Хабенский в авангарде

Цены

Вход в основное здание 500 руб. (взрослые)250 руб. (студенты и пенсионеры)Дети и подростки до 18 лет — бесплатно
Аудиогид на русском языке 350 руб.
Вход в Новую Третьяковку (Крымский вал, 10) 500 руб. (взрослые)250 руб. (студенты и пенсионеры)Дети и подростки до 18 лет — бесплатно
Блокнот с “Демоном” Врубеля 150 руб.
Сумка с картиной Кандинского 650 руб.
Шарф с морским пейзажем Айвазовского 2000 руб.
Платок с полотнами Кандинского 8000-9000 руб.

Цены в Третьяковской галерее в Москве указаны на 2020 год.

Билеты продаются онлайн на сайте Третьяковки и в кассах галереи. Для посещения некоторых временных выставок, лекций, киносеансов и других мероприятий нужно приобретать отдельные билеты. Кстати, каждую среду вход в Новую Третьяковку бесплатный. Если сможете подстроить график своей поездки — сэкономите.

Что посмотреть

Обойти всю Третьяковку за один раз, в принципе, можно, но вряд ли впечатления от множества шедевров улягутся в голове. Так что лучше выбрать один-два исторических периода или стиля. Либо сконцентрироваться на главных произведениях нескольких художников.

Для вдохновения и планирования загляните на сайт Третьяковской галереи: там выложены многие картины из постоянной экспозиции, причем есть удобные фильтры по авторам и историческим периодам. Самый простой ориентир: любите классическую живопись — идите в Лаврушинский переулок, вдохновляетесь современным искусством — ваш музей Новая Третьяковка.

В историческом здании Третьяковки выставлены «Троица» Андрея Рублева, “Неизвестная” Ивана Крамского, “Девочка с персиками” Валентина Серова, «Явление Христа народу» Александра Иванова, картины Сурикова, Верещагина, Репина, Рериха, Поленова, Шишкина, Саврасова, Васнецова, Брюллова и многих других художников.

Главные имена Новой Третьяковки на Крымском Валу — Казимир Малевич, Василий Кандинский, Марк Шагал, Борис Кустодиев, Петр Филонов.

Павел Третьяков: предприниматель, меценат и коллекционер

Павел Михайлович Третьяков родился 15 декабря 1832 года в купеческой семье. Общение со сверстниками не складывалось, поэтому будущая легенда России в детстве проводил большую часть свободного времени за чтением.

В свободное время юноша очень любил ходить на «барахолку» Сухаревского рынка. Его привлекали картины старых мастеров, и уже к 20 годам он стал владельцем более десятка подобных полотен. Тогда же его в первый раз «развели», подсунув вместо оригинальной картины ее дешевую подделку.

Павел Михайлович Третьяков. Источник wikimedia.org

Будущий предприниматель мгновенно смекнул, что если не хочет и в дальнейшем ошибаться, то должен для своей коллекции приобретать картины только современных художников. Лучше всего – у них самих.

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль 23.08.2020, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить 23.08.2020, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире 23.08.2020, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др 23.08.2020, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи 23.08.2020, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме 23.08.2020, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала 23.08.2020, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Импровизации и франтихи

Главные сокровища выставки представлены на выгородке в центре второго зала. В первую очередь это «Импровизация № 34» Василия Кандинского.

— Когда к нам пришла эта работа без стекла и дополнительной рамы, мы были удивлены, потому что картины такого уровня в Третьяковской галерее без дополнительной защиты не транспортируются, — поделилась с «Известиями» хранитель выставок Дарья Филипповская. — Мы посоветовали коллегам позаботиться о дальнейшей сохранности шедевра, ведь эта работа Кандинского редко бывает дома. Переезжает с выставки на выставку. Мы и сами хотели получить полотно год назад, но оно было в очередном путешествии.

Василий Кандинский делил свои основные произведения на импрессии, импровизации и композиции. Последняя группа — самые отдаленные от реальности. Импровизации же — посередине между полной абстракцией и фигуративностью (пусть и условной).

Из Казани — брал: Третьяковка демонстрирует шедевры из Татарстана_1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Несмотря на абстракцию, творчество Кандинского очень аналитично, — поясняет куратор. — Как-то он вошел в свою мастерскую и увидел невероятно красивую картину. Кандинский поразился: что за художник ее создал? Откуда она здесь? Оказалось, что это его собственная работа, которая стояла на боку. В тот момент художник осознал, что его живописи предметность не нужна.

Главное, на что он опирался в своем искусстве, — цвета, их соотношение и эмоциональное воздействие.

Среди других важных работ — «Провинциальная франтиха» Михаила Ларионова. Портрет девушки в голубом создан в период увлечения художника примитивизмом. Произведения такого уровня достойны места в главных музеях страны. И это лишнее свидетельство того, что в регионах множество сокровищ авангарда. Виной тому — история страны.

Из Казани — брал: Третьяковка демонстрирует шедевры из Татарстана_4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Казанское собрание берет начало в 1920 году. Тогда из Москвы в Татарстан передали 132 работы молодых советских художников. Это была часть грандиозных планов Отдела ИЗО Наркомпроса. Впервые в мировой практике власти собирались создать сеть музеев современного искусства в СССР. Для Казани картины отбирал Александр Родченко. Этим и объясняется их художественный уровень. Картины, созданные на рубеже XIX–XX веков — лучшее, что есть в собрании ГМИИ РТ.

Теперь они пусть и временно, но вернулись в Москву. Как сказала на открытии выставки директор Третьяковки Зельфира Трегулова, по случаю юбилея галерея должна делать подарки, а получилось — наоборот. Оценить щедрость республики, празднующей круглую дату, можно до ноября.

Мультфильмы в музее и песни соцлагеря

Кличество заболевших COVID-19 в Москве каждый день — 600-700 человек, как музей будет обеспечивать безопасность кинозрителей?

Зельфира Трегулова: Одна из трех киноплощадок Третьяковской галереи — летний, открытый кинотеатр, который мы сделали во внутреннем дворе Новой Третьяковки. Естественно, будем соблюдать все санитарные нормы. Будет свободная рассадка с учетом социального дистанцирования в шахматном порядке. Разумеется, будем проводить санитарную влажную уборку и т.д. Впрочем, это касается всех наших кинозалов — и в Инженерном корпусе, и в Западном крыле Новой Третьяковки. Но преимущество летнего кинотеатра еще в том, что во внутренний дворик выходит терраса музейного кафе, где можно и перекусить в ожидании сеанса.

Программа кинопоказов привязана к выставкам?

Зельфира Трегулова: Жесткой привязки нет. Но мы стараемся выстраивать параллели с выставками. Другая часть кинопрограмм- это ретроспективы, которые мы делаем с Гёте-Институтом, Японским фондом, Итальянским институтом культуры, Французским институтом… В прошлом году мы получили в дар более трёхсот немецких фильмов на плёнке от Гёте-Института, которые вместе с ранее подаренными плёночными копиями фильмов Александра Сокурова, стали основой собственной фильмотеки Третьяковки. Плюс наш кинозал — одна из площадок фестиваля фильмов об искусстве, который организует The Art Newspaper Russia, а также Московского международного кинофестиваля.

Относительно недавно мы стали проводить предпремьерные показы наиболее интересного, в основном арт-хаусного кино, в том числе российского. На показе картины «Нелюбовь» Андрея Звягинцева зал в Инженерном корпусе был забит под завязку.

У вас цифровое проекционное оборудование?

Зельфира Трегулова: Да, у нас современное оборудование для показа фильмов в формате dcp. Но мы регулярно показываем кино на пленке 35 мм и даже 16 мм. На ретроспективах японского кино почти все картины традиционно шли на пленке. Равно, как и фильмы кинопрограммы к выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». У нас появился свой зритель, который оценил и качество проекции, и подбор фильмов, и комфорт залов. В 2019-м наши киносеансы посетили около 25 тысяч человек.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Илья Репин. «Запорожцы». Источник wikimedia.org

В 1890 году Илья Репин написал картину «Запорожцы», которую Павел Третьяков незамедлительно решил приобрести. Но не успел. Его опередил император Александр III, отказать которому художник попросту не мог.

Илья Репин сделал для Третьякова ее авторскую копию. Она длительное время являлась изюминкой Третьяковки, которую в галерее смогли оценить миллионы посетителей.

В 1930-е годы советское правительство провело перераспределение некоторых шедевров Третьяковки по провинциальным музеям. «Запорожцы» достались Харьковскому художественному музею, в котором экспонируются и по сей день.

«Мишки» без своего автора

Иван Шишкин «Утро в сосновом бору». Источник wikimedia.org

Одним из шедевров Третьяковки считается «Утро в сосновом бору» (1889). Эта картина смотрит на нас с этикеток шоколадных конфет «Мишка косолапый», которые кондитерская фабрика «Эйнемъ» начала производить еще в дореволюционные времена.

Над полотном работали два художника. Иван Шишкин рисовал пейзаж сказочного леса, а Константин Савицкий – медведей.

Картина настолько понравилась Павлу Третьякову, что он без раздумий выложил авторам четыре тысячи рублей. Но, вернувшись домой, лично смыл подпись Савицкого скипидаром.

По его мнению, подпись одного художника Шишкина намного лучше ассоциировалась с названием картины «Утро в сосновом бору».

История

Коллекция Третьяковской галереи начала формироваться в середине 19 века как частное собрание братьев-меценатов Павла и Сергея Третьяковых. Тогда они приобрели первые произведения Крамского, Куинджи, Ге, Перова, Шишкина, Верещагина, чуть позже — Репина, Васнецова, Маковского, Прянишникова.

В 1867 году Третьяковы открыли для публики галерею в своем особняке в Лаврушкинском переулке. Вход был свободным для всех.

После революции Третьяковку национализировали, а ее собрание пополнили конфискованные коллекции живописи из дворянских усадеб. Во время Великой Отечественной войны большую часть картин эвакуировали в Новосибирск и Пермь.

Когда «Художник говорит»…

Недавно музей выложил в сеть новые фильмы из серии «Художник говорит». Речь о мини-сериалах с Виктором Пивоваровым и Игорем Макаревичем. Абсолютно захватывающие работы. Раньше были сняты фильмы с Эриком Булатовым, Игорем Шелковским, Леонидом Соковым. Чем определяется выбор героев?

Зельфира Трегулова: Прежде всего — этапными выставками современных художников, показанными у нас в последние годы. Первоначальный импульс был простой — запечатлеть опыт работы музея с этими мастерами. Выставка Леонида Сокова, которая вела диалог с искусством ХХ века в нашей постоянной экспозиции, стала событием 2016-го. А в 2015-м Игорь Макаревич и Елена Елагина сделали проект «Макаревич — Елагина. Анализ искусства».

ГИМ впервые показывает свое собрание Федора Рокотова

Знаете, когда мы снимали Леонида Петровича Сокова, рассказывавшего о своей выставке, ни у кого мысли не было, что это наш последний шанс запечатлеть разговор с потрясающе умным, ярким, мощным русским художником ХХ века. Мы просто наслаждались общением с ним, возможностью заглянуть в его лабораторию, понять его методологию, подход к искусству. И это побудило нас вместе с Arzamas»ом запустить цикл документальных фильмов — уже с Эриком Булатовым, Игорем Шелковским, Игорем Макаревичем, Виктором Пивоваровым.

Но проектов с Виктором Пивоваровым последнее время Третьяковская галерея не делала. Его выставки были в ММОМА, в «Гараже» и ГМИИ им. А.С.Пушкина, в Мультимедиа Арт Музее Москвы…

Зельфира Трегулова: Но первая большая выставка Пивоварова «Шаги механика» в 2004 году открылась именно в Третьяковской галерее. Ретроспективу Эрика Булатова, первую в России, музей показал в 2006-м.

Мини-сериалы с Виктором Пивоваровым и Игорем Макаревичем интересны еще и тем, что позволяют зрителю «войти» в круг художников московского концептуализма, который был достаточно замкнутым. Вы планируете снять фильмы с другими авторами этого круга?

Зельфира Трегулова: …Например, с Ильей Кабаковым? Я страшно жалею, что перед выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых нам не удалось снять фильм с ними и о них. А сейчас это практически невозможно из-за пандемии.

Антон Желнов снял фильм «Бедные люди. Кабаковы».

Зельфира Трегулова: Да. Но мы хотели снять по-другому. Не о личной судьбе художника, его жизни, а о значительнейшем отечественном художнике в контексте мирового искусства.

Кроме того, эти документальные фильмы сняты с художниками, которые продолжают работать. Энергия рождения художественной мысли, мира здесь и сейчас — это именно то, что создает нерв этих картин.

Ключевой вопрос

Замысел серии «Художник говорит» как-то был связан с Музеем московского концептуализма?

Зельфира Трегулова: Нет. Мы начинали снимать эти фильмы в 2016-м на выставке Леонида Сокова. Идея превратить мастерскую Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Музей московского концептуализма, который стал бы филиалом Третьяковской галереи, возникла году в 2017-м. Благодаря поддержке Диляры Аллахвердовой мы смогли прирасти еще пространством соседней мастерской, где будут располагаться музейные помещения и зал образовательных программ.

Но эта серия связана с музеем в том смысле, что помогает зафиксировать очень важные поиски, моменты, открытия интеллектуальной и художественной жизни последней трети ХХ века.

Революционеры и пуантилизм

Экспозиция охватывает все этапы развития русского авангарда, начиная с символизма, предвосхитившего новые, революционные формы живописи, и заканчивая кубизмом, футуризмом, примитивизмом, абстракционизмом. Ярко представлены объединения «Бубновый валет», «Мир искусства», «Голубая роза».

Начинается путешествие с русского импрессионизма. «Морозная ночь» Николая Мещерина написана маслом маленькими мазками — так, что кажется, будто это работа пастелью. Тот же стиль был в моде и во Франции. Но на картинах европейских живописцев не увидишь березу, покрытую инеем. Рядом — натюрморт «Утренний чай» Игоря Грабаря. Он писал его в 1917 году в имении Мещерина в Дугино. В казанской коллекции работы друзей встретились.

Из Казани — брал: Третьяковка демонстрирует шедевры из Татарстана_5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Отдал дань постимпрессионизму и Давид Бурлюк. Его пуантилистический «Пейзаж с домом» совсем не похож на поздние работы.

— Через стадии импрессионизма проходили многие, — поясняет куратор выставки Надежда Мусянкова. — Но здесь на выставке эти работы гармонично соединились. Хотя у их авторов очень разные судьбы.

«Юный живописец»

«Юный живописец» Ивана Фирсова. Источник wikimedia.org

Павел Третьяков лично приобрел этот замечательный холст, подписанный именем Антона Лосенко, считающегося основоположником русской исторической живописи.

Но эксперты заметили, что стиль ее написания серьезно отличается от работ Лосенко. При жизни Третьякова об этом старались открыто не говорить, но в 1910-х годах Попечительский совет галереи решил отдать ее на независимую экспертизу.

Каким же было удивление, когда под смытыми инициалами Антона Лосенко обнаружили подпись другого художника! Сегодня «Юный живописец», написанный в 1765-1768 годах, имеет подпись настоящего автора – русского художника Ивана Фирсова.

«Девочка с персиками» и «Неизвестная»

Современная экспозиция Третьяковской галереи имеет картины, которые ее создатель при жизни категорически отказывался приобретать.

Картина «Неизвестная», или, как сегодня принято ее называть, «Портрет неизвестной» была написана Иваном Крамским в 1883 году. Ознакомившийся с ней Павел Третьяков заявил, что изображенная на полотне девушка излишне красива, а сама картина страдает отсутствием реалистичности.

Он отказался от покупки картины, но после его смерти она была приобретена Попечительским советом Третьяковки, став одним из ее шедевров. Во времена СССР репродукции и копии «Портрета неизвестной» получили широкое распространение, и их можно было увидеть на стенах тысяч советских квартир.

Подобная история и с картиной Валентина Серова «Девочка с персиками» (1887), которую Павел Третьяков не жалел видеть в своей галерее, но она в ней все же находится.

«Девочка с персиками». Картина Валентина Серова. Источник wikimedia.org

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Мало кому известно, что картину Ильи Репина, больше известную как «Иван Грозный убивает своего сына» (1885), в течение нескольких лет было категорически запрещено демонстрировать на выставках. Цензура считала, что она наносит сильнейший удар по царизму и православной религии.

Павел Третьяков добился отмены запрета и вывесил полотно в своей галерее. Правда, это не защитило ее от нападения. В 1913 году иконописец-старообрядец Абрам Балашов исполосовал ее ножом, заявляя, что она написана самим дьяволом. Благо, что в то время Илья Репин был еще жив и собственноручно исправил нанесенные повреждения.

Нападение повторилось в мае нынешнего года. 37-летний Игорь Подпорин разбил стекло картины с помощью металлического столбика ограждения, после чего несколько раз ударил им холст. Полицейским он рассказал, что действовал спонтанно под управлением «голосов свыше», но правоохранители считают это нападение целенаправленной и хорошо подготовленной акцией.

Сегодня картина находится на реставрации. Специалисты радуются хотя бы тому, что лица и руки персонажей, считающиеся главными элементами композиции, от действий вандала не пострадали.

Праздник цвета

Выставка посвящена 100-летию Республики Татарстан, но изобразительно никак не связана с этим регионом. Экспозиция получилась очень праздничная. Здесь много натюрмортов с цветами, женских портретов.

Из Казани — брал: Третьяковка демонстрирует шедевры из Татарстана_3

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Один из самых известных холстов в экспозиции — «Лиза на солнце» Роберта Фалька. Это изображение Елизаветы Потехиной, тогда еще невесты художника. Работа демонстрируется в Третьяковке всего месяц: уже в конце сентября она отправится на выставку русского искусства в Потсдам.

Есть здесь и редкая работа Александра Родченко «Девушка с цветком». Государственному музею изобразительных искусств Татарстана она была подарена дочерью художника.

Из Казани — брал: Третьяковка демонстрирует шедевры из Татарстана_2

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Это целая серия изображений девушек, которую Родченко создал под влиянием увлечения кубофутуризмом, — отметила Надежда Мусянкова. — В то время в Казань, уроженцем которой был Александр Михайлович, приехал Владимир Маяковский. Вдохновленный диспутом с поэтом и его стихами, Родченко понял, что надо писать как-то иначе. На тот момент он учился у казанца Николая Фешина в художественной школе и был волен экспериментировать. Кстати, Казань стала судьбоносным городом для Родченко. Там он познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой.

Хобби, ставшее смыслом жизни

В возрасте 23 лет Павел Третьяков решил не только коллекционировать картины, но и выставлять их для всеобщего обозрения. Современные исследователи обнаружили расписку, которую 22 мая 1856 года Павел Третьяков выдал художнику Василию Худякову за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853), назвав этот день началом основания Третьяковской галереи.

Василий Худяков. «Стычка с финляндскими контрабандистами». Источник wikimedia.org

Постепенно хобби полностью завладело умом молодого предпринимателя. Он лично подбирал и приобретал картины российских мастеров, поручив живущему в Европе брату Сергею заняться скупкой картин лучших западных художников.

Когда «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» стала доступна широкой публике, ее экспозиция состояла из 1276 картин, 471 рисунка и 10 скульптур русских художников, а также 84 картин иностранных мастеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector