История россии в рассказах для детей
Содержание:
- Книги о Родине для самых маленьких
- Русская литература
- 4-5 лет. Русские традиции
- Надо иметь чувство юмора читать
- Уважаемые читатели!
- Стихи:
- Тема Родины в произведениях русских классиков
- 6-7 лет. Изучаем факты
- Общие сведения и географическое положение нашей страны
- Занятие по социально — коммуникативному развитию для старших дошкольников
- 2-3 года. Россия – это то место, где мы живём
- Давным-давно
Книги о Родине для самых маленьких
Маленькие читатели оценят стихотворения о Родине и небольшие рассказы русских классиков.
С. Михалков.
Кремлёвские звёзды
П. Воронько.
Лучше нет родного края
• Г. Ладонщиков
Родная земля
Родное гнёздышко
Наша Родина
С добрым утром!
Т. Бокова
Родина
В. Орлов
Здравствуй, Родина моя
Л. Олифиров
Главные слова
А. Пришелец
Наш край
В. Степанов
Что мы Родиной зовём
Необъятная страна
В. Боков
Какая наша Родина!
П. Синявский
Родная земля
Россия
Рисунок
Родная песенка
М. Пожаров
Край родной
З. Александрова
Родина
К. Авдеенко
Дождик, дождик, где ты был?..
М. Исаковский
Поезжай за моря-океаны
А. Прокофьев
Родимая страна
И. Шаферан
Журавлёнок
Н. Асеев
Песня славы
В. Гудимов
Россия, Россия, Россия
Русский дом
Е. Пермяк
Сказка о большом колоколе
М. Пришвин
Весна света
И. Пивоварова
Мы пошли в театр
Русская литература
1.1 А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1.2. А.С.Пушкин «Cказка о царе Салтане»
2. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка”
3.1 Л.Н.Толстой «Три медведя”,
3.2 Л.Н.Толстой «Котенок”,
3.3 Л.Н.Толстой «Булька”,
3.4 Л.Н.Толстой «Два товарища”
4.1 Н.Носов «Живая шляпа”
4.2 Н.Носов «Ступеньки”
4.3 Н.Носов «Заплатка”
4.4 Н.Носов «Затейники”
4.5 Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей”*
5. М.М. Зощенко «Елка”
6.1 В.Катаев «Дудочка и кувшинчик”,
6.2 В. Катаев ”Цветик-семицветик”
7. П.П. Бажов «Серебряное копытце”
8. М.Пришвин «Еж”, «Берестяная трубочка”, «Лисичкин хлеб”
9. В.Бианки «Как муравьишка домой добирался”, «Аришка трусишка”, «Кто чем поет”
10.В.В. Медведев «Обыкновенный великан”
11.Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья”, «Дядя Федор,пес и кот”
12.А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города”
4-5 лет. Русские традиции
В этом возрасте с ребёнком можно вместе придумать и разыграть небольшой спектакль, в котором главными действующими лицами будут герои русских сказок.
Для девочек будет интересно раскрасить вместе матрёшку и попутно рассказать о том, что это — один из главных символов России. Также девочкам вместе с мамой можно приготовить какие-то национальные блюда, например, блины.
Мальчикам можно рассказать о русских народных ремёслах и предложить что-то смастерить вместе.
В этом возрасте ребёнок становится способным к запоминанию стихов, поэтому следует выбрать и выучить небольшое стихотворение о нашей Родине.
Надо иметь чувство юмора читать
Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.
Потом Мишка говорит:
— Написал?
Я говорю:
— Уже.
— Ты мою тетрадку проверь, — говорит Мишка, — а я — твою.
И мы поменялись тетрадками. И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать. Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.
Я говорю:
— Ты чего, Мишка, покатываешься?
А он:
— Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?
Я говорю:
— А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие — «мозы»?
Мишка покраснел:
— Мозы — это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?
— Да, — сказал я, — не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.
И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:
— Давай задачи задавать!
— Давай, — сказал Мишка.
В это время пришел папа. Он сказал:
— Здравствуйте, товарищи студенты.
И сел к столу.
Я сказал:
— Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?
Мишка сейчас же надулся и стал думать. Папа не надувался, но тоже задумался. Они думали долго.
Я тогда сказал:
— Сдаешься, Мишка?
Мишка сказал:
— Сдаюсь!
Я сказал:
— Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. И стал хохотать:
— Это меня тетя Мила научила!
Мишка надулся еще больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:
— А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.
— Давай задавай, — сказал я.
Папа походил по комнате.
— Ну, слушай, — сказал папа. — Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама. Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы. Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Все!
Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня. А Мишка захохотал во все горло и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали.
Я сказал:
— Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы еще этого не проходили.
И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы. Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. И еще я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодежь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку и скажу:
«Здравствуй, папа», — и пойду дальше покорять.
А он скажет:
«Тебе привет от мамы…»
А я скажу:
«Спасибо… Как она поживает?»
А он скажет:
«Ничего».
А я скажу:
«Наверно, она забыла своего единственного сына?»
А он скажет:
«Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»
А что я ему скажу дальше, я не успел придумать, потому что на меня упало пальто и папа вдруг прилез за вешалку. Он меня увидел и сказал:
— Ах, ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счет?
Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше:
— Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!
И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.
Потом еще раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:
— Надо иметь чувство юмора, — сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. — А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!
И я засмеялся.
И он тоже.
И мы пошли в комнату.
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается книга известной писательницы Александры Осиповны Ишимовой «История России в рассказах для детей» — самое популярное произведение этого автора.
Оно пользовалось неизменным успехом в течение многих десятилетий и издавалось многократно.
Однако настоящее издание является уникальным.
В нем не только в наиболее полном за последнее время объеме воспроизведен текст произведения, но и исправлены многие неточности, фактические ошибки. Кроме того, впервые данное произведение сопровождает столь значительный по составу, объему и художественному уровню иллюстративный материал, который поможет читателю посредством зрительных образов представить, как происходили те или иные исторические события, как выглядели знаменитые деятели отечественной истории, как жили наши предки в различные времена. Читателям, несомненно, будут полезны комментарии и словарь, составленные специально для данного издания.
Таким образом, наша книга — это не только история в рассказах, но и история в иллюстрациях замечательных художников, живописцев. Надеемся, что она вызовет интерес и у тех, кто уже знаком с творчеством А.О. Ишимовой, и у тех, кто только начинает изучать отечественную историю.
Стихи:
1. Б.Заходер «Веселые стихи”, ”Птичья школа”
2. С. Михалков «Дремота и забота”, ”Про мимозу”, «Дядя Степа”, «Чистописание”
3. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое”, ”Детки в клетке”, ”Школьнику на память”
4. К.Чуковский «Доктор Айболит”
5. Г.Б. Остер «Вредные советы”, «Зарядка для хвоста”
Скачать: literatura-na-letl_-1-klass.pdf (cкачиваний: 4642)
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Тема Родины в произведениях русских классиков
Эта тема является настолько всеобъемлющей, что так или иначе затрагивается в большинстве произведений русской классической литературы. Перечислим лишь некоторые из них
- Слово о полку Игореве
- А.С. Пушкин
Песнь о вещем Олеге
Н.В. Гоголь
Тарас Бульба
Н.А. Некрасов
Русские женщины
М.Ю. Лермонтов
Бородино
Родина
А.А. Ахматова
Мужество
Реквием
М.А. Булгаков
Белая Гвардия
Б.Л. Пастернак
Доктор Живаго
М. А. Шолохов
Тихий Дон
Поднятая целина
Судьба человека
В.М. Шукшин
Калина Красная
Живет такой парень
В.П. Астафьев
Царь-рыба
А.И. Солженицын
Матренин двор
В.Г. Распутин
Прощание с Матерой
Лирика А. Кольцова, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского и многих других.
6-7 лет. Изучаем факты
В этом возрасте ребёнку можно рассказывать об интересных фактах о нашей стране в доступной для него форме.
Наверняка ребёнку будет интересно узнать о том, что:
- Россия — самая большая страна в мире. Ее площадь занимает 17,1 миллион квадратных километров;
- Россия граничит с 18 странами. Общая протяженность границ — 60 тыс. км, более 20 тыс. из них — сухопутные. Это самая большая граница в мире;
- Леса занимают 60% территории нашей страны;
- Россия — единственная в мире страна, омываемая 12 морями: Черное, Азовское, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово и Каспийское;
- Россия — седьмая страна в мире по численности населения. В ней проживает порядка 145 миллионов человек.
Также можно предложить ребёнку самостоятельно узнать какие-то интересные факты о России, а потом рассказать их в кругу семьи.
Общие сведения и географическое положение нашей страны
Первое, с чего мы начнем наше краткое сообщение о России, это с рассказа о том, что мы живем в самой большой стране мира. Наше государство занимает огромную территорию. Одна восьмая заселенной человеком суши всей Земли — это всё наша страна. Площадь территории России 17 миллионов квадратных километров, а это составляет 11,46% территории всей Земли.
Географическое положение России неповторимо и уникально, здесь есть практически все, что видят путешественники по отдельности в разных странах. Множество природных зон: тундра, степи, полупустыня, бескрайние лесные просторы и другие. Россию омывают воды 12 морей и 3 океана: Северный Ледовитый — на севере, Атлантический — на западе и Тихий — на востоке. На территории нашей страны несколько тысяч рек и более 2 миллионов озер.
Почти 40% территории России занято лесами. Открыто 35 национальных парков и 84 заповедника, в которых обитает множество разных животных. Кроме, уже привычных для нас зайцев, волков, лис и медведей, в России водятся тигры и леопарды. А на севере можно встретить даже белых медведей и моржей.
Занятие по социально — коммуникативному развитию для старших дошкольников
Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.
Задачи:
— формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси; о народах, населявших ее в прошлом;
— способствовать становлению потребности в получении информации об истории страны;
— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Оборудование: видеописьмо, видеопроигрыватель; диктофон; настольно-печатная игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами); иллюстрации с изображением россиян (людей разных национальностей, проживающих в России), славян, князя, обряда крещения на Руси, князя Владимира Святого, церкви.
* * *
Воспитатель. Ребята, к нам пришло вот такое видеописьмо. «Здравствуйте, дети подготовительной группы, к вам обращается за помощью Алеша. Я учусь в первом классе. Мне очень нравятся уроки истории, на которых мы узнаем много нового о прошлом нашей страны, о том, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. По каждой теме, которую изучаем на уроке, мы составляем словарики новых слов. Для этого нам приходится читать энциклопедии или другие книги, в которых мы можем найти объяснение новых слов. Сейчас мне нужно в словарь записать значение новых слов по теме «История возникновения Руси». В библиотеке я не смог найти книги, с помощью которых я бы выполнил домашнее задание. И вдруг я вспомнил о вас, ребята! Я знаю, что вам в детском саду много рассказывали об истории возникновения Руси, у вас есть много книг, альбомов, игр. Я очень надеюсь на то, что вы мне поможете». Ребята, вы согласны помочь Алеше в составлении словарика новых слов по теме «История возникновения Руси»?
Дети. Да.
Воспитатель. Я очень рада, что вы такие отзывчивые. А как мы можем ему помочь?
Дети. Мы можем подобрать иллюстрации, нарисовать рисунки о России, записать наши рассказы, составить словарик новых слов.
Воспитатель. Предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете об истории России. Слова, которые относятся к этой теме, я запишу на листе бумаги. К каждому слову нужно подобрать иллюстрации, а потом записать на диктофон ваши рассказы.
Ребята, какое первое слово мы предложим Алеше записать в словарик новых слов по этой теме?
Дети. Россия, Русь.
Воспитатель. Что означает слово «Русь»?
Дети. Светлое место.
Воспитатель. Правильно, ребята! Очень давно люди стали расселяться и добрались до тех мест, где сейчас находится Россия. Скажите, пожалуйста, представители каких национальностей живут в нашей стране?
Дети отвечают.
Правильно, ребята, в России кроме русского народа живут много других разных народов: татары, евреи, башкиры и др. У каждого — есть своя культура, свой язык. Но все, кто живет в России, — россияне. Вот еще одно слово, которое мы тоже запишем в словарик новых слов.
В давние времена на землях нынешней России, Украины и Белоруссии жил народ, от которого мы произошли, — славяне. Это слово мы тоже запишем в словарик. Оно означает славный, достойный народ, гордый, красивый, храбрый.
Рассказывая, воспитатель показывает иллюстрации с изображением славян: мужчин и женщин.
Обратите внимание на внешность славян. Какие у них волосы?. Дети
Светлые, светло-русые
Дети. Светлые, светло-русые.
Воспитатель. Какого цвета кожа?
Дети. Светлая, белая.
Воспитатель. А глаза?
Дети. Голубые, зеленые.
Воспитатель. О русских девушках говорили: «Глаза васильковые, волосы, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка». А теперь давайте поиграем в игру, в ходе которой вспомним о том, какой была одежда у славян.
Игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами)
Дети подбирают для бумажных кукол различные элементы костюма (головной убор, украшения, обувь) в соответствии с полом куклы.
Воспитатель. Славяне жили родами, все были в родстве между собой. Как назывался главный среди них?
Дети. Князь.
Воспитатель. Правильно, ребята. Людьми в давние времена управляли князья, которых все слушались и которым подчинялись. Какое новое слово мы запишем в словарик новых слов?
Дети. Слово «князь».
Дети. Слова «крещение», «князь Владимир Святой», «церковь».
Воспитатель. Ребята, назовите, пожалуйста, все слова, которые мы с вами записали в словарик новых слов по теме нашего занятия.
Дети вспоминают новые слова по теме занятия. В случае затруднения воспитатель помогает им, показывая иллюстрации.
Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли Алеше в выполнении домашнего задания к уроку по истории?
Дети. Да.
Воспитатель. Я тоже думаю, что ваши ответы, рассказы и игры помогут Алеше в составлении словарика новых слов по теме «История возникновения Руси».
2-3 года. Россия – это то место, где мы живём
В этом возрасте не стоит загружать малыша статистическими данными и излишней терминологией, он всё равно их не поймёт. Также не стоит оперировать абстрактными понятиями, фантазия малыша ещё не настолько развита, и ребёнку будет сложно представить и понять значение слова «Родина».
Займитесь практической деятельностью – раскрасьте лист бумаги в цвета российского флага, в доступной для ребёнка форме расскажите о значении каждого из цветов.
Придумайте вместе с ребёнком какую-то простую сказку, в которой Россию будет олицетворять какой-то герой. Конечно же этот герой должен быть сильным, смелым и всех победить.
Можно придумать вместе с ребёнком игру «Волшебная страна»: из игрушек создать страну. Предложить ребёнку выбрать, кто живёт в этой стране, какие звери, какие люди, подумать какая там природа. После этого сравнить, что из этого есть в нашей стране.
Давным-давно
Безусловно, один из самых органичных способов «подружить» малыша с историей – обратиться к сказкам. Как правило, во многих из них (и уж точно во всех русских народных) действие разворачивается в стародавние времена. Царь и царевна, купцы и бояре, крестьяне и батраки – используя эти красочные примеры, расскажите ребенку, как было устроено общество на Руси. Рассмотрите иллюстрации и отметьте особенности костюмов, средств передвижения и устройства быта. А потом пусть малыш представит, как одевался братец Иванушка, а как – Василиса Премудрая. Возможно, он сам тут же спросит вас, что такое лапти и кокошник, а если нет – расскажите сами. Пользуясь случаем, обязательно упоминайте о личностях, которые сыграли большую роль в российской истории – пусть у детки на слуху будут имена Александра Невского, Ивана Грозного, Петра I).
С детьми 5–6 лет отправляйтесь в историко-краеведческий музей, где вы можете практически в режиме реального времени познакомить их с особенностями культуры и быта наших предков. Вместе поднимитесь по ступеням старинного особняка, почувствуйте прохладу многовекового камня, всласть пошелестите пожелтевшей бумагой, послушайте тиканье старинных часов – в общем, сполна насладитесь магией старины.
Практические занятия:
Игра «Путешествие во времени»
Устройте импровизированный вернисаж. Выберите какой-либо предмет для изучения (например, наземный транспорт или бытовая техника). Попросите ребенка представить и нарисовать, как, по его мнению, выглядел транспорт раньше, когда еще не были изобретены автомобили, как он в дальнейшем видоизменялся и как выглядит современное транспортное средство. Совет: используйте тематические раскраски, рассказывающие о том, как изменялись вещи на протяжении времени (история автомобилей, история костюма, история оружия и т. п.). Для закрепления материала ребенок может раскрасить эти картинки.
Игра «Что это такое?»
Разыщите несколько предметов, которые в настоящее время уже редко используются или вообще вышли из употребления (подойдут запонки, песочные часы, коробочка для зубного порошка, лорнет, дискеты и видеокассеты, фотопленка, металлический подстаканник, веер и др.). Сложите находки в большой пакет. Пусть кроха наощупь выберет один из предметов и рассмотрит его. Предложите ему придумать название для необычной вещицы, а затем расскажите, что это такое на самом деле, когда, кем и для чего использовалось.
Игра «Вчера – сегодня»