Гладиатор (фильм, 2000)

Якобы, зулусы в Тунисе – одни из коренных народов

Такое ощущение складывается у туристов во время экскурсии в зоопарк Фригия в Тунисе. После осмотра животных, посетителей ждет ужин с танцами зулусов. Это неплохое зрелище. Администрация заявляет, что доходы от этого предприятия идут на защиту дикой природы Африки. Это похвально.

Но зулусы в Тунисе не живут и никогда не жили. Это африканское племя родом из Южной Африканской Республики, а это совсем другая сторона материка. Расстояние от Туниса до ЮАР составляет более 6000 километров.

Вероятно, африканцы, устраивающие шоу просто решили назваться зулусами, так как это самое известное племя. Пожалуй, оно единственное известное европейцам. А может быть действительно, это зулусы, приехавшие в Тунис на заработки. Кто знает.

В ролях

Обычно я не смотрю фильмы тех режиссеров, с которыми собираюсь работать. Конечно, мальчишкой я видел и «Бегущего по лезвию», и «Чужого» и знал, на что подписываюсь, когда Ридли Скотт предложил мне сняться в «Гладиаторе». Но обычно я сужу о режиссере по тому, можем мы найти общий язык или нет.
— Хоакин Феникс.
Актёр Роль
Рассел Кроу Максимус
Хоакин Феникс Коммод
Конни Нильсен Луцилла
Джимон Хонсу Джуба
Оливер Рид Проксимо
Дерек Джейкоби сенатор Гракх
Ричард Харрис Марк Аврелий
Спенсер Трит Кларк Луций
Томми Флэнаган Цицерон
Томас Арана генерал преторианцев Квинт
сенатор Гай
сенатор Фалко
Ральф Мёллер Хаген
Свен-Оле Торсен Тигр Галльский
Дэвид Хеммингс Кассий

Якобы, в римском Колизее устраивались гонки колесниц, и присутствовал Юлий Цезарь

Все это исторически недостоверно. Римский Колизей был построен в эпоху Римской империи, и даже не при первой династии Августов, а при второй Флавиев.

Такие исторические личности, как Цезарь, Помпей, Марк Красс, Катон Старший, Катон Младший, Сулла, Гай Марий, Цецерон, Сципион Африканский, Марк Антоний, Октавиан Август, Клеопатра или Нерон не видели Колизея, так как он был построен уже после их смерти.

Гонки колесниц были популярнейшим зрелищем для римлян и даже превосходили по ажиотажу гладиаторские бои, но проводились они на ипподроме, называемом “Циркус Максимус”. Сейчас от этого грандиозного сооружения в Риме ничего не осталось. Подобный ипподром можно увидеть только в Турции в Стамбуле.

История

Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлся заимствованный у этрусков погребальный обряд, подобный древней борьбе сумо в Японии. Потенциальные жертвы человеческих жертвоприношений — не только рабы, но и свободные — должны были с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая любовь публики, они могли завоевать себе свободу. Нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу перед хозяевами. В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки, многие не справлялись с тяжёлой нагрузкой.

В 105 году до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 году до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.

Телемах пытается прервать гладиаторский бой. Иллюстрация из Книги мучеников Фокса (1563 г.)

В 63 году н. э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. В 66 году Нерон устраивает в городе Путеолы дорогостоящее представление в честь армянского царя Тиридата I, в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины. А император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.

В 325 году Константин Великий созвал в Никее Первый Вселенский собор, всячески способствуя распространению христианства; в том же году он обнародовал в Берите (ныне Бейрут) свой эдикт, порицавший «кровавые игрища» во всей Римской империи.

Отныне судам было предписано посылать преступников не «на арену», а на каторжные работы в рудники. Однако, судя по всему, эдикт императора повлиял в первую очередь на восточные провинции Империи. На самом же Апеннинском полуострове, там, где в свое время возникли гладиаторские игры, Константин сам способствовал отмене собственного эдикта, предоставив жрецам в Умбрии и Этрурии, в порядке исключения, право на организацию таких игр, и после этого гладиаторские игры начали повсюду возрождаться.

Несмотря на это, христианская церковь упорно продолжала добиваться окончательного запрета кровавых забав. В 357 году император Константин II воспретил всем римским солдатам и офицерам добровольно поступать в гладиаторские школы. Через восемь лет, в 365 году, император Валентиниан подтвердил эдикт Константина, запрещающий римским судьям приговаривать преступников «к арене», а в 399 году император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы. Окончательный и абсолютный запрет гладиаторских боев последовал вновь пять лет спустя.

Поводом к этому послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским (ок. 393—460 гг. после н. э.). В 404 году некто Телемах, христианский монах из Малой Азии, выскочил на арену и бросился между сражающимися, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала его. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

В Византии гладиаторские бои были отменены навсегда эдиктом императора Анастасия I в 494 году.

Гладиаторы в кинематографе

  • «Андрокл и лев» — фильм режиссёров Честера Эрскина и Николаса Рэя (США, 1952)
  • «Спартак» — фильм режиссёра Риккардо Фреда (Италия, 1953)
  • «Деметрий и гладиаторы» — фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954)
  • «Последние дни Помпеи» — фильм режиссёров Серджо Корбуччи и Серджо Леоне (Италия, 1959)
  • «Спартак» — фильм режиссёра Стэнли Кубрика (США, 1960)
  • «Разбойник Варавва» — фильм режиссёра Ричарда Флейшера (США, Италия, 1961)
  • «Сын Спартака» — фильм режиссёра Серджо Корбуччи (Италия, 1962)
  • «Падение Римской империи» — фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964)
  • «Два гладиатора» — фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964)
  • «Спартак и 10 гладиаторов» — фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1964)
  • «Триумф десяти гладиаторов» — фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1965)
  • «Последние дни Помпеи» — сериал режиссёра Питера Р. Ханта (Великобритания, США, Италия, 1984)
  • «Гладиатор» — художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000)
  • «Гладиатрикс» — художественный фильм режиссёра Тимура Бекмамбетова (США, Россия, 2001)
  • «Последний гладиатор» — художественный фильм режиссёра Йорго Папавасилиу (Германия, 2003)
  • «Спартак» — фильм режиссёра Роберта Дорнхельма (США, 2004)
  • «Империя» — сериал режиссёров Джон Грэй, Кима Мэннерса, Грега Яйтанса (США, 2005)
  • «Спартак: Кровь и Песок» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2010)
  • «Спартак: Боги арены» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2011)
  • «Спартак: Месть» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2012)
  • «Спартак: Война проклятых» — сериал режиссёра Стивена С. Де Найта (США, 2013)
  • «Помпеи» — фильм-катастрофа режиссёра Пола У. С. Андерсона (США — Канада — Германия, 2014)

Якобы, в Китае все дешево

Там много всего дешевого, особенно еда и услуги кафе и ресторанов. Поесть в Пекине можно за вдвое меньшую сумму, чем в Москве. Но на этом дешевизна заканчивается.

Многие пытаются купить в Китае электронику, особенно продукты Apple. Но они в китайских магазинах стоят не дешевле, чем у нас. Покупая iPad в Китае, вы вдобавок рискуете “нарваться” на брак или подделку. По приезду в Россию, вам его придется “перепрошивать”.

В Китае все как у нас, также есть налог НДС, такая-же себестоимость товаров, и ничего очень дешевого там быть не может.

Если вы хотите купить недорого мобильные телефоны, одежду знаменитых брендов или luxery-товары, то нужно ехать в те страны, где нет налогов. К примеру, Гонконг. Но самым удобным местом считаются Арабские Эмираты, где самый “мягкий” налоговый режим. Мы писали об этом в статье “Что привезти из ОАЭ”.

В ролях

Обычно я не смотрю фильмы тех режиссеров, с которыми собираюсь работать. Конечно, мальчишкой я видел и «Бегущего по лезвию», и «Чужого» и знал, на что подписываюсь, когда Ридли Скотт предложил мне сняться в «Гладиаторе». Но обычно я сужу о режиссере по тому, можем мы найти общий язык или нет.
— Хоакин Феникс.
Актёр Роль
Рассел Кроу Максимус
Хоакин Феникс Коммод
Конни Нильсен Луцилла
Джимон Хонсу Джуба
Оливер Рид Проксимо
Дерек Джейкоби сенатор Гракх
Ричард Харрис Марк Аврелий
Спенсер Трит Кларк Луций
Томми Флэнаган Цицерон
Томас Арана генерал преторианцев Квинт
Джон Шрапнел сенатор Гай
Дэвид Скофилд сенатор Фалко
Ральф Мёллер Хаген
Дэвид Хеммингс Кассий

Оливер Рид (1938 — 1999)

Фильм «Гладиатор»: актер Оливер Рид в роли Проксимо — тогда и в последние годы

Проксимо — учитель и хозяин гладиаторов, которому рабовладелец продал Максимуса в качестве компенсации за “бракованную” партию жирафов.


Актеры фильма «Троя»: тогда и сейчас

Британец Оливер Рид начал сниматься еще с конца 1950-х годов, однако долгое время его никто не воспринимал в качестве актера. В 1961 году вышел фильм “Проклятие оборотня”, после которого Рида стали звать в более серьезные киноленты. С тех пор его фильмография пополнилась картинами “Влюбленные женщины”, “Три мушкетера. Подвески королевы”, “Десять негритят”, “Христофор Колумб” и “Приключения барона Мюнхгаузена”.

Роль Проксимо в “Гладиаторе” стала для Оливера Рида последней, так как 2 мая 1999 года он умер на Мальте, где снимался очередной фильм. Причиной смерти стал сердечный приступ. Перед гибелью Рид злоупотреблял спиртным.

Рассел Кроу (1964)

Фильм «Гладиатор»: актер Рассел Кроу в роли Максимуса — тогда и сейчас

7 ведущих культовых шоу: тогда и сейчас

Максимус — лучший полководец Римской империи, который потерял жену и сына, после чего стал гладиатором.

Роль полководца исполнил американский актер Рассел Кроу. За игру в “Гладиаторе” его наградили премией “Оскар”. Творческая карьера Кроу началась в 1990 году с фильма “Перекресток”. Рассел Кроу сыграл в таких картинах, как “Быстрый и мертвый”, “Игры разума”, “Большая игра”, “Отверженные”, “Ной” и “Славные парни”.

В 2018 году с его участием вышла кинолента “Исчезнувший мальчик”.

Награды и номинации

  • 2001 — 5 премий «Оскар»: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Скотт Миллан, Боб Бимер, Кен Уэстон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Нил Корбоулд, Тим Бёрк, Роберт Харви), а также 7 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс, Криспиан Саллис)
  • 2001 — 2 премии «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), а также 3 номинации: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс)
  • 2001 — 4 премии BAFTA: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), а также 10 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс и Оливер Рид), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Тим Бёрк, Роберт Харви, Нил Корбоулд), лучший грим и причёски (Пол Энгелен, Грэм Джонстон), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Кен Уэстон, Скотт Миллан, Боб Бимер, Пер Холлберг)
  • 2001 — 6 премий «Выбор критиков»: лучший фильм, лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), а также номинация за лучшую режиссуру (Ридли Скотт, 2-е место)
  • 2001 — 3 премии «Спутник»: лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон), а также 7 номинаций: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана — драма (Хоакин Феникс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Кит Пэйн), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс)
  • 2001 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший актёрский состав
  • 2001 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Ридли Скотт)
  • 2001 — номинация на премию «Грэмми» за лучшую музыку к фильму (Лиза Джеррард, Ханс Циммер)
  • 2001 — 6 номинаций на премию «Сатурн»: лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс),
  • 2001 — премия канала MTV за лучший фильм, а также 5 номинаций: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший злодей (Хоакин Феникс), лучшая драка, лучшая экшн-сцена, лучшая реплика (Хоакин Феникс)
  • 2000 — 2 премии Национального совета кинокритиков США: лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая работа художника-постановщика (Артур Макс), а также попадание в десятку лучших фильмов года

Фильм входит в список «250 лучших фильмов по версии IMDb».

Якобы, китайская стена защищала Китай от набегов кочевников с севера

Великая Китайская стена была построена именно для этих целей, но в реальности со своими задачами почти не справлялась.

Китай не мог себе позволить держать полноценные военные отряды на всем протяжении стены, все-таки это 6 000 километров. Только на некоторых участках были расположены гарнизоны солдат, которые мало кого могли остановить. Случаев успешного преодоления стены кочевниками очень много, а случаев, когда их останавливали на Китайской стене почти не зафиксировано.

Большая часть стены была выполнена из грунта и глины. Туристов возят на участок Бадалин, на котором действительно можно посмотреть на массивную стену из кирпича и камня. Но такие участки можно было построить только в тех местах, где был строительный материал, а это всего 1-2% от всей длины сооружения.

Великая стена создавала для кочевников проблемы, но немного в другом моменте. Когда они уже совершили свой набег, то возвращались с добычей обратно. И вот тут стена уже “делала свое дело”. Переправиться самому для степняка было просто, переправить еще и лошадь было чуть сложнее, но также не вызывало проблем. А вот переправить через стену все награбленное было уже тяжело. Были случаи, когда китайские войска из-за этого успевали их перехватить.

«Возвращение блеска поблекшему жанру»

Звёздная премьера «Гладиатора» состоялась 1 мая 2000 года в Беверли-Хиллз, а в прокат лента вышла на несколько дней позже. В России и ряде других европейских стран показ «Гладиатора» стартовал 18 мая.

За первый уикенд в США картина собрала почти $35 млн (и две недели продержалась на первом месте), а всего в домашнем прокате заработала более $187 млн. Прибыль от зарубежных показов составила около $273 млн, а общие сборы преодолели отметку $460 млн. По результатам года фильм стал вторым по сборам в международном прокате (больше заработал только приключенческий боевик «Миссия: невыполнима 2»).

Кроме того, «Гладиатору» присудили «Золотой глобус» в главной номинации (также награду получили композиторы фильма), пять премий BAFTA, включая приз зрительских симпатий, и многие другие награды. На данный момент у фильма 76% «свежести» по версии Rotten Tomatoes. Зрительский рейтинг картины — 87%.

Критики уделяли особое внимание трём аспектам ленты. Прежде всего, многие хвалили игру Рассела Кроу — журналист The Guardian Питер Брэдшоу даже называл его Максимуса суперменом из Колизея

В 2000-м Кроу уже был знаменит, однако роль в «Гладиаторе» стала одной из самых ярких его работ.

«Мощные и кровавые боевые сцены, захватывающая история мести и настоящее путешествие примерно на 2000 лет в прошлое — эпическая картина Ридли Скотта об интригах и героизме в Римской империи возвращает блеск и увлекательность поблекшему жанру, который часто становится предметом насмешек и всё же подарил как минимум одному поколению кинозрителей некоторые из самых дорогих воспоминаний юности», — отзывался о фильме критик Тодд Маккарти в статье для Variety.

После успеха фильма Ридли Скотта в последующие годы на экраны вышли «Троя» с Брэдом Питтом и Орландо Блумом, «Александр» с Колином Фарреллом, «Орёл девятого легиона», «Бен-Гур» и многие другие ленты. Однако «Гладиатор» был первым подобным проектом после многолетнего затишья.

Интересно, что фильм Скотта оказал влияние не только на кино, но и на издательское дело. Резкий подъём интереса к античности даже окрестили «эффектом «Гладиатора». Возрос спрос на художественную литературу о римской империи — в частности, на роман Говарда Фаста «Спартак», на основе которого снят известный фильм 1960 года. Также увеличились продажи биографии Цицерона и сочинений императора-философа Марка Аврелия — одного из героев фильма.

Награды и номинации

  • 2001 — 5 премий «Оскар»: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Скотт Миллан, Боб Бимер, Кен Уэстон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Нил Корбоулд, Тим Бёрк, Роберт Харви), а также 7 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс, Криспиан Саллис)
  • 2001 — 2 премии «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), а также 3 номинации: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс)
  • 2001 — 4 премии BAFTA: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), а также 10 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс и Оливер Рид), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Тим Бёрк, Роберт Харви, Нил Корбоулд), лучший грим и причёски (Пол Энгелен, Грэм Джонстон), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Кен Уэстон, Скотт Миллан, Боб Бимер, Пер Холлберг)
  • 2001 — 6 премий «Выбор критиков»: лучший фильм, лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), а также номинация за лучшую режиссуру (Ридли Скотт, 2-е место)
  • 2001 — 3 премии «Спутник»: лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон), а также 7 номинаций: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана — драма (Хоакин Феникс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Кит Пэйн), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс)
  • 2001 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший актёрский состав
  • 2001 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Ридли Скотт)
  • 2001 — номинация на премию «Грэмми» за лучшую музыку к фильму (Лиза Джеррард, Ханс Циммер)
  • 2001 — 6 номинаций на премию «Сатурн»: лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс),
  • 2001 — премия канала MTV за лучший фильм, а также 5 номинаций: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший злодей (Хоакин Феникс), лучшая драка, лучшая экшн-сцена, лучшая реплика (Хоакин Феникс)
  • 2000 — 2 премии Национального совета кинокритиков США: лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая работа художника-постановщика (Артур Макс), а также попадание в десятку лучших фильмов года

Фильм входит в список «250 лучших фильмов по версии IMDb».

Ричард Харрис (1930 — 2002)

Фильм «Гладиатор»: актер Ричард Харрис в роли Марка Аврелия — тогда и последние годы

Марк Аврелий — император Рима, который хотел сделать Максимуса своим преемником и передать власть Сенату, но был убит собственным сыном.


10 лучших футболистов всех времен — тогда и сейчас

Карьера Ричарда Харриса началась в 1958 году. Он снимался в таких фильмах, как “Такова спортивная жизнь”, “Камелот”, “Непрощенный” и “Граф Монте-Кристо”. Долгое время актер отказывался исполнить роль Альбуса Дамблдора в двух картинах о Гарри Поттере, однако согласился после того, как 10-летняя внучка едва не перестала с ним разговаривать. Последним фильмом Харриса стал “Апокалипсис: Откровение Иоанна Богослова”.

Умер артист 25 октября 2002 года, его прах развеяли над Багамскими островами.

В оскароносном фильме Ридли Скотта “Гладиатор” также снимались Спенсер Трит Кларк, Томми Флэнаган, Томас Арана, Джон Шрэпнел, Ральф Меллер и другие.

Литература

  • Лосев А. Ф. // Эллинистически-римская эстетика I—II в. н. э. — М.: Издательство МГУ, 1979. — С. 45—55.
  • Мэттьюз Руперт. Гладиаторы / Пер. с англ. Н. В. Микелишвили. — М.: Мир книги, 2006. — 320 с.: ил. — ISBN 5-486-00803-1.
  • Носов К. С. Гладиаторы. — М.: Эксмо, 2010. — 224 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-41317-1.
  • Паолуччи Фабрицио. Гладиаторы. Обреченные на смерть / Пер. с итал. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 128 с.: ил. — (Тайны истории). — ISBN 978-5-366-00578-4.
  • Хефлинг Гельмут. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима / Пер. с нем., послесл. и комм. Е. В. Ляпустиной. — М.: Мысль, 1992. — 272 с. — ISBN 5-244-00596-0.

Жест пальцем

Основная статья: Pollice verso

В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный палец вверх, таким образом останавливая бой, признавая свой проигрыш и прося царя решить его участь. В зависимости от мнения царя, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, цари «выбирал» при помощи жестов, которые со временем менялись. Если гладиатор смог впечатлить публику своей воинской удалью, его могли помиловать. Цари, устраивающие бои, могли помиловать гладиатора, но сохранять жизнь каждого гладиатора для них было позорно, так как их могли посчитать скупыми.

Хотя распространено мнение, что «поднятый палец» означал «жизнь», а опущенный — «смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак, символизируя меч в ножнах. Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями. Убеждение, что жизнь или смерть побежденному гладиатору толпа древнеримской черни даровала поворотом большого пальца вверх или вниз, возникло после появления картины «Pollice verso» художника Жана-Леона Жерома на основе не совсем правильно интерпретированного латинского текста.

Также многие исследователи[кто?] приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Награды и номинации

  • 2001 — 5 премий «Оскар»: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Скотт Миллан, Боб Бимер, Кен Уэстон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Нил Корбоулд, Тим Бёрк, Роберт Харви), а также 7 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс, Криспиан Саллис)
  • 2001 — 2 премии «Золотой глобус»: лучший фильм — драма, лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), а также 3 номинации: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс)
  • 2001 — 4 премии BAFTA: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), а также 10 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс и Оливер Рид), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Тим Бёрк, Роберт Харви, Нил Корбоулд), лучший грим и причёски (Пол Энгелен, Грэм Джонстон), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Кен Уэстон, Скотт Миллан, Боб Бимер, Пер Холлберг)
  • 2001 — 6 премий «Выбор критиков»: лучший фильм, лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), а также номинация за лучшую режиссуру (Ридли Скотт, 2-е место)
  • 2001 — 3 премии «Спутник»: лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон), а также 7 номинаций: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана — драма (Хоакин Феникс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Кит Пэйн), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс)
  • 2001 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший актёрский состав
  • 2001 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Ридли Скотт)
  • 2001 — номинация на премию «Грэмми» за лучшую музыку к фильму (Лиза Джеррард, Ханс Циммер)
  • 2001 — 6 номинаций на премию «Сатурн»: лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс),
  • 2001 — премия канала MTV за лучший фильм, а также 5 номинаций: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший злодей (Хоакин Феникс), лучшая драка, лучшая экшн-сцена, лучшая реплика (Хоакин Феникс)
  • 2000 — 2 премии Национального совета кинокритиков США: лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая работа художника-постановщика (Артур Макс), а также попадание в десятку лучших фильмов года

Фильм входит в список «250 лучших фильмов по версии IMDb».

Фильм-импровизация: как Ридли Скотт снимал свой блокбастер

Кадр из кинофильма «Гладиатор» (2000). Рассел Кроу в роли генерала Максимуса и Хоакин Феникс в роли Коммода.


Кадр из кинофильма «Гладиатор» (2000).


Кадр из кинофильма «Гладиатор» (2000). Актеры: Рассел Кроу, Оливер Рид, Джимон Хонсу.

«Помню, Ридли подошёл ко мне на площадке и сказал: Смотри, судя по тому, к чему всё идет, я не вижу причин, почему ты должен выжить. Суть этого персонажа — в этом чистом акте мести за свою жену и ребёнка. И как только он отомстит, что он будет делать? У него есть одна единственная цель — встретиться с женой в загробном мире и извиниться, что его не было рядом. Вот и всё»,

Кадр из кинофильма «Гладиатор» (2000).

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector