История дизайна
Содержание:
- Хай-тек
- Национальные особенности интерьера в стиле кантри
- Изменение представления человека о красоте
- Романский стиль
- Кому и зачем нужны дизайн-системы
- Какие виды искусства участвуют в художественном дизайне?
- Основные черты стиля
- Теории возникновения дизайна
- Современные разновидности стилей в интерьере
- Хронология исследований истории дизайна
Хай-тек
Хай-тек в интерьере – это культ простоты, современных технологий, максимума свободного пространства и практически полного отсутствия предметов декора.
Основные отличия стиля:
- возможность обустроить в стиле хай-тек пространство любой площади. Стены можно заменить стеклянными перегородками или металлическими стойками. Стиль отличается четкостью, строгостью и простотой форм, но под прямыми углами и плоскими поверхностями скрываются места хранения и встроенная техника – это «сложная простота»;
- основные цвета – черный, белый, серый, металлик, но есть место и ярким пятнам;
- стены окрашивают в один неброский цвет либо имитируют кирпичную кладку, для пола используют паркет или ламинат с максимально однотонной текстурой, могут использоваться бетонные или наливные полы. Для зонирования пространства можно использовать металлические перегородки со вставками из металла или пластика;
- предпочтение отдается корпусной мебели с металлическими элементами, шкафам-купе со стеклянными дверями, мягкая мебель должна быть одноцветной, акцент делается на пластиковые, металлические и стеклянные предметы. Особое место занимают предметы техники: в этом стиле их не прячут, а, наоборот, выставляют напоказ, так как наличие современной техники – это ключевая особенность стиля;
- в качестве источников освещения используют массу встроенных в потолок и стены светильников, приветствуется также встроенное в пол и предметы мебели освещение;
- использование аксессуаров данный стиль не предполагает – максимум зеркало на стене и растение на полу.
Национальные особенности интерьера в стиле кантри
В каждой стране этот стиль зарождался по-своему, ведь деревенский быт и сельская глубинка были изолированы от влияния других культур. На его формирование влияли лишь климат, обычаи и привычки, а также первостепенные необходимости, заставлявшие обходится без излишеств и вычурности. Поэтому в стиле кантри отражаются самобытная история и культура каждой страны, которые в городской среде приобретают дух романтики.
Америка
Первая ассоциация – ранчо и картинки из старых добрых вестернов, поэтому в стиле кантри воссоздают традиции Дикого Запада. Для характерно большое количество плетеной или кожаной мебели с необработанными обивками, жестковатыми и грубыми, потолок украшают деревянные балки.
Для декора подходят разноцветные ковры без длинного ворса или лоскутные одеяла, которые можно сделать самостоятельно. Стены украшают натуральные охотничьи шкуры, самый яркий атрибут – ковбойская шляпа.
Светлая комната в стиле кантри
Англия
Для интерьера характерно обилие текстиля: им оформляется все, начиная от обивки диванов и заканчивая отдельными элементами стены и потолков. Ткань сочетается с фурнитурой, тяжелыми паркетными досками, включаются атрибуты из состаренной кожи.
При декорировании следует прибегнуть к гобеленам с растительными картинами или изображением животных, тяжелым портьерам до пола.
Италия
Итальянский стиль кантри в интерьере подразумевает гарнитуры из искусственно состаренного дерева, отполированные или со слоем лака. Преобладают фисташковые и кремовые тона, обилие арок и камня.
Для декора свойственны текстильные занавески в широкую полоску, плетеные корзины и подставки для зонтов, роспись и картины в простых светлых рамках. Вазы из глины и множество фарфора в кухонной утвари.
Франция
Здесь главенствуют мотивы Прованса, воплощения духа провинциальной Франции. Кремовые тона дополняют нелакированную светлую мебель, тщательно отполированную и с кружевными салфетками. Стены оформляют бумажные обои и штукатурка.
В украшениях интерьера приветствуются лавандовые тона, плетеные и кованые предметы, тонкие линии могут сочетаться с толстыми столешницами. Для создания аромата можно разложить льняные мешочки с сушеной лавандой и другими травами Прованса.
Стиль кантри в интерьере кухни
Белый цвет в интерьере гостиной в стиле кантри
Россия
В оформлении нет строгих правил: приветствуются все виды покрытий, однако лакировка встречается нечасто. Используются круглые спилы и массивные столешницы.
В декоре стоит вспомнить самобытные атрибуты русской старины: в ход пойдут деревянные ложки, чугунные сковороды, самовары, валенки и сушеные ветки рябины.
Средиземноморье
Здесь начинается игра двух цветов: светло-голубого и белого, которые дополняют изящную мебель. Широко используется мозаичная кладка с характерными геометрическими узорами. Легкие белые портьеры, морские украшения: бечевка и раковины.
Предпочтение отдается необработанной грубоватой облицовке, белой краске, а также текстильной обивке, так как кожа – слишком грубый материал для средиземноморского интерьера. В зоне отдыха используется плетеные кресла и журнальные столы с коваными ножками.
Дерево в интерьере квартиры в стиле кантри
Светлый дизайн в стиле кантри
Дизайн квартиры в стиле кантри
Изменение представления человека о красоте
Представления человека о красоте изменялись со сменой эпох.
Благодаря новым возможностям технического прогресса появлялись новые материалы,
а также новые возможности создавать окружающие предметы в более сложных
вариациях. История интерьера показывает, как стиль жизни человека оказывал
влияние и на отдельные предметы интерьера, и на оформление помещений в целом. На
сегодняшний день стилевое решение интерьера определенного помещения является не
только повторением архитектуры определенного исторического периода. В первую
очередь стиль в интерьере представляет собой построение комфортной во всех
отношениях среды обитания для человека, проживающего в нем.
Романский стиль
Появление: XI век.
Отличительные черты: приземистость, толстые стены и колонны, маленькие окна, размещение на возвышенностях.
Примеры: Лаахское аббатство, Замок Карфилли, аббатство Сенанк, приорат Серрабоны
Описание: Один из главных стилей Средневековья. Изначально церковный, как и готика. Снаружи церкви выглядели скромно, но богато украшались внутри, настолько, насколько это было возможно в те времена. Арки декорировали барельефами, потолки мозаикой и фресками. Целью было поразить прихожан. Главной проблемой стало отсутствие света. Поэтому романский стиль производит на зрителя довольно мрачное впечатление. Если хотите посмотреть на старину – исследуйте средневековый собор или замок где-нибудь в Европе.
Позже монархи использовали романскую архитектуру для строения замков и крепостей. Декор был намного скромнее, чем в церквях, в основном барельефы над арками и на капителях колонн.
Если говорить об интерьерах, то в романике их как таковых и не было. В Средневековье в принципе понятие дизайна интерьера отсутствовало. Мебель, текстиль и освещение носили чисто технический характер – это была скромная деревянная и далеко не всегда очень удобная мебель, которую легко было перевозить (хозяин замка мог в любой момент отправиться в поход или убежать от нападения). Грубые столы и стулья с высокими спинками, скамьи и сундуки с металлическими накладками нельзя назвать декоративными. Ткани имели скорее функциональное назначение – они сохраняли тепло, удержать которое с метровыми стенами из камня было весьма непросто.
Кому и зачем нужны дизайн-системы
Обычно дизайн-системы нужны крупным продуктам, которые регулярно обновляют и запускают новые сервисы: банкам, холдингам, международным корпорациям. Самый яркий пример в России — «Яндекс» с его огромным количеством проектов: музыка, блоги, афиша, почта и другие.
Пример дизайн-системы, на которую можно ориентироваться, недавно представил «Альфа-Банк». Приветливый тон, яркие иллюстрации и понятная навигация уже располагают к продукту.
Сайт дизайн-системы Альфа-Банка — design.alfabank.ru
Кроме этого, дизайн-системы используют такие крупные компании, как Тинькофф Банк, Mail.Ru Group, Сбербанк и другие. Большинство компаний публикуют часть своих наработок. Их на своём сайте собирает Юрий Ветров, директор по дизайну в Mail.Ru Group.
Design System Club — проект Юрия Ветрова о дизайн-системах России
Бо́льшая часть российских компаний, у которых есть дизайн-система, — банки. Обычно у банка есть мобильное приложение и сайт, которые должны иметь похожие интерфейсы. Эту задачу можно решить с помощью единого подхода к дизайну и проектированию, то есть дизайн-системы. Даже если сайт и приложение будут создавать отдельные команды дизайнеров и разработчиков, они могут использовать общие компоненты и паттерны.
В будущем, когда руководство банка решит провести редизайн сайта и приложения, дизайн-система позволит централизованно обновить компоненты во всех проектах одновременно.
Дизайн-система создаёт ощущение единства и помогает потребителю достичь нужной цели в кратчайшие сроки, а крупному бизнесу — зарабатывать больше.
Для государственных сервисов и сайтов польза также очевидна: системный подход к проектированию формирует правильный пользовательский опыт
Государству важно, чтобы люди умели работать с госсайтами, а также — легко отличали их и не путали с коммерческими. Единый паттерн — подход к проектированию интерфейсов — должен быть во всём: в навигации, иконках, шрифтах и названии вкладок.
Кроме этого, дизайн-система ускоряет взаимодействие государственных институтов с дизайнерами и разработчиками: унифицирует терминологию, сокращает временные затраты на обсуждение задач, формирует общее понимание целей и принципов работы. Зрелая дизайн-система может в перспективе сэкономить время и деньги на разработку нового сервиса или обновление продукта.
- в компании много проектов, сайтов, подразделений;
- у компании большой корпоративный сайт со множеством сервисов и продуктов;
- у вас есть UI-кит, но нет единой библиотеки для разработчиков и дизайнеров;
- у бренда нет единого визуального языка.
Какие виды искусства участвуют в художественном дизайне?
Художественные навыки, которые ценны при создании красивых конструкций для отдельных предметов, включают в себя: живопись (например, фарфор, книжное освещение), резьба по дереву (мебель), ткачество (гобелен, вышивка), керамика (скульптура, а также древняя керамика), металлоконструкции (светильники, ювелирные изделия), художественное стекло (мозаичное искусство, витражи), графическое искусство (печать, иллюстрация, ткани, одежда), и это лишь некоторые из них.
Обои «Треллис» (1862). Уильям Моррис, лидер движения искусств и ремесел.
Для массовых изделий дизайн является неотъемлемой частью процесса разработки продукта. Если дизайн автомобилей, дизайн одежды и дизайн ткани представляли пики инноваций в 1970-х и 80-х годах, сегодня это ИТ-дизайн, примером которого являются компьютерные продукты Apple Corporation, которые являются пробным камнем эстетики потребителя 21 века. Кроме того, почти все предметы домашнего обихода начинаются и производятся с учетом эстетики, а также автомобилей, оргтехники и спортивных товаров.
Основные черты стиля
Мало кто знает, что оформляя викторианский дизайн интерьера помещения можно убить сразу трех зайцев. Вам предлагаются одновременно идеальные цветовые решения, элементы старины и настоящая экзотика. Дело в том, что «золотая» английская молодежь много времени проводила в путешествиях, поэтому в дизайн «буржуйского» жилья прочно вошла экзотика, привезенная из-за моря. Чаще всего – это элементы культуры Индии и Китая, без которых сложно представить стиль королевы Виктории. Теперь познакомимся с характерными чертами и поговорим об особенностях.
- Различие стилей. Использование разных стилей при оформлении интерьера разных комнат. Вы можете, к примеру, оформить столовую, используя стиль рустик в интерьере, при этом спальня может сильно напоминать еще один средневековый рококо. Какой бы вариант вы не выбрали, это всегда дорогая мебель, изготовленная из благородной древесины, дорогие ткани на стенах и потолке, другие элементы роскоши.
- Аксессуары. Наличие большого количества модных и достаточно дорогих средневековых аксессуаров и других элементов дизайна – картин, статуэток, портретов и зарисовок. Идеальным дополнением картины будут старинные часы с боем, старинные светильники и торшеры.
Мебель. Чтобы получить идеальный результат, вы должны помнить, что даже мелочь может испортить общее впечатление. Поэтому надо внимательно относиться к выбору всех элементов
Особенно важно, чтобы присутствовала мебель в викторианском стиле. Прекрасно подойдут для этого тяжелые дубовые столы и стулья, изготовленные из дуба и красного дерева
Вряд ли ваши гости оценят простую мебель из сосны.
Архитектурные «изыски». Последнее время в интерьере все чаще встречаются такие элементы, как лепнина, но речь идет в данном случае не об элементах декора из пенопласта, а о настоящей гипсовой лепнине, имеющей витиеватые формы и замысловатые узоры
Обратите также внимание на арки, готические окна и массивные прямоугольные двери, желательно изготовленные из кованой стали. От них сложно оторвать глаз, но для этого придется постараться.
Книги
Если вы имеете большую библиотеку, то и думать о выборе дизайна не стоит, так как это неотъемлемая часть викторианского стиля в интерьере, фото которого сегодня мы также предлагаем на ваш суд.
- Камин. Это хорошее продолжение выбранной линии дизайна, но в данном случае речь идет не о газовом или инфракрасном камине, а о настоящем семейном очаге с мерцающим пламенем и потрескивающими дровами.
- Комнатные растения. Наличие разнообразных зеленых растений – еще одна особенность стиля, но не стоит размещать их повсеместно. Интерьер будет смотреться более естественно, если для растительности вы выберете один угол, при этом горшки должны выполняться из натуральных компонентов. Никакой пластмассы и разноцветных изделий.
Элементы дизайна, используемые при оформлении квартиры в викторианском стиле, можно перечислять долго, и многое в этом случае зависит от вашего вкуса и способностей дизайнера. Главное, что все они должны быть максимально естественными и находиться «на своем месте». Отдельно хотелось бы поговорить о цветовых решениях стиля, а здесь есть, где «разгуляться».
Теории возникновения дизайна
Несколько десятилетий ведутся споры о возникновении дизайна.
Рассматриваются различные версии.
- История дизайна как проектно-художественная деятельность берет своё начало в середине XIX века и связана с развитием индустриального производства, создавшим потребности в новой профессии.
- Дизайн как связь искусств и ремёсел. Относится к возникновению в конце XIX века известного английского «Движения искусств и ремёсел», возглавленного Уильямом Моррисом, когда были сформированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет.
- Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде отраслей современной промышленности и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий и влиять на политику выпуска электротехнических приборов, автомобилей, радиоаппаратуры (деятельность Петера Беренса в компании AEG и американской автомобильной фирмы «Форд»).
- Дизайн как появление дипломированного специалиста относится к появлению первых школ и методик преподавания дизайна. (ВХУТЕМАС в СССР (), Баухауз в Германии ().
- Становление дизайна как профессии, в зависимости от его реального вхождения в жизнь — непосредственно в производство, торговлю. Хронологический отсчёт в этом случае начинается с ещё более позднего времени — с 1930-х годов, точнее со времени выхода США из великого экономического кризиса.
- Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчёт от орудий первобытного человека, впервые столкнувшегося с понятиями удобства орудий труда, вопросами повышения производительности, компоновки предметов, первых намеков на эргономику предметов.
Современные разновидности стилей в интерьере
Лофт
Основные черты лофта — бетонные поверхности, старый кирпич, большие пространства и высокие потолки, открытые коммуникации дома или квартиры (трубы, водопроводы и подобные вещи).
В лофте преобладают натуральные оттенки: серый и коричневый, цвета кирпича и бетона.
Это тот редкий случай, когда чем меньше отделки, тем лучше. Нарочитая небрежность и неухоженность придадут колорита. Можно оставлять нетронутыми бетонные поверхности или старую кирпичную кладку. Пол также часто можно встретить бетонный или выполненный из специально состаренного паркета. Мебель должна выглядеть так, как будто ее собирали случайным образом, не стараясь найти что-то оригинальное, и при этом быть совершенно уникальной. В квартирах-лофт часто используют почти арт-объекты. Например, строительные поддоны, собранные в кровать или стол.
Unsplash
Unsplash
Unsplash
Хай-тек
Считается самым технологичным направлением. Хай-тек — это интерьер прагматиков и технолюбов, которые не представляют свою жизнь без современных гаджетов и приборов, способных устранить необходимость человека что-либо делать самому. Даже поднимать жалюзи.
Основные черты: правильные геометрические формы и пропорции, использование трансформеров, монохромность и много пространства.
Цветовая гамма монохромная, преобладают серо-белый или коричневый, возможен один яркий акцент, который будет притягивать к себе внимание. В хай-теке приветствуются пластик, стекло, все «рукотворное», искусственное. Мебель только очень функциональная и технологичная
При этом важно, чтобы в нее встраивалась вся бытовая техника, так как, несмотря на современность и тягу к гаджетам, хай-тек совсем не любит выставлять их на показ
В хай-теке приветствуются пластик, стекло, все «рукотворное», искусственное. Мебель только очень функциональная и технологичная
При этом важно, чтобы в нее встраивалась вся бытовая техника, так как, несмотря на современность и тягу к гаджетам, хай-тек совсем не любит выставлять их на показ
Unsplash
Unsplash
Минимализм
Основные черты: без излишеств, концепция сводит к минимуму количество предметов в комнате. Это объясняет наличие трансформеров, так как к функциональности помещений меньше требований не предъявляется.
Предпочтителен монохром, чаще всего за основу берут белый и серый, но также можно увидеть коричневый, светло-голубой.
В минимализме используют много стекла и пластика, не обходится без обоев, краски и традиционного ламината. Мебель должна быть функциональной. При этом она всегда выглядит просто, часто используют стекло и пластик, чтобы она за счет прозрачности была будто бы невидимой.
Unsplash
Unsplash
Pexels
Кантри
Многие относят кантри к исторической группе, но это не совсем так. История кантри не ведется от какой-либо даты и не началась в определенную эпоху.
Основные черты: простота и самобытность, функциональность, минимум современных атрибутов, уютная обстановка и романтизм, присущий деревенской жизни.
Кантри подходят мягкие природные оттенки, коричневые, зеленые, светло-бежевые, голубые. Кричащие тона не используются.
Для стен предпочтительны обои, можно с цветочным рисунком или клеткой, также нередко встречаются деревянные панели. Пол деревянный, потолок просто оштукатуренный. Мебель: часто встречается деревянная из состаренного дерева или выбеленного, мягкая группа обязательна, она символизирует уют и притягательность деревенского образа жизни, когда можно «провалиться» в кресло и забыть о суете.
Аксессуары играют большую роль: должно быть много текстиля, картин, фоторамок, живых и высушенных цветов.
Pexels
Pexels
Эко-стиль
Концепция экологичности и здорового образа жизни, органик лайфстайл, как модно сейчас характеризовать это направление, не могли не отразиться в дизайне интерьеров.
Основные черты: натуральные материалы, правильные формы, возможна некоторая небрежность, которая свойственна вещам, созданным природой.
Цветовая гамма: натуральные цвета: коричневый, оливковый, голубой, белый, бежевый.
Так как экостиль пропагандирует естественность во всем, неприемлемо использовать пластик, металл. ДСП тоже, но далеко не все могут позволить себе поставить стол или шкаф из натуральной породы, поэтому возможны некоторые отступления в вопросе натуральности. Главное — выбрать материал с природным рисунком.
Материалы экостиля — это камни, стекло, дерево, лоза и камыш, натуральный текстиль.
Unsplash
Unsplash
Unsplash
Хронология исследований истории дизайна
Первые теории о соотнесении красоты и пользы принадлежат древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. Уже тогда философы впервые задумывались о различиях между искусством и наукой по их целеполаганию. Уже тогда были и работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского. Подобные альбомы получили большое распространение под именем «Театры машин» в эпоху Возрождения. Отдельное место в этом списке занимают трактаты Леонардо да Винчи. Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), «Трактат о природе человека» Дэвида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского.
Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. Одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла.
Эпоха американского функционализма дала миру творения теоретиков дизайна:
- эстетические эссе Горацио Грино;
- «Трактат по архитектуре гражданских и военных морских судов» Джона Гриффита (1856);
- «Листья травы» Уолта Уитмена;
- манифест «Высотные административные здания с художественной точки зрения» Луиса Салливана (1896);
- доклад «Искусство и ремесло» Фрэнка Ллойда Райта (1903);
- ряд книг Адольфа Лооса;
- «Проблема формы в изобразительном искусстве»(1912) Адольфа Гильдебранда;
- «Вопросы стиля» Алоиза Ригля;
- 30 фундаментальных исследований Германа Мутезиуса, «Торжество жизни и искусства»;
- «Размышления о театре как высшем художественном синтезе» Петера Беренса.
Значительный вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации сыграли и играют периодические издания. Первый специальный журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849). Позднее уже появились специализированные журналы «Pan» (1895), «Decorative Kunst» (1897), «Kunst und Handwerk» (1898). Это и журнал «Югенд», от которого произошёл немецкий вариант названия стиля «модерн» — «югендстиль». Широкую известность в центральной Европе получил скандинавский журнал «Форма и функция», в СССР — «Техническая эстетика»
Своё творческое кредо формулировали в манифестах, лозунгах, концептуальных статьях многие дизайнерские группы и отдельные мастера:
- Чарльз Ренни Макинтош и школа Глазго;
- Пит Мондриан и группа Де стейл;
- Этторе Соттсас и группа «Мемфис»;
- Александр Мендини и группа «Алхимия».
Особое место в историко-теоретических исследованиях дизайна занимает «государственный дизайн», давший толчок комплексному подходу в изучении индустриального дизайна. Впервые совет по дизайну был создан в Англии в конце второй мировой войны. В 1962 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики в СССР.
Таким образом, во второй половине XX века была подготовлена материальная и теоретическая база для специальных исследований в области истории дизайна. Она не заставила себя ждать: к концу века появился целый ряд комплексных исследований по истории дизайна. Это известные работы английских теоретиков Катрин Макдермотт, Шарлотты и Петера Филл, немецких искусствоведов Томаса Хауфе, Вольфганга Шиперса и Петера Шмидта.