19 самых больших и красивых мечетей мира

Мечеть Султана Кабуса

Маскатская соборная мечеть – это главная мечеть Маската, Оман. В 1992 Султан Кабус предписал, чтобы у его страны Омана была своя Великая Мечеть. В 1993 прошёл конкурс, строительство началось в 1995. Строительные работы заняли шесть лет и четыре месяца. Мечеть построена из 300 000 тонн индийского песчаника.

Главный молитвенный зал квадратной формы (74,4 x 74,4 метра) с центральным куполом, возвышающимся к высоте на пятьдесят метров выше уровня пола. Купол и главный минарет (90 метров) и четыре боковых минарета (45,5 метров) являются главными визуальными особенностями мечети. Главный зал может одновременно вместить более 6500 верующих, в то время как женский молитвенный зал всего только 750 человек. Внешняя молитвенная территория способна вместить 8000 верующих, суммарное количество до 20 000 верующих.

Ближний Восток

Поражает удивительными древними технологиями строительства храмов, красочностью, своеобразием, кропотливостью труда мастеров.

Это поистине шедевры мирового значения, имеющие большую историческую ценность:

  1. Мечеть Имама, Исфахан, Иран. Она с XVII века вплоть до Исламской революции семидесятых прошлого столетия называлась Шахской. Была построена иранским зодчим, придворным художником Реза Аббаси по распоряжению Аббаса I, иранского шаха. Её украшают необычайной красоты плиточная глазурь, исполненная в технике «небесной радуги» — хафт-ранги. Удивительный купол, образованный сложнейшей архитектурной отделкой, особым образом отражает звук. Сказанное шепотом можно услышать в любом, даже самом дальнем углу храма. Великолепен михраб, украшенный множеством плиток с рисунками голубого цвета.
  2. Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран. Необычайно красочные узоры покрывают все здание снаружи и внутри. Здание украшено удивительно красивыми потолками сложной архитектурной формы, покрытыми яркими изразцами и мозаикой. Поражают купола этого сооружения, изнутри разукрашенные рисунками необычайно тонкой работы. Пол покрывают плитки розоватого цвета, из-за которых она получила название «Розовой». Лучи света, проходя сквозь яркие оконные витражи, падают цветными потоками на пол и стены.
  3. Мечеть Аль- Акса, Иерусалим, Израиль. Древний мусульманский храм, расположенный на Храмовой горе, ставший центральной точкой на карте Старого города. Эта известная всему миру исламская святыня является третьей по значимости после мечетей Масджид ан-Набави в Медине и аль-Харам в Мекке. Это крупное архитектурное сооружение, которое занимает 144 тыс. кв. м. Здесь могут совершать намаз сразу 5 тысяч мусульман.

Архитектура и элементы

Голубая мечеть (Султанахмет), Турция (Стамбул)

Мечеть Омейядов, Сирия (Дамаск)

Как правило, купола и минареты мечетей венчает полумесяц

По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам в Мекке). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Исключения встречаются редко: благодаря масштабному культу личности Ниязова, стены мечети Туркменбаши Рухы в Туркмении также украшены цитатами из книги «Рухнама». Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:

  • квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборная джума-мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
  • кабире — центральная столичная мечеть;
  • мусалла (с перс. — «намазгох») — общегородская мечеть в виде открытой площади (для богослужений в праздники Курбан-байрам или Ураза-байрам).

Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины (уммы).

Параллельно с этим простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Каабу в Мекке. Это направление на Каабу называется кибла (с ар. — «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

В зависимости от архитектуры мечети делятся на следующие типы:

  • Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
  • Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего Востока и Средней Европы.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Внутри мечетей устанавливаются минбары и михрабы. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений (вуду).

  • Михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
  • Аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
  • Минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
  • Максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
  • Дикка — специальные платформы, стоя на которых, муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых хаузы.

1 место

Самая большая мечеть в мире – это Масджид Аль-Харам или Заповедная мечеть в Мекке, в Саудовской Аравии. У нее есть очевидное преимущество не только из-за ее огромных размеров, но и из-за места, в котором она находится – в Запретной мечети располагается Кааба, главная в мусульманском мире ценность. Приводятся предания, по которым она была построена небесными ангелами.

Мечеть Аль-Харам (Масджид аль-Харам) – это не только самая большая мечеть в мире, но и самая древняя, так как первое о ней упоминание в исторических источниках датируется 638 годом, однако она была выстроена еще пророком Авраамом (Ибрагимом) и его сыном Исмаилом. Но о самом храме в том его виде, в каком он дошел до современного мира, была известно еще в 1570 году. Аль-Харам — главная мечеть и святыня в Исламе. Она существует долгие века, и за время ее существования на этом месте ее перестраивали неоднократно, чтобы она могла вмещать все больше и больше молящихся.

Современная Запретная мечеть вмещает почти миллион мусульман, а если считать и те территории, которые прилегают к храму, то она может вместить до двух миллионов человек.

Весь религиозный комплекс занимает площадь в 357 тысяч квадратных метров, и комплекс продолжает расширяться.

Мусульмане называют Аль-Харам «сердцем мусульманского мира», поскольку в этом месте находится Кааба или «аль-Бэйт аль-Харам», то есть «священный дом». Каждый верующий мусульманин во время пяти ежедневных намазов поворачиваются в сторону того места, где находится Аль-Харам. Паломничество к Каабе должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, если у него есть такая возможность.

За всю историю ее существования Аль-Харам неоднократно реконструировали, перестраивали. Последняя стройка велась на территории этой огромной мечети в 1980-х годах. Последняя реконструкция была устроена для пристройки двух минаретов потрясающей высоты и еще одного корпуса внушительных размеров. Сейчас Аль-Харам имеет девять минаретов в девяносто пять метров высотой. Храмовый комплекс имеет четыре входа главных и сорок четыре вспомогательных входа, а молельные комнаты располагаются не только в залах, а даже в подвальных помещениях – такие молельные комнаты открывают только в тех случаях, когда особый наплыв посетителей. Здание полностью оснащено эскалаторами, кондиционерами, оборудовано видеокамерами. Потребности здания в электроэнергии обеспечивают мощные электростанции. Здесь есть даже своя радиостудия и телестудия.

Что посмотреть

Интерьеры мечети

Богатое внутреннее убранство мечети — результат долгой и кропотливой работы татарских мастеров.Фото: globallookpress.com

Все лучшее, что есть в восточных интерьерах, собрано здесь: причудливая вязь и орнаменты, ажурные ограждения, тканые ковры, выписанные золотом цитаты из Корана. Богатое внутреннее убранство мечети — результат долгой и кропотливой работы татарских мастеров. Своды купола получили свой вид после того, как художники расписали шелковые полотна, затем подняли их и закрепили на потолке. Колорита убранству придают традиционные для татарской культуры материалы отделки — алебастр, дерево и камень. Причем они обработаны вручную по технологиям 16 века. Добавляют богатства здешним видам оконные витражи, мозаика и лепнина.

Площадь

Площадь вокруг мечети вмещает 10000 человек.Фото: commons.wikimedia.org

В то время, как сама мечеть вмещает полторы тысячи человек, на площади около нее могут разместить еще десять тысяч. Территория вокруг мечети обширна, а плитка, которой она вымощена, повторяет цвета флага Республики Татарстан. В теплое время года на площади располагается небольшой рынок, здесь вы можете купить сувениры, изготовленные казанскими мастерами.

Музей исламской культуры

В Музее исламской культуры представлен макет главной мечети Татарстана, сгоревшей в 16 веке. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Значение слова Мечеть по словарю Брокгауза и Ефрона:

Мечеть (старинно-русское мизгит, от арабского mizd&#380.id, «дом молитвы») — храм или молитвенный дом у мусульман. Так называются преимущественно небольшие храмы, сделанные главным образом из дерева, украшенные не более как одним минаретом и предназначенные для обычных молитв по будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и вообще праздничным дням, а в Турции правоверные приносят свои общественные молитвы Аллаху за падишаха, называются джами или куллийет. При каждой М. два или более минарета с балкончиком и с полулуниями на шпицах, с которых муэдзины пять раз на день призывают правоверных к молитве. По большим праздникам и в дни общественных торжеств минареты освещаются лампами, откуда и самое название (минарет — маяк или световая башня). М. строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола. Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются цепями и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись. Стены внутри М. окрашиваются в белый цвет. единственными их украшениями служат арабески и религиозно-нравственные изречения из Корана. Изображений нет никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами. нет ни столов, ни скамей или какого-нибудь другого сиденья. В юго-восточной части М. устраивается кафедра для имама, а в том направлении, где лежит Мекка, находится богато украшенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором хранится один или несколько Коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные школы (медресе), больницы, столовые для бедных. Средства на все это доставляются пожертвованиями и доходами с земель. Первые мусульманские завоеватели — арабы и турки, — лишь только захватывали в свою власть какой-нибудь город, непременно отводили место для постройки мечетей или же обращали в М. христианские храмы, выбирая из них выдающиеся величественной и красивой постройкой. В особенности много храмов обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II. См. Мусульманское искусство.

Праздники

Все больший размах в жизни современной Москвы приобретают мусульманские праздники. Самый почитаемый — Курбан-байрам. В 2016 г. в этот праздничный день вокруг Соборной мечети собралось свыше 90 тысяч мусульман. В этот день в окрестностях мечети прекращается движение транспорта, чтобы верующие могли разместиться на молитву и перемещаться безопасно. В столице было организовано 10 дополнительных площадок, чтобы верующие могли совершить праздничный намаз. Широко празднуется в Москве и Ураза-байрам. Его отмечают в честь окончания поста в месяц Рамадан. В нескольких республиках России этот праздничный день объявлен официальным выходным.

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

История

Современное здание — продукт многовекового развития. В доисламскую эпоху Кааба, тогдашний храм арабских многобожников, стоял на открытом пространстве, где верующие собирались, чтобы молиться и совершать ритуалы. Кааба была также священным для первых последователей пророка Мухаммеда. После эмиграции мусульман в Медину в 622 году до н. Э. мусульмане недолго молились в сторону Иерусалима, пока откровение Корана не определило Кааба как киблу, или направление молитвы. Когда Мухаммед вернулся в Мекку в 630 году, он приказал уничтожить идолов, которые хранились в храме, очистив его от многобожия.

Первое мусульманское строение на этом месте была стена вокруг Кааба, построенная вторым халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, в 638 году. Последующие халифы добавили частично потолки, колонны и декоративные украшения. Более масштабная реконструкция была проведена при халифе Аббасиде аль-Махди (775–785), который перестроил и расширил сооружение, переместив внешние стены так, чтобы Кааба стоял в центре двора. Мечеть была восстановлена в начале 14-го века после того, как была повреждена в результате пожара и наводнения. Еще одна реконструкция мечети была предпринята в 1571 году, когда османский султан Селим II поручил придворному архитектору Синану сделать улучшения в здании. Синан заменил плоскую крышу небольшими куполами. Оттоманские дополнения — самые старые оставшиеся части современной структуры.

В 20 веке мечеть несколько раз модернизировалась и расширялась. Первая система электроосвещения была установлена во время правления Хусейна ибн Али (эмир Мекки 1908–16 и король Хиджаза 1916–24). Электрическая система оповещения впервые была использована в мечети в 1948 году. Наиболее радикальные изменения в мечети произошли во второй половине 20 века, когда рост коммерческих авиаперевозок увеличил число паломников в Мекку, а новые нефтяные богатства Саудовской Аравии позволили ее правителям финансировать масштабные строительные проекты. Первое Саудовское расширение мечети началось в 1955 году во время правления короля Сауда.

Расширение, завершенное в 1973 году, добавило новые постройки вокруг Османской мечети, расширив общую площадь здания с около 27 000 м2 до 152 000 м2 и увеличив его максимальную вместимость до 500 000 человек. Проход между холмами аль-Сафа и аль-Марва был расширен и интегрирован в структуру мечети.

Еще одно расширение мечети было инициировано королем Фахдом в 1984 году для размещения растущего числа паломников хаджа, которое в 1980-х годах достигло более миллиона человек в год. Здания вокруг мечети были снесены, чтобы освободить место для расширения и строительства широкой мощеной площадки вокруг мечети. Для облегчения заторов во время хаджа в здании были установлены эскалаторы, построены пешеходные тоннели и переходы. Была также построена современная система связи и усовершенствованная система кондиционирования воздуха в помещениях и на открытом воздухе. После расширения мечеть имела площадь около 356 800 м2 и вмещала до 820 000 верующих.

В ноябре 1979 года Великая мечеть оказалась в центре восстания против Саудовской королевской семьи, когда она была захвачена группой из нескольких сотен исламских боевиков во главе с Джухайман аль-Утайби Мухаммедом аль-Кахтани. Мятежники осуждали нечестивость семьи Саудов и утверждали, что в лице Кахтани на Землю пришел упомянутый в древнем пророчестве Махди — обновитель ислама в преддверии Страшного суда. После получения религиозного постановления, санкционирующего применение силы в Большой мечети, где насилие запрещено, правительственные войска в кровавой битве в декабре отвоевали мечеть.

Кааба

«Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления. Мы повелели Ибрахиму (Аврааму) и Исмаилу (Измаилу) очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц». (сура Бакара, 125 аят).

Заповедная мечеть, посещение которой является одним из столпов мусульманской религии и смывает совершенные людьми грехи и прегрешения. В ней есть многочисленные места, напоминающие о возлюбленном Аллахом пророке Ибрахиме (Аврааме) и его потомках и свидетельствующие о том, что он был образцом для подражания в религии. Аллах сделал Заповедную мечеть пристанищем для людей, к которому они стекаются, чтобы обрести мирские и духовные блага. Они совершают паломничество раз за разом, но не могут вдоволь насладиться присутствием в этом священном месте.

«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке(Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров». (сура Алю Имран (Семейство Имрана), 96-й аят).

Заповедную или Запретную мечеть по праву считают для мусульман главным храмом, поскольку именно рядом с ней расположена главная мусульманская святыня Кааба, сооружение из камня в форме куба, которое расположено в самом центре мечети Масджид Аль-Харам, в ее внутреннем дворе. Кааба или аль-Байт аль-Харам (в переводе с арабского означает «Священный дом»), достигает в высоту пятнадцати метров, а в ширину и длину десять и двенадцать метров. Углы Каабы направлены строго в стороны света, и у каждого угла есть свое название: южный угол называют йеменским, северный угол – иракским, западный угол – левантийским, а восточный угол – каменным. Камень, из которого изготовлена Кааба, — это гранит, а сверху этот гранит покрыт тканью. Внутри Каабы находится помещение, и в это помещение ведет дверь, которая весит двести восемьдесят шесть килограммов и изготовлена из чистейшего золота.

В восточном углу Каабы закреплен аль-Хаджар аль-Эсвад, то есть Черный камень. Он имеет овальную форму, черный цвет с оттенком алого. Черный камень окаймлен ободом из серебра. На поверхности камня есть волнистые линии желтого цвета и красные пятна. В диаметре Черный камень Каабы достигает тридцать сантиметров.

Кааба в разрезе

По преданию, Чёрный камень был ниспослан из рая и он был белее молока, а чёрным его сделали грехи сынов Адама. Это священный метеорит, и его происхождение до сих пор науке неизвестно. Говорят, что камень плавает в воде, очень хрупкий. В 930 году было совершено похищение Черного камня, а когда он был возвращен в Мекку, именно по умению плавать в воде установили его подлинность.

Размеры видимой поверхности Черного камня составляют 20 на 16 сантиметров – к этой части разрешено прикасаться верующим мусульманам, они приходят сюда для того, чтобы поцеловать поверхность священного Черного камня.

С Каабой связано много мусульманских обрядов: в сторону Каабы верующий мусульмане во всем мире поворачиваются во время своих молитв, намазов, вокруг Каабы совершается таваф – обход семь раз против часовой стрелки во время хаджа.

Мечеть пророка (Медина, Саудовская Аравия)

Аль-Масджид ан-Набави находится Саудовской Аравии и является местом захоронения пророка Мухаммеда. Вторая по значимости мечеть в исламском мире.
Исторические источники XII века сообщают о том, что мечеть пророка была построена ещё при жизни Мухаммеда. После его погребения, над могилой был возведён большой зелёный купол.

В течение всей истории существования здание не один раз перестраивалось и расширялось. На сегодняшний день в пределах Аль-Масджид ан-Набави вмещает 1 млн человек.

Эта мечеть послужила образцом для строительства последующих исламских святынь в классической композиции колонных мечетей. Сначала была повёрнута на Иерусалим, потом в ходе перепланировки её повернули на Мекку — главный город каждого мусульманина.

В пределах мечети захоронены и первые два мусульманских халифа — Абу Бакр и Умар.

1

История

В середине 16 века Иван Грозный взял Казань и присоединил Казанское ханство к Русскому государству. Во время осады города сопротивлением руководил имам по имени Кул Шариф. На родине он прославился как дипломат, поэт и просветитель, местные считали его сеидом — потомком пророка Мухаммеда.

Кул Шариф погиб во время взятия Казани, до последнего оказывая сопротивление войскам Ивана Грозного. Бывшая столица Казанского ханства тогда лишилась многих значимых сооружений, в частности, главной мечети, которая по тем временам поражала размерами и богатством украшения. У нее — на тот момент единственной в мире — было 8 минаретов, каждый символизировал одну из провинций Волжской Булгарии. У стен этой мечети и погиб Кул Шариф — человек, в честь которого назвали один из символов Татарстана 500 лет спустя.

В комплекс Кул-Шариф входит невысокое здание пожарной части, выполненное в общем стиле и прозванное в народе «тюбетейкой».Фото: Михаил ФРОЛОВ

Разрушенная в 16 веке мечеть стала легендарной. Долгие годы потомки жителей Казанского ханства надеялись на ее восстановление. Случилось оно только после распада Советского Союза. Приказ о воссоздании мечети президент Татарстана подписал в 1995 году, а строительство здания закончилось уже через 10 лет, к 1000-летию основания Казани.

В конкурсе на строительство участвовали архитекторы из России, Финляндии, Турции и других стран. Победил проект татарских авторов. Строительство обошлось в 400 миллионов рублей, мечеть полностью построена на пожертвования жителей и организаций Татарстана.

Литература

  • Али-заде А. А. Масджид : [] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  • — статья из Большой советской энциклопедии
  • Власов В. Г. // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — Т. V: Л — М.. — 768 с: ил. + вкл с.
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 402 с. — ISBN 5-7638-0575-5.
  • Stachowski M.: Slawische Bezeichnungen für Moschee unter besonderer Berücksichtigung des Polnischen, Schlesischen, Tschechischen und Slowakischen. ‒ Janyšková I. / Karlíková H. / Boček V. (ed.): Etymological research into Czech (=Studia Etymologica Brunensia 22), Brno 2017: 361—369

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь — 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды подземная река Неглинка.

В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.

Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector