Виды архитектурных стилей в строительстве

Архитектура как вид искусства

Дом над водопадом. Арх. Фрэнк Ллойд Райт

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры. В отличие от утилитарного строительства и эстетической деятельности (гармонизации окружающей среды), например дизайна, архитектура как искусство решает художественно-образные задачи, т. е. выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени и месте человека в окружающем мире

Историческое развитие общества определяет функции, композиционные типы и жанры архитектурного творчества (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются неиконическими (конвенциональными) знаками, или абстрагированными образами, предметов, явлений, действий обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. Прагматическая оценка произведения архитектуры определяется представлениями о его способности обслуживать своё функциональное предназначение.

По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

Однако такая формальная морфология оспаривается учеными. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями. Особенно подвержены изменению интерьеры. Они «живут» вместе с людьми и зависят от смены владельцев, их вкусов, моды и изменений функций, символики и престижности сооружений. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени. Оно имеет длительность и композиционную направленность движения зрителя в архитектурном пространстве экстерьера и интерьера. Существенно меняется в веках семантика и символика зданий. Поэтому теоретик архитектуры А. И. Некрасов писал, что архитектура является «вместилищем жизни», поэтому архитектурное пространство «воспринимается специфически», а материалом искусства архитектуры являются «не камень или дерево, а пространство и время» .

Таким образом, архитектура как художественно-образное «мышление в камне» (определение Г. К. Вагнера) относится к пространственно-временным видам искусства. Кроме того, оно характерно и собственной, специфической изобразительностью . Интеграционные трансморфологические процессы в искусстве XX-XXI веков приводят к сближению жанров, форм и методов архитектурного, изобразительного и дизайнерского творчества .

Выразительными средствами архитектурного искусства являются композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет используемых материалов. На эстетическое воздействие произведений архитектуры в значительной степени влияет конструктивное решение. Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. В этом заключается смысл понятия «тектоничность». Если создаётся впечатление недостаточности материала, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, однако наблюдаемый избыток материала, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции. Архитектуру как искусство часто называют «застывшей музыкой».

Историзм в архитектуре Викторианской эпохи

Включает в себя многоликость архитектурных стилей, появившихся в Британии с 1837 по 1901 годы во времена королевы Виктории. Архитекторы приняли идеи готики и добавили французские, итальянские, тюдоровские и даже египетские детали по своему усмотрению, смешивая неоклассические условности с восточными темами для создания оригинальных структур.

Викторианский стиль. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Индустриальная революция в стране усилила эту тенденцию через увеличение и разнообразие производства строительных материалов. В эту эпоху были разработаны новые методы строительства, т.к. архитекторы стали включать сталь и чугун как строительный материал для коммерческих зданий. В результате поздние викторианские дома становились все более богато украшенными.

Викторианская эпоха породила несколько известных стилей, включая

  • неоготику,
  • неоренессанс,
  • неоампир и другие стили.

Викторианский стиль. Сент-Панкрас Мидленд Гранд Отель, Лондон

Псевдорусский стиль и его представители

На территории России стиль модерн вобрал в себя приемы, которые были присущи архитектуре Древней Руси, а потом соединил их с европейскими чертами. Это стиль получил название «псевдорусский».

Крыши зданий высокие, шатровые или двускатные. Окна прямоугольной формы или полуциркульные. Часто их украшают резными наличниками или висячей гирькой. Особенностью дверей является козырек на консолях, также их украшают сенью с колоннами. Линии строгие, с плавными бочкообразными изгибами.

Среди архитекторов, творивших в этом направлении, выделяют Ивана Павловича Ропета. Его рождение пришлось на 1845 г. Фамилия архитектора — Петров, а под псевдонимом Ропет он прославился как основатель русского стиля.

Древнерусское строение архитектора Ивана Павловича Ропета.

В детстве мальчик любил фольклор, интересовался древнерусским зодчеством. Поступив в Академию художеств, принял участие в создании журнала, который назывался «Мотивы русской архитектуры».

В издании освещались многие его работы. Это проекты загородных домов и наработки, которые он готовил для международных выставок. Приводились образцы павильонов, зданий служебного назначения. Все строения отличались неповторимой отделкой, резным кружевом деталей. Современники архитектора назвали этот стиль «ропетовщиной».

Архитектор смело использовал в своих проектах крестьянские мотивы, которые присущи допетровской эпохе.

Многим нравились его работы, но часть современников встречала их с иронией. Красивыми считались здания в европейском стиле, который был принесен в высшее общество Петром I.

Несмотря на скептиков, Ропет получил признание в Париже. Это произошло в 1878 г., когда проводилась всемирная выставка. В качестве экспоната он представил Теремной дворец, созданный в древнерусском стиле. Другими выставочными экземплярами были Русская изба и Буфет русского отдела.

Теремной дворец Московского Кремля.

Секцию, где демонстрировались экспонаты, посещали больше всего. Этот факт отметили все французские газеты. Деревянный терем вызвал восхищение, ничего подобного публика еще не видела.

Деревянный терем не дошел до XXI в., поэтому полюбоваться на него можно только на картинах или при изучении эскизов.

Вернувшись с выставки из Парижа, Ропет стал знаменит на родине. Его всегда приглашали на выставочные мероприятия. В 1888 г. он привез экспонат в Копенгаген, на международную выставку. В Чикаго в 1893 г. он спроектировал строительный павильон.

Даже в Японии здание русского посольства было построено по мотивам плана, которые архитектор создал еще в 1875 г. Годом позже он создал планы павильонов для Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде.

Из зданий Ропета уцелели следующие:

  • деревянный терем под Костромой;
  • здание Государственной филармонии в Барнауле;
  • Баня-теремок, которая была построена по заказу Саввы Мамонтова в Абрамцево под Москвой.

Последнее строение в псевдорусском стиле имело этаж с мезонином. Крыльцо было сделано резным, а четырехскатную кровлю покрыли суриком. Крышу терема раскрасили «в шашечку».

Виктора Александровича Гартмана можно назвать одним из отцов-основателей псевдорусского стиля. Будущий архитектор родился в 1834 г., в семье чиновника родом из Франции. Мальчик рано осиротел, поэтому воспитывался в доме своего дяди, архитектора.

Юноша сначала поступил в Горный корпус, а затем в Академию художеств. После 4 лет проживания в Европе он привез домой множество рисунков.

Говоря о его творческом пути, его можно назвать неудачным. Большинство проектов Гартмана не было воплощено. Но в Новгороде можно полюбоваться на памятник в честь Тысячелетия России, а в Москве стоит типография Мамонтова. Ворота в Киеве, над созданием которых работал архитектор, так и не были построены.

Типография Мамонтова архитектора Виктора Александровича Гартмана.

Этимология слов «архитектура» и «зодчество»

Русское слово «архитектура» через посредство польск. architektura заимствовано из лат. architectura. В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель».

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.‑слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя). С ним тесно связан древний глагол здати — строить, создавать. Первоначально зодчеством называли лишь каменное строительство. Летописи обычно разделяли понятие «создал» — построил каменное здание и «поставил» — деревянное.

Стиль Артс энд Крафт (Arts and Craft)

Влиятельное движение, которое приходится на конец Викторианской и Эдуардскую эпоху. Стиль набрал популярность в период с 1880 по 1920 годы. Архитекторы и художники движения обвиняли викторианцев в ненужной сложности и многочисленных излишествах в оформлении зданий, выступая за скромность и незателивость декораций ручной работы.

Cragside, Rothbury, Northumberland, 1885 (Richard Norman Shaw)

Они пытаются бороться с индустриализацией, которая угрожает естественному творчеству, восстанавливая ремесленные навыки. Сущность Артс энд Крафтс – это

  • возрождение средневековых стандартов и методов изготовления изделий,
  • использование местных материалов и традиционных конструкций,
  • свобода от любого навязанного стиля.

Ясность формы и структуры, ассимметричность, простота и традиционное строительство, элементы арт-нуво, кельтские и египетские мотивы лежат в основе архитектурных построек этого стиля.

Стиль Арт энд Крафтс. Watts gallery, Compton, Surrey, ВеликобританияЗдание Эдвардианской эпохи в Лондоне с элементами Ар-нуво

Родоночальником направления является британец Уильям Моррис. Несмотря на то, что его декоративные работы вдохновили арт-нуво своей красочностью и богатым орнаментом, в архитектурных постройках он предпочитал простые и скромные здания.

Теория архитектуры

Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Философ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Основная статья: Теория архитектуры

Строительный словарь
определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и о её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция, архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри.

№4. ХАЙ-ТЕК

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

9 примеров домов в стиле «Хай-тек» (фотографии из открытого доступа интернет ресурсов)

Стиль Хай-тек в чистом виде нечасто используется при возведении частного дома — обычно берут лишь некоторые его элементы, совмещая с близким по духу минимализмом. Направление возникло под влиянием индустриальной архитектуры, чем и объясняются его основные черты:

  • строгие прямые линии, сдержанность и лаконичность, практически полное отсутствие декора и наличие выступающих элементов конструкций;
  • основной цвет — серый, серебристо-металлический и близкие оттенки. Металл в стиле хай-тек — на особом счету;
  • наличие больших остекленных площадей;
  • если в интерьере хай-тек — это демонстрация передовых технологий и современной электроники, то в архитектуре — это новейшие инженерные решения, преобладание хромированного металла, а также стекла, пластика и реже дерева.

Коттедж в стилеХай-тек — для дерзких и смелых людей людей, которые ценят фантастические, современные и надежные решения.

Модернизм в архитектуре: стиль Авангард

Avant-garde — это инновационная и радикальная архитектура, которая хотела отличаться от «бездушного» вида современной архитектуры. Он включил в свои структуры прихоть и стилизацию, создавая уникальные здания. Его можно назвать модернистким, так как это бунтарский стиль, возникший в период революционных настроений в начале ХХ века. Молодёжь свергала устоявшиеся отношения, создавала новые контрастные образы, смело играла с формой и цветом, нарушала все правила и каноны в искусстве и архитектуре. Стилеобразующие направления: конструктивизм и рационализм.

Сальвадор Дали. Испания

На архитектуру оказывает влияние ее окружение

Система размещается в некотором окружении, и это окружение оказывает
влияние на архитектуру. Иногда это называют «архитектурой в контексте». В
основном, окружение определяет границы, в которых должна работать система,
а это, в свою очередь, влияет на архитектуру. Факторы окружения,
оказывающие влияние на архитектуру — это миссия бизнеса, которую будет
поддерживать архитектура, заинтересованные в системе лица, внутренние
технические ограничения (например, требование соответствовать стандартам
организации) и внешние технические ограничения (такие как необходимость
взаимодействовать с внешней системой или соответствовать внешним
регулятивным нормам).

И наоборот, как это ярко описано у Басса, Клементса и Кацмана (Bass,
Clements и Kazman), архитектура тоже
оказывает влияние на свое окружение. Создание архитектуры изменяет
окружение не только с технологической точки зрения — оно может, например,
привносить в организацию многократно используемые активы — создание
архитектуры может также изменить среду в терминах навыков, доступных в
пределах организации.

Когда речь заходит о преимущественно-программных системах, то следует
учитывать конкретные аспекты окружения, как было рассмотрено ранее в этой
статье. Чтобы программа приносила пользу, она должна работать. Для того
чтобы программа работала, ее запускают на некотором аппаратном
обеспечении. Поэтому результирующая система представляет собой сочетание
программного и аппаратного обеспечения, и именно это сочетание позволяет
добиться таких характеристик, как надежность и производительность.
Программное обеспечение не может достичь этих характеристик без
аппаратного обеспечения, на котором оно выполняется.

Стандарт IEEE Std 12207-1995, IEEE Standard for Information Technology —
Software Life Cycle Processes (Стандарт IEEE по информационным технологиям
— Процессы жизненного цикла приложения) определяет систему иначе, чем
ранее упомянутое определение стандарта IEE 1471 (которое концентрируется
на преимущественно-программных системах), но при этом согласуется с
определением системы в области системного проектирования:

интегрированный комплекс, состоящий из одного или
более процессов, аппаратных устройств, программ, средств и людей,
предоставляющий возможность удовлетворить данную потребность или
условие.

Техническое описание «A configuration of the Rational Unified Process
for Systems Engineering (RUP SE)» содержит похожее определение.

набор ресурсов, предоставляющий сервисы, которые
используются предприятием для выполнения цели или миссии бизнеса.
Компоненты системы обычно состоят из аппаратного обеспечения,
программного обеспечения, информационных ресурсов и сотрудников.

В области системного проектирования компромисс достигается за счет
использования программного обеспечения, аппаратного обеспечения и людей.
Например, если ключевым фактором является производительность, то
принимается решение реализовать определенные элементы системы в виде
аппаратных устройств, а не программ или людей. Еще один пример: чтобы
предоставить удобную для покупателей систему, принимается решение
предоставить клиентский интерфейс в виде человека, а не программы или
оборудования. Более сложные сценарии требуют добиться определенных
характеристик системы через сочетание программного, аппаратного
обеспечения и человека. (В соответствии с этим, в данном цикле статей в
некоторых случаях даются ссылки на элементы, не являющиеся программным
обеспечением.)

Интересно отметить, что системное проектирование особенно заинтересованно в
том, чтобы рассматривать программное и аппаратное обеспечение (а также
людей) как равноценные понятия, избегая таким образом неверных заключений,
в которых аппаратные устройства рассматриваются как элементы второго сорта
по сравнению с программами, или программное обеспечение рассматривается
как второсортное по сравнению аппаратными устройствами и являющееся
простым проводником для обеспечения нужной функции этих устройств.

Историзм и эклектика

Течение эклектизма в архитектуре распадается на два направления, которые желательно различать:

  • возрождение прошлых достижений в новых условиях, с новыми материалами (неогрек, неоготика, неоренессанс, необарокко, неоклассицизм и другие) и
  • экспериментальная эстетика.

Чтобы отделить одно от другого ввели термин «историзм». Он объединяет стили, которые черпают вдохновение в воссоздании исторических направлений или в имитации работы ремесленников прошлых веков.

Об этом надо всегда помнить, чтобы не было путаницы в голове. Если Вам говорят об эклектике, то, возможно, что речь идёт об историзме (как подвиде).

Ампир и Французкий классицизм

Во Франции Классицизм возник позже, чем в Англии.  Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского Классицизма.

Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Храм св. Женевьевы, Париж

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

Ещё его зовут

  • Императорским стилем, от французкого слова empire — империя,
  • Высоким классицизмом или
  • Наполеоновским стилем (по периоду правления).

Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Триумфальная арка в Париже.

Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.Соответствия:

  • В Британии — Регентский стиль,
  • в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
  • в  США — федеральный стиль.

Смотрите видео по теме:

Рекомендации по оформлению фасада

Минимализм в экстерьере – это всегда сочетание горизонтальных и вертикальных прямых. Даже крыша располагается не под наклоном, а горизонтально – на ней обустраивают террасы или смотровые площадки.

Здания в минималистском стиле часто называют «коробками». Но не все так примитивно, как кажется на первый взгляд – акцент сознательно смещен на созерцание идеальной геометрической формы и красоты природных фактур

Выбирая или разрабатывая собственный проект жилого дома в стиле минимализм, стоит обратить внимание на следующие особенности внешнего вида фасада:

  • Этажность. Как правило, подобные дома состоят из одного, реже двух этажей. Это обусловлено удобством эксплуатации здания: не придется беспокоиться о том, что маленький ребенок или пожилой человек будут преодолевать потенциально опасный лестничный проем, проводить коммуникации в такой дом и отапливать его гораздо проще, быстрее и дешевле.
  • Геометрические формы. Как говорилось выше, они должны быть простыми и лаконичными: плоская крыша, прямоугольные оконные и дверные проемы.
  • Фактуры. Природные, но максимально выявленные.
  • Цвет. Чем больше здание, тем, как правило, светлее его внешняя отделка. Но в моду входят фасады благородных оттенков серого цвета, а также с отделкой из натуральной древесины.
  • Линии. Тонкие и аккуратные, словно подчеркивающие натуру владельца дома. Люди, знающие толк в красоте, чаще всего выбирают минимализм, поскольку это подчеркивает их хороший вкус.

Архитектура может соответствовать некоторому архитектурному стилю

Большинство архитектур построены на основе систем, которые используют
сходные наборы интересов. Сходство может быть определено как архитектурный
стиль, который можно рассматривать как особый вид шаблона, хотя этот
шаблон часто является сложным и составным (когда одновременно применяются
несколько шаблонов). Как и шаблон, архитектурный стиль представляет собой
кодификацию опыта, и для разработчиков архитектур было бы неплохо ждать
случая, чтобы снова использовать этот опыт. Примеры архитектурных стилей
включают распределенный стиль, стиль «каналы и фильтры», стиль с
централизованной обработкой данных, стиль, построенный на правилах и так
далее. Конкретная система может демонстрировать более одного
архитектурного стиля. Вот как описывают архитектурный стиль Шоу и Гарлан
(Show and Garlan):

Еще одно определение в терминах UML:

Кроме повторного использования опыта, применение архитектурного стиля (или
шаблона) несколько облегчает жизнь разработчиков, поскольку стиль обычно
документирован в терминах рационального обоснования его использования
(следовательно, меньше придется обдумывать) и в терминах его структуры и
поведения (следовательно, придется выработать меньше документации по
архитектуре, поскольку вместо этого мы может просто обратиться к
стилю).

Примечания

  1. Архитектура // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 2. Ар-Би. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 256 с.: ил. — С. 21—22. — ISBN 5-85270-192-0 (кн. 2), ISBN 5-85270-218-8.
  2. ↑ Архитектура //Архитектура // Большой Энциклопедический словарь (рус.). — 2000.

  3. А. В. Иконников. Архитектура // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 296—302.
  4. Prak N. L. The Language of Architecture: A Contribution to Architectural Theory. The Hague-Paris, 1968
  5. А. Гутнов, В. Глазычев. Мир архитектуры. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 351 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-235-00487-6.
  6. Архитектура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. — 3. — Paris, 1951. — P. 78.
  8. Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. — М.: Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910-1914. — С. 246—247.
  9. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Издательство «Будiвельник». Киев, 1982
  10. Власов В. Г. Архитектура // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В.10 т. СПб.: Азбука-Классика, т. 1, 2004. С. 487—497.
  11. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. — М.: Искусство, 1970. — С. 355—357
  12. Некрасов А. И. Теория архитектуры. М.: Стройиздат, 1994. С. 41-42.
  13. Sedlmayr H. Die Architektur Borrominis. — Berlin, 1930; Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. — München, 1951; На рус. яз. см.: История архитектуры в избранных отрывках. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. С. 298—338
  14. Зедльмайр Х. Искусство и ситина. — . — М.: Искусствознание, 1999. — С. 10
  15. Письмо Б. Варки. Апрель — июнь 1547 г.
  16. Власов В. Г. Архитектура как изобразительное искусство. Теория открытой формы, принцип партиципации и синоптический подход в искусствознании // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». УралГАХУ, 2018. — № 61.
  17. Власов В. Г. Дизайн-архитектура и XXI век // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 41
  18. Власов В. Г. Архитектура — застывшая музыка или движущаяся мелодия? (спасёт гравитация, а не крещендо) // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2016. — № 53. — № 41.
  19. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

  20. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта. — М.: Стройиздат, 1976. — 136 с.
  21. Гидион, Зигфрид. Пространство. Время. Архитектура = Перевод. изд.: Raum, Zeit, Architektur: Die Entstehung einer neuen Tradition / S. Giedion — Ravensburg / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня.. — 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 39. — 455 с., ил. с.
  22. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 5. — 256 с., ил. с.
  23. Терминологический словарь по строительству на 12 языках. — М.: «Русский язык».

  24. Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И. Гегелло. — М.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, архитектуре и стр. материалам, 1960.
  25. Иллюстрация из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Франция, XVIII век
  26. Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3.
  27. , с. 25.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector