Лестерский кодекс леонардо да винчи (6 фото)

Критика русского перевода

Русский перевод романа Н. В. Рейн, выпущенный издательством АСТ в 2004 г., был подвергнут критическому анализу российским лингвистом, теоретиком перевода Д. И. Ермоловичем. В своей статье «Хоть довинчивай» он привел значительное число примеров логических, лексико-фразеологических и терминологических неточностей, искажений и пропусков, допущенных переводчиком романа в таких областях знаний, как религия, история, искусство, география, математика, информатика и др.

Некоторые фразы из этого перевода используются критиками романа как доказательство невежества Дэна Брауна, хотя на самом деле являются банальными ошибками перевода (известен, в частности, пример «с митрой на пальце»).

Премьера

Мировая премьера «Кода да Винчи» состоялась 17 мая 2006 года на торжественном открытии 9-го Каннского кинофестиваля. Реакция на фильм собравшихся в Каннах кинокритиков была в целом отрицательной. Подытоживая мнения рецензентов, сайт Rotten Tomatoes назвал экранизацию «затянутой» и «скучной».

Фильм установил новый рекорд по начальным кассовым сборам за пределами США: за первые три дня показа за пределами США было собрано 147 миллионов долларов. Кассовые сборы в самой стране-производителе составили 77 миллионов долларов.

Протесты

Фильм подвергся сокрушительной критике со стороны религиозных организаций, так как по их мнению картина оскорбляет Священное Писание. Но, несмотря на это, фильм установил кассовые рекорды в странах с большим количеством католиков — таких, как Италия и Испания. В Индии, Китае, Пакистане, Иордании и Египте показ фильма был запрещён.

В Москве премьера фильма сопровождалась акцией протеста Союза православных граждан (СПГ), который провёл «молитвенное стояние и просветительский пикет» у кинотеатра на Пушкинской площади. По мнению главы московского регионального отделения СПГ Кирилла Фролова, фильм «Код да Винчи» — «это стремление развенчать Христа как Богочеловека и уравнять добро и зло».

Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов в эфире телепрограммы «Вести» (Россия) призвал телезрителей обратиться с протестом в Генпрокуратуру с тем, «чтобы вообще прекратили показ фильма в нашей стране как глубоко оскорбляющий религиозные чувства».

Центральное духовное управление мусульман России также увидело в «Коде да Винчи» оскорбление собственных чувств. В заявлении ЦДУМ говорится о недопустимости глумления над мусульманским пророком Исой (такое имя носит в Исламе Иисус Христос), а сам фильм ставится в один ряд с нашумевшими карикатурами на пророка Мухаммеда. Возмущённое бездействием властей в отношении «кощунственного фильма», мусульманское духовенство России пригрозило стихийными акциями протеста своих сторонников.

Удовольствие от чисел и невозможные изобретения

Леонардо нравится делать расчеты: иногда он занимается ими в надежде получить фантастическую прибыль от механических изобретений или речных проектов, иногда фантазирует о «бесконечном» количестве сторон многоугольника, чтобы решить задачу о квадратуре круга. Он упражняется в умножении на сотни тысяч миллионов веса, который намеревается легко перемещать с помощью своих механизмов, уже похожих на настоящие. Разрабатывает системы измерения расстояний на суше и на море. Приблизительно рассчитывает, что диаметр Земли должен составлять около 12500 км, а в Средиземном море не менее 40200 портов. До встречи с Пачоли Леонардо испытывает трудности с простой арифметикой: в «Атлантическом кодексе» пишет, что «у нечетных чисел нет квадратного корня». И все же в провидческой записи 30 ноября 1504 года он ликует: «В ночь на святого Андрея, когда и свеча кончалась, и ночь, и бумага, на которой я писал, менее чем за час я решил задачу квадратуры круга».

Сюжет

О сюжете одноимённой книги см. также

Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс), известного профессора в области символики, приглашают в Лувр, где был убит куратор музея Жак Соньер. Но перед смертью Жаку Соньеру удается оставить зашифрованное при помощи последовательности Фибоначчи послание. Именно для того, чтобы расшифровать это послание, капитан полиции Безу Фаш (Жан Рено) и приглашает Роберта Лэнгдона на место преступления. Софи Невё (Одри Тоту), криптолог, внучка убитого, которая тоже приглашена для помощи при расшифровке загадочного послания, сообщает Роберту Лэнгдону, что его подозревают в убийстве куратора, в связи с тем, что его имя значится в последней записи куратора. Софи помогает Лэнгдону сбежать от полиции, так как уверена, что он может помочь разгадать тайну её дедушки.

Подвергая свою жизнь смертельной опасности, Лэнгдон вместе с Софи обнаруживает серию головоломок, спрятанных в работах Леонардо да Винчи, которые указывают на существование секретного общества — Приората Сиона, оберегающего древнюю тайну — «источник Божьей Власти на Земле». Воспользовавшись подсказками, спрятанными в картинах Леонардо да Винчи, они забирают из банка в Париже криптекс, деревянный контейнер с манускриптом. Но они не могут открыть его, так как для этого нужно отгадать пятизначный код. Взломать криптекс<span title=»Статья «криптекс» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en нельзя — уксус, находящийся в капсуле криптекса, уничтожит документ.
После этого они отправляются к знакомому Лэнгдона Ли Тибингу (Иэн Маккеллен), который помешан на поисках Грааля. Ли Тибинг считает Марию Магдалину женой Иисуса, для её защиты было создано тайное общество, и дед Софи являлся одним из его членов. Во время их разговора на них нападает Сайлас, религиозный фанатик, убивший Жака Соньера, и пытается отобрать криптекс. Но у него ничего не выходит, а герои вместе с профессором отправляются в Лондон, чтобы в Вестминстерском аббатстве отыскать новую подсказку. В Лондоне они узнают о том, что Ли Тибинг замешан в убийстве Соньера. Он угрожает убить Софи и требует, чтобы Лэнгдон отдал ему криптекс и расшифровал код. Но в это время появляется полиция, которая забирает Тибинга, а Лэнгдон и Софи отправляются в Рослинскую церковь, где встречаются с членами древнего ордена, которые рассказывают Софи, что она потомок рода Христа и Марии Магдалины. По прибытии в Париж Лэнгдон понимает, что конечная цель их поисков — могила Марии Магдалины, а всё это время они искали её не в том месте, тогда как она находилась прямо у них под носом — под стеклянной Перевёрнутой пирамидой Лувра<span title=»Статья «Перевёрнутая пирамида Лувра» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en.

Морской и воздушный дизайн

Катапульты Леонардо разработаны с невероятной геометрической точностью и так, что все детали — дерево, веревки, соединения между элементами — работают на умножение силы и мощи орудий.

Работы да Винчи не имеют равных в истории научного и технологического проектирования не только потому, что он обходится без длительных и скучных демонстраций в объяснении принципов действия, но еще и потому, что эти изобретения — настоящие произведения искусства, творения дизайнера. Разница между набросками Леонардо о полете и рисунками в тетрадях сиенских инженеров, выполненных на несколько лет раньше, поразительна.

«Кодекс о полёте птиц» и «Кодекс Тривульцио»

Эти манускрипты хранятся в итальянских музеях.

«Кодекс о полёте птиц» был собран самим Леонардо где-то в 1505 году. В нём всего 18 листов размером 21 на 15 см. В этом манускриптеЛеонардо впервые написал, что центр масс летящей птицы не всегда совпадает с центром давления. На данный момент «Кодекс о полёт птиц» хранится в Королевской бибилотеке в Турине.

«Кодекс Тривульцио» изначально входил в «Атлантический кодекс» и состоял из 62 листов. До нашего времени их сохранилось 55. В 1705 году кодекс купил карл Тривульцио, предок которого заказывал Леонардо конную статую. Этот манускрипт интересен тем, что содержит толковый словарь итальянских слов. Есть две версии объясняющих, зачем леонардо понадобилось делать такой словарь: он либо хотел расширить свой словарный запас, либо готовил к изданию самый настоящий толковый словарь. В манускрипте много рисунков, в том числе и научных, и некоторые афоризмы Леонардо, например:

Судьба манускрипта

Леонардо умер в 1519 году. «Трактат о воде, земле и небесных делах» перешел по наследству к Франческо Мельци, затем он достался ученику Микеланджело Джованни делла Порта, а от него попал к римскому художнику Джузеппе Гецци. В 1717 году манускрипт купил Томас Кок, граф Лестер, и с той поры почти что до наших дней тетрадью Леонардо владели наследники графа. Именно благодаря именитым владельцам трактат и стал называться Лестерским кодексом.

Однако в 1980 году трактат был выставлен на аукционе и продан знаменитому миллионеру и ценителю искусства Арманду Хаммеру за 5,1 миллиона долларов. За 400 с лишним лет манускрипт сильно обветшал. Хаммер тут же нанял специалиста по восстановлению древних рукописей Карло Педретти, чтобы тот привел кодекс в первоначальный вид. Кроме того, Хаммер захотел иметь полный перевод трактата на английский язык.

Этой сложной работе доктор Педретти посвятил последующие семь лет, и к 1987 году труд Леонардо был восстановлен и снабжен

переводом. Еще через три года новый владелец манускрипта умер, и Лестерский кодекс вскоре снова попал на аукцион. Там-то он и был продан Биллу Гейтсу.

Гейтс тут же отсканировал манускрипт и перевел его в электронный вид. С той поры и текст, и рисунки из тетради Леонардо стали доступны любому пользователю Интернета. Рисунки, сделанные великим художником, с легкой руки Билла Гейтса превратились в экранные заставки и обои для рабочего стола.

Более того, установочные диски с системой Windows выходили с комплектом изображений отсканированного кодекса. А еще для популяризации творения Леонардо Билл Гейтс организовал широкие показы Лестерского кодекса в крупнейших музеях.

Демонстрация кодекса происходит раз в год в одном из городов по всему миру. Первая выставка состоялась в 2000 году в австралийском Сиднее. Кодекс побывал во Франции (замок Шамбор), Японии (Токио), Ирландии (Дублин), а также каждый год демонстрируется на выставках, посвященных гению Леонардо, в самих Соединенных Штатах.

Правда, Билл Гейтс предпочитает показывать не драгоценный манускрипт, а его электронные копии — так безопаснее для манускрипта, которому вредны дневной свет, толпы экскурсантов и посягательства грабителей, которые мечтают заполучить самую дорогую книгу в мире.

Примечания

  1.  (англ.). Uffizi.com. Дата обращения 3 декабря 2017.
  2.  (итал.). Uffizi.com. Дата обращения 3 декабря 2017.
  3.  (нем.). www.pinakothek.de. Дата обращения 4 декабря 2017.
  4. . www.nga.gov. Дата обращения 4 декабря 2017.
  5. . hermitagemuseum.org. Дата обращения 4 декабря 2017.
  6. . hermitagemuseum.org. Дата обращения 4 декабря 2017.
  7. . Дата обращения 26 ноября 2017.
  8.  (англ.). www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения 3 декабря 2017.
  9.  (англ.). www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения 3 декабря 2017.
  10.  (англ.). www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения 3 декабря 2017.
  11.  (англ.) (недоступная ссылка). www.ambrosiana.eu. Дата обращения 3 декабря 2017.
  12. . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения 4 декабря 2017.
  13. . Дата обращения 26 ноября 2017.
  14. . Дата обращения 26 ноября 2017.
  15. . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения 4 декабря 2017.
  16.  (англ.). www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения 3 декабря 2017.
  17. . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения 4 декабря 2017.
  18.  (англ.). www.nationalgallery.org.uk. Дата обращения 19 декабря 2017.
  19. ↑  (англ.). www.dia.org. Дата обращения 3 декабря 2017.
  20. . www.nga.gov. Дата обращения 11 декабря 2017.
  21. ↑ . cartelfr.louvre.fr. Дата обращения 4 декабря 2017.
  22. . www.leonardodigitale.com. Дата обращения 30 ноября 2017.
  23.  (итал.) (недоступная ссылка). www.museoscienza.org. Дата обращения 30 ноября 2017.
  24. . www.bl.uk. Дата обращения 30 ноября 2017.
  25. . digi.vatlib.it. Дата обращения 29 ноября 2017.

Телефоны и подзорные трубы

Леонардо рисует цепочку «интерфонов» для быстрой передачи новостей «в сто тысяч сто домов, в которых будут сидеть сто дежурных, через подземные ходы разносящих эту новость дальше, и через три четверти часа она будет известна всем» («Французские манускрипты», рукопись B, 23 r.). Все в том же пророческом «Атлантическом кодексе» он говорит о дне, когда «люди из самых удаленных мест смогут говорить и отвечать друг другу». Однако, учитывая эпоху, речь идет не об изобретении телефона, а просто об «обмене письмами» (1033 v.).

Леонардо-предсказатель — это прежде всего восхищенный наблюдатель, который говорит: «Чтобы увидеть природу планет, сними крышу» и «Сделай себе очки, чтобы увидеть большую луну»; потом «Возьми лист бумаги, проделай в нем отверстия иголкой и сквозь них смотри на солнце» («Кодекс Тривульцио», 12 r.). А затем делает вывод: «Солнце неподвижно».

Графика

Кодексы

Основная статья: it:Codici di Leonardo da Vinci

В разделе перечислены наиболее известные рукописи Леонардо да Винчи.

Илл. Название Год Музей Данные Примечание
Кодекс Арундела

(Codex Arundel)

1478-1518 Британская библиотека, Лондон,

(Великобритания)

British Library, Arundel, 263

283 страницы
Атлантический кодекс

(Codex Atlanticus)

1478-1518 Амброзианская библиотека,

Милан

(Италия)

1 119

страницы

Виндзорский кодекс 1478-1518 Виндзорский замок (Великобритания) 600 страниц
Кодекс Тривульцио

(Codex Trivulzianus)

1478-1490 Замок Сфорца, Милан

(Италия)

55 страниц
Кодекс Эшбернхэма

(Codex Ashburnham)

1489-1492 Институт Франции,

Париж (Франция)

44 страницы
Кодекс института Франции 1492-1516 Институт Франции,

Париж (Франция)

964 страницы
Кодекс Форстера

(Codex Forster)

1493-1505 Музей Виктории и Альберта,

Лондон (Великобритания)

300 страниц
Мадридский кодекс

(Codex Madrid)

1503-1505 Национальная библиотека, Мадрид (Испания) 349 страниц
Лестерский кодекс

(Codex Leicester)

1504-1506 Частная коллекция Билла Гейтса 36 страниц
Кодекс о полете птиц

(Codice sul volo degli uccelli)

1505 Королевская библиотека,

Турин (Италия)

17 страниц
Об игре в шахматы

(De Ludo Schacorum)

около 1500 Палаццо Коронини, Гориция, Италия Книга итальянского монаха-математика Луки Бартоломео Пачоли. Часть иллюстраций к трактату атрибутируются Леонардо, ему же приписывается и часть представленных там шахматных задач

Литературные сочинения

Илл. Название Год Музей Данные Примечание
Трактат о живописи,

Урбинский кодекс

(Codex Urbinas,

Trattato della pittura)

Ватиканская апостольская библиотека

(Codex Urbinas Latinus 1270)

Оригинальной рукописи Леонардо да Винчи не существует.

Сборник записей, который был создан учеником художника Франческо Мельци в качестве полноценного литературного произведения в 1651 году.

Рисунки

Перечислить все рисунки Леонардо да Винчи не представляется возможным, поэтому в раздел включены его особо прославленные работы в этой технике (включая рисунки со спорной атрибуцией).

Илл. Название Год Музей Данные Примечание
«Витрувианский человек»

(Homo vitruvianus)

1490 Галерея Академии,

Венеция

(Италия)

Бумага, перо, чернила, акварель.

34,3 × 24,5

«Туринский автопортрет» после 1512

Королевская библиотека,

(Италия)

Бумага, сангина.

33,3 × 21,6

Рисунок был атрибутирован как работа Леонардо да Винчи в XIX веке. Однако и авторство, и идентификация как автопортрет ставится под вопрос достаточно большим количеством ученых.
«Женский портрет в профиль»,

или «Прекрасная принцесса»

(La bella principessa)

около 1495? Частная коллекция,

Канада (?)

Пергамент, чернила, цветной мел. 33 × 22 Рисунок впервые всплыл в 1998 году как работа немецкого художника XIX века. Атрибутируется руке да Винчи с конца 2000-х годов, однако многими учеными это утверждение ставится под сомнение.

Мошенник Шон Гринхолш утверждает, что явился автором подделки.

«Кодекс о полёте птиц» и «Кодекс Тривульцио»

Эти манускрипты хранятся в итальянских музеях.

«Кодекс о полёте птиц» был собран самим Леонардо где-то в 1505 году. В нём всего 18 листов размером 21 на 15 см. В этом манускриптеЛеонардо впервые написал, что центр масс летящей птицы не всегда совпадает с центром давления. На данный момент «Кодекс о полёт птиц» хранится в Королевской бибилотеке в Турине.

«Кодекс Тривульцио» изначально входил в «Атлантический кодекс» и состоял из 62 листов. До нашего времени их сохранилось 55. В 1705 году кодекс купил карл Тривульцио, предок которого заказывал Леонардо конную статую. Этот манускрипт интересен тем, что содержит толковый словарь итальянских слов. Есть две версии объясняющих, зачем леонардо понадобилось делать такой словарь: он либо хотел расширить свой словарный запас, либо готовил к изданию самый настоящий толковый словарь. В манускрипте много рисунков, в том числе и научных, и некоторые афоризмы Леонардо, например:

Оценки

«Код Да Винчи» — это просто жидкая срань, отвратительная настолько, насколько это вообще возможно. Да, я говорил это уже много раз, но такие вещи стоит повторять. Почему бы не говорить каждому, кто купил очередной роман Дэна Брауна что-то вроде «Увы, тебе пришлось это прочитать. Почему бы теперь не переключиться на литературу? Вот «Оливер Твист», а вот «Большие надежды», а вот «Великий Гэтсби». Попробуй что-то из того, что написано должным образом».
— Стивен Фрай.

Д. И. Ермолович считает, что «роман Д. Брауна — это интеллектуальный детектив-головоломка, замешенный на историко-религиозной символике и атрибутике. Нечто среднее между „Пляшущими человечками“ Артура Конан Дойла и „Маятником Фуко“ Умберто Эко». В то же время он отмечает: «Впрочем, это вещь далеко не такого высокого качества, как упомянутые творения классиков. В чисто литературном отношении роман Брауна — слабое произведение. Язык книги бледен, страдает тавтологиями и неуклюжим синтаксисом.».

В 2006 году архиепископ Анджело Амато, секретарь Конгрегации доктрины веры, призвал бойкотировать фильм «Код да Винчи»; Амато назвал книгу Брауна «пронзительно антихристианской, полной клеветы, преступлений и исторических и теологических ошибок относительно Иисуса, Евангелия и враждебную церкви», списав её успех на «чрезвычайную культурную бедность большого количества верующих христиан», Амато призывал христиан с большим усердием «отклонять ложь и дешёвую клевету». Он также сказал, что, если бы «такая ложь и клевета были направлены на Коран или Холокост, они справедливо вызвали бы мировое восстание», в то время как «ложь и клевета, направленные против Церкви и христиан, остаются безнаказанными». Амато предложил, чтобы католики во всём мире начали организованные протесты против фильма «Код да Винчи» точно так же, как были протесты против фильма Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) «Последнее искушение Христа» в 1988 году.

В России известный православный миссионер и протодиакон РПЦ Андрей Кураев, выступил как с критикой книги, так и с критикой предрассудков, связанных с её сюжетом. Факты и оценка были собраны им в книге «Фантазии и правда Кода Да Винчи».

Алхимия и культура земли

Разработанные Леонардо сельскохозяйственные машины и устройства свидетельствует о его развитии в сфере технологий (см. с. 18, автоматическая дробилка, производящая многократные действия благодаря одному источнику энергии) и о постоянном поиске материалов для «рецептов», применяемых в живописи. На листе 42 v. рукописи F да Винчи описывает свои попытки посредством «химического искусства» изобрести «гибкую» основу (или доску). Он придумывает этот «пластический материал» со смесями разных цветов, «выворачивая брюхо теленка или вола» или же используя «лист миланской капусты или латука». В «Атлантическом кодексе» (64 v.) пишет о «королевской воде» (смесь азотной и соляной кислот): «Она растворяет солнце». На самом деле речь идет о процессе отделения золота от серебра, типичном для алхимиков и предвосхитившем «рецепты» для «окраски вещей в золото», тоже привычного алхимического «превращения». Леонардо резко критикует лженауки и оккультизм: астрологию и некромантию, ложную физиогномику, хиромантию и алхимию. Однако признает: последнюю стоит уважать за то, что она имеет много общего с химией. Он увлекается дистилляцией, рисует перегонные кубы и описывает способ изготавливать их из фарфора.

Да Винчи рисует три основных метода охлаждения: «под колпаком», «постоянный» и «противотоком», а также печи, в точности похожие на алхимические. Он перегоняет ацетон и другие растворители, необходимые ему как художнику для изготовления красок и лаков. Наконец, мастер придумывает небьющиеся чашки и вазы, твердые заменители стекла и камней, а также всевозможные способы прессовки, «замораживания», пластинации, золочения…

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль 23.08.2020, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить 23.08.2020, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире 23.08.2020, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др 23.08.2020, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи 23.08.2020, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме 23.08.2020, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала 23.08.2020, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

1. Леонардо да Винчи. Лестерский кодекс.

Price Realized: $30 млн. 800 тыс.

Абсолютный ценовой рекорд принадлежит рукописному «Лестерскому кодексу» Леонардо да Винчи (The Codex Leicester, Leonardo da Vinci), проданному на аукционе Christie»s в 1994 году за 30,8 млн. долл.  Великий Леонардо назвал свой труд: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Это тетрадь записей Леонардо да Винчи, сделанных им во время жизни в Милане в 1506-1510 годах. Она состоит из 18 листов бумаги, исписанных с обеих сторон и сложенных таким образом, что вместе они образовали 72-страничную тетрадь. Заметки Леонардо написаны особым образом, его собственным «зеркальным» шрифтом — прочитать их можно только при помощи зеркала. В 1994 году книга была выставлена на торги, в ходе которых была приобретена основателем Microsoft Биллом Гейтсом. По его инициативе «Лестерский кодекс» постоянно выставляется в различных музеях мира.

Итак, самым дорогим манускриптом в мире признана тетрадь в 72 страницы, возраст которой составляет уже половину тысячелетия. Речь идёт о рукописи великого художника, учёного, мыслителя, наконец, одного из самых интригующих персонажей мировой истории — Леонардо да Винчи, известной как “Лестерский кодекс”. Вообще-то, когда Леонардо записывал сепией в эту тетрадку свои наблюдения и размышления об окружающем мире, ни о каком Лестерском кодексе он и понятия не имел. Или имел? Кто его знает, этого Леонардо. Как бы там ни было, сам автор назвал свой труд “Трактат о воде, земле  и небесных телах”. На восемнадцати листах бумаги с полотняной отделкой, сложенной таким образом, что получилось семьдесят две страницы, Леонардо да Винчи записывал в 1506 -1510 годах свои комментарии по поводу природных явлений, наблюдения, математические формулы. Леонардо жил и творил в это время в Милане. Труд великого учёного получил название “Лестерский кодекс” два века спустя в 1717 году, когда тетрадь  приобрело английское семейство Лестер. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer). После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен наследниками на аукционе Christie’s, в ходе которого был приобретён  за $30,8 млн. долларов… кем бы вы думали? Ну, конечно же, Биллом Гейтсом. Самый богатый человек планеты купил самую дорогую в мире книгу. Однако Гейтс, человек не чуждый благотворительности, не спрятал это сокровище  на дальней полке свой библиотеки, а ежегодно предоставляет её для выставок в крупнейших музеях мира. В “Кодексе” можно почитать о таких вещах, как происхождение окаменелостей, свечение Луны,  движение воды. Если удастся почитать, конечно. И дело тут не столько в том, что не каждому будет позволено вот так запросто, полистать ценнейшую рукопись, сколько потому, что Леонардо, большой любитель заинтриговать потомков, делал свои записи зеркальным методом. То есть: прочитать написанное в “Лестерском кодексе” можно лишь с помощью зеркала, глядя на отражение текста. Сколько ещё загадок оставил нам Леонардо? Неизвестно… «Трактат о воде, земле и небесных делах» великого итальянского художника и просветителя Леонардо да Винчи представляет собой записи научного характера и всевозможные математические выкладки. Художник и ученый комментировал в нем природные явления

Не обошёл он вниманием и техническую составляющую развития цивилизации. Билл Гейтс ежегодно предоставляет Кодекс Лестера для выставок в крупнейших музеях мира

Великий Леонардо, живопись и изобретения

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.

Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

• Факты из биографии

Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.

Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:

  1. В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
  2. В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
  3. В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
  4. С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.

Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь

Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.

  1. Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
  2. Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
  3. В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

• Изобретения

Вклад в науку Леонардо да Винчи краткая биография не сможет передать полностью. Однако можно отметить наиболее известные и ценные открытия учёного.

  1. Наибольший вклад он сделал в механику, это видно из множества его рисунков. Леонардо да Винчи исследовал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
  2. Он изобрел автомобиль, сделанный из дерева, который приводили в движение две пружины. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
  3. Он придумал скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ погружения на глубину без применения скафандра со специальной газовой смесью.
  4. Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариантов крыльев для человека. Эксперименты оказались неудачными. Однако потом учёный придумал парашют.
  5. Он занимался разработками в военной отрасли. Одним из его предложений были колесницы с пушками. Он придумал прототип броненосца и танка.
  6. Много разработок Леонардо да Винчи сделал в строительстве. Арочные мосты, осушительные машины и подъемные краны – это все его изобретения.

В истории не существует человека, подобного Леонардо да Винчи. Именно поэтому многие считают его пришельцем из других миров.

Атлантический кодекс

Более основательный кодекс из записей да Винчи был собран в 1600 году. Итальянский скульптор Помпео Леони раздобыл 10 записных нижек Леонардо и выбрал из них страницы, содержащие научные и технические записи и рисунки, которые объединил в «Атлантический кодекс».

В 1625 году «Атлантический кодекс» купил граф, страстный библиофил и меценат Галеаццо Арконати. Граф оценил, сколь ценный манускрипт попал в его руки и отказался его продать даже королю Англии. В 1637 году Арконати подарил кодекс Амброзианской библиотеке в Милане. В библиотеке впервые книга была описана и каталогизирована. Там же проводились первые исследования кодекса. Библитекарь Ольтрокки даже хотел написать полную биографию Леонардо на основе его записей, но не довёл своей работы до конца (первое основательное жизнеописание Леонардо удалось сделать лишь в 1804 году смотрителю Амброзианской библиотеки Карло Аморетти на основе материалов Ольтрокки).

Во время итальянской кампании Наполеона кодекс по частям был вывезен в Париж. Одна часть досталась Национальной французской библиотеке, другая — библиотеке Французского института. В Париже «Атлантический кодекс» изучали многие учёные, в частности итальянец Джованни Вентури, опубликовавший исследование об изысканиях Леонардо в области физики и математики.

В 1815 году, когда Париж заняли войска антифранцузской коалиции, кодекс вернулся в Милан. В скором времени в Италии было издано великолепно оформленное издание рукописи. Сейчас «Атлантический кодекс» по прежнему хранится в Амброзианской библиотеке.

Манускрипт состоит из 1119 страниц разных лет создания — от 1478 до 1519 года, — посвящённых самой разной тематике: от полётов и оружия до музыки и математики.

Анализ картины

Считается, что на работе изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намёком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.. Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса — три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Последние новости

  • Питт и Джоли снова кинфликтуют из-за детей 23.08.2020 23:47
  • В Челябинске закончился фестиваль уличного искусства 22.08.2020 23:38
  • Бритни Спирc воюет в суде с собственным отцом 21.08.2020 06:21
  • Константин Райкин в Facebook поддержал увеленного директора белорусского театра 19.08.2020 06:01
  • Как построить успешный бизнес, инвестируя в антиквариат 19.08.2020 00:21
  • Шерон Стоун объявила, что выпустит книгу мемуаров 18.08.2020 06:50
  • Картина в технике дубинопись, посвящённая белорусским протестам, продана на аукционе за 3 млн 17.08.2020 08:49
  • В Москве появилась мемориальная доска в память о еврейском поэте, расстрелянном в 1952 году на Лубянке 16.08.2020 09:47
  • Продюсер Дробыш не одобрил отказ Спивакова от белорусского ордена 15.08.2020 08:39
  • Машкевич Александр Антонович: история «СК «Евразия» 14.08.2020 18:28

Все новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector