается напольными часами, вазами, картинами на стенах, бра с тканевыми абажурами.

Кухня в стиле ампир

Основу имперскому дизайну в обеденной зоне задают дорогие материалы – мраморный пол, шикарная керамическая плитка, белый потолок с лепниной. Кухни ампир оснащаются гарнитуром из древесины благородных пород, расположенным вдоль одной или двух стен. В корпусной мебели присутствуют пилястры, карнизы, балюстрады. Современная техника встраивается в шкафы и не выделяется. Обеденная зона оснащается круглым или овальным столом с декоративными опорами и мягкими стульями на гнутых ножках с высокими спинками. Объемная, сверкающая блеском хрусталя, люстра украшает кухню.

Спальня ампир

Воссоздать дух имперского классицизма легко в комнате отдыха. Ампир в интерьере спальни предполагает использование богатого текстиля, актуальны вставки на стенах из дорогих тканей, гобелены, ковры с орнаментом, пологи над кроватью, драпированные богатые шторы. Главным элементом в апартаментах ампир становится кровать. Она должна быть массивной, с изящным фигурным изголовьем, бархатной обивкой, резным обрамлением и гнутыми ножками.

Туалетный столик имеет винтажные опоры, позолоченную фурнитуру и большое зеркало в резном обрамлении. Тумбочки, напольные вазы, хрустальные бра и люстра подбираются в шикарном варианте, чтобы поддержать дорогой имперский стиль. Актуально использование в спальне роскошной кушетки с изогнутыми подлокотниками в атласной обивке. Образ королевской комнаты дополняют бронзовыми подсвечниками, статуэтками, картиной в широкой раме, резными шкатулками.

Изысканные элементы декорации

Декор является окончательным этапом интерьера ампир, но при этом создаёт неповторимую атмосферу духа торжества, королевской изысканности, а также роскоши. Среди основных ярких элементов декорации можно отметить следующие:

  1. Эпохальные картины на стенах при дорогом обрамлении;
  2. Изысканная фарфоровая посуда в шкафах за стеклянными дверцами;
  3. Массивные зеркала в позолоченных или бронзовых рамах;
  4. Бронзовые или деревянные часы с позолоченными вставками;
  5. Старинные бронзовые подсвечники, шкатулки с позолотой, сундуки с украшениями;
  6. Предметы военной атрибутики — шпаги, мечи, щиты, доспехи и старинное оружие.

Все вместе декоративные элементы должны передавать тот дух исторических событий, которые происходили во времена правления Наполеона.

В наши дни интерьер стиля ампир существенно дополнился, а также видоизменился, стал более современным, изысканным. Конечно время не стоит на месте, появляются новые материалы, разнообразие декораций и материалов отделки. Современные дизайнеры добавляют свою изюминку при разработке проектов. Сегодня в интерьере королевской помпезности можно увидеть даже шкуры убитых животных, вместо ковров. Однако суть данного направления осталась той же — использование натуральных дорогих материалов для создания имперской изысканности и строгого военного торжества. Цветовая гамма, объёмность орнаментов на полу и потолке, военные элементы, большие зеркала также являются неотъемлемой частью наполеоновского стиля. Для тех кто желает создать такой интерьер у себя дома, стоит продумать всё до мелочей. А лучше консультироваться с хорошими дизайнерами, которые смогут воссоздать в вашем доме эпоху парадного триумфа, сочетая его с королевской изысканностью.

Все дело в цвете

Ампир это, прежде всего, роскошь. Поэтому колеры в этом стиле нужны насыщенные, яркие, но, вместе с тем, спокойные и гордые. Классика жанра – золотой. Это символ власти и богатства, поэтому в качестве декора можно не стесняясь использовать золотые отделки.

Как базовые цвета в стиле ампир лучше всего выбирать благородные, сочные цвета: кроваво-красный, глубокий синий, небесно-голубой или белый. Однако пользоваться цветовыми сочетаниями стоит аккуратно. Чтобы вместо стиля ампир не получить авангард, нужно выдерживать помещения в определённой цветовой гамме, не допуская триколоров. Стены пол и потолок должны гармонировать друг с другом.

Особенности стиля ампир в интерьере

В стиле ампир важную роль играют стены. Они занимают львиную долю пространства помещения и приковывают к себе взгляды еще на входе. Поэтому в качестве оформления стен чаще всего используют шелк или парчовые ткани.

Стиль ампир в интерьере

Идея дизайна в стиле ампир

Стены

Учитывая достижения прогресса в современном интерьере дорогие ткани можно заменить фактурными покрытиями, имитирующими тканые материалы. Лучше всего будут смотреться обои, украшенные африканскими мотивами или символикой военной тематики. Если необходимо создать более строгую атмосферу, можно использовать текстурные покрытия для стен с простым, односложным орнаментом.

Также стены, оформляя помещения в стиле ампир, как правило, украшают глухими аркадами, римскими колоннами, медальонами, фресками и барельефами. Художественные элементы декора, украшающие стены непременно должны пересекаться с военной тематикой. Обязательным атрибутом являются большие зеркала.

Стиль в ампир в интерьере комнаты

Дизайн комнаты в стиле ампир

Современный дизайн квартиры в стиле ампир

Потолок

Потолок не менее важен. Для его оформления также нужно использовать только натуральные и дорогостоящие элементы. Строго по центру нужно разместить большую люстру из хрусталя. Вокруг главной детали потолок декорируется позолоченной лепниной. Колер, чаще всего, белый, но возможно допустить вольность, использовать для окраски материалы молочного или светло-бежевого цвета.

Пол

Если речь идет о стиле ампир, то выбор напольных покрытий не слишком велик. Можно использовать либо паркет из красного дерева или мраморную мозаику, с мотивами из греческих или римских художественных произведений.

Окна

Окна, в зависимости от назначения помещения, можно украсить шелковыми гардинами или многослойными тяжелыми тканями с бахромой. Цветовая палитра занавесей должна быть выдержана в стиле императорских дворцов – пурпурная, красная основа с золотым тиснением и окаймлением.

Стиль ампир в интерьере

Идея дизайна в стиле ампир

Мебель

Мебель стиля ампир – это тяжелые предметы, выполненные из пород красного дерева, украшенные резьбой и позолотой. Поверхность мебели в интерьере ампир всегда гладко отполирована, ножки чаще всего выполнены как лапы льва, египетские сфинксы или римские колонны. Подбирая мебель для современной гостиной, лучше всего отдать предпочтение антикварным образцам.

Комнаты, оформленные в имперском стиле, отлично дополнят старинные комоды, серванты, круглые столы, изящные кушетки с мягкими формами. Кстати, плавные черты ампир приобрел после адаптации к российской публике. Французы, призванные знатью, оформляли поместья дворян, смягчая военно-триумфальные формы французского стиля.

Стиль в ампир в интерьере комнаты

Дизайн комнаты в стиле ампир

Современный дизайн квартиры в стиле ампир

Элементы ампира в современных нарядах

Для нынешнего времени характерно сочетание различных стилей с применением тех или иных приёмов, взятых из прошлого. Отголоски ампира донеслись и до сегодняшних дней, хотя в классическом виде он встречается разве что у индивидуальных заказчиков.

Современные наряды могут иметь предельно короткую длину, такую как платья baby doll. Да и отделка гораздо скромнее, нежели у изделий начала ХIХ века. Но главный признак – завышенная талия – остается неизменным.

Вечерние платья

Ампир нашел своё отражение во многих свадебных и вечерних нарядах. Что касается знаменитостей, то на красных ковровых дорожках несложно будет отыскать образ с элементами древнего стиля.

Верхняя часть современных моделей может сочетать лиф в стиле ампир с длинным рукавом или широкими бретелями. Глубина декольте варьируется от откровенного до высокого. Вечерние наряды придерживаются классических канонов. Юбка сохраняет свою максимальную длину или тянется небольшим шлейфом.

Повседневная одежда

В коллекции любого кутюрье есть модели сарафанов и блуз с завышенной талией, подчёркнутой декоративными деталями.

Любые повседневные наряды в большей или меньшей степени допускают присутствие модных элементов начала XIX века. Благодаря своему струящемуся силуэту, крой шмиза является излюбленным фасоном для будущих мам.

Как бы странно это ни звучало, но характерные для ампира черты могут прекрасно сочетаться с деловым стилем. Лаконичное платье со скромной отделкой будет уместно в офисе даже с самым строгим дресс-кодом. Если на работе допустимо носить более интересные наряды, то платье может быть украшено контрастной отделкой. Современные модели теперь допускают яркие принты на изделиях в стиле ампир.

Широко распространена модель макси-сарафанов, у которых вместо классического облегающего лифа – «хомут».

Благодаря разнообразию расцветок, такую модель платья можно подобрать для любого случая. Яркий радужный сарафан отлично подойдёт для прогулок и свиданий, а однотонная модель – для вечерних мероприятий.

История стиля

Империя – так с французского переводят название стиля. Создавая свою империю, Бонапарт стремился объединить огромные территории и разные народы под своим началом. Связующим звеном должны были стать общие культурные традиции. Однако, строгость классицизма, господствующего в европейских столицах в конце XVIII века, не подходила для этой цели.

Поэтому в первые десятилетия XIX века складывается новый стиль в архитектуре, живописи, литературе и конечно, интерьерах помещений. Над созданием ампира потрудился французский живописец, возвеличивающий на своих полотнах императора и его свиту, Жак Луи Давид. Он восхваляет боевые подвиги правителя, изображая его верхом на горячем коне. Кроме того, он изготавливает красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносит Жозефине. Такой подход был весьма щедро оценен властью. Давиду начинают делать крупные заказы, он становится известным. 

Под влиянием монументальных картин Жака Луи, развивается и архитектура. Для правителя перестраивают грандиозные дворцы, восхищающие своей красотой и помпезностью. Известными становятся имена архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье, обновивших Тюильри и Лувр. По их эскизам изготавливали известные мебельные гарнитуры в стиле ампир. 

Внутреннее убранство Лувра.

Дизайн интерьера в стиле ампир проник и в Россию. Влияние французской культуры было велико в начале XIX века. Именитые особы приглашали французских гувернеров, живописцев, архитекторов. Модно было не только одеваться на французский манер, но и выражать свои мысли с помощью иностранного языка. Для возведения дворцовых комплексов и соборов в Россию приглашали Анри де Монферрана, Карла Росси. В их исполнении ампир звучал мягче и пластичнее.

Интерьер Павловского дворца.

Особенности французского ампира

Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, поэтому ему присущи показная парадность и величие. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Потолки выглядят как произведения искусства. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением.

Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. На ее внешний вид оказывают влияние события военного похода в Египет и увлечение римскими традициями. Стулья с прямыми спинками украшают накладки с львиными головами, их ножки имеют форму львиных лап или римских колонн. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.

Французский ампир – это стиль залов для официальных приемов и торжественных мероприятий. Он призван восхищать и очаровывать, покорять с первого взгляда. Ампир больше подходит для оформления кабинетов, парадных залов, больших столовых и гостиных комнат. Реже с его помощью оформляют спальни.

Особенности русского ампира

Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Этот запрет сохранился и при Александре I. Однако во время его правления, в России начинают изготавливать мебель в стиле ампир. Для Александра I из Франции передают альбомы с эскизами лучших архитектурных построек, интерьеров, мебели. Мебель заказывают лучшим мастерам, которые изготавливают ее из красного дерева и карельской березы, украшают мозаикой и резьбой. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной.

Мебель, изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Для дворцовых петербургских интерьеров заказывали мебель из красного дерева или палисандра с золоченными накладками, и великолепной мозаикой. Для обивки использовали шелк или бархат. Для московских интерьеров изготавливали мебель из дерева более простых пород – ясеня, ореха, липы. В качестве обивки подбирали ситец.

Виды орнаментов ампира

Ампир получил своё развитие и обогатился самобытными национальными чертами в Великобритании, Дании и Италии; в России и Германии он стал выразителем идеи величия государственной власти. Россия с удовольствием экспортировала «стиль империи», так как она также становилась могущественной империей. В Европе, таким образом, было две основные разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» был несколько мягче французского.

В орнаментах русской разновидности ампира гораздо больше классических элементов. Однако, об этом будет рассказано в следующей статье.

Следует заметить, что кроме французского и русского ампира в истории ампира яркой звездой вспыхнул сталинский ампир. Оставив основные элементы пальметт, акантов, розеток и венков, он заменил в себе копья на колосья пшеницы, богинь победы на свинарок, а буквы N на серпы и молоты, о чём также будет изложено отдельно.

Жёсткий и холодный театральный пафос безупречно правильных орнаментов ампира великолепен, поэтому к нему до сих пор возвращаются художники декоративно – прикладного искусства, используя его для декорирования своих творений. В заключение предлагаю посмотреть фильм о Французском дворце Мальмезон, который находится недалеко от Парижа. Именно этот замок был свидетелем счастливого периода союза Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.

Возможно, вам также интересно прочитать:

Цветовая гамма

В орнаменте ампира композиция строится на сильном контрасте чистого фона и орнаментальных элементов. Если для классицизма были характерны мягкие, даже приглушенные цвета фона, то для ампира характерные яркие — красный, синий, белый с золотом. В орнаментах классицизма чаще всего можно встретить нежные оттенки голубого, зелёного и жёлтого, ампир же вполне приемлет контрастные сочетания красного с черным или зеленым, ярко синий, фиолетовый и насыщенный жёлтый цвет. То есть, фон в таком орнаменте всегда заметен.

Колористическую цветовую гамму символики Наполеоновского Ампира можно легко узнать: это золото, яркий пурпур и глубокий синий цвет. Именно такая гамма стала основой для декорирования декора тронного зала, всех апартаментов в императорских резиденциях, которые были переоборудованы.

Интерьер и предметы обстановки периода ампир

Фрагмент оформления потолка и стен в зале времен Empire

Кресло, сделанное для Нея, маршала Наполеоновской армии. Jacob-Desmalter, 1800-е года, Париж

Колыбель для новорожденного герцога Бордо, работы Жана-Франсуа и Франсуа Томаса Denière Matelin, Париж

Туалетный столик, 1820-1830 гг.

Секретер-бюро, 1804-1815 гг., Франция

Комод, приписывается работе Йозефа-Мари Бенара, 1820 года, Париж

Амуры и Психеи. Консольный стол с каминными часами, 1799 г., Франция

Пьедестал. Стол-подставка. Jacob-Desmalter

Табурет работы Бернара Пойе, 1805 г.

Опочивальня Наполеона в Большом Трианоне, дворце, расположенном в северо-западной части Версаля

Приемная Наполеона во дворце Фонтенбло

Спальня императора, Шато-де-Фонтенбло, Франция

Одна из комнат императрицы Жозефины в Шато-де-Мальмезон

Салон du Conseil во дворце Мальмезон

Гостиная, Le Royal Palace Ademtown

Парадная спальня Полины Боргезе, 1804 г. Британское посольство, Париж

Гостиная, Le Royal Palace Ademtown

Акварельный эскиз кровати с балдахином Бенджамина Готхольда для Персье и Пьера Франсуа Леонара Фонтейна

Ранний Ампир. Стул из дворца Мальмезон, с подлокотниками в виде лебедей, спроектирован Персье и Фонтеном для императрицы Жозеефины в 1880 г. Форма стула заимствована от древнегреческой мебели, а мотив лебедей, придающий стулу величие, от римской имперской.

Эскиз комода из «Сборника декора интерьеров» Перрсье и Фонтена работы Б

Молито (1811 г.) отражают монументальность и важность фронтального дизайна стиля Ампир. Ножки в виде лап животного присущи мебели раннего Ампира, а кубической формы характерны для позднего периода.

Ничто не оставалось в течение веков неизменным. Стиль ампир, вобравший в себя таинственность египетской культуры, не раз возвращался, а в наши дни, в прямом смысле слова, переживает свое возрождение.

Виды

Поскольку родиной стиля ампир является Франция, то дальнейшее его развитие пошло оттуда. В России было модно делать все на французский манер, поэтому направление быстро освоило государственные и царские покои. Тем не менее, здесь стиль ампир в мебели не прослеживается «в чистом виде», а претерпевает некоторые изменения, которые были обоснованы вкусом русского дворянства. Сейчас принято выделять 2 основных направления: французский и русский. Основные различия между ними: пафос и роскошь – в изначальном варианте, больше простоты и мягкости – во втором. Кроме того, отдельно можно выделить его развитие во время правления Сталина.

Французский

Поскольку стиль ампир характеризуется четкой связью с Наполеоном, то его могущество отразилось на внешнем виде мебели. Она пафосна, вычурна, с большим количеством отделки, преувеличено роскошна, даже театральна. Стремление к власти отражено в многочисленных мотивах, украшающих мебель, где четко прослеживается военная тематика: пики, мечи, лавровые венки. На многих из конструкций присутствует гравировка буквы N. Все предметы мебели старательно расставляли симметрично, парно.

Русский ампир

Отдельным направлением выделяют русский ампир, который в отличии от французского, потерял часть своих «пышных» форм, стал сдержаннее. Изменились материалы: помимо красного дерева, здесь стала использоваться крашеная береза, а также вышивка, что добавляло обстановке домашнего уюта. При этом сохранились античные формы, древнеримские элементы.

Такая разница объяснялась имеющимся императорским запретом на ввоз на территорию французских товаров, в том числе мебели. Поэтому оригинальных экземпляров не было, а только эскизы и рисунки, на основе которых создавались новые гарнитуры.

Условно выделяют еще одно направление, прозванное «народным» ампиром, где проявлялись отдельные черты популярного в столицах и богатых домах стиля. Он характеризуется более дешевыми материалами, а позолоченные накладки часто изготавливались из крашеного папье-маше.

Мебель русского ампира была достаточно многогранна, ее внешний вид сильно зависел от достатка ее хозяина. Например, интерьер дворцовых покоев был обставлен предметами из самых дорогих материалов и пород дерева с красивой, богатой отделкой. Помещичья мебель выполнялась по дворцовым образцам, но из более доступных материалов

К тому же брались во внимание личные предпочтения домочадцев, что накладывало свой отпечаток на итоговый вариант

Сталинский

Сталинский ампир представляет собой особое, отличное от классического варианта, направление. Он вместил в себя сразу несколько идей, в частности, древнеримского искусства и культурного развития СССР. В результате сталинский интерьер отличается строгостью, массивностью и габаритностью предметов, которые легко сочетаются с лепниной, хрустальными люстрами, отделкой из бархата, резными деталями. При этом использовалась определенная палитра: зеленые, коричневые, бежевые, черные цвета. Наибольшую популярность мебель в стиле «сталинский ампир» приобрела в 30-50-х годах ХХ века.

В современном интерьере воспроизвести ампир достаточно легко, и это направление пользуется завидной популярностью. Но сейчас пафосный вид стараются несколько приглушить и сделать более домашним. Для этого выбирают просторные помещения с высокими потолками, где достаточно массивные предметы мебели не будут нагромождены. Обязательными элементами являются зеркала и многочисленные подушки. Материалы для производства используются дорогие: орех, красное дерево, парча, бархат, шелк для отделки. Дерево обычно цельное, украшено изящными ручками, позолоченными элементами.

Сталинский ампир

Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.

Стиль сталинского ампира объединяет в себе дизайн интерьера барокко, образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и орнаменты ар-деко.

Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.


Центральный Московский ипподром

При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя. Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.

История возникновения

В мире

Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом эпохи классицизма, который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.

Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:

  • Пьер Фонтен.
  • Шарль Персье.

В России

Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.

Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:

  • Московское.
  • Петербургское.

Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.


Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:

  • Андрей Воронихин.
  • Доменико Жилярди.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Остап Бове.

Среди скульпторов имели высокую популярность:

  • Феодосий Щедрин.
  • Иван Матрос.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.


Михайловский дворец, Карл Иванович Росси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector