Завершилась реставрация дома наркомфина
Содержание:
- Спасение памятника конструктивизма
- «Не могу полюбить другие дома»
- Коммунальный дом — не коммуна
- Дом переходного типа
- Идеология
- Плинтус как произведение искусства
- Пересидеть и похвастаться перед хипстерами
- Страсти вокруг крыши
- Дом переходного типа: к светлому будущему через жилье
- Превратить дом в креативное пространство и заселить новых жильцов
- «Дом помог мне придумать проект»
- Жилые ячейки и летняя терраса
- «Лебедь» на Ленинградском шоссе
- Пандемия не помеха: как идет реставрация московских памятников
- Дом-корабль на Тульской
- «Надо снести и построить похожий»
Спасение памятника конструктивизма
Возможность комплексной реставрации Дома Наркомфина появилась в 2016 году — после консолидации прав собственности на помещения в здании в руках единого собственника ООО «Лига прав».
В 2015–2016 годах был разработан проект реставрации памятника архитектуры, основанный на комплексных научных исследованиях. В качестве главного архитектора проекта был приглашен Алексей Гинзбург — внук архитектора Моисея Гинзбурга.
Реализация проекта началась в июле 2017 года.
Сейчас демонтируются поздние надстройки и пристройки к историческому объему здания. В частности, проект предусматривает демонтаж надстроенного мансардного этажа и хозяйственных пристроек коммунального корпуса.
Часть первого этажа жилого корпуса, задуманная авторами как свободное пространство с сеткой колонн-опор, будет раскрыта от поздних пристроек. Благодаря этому Дому Наркомфина будет возвращен один из его главных признаков — композиция дома-корабля. Будет восстановлена историческая планировка первого этажа, включая галерею, вестибюльную группу, лестницу. Вновь появится большое открытое рекреационное пространство, включающее незастроенную часть первого этажа.
По историческим аналогам будут реставрированы и воссозданы элементы фасадов. Это будет сделано в соответствии с историческими аналогами. В их числе — витраж коммунального корпуса, оригинальные приямки со световыми фонарями, предназначенные для освещения подвальных помещений жилого и коммунального корпусов, оригинальные цветочницы жилого корпуса, оконные и дверные блоки, элементы инженерных коммуникаций, винтовая лестница на кровле, ограждения балконов и кровли.
На западном фасаде жилого корпуса на месте разбираемой поздней пристройки (шахте пассажирского лифта) на всю высоту здания устроят лифтовую шахту из современных несгораемых конструкций в объеме исторической трубы котельной.
Несущий железобетонный каркас здания останется без изменений. Его отреставрируют в соответствии с конструктивными решениями.
В здании планируется восстановить характерную схему инженерных коммуникаций внутри стен и перекрытий, систему гидроизоляции и схему озеленения. По сохранившимся аналогам будет воссоздано оригинальное наполнение внутренней среды дома — исторические радиаторы, кухонные элементы, сантехнические приборы, электроустановочные элементы, осветительные приборы, оконная и дверная фурнитура.
Также будет восстановлена историческая планировка коммунального корпуса — двусветные пространства залов, освещаемые стеклянной стеной-экраном, сетка несущих колонн, исторический объем лестницы, объединяющий все этажи корпуса с улицей крытым переходом, ведущим в жилой корпус. В подвале коммунального корпуса будут устроены подъемник с доступом на каждый этаж и санузлы.
Благодаря реставрации зданию возвратят историческую функцию, заложенную авторами проекта. Жилые ячейки, квартиры на седьмом и восьмом этажах и комнаты общежития жилого корпуса планируется использовать для постоянного и временного проживания. В подвале разместятся инженерные, технические помещения и помещение хранения. Здесь предполагается устроить ячейки-кладовые для каждой квартиры.
В составе входной вестибюльной группы главной лестницы планируется разместить музей.
Кровли жилого и коммунального корпусов, задуманные как солярий и рекреационная зона, вновь станут использоваться как общественные смотровые площадки. Здесь также планируется проводить различные мероприятия.
Коммунальный корпус, в котором до конца 1930-х годов располагалась столовая, снова станет предприятием общественного питания. В надземной части здания расположатся залы для посетителей, в подвале — хозяйственные и технические помещения кафе.
Окружающую Дом Наркомфина территорию благоустроят. Здесь появится прогулочная зона с сетью пешеходных дорожек, видовыми площадками и оригинальной системой озеленения.
Работы по реставрации Дома Наркомфина планируется завершить в 2019 году.
«Не могу полюбить другие дома»
Вокалист «Седьмой расы» Александр Растич
Я живу здесь уже 10 лет. Раньше мы снимали соседнюю ячейку, и она была скорее как творческая студия. Мы устраивали там музыкальные вечера, встречи. Учитывая, какая тут слышимость, не представляю, как соседи это терпели…
Александр Растич у себя дома. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Потом я переехал в эту ячейку, снимаю ее у собственника. В помещении с низким потолком здесь сделана полноценная кухня, а там, где высокие, у нас спальня. Здесь, на самом деле, довольно уютно жить. Аренда дороговата, но когда я смотрю другие квартиры, они мне кажутся каморками, я привык к этим большим потокам и свету. После Наркомфина сложно полюбить другие дома.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5
Коммунальный дом — не коммуна
«Вопреки расхожему мнению, Дом Наркомфина — не коммуна, — считает нужным подчеркнуть он. — Квартиры индивидуальные, в каждой — кухонный уголок. Если жильцам хотелось приготовить ужин самим, проблем не было. Несколько типов квартир — попытка Гинзбурга создать новую типологию жилища современного человека.
Мы поднимаемся в квартиры, где полным ходом идут восстановительные работы. Демонтированы перегородки, закрывавшие бетонные колонны, стоя на которых дом кажется летящим. Убраны все надстройки, искажавшие его исторический облик.
— Смотрите, никакие не клетушки, как часто слышишь. Самая маленькая — квартира-студия — площадью 37 «квадратов», но есть и по 78, и даже более 100 метров. Просторные ванные с окном. Большая часть квартир — двухуровневые.
Но особенно Гинзбург-дед любил играть высотами. В спальной между полом и потолком могло быть всего 2,30-2,50 метра, а в гостиной комнате 5х5, — раза в полтора, а то и два выше.
«Российская газета» следит за восстановлением дома Пикуля в Северодвинске
— В итоге даже при компактной планировке квартир достигается эффект очень богатого пространства — сложного и интересного, — комментирует Гинзбург-внук.
Но главное, что понял он: в этом доме нет ничего случайного. Все задумано так, чтобы человеку здесь было комфортно жить:
— Вот, к примеру, деревянные окна, замененные в 90-е годы варварски на пластиковые. Думаете, почему они сдвижные? Чтобы в маленьких комнатах створки не мешали. Вот и сейчас мы разработали копию окон, которые в точности повторяют те, что были. Это оказалось очень сложным процессом: латунные уголки, такие же задвижки, хорошего качества дерево. Для восстановления стен так же, как тогда, в 20-е годы, прямо на стройплощадке отливаются такие же бетонные блоки. Прежние разрушились под воздействием воды, попадавшей в швы во время многочисленных перестроек.
Или взять расположение комнат и их окраску. Все квартиры выходили на две стороны: спальни — на восток, где солнце с утра, и красились в цвета холодной гаммы. Гостиные — на запад, куда лучи попадали после полудня, там стены были теплых тонов. Так, изучив с технологами образцы сохранившейся штукатурки, реставраторы разрушили еще один стереотип, утверждавший, что современная авангардная архитектура была якобы нейтрально белой.
Именно научная реставрация стоит в основе сегодняшнего возрождения знаменитого на всю страну Дома Наркомфина. Речь идет не просто о косметическом ремонте, а именно о воссоздании. Сохранившиеся элементы здесь бережно консервируют, а утраченные — планомерно восстанавливают, как этого и требует венецианская хартия, принятая в Европе для реставрации памятников культурного наследия. «Это нужно для того, чтобы не вымывался дух дома и хранил печать своего времени», — говорит Алексей Гинзбург. Так что у всех нас есть шанс в скором времени увидеть Дом Наркомфина таким, каким он и был: работы по его возрождению планируется завершить уже в будущем году.
Москва бережно сохранила главные памятники конструктивизма. Фото: РИА Новости
Кстати
В 2014 году Москва получила золотую медаль Denkmal за восстановление первого памятника конструктивизма «Дома-коммуны» на улице Орджоникидзе, построенного в 1929 году по проекту архитектора Ивана Николаева. В этом году в столице закончена реставрация фасадов еще одного памятника той поры — дома-паровоза, или дома с трубой, на Новой Басманной улице. Сходство с локомотивом ему придает девятиэтажная башня, напоминающая паровозную трубу. Она появилась на углу здания в середине 1930-х, сам дом построен еще во второй половине XVIII века. Всего за последние семь лет в российской столице восстановлено 1168 памятников архитектуры. Среди них — здание скоропечатни Левенсона, Казанский вокзал, памятники А.С. Пушкину, Максиму Горькому и многие другие.
Справка «РГ»
Свое название Дом Наркомфина получил в связи с тем, что был предназначен для работников наркомата финансов. Проект его заказал народный комиссар финансов РСФСР Николай Милютин в 1924 году сразу после вступления в должность.
Дом переходного типа
Дом Наркмофина также называется домом переходного типа, символизируя переход от старого типа расселения к новому бытовому укладу. Его отличает ряд особенностей.
Жилые ячейки, предназначенные для индивидуального проживания семей, обеспечены минимально необходимыми элементами быта. Предполагалось, что значительную часть времени жильцы будут проводить в общественных помещениях дома. Кроме того, архитекторы предприняли попытку создать оптимальное по меркам эпохи жизненное пространство. Для этого внедрялись новаторские для своего времени конструктивные и архитектурные решения — планировочные решения ячеек, инсоляция, колористика интерьеров.
В Доме Наркомфина присутствует зримое, материальное воплощение конкретно-исторических концепций, во многом определивших жизнь людей в XXвеке.
Архитектурные принципы, разработанные Моисеем Гинзбургом и примененные при строительстве Дома Наркомфина, были переняты и реализованы в мировой архитектурной практике. В частности, в построенном в Бреслау (Вроцлав) по проекту Ганса Шаруна общежитии для холостых (1929 год), в проекте Ле Корбюзье «Марсельская жилая единица» (Unitéd’Habitation) (1945–1952 годы), который послужил прототипом для «жилых единиц», построенных Ле Корбюзье с некоторыми изменениями в 1957–1959 годах в Нант-Резе, Берлине, Брие-ан-Форе, а также позднее по его проекту в Фирмини (1968 год).
Разработанный авторами проекта социально-бытовой уклад жизни сохранялся в первые годы существования Дома Наркомфина. Прачечная, детский сад, столовая, спортивный зал, солярий широко использовались жильцами дома и жителями соседних зданий.
Позднее практически все трехкомнатные квартиры нижних этажей жилого корпуса достаточно быстро превратились в коммунальные, а функция коммунального корпуса была изменена. Сначала его переделали под типографию, а впоследствии приспособили под конструкторское бюро.
В 1940–1970-е годы значительным изменениям подверглась объемно-пространственная структура комплекса. В жилом корпусе полностью застроили первый этаж. Часть открытой террасы на крыше включили в состав квартиры седьмого этажа. К южной лестничной клетке на западном фасаде пристроили лифтовую шахту.
В коммунальном корпусе надстроили пятый этаж. На первом этаже со стороны южного и восточного фасадов возвели две бытовые пристройки. Витражное остекление первого и второго этажей северного фасада заменили капитальной стеной, а также устроили деревянные межэтажные перекрытия.
С момента постройки в здании не проводился ни капитальный ремонт, ни реставрация. Из-за многочисленных перепланировок внутреннего пространства квартир были изменены площади и конфигурации кухонных зон и санузлов. Также были заложены оконные проемы антресольного яруса. В большинстве квартир поверх исторического покрытия полов уложен паркет.
В 2006 году Дом Наркомфина был включен в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения (WorldMonumentsWatchListof100 MostEndangeredSites). Этот перечень формируют в некоммерческой организации World Monuments Fund.
К 2016 году общее техническое состояние Дома Наркмофина оценивалось как неудовлетворительное. Практически полностью уничтожена его историческая материальная среда, утрачены ценные архитектурные и художественные элементы — дверные и оконные блоки, поручни и ступени лестниц, ограждения балконов, инженерное оборудование, элементы освещения, оригинальные отделочные материалы, нарушена система водоотведения, гидроизоляция. Коммунальный корпус и часть помещений жилого корпуса находились в аварийном состоянии и не эксплуатировались.
Идеология
Несмотря на то, что дом Наркомата финансов часто именуется «домом-коммуной», автор проекта М. Гинзбург считал его «домом переходного типа» (от «буржуазного» дома к «социалистической» коммуне), поскольку в нём не полностью уничтожалась семейная структура, как это предполагалось в домах-коммунах. Называя его так, Гинзбург имел в виду, что обитатели оценят удобства общественного обслуживания и постепенно перейдут к новому бытовому укладу.
В отличие от домов-коммун в основе замысла Дома Наркомфина была идея создания комфортной жилой среды. Его структура намного богаче, чем структура многих других имевшихся тогда аналогов. Авторам проекта Гинзбургу и Милинису удалось скомпоновать жилые ячейки в единый корпус настолько необычно, что это заинтересовало даже самого Ле Корбюзье, побывавшего в Доме Наркомфина и посетившего лично квартиру Милютина.
Идея комфортабельного жилища нового типа требовала не только иной функциональной организации, но и нового пространственного воплощения.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов было построено шесть экспериментальных «коммунальных» домов переходного типа, причём три из них разработаны при непосредственном участии М. Гинзбурга как автора проекта.
Плинтус как произведение искусства
Арсений Афонин, организатор проекта «СофтКультура»
У нас здесь архитектурное бюро и курсы для архитекторов «СофтКультура». Мы выбрали именно эту ячейку потому, что в ней требовались минимальные изменения, чтобы сохранить аутентичность, показать архитектурные ценности и важные моменты, которые есть в этом доме. Наши ученики приходят сюда как на экскурсию. Ведь большинство из них слышали про Наркомфин, видели его чертежи, но только когда ты тут оказываешься, ты начинаешь понимать и чувствовать замысел архитектора. Многие к нам специально для этого приходят. Мы с удовольствием рассказываем, сделали о доме книгу.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 8
В первой комнате мы решили открыть старые стены и дошли до оригинального синего цвета 20-х годов, открыли старый паркет того же периода. Плинтуса, которые плавно закругляются к лестнице, очень ценная деталь, они редко где сохранились. Еще мы оставили от предыдущих хозяев швейную машинку, холодильник, вот тут можно видеть зарубки роста ребенка.
Площадь здесь небольшая, но мы не чувствуем этого за счет потолков. А вообще среда и конфигурация способствуют взаимодействию людей. Здесь нельзя жить, работать – и при этом ни с кем не общаться. Если ты одинокий интроверт, то дом, наверное, не для тебя, лучше обычный офис с кофемашиной.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Что касается судьбы дома, конечно, его надо реконструировать. Но есть много вопросов, в том числе и к материалам, из которых он сделан. Его нельзя «вылизывать» – он потеряет свою атмосферу. А если идти от вопроса сохранения наследия, здесь и стену покрасить в другой цвет нельзя. С этой точки зрения Наркомфин – дом компромиссов.
Пересидеть и похвастаться перед хипстерами
Креативное агентство «Мохнатый сыр»
Когда мы год назад въехали сюда, в коридоре были странные надписи на стенах, пустые окна, сквозняк. Потом его отремонтировали, закрыли балкон гипсокартонном, стало гораздо лучше.
В прошлом году мы много времени проводили на крыше. Солнечное затмение смотрели всем домом. Но сейчас туда сделали платный вход, и вообще многие интересные вещи потихоньку сворачиваются. Это похоже на какую-то страну-утопию, где сначала все можно и много интересного, но постепенно это сворачивается или запрещается.
Фото: dolbob.livejournal.com/
Нельзя сказать, что дом удобен. Он подходит для того, чтобы временно пересидеть в помещении с дешевой арендой. И повыпендриваться перед друзьями-хипстерами. «Я работаю в доме, признанном объектом культурного наследия, построенного самим Гинзбургом, здесь жил Дейнека» – а они «О, Дейнека, ни одной картины не видели, но звучит круто!»
Страсти вокруг крыши
Чайная Lemon Haze
Мы находимся в помещении пентхауса, который принадлежал Милютину, был им специально спроектирован под себя. Когда мы прошлым летом сюда въехали, здесь был чуть ли не сквот. Мы сначала ахнули от состояния помещения, потом прикинули смету и решили, что все-таки сделаем из него чайную. Работа была проделана огромная.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Помещение, на самом деле, шикарное, но жилым бы я его не назвал – нет ванны, кухни. Мы бы сделали здесь все еще лучше, но не позволяют нормы. Это памятник архитектуры, ты не можешь прийти и сам починить крышу. А глядя на нее, очень хочется. Мы отгородили себе небольшую часть и более-менее благоустроили в рамках того, что было позволено.
Недавно крышу сделали платной, что очень не нравится жильцам. Они снимали квартиры в доме с выходом на крышу, почему они должны за него теперь отдельно платить?
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5
Проект «Фитнес на крыше»
Мы проводим на крыше занятия по йоге, в том числе антигравити – йогу в гамаке. Такое же делаем во «Флаконе», но в Наркомфин больше народу ходит. Это удобное пространство, единственное, некоторые боятся заниматься в крайнем гамаке: там ощущается высота крыши.
Многие приходят именно из-за того, что это крыша Наркомфина. Однажды девушка пришла, говорит, я из окна своего дома увидела, как вы занимаетесь, вот тоже захотела попробовать.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 7
Мнение эксперта
Своими секретами мы… делились на верхней крыше – туда никто не мог подойти незамеченным. Когда мы подходили к перилам, просто дух захватывало от высоты. Видно оттуда было очень далеко, особенно на запад (до Кунцева) и на юг (до Новодевичьего монастыря). А утром и вечером был слышен бой Кремлевских курантов. Днем мы дружили с собаками и кошками, которых выпускали гулять на крышу, учили собак не обижать кошек, а вечерами смотрели салюты. Особенно красивым был салют в честь взятия Харькова. Он запомнился на всю жизнь.
Из книги «Жилой комплекс «Дом Наркомфина»
Екатерина Милютина
Дочь Николая Милютина, государственного деятеля, жителя и идеолога дома Наркомфина
Светлана Кондратьева
Сюжеты:
Интервью с людьми искусства
, Тренды города: все, что волнует столицу
Дом переходного типа: к светлому будущему через жилье
Дом Наркомфина на Новинском бульваре – экспериментальное здание, построенное архитектором Гинзбургом для работников Наркомата финансов СССР в 1930 году. Архитектор называл свое творение домом переходного типа. Планировка и наполнение двух корпусов, общественного и жилого, должны были способствовать постепенному переходу к новому образу жизни и новым ценностям. Например, жителей дома собирались освободить от кухонного рабства и необходимости стирать: в общественном корпусе должны были работать столовая и прачечная. Здесь были свой детский сад, библиотека, а на крыше можно было заниматься спортом и отдыхать.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5
Для жилого корпуса Гинзбург придумал уникальную планировку. Во-первых, корпус стоял на колоннах. Дело в том, что автор проекта считал первый этаж наименее пригодным для жизни, поэтому вовсе от него отказался. Во всем шестиэтажном доме было только два коридора, вдоль которых – двери в квартиры-ячейки. В нижнем коридоре были квартиры для семейных жильцов, наверху – меньшие по размерам для несемейных. Вход во многие из них начинался с лестницы, а пространство делилось на камерную спальную часть с потолком 2,3 метра и основную с потолком 3,6 метра. Удобства в самих квартирах были минимальные – маленький санузел, небольшая душевая кабина, в квартирах для семейных жильцов – небольшое место для готовки.
Интересно читать детские воспоминания Екатерины Милютиной, дочери одного из идеологов строительства дома и его жителя Николая Милютина.
Мнение эксперта
Для меня этот дом был целым миром – я родилась и выросла в нем. Уже входя во двор и видя его издали: белый (а после войны уже светло-желтый), на черных колоннах (потом уже без них), с голубыми лентами стекол, в которых отражалось небо, с цветами над окнами, с кирпично-красными трубами на крыше, с его изумительными пропорциями, – я чувствовала радость, подъем.
Нижний коридор (на втором этаже) был всегда таинственно полутемным с рядом дверей, ведущих на балкон-галерею, по которому так здорово было бегать, играть, прячась за колоннами, с которого так заманчиво было прыгать в снег с замирающим от ужаса сердцем. Верхний коридор, наоборот, был светлым, радостным; белым, с рядом черных и белых дверей, он казался солнечным даже в пасмурные дни. …. – Лестница приводила в солярий, на котором захватывало дух от высоты, от того, что перила из труб были совсем прозрачными, казалось их нет, ветер дунет посильнее, и ты улетишь вниз.
Из книги «Жилой комплекс «Дом Наркомфина»
Екатерина Милютина
Дочь Николая Милютина, государственного деятеля, жителя и идеолога дома Наркомфина
Превратить дом в креативное пространство и заселить новых жильцов
Если в 1930-е годы в Доме Наркомфина разные люди, находясь под одной крышей, должны были стать одной большой семьей, то сейчас это место, наоборот, пользуется популярностью и интересом у индивидуалистов — представителей творческих профессий, а также у тех, кто любит жить в необычных местах. На протяжении долгого времени здесь арендуют помещения дизайнеры и художники, а на крыше открыта студия йоги.
Ремонтно-реставрационные работы начаты этой весной и закончатся в 2019-м. До конца 2017 года здесь проведут демонтаж поздних надстроек и пристроек, работы по реставрации наружных стен, кровель, фонарей и подвальных помещений. Рабочие восстановят аварийные участки и воссоздадут металлические витражи коммунального корпуса.
В 2018 году вернут первоначальную структуру интерьерам жилого и коммунального корпуса, восстановят планировки квартир, коридоров, вестибюля и других общественных пространств. На финальном этапе специалисты проведут отделочные работы и благоустроят территорию. Проектом реставрации руководит архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.
«Дом помог мне придумать проект»
Сара Рамазанова, директор школы F.uk School
В первый раз я зашла в дом Наркомфина 10 августа прошлого года. Я открывала свою школу английского языка и выбирала место для творческой студии. И именно этот дом повлиял на формат обучения. Дело в том, что я долго не могла определить, как будет идти образование, что будет в основе – строгость или мягкость. Когда я въехала, на дворе был август и сентябрь, было тепло, открыта крыша – и, находясь здесь, я поняла, что преподавание в моей школе должно быть построено на взаимной теплоте. Эту теплоту мне навеял Наркомфин, и многие мне говорят, что я единственная ее так сильно чувствую.
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Мы тут действительно живем как семья. Ученики ходят сюда общаться, смотреть фильмы, иногда просят: «Можно мы у тебя тут просто посидим? «. Мы дружим со всеми соседями, и когда, например, ученики приносят выпечку, то я всегда делюсь ей с охранниками. И это не я такая добрая – это атмосфера дома.
Но в то же время, мне кажется, у дома есть своя грусть, и связана она с Гинзбургом. Та идея, которую он видел в своем творении, недолго просуществовала. А если бы он узнал, в какое состояние в итоге придет его дом, он бы мягко говоря огорчился.
Фотогалерея
Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 6
Жилые ячейки и летняя терраса
Жилой корпус Дома Наркомфина представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и высотой 17 метров. В торцах расположены лестничные клетки, всего две на всю длину.
Первый этаж высотой 2,5 метра состоит из круглых столбов — элементов каркаса здания.
На остальных этажах расположены квартиры — жилые ячейки, по терминологии 1920-х годов, — разных типов.
На втором и третьем этажах расположены квартиры для больших семей (тип К) площадью 90 квадратных метров.
На четвертом и шестом этажах — малометражные квартиры (тип F) площадью 37 квадратных метров.
В торцах дома, по обеим сторонам от лестниц, с входом непосредственно с лестничных клеток находятся квартиры типа 2F— сдвоенная ячейка типа F с двумя жилыми комнатами, а также столовой, передней, ванной, уборной и кухней.
В надстройке на уровне седьмого этажа — несколько комнат без отдельной ванной и туалета. Они рассчитаны на одного и несколько человек.
В этой же надстройке расположена бывшая квартира наркома финансов РСФСР Н.А. Милютина, по заказу которого и был создан проект дома.
Для отдыха на открытом воздухе жильцы дома могли использовать лоджию на втором этаже, соединенную с коридором, а также плоскую кровлю с солярием (шезлонги) и цветником.
Коммунальный корпус дома представляет собой почти кубическое по объему четырехэтажное здание (сторона куба — 10 метров). Каждые два этажа объединены между собой двусветными пространствами, обращенными на север и освещаемыми стеклянной стеной-экраном. Нижняя часть предназначалась под спортивный центр, верхняя — для столовой, помещений для отдыха и библиотеки. На плоской крыше здания была организована летняя терраса с металлической перголой.
«Лебедь» на Ленинградском шоссе
Панельный жилой комплекс «Лебедь» на берегу Химкинского водохранилища (Ленинградское шоссе, дома 29–35) когда-то был элитным — большую часть квартир в нем занимали представители советской номенклатуры, ученые и артисты. За несколько лет до появления проекта Дома авиаторов Андрей Меерсон создал дом-комплекс с обслуживанием — четыре шестнадцатиэтажных здания, стоящих на общем стилобате. Внутри комплекса размещалось все необходимое советскому гражданину — магазины, детский сад, химчистка и прачечная, медицинская комната, библиотека и многое другое. На крыше стилобата можно было отдыхать и заниматься спортом, а под ним находился гараж-стоянка на 300 мест. Фактически «Лебедь» представлял собой целый микрорайон, уместившийся в одном жилом комплексе.
Фасады домов выполнены из керамзитобетонных панелей, швы между которыми подчеркнуто грубо заделаны. Это сближает его по виду с массовой застройкой тех лет, однако внутри «Лебедь» серьезно отличался от обычных пяти- и девятиэтажек. Жильцов ждали квартиры с высокими потолками, просторными кухнями и лоджиями, большими комнатами, встроенными шкафами и многим другим.
Человек, проезжающий мимо комплекса по Ленинградскому шоссе, наблюдал интересный оптический эффект — четыре здания комплекса то сливались в единую монолитную стену, то разделялись на башни разной ширины. За проект «Лебедя» Андрей Меерсон получил Гран-при французской архитектурной выставки.
Пандемия не помеха: как идет реставрация московских памятников
С 2011 года в Москве отреставрировано 1445 объектов культурного наследия, в том числе 21 — в этом году.
В результате число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с 2010 года сократилось в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66 до 94 процентов.
С 13 апреля по 12 мая 2020 года реставрационные работы не проводились из-за вспышки коронавируса. За это время состояние ни одного из объектов не ухудшилось (всего действовало 590 разрешений на производство реставрационных работ). При этом современные технологии позволили проектировщикам и исследователям трудиться дистанционно.
Несмотря на все трудности, в этом году ожидается завершение реставрации около 200 памятников, в том числе таких знаковых, как Северный речной вокзал (Ленинградское шоссе, дом 51), кинотеатр «Художественный» (Арбатская площадь, дом 14) и кинотеатр «Ударник» (улица Серафимовича, дом 2).
Дом-корабль на Тульской
Дом атомщиков протянулся вдоль Большой Тульской улицы на 400 метров, за что его окрестили лежачим небоскребом. У здания много прозвищ, самые популярные из которых — дом-корабль и «Титаник». В 1980-е годы территорию вокруг него еще не застроили: тогда дом напоминал плывущий по морю лайнер.
Архитектор Владимир Бабад построил здание по заказу Министерства среднего машиностроения, которое занималось атомной промышленностью. Это обусловило некоторые особенности конструкции: несущие стены, перекрытия и балки выполнены из прочного железобетона, а толщина оригинальных оконных стекол составляла шесть миллиметров. Фасады и торцы дома расположены под углами 87 и 93 градуса относительно друг друга, что повышает сейсмоустойчивость здания: по легенде, дом способен выдержать землетрясение или ядерный взрыв.
Однако главная особенность дома атомщиков — его длина. Здание с девятью подъездами вмещает тысячу квартир. По краям дома, а также между парами подъездов сделали проходы, обрамленные колоннами, чтобы жители могли попасть на обратную сторону дома, не обходя почти полкилометра вокруг.
«Надо снести и построить похожий»
Однако часть идей, заложенных архитектором в доме Наркомфина, не прижилась. Например, оказалось, что жители не хотят есть в столовой – уносят обеды домой. Часть экспериментальных материалов оказалась непрочной, и к тому же с плохой звукоизоляцией. Капитальный ремонт, который мог бы решить часть проблем, постоянно откладывался (первый капремонт в доме был проведен только спустя 70 лет после строительства, в 2000 году).
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Жить в Наркомфине становилось все сложнее, людей расселяли, и многие были счастливы сменить «дом-утопию» на обыкновенную квартиру с удобствами. В некоторых пустующих ячейках появлялись творческие мастерские и селились художники. Однако и этот период в жизни дома закончился. Сегодня большинство из 46 квартир принадлежит инвестиционной группе «Коперник» и есть шесть квартир, где живут прежние жильцы.
Виктор Алексеевич, местный житель
Я четверть века живу в этом доме. Тогда, 25 лет назад, у нас действительно был дом-коммуна. Не сидел на входе охранник, но мусора и беспорядка не было – мы сами убирались, у каждого был свой участок. Если что-то ломалось, – ЖЭК быстро реагировал. По праздникам мы собирались на крыше, жарили шашлыки… А сейчас съехали все, дом обескровлен. Осталось шесть старых жителей: работники милиции, таможни, больницы, школы. Многие из них озлоблены, ведь заселение новыми жильцами вначале проходило неоднозначно. Ко мне как-то раз пришли, говорят, когда думаешь отсюда съезжать? А я, может, и не думал! Но съеду скоро, хоть и сложно было решиться.
В мастерской местного жителя. Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
А дом нельзя сказать, что живой – но своеобразный. Он еще даст сдачи за такое отношение.
Что с домом надо сделать? Снести и построить похожий. Этот дом и архитектура – слова несовместимые. Например, если здесь бывали проблемы с водой у одной квартиры – надо было перекрывать весь дом. Иногда мы ждали полчаса, пока горячая вода станет горячей. Мы сами делали себе кухни и ванные, потому что в тех условиях, которые запроектировали, жить было невозможно. И все проверки это понимали – разворачивались и уходили. Ячейки? Ячейки на птицефабрике.