10 бизнес-советов от владимира овчаренко (vladey)

Почему превратить интерес в бизнес сложно

Мы пионеры на рынке современного искусства в России – галерея «Риджина» открылась в 1990-м. У меня были другие виды бизнеса, которые приносили деньги, и я имел возможность инвестировать в искусство. Поэтому в 1990-х «Риджина» была скорее фондом, чем галереей. Только в начале 2000-х это переросло в бизнес. Чаще наоборот – люди открывают галерею и хотят заработать. У них не получается, но они остаются в искусстве, превращают проект в фонд или становятся коллекционерами.

Переход от галериста к коллекционеру легок и приятен. Коллекционера все любят: художники, музеи, кураторы. Его приглашают на ужины, приемы, в мастерские. А он лишь иногда тратит денежки на произведения искусства. Галерист же всегда в напряжении: он связующее звено между художниками и коллекционерами. С одной стороны, мы лидеры рынка, с другой, на нас большая ответственность – двигать процесс.

Об аукционе

Аукцион был создан известным галеристом и коллекционером Владимиром Овчаренко, основателем галереи «Риджина» и одним из ключевых участников художественной жизни Москвы на протяжении 25 лет.

Торги проходят 2 раза в год — осенью и весной и подразделяются на: вечерние (классические), «Всё по 100», кураторские и тематические.

За все время проведения торгов было продано больше 1000 лотов. К 2015 году выручка аукциона составила 6,2 млн евро (с учетом комиссии аукциона). Средний уровень реализации — 77 %, что считается успешным результатом по мировым меркам. На аукционах VLADEY были представлены работы более 250 художников.

Первый аукцион современного искусства VLADEY состоялся 13 июля 2012 года в некоммерческой галерее Red October Gallery, директором которой являлся Владимир Овчаренко. Он же выступил организатором торгов. Аукцион носил название «Help Крымск»: он был запланирован как благотворительная акция по сбору средств для помощи пострадавшим о разрушительного наводнения в Краснодарском крае 7 июля 2012 года. Торги были организованы экстренно, за 4 дня. Владимир Овчаренко рассказывает: «Мы решили помочь тем, что у нас лучше всего получается. Художники делают прекрасные работы, мы пытаемся связать их с коллекционерами, которые купят эти произведения. Нашли такую форму — аукцион, который позволяет получить максимальное количество средств дл помощи в благотворительных целях».

Владимиру Овчаренко удалось собрать около 40 лотов на продажу: его инициативу поддержали такие художники как Сергей Братков,

Владимир Дубосарский, Константин Звездочётов, Олег Кулик, Павел Пепперштейн, которые передали свои работы для участия в аукционе.

За вечер удалось собрать около $178 тыс. Все средства ушли на помощь Крымску.

Почему без галеристов не было бы рынка

Художники не должны уметь продавать, это не их дело. Да, у некоторых есть коммерческая жилка, но всюду в мире художник отделяет себя от процесса торговли. Представим ситуацию: вы хотите купить работу Джеффа Кунса. Договорились об ужине с ним в Нью-Йорке. В конце разговора вы пытаетесь по-русски сэкономить: «Джефф, ну давай я куплю твою работу? Только ты мне прямо из мастерской продай, подешевле». Джефф скажет: «Очень приятно с тобой познакомиться, но я не продаю, звони Гагосяну или Цвирнеру (известные всему миру галеристы), они и продадут. Но если захочешь снова выпить – звони».

Галерист берет на себя всю боль, все тревоги и заботы, связанные с тем, что у искусства есть рыночная цена. Он живет работами художника, знает, чем тот дышит, какое у него настроение, что он сегодня в мастерской делает.

Круг художников

На аукционе VLADEY представлены произведения признанных мастеров русского искусства второй половины XX века, включая наших современников, живых классиков и молодых перспективных художников. Являясь по сути единственным аукционом современного искусства в России, VLADEY открыт для всех художников, коллекционеров, и любителей искусства. Работы Ильи Кабакова, Константина Звездочетова, Олега Кулика, Семена Файбисовича, Олега Целкова, Павла Пепперштейна, Тимура Новикова и других мэтров отечественного искусства соседствуют со скульптурами Евгения Антуфьева, самого молодого обладателя Премии Кандинского, с фотографиями восходящей звезды русского стрит-арта Тимофея Ради, с рисунками юной художницы, участницы биеннале «Манифеста-10» Тани Пёникер, а также с графикой, живописью и объектами других талантливых художников, которые составляют срез самого актуального и знакового для нашего времени художественного сообщества.

Как социальные проекты помогают бизнесу

В 2012-м мы делали большой некоммерческий проект Red October Gallery. Когда случилось наводнение в Крымске и пострадало более 35 тысяч человек, мы захотели откликнуться, помочь. За несколько дней организовали благотворительный аукцион «Help Крымск», собрали €178 тысяч и привезли в Москву на каникулы 300 детей из Крымска.

Цена произведения искусства на благотворительном аукционе складывается из двух составляющих: желания покупателя приобрести работу и желания помочь тем, для кого собирают деньги. Разделить их невозможно. Мы спросили себя: получится ли сделать аукцион без благотворительной составляющей? И в мае 2013 года провели первый аукцион Vladey. Он сразу оказался успешным – продали 70 % работ на €582 тысячи. Аукционная форма оказалась для рынка интереснее, чем галерейная.

Это история про то, что всегда надо делать, а не плакать. Сделаешь что-то од­но – и из этого вырастает нечто интересное и неожиданное.

Почему выгодно вкладывать в искусство

В галерейном бизнесе существуют две бизнес-модели: когда ты берешь произведения на реализацию за комиссию и когда покупаешь-перепродаешь. Мы комбинируем оба варианта. При перепродаже произведения могут вырасти в цене в десятки раз. Например, в 2013 году мы делали выставку Роуз Вайли, тогда ее работы стоили €6-7 тысяч. А недавно в Лондоне на выставке в местной галерее цена на ее новые произведения начиналась уже со €100 тысяч. За пять лет – рост в двадцать раз. Может быть, тех, кто продает и покупает криптовалюту, это не впечатлит, там цены могут меняться в тысячу раз – правда, в обе стороны.

Первые торги

История VLADEY как коммерческого аукциона российского современного искусства началась весной 2013 года. В своей галерее Red October Gallery 23 мая 2013 года Владимир Овчаренко провёл Весенние торги VLADEY. Предаукционная выставка прошла с 17 по 22 мая 2013 года в том же пространстве. К мероприятию был подготовлен каталог со вступительной речью Владимира Овчаренко:

«Уважаемые друзья,

Мы живём в интересное время — время поиска новых идей и культурных смыслов. В авангарде этого поиска, как всегда, находятся художники. Их произведения — важные знаки времени и нет ничего более интересного и увлекательного, чем участвовать в процессе поиска этих знаков, приобретать их, создавать собственную коллекцию. Концепции русских художников, возникшие в условиях интенсивного поиска новых форм, покорили мир в начале XX века. Во многом актуальная архитектура и дизайн — продолжение идей русских конструктивистов, но интересные идеи и новаторские формы существуют в практике и современных авторов.

При подготовке аукционов была проведена большая исследовательская работа. Произведения, которые вы увидите в этом каталоге и на предаукционной выставке в Red October, включают в себя как шедевры признанных мастеров, так и работы перспективных молодых художников.

VLADEY — первый русский аукцион, полностью посвящённый искусству наших современников, талантливых художников, живущих в разных городах России и мира.

Рад возможности оказать поддержку современному искусству России и представить вашему вниманию его лучшие образцы».

Аукционером выступил сам Владимир Овчаренко. Основным направлением торгов стали работы классиков актуального искусств. Так, на аукцион были выставлены произведения группы AES+F, дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, художников Сергея Браткова, Дмитрия Гутова, Константина Звездочётова, Анатолия Осмоловского, Павла Пепперштейна, Виктора Пивоварова, Семёна Файбисовича, Ивана Чуйкова. На торгах было представлено несколько работ молодых художников, в том числе, Айслана Гайсумова и Валерия Барыкина. Стоит отметить, что на продажу были предложены не только традиционные холсты, но и скульптурные группы, ковры, инсталляции — всего 55 лотов.

Аукцион VLADEY был хорошо встречен столичной публикой и оценен профессионалами в культурной сфере

Ольга Свиблова говорит о важности начатого Владимиром Овчаренко дела для мира современного русского искусства: «Аукционный дом VLADEY начинает своё существование в общем очень хорошо, потому что для первых торгов аукционного дома, ориентированного на современное национальное искусство, рынок развиваться не может»

Как оценить искусство

Приобретение искусства находится на самой верхушке пирамиды потребностей Маслоу. Человек покупает его тогда, когда у него есть все: квартира, дача, машина, яхта, он везде поездил, все увидел и попробовал. И чем выше ваши потребности на этой пирамиде, тем важнее эмоциональная составляющая предмета вожделения.

Являясь экспертом, я могу назначить цену тому или иному произведению. Моя задача, чтобы оценка была рынком учтена и он с ней согласился. Мы живем в мире, в котором самое дорогое произведение искусства стоит дороже, чем самый дорогой футболист. В прошлом году Неймар (бразильский футболист. – Прим. GQ) перешел в «Пари Сен-Жермен» за $222 миллиона, а картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была продана за $400 миллионов (подробнее читайте на стр. 90. – Прим. GQ).

Все по 100

Аукцион VLADEY ВСЕ ПО 100 впервые прошел в феврале 2015 года. Организаторы аукциона опробовали новый для России формат — все лоты имели стартовую цену 100 евро

Эта новация сразу привлекла внимание любителей искусства и профессионалов. На торгах была замечена невиданная активность, 94 % лотов нашли своих новых владельцев, общий объем продаж составил 318 тысяч евро

Среди рекордов первого аукциона VLADEY ВСЕ ПО 100 — работа Олега Целкова «С вилами», проданная за 40.000 евро, живопись Павла Пепперштейна из цикла «Битвы» за 20.000 евро, «Альбом для раскрашивания» Ильи и Эмилии Кабаковых за 18.000 евро, фото Сергея Браткова «Из ресторанов в космос не летают» за 11.000 евро.

Избранные авторы-участники аукциона

  • АЕС+Ф
  • Татьяна Ахметгалиева
  • Валерий Барыкин
  • Сергей Братков
  • Александр Бродский
  • Гриша Брускин
  • Олег Васильев
  • Александр Виноградов
  • Дмитрий Гутов
  • Георгий Гурьянов
  • Олег Доу
  • Владимир Дубосарский
  • Константин Звездочетов
  • Анатолий Зверев
  • Франсиско Инфанте
  • Илья Кабаков
  • Ирина Корина
  • Таисия Короткова
  • Олег Котельников
  • Валерий Кошляков
  • Оля Кройтор
  • Олег Кулик
  • Джемал Кухалашвили
  • Юрий Лейдерман
  • Артём Лоскутов
  • Игорь Макаревич
  • Владислав Мамышев-Монро
  • Миша Most
  • Тимур Новиков
  • Борис Орлов
  • Анатолий Осмоловский
  • Гоша Острецов
  • Павел Пепперштейн
  • Аркадий Петров
  • Виктор Пивоваров
  • Александр Повзнер
  • Леонид Пурыгин
  • Михаил Рогинский
  • Таир Салахов
  • Айдан Салахова
  • Леонид Соков
  • Давид Тер-Оганьян
  • Семен Файбисович
  • Олег Хвостов
  • Олег Целков
  • Илья Чичкан
  • Иван Чуйков
  • Сергей Шаблавин
  • Сергей Шеховцов
  • Эдуард Штейнберг
  • Федор Савинцев.

Источники

  1. Мария Комарова. . РБК.Стиль (8 июля 2016). Дата обращения 24 февраля 2020.
  2. . antikclub.ru. Дата обращения 11 июля 2017.
  3. . Ведомости. Дата обращения 24 февраля 2020.
  4. Наталья Александер. . artuzel.com (9 февраля 2015). Дата обращения 23 марта 2020.
  5. Нина Березницкая. . di.mmoma.ru (25 апреля 2016). Дата обращения 23 марта 2020.
  6. Федор Кузьмин. . Афиша (13 мая 2020). Дата обращения 1 июня 2020.
  7. Марина Новикова. . Артгид (24 мая 2013). Дата обращения 23 марта 2020.
  8. ↑ . Артгид (3 июня 2015). Дата обращения 1 марта 2020.
  9. Марина Новикова. . Артгид (28 ноября 2014). Дата обращения 1 марта 2020.
  10. Мария Семендяева. . The Art Newspaper Russia (27 апреля 2016). Дата обращения 23 марта 2020.
  11. . www.rma.ru (6 июля 2016). Дата обращения 1 марта 2020.
  12. . old.winzavod.ru. Дата обращения 1 марта 2020.
  13.  (англ.). THE WALL (27 October 2016). Дата обращения 1 марта 2020.
  14. . finparty.ru. Дата обращения 1 марта 2020.
  15.  (англ.). Forbes.ru (11 April 2017). Дата обращения 1 марта 2020.
  16. Марина Новикова. . Артгид (11 апреля 2018). Дата обращения 23 марта 2020.
  17. . InArt. Дата обращения 23 марта 2020.
  18. . Рамблер/финансы. Дата обращения 23 марта 2020.
  19. . InArt (31 мая 2019). Дата обращения 23 марта 2020.
  20. Катерина Вахрамцева. . Ведомости (20 ноября 2019). Дата обращения 24 февраля 2020.
  21. Яна Жиляева.  (англ.). Forbes.ru (1 December 2016). Дата обращения 1 марта 2020.
  22. . www.elle.ru (8 МАЯ 2020). Дата обращения 1 июня 2020.
  23. Ольга Кабанова. . Ведомости (28 мая 2015). Дата обращения 23 марта 2020.
  24. Мария Иванова.  (англ.). Forbes.ru (7 April 2014). Дата обращения 23 марта 2020.
  25. Мария Семендяева. . The Art Newspaper Russia (27 апреля 2016). Дата обращения 1 марта 2020.
  26. Кристина Гомзелева. . Zebro.ru (8 марта 2017). Дата обращения 26 марта 2020.
  27. . РИА Новости (18.05.2020). Дата обращения 1 июня 2020.
  28. . РИА Новости (19 марта 2014). Дата обращения 24 февраля 2020.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector