Фуллер, ричард бакминстер

Самодисциплина № 19: Всесторонне обучайтесь

Широта и глубина научного знания огромна, но это не помешало Фуллеру предпринять всестороннее образование самого себя. Он стремился всесторонне переварить инвентаризацию человеческого понимания всех химических соединений, весов, эксплуатационных характеристик, влияния способности к межслоевому распылению и так далее.

Это не остановилось там.

Фуллер взял на себя обязательство потреблять все данные, которые он мог иметь отношение к экономике, глобальной демографии, возможностям производства энергии, логистике и статистике естественного движения населения, которые были накоплены людьми.

Высокий порядок.

Самодисциплина № 21: Обеспечьте преимущество новой жизни

Фуллер говорит, что его вдохновил здоровый рождение второго ребенка, Аллегры, в 1927 году; Я ориентировал то, что я назвал «всесторонними, упреждающими научными стратегиями проектирования», чтобы в первую очередь использовать новую жизнь, рожденную в устройствах управления окружающей средой, которые я проектировал и разрабатывал ».

Он понимал, что проблемы, с которыми сталкивается человечество, займут пятьдесят лет, и организованные группы, такие как правительства и корпорации, были неспособны предоставить решения. Чтобы его дочь и совершенно новая человеческая жизнь жили в лучшем мире, ему нужно было запачкать руки.

Ночью надо спать

Это правило – не для настоящих гениев! Частью эксперимента, проводимого над собой, Фуллер сделал исследование полифазного сна. Его еще называют «сном гениев» или «волчьим сном». Все сутки человека делятся на несколько отрезков и перемежают короткие промежутки сна с бодрствованием. Считают, что так спал Леонардо да Винчи и до сих пор именно такой сон практикуют… животные. Эксперимент Фуллера считается наиболее долгим из документированных: он жил так 2 года (суммарно сон занимал у него всего 2 часа в сутки). При этом врачи подтверждали его прекрасное самочувствие. Закончил он такой режим потому, что его «расписание противоречило расписанию его компаньонов, которые настаивали на том, чтобы спать, как нормальные люди».

Прототип автономного дома Dymaxion — одна из первых разработок Ричарда Фуллера. Только сейчас мы возвращаемся к идее подобных недорогих переносных жилищ.

Еще один проект Ричарда Фуллера, опередивший свое время, — трехколесный автомобиль (Dymaxion-Auto, DymaxionCar). Концепт вмещал одиннадцать человек и мог разгоняться до 120 миль в час.

Глобальное видение Фуллера

Фуллер считал, что если человек, свободный от ограничений догмы и идеологии, попытается всеми доступными ему ресурсами посредством не-эгоцентричной мотивации найти реальные решения проблем человечества, то в нашей неизбежной эволюции к лучшему, человечество примет эти решения. Его собственные обязательства отражали эту основную веру и направляли работу его жизни на глобальные решения и развитие всей жизни на планете. Нечто, к чему, как он полагает, ни одна нация, частное предприятие, религия или другая многонациональная, способствующая предвзятости комбинация людей никогда не могла достичь.

Идеалы Бакминстера Фуллера были почетными. Однако, учитывая текущую динамику мира людей, я верю, что мы в конечном итоге уничтожим себя, несмотря на усилия таких людей, как Бакминстер Фуллер. В этом самоуничтожении мы будем использовать очень самоподдерживающие силы Вселенной, выделенные Фуллером, потому что выживание более крупного организма всегда будет превосходить выживание любого отдельного вида. Это никогда не может быть другим способом. Целое всегда будет искать гомеостаз – равновесие за счет какого-либо отдельного объекта или вида.

Я хочу ошибаться, но учитывая нашу нынешнюю стадию эволюции и нашу открытость для пропаганды и распространения страха, я не могу не ожидать этого. Подавляющее большинство людей познают себя только через ассоциации с большей группой – коллективным я. И именно благодаря этой групповой идентичности формируются наши мысли и убеждения. Наши мысли автоматические и предсказуемые. Мы жаждем больше вещей, более высокого социального статуса и принятия даже до наших микросоциальных взаимодействий. Как это ни парадоксально, именно в этой попытке найти подтверждение через отношения с другими, мы становимся неспособными видеть нашу истинную сущность и, следовательно, влияние наших действий на наше коллективное существование.

Несмотря на это, Бакминстер Фуллер проводил почетную линию и снова и снова доказывал обоснованность своей позиции. Хотя в первые дни вещи не всегда были полезны для него и его семьи, он, тем не менее, придерживался своих убеждений и стал маркером индивидуальных достижений человека.

Кем был Р. Бакминстер Фуллер?

Ричард Бакминстер Фуллер

Ричард Бакминстер Фуллер был уважаемым изобретателем и провидцем 20-го века, но его начинания не предполагали бы того уровня успеха, которого он достиг. Он родился в Милтоне, штат Массачусетс, 12 июля 1895 года у Ричарда Бакминстера Фуллера Снр и Кэролайн Уолкотт Эндрюс. В 1913 году Фуллер поступил в Гарвардский университет, но вскоре после этого был уволен за чрезмерное общение и пропущенные экзамены. Впоследствии он провел время, работая на лесопилке, и после безуспешных попыток возобновить свое образование в Гарварде он позже присоединился к ВМС США, где стал офицером.

Покинув ВМФ после Первой мировой войны, Фуллер вошел в деловой мир. Он присоединился к своему тестю в строительной отрасли, открыв четыре фабрики по созданию строительных компонентов. Но бизнес в конечном итоге потерпел неудачу, оставив Фуллера без денег и опозорившись, потеряв инвестиции, вложенные семьей и друзьями в этот процесс. Такова была финансовая потеря и потеря его чувства себя; он впал в глубокую депрессию и задумался о самоубийстве. Проведя почти два года в качестве отшельника в глубоком размышлении о природе своих отношений с миром, он понял, что не может покончить с собой. Вместо этого он решил выяснить, как он может внести наиболее ценный вклад в развитие всего человечества путем систематического проектирования и применения технологий.

# 8: Служить всему человечеству

Возможно, идеалистическую и наивную позицию, чтобы занять, но Фуллер решил посвятить себя, чтобы обеспечить решения для всего человечества в равной степени.

Он ушел в отставку, чтобы служить интересам всех людей, в отличие от традиционных личных и деловых мотивов, которые прежде всего направлены на самообслуживание.

Он настаивает на том, что его решение не было принято безрассудно или наивно-альтруистически. Но вместо этого думать, основываясь на доказательствах, содержащихся в его хронофиле, которые продемонстрировали, что, когда он был мотивирован, чтобы сначала служить другим, тогда он получал бы адекватную компенсацию.

Самодисциплина № 22: Роль Бога

Учитывая религиозное воспитание Фуллера, после прочтения работы ему кажется, что ему необходимо каким-то образом интегрировать Бога своей религии в набор верований, которые он построил на основе научных знаний и личного опыта. Для многих Бог не принадлежит науке; однако я верю, что Бог может быть примирен с наукой и фундаментальными законами вселенной. Бакминстер Фуллер понял то же самое.

В своей последней заметке о своих самодисциплинах он упоминает эту последнюю, как, возможно, самую значительную и влиятельную. В качестве такового я думаю, что лучше всего предложить Фуллера своими словами.

Применение самодисциплины Бакминстера Фуллера

Играй на высшем уровне

Похоже, что в глубине его депрессии и после неизбежного уничтожения себя в сознании Фуллера стихийно возникло большее значение и цель жизни. В этом он нашел причину жить и играть в игру по своей внутренней мотивации и, следовательно, на самом высоком уровне.

Это наша единственная ответственность. Пределы необходимы, но просто временные границы, которые мы должны выяснить, как преодолеть. Я верю, что если мы последуем нашему вдохновению и любопытству, эти границы станут постоянно увеличивающимися внешними кругами личности.

Следуй своим путем

Достижения Бакминстера Фуллера были замечательными, и я восхищаюсь им. Но нам не обязательно пытаться подражать его достижениям или достижениям любого другого успешного человека. Попытка сделать это наивно, потому что каждый из нас уникален.

Мы должны быть такими, какие мы есть, и хотя мы можем восхищаться достижениями великих людей, мы должны признать, что они такие же уникальные, как и мы. Мы должны идти своим путем.

Поместите личную честность выше всех других ценностей

Внешние мотивы, такие как погоня за статусом, автомобили, самолеты, привлекательные побочные удары и деньги в банке, – это материально полезные последствия сосредоточенной ежедневной работы. Они не могут поддерживать нас сами по себе. В жизни должно быть что-то большее, чем вещи.

Фуллер говорит о честности;

Каждый из нас несет ответственность только за себя, за то, чтобы быть верным тому, что нас зовет. Бакминстер Фуллер был прекрасным примером этого для меня.

22 самодисциплины Р. Бакминстера Фуллера

После прочтения провала Бакминстера Фуллера его история приобрела для меня большую значимость. Я мог относиться ко времени, которое он провел в одиночестве, пытаясь понять себя, понять свое место в мире. Я чувствовал себя еще более оправданным и искупленным за опыт моих более ранних неудач в бизнесе.

Странное чувство, когда мы находимся на оборванном краю жизни других людей, которые пережили то, что у нас есть. Есть дух товарищества, родство и понимание – ощущение, что мы вырезаны из одной ткани.

Однако мы должны быть осторожны, чтобы не поздравлять друг друга слишком сильно и не впадать в наше поражение. Читая « Критический путь» , последнюю опубликованную книгу Фуллера, определенно нет смысла валяться в этом первом поражении. Напротив, после того, как он вышел из кокона своего двухлетнего добровольного одиночества, кажется, что у него появилось зерно чего-то диаметрально противоположного этому первому провалу. У него было что-то, что впоследствии экспоненциально увеличилось бы, как он и предсказывал.

Другие вещи, о которых писал Фуллер, такие как «спонтанно порожденная поддержка», также находили отклик у меня. Фуллер полагал, что, если он работает на благо всего человечества, тогда необходимая необходимая поддержка появится в случае необходимости.

На его абсолютном низком и созерцательном самоубийстве с молодой семьей, без гроша, и, как он выразился; бросив вызов деловому миру , он принял ряд решений. Эти самодисциплины, в сочетании с влиянием его ранней жизни, оказались бы прочной основой, на которой он должен был построить свою жизнь и успех в работе.

Узконаправленные направления

Бакминстер Фуллер осознал, что общество озабочено индивидуальными, местными и национальными проблемами. В погоне за корыстными интересами политики, лидеры бизнеса и влиятельные лица не могли с большой уверенностью доверять глобальным проблемам. Политическое видение было слишком узким, а коллективное мышление – слишком коротким.

Когда мы видим свою жизнь как конечную, а не вечную через последующие поколения, когда мы не можем видеть за рамками наших личных интересов, становится невозможным служить человечеству в целом. Ресурсы кажутся ограниченными в этом конечном состоянии ума, и поэтому мы оправдываем все виды возмутительных действий в стремлении к росту и выживанию.

Фуллеру казалось очевидным, что только человек, действующий по собственной экономической и философской инициативе, может раскрыть решения, необходимые для глобальных проблем человечества. И поэтому он решил посвятить свою жизнь созданию мира, который одинаково подходит для всех людей, а не для золоченого 1%. Он стал практическим философом, демонстрируя свои универсальные концепции посредством изобретений, которые он назвал «артефактами».

Фуллер не ограничивал себя одной областью, а работал «всесторонним специалистом по прогнозному проектированию», пытаясь решить глобальные проблемы, связанные с образованием, энергетикой, разрушением окружающей среды и бедностью.

За всю свою жизнь Фуллер обладал 28 патентами, написал 28 книг и получил 47 почетных степеней. Геодезический купол был произведен более 300 000 раз по всему миру, является самым известным артефактом Фуллера и самым большим денежным заявлением на славу. Геодезический купол – полусферическая структура (решетка-оболочка) на основе геодезического многогранника.

Нельзя осчастливить все человечество

Ричард Фуллер относится к тем немногим людям, которые, тем не менее, хотя бы попытались это сделать. Идею, которая пришла к нему в самый тяжелый момент жизни, позднее он сам сформулирует так: «Посмотреть, что может один-единственный человек сделать на благо мира и всего человечества». Ради этого он начал свою деятельность как инженер и изобретатель. Возобновляемые источники энергии, проекты жилья и транспортных средств, которые будут более удобными, экономичными и смогут значительно облегчить существование всех людей на земле, – вот такие проекты, которые можно считать утопическими, стали целью его жизни.

Наиболее известное открытие Фуллера – геодезическая сфера. Это ячеистая структура, состоящая из тетраэдров, которая становится тем крепче, чем больших размеров достигает.

Нельзя проводить эксперименты над самим собой

Всю свою жизнь Ричард Фуллер считал одним большим, глобальным экспериментом. Как настоящий ученый, он вел журнал этого исследования. Причем данная часть его деятельности несравнима по трудоемкости ни с чем. Аналоги в истории, кажется, не известны. В течение 63 лет: с 1920 по 1983 год, – то есть до самой смерти, ученый вел подробную запись происходящих с ним событий КАЖДЫЕ 15 МИНУТ! Эту летопись он называл «Dymaxion Chronofiles» и вносил туда все появляющиеся у него идеи, чертежи, рисунки, вклеивал газетные вырезки. Этот труд представляет собой стопку тетрадей и альбомов высотой 270 футов (80 м). Считается, что это самая документированная человеческая жизнь в истории.

Биосфера Фуллера (павильон США на Экспо-67) на основе геодезической сферы. В мире сейчас установлено около 300 тысяч крупных конструкций, построенных по этому принципу.

Legacy

Fuller—architect, engineer, inventor, philosopher, author, cartographer, geometrician, futurist, teacher, and poet—established a reputation as one of the most original thinkers of the second half of the 20th century. He conceived of man as a passenger in a cosmic spaceship—a passenger whose only wealth consists in energy and information. Energy has two phases—associative (as atomic and molecule structures) and dissociative (as radiation)—and, according to the first law of thermodynamics, the energy of the universe cannot be decreased. Information, on the other hand, is negatively entropic; as knowledge, technology, “know-how,” it constantly increases. Research engenders research, and each technological advance multiplies the productive wealth of the world community. Consequently, “Spaceship Earth” is a regenerative system whose energy is progressively turned to human advantage and whose wealth increases by geometric increments.

Fuller’s book Nine Chains to the Moon (1938) is an outline of his general technological strategy for maximizing the social applications of energy resources. He further developed this and other themes in such works as No More Secondhand God (1962), Utopia or Oblivion (1969), Operating Manual for Spaceship Earth (1969), Earth, Inc. (1973), and Critical Path (1981).

Robert W. Marks

Самодисциплина № 12: Никогда не рекламируйте себя

Фуллер стремился никогда не рекламировать, не продавать себя и не платить кому-либо за это. Замечательная позиция, в полной мере о которой я не полностью осознаю. Тем не менее, эта самодисциплина очень интересна для меня, потому что, как кто-то распространяет информацию об их продукте или услуге, если мы не будем продвигать его?

Этот вопрос требует дальнейшего изучения с моей стороны.

Далее он сказал, что никогда не будет нанимать агентов или персонал, которые будут требовать какой-либо поддержки для его работы. Он считал, что человечество примет его новые системы и изобретения, когда возникнет потребность в выживании, которая возникнет эволюционным путем.

Основные проекты[править | править код]

Девятое небоправить | править код

«Девятое небо» (англ. Cloud nine) — воздушные жилища, предложенные Бакминстером Фуллером. Фуллер предположил, что эти жилища можно изготавливать в виде гигантских геодезических сфер, и давать им возможность левитировать за счёт нагретого воздуха. Геодезические сферы (структуры из треугольных компонентов, покрывающих поверхность сферы) становятся все более крепкими с увеличением размера, так как они перераспределяют напряжение по всей поверхности. Это теоретически позволяет строить сферы колоссальных размеров.

По мере увеличения размера сферы объём заключаемого ею пространства растёт быстрее, чем масса самой структуры (заключающей это пространство). Фуллер определил, что масса геодезической сферы шириной в милю будет ничтожна в сравнении с массой заключённого в ней воздуха. Он предположил, что даже если нагреть воздух внутри такой сферы всего на градус по сравнению с окружающим пространством, эта сфера может летать. Он вычислил, что такой шар мог бы поднять существенную массу, и это позволило бы строить летающие мини-города с населением в несколько тысяч человек. Подобные «девятые небеса» могли бы стоять на привязи, или быть свободно парящими, или мигрировать в зависимости от климатических и других условий окружающей среды.

Literature

His publications include:

  • 4-D Timelock (1928)
  • Nine Chains to the Moon (1938, ISBN 0224008005)
  • The Dymaxion World of Buckminster Fuller (1960, With Robert W. Marks. Anchor Press, Doubleday & Company, Inc. ISBN 0385018045)
  • Untitled Epic Poem on the History of Industrialization (1962, ISBN 0671204785)
  • Education Automation: Freeing the Scholar to Return to his Studies (1962, ISBN 0809301377) — online at
  • Operating Manual for Spaceship Earth (1963/1969/1971, ISBN 0525474331) — online at
  • Your Private Sky (ISBN 3907044886)
  • Ideas and Integrities (1969, ISBN 0020926308)
  • Utopia or Oblivion: The Prospects for Humanity (1969, ISBN 0713901349)
  • Approaching the Benign Environment (1970, ISBN 0817366415)
  • I Seem to Be a Verb (1970)
  • No More Secondhand God and Other Writings (1963/1971)
  • Buckminster Fuller to Children of Earth (1972, ISBN 0385029799)
  • Intuition (1972, ISBN 0385012446)
  • Earth, Inc. (1973, ISBN 0385018258)
  • Synergetics: Explorations in the Geometry of Thinking (1975/1979, ISBN 002541870X , ISBN 0025418807 ) — online at
  • And It Came to Pass—Not to Stay (1976, ISBN 0025418106)
  • Tetrascroll: Goldilocks and the Three Bears: A Cosmic Fairy Tale (1977/1982, ISBN 0312793626) — online at
  • R. Buckminster Fuller on Education (1979, ISBN 0870232762)
  • Critical Path (1981, ISBN 0312174918)
  • Grunch of Giants (1983, ISBN 0312351941) — online at
  • Inventions: the Patented Works of R. Buckminster Fuller (1983, ISBN 0312434774)
  • Humans in Universe (1983, Mouton. ISBN 0899250017); with Anwar Dil
  • Cosmography (1992, ISBN 0025418505)

Legacy

Fuller’s legacy won’t be fully-obvious for awhile. But in the meantime we can conclude that his efforts to prevent the extinction of the human race in the twentieth century were, in part, successful so far.

While we don’t all live in dymaxion dwelling machines (yet), we are beginning to see the need for such things. And more and more people are becoming familiar with the «invisible world,» while acknowledging the futility of the previously-dominant muscle-power frame of reference. (For example, David’s sling versus Goliath’s armaments.)

And while we don’t have a one world family yet, the increasing ease of movement between nations and the free-flow of information and ideas between people is undeniable, (for example, television and the Internet). This virtual dissolution of borders is making it possible for people to develop concern for the general welfare of strangers on distant areas of the planet.

Another sign of Fuller’s influence is the increasing discussion of doing more with less. (Although many proponents of less-is-more haven’t yet grasped the metaphysical aspect of ephemeralization, they are beginning to grasp the basic idea of using fewer resources. But population pressures will push society toward getting greater performance out of materials.)

More importantly, Fuller demonstrated that the Universe would support the efforts of people who dedicated themselves to serving all humanity.

In anticipation of his legacy being fully realized, here is a quote from the introduction to Grunch of Giants, (the entire text is available for download online ).

«I was convinced that within the twentieth century, all of humanity on our planet would enter a period of total crisis. I could see that there was an alternative to politics and its ever more wasteful, warring, and inherently vain attempts to solve one-sidedly all humanity’s basic economic and social problems.

«That alternative was through invention, development, and reduction to the physically working stages of massproduction prototypes of each member of a complete family of intercomplementary artifacts, structurally, mechanically, chemically, metallurgically, electromagnetically, and cybernetically designed to provide so much performance per each erg of energy, pound of material, and second of time invested as to make it eminently feasible and practicable to
provide a sustainable standard of living for all humanity—more advanced, pleasing, and increasingly productive than any ever experienced or dreamed of by anyone in all history. It was clear that this advanced level could be entirely sustained by the many derivatives of our daily income of Sun energy. It was clear that it could be attained and maintained by artifacts that would emancipate humans from piped, wired, and metered exploitation of the many by the few.

«This family of artifacts leading to such comprehensive human success I identified as livingry in contradistinction to politics’ weaponry. I called it technologically reforming the environment instead of trying politically to reform the people. (I explain that concept in great detail in the (book Grunch of Giants). I also elucidated it in my book Critical Path.)

«Equally important, I set about fifty-five years ago (1927) to see what a penniless, unknown human individual with a dependent wife and newborn child might be able to do effectively on behalf of all humanity in realistically developing such an alternative program. Being human, I made all the mistakes there were to be made, but I learned to learn by realistic recognition of the constituent facts of the mistake-making and attempted to understand what the uncovered truths were trying to teach me.

«In my (Philadelphia) archives
there are approximately forty thousand articles published during the last sixty years which successively document my progressive completions of the whole intercomplementary family of scheduled artifacts.»

It is impossible to do justice to Fuller in a short article, (for example, Everything I Know is 42 hours of videotape available online; and includes 1700 more hours of A-V material).

For a much more detailed view of Fuller’s contribution to humanity visit the Buckminster Fuller Institute in New York. For a glimpse into the books which helped shape Fuller’s thinking here is a list of the books he read .

Краткая биография автора

Краткая биография

Ричард Бакминстер Фуллер (англ. Richard Buckminster Fuller; 12 июля 1895 — 1 июля 1983) — американский архитектор, дизайнер, инженер и изобретатель.В течение своей жизни Фуллер задавался вопросом относительно того, есть ли у человечества шанс на долгосрочное и успешное выживание на планете Земля и если да, то каким образом. Считая себя з

Краткая биография

Ричард Бакминстер Фуллер (англ. Richard Buckminster Fuller; 12 июля 1895 — 1 июля 1983) — американский архитектор, дизайнер, инженер и изобретатель.В течение своей жизни Фуллер задавался вопросом относительно того, есть ли у человечества шанс на долгосрочное и успешное выживание на планете Земля и если да, то каким образом. Считая себя заурядным индивидом без особых денежных средств или учёной степени, он решил посвятить свою жизнь этому вопросу, пытаясь выяснить, что личности вроде него могут сделать для улучшения положения человечества из того, что большие организации, правительства или частные предприятия не могут выполнить в силу своей природы.На протяжении этого эксперимента всей жизни Фуллер написал двадцать восемь книг, выработав такие термины как «космический корабль „Земля“», «эфемеризация» и «синергетика». Он также сделал большое число изобретений, в основном в сфере дизайна и архитектуры, наиболее известным из которых является лёгкий и прочный «геодезический купол» — пространственная стальная сетчатая оболочка из прямых стержней.В последние годы жизни, после десятилетий работы над своими идеями, Фуллер достиг заметного общественного признания. Он путешествовал по миру, выступая с лекциями, и получил много почётных учёных степеней. Большинство его изобретений, однако, так и не поступили в массовое производство, а он сам подвергался сильной критике в большинстве областей, на которые он пытался повлиять (например, в архитектуре), или просто отвергался как безнадёжный утопист. Последователи Фуллера, с другой стороны, утверждают, что его работа ещё не получила того внимания, которого она заслуживает.В течение своей жизни Фуллер задавался вопросом относительно того, есть ли у человечества шанс на долгосрочное и успешное выживание на планете Земля и если да, то каким образом. Считая себя заурядным индивидом без особых денежных средств или учёной степени, он решил посвятить свою жизнь этому вопросу, пытаясь выяснить, что личности вроде него могут сделать для улучшения положения человечества из того, что большие организации, правительства или частные предприятия не могут выполнить в силу своей природы. На протяжении этого эксперимента всей жизни Фуллер написал двадцать восемь книг, выработав такие термины как «космический корабль “Земля”», «эфемеризация» и «синергетика». Он также сделал большое число изобретений, в основном в сфере дизайна и архитектуры, наиболее известным из которых является лёгкий и прочный «геодезический купол» — пространственная стальная сетчатая оболочка из прямых стержней. В последние годы жизни, после десятилетий работы над своими идеями, Фуллер достиг заметного общественного признания. Он путешествовал по миру, выступая с лекциями, и получил много почётных учёных степеней. Большинство его изобретений, однако, так и не поступили в массовое производство, а он сам подвергался сильной критике в большинстве областей, на которые он пытался повлиять (например, в архитектуре), или просто отвергался как безнадёжный утопист. Последователи Фуллера, с другой стороны, утверждают, что его работа ещё не получила того внимания, которого она заслуживает.На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Ричарда Фуллера в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Ричарда Фуллера в жанрах .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector