Дзеффирелли, франко
Содержание:
Творчество Франко Дзеффирелли, фильмография режиссера
После переезда в Рим, ка раз после войны, Франко работал театральным художником. Он пробовал свои силы в актерском мастерстве, сыграл несколько ролей в театре. Через три года его пригласили на съемки фильма «Земля дрожит». Он был ассистентом режиссера Лукино Висконти. Именно он многому научил будущего создателя фильмов и великих шедевров, которые принесли ему всемирную славу. Дзеффирелли называл Висконти своим учителем и наставником. Он отметил его не только, как режиссера высокого класса, но и талантливого педагога, который мог поделиться своим опытом и дать много полезного для молодых актеров. В последующие годы осле Дзеффирелли сотрудничал еще со многими деятелями кино-индустрии, такими как Роберто Росселлини, Витторио де Сика и другими.
Начало собственной творческой карьеры знаменовалось режиссерской работой фильма «Кемпинг», который вышел на экраны в 60-е годов. Знаменитым стал режиссер посте после выхода на экраны его очередных работ: «Ромео и Джульетта» и «Укрощение строптивой».
Королева Великобритании Елизавета II высоко ценит творчество талантливого сценариста и художника. Она приписала его к рыцарям ордена Британской империи.
За весь свой творческий путь, режиссер снял около 20 фильмов, которые известны на весь мир. В роли сценариста он выступил в 7 проектах, которые также имели необычайный успех. В качестве художественного оформителя ему принадлежат следующие работы: «Трамвай „Желание“», «Три сестры» и др. В театре он также работал режиссером и постановщиком. На его счету более 20 работ, высоко оцененных критиками.
Франко Дзеффирелли: фильмография
После удачной работы в театре режиссер решается попробовать себя в кинематографе. Его первыми картинами стали: «Кемпинг» и «Укрощение строптивой», но сам режиссер назвал работы «театральными» и даже консервативными. Критики же окрестили Дзеффирелли излишне вычурным и экстравагантным. В действительности такие отзывы были вызваны изобилием канонических диалогов и сцен.
Однако следующий кинематографический опыт Дзеффирелли не просто принесет ему мировую славу, а сделает его одним из образцовых режиссеров кинематографа как такового. Этой картиной стала интерпретация «Ромео и Джульетты». Франко Дзеффирелли не просто оживил классику, он показал ее в новом свете.
Кроме того, он стал режиссером таких произведений:
- «Чай с Муссолини».
- «Джейн Эйр».
- «Воробей».
- «Дон Карло».
- «Гамлет».
- «Бесконечная любовь».
- «Травиата».
И даже в фильмах он не только режиссер, а прежде всего художник. Ему, как никому другому, удавался подбор актеров, ставших легендами. Не все артисты, работавшие с ним, обрели известность. Многие так и не ушли дальше дебюта в картинах Дзеффирелли. Сам Франко относился к своим актерам своеобразно. Он воспринимал их как оттенки: с одним вся картина провалится, а другой способен в нее внести шедевральные нотки.
Личная жизнь
Британская актриса вспоминает о первых романтических чувствах, которые испытала по отношению к режиссеру Франко Дзеффирелли. Хасси считала мужчину гением киноискусства, талантом, которого мир доселе не видел. Но мечты и романтика разрушились, когда юная дева узнала о том, что Франко предпочитает женщинам мужчин. В то же время с Оливией пытался завязать роман юный «Ромео», то есть Леонард Уайтинг. Но шансов у юноши практически не было.
Оливия Хасси и первый муж Дин Пол Мартин
После съемок в «Ромео и Джульетте» девушка жила как затворница в доме у матери. Но через несколько месяцев мир узнал о бракосочетании актрисы и американского музыканта Дина Пола Мартина. Вскоре у супругов родился сын, которого пара назвала Александром. В будущем он тоже станет актером.
Но этот брак не стал вечностью. В 1978 году Хасси заявила о разводе. Семейная жизнь увлекла женщину, поэтому карьера актрисы была заброшена в дальний угол, но после расставания с мужем Оливия вынуждена вернуться в кинематограф.
Оливия Хасси и второй муж Акира Фусе
В жизни Хасси появился новый мужчина – певец из Японии Акира Фусе. Молодые люди решили зарегистрировать брак. Итогом отношений музыканта и актрисы стал сын Максимилиан. Но постоянная жизнь на две страны негативно отразилась на взаимопонимании внутри семьи. Мучить друг друга возлюбленные не желали, поэтому расторгли союз.
Оливия Хасси и третий муж Дэвид Глен Айсли
Актриса не отчаивалась и продолжала искать счастье. Но оно само нашло Оливию в 1989 году. Хасси познакомилась с рок-певцом и актером из США Дэвидом Гленом Айсли. Мужчина давно испытывал романтические чувства по отношению к той Джульетте, которую сыграла Оливия, поэтому вскоре возлюбленные сыграли свадьбу.
Оливия Хасси с дочерью Индией
Через 3 года после знакомства в творческой семье родилась девочка, которую назвали Индией Джой. Дэвид забросил собственную карьеру и сосредоточился на поисках работы для супруги – перевоплотился в менеджера Хасси. Благодаря этому теперь возлюбленные могли не расставаться. Супруги живут в просторном доме в Лос-Анджелесе, разводят свиней. Также на ферме живут кошка и собаки.
Скончался легендарный итальянский режиссер Франко Дзеффирелли (фото)
В субботу, 15 июня, в своем доме в Риме скончался всемирно известный итальянский режиссер Франко Дзеффирелли. Ему было 96 лет. За свою долгую и успешную карьеры он дважды номинировался на премию «Оскар», пять раз получил высшую итальянскую кинонаграду — премию Давида ди Донателло, а также удостоился двух премий «Эмми» и премии BAFTA.
Франко Дзеффирелли родился 12 февраля 1923 года во Флоренции. Он был незаконнорожденным сыном местного торговца текстилем и его любовницы. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его мать скончалась. Его воспитанием занималась британская диаспора. Позже Дзеффирелли снял фильм об этом, назвав его «Чай с Муссолини». Картина вышла в прокат в 1999 году.
Франко окончил Академию изящных искусств и поступил во Флорентийский университет, где изучал живопись и архитектуру. Во время Второй мировой войны вступил в ряды итальянского Движения сопротивления. Затем служил переводчиком при 1-м Гвардейском полку Вооруженных сил Великобритании.
После войны вернулся во Флоренцию. Однако, посмотрев фильм «Генрих V» Лоуренса Оливье, твердо решил заниматься кино и театром. В 1946 году он переехал в Рим. Там познакомился с режиссером Лукино Висконти, с которым его некоторое время связывали близкие отношения (Дзеффирелли был гомосексуалистом и не скрывал этого). Висконти оказал большое влияние на творчество Дзеффирелли. Также Франко работал с другими знаменитыми итальянскими кинематографистами — Роберто Росселлини и Витторио де Сика.
Елизабет Тейлор и Ричард Бартон в фильме «Укрощение строптивой»
В 1953 году Дзеффирелли осуществил свою первую театральную постановку. Это была опера Россини «Золушка» в миланском театра Ла Скала. Она имела большой успех. Франко позвали сначала в Лондон, затем в Нью-Йорк. Оказавшись в Америке, итальянец решил снимать кино. Для начала он взялся за экранизацию классики. В 1967 году вышла первая его картина «Укрощение строптивой», главные роли в которой исполнили Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Уже спустя год Дзеффирелли снял еще одну экранизацию Шекспира — «Ромео и Джульетта» с Оливией Хасси, Леонардом Уайтингом и Майклом Йорком в главных ролях. Оба фильма произвели фурор.
Франко переключился на библейскую тематику. Его фильмы «Брат Солнце, сестра Луна» о жизни Франциска Ассизского и «Иисус из Назарета» на многие годы стали примером для других режиссеров, снимавших на эту же тему.
Кадр из фильма «Иисус из Назарета»
Дзеффирелли снял также несколько киноверсий классических итальянских опер — «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата», «Отелло». В них снимались как звезды кино, так и оперные звезды. В 1990 году режиссер вернулся к Шекспиру и выдал «Гамлета» с Мелом Гибсоном в главной роли. Его последней работой в кино стала картина «Каллас навсегда», посвященная легендарной певице Марии Каллас. Ее сыграла французская актриса Фанни Ардан.
Мел Гибсон в роли Гамлета
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о смерти выдающегося французского кинорежиссера Жан-Клода Бриссо. Он скончался в больнице в возрасте 74 лет.
Творческая карьера
Работал оформителем сцены в театре Флоренции. В 1946 году он переехал в Рим, стал театральным художником и актёром. В 1947 году режиссёр Лукино Висконти, оказавший большое влияние на работу Дзеффирелли, пригласил его участвовать в съёмках фильма «Земля дрожит» в качестве своего ассистента. «Я очень многим обязан Висконти, — говорил Дзефирелли, — это мой учитель, под его руководством я делал первые шаги. О нём много сказано как о великом художнике, но это и великий педагог. Все крупные современные итальянские режиссёры так или иначе обязаны Висконти…». Затем Дзеффирелли работал с такими режиссёрами, как Витторио де Сика и Роберто Росселлини.
В 1953 году осуществил на сцене театра Ла Скала постановку оперы Джоаккино Россини «Золушка», имевшую большой успех. В 1960-е годы занимался театральными постановками в Лондоне и Нью-Йорке. Написал либретто к опере Самюэля Барбера «» и в качестве режиссёра в 1966 году осуществил её премьерную постановку, приуроченную к открытию нового здания театра «Метрополитен-опера».
После этого Дзеффирелли всецело посвятил себя кинематографу: один за другим он снял два фильма по пьесам Шекспира: «Укрощение строптивой» со звёздами Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном (1967) и «Ромео и Джульетта» с дебютантами Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом (1968). После успешных киноадаптаций пьес Шекспира он обратился к религиозной тематике, сняв фильм «Брат Солнце, сестра Луна», посвящённый жизни Франциска Ассизского и затем — мини-сериал «Иисус из Назарета». Последний имел большой успех в прокате и часто демонстрировался по телевидению в последующие годы. Переключившись на современную тематику, он снял фильмы «Чемпион» (1979) и «Бесконечная любовь», которая подверглась серьёзной критике.
В 1980-х годах Дзеффирелли работал над кино-адаптациями классических опер: один за другим на экраны вышли «Паяцы», «Сельская честь», «Травиата» и «Отелло», в съёмках которых участвовали такие певцы, как Пласидо Доминго, Тереза Стратас, Елена Образцова, Хуан Понс и Катя Риччарелли.
В 1990 году Дзеффирелли вновь обратился к Шекспиру, сняв «Гамлета» с Мелом Гибсоном в заглавной роли.
Дзеффирелли нередко брал на главные роли молодых начинающих актёров, однако далеко не все они смогли продолжить свою карьеру: Леонард Уайтинг (Ромео, «Ромео и Джульетта»), Грэм Фолкнер (Франциск, «Брат Солнце, сестра Луна»), и Мартин Хевит («Бесконечная любовь») оставили кинобизнес, не будучи в состоянии получить главные роли подобного уровня у других режиссёров. В то же время, Оливия Хасси (Джульетта, «Ромео и Джульетта»), Брук Шилдс («Бесконечная любовь») и Том Круз («Бесконечная любовь») успешно продолжили свои карьеры.
В период с 1996 по 1999 год снял фильмы «Джейн Эйр» и «Чай с Муссолини». В 2002 году выходит фильм «Каллас навсегда», вдохновленный жизнью оперной певицы Марии Каллас.
Характерные черты фильмов Дзеффирелли — это элегантность, внимание к мелодраме и рассказы о любви, развитые с чувством образного вкуса, но не освобождаемые от маньеристского изобилия и эстетизма.
Режиссер Франко Дзеффирелли рассказал о «пользе гомосексуального опыта»
В готовящейся к выходу «Автобиографии» режиссер Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli) написал, что гомосексуальный опыт «не всегда вредит мальчикам». «Сексуальная ориентация закладывается очень рано: если вам нравятся девочки, то они и будут дальше вам нравиться», — отметил режиссер. В книге 83-летний классик кино и театра признался, что был жертвой домогательств католического священника в школе, но «эмоционально не пострадал» после этого опыта. Перевод отрывков из мемуаров режиссера, которые появятся в продаже в Италии 28 ноября 2006 года, приводит британская газета The Guardian. Публикация «Автобиографии» приурочена к премьере пятой постановки оперы «Аида» Верди в миланском театре «Ла Скала».
Дзеффирелли публично признал, что является гомосексуалистом, примерно десять лет назад. До этого времени он скрывал обстоятельства своей личной жизни.
В «Автобиографии» мэтр также рассказал об истории своей фамилии. «Дзеффирелли» происходит, как объяснил режиссер, из-за описки в муниципалитете Флоренции. Мать Франко хотела дать своему незаконнорожденному сыну фамилию Zeffiretti (Дзефиретти): это слово звучит в начале третьего акта оперы Моцарта «Идоменей», но регистратор ошибся.
В книге режиссер подробно описал обстоятельства своего детства, послужившие основой для его полуавтобиографического фильма «Чай с Муссолини» («Tea with Mussolini», 1999). После смерти матери шестилетнего мальчика воспитывали состоятельные англичанки, жившие во Флоренции. Также он остановился на истории своих отношений с Коко Шанель и Марией Каллас.
Франко Дзеффирелли прославился в 1960-х пышными костюмными фильмами по пьесам Уильяма Шекспира — «Укрощение строптивой» (с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях) и «Ромео и Джульетта». Также он снял такие картины, как «Бесконечная любовь» и «Гамлет». Кроме того, он знаменит своими постановками классических опер (от «Паяцев» и «Сельской чести» до «Травиаты» и «Отелло») и документальными фильмами об Артуро Тосканини и Марии Каллас.
Оливия Хасси
Оливия Хасси – британская актриса, известная в мире как исполнительница роли Джульетты. Обладательница награды «Золотой глобус».
Известная британская актриса Оливия Хасси родилась 17 апреля 1951 года. Это радостное событие произошло в аргентинской столице – Буэнос-Айресе. Отец Оливии в те годы выступал на сценах оперных театров, виртуозно исполнял танго. О жизни в Аргентине Хасси рассказывает мало, так как с мамой и братом после развода родителей переехала на постоянное место жительство в Лондон.
Оливия Хасси в молодости
В 4 года у Оливии появилась навязчивая идея, которую девочка называла мечтой. Малышка хотела выступать на сцене и сниматься в кино. У семьи отсутствовали деньги на реализацию мечты. После развода мама Хасси не могла обеспечить высокий уровень жизни детям, но в 7 лет девочка, пройдя прослушивание, заявила директору киношколы, что самостоятельно будет оплачивать обучение, так как «великой актрисе» нужен единственный шанс.
Устами младенца глаголит истина. Но об этом и директор учебного заведения, и родители узнали позднее. Девочка помимо учебы начала подрабатывать моделью в журналах, позже появились первые эпизодические роли, гонорара от которых хватало не только на образование, но и на пополнение семейного бюджета.
Официальная биография как актрисы началась для Оливии Хасси со съемок в фильме о футбольном клубе «Манчестер Юнайтед». Девушке нужно было показать на экране любовь к команде, то есть сыграть преданную болельщицу. Эта роль удалась Оливии, поэтому вскоре Хасси пригласили в театр. Коллегой по театральному помосту выступала Ванесса Редгрейв. Но вскоре актриса вынуждена была покинуть заведение, так как кинокарьера оказалась важнее.
Оливия Хасси в фильме «Ромео и Джульетта»
И тут поступило предложение испытать талант на пробах в фильм «Ромео и Джульетта». Режиссером этого проекта выступил Франко Дзеффирелли. Тогда Оливии едва исполнилось 15 лет, поэтому девушка идеально подходила на роль Джульетты. На кастинге, помимо Хасси, присутствовало 800 девушек. Большинство претенденток были красивыми и голубоглазыми блондинками.
Но девчонка из Аргентины добилась желаемого – Оливия перевоплотилась в главную героиню этой великой истории любви. На роль Ромео режиссер пригласил Леонарда Уайтинга. Как только фильм представили зрителю, на Хасси обрушилась слава небывалых размеров. Даже сейчас эта картина вызывает восхищение.
Леонард Уайтинг и Оливия Хасси в фильме «Ромео и Джульетта»
Экранные возлюбленные постоянно появлялись на обложках журналов, толпы поклонниц поджидали молодых людей в разных городах мира во время турне. То и дело Оливию и Леонардо приглашали на интервью, которые иногда заменяли прием пищи. Эта роль принесла Хасси первую значимую в карьере награду – «Золотой глобус».
Слава оказалась слишком тяжелой ношей для юной актрисы, поэтому после завершения промо-тура девушка взяла тайм-аут в карьере. Многочисленные предложения о съемках новых фильмов не интересовали Оливию, поэтому все приглашения отклонялись девушкой. Позже Хасси признается, что это стало роковой ошибкой, которая негативно повлияла на будущее артистки.
Леонард Уайтинг и Оливия Хасси
В фильмографии Оливии нельзя найти большое количество фильмов, но заметные взлеты в карьере актрисы присутствовали: удачные роли сменялись неудачными. Вскоре в личной жизни Хасси появились проблемы, за которыми последовал развод. Это привело к безденежью, поэтому на помощь пришел тот самый Дзеффирелли, который подарил актрисе известность.
Как раз в то время режиссер искал молодую женщину на роль девы Марии в фильм «Иисус из Назарета». Но Оливия грезила о матери Терезе. Четверть века понадобилось на исполнение желания. И вот, когда Хасси исполнилось чуть больше 50 лет, актриса получила приглашение сыграть долгожданную героиню.
Оливия Хасси в роли матери Терезы
Каждое утро Оливии начиналось с визита гримера. На лицо артистки накладывали сложный грим, который старил женщину на 30 лет. Сложные и изнуряющие съемки не портили настроение Хасси, напротив, она чувствовала эмоциональный подъем. Сейчас актриса уже практически не снимается. Оливия признается, что в преклонном возрасте вероятность получить роль в кино мала.