Обзор сверхзвукового пассажирского самолета конкорд

Маленькая деталь и большая катастрофа

За несколько минут до взлета «Конкорда» из парижского аэропорта, во время разбега по той же полосе, от двигателя McDonnell Douglas DC-10-30 оторвалась титановая пластина. Это повреждение не представляло опасности для DC-10, а вот для Concorde деталь стала роковой. На скорости в 280 км/ч при разбеге сверхзвуковой самолет наехал на обломок, из-за чего лопнула покрышка колеса. Фрагмент покрышки ударил в крыло самолета, повредил обшивку и вызвал утечку авиатоплива. Другой фрагмент той же покрышки повредил электропровод и вызвал короткое замыкание. Топливо воспламенилось, на одном из двигателей сработала пожарная сигнализация, его пришлось отключить. Разбег в тот момент уже нельзя было заканчивать.

Позже, уже после взлета, отключился и еще один двигатель на той же стороне. Из-за горячих газов он не смог работать в нормальном режиме. Самолет начал крениться влево, потерял управление и рухнул на небольшой отель в трех километрах от аэропорта. В авиакатастрофе погибли 113 человек — все находившиеся на борту и четыре человека на земле.

Чем Конкорд отличается от сверхзвукового ТУ-144

Если говорить о Конкорде и ТУ-144 с точки зрения сравнения, то между ними больше общего, чем разного. В первую очередь оба самолета могут летать на сверхзвуковой скорости, а ”максималка” отличается буквально на пару сотен километров в час (ТУ-144 чуть быстрее). Также оба самолета сделаны по одной аэродинамической схеме и простой человек даже не отличит один самолет от другого, если на борту не будет написано British Airways, Air France или Аэрофлот. Первые два названия будут нанесены на Конкорды, а последнее — на ТУ-144.

Самые большие отличия заключаются только в конструкции передней части. Оба самолета имеют откидной нос, но у ТУ-144 более развитая аэродинамика с точки зрения подвижных элементов. Для того, чтобы ему было проще сохранять баланс при посадке, сразу за кабиной у него были маленькие крылышки. Они откидывались при посадке и не только генерировали дополнительную подъемную силу, но и направляли воздух под крыло.

На этом фото хорошо видны крылышки, которые открываются у ТУ-144 при посадке.

Все это касается технических отличий, но было еще одно главное отличие. Судьба Конкорда сложилась куда более успешно. В первую очередь, из-за того, что он летал в капиталистических странах, где рыночная экономика решала, кто готов заплатить за билет большие деньги. В СССР перелеты на огромные расстояния были важны, но каждый билет субсидировался государством и это было накладно.

Кроме этого, Конкорд летал над океаном и там уровень шума при переходе на сверхзвук не ставил острых вопросов. Куда сложнее было, когда ТУ-144 ”громыхал” над крупными городами.

А еще у в ТУ-144 была катастрофа в самом начале пути, когда он разбился во время демонстрационного полета. Первая катастрофа Конкорда состоялась только в 2000 году и это привело к тому, что его судьба закончилась всего через три года, хотя катастрофа даже не была связана с техническими неполадками или недочетами.

Краткая справка

ООО «Ключ-Н» действует с 3 апреля 2002 г., ОГРН присвоен 4 октября 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области. Руководитель организации: директор Григорьева Любовь Александровна. Юридический адрес ООО «Ключ-Н» — 346400, Ростовская область, город Новочеркасск, Буденновская улица, 213.

Основным видом деятельности является «Предоставление посреднических услуг при купле-продаже жилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе», зарегистрировано 9 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КЛЮЧ-Н» присвоены ИНН 2051463965, ОГРН 2800649650102, ОКПО 27410425.

Роковая цепочка случайностей

За 24 года эксплуатации «Конкорд» не потерпел ни одной аварии и считался сверхнадёжным самолётом, несмотря на определённые недостатки.

Судьбу этого уникального проекта перечеркнула единственная трагедия, которая произошла 25 июля 2000 года в парижском аэропорту Шарль де Голль.

В этот день с взлётно-посадочной полосы в небо поднялся «Конкорд» c ярким огненным шлейфом позади. Самолёт набрал высоту в 30 метров, накренился влево, потом принял вертикальное положение и рухнул за территорией аэропорта.

Обстоятельства и причины катастрофы стали выяснять французское Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA) и Отдел по расследованию авиационных происшествий Великобритании (AAIB). В качестве первых версий были выдвинуты теракт, ошибка пилота и техническая неисправность.

Эксперты обратили внимание, что у самолёта отказали два левых двигателя. В процессе двухминутного полёта горело левое крыло, поэтому «Конкордом» было невозможно управлять

Подробный анализ позволил специалистам исключить версию теракта и неисправности силовых агрегатов перед полётом.

Также по теме


Трагическая ошибка экипажа: год авиакатастрофе в Ростове-на-Дону

19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону потерпел крушение пассажирский лайнер Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai. Два часа самолёт…

Как выяснилось, к трагедии привела цепочка случайностей. Во время разгона, когда «Конкорд» готовился взлететь, металлический предмет разорвал шину набиравшего скорость самолёта. Оторвавшийся четырёхкилограммовый кусок резины ударил по левому крылу, где были расположены топливные баки. Это привело к утечке горючего, которое стало попадать на пламя работающих двигателей. Каждую секунду из бака «Конкорда» выливалось около 75 литров топлива.

Опытнейший командир экипажа 54-летний Кристиан Марти оказался в безвыходной ситуации. Ему сообщили о предположительном возгорании двигателя ещё до набора высоты, но он уже не мог остановить разогнавшийся «Конкорд» — не хватило бы длины взлётно-посадочной полосы.  

Марти не мог и развернуть судно, чтобы посадить его, поэтому он решил направить лайнер в ближайший аэропорт Ле Бурже. Однако через минуту после набора высоты от левого крыла «Конкорда» уже практически ничего не осталось, и самолёт рухнул вниз.

Где сейчас Конкорды

Конкорд был культовым самолетом, который за 23 года эксплуатации перевез по всему мире около 4 миллионов пассажиров и бесславно уйти на пенсию он просто не мог. Последний рейс для многих был, что называется, ”со слезами на глазах”. Теперь эти самолеты можно найти только в музеях и на постаментах.

Даже сейчас мало кто может зайти в кабину Конкорда, а она была интересной для своего времени.

Всего было выпущено 20 Конкордов и все они, за исключением двух, находятся в музеях или на специальных площадках. Не получится посмотреть только на борт, с заводским номером 211, который разобрали на запчасти для других Конкордов и борт 203, который разбился в Париже.

Примерно две трети самолетов эксплуатировались до 2003 года. Сейчас самый ”молодой” самолет находится в Имперском военном музее (Дасфорд, Великобритания). Его налет составляет всего 632 часа (с 1971 по 1977 год). Самый ”повидавший” борт стоит в Музее Моря, Воздуха и Космоса Интерпид (Нью-Йорк, США). Налет этого самолета составил 23 397 часов в период 1976 по 2003 год.

Конкорд в аэропорту Шарля Де Голя. Он все еще хочет летать…

Один из самых известных выставленных Конкордов сейчас встречает путешественников в аэропорту Шарля Де Голля в Париже. А самый первый Конкорд, выпущенный 2 марта 1969 года под номером 001, налетал всего 812 часов и стоит в Аэрокосмическом музее в Ле Бурже, Франция.

История создания

Сразу же после появления военных сверхзвуковых самолетов авиастроители во всем мире начали задумываться о создании пассажирского авиалайнера, крейсерская скорость которого была бы выше скорости звука. Франция и Англия обладали соответствующими программами. Во Франции была программа Super-Caravelle в сотрудничестве авиакомпаний Sud Aviation и Dassault, в Великобритании — программа Bristol, которая разрабатывалась Bristol Aeroplane Company.

Из-за высокой стоимости разработки британская компания BAC решила, что нужно искать партнеров. Bristol Aeroplane Company предложила французской авиакомпании Sud Aviation совместную разработку сверхзвукового пассажирского судна. Достичь договоренности удалось не сразу. Переговоры велись на правительственном уровне. В итоге договор был заключен в 1962 году.

С небольшим перевесом большая часть работ доставалась французской стороне. Британия была ответственна за разработку двигателя авиалайнера, отдельных частей планера и некоторой электроники. Конечный проект Конкорда предоставлен в 1966 году. Первый прототип самолета завершен в 1969 году.

Прототип Конкорда, хранящийся в музее

Помимо BAC и Sud Aviation, в разработке и создании авиалайнера участвовали следующие компании:

  • Messier;
  • Hispano-Suiza;
  • Rolls-Royce;
  • Dassault;
  • SNECMA.

Первый прототип проходил испытания до 1971 года. После этого началась эксплуатация предсерийных самолетов. В ходе проведения различных тестов удалось значительно превысить скорость звука.

Первые реактивные пассажирские самолет

Первым реактивным самолетом для пассажиров считается, созданный британцами, “Комета-1”. Он был испытан 27 июля 1949 года. У него было 4 турбореактивных двигателя, а салон был рассчитан на 32 пассажира. Кроме этого, на него установили 2 ускорителя на перекиси водорода. Его использовали на трассах в Европу и Африку. Например, Лондон — Йоханнесбург с остановками по пути. Время всего рейса составляло 23,5 часа.

Комета-1.

Позднее были разработаны “Комета-2” и “Комета-3”, но они не оправдали надежд и были сняты с производства из-за усталости металла и недостаточной прочности фюзеляжа. И все же некоторые модификации используются до сих пор для проектирования истребителей ВВС Великобритании.

Шестью годами позже, СССР представил ТУ-104. Первый советский реактивный пассажирский самолет. Впервые он поднялся в воздух 15 июня 1955 года. А.Н.Туполев взял за основу своего проекта бомбардировщик с реактивными двигателями ТУ-16. Он просто увеличил фюзеляж, опустил крыло под него, а в салоне расположил 100 кресел для пассажиров. С 1956 года его запустили на массовое производство.

ТУ-104.

В течение следующих двух лет он был единственным в мире реактивным самолетом, который использовали для перевозки гражданских лиц. У него было 2 турбореактивных двигателя. Его максимальная скорость достигала 950 км/ч, а летать он мог до 2700 км.

На нем были введены и такие новинки для СССР, как обеды на борту, красиво одетые стюардессы и подтянутые пилоты.

Тем не менее, за 4 года его эксплуатации произошло 37 катастроф с участием этого самолета. Это самое большое число аварий среди всех российских самолетов. Неудивительно, что Н.С. Хрущев отказался даже приближаться к нему. Несмотря на то, что с производства его сняли, до 1979 года его еще использовали для перелетов по России.

В 1958 году на пассажирские линии вышел Boeing-707. Он мог принять на свой борт от 90 до 180 пассажиров. На разные модели устанавливались двигатели различной мощности. Самолет предназначался для маршрутов средней и дальней протяженности. Однако, аварий с ним происходило намного больше, чем с ТУ-104.

SE.210 Caravelle 1.

Прорывом в мировой авиации стало создание французского SE.210 Caravelle 1. Он начал полеты в 1959 году, в основном, в колонии Франции, в Африке. У него также было 2 турбореактивных двигателя, но фирмы “Роллс-Ройс”, в хвосте самолета. Это помогло достигнуть того, что улучшилась и аэродинамика, и шум в салоне был минимизирован, и надежность работы воздухозаборников был повышен.

И трап тоже был выполнен в другом ключе, чем у других самолетов того времени — в виде опускающейся части фюзеляжа. В салоне тоже провели нововведения: иллюминаторы стали больше, а проход расширили. Его использовали на маршрутах только средней дальности.

Всего было выпущено 12 самолетов такого типа, но все же он не выдержал соперничества с Боингами, и дальнейшее производство было остановлено.

Последние изменения

09.08.2020

Организация исключена из Реестра малого и среднего предпринимательства

05.03.2020

Завершено исполнительное производство
№ 14497/17/61064-ИП от 08.02.2017

Завершено исполнительное производство
№ 44289/17/61064-ИП от 15.06.2017

Завершено исполнительное производство
№ 25953/17/61064-ИП от 28.03.2017

Завершено исполнительное производство
№ 16780/20/61064-ИП от 20.02.2020

25.02.2020

Завершено исполнительное производство
№ 123070/19/61064-ИП от 23.12.2019

20.02.2020

Новое исполнительное производство
№ 16780/20/61064-ИП от 20.02.2020, сумма требований: 764 504 руб.

Новое исполнительное производство
№ 16780/20/61064-ИП от 20.02.2020

Единственная авария

25 июля 2000 года считается черным днем в истории марки «Конкорд». Самолет, который никогда ранее не попадал в серьезные аварии, рухнул недалеко от аэропорта «Шарль де Голь» под Парижем. Он не смог взлететь и сразу же после падения взорвался, поскольку на его борту находилось 119 тонн топлива. На борту самолета, совершавшего рейс «Париж – Нью-Йорк находилось 109 пассажиров, 96 из которых были гражданами Германии. Никому из людей не удалось выжить.

Позже следствие установило, что причиной аварии стало возгорание шасси, которое столкнулось с инородным предметом, находившимся на взлетно-посадочной полосе. Это была деталь, которая отвалилась от самолета американской авиакомпании «Континентал Аирлайнс», взлетавшего как раз перед злополучным «Конкордом».

Именно с этого момент доверие к самолету начало стремительно падать. Почти тридцатилетняя репутация самого безопасного самолета рухнула там же под Парижем. С этого момента начался закат эпохи скоростных самолетов «Конкорд».

Производство

Производство самолета также было разделено между партнерами. Во Франции изготавливались:

  • центральная часть фюзеляжа;
  • крыло;
  • элевоны;
  • автопилот;
  • оборудование, куда входила система кондиционирования, радиооборудование, система управления и навигации;
  • носовое шасси;
  • сопла СУ, система реверса тяги, форсажные камеры.

В Англии производились:

  • двигатели;
  • перед и хвост фюзеляжа;
  • противопожарная, электрическая, топливная и противообледенительная системы;
  • кислородное оборудование.

В Испании изготавливались шасси.

Первый серийный «француз» взлетел в декабре 73-го, и через пару месяцев такой же «англичанин» покорил небо. Серийных Concorde было всего шестнадцать, два из которых никогда не были коммерческими, их использовали исключительно для тестов и сертификации. После лета 1980 года производство было остановлено.

Известны лишь немногие характеристики Ил-66

Изначально конструкторы хотели добиться максимально продвинутых характеристик. Предполагалось, что самолет сможет перевозить на борту не менее 100 человек, не считая экипажа. При этом он должен пролетать до 8000 км, не совершая ни одной посадки для дозаправки. Ожидаемая крейсерская скорость должна была составлять 3000 км/ч. Только использование аэродинамической схемы «утка» могло обеспечить реализацию всех показателей, но и этого было недостаточно.

Решение остановить разработку самолета ИЛ-66 было верным?

ДаНет

К моменту представления проекта на Техническом совете решили изменить обозначенные ранее характеристики. Поэтому самолет описали несколько иначе. По заявлениям Ильюшина, Ил-66 был способен преодолевать расстояние до 7200 км, разгоняться до тех же 3000 км/ч и перевозить от 60 до 100 пассажиров на регулярных рейсах. После предложения Госкомитета по авиации упростить технические характеристики самолета, повысив шансы на его реализацию, конструкторы постарались добиться снижения большинства показателей.

Уже после первых совещаний и переработок проекта крейсерскую скорость уменьшили до 2200 км/ч. Такое решение позволило взять за основу конструкции алюминиевые сплавы и отказаться от облегченных материалов. Также была сокращена вместимость – авиалайнер мог перевозить от 40 до 60 человек на любых рейсах. Дальность полета уменьшили до 4500 км. Публичная информация изначально ограничивалась продвинутыми критериями летно-технических качеств. Поэтому другие характеристики не разглашались и неизвестны до сих пор.

Ил-66 – перспективный проект, который не был реализован. Самолет мог стать первым сверхзвуковым пассажирским авиалайнером в мире, но он опережал время. Технологии и технические возможности страны на тот момент не были способны обеспечить создание опытных образцов и дальнейших серийных машин этой модели. Если бы Ил-66 представили на 20 лет позже в улучшенном виде, то он мог быть выпущен. Но проект окончательно закрыли в 1963 году, а все силы конструкторского бюро сконцентрировались на других машинах.

Туманное будущее или скорое возрождение

Отказ от «Конкордов» в 2003 году и приостановка работ над развитием советского Ту-144 привели к полному исчезновению сегмента сверхзвуковой гражданской авиации. Но в наши дни ставку на её возрождение делают Соединённые Штаты.

  • Ту-144
  • Reuters

В конце февраля 2016 года Национальное космическое агентство США (NASA) поставило перед корпорацией Lockheed Martin задачу разработать дизайн сверхзвукового самолёта. Проект осуществляется в рамках программы «Новые горизонты авиации» (New Aviation Horizons), которая направлена на развитие сверхзвуковых перевозок.

Также по теме

NASA намерено возродить сверхзвуковую гражданскую авиацию

NASA в сотрудничестве с корпорацией Lockheed Martin разрабатывает новую модель сверхзвуковых лайнеров, которые будут отличаться от…

Однако советник Росавиации Виталий Бордунов и авиационный эксперт Сергей Крутоусов сошлись во мнении, что подобные проекты можно будет реализовать лишь в отдалённой перспективе. По их мнению, текущая ситуация на рынке не позволит окупить затрат на создание аналогов «Конкорда» или Ту-144.

«Сегодня нет никакой проблемы, чтобы сделать сверхзвуковые бизнес-джеты. Технологии для их создания существуют. Я не исключаю, что сверхзвуковые лайнеры появятся снова, но их заказчиком должен быть очень крупный интересант с большим количеством денег. На массовом рынке сверхзвук точно не нужен. Это абсолютно дотационный проект», — заявил Крутоусов.

В свою очередь, глава Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень придерживается иной точки зрения. Он напомнил, что «Конкорды» перевезли три миллиона человек, и этот факт говорит «о состоятельности сверхзвуковых самолётов как коммерческих проектов». В частности, Корень указывает, что «Конкорды» хорошо зарекомендовали себя на чартерных рейсах.

Собеседник RT убеждён, что сверхзвуковую авиацию ожидает скорое возрождение. «В ближайшее время следует ожидать возобновление проектов разработки новых сверхзвуковых пассажирских судов малой вместимости с ориентацией на частные или корпоративные чартерные авиаперевозки бизнес-пассажиров», — полагает Корень.

Почему больше нет сверхзвуковых пассажирских самолетов

ТУ-144 хоть и был во многом лучше Конкорда, но он очень быстро ”отсеялся”. Про это я расскажу в отдельной статье. Проект Boeing по организации сверхзвуковых пассажирских перевозок так и не достиг своей реализации. Конкорд просто стал никому не нужен.

Boeing тоже пыталась, но не смогла.

На самом деле, спрос на него может и был бы, но авиакомпании все больше теряли терпение от того, сколько денег они тратили на перевозки, часто просто не окупая их. В итоге, к окончанию истории самого известного пассажирского сверхзвукового самолета привело трагическое обстоятельство.

Крушение Конкорда в 2000 году

Единственная на сегодняшний день (маловероятно, что они снова начнут летать) авария Конкорда произошла 25 июля 2000 года — 20 лет назад. В результате инцидента самолет загорелся и упал на отель, который находился рядом с аэропортом.

Так выглядела единственная катастрофа Конкорда.

Следствие установило, что авария произошла из-за куска колеса, который остался на полосе после взлета DC-10. Этот кусок пробил крыло Конкорда, которые шел на взлет и в результате этого вспыхнул пожар, самолет ”потерял” два двигателя и уже не мог обеспечить себе достаточной тяги во взлетном режиме. Хотя, она бы все равно не спасла, учитывая возгорание.

В результате крушения погибло 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле. Авария еще больше подкосила и без того туманное будущее самолета и к 2003 году эксплуатация этого воздушного судна окончательно прекратилась.

Большая политическая гонка

Идея строительства такого самолета появилась сразу после того, как военные научились преодолевать скорость звука.

Однако для того, чтобы создать сверхзвуковой пассажирский самолет, потребовалось создать множество новых технологических решений — настолько он отличался от военных проектов.

Дело не только в безопасности — бомбардировщик, например, не летит на сверхзвуковой скорости все время, он разгоняется только на определенных этапах полета, пассажирский же самолет должен лететь на такой скорости большую часть времени, которое он находится в воздухе. Для этого ему были нужны новые двигатели.

Когда в сверхзвуковую гонку включился СССР, то, разумеется, источником новых технологий стали не только научно-исследовательские институты, но и спецслужбы. Это состязание было не столько экономическим, сколько политическим.

Однако прямых доказательств того, что СССР мог скопировать Concorde, не существует.

  • Авиация будущего: пассажирские дроны, сверхзвук и биодизайн
  • Как построить гиперзвуковой авиалайнер
  • Первый в мире авиалайнер с термоядерным реактором: как скоро?

«Скажем так, задачи перед разведорганами ставились, потому что это несколько облегчает работы по разработке. И на Западе, и у нас. Это единые проблемы. Какие-то вещи пытались получить по «Конкорду». Какие-то вопросы были. Их передавали в соответствующие службы. И эти службы выполняли соответствующие задачи», — рассказал в документальном фильме Би-би-си директор музея конструкторского бюро имени Туполева Владимир Ригмант.

«Насколько я помню, какое-то количество наших представителей… Как бы дипломатических… Выдворили из Франции. Такое что-то было. Это работа, а не шпионаж», — рассказал он.

Во время работы над Concorde ходили слухи о дипломатах и инженерах, которые якобы посещали заводы в составе делегаций, надев ботинки на каучуковой подошве, чтобы собрать крупицы металлической стружки и узнать состав сплава, который использовали при строительстве самолета.

Однако, как написал в своей статье советский металловед, создатель сплавов и сподвижник Андрея Туполева Иосиф Фридляндер, на самом деле конкуренты и соперники зачастую работали вместе.

«В ВИЛС прошло совещание с французскими авиаметаллургами. Мы направили во Францию слитки и плиты из АК4-1 и от них получили слитки и плиты из сплава AU2GN. И вот теперь обсуждались результаты исследования. Практически AU2GN и АК4-1 одинаковы. Сплав АК4-1, как и французский AU2GN, при хорошей жаропрочности имеет низкую вязкость разрушения», — пишет он.

Статья «Разные судьбы» была опубликована на сайте ВИАМ и написана в 2001 году. Речь в ней идет о сплавах, которые разрабатывались для самолетов Concorde и Ту-144.

Как бы то ни было, два самолета оказались действительно очень похожи внешне, но и различий между ними тоже было много.

История эксплуатации

История использования Конкорда началась в самом начале 1976 года, когда компании Arospatiale, Sud Aviation, BAC создали первый коммерческий авиалайнер. Заявки на приобретение авиалайнера начали поступать еще на этапе проектирования. Изначально планировалось создание 74 единиц авиалайнера, однако нефтяной кризис и удешевление стоимости билетов на дальнемагистральные полеты заставили отказаться от широкомасштабного перехода на сверхзвуковые самолеты.

Первый полет был совершен компанией British Airlines. Авиалайнер выдвинулся из Лондона в Бахрейн. Буквально в тот же день был открыт рейс Париж-Дакар, который выполнялся французской авиакомпанией Эйр Франс. Полет Конкордов осуществлялся по следующим направлениям:

  • Лондон — Нью-Йорк;
  • Париж — Нью-Йорк;
  • Лондон — Барбадос.

Практически весь период эксплуатации прошел без происшествий. На самолете летала королева Великобритании Елизавета 2, президент Франции, а также другие политики и первые лица государств.

В середине 2000 года произошла катастрофа. Конкорд потерпел крушение под Парижем. После детального расследования названа причина: наезд на металлическую деталь на взлетно-посадочной полосе, повреждение топливного бака и оголение проводки. Из-за крушения Конкорда во Франции экипаж и все пассажиры, находящиеся на борту, погибли. Самолет упал на здание отеля. Четыре человека, находившиеся в здании, погибли.

После 2000 года эксплуатация авиалайнера продолжилась. Заключительные 3 года использования самолета отмечены рядом инцидентов. В 2002 произошло отключение секции руля и утечка топлива. Из-за ряда причин в 2003 году принято решение о прекращении эксплуатации.

Почему перестали выпускать самолет

Сейчас многие интересуются, почему сняли с производства, такой самолет. Некоторые считают, что его сняли с производства из-за ряда катастроф, которые, спустя двадцать лет эксплуатации, стали возрастать. Другие считают, что это из-за экологической составляющей и ударной волны. В Штатах, например, запрещено таким самолетам летать над сушей.

Но все это в корне неверно. Самолет просто в корне оказался нерентабельным. Относительно небольшие расстояния, на которые он рассчитан, заставляют его совершать посадки и делать дозаправки, что экономически не выгодно.

С другой стороны, у пассажиров спрашивали, сколько, по их мнению, стоит билет. Т. к. большая часть людей — это бизнесмены, которым билеты оплачивает фирма, то они себе слабо представляли стоимость такого путешествия. На тот момент билет стоил четыре тысячи долларов, а люди, которые летали «Конкордом» предполагали, что стоимость в среднем от семи тысяч долларов. То есть если бы цену на полет повысили почти в два раза, то для авиакомпаний это было бы более чем выгодно. Почему-то так не сделали, это остается загадкой.

Последователь самолета «Конкорд»

В то, что у союза именно этих двух компаний действительно может что-то получится, верится из-за их большого опыта в сфере авиастроения. Virgin Galactic была основана в 2004 году и за это время успела разработать один из самых необычных летательных аппаратов в мире. Речь, конечно же, идет о космическом аппарате VSS Unity для туристических полетов в космос. Он способен вывести на орбиту нашей планеты до шести пассажиров и использоваться для проведения научных исследований. Внутри есть камеры, которые снимают трюки, выполняемые путешественниками в невесомости. Первый коммерческий полет стоимостью около 250 тысяч долларов с человек должен состояться в 2021 году.

У компании Rolls-Royce тоже очень большой опыт работы с летательными аппаратами. Причем не абы какими, а как раз со сверхзвуковыми самолетами, предназначенными для перевозки пассажиров. Да, разрабатываемый аппарат не будет первым в своем роде — в далеком 1976 году в эксплуатацию уже был введен сверхзвуковой самолет «Конкорд». Он развивал скорость в 2440 километров в час и мог перевозить людей из Лондона в Нью-Йорк за 3 часа 20 минут. Таких самолетов, которые обеспечивали в два раза быстрый перелет, было построено 20 штук. За 27 лет работы они перевезли более 3 миллионов пассажиров.

Сверхзвуковой самолет «Конкорд»

В ходе разработки самолета «Конкорд», компания Rolls-Royce отвечала за создание двигателя. Полученные знания будут очень кстати в рамках работы над сверхзвуковым аппаратом Virgin Galactic. Тем более, за время эксплуатации «Конкорда» компания явно усвоила множество уроков, потому что этот аппарат получился довольно-таки проблемным. Самая главная проблема заключалась в подорожании топлива но, в рамках нового проекта, эта проблема будет решена использованием нового источника энергии. Также, спустя долгие годы, репутация «Конкорды» была сильно подпорчена авиакатастрофой, которая унесла жизни 113 людей. В 2003 году сверхзвуковые самолеты были сняты с эксплуатации.

Конкорды сегодня

К 2003 году в эксплуатации находилось 8 «Конкордов». Все построенные самолёты, кроме № 211, каннибализированного в 1982 году и разобранного в 1994 году, и разбившегося в 2000 году в Париже № 203, сохраняются в различных музеях и экспозициях. 

Завод- ской № Регистра- ционный № Полёты Налёт, часов Текущее местонахождение
Первый Последний
001 F-WTSS 2 марта 1969 19 октября 1973 812 Аэрокосмический музей, Ле Бурже, Франция
002 G-BSST 9 апреля 1969 4 марта 1976 836 Fleet Air Arm Museum, Йовилтон, Великобритания
101 G-AXDN 17 декабря 1971 20 августа 1977 632 Имперский Военный Музей, Даксфорд, Великобритания
102 F-WTSA 10 января 1973 20 мая 1976 656 Музей Delta, Аэропорт Орли, Париж, Франция
201 F-WTSB 6 декабря 1973 19 апреля 1985 909 Airbus, Тулуза, Франция
202 G-BBDG 13 декабря 1974 24 декабря 1981 1282 Бруклендский Музей, Вейбридж, Великобритания
203 F-BTSC 31 января 1975 25 июля 2000 11 989 Разбился в Париже в 2000 году
204 G-BOAC 27 февраля 1975 31 октября 2003 22 260 Аэропорт Манчестера, Велибритания. Этот «Конкорд» был первым поставленным British Airways, и флагманом авиакомпании.
205 F-BVFA 27 октября 1976 12 июня 2003 17 824 Смитсоновский национальный Аэрокосмический Музей, около Вашингтона, США
206 G-BOAA 5 ноября 1975 12 августа 2000 22 768 Национальный Музей Полёта, Восточный Лотиан, Шотландия, Великобритания
207 F-BVFB 6 марта 1976 24 июня 2003 14 771 Sinsheim Auto & Technik Museum, Германия
208 G-BOAB 18 мая 1976 15 августа 2000 22 296 Аэропорт Хитроу, Лондон, Велиобритания
209 F-BVFC 9 июля 1976 27 июня 2003 14 332 Airbus, Тулуза, Франция
210 G-BOAD 25 августа 1976 10 ноября 2003 23 397 Intrepid Sea-Air-Space Museum, Нью-Йорк, США
211 F-BVFD 10 февраля 1977 27 мая 1982 5814 Пущен на запчасти в 1982 году и разобран в 1994 году
212 G-BOAE 17 марта 1977 17 ноября 2003 23 376 Международный аэропорт Грэнтли Адамса, Барбадос
213 F-BTSD 26 июня 1978 14 июня 2003 12 974 Аэрокосмический Музей, Ле Бурже, Франция
214 G-BOAG 21 апреля 1978 5 ноября 2003 16 239 Museum of Flight, Сиэттл, США
215 F-BVFF 26 декабря 1978 11 июня 2000 12 421 Аэропорт Шарль Де Голль, Париж, Франция
216 G-BOAF 20 апреля 1979 26 ноября 2003 18 257 Аэродром Филтон, Бристоль, Великобритания

Некотрые запасные части самолётов, такие как двигатели, воздухозаборники, шасси, находятся в экспозиции различных музеев мира.

Восстановление

Группа добровольцев поддерживает один из «Конкордов» (F-BTSD) в состоянии лётной годности в Аэрокосмическом музее в Ле-Бурже, планируя поднять самолёт в воздух в 2010 году.G-BBDG был восстановлен до выставочного состояния практически из одного корпуса в Брукландском музее.

Технические характеристики

  • Экипаж: 3 человека (командир, пилот, бортинженер)
  • Пассажировместимость:Длина: 56,24 (58,83) м

    • в текущей компоновке: 92 (Эр Франс) или 100 (Бритиш Эируэйз)
    • максимально разрешённая: 128
  • Размах крыла: 25,57 м
  • Высота: 12,19 (11,58) м
  • Площадь крыла: 358,6 м?
  • Коэффициент удлинения крыла: 1,85
  • Угол стреловидности по передней кромке: от 60° до 80°
  • Масса пустого: 78 700 кг
  • Максимальная взлётная масса: 187 700 кг
  • Масса полезной нагрузки: 12 000 кг
  • Масса топлива: 95 680 кг
  • Двигатели: 4? ТРДФ Rolls-Royce / SNECMA «Olimpus» 593

    • Тяга, максимальная: 140 кН
    • Тяга на форсаже: 169 кН
    • Расход топлива: 25 т/ч (при максимальной полезной нагрузке)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2330 км/ч (2,2 М)
  • Крейсерская скорость: 2150 км/ч (2,02 М)
  • Практическая дальность: 6470 км (с нагрузкой 8845 кг при М=2,05 на высоте 16 000 м)
  • Перегоночная дальность: 7250 км
  • Практический потолок: 18 300 м
  • Скороподъёмность: 25,41 м/с
  • Тяговооружённость: 0,373
  • Аэродинамическое качество:Максимальная температура носовой части: 127 °C

    • на малой скорости: 3,94
    • при М = 0,94: 11,47
    • при М = 2,04: 7,14
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector