Пушкин это дюма?! за и против

Соавторы

См. также: Маке, Огюст

В конце 1830-х гг. французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с малоизвестным литератором Огюстом Маке и под его влиянием Дюма решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа, в котором реалии минувших эпох служат фоном для приключений героев. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс.

Дюма за работой (гравюра 1890-х гг.)

Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва». Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ле Сьекль» скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами выступил редактор газеты, поэтому роман вышел как произведение Дюма. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем.

Плодовитость Дюма вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть и многочисленных врагов. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мирекура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», где автор не только обвинял Дюма в том, что он безжалостно эксплуатирует литературных негров, но и коснулся его частной жизни. Дюма подал на Мирекура в суд и выиграл процесс, однако ему не удалось пресечь распространение порочащих его слухов. В связи с выходом памфлета он просил Маке написать письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма. Маке, в частности, писал:

Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал, не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счётов» не было:

Помимо Маке, свои услуги предлагали Дюма маркиз де Шервиль и другие нуждающиеся литераторы. Так, «Две Дианы» и (частично) «Асканио» вышли из-под пера мало кому известного Поля Мёриса. Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, продолжает оставаться предметом дискуссий. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетёров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма.

Памятник в Париже (1883)

В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про его соавторство с Маке и начало их соперничества. О судьбе Маке также рассказано в бестселлере Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье».

2Петербург

22 июня Дюма прибыл в Петербург. Он остановился в усадьбе Кушелева-Безбородко. Граф познакомил Дюма со многими представителями интеллигенции, в том числе с Д. В. Григоровичем, А. К. Толстым, Л. А. Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А. Некрасовым и супругами Панаевыми. Но пребывание французского писателя в Петербурге — это не только визиты к друзьям и знакомым, посещение дворцов и музеев. Большую часть дня писатель проводил за письменным столом. Он обязан был вести размеренный трудовой образ жизни, чтобы сдержать слово, данное читателям «Монте-Кристо», — еженедельно оповещать их о всех увиденных достопримечательностях России. Дюма очень впечатлила Нева: «Нева — великолепна. С Деревянного моста она видна во всей своей красе. Благодаря этой величественной реке в немногих столицах есть такие грандиозные пейзажи, как в Санкт-Петербурге». Но одно из самых сильных впечатлений было от белых ночей. «Ничто на свете, дорогие мои читатели, не поможет вам представить себе июньскую ночь в Санкт-Петербурге — ни перо, ни кисть. Это какое-то наваждение. Вообразите себе, что все вокруг вас жемчужное, переливается опаловыми отсветами, но не так, как бывает на рассвете или в сумерках: свет бледный, и все же в нем нет ничего болезненного, он озаряет предметы сразу со всех сторон. И ни один предмет не отбрасывает тени. Прозрачные сумерки, не ночь, а лишь отсутствие дня; сумерки, но все предметы вокруг легко различить, словно наступило затмение солнца, но в душе нет смятения и тревоги, как бывает во всей природе при затмении; лишь освежающее душу молчание, радующий сердце покой, тишина, к которой все время прислушиваешься: не раздастся ли ангельское пение или глас Божий!», — писал Дюма. В Петербурге Дюма провел полтора месяца. За это время он успел и осмотреть окрестности, побывать в Петергофе, Ораниенбауме, Ропше. Также он совершил путешествие по Неве и Ладожскому озеру, посетил Шлиссельбург, острова Коневец и Валаам.

8Дербент

Из Кизляра Дюма направился в Дербент. «Это был Дербент — огромная пелазгическая стена, которая загораживала дорогу, простираясь от горной вершины до моря. Перед нами находились лишь массивные ворота, принадлежащие, судя по контурам, к могущественной восточной архитектуре, предназначенной презирать века. Возле этих ворот возвышался фонтан, построенный, по-видимому, еще пелазгами. Татарские женщины, в своих длинных и ярких чадрах приходили туда черпать воду

Мужчины, вооруженные с ног до головы, прислонившись к стене, стояли неподвижно и важно, как статуи. Они не говорили меж собой, не смотрели на проходивших мимо женщин: они парили в мечтах», — таким предстал перед Дюма вход в город

Пушкин и Дюма как две капли…

  1. Пушкину было выгодно исчезнуть. К году своей гибели поэт накопил огромное количество финансовых долгов как перед знакомыми, так и перед государством.
  2. Пушкин с юных лет в совершенстве владел французским языком.
  3. Есть версия, что Александр Сергеевич был послан во Францию под другим именем в качестве своеобразного шпиона, который должен был передавать секретную информацию. Ведь будучи знаменитым французским литератором, Дюма имел доступ к закрытым архивам.
  4. В 1822 году Пушкин отправляется в путешествие, в это же время в Париже начинает разворачиваться писательская деятельность 20-летнего Дюма, о детстве которого никому ничего не известно.
  5. Церемония прощания и похороны Пушкина сопровождались рядом странных обстоятельств, начиная от изменения места действия и отсутствия родных, заканчивая тем фактом, что в «последний путь» поэта отправляли в закрытом гробу.
  6. Участие в дуэли даже в качестве секунданта в 1837 году было строго запрещено, считаясь тяжким преступлением, но это нарушение закона никак не повлияло ни на жизнь, ни на карьеру участников дуэли Пушкина с Дантесом.
  7. Во всемирно известных произведениях Дюма, написанных после смерти Пушкина, есть описания, ясно указывающие на знание и понимание автором русской жизни и даже определённых событий, происходивших в России того времени.
  8. Александр Дюма всегда относился к России и жизни в ней с горячим интересом. Посетив нашу страну в 1858 году, французский писатель побывал в нескольких местах, некогда любимых Александром Пушкиным.
  9. Внешнее сходство Александров (здесь мы говорим о лицах), сходство характеров и мировоззрений, а также явное сходство почерков.

Как мы уже сказали, мы не даём оценку, а просто перечисляем доводы. Какие из них более убедительны, а какие менее? На наш взгляд, перевешивает чаша весов «против», хотя на ней и меньше фактов.

Александр Сергеевич Пушкин — фигура, которая никак не может не интересовать того, кто хоть сколько-нибудь интересуется русским языком. Надо ли объяснять, почему? Великий литератор, мастер слова сыграл одну из первых ролей в становлении и развитии нашего родного языка. Как бы ни сложилась его судьба в те далёкие годы, мы сохраняем признательность и благодарность, отдавая должное труду и таланту русского поэта.

Пушкин это Дюма? Вам ложится на душу такая версия?

Замок Монте-Кристо

Успех «Графа Монте-Кристо», романа, вышедшего в 1844 году, превзошел все ожидания. В нем Дюма описал свою мечту о шикарной, лишенной забот жизни, без денежных проблем. Пережив это на страницах романа через судьбу Дантеса, писатель принялся претворять свою мечту в жизнь.

Начал он со строительства замка. В июле 1847 года состоялось его торжественное открытие, на которое прибыло более 600 гостей. Замок был великолепен! Красивое здание окружено парком, разбитым наподобие английского. В нём скульптуры великих людей – Шекспира, Гете, Гомера. Над входом – девиз владельца: «Люблю тех, кто любит меня».

Многие мечты, связанные с замком, Дюма не успел воплотить в жизнь. Например, он мечтал создать литературный парк и каждую аллею назвать одним из своих произведений. Спустя 150 лет его мечта осуществилась.По нему можно изучать его книги. Все так, как и мечтал Дюма Александр.

Биография этого великого писателя объединила тысячи неравнодушных к его творчеству людей. Их усилиями сегодня в замке создан дом-музей Александра Дюма, открытый для посещений.

Тайна дуэли Пушкина с Дантесом

Официальной смерти Александра Пушкина в январе 1837 года предшествовала ссора с Дантесом. Последний тоже не тот, за кого его принимают современные историки. О реальном Дантесе и истории его дуэли с Пушкиным я уже рассказывал в блоге. Если в двух словах, то Дантес – тоже, как и Пушкин, служил агентом русской контрразведки. Он приводил в жизнь план по внедрению и легализации Пушкина во Франции.

Благо, тот там уже существовал и был представлен, как Александр Дюма – малоизвестный, но подающий надежды журналист. Именно под именем Дюма печатался Александр Пушкин во французских изданиях. Во Франции он объявлялся во времена своих частых «ссылок».

Любопытна последняя переписка Пушкина с царём. Зная, что реально никакой дуэли не было, вы сможете по-иному взглянуть на неё. Поэт в своём послании просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: «…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…». Государь милостив и расставляет все точки над «и»: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Вам не кажется, что поэт и монарх прощаются друг с другом перед неизбежной разлукой. Не имея возможности изменить обстоятельства.

Биография Александра Дюма

Алекандр Дюма (отец) — известный французский писатель. Он стал очень популярен во всем мире благодаря своим приключенческим романам. Также он проявил себя как хороший специалист в области драматургии и журналистики. У него есть сын, которого также зовут Александр, и который тоже построил достаточно успешную литературную карьеру.

Родился Александр Дюма в маленьком городке, который находится рядом с Парижем. Его отец был известный кавалерийский генерал наполеоновской армии. Бабушка его была чернокожей, поэтому он был квартеронцем.

Отец Дюма скончался в 1806 году. Семья после этого переживала очень тяжелые время из-за нехватки денег. На образование будущего писателя у его матери денег не было, поэтому мальчик занимался самообразованием, читал много книг.

Юность свою Дюма провел в родном городке. У него был близкий друг, который часто посещал театры. Именно он привил Дюма любовь и желание стать драматургом. В 1822 году молодой человек переезжает в Париж. У отца там были связи, и именно благодаря им он устраивается на работу в канцелярию при герцоге Орлеанском. Здесь же Дюма начинает получать образование.

Изн
ачально Александр Дюма работал над пьесами, водевилями и статьями для журналов. Первую его водевиль «Охота на любовь» тут же поставили, что очень вдохновило писателя и он сразу принялся писать драму «Генрих III и его двор». Общество и это произведение приняло очень радушно. С этих самых пор работы Дюма всегда имели успех. Так писатель стал неплохо зарабатывать себе на жизнь.

Нельзя сказать, что все работы Александра Дюма были совершенными, но он имел уникальную способность держать в напряжении до самого финала. Даже самые неудачные пьесы под рукой Дюма становились успешными и собирали толпы людей.

В 1830 году Дюма начал активно принимать участие в социальной работе из-за Июльской революции. Он выступал на стороне оппозиции. В итоге писателю пришлось уехать в Швейцарию, так как его могли посадить в тюрьму.

В 1835 году выходит его первый исторический роман под названием «Изабелла Баварская». Автор задумывал сделать целый цикл произведений, в которых бы рассказывалась судьба его страны за длительный промежуток времени.

В 1840 году Дюма женится на актрисе Иде Ферьер. Однако писатель был весьма любвеобилен и поэтому у него было множество интрижек на стороне. В итоге пара решила официально не оформлять развод, но в сущности они расстались.

В это же время Дюма, вдохновленный успехом «Изабеллы Баварской», создает историко-приключенческие произведения, которые и принесли ему мировую славу и уважение. Сюда входят такие работы, как трилогия «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»; «Королева Марго»; «Сорок пять», и многие другие.

Писательство приносило достаточно хороший доход, но Александр Дюма привык к роскоши и быстро тратил деньги. Ему даже пришлось уехать в Бельгию в 1851 году, так как его преследовали кредиторы.

С 1858 по 1859 годы Дюма ездит по России, и его так впечатлила и поразила эта страна, что он пишет 5 книг, состоящих из заметок его путешествий, под названием «Из Парижа в Астрахань».

Перед своей смертью Александр Дюма был на грани нищеты. Умер 6 декабря 1870 года, но о смерти великого писателя, к сожалению, мало кто знал, так как именно в этот период прусские войска напали на Францию.

Из-за того, что Александр Дюма после себя оставил большое количество своих произведений, вокруг него ходило масса слухов. Будто бы ему помогали соавторы, литературные негры. Однако сам он был невероятно трудолюбивым и работоспособным. В любом случае, по сегодняшний день еще никто не смог потеснить его с первой строчки самых плодовитых литераторов в мире.

Болтливые газетчики

Главным общественным обвинителем Александра Дюма при его жизни считался популярный французский журналист Шарль Жан-Батист Жако, пламенный борец с литературным рабством. По сообщениям современников, тот размах, с которым действовал во главе гвардии своих литературных негров популярный романист, буквально не давало журналисту спокойно спать по ночам. В своих статьях Шарль Жан-Батист Жако доказывал, что на Александра Дюма-отца одновременно работают 63 литературных нефа, вкалывающих по двенадцать часов в сутки. По словам журналиста, Дюма-отец специально искал по всему Парижу гениальных писателей без гроша в кармане, заставляя за копейки работать на себя. Сам же классик в основном лишь читал написанное, кое-что редактировал, ставил свою фамилию и относил рукопись в издательство. Доходило до того, что в модных клубах Парижа открыто судачили — мол, подчинённые Дюма сами нанимают себе литературных негров. При этом писатель прекрасно знал, что о нём сообщают парижские газеты. В ответ он называл Шарля Жан-Батиста Жако «мастером художественной клеветы и виртуозом очернительства». Однако настоящий гром грянул, когда один из самых плодовитых литературных негров, Опост Маке, которому в отличие от других Александр Дюма очень прилично платил, официально заявил о своих авторских правах на трилогию романов о мушкетёрах и графе Монте-Кристо.

Детство писателя

Александр с детского возраста попадал в непростые ситуации, но всегда находил из них выход. Будущий писатель даже родился с обвитой вокруг шеи пуповиной, но чудом выжил. Его детские годы прошли в фамильной усадьбе городка Вилле-Котре. Мальчик рос любознательным, живым, обладал хорошим аппетитом и отличным здоровьем.

Александр очень рано потерял отца, и, будучи несмышленым малышом, взял ружье, чтобы взобраться по лестнице на небо и убить Всевышнего. Просто мама сказала сыну, что отца забрал Господь. Со смертью главного кормилица в дом Дюма пожаловала бедность. Правда, Александр даже в подростковом возрасте мог самостоятельно себя прокормить. В 11 лет он выглядел на 14. Физически сильный юноша мог несколько дней подряд охотиться в лесу и питаться застреленной дичью.

Раб с острова Гаити

Вообще-то знаменитых Александров Дюма было трое. Кроме отца и сына был ещё Александр Дюма-дед. Вернее, Тома-Александр Дюма. И вот уж кто прожил интересную жизнь! Он был наполовину гаитянин. В свою очередь его отец, маркиз Александр-Антуан Дави де ла Пайетри, в 1760 году сбежал от долгов на Гаити, завел там сахарную плантацию, рабов. Одна из чернокожих рабынь по имени Мари-Сессетт стала его наложницей и родила четверых детей. Местные прозвали её «Мари из усадьбы» — это звучало как «Мари Дюма».

Потом Мари умерла, а маркиз вернулся во Францию. Уезжая, он продал своих детей соседу-плантатору. Они ведь были рабами. Впрочем, маркиз оставил за собой право, если когда-нибудь захочет, выкупить старшего, Тома-Александра, за ту же цену. На момент продажи мальчику было 10 лет. Через четыре года отец и правда за ним приехал. А вот трое остальных гаитянских отпрысков так и остались в рабстве.

Тома-Александру — очень смуглому, курчавому, толстогубому — в Париже пришлось нелегко. За спиной шипели: «Негр, ублюдок!» Однажды он с дамой сидел в Опере, в ложе. Какой-то мушкетер вошёл к ним и, не обращая внимания на спутника, принялся любезничать с дамой

Та обратила его внимание, что она не одна. «Ах, простите! Я принял этого господина за вашего лакея!» Наутро был поединок на шпагах

Тома-Александр ранил наглеца в плечо, после чего мушкетёр предпочел сдаться. С тех пор связываться с «негром» опасались. Он был высок, ловок и чудовищно силен. Засовывал в дула сразу четырех ружей по пальцу и поднимал на вытянутой руке. Зажимал коленями коня и подтягивался вместе с ним на балке манежа. С такими способностями Тома-Александру просто необходимо было идти в армию, вот он и записался. Рядовым драгуном. Отец разъярился: нижний чин не может носить фамилию де ла Пайетри. Сыну ничего не оставалось, как взять другую — Дюма. Под этой фамилией он и прославился. Первое офицерское звание он получил, взяв в одиночку в плен тринадцать тирольских стрелков. В другой раз он один удержал на мосту целый австрийский эскадрон: просто стоял там и рубил с двух рук. В считаные годы Дюма дослужился до бригадного генерала и в этом качестве совершил ещё один «гераклов» подвиг. Французам никак не удавалось выбить с неприступной вершины горы Мон-Сени укрепившихся там пьемонтцев. Дюма велел изготовить 600 стальных крюков, их прикрепили к подошвам трёх сотен добровольцев, и те полез вверх по отвесному склону – во главе с самим Дюма. Добравшись до вершины, смельчаки уперлись в забор из кольев, которым было обнесено укрепление врага. Тогда генерал Дюма просто перебросил все триста своих солдат через забор, хватая одного за другим за штаны и за ворот. Вскоре он командовал дивизией, а затем и всей западной пиренейской армией.

Могучий генерал Тома-Александр Дюма

Тем временем к власти пришёл Бонапарт, ценивший отвагу и военный талант. Но Дюма оказался непредусмотрителен и поссорился с Наполеоном, прямо высказав, что ему не нравится план похода на Восток.

А потом случилась беда: Тома-Александр плыл на корабле из Италии во Францию, началась буря, корабль укрылся в первом попавшемся порту. Порт, как оказалось, принадлежал Неаполитанскому королевству, с которым буквально накануне Франция начала войну. Генерала Дюма арестовали и заключили под стражу. Он просидел там два года, пока его не обменяли, но за эти два года тюремщики несколько раз пытались отравить генерала и подсыпали ему в еду мышьяк. На свободу Дюма вышел хромым, глухим, с больным желудком. Наполеон, никогда не забывавший обид, отреагировал так: «Значит, он уже не сможет спать на раскалённом песке или на холодной снегу? Такой кавалерийский офицер мне не нужен, я с успехом заменю его первым попавшимся капралом!» Пенсию Тома-Александру тоже никто не назначил, и скоро он тихо скончался, оставив в крайней бедности свою семью — жену и двоих детей (он успел жениться ещё в начале своей головокружительной карьеры).

Так что Дюма-второму снова пришлось начинать всё с нуля. Родня предлагала юноше взять фамилию деда — к тому времени Наполеон был свергнут, в Париже вновь воцарились Бурбоны, и числиться маркизом снова стало выгодно. Александр наотрез отказался, заявив, что с гордостью носит фамилию своего славного отца.

Циклы

Трилогия о мушкетерах (La Trilogie des Mousquetaires)

  • Три мушкетера (Les Trois Mousquetaires; 1844; роман)
  • Двадцать лет спустя (Vingt ans après; 1845; роман)
  • Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя (Le Vicomte de Bragelonne, ou Dix ans plus tard; 1847—1850; роман)

Трилогия о Генрихе Наваррском (Трилогия о Валуа) {La Trilogie des Valois}

  • Королева Марго (La Reine Margot; 1845; роман)
  • Графиня де Монсоро (La Dame de Monsoreau; 1846; роман)
  • Сорок пять (Les Quarante-Cinq; 1847; роман)

Записки врача (Mémoires d’un médecin)

  • Шевалье де Мезон-Руж (Le Chevalier de Maison-Rouge; 1845–1846; роман)
  • Жозеф Бальзамо (Записки врача) (Joseph Balsamo; 1846—1848; роман)
  • Ожерелье королевы (Le Collier de la Reine; 1849—1850; роман)
  • Анж Питу (Ange Pitou; 1851; роман)
  • Графиня де Шарни (La Comtesse de Charny; 1852—1856; роман)

XVI век

  • Асканио (Ascanio ou l’Orfèvre du roi; 1843; роман)
  • Две Дианы «Les Deux Diane; 1846; роман)
  • Предсказание (L’Horoscope; примерно 1858 или 1854; роман)

Соратники Иегу (Les Compagnons de Jéhu)

  • Соратники Иегу (Тайный заговор) (Les Compagnons de Jéhu; 1857; роман)
  • Белые и синие (Les Blancs et les Bleus; 1867; роман)
  • Шевалье де Сент-Эрмин (Le Chevalier de Sainte-Hermine; 1869)

Революция

  • Волонтер девяносто второго года (René d’Argonne, René Besson: un témoin de la Révolution {Le Volontaire de ’92})
  • Волчицы из Машкуля (Les Louve de Machecouls; 1858; роман)
  • Красная роза (1831; повесть)

Савойский дом (La Maison de Savoie)

  • Паж герцога Савойского (Le page du duc de Savoie; 1852; роман)
  • Царица Сладострастия (La Dame de Volupté; 1855; роман)
  • Две королевы (Les Deux Reines; 1864; роман)
  • Виктор Амадей III (De Victor Amédée III à Charles Albert; 1856; роман)

Робин Гуд (Robin Hood)

  • Робин Гуд — Король разбойников (Принц отверженных) (Le Prince des voleurs; 1863?; роман)
  • Робин Гуд в изгнании (Robin Hood le proscrit; 1863?; роман)

О Средневековье

  • Изабелла Баварская (Chroniques de France: Isabel de Bavière; 1835; роман)
  • Приключения Лидерика (Aventures de Lydéric, grand-forestier de Flandre; 1842; повесть)
  • Бастард де Молеон (Le Bâtard de Mauléon; 1846; роман)

О современности автора

  • Амори (Amaury; 1844; роман)
  • Габриель Ламбер (Gabriel Lambert; 1844; повесть)
  • Любовное приключение (Une Aventure d’amour : un voyage en Italie; 1859 — 1860; повесть)
  • Приключения Джона Дэвиса (Aventures de John Davys; 1839; роман)
  • Катрин Блюм (Catherine Blum; 1854; роман)
  • Учитель фехтования (Memoires d’un maitre d’armes; 1840; роман)
  • Госпожа де Шамбле (Мадам де Шамбле) (Madame Chamblay, ou Ainsi soit-il!; 1858; роман)
  • Жорж (Georges; 1843; роман)
  • Прусский террор (La Terreur prussienne, souvenirs dramatiques; 1867; роман)
  • Сын каторжника (Господин Кумб) (Le Fils du forçat, ou Monsieur Coumbes, ou Histoire d’un cabanon et d’un chalet; 1859; роман)

Исторические хроники

  • Галлия и Франция (Gaule et France) (1833) очерк
  • Жанна д’ Арк (Жанна девственница)» (Jeanne la pucelle, 1429—1431) (1842) очерк
  • Карл Смелый (Charles le Téméraire) (1857) очерк
  • Дорога в Варенн (La Route de Varennes) (1858) очерк
  • Драма 93-го года» очерк (1858)
  • Наполеон (Бонапарт) (Napoléon) (1839) очерк
  • Последний король французов: очерк
  • Цезарь: очерк
  • Медичи (Les Médicis) (1845) очерк
  • Стюарты (Les Stuarts) (1840) очерк
  • Гарибальдийцы (Mémoires de Garibaldi) (1862) очерк
  • Регентство: очерк

Великие люди в домашнем халате

  • Генрих IV (Henri IV) (1855) очерк
  • Людовик XIII и Ришелье (Louis XIII et Richelieu) (1856) очерк
  • Людовик XIV и его век (Louis XIV et son siècle) (1844) очерк
  • Людовик XV и его двор (Louis XV et sa cour) (1849) очерк
  • Людовик XVI и революция: очерк

10Тифлис

В Тифлисе Дюма провел шесть недель. Живя в Тифлисе, писатель решил совершить поездку по Военно-Грузинской дороге во Владикавказ. Ему хотелось проехать по местам, описанным Пушкиным и Лермонтовым. Однако на Кайшаурской долине при подъеме на Крестовый перевал путешественников застала снежная буря. Не было никакой возможности преодолеть девятиверстовый спуск до почтовой станции осетинского селения Коби. Дюма приказал сопровождающим поворачивать в Тифлис. Новый, 1859 год и Рождество писатель встретил в Тифлисе. Запланированная поездка в Эривань была отменена также из-за погодных условий. Затем Дюма продолжил знакомство с Западной Грузией, выехав в Кутаис. 1 февраля 1859 года писатель покинул Россию на пароходе «Великий князь Константин», отчалившем от порта г. Поти.

Примечания

  1. ↑ Dumas, Alexandre (англ.) // 1911 Encyclopædia Britannica
  2. Венгерова З. А. Дюма, Александр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Дюма, Александр // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  4. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 390.
  5. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 84—85
  6. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 114
  7. Он предложил привезти в Париж порох, которого недоставало. Дюма отправился в Суассон и потребовал у коменданта гарнизона виконта де Линьера передать порох революционерам. Линьер впоследствии утверждал, что ещё за несколько дней до приезда Дюма, он самостоятельно принял это решение. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 105
  8. Doumergue, Christian. Franc-Maçonnerie & histoire de France. Paris: Ed. de l’Opportun, 2016. P. 213.
  9. Дурылин С. Александр Дюма-отец и Россия // Литературное наследство . — М.: Журнально-газетное объединение, 1937. — Т. 31—32. — С. 491—562. — 1028 с.
  10. А. Дюма. Путевые впечатления. В России. — Ладомир, 1993. — 1340 с. — ISBN 5-86218-038-9.
  11. Анна Краморова. . volgograd.ru (7 февраля 2011). Дата обращения 27 августа 2012.
  12. Дюма, прослушав «Марион Делорм» в чтении Гюго, заявил: «Ах, если б, в придачу к моему умению писать драмы, я бы ещё умел так писать стихи!»Цит. по: А. Моруа. Собрание сочинений. Т. 1. Три Дюма. Ч. 1-7. / Сост. и общ. ред. М. Ваксмахера; вступ. ст. З. И. Кирнозе, В. Пронин. — М.: Пресса, 1992. — С. 130. — ISBN 5-253-00560-9
  13. Каратыгин П. А. Записки. Т. II. / Под ред. Б. В. Казанского. — Л.: Academia, 1930. — С. 169—170.
  14. Simone Bertière. Dumas et les Mousquetaires. Le Livre de Poche, 2009. P.152.
  15. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, ISBN 5-253-00560-9
  16. Мирекур сам предлагал Дюма сотрудничество, потерпев неудачу, жаловался в «Общество литераторов», требовал у Эмиля де Жирардена, чтобы «Ля Пресс» отказалась от публикации Дюма. Позднее самого де Мирекура обвинили в сокрытии имён соавторов: памфлет одного из «литературных негров» Рошфора «Торговый дом Эжен де Мирекур и Ко» вышел в 1857 году. См. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 196—197
  17. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 198
  18. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, т. 2. с. 55—56
  19. Когда впоследствии Мерис переработал «Две Дианы» для сцены, публикацию пьесы предваряло письмо Дюма к автору, в котором он признавался, что даже не читал этого романа.

Биография

Детские годы мальчика прошли в полной нищете. Чтение и письмо он освоил довольно рано благодаря усилиям сестры и матери. После смерти отца семья полностью лишилась средств к существованию. Мария безуспешно пыталась устроить сына в военную школу. В результате Александр стал учиться в колледже аббата Грегуара, где освоил латынь, занимался грамматикой и выработал красивый почерк, который впоследствии ему очень пригодился. Первым местом работы Дюма стала контора нотариуса, где он трудился в качестве клерка. Все это время молодого человека тянуло в столицу Франции. Его мечты осуществились после того, как Александра взял на работу в свою канцелярию герцог Орлеанский. В это же время Александр Дюма знакомится с парижскими литераторами и начинает писать свои первые художественные произведения. В 1829 году выходит его пьеса «Генрих III и его двор», после постановки которой к писателю пришла слава. Впоследствии он написал для театров Парижа такие драматические произведения, как «Нельская башня» и «Антонии».

Фото

Все фото10

В 30-х годах в голове Александра Дюма родилась идея написать несколько романов на исторические темы, в которых разворачиваются события в течение последних пяти столетий. В итоге у писателя вышла целая серия произведений, начало которой было положено романом «Изабелла Баварская». В его книгах реальные участники исторических событий пересекались с придуманными персонажами. После выхода в свет книги «Шевалье д’Арманталь» писатель понял, что нашел свой стиль, который отныне станет его визитной карточкой. Парижские издатели выстраивались в очередь, чтобы получить право первыми опубликовать его новое произведение. После выхода романа «Три мушкетера» Александр Дюма при жизни стал классиком. По подсчетам исследователей французской литературы, Alexandre Dumas признан самым плодовитым автором. Его произведения иногда сравнивали с горячими пирожками, которые свежи и вкусны. Благодаря писателю его земляки в увлекательной форме смогли лучше узнать историю родной страны. В цикл о мушкетерах автор также включил романы «Виконт де Бражелон» и «Двадцать лет спустя». Кроме того, из-под его пера вышла классика романтической литературы – «Королева Марго». В книге «Анж Питу» писатель поведал читателям о периоде правления последних королей Франции.

Александр Дюма много путешествовал и мечтал попасть в Россию. В 1840 году вышел его роман «Учитель фехтования», главным героем которого стал декабрист Анненков. После публикации этого произведения во Франции его было запрещено издавать на территории Российской империи. На самом деле эта книга тайно была напечатана, и с ней ознакомилась даже императрица. Когда умер Николай I, Дюма разрешили въезд в империю, и он совершил долгожданное путешествие в Москву и Санкт-Петербург, а также посетил ярмарку в Нижнем Новгороде, где его ждала неожиданная встреча с реальными персонажами «Учителя фехтования» Анненковыми. Оказалось, в России читатели прекрасно знакомы с французской литературой и обожают его романы. Во время путешествия по империи знаменитый литератор также побывал в Калмыкии и Астрахани. Путевые заметки Александра Дюма о его российских впечатлениях имели на родине писателя такой же успех, как и его самые знаменитые романы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector