Вентури, роберт
Содержание:
- Дом Константина Мельникова (1927–1929)
- Дом Йорна Утсона (1971–1973)
- Характеристики
- Дом Ванны Вентури Роберта Вентури (1962–1964)
- Технические характеристики и функциональные параметры
- Дом Альберта Фрея (1963–1964)
- Существующие виды трубок Вентури и их классификация
- «Кабанон» Ле Корбюзье (1952)
- Как работает сопло Вентури?
- Конструкция и назначение трубы Вентури
- Теоретические работы Р. Вентури
- Дом Эрнё Голдфингера (1939)
- Дом Джона Соуна (1792–1824)
- Дом Вальтера Гропиуса (1938)
- Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)
- Разновидности
- Дом Гуннара Асплунда (1940)
- НАШИ ЛЮДИ
- Дом Виктора Орта (1898–1901)
- Вилла Томаса Джефферсона в Монтичелло (1769–1784)
- Сферы применения
- Архитектурная практика Р. Вентури
- Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924)
- Применение
- Экспериментальный дом VDL II Рихарда Нойтры (1966)
- Заключение
Дом Константина Мельникова (1927–1929)
Москва, Кривоарбатский пер., 10
Константин Мельников
Все архитекторы XX века строили дома для себя. Все, кроме советских. В СССР было не принято строить особняки. Как это удалось Мельникову — загадка. Нам повезло, что это удалось именно ему — самому большому фантазеру среди архитекторов советского авангарда. Дом у него вышел ни на что не похожий, из двух цилиндров, со стенами как соты и одной спальней для всех членов семьи. Этот особняк — шедевр архитектуры, известный во всем мире, и для иностранного туриста он одна из важнейших достопримечательностей Москвы. А для нас, русских, он важен не как архитектурный шедевр, а как культурная аномалия. Особняк, построенный в эпоху проклятого «квартирного вопроса», с гордой надписью «Константин Мельников архитектор» над входом и огромной и светлой, как храм, мастерской на третьем этаже — манифестация достоинства профессии, которого никто за ней не признавал в СССР, где архитекторы были анонимными функционерами проектных институтов и рабами Стройкомплекса.
1 / 12
Дом Мельникова Nikolai Vassiliev / Flickr, 2015
2 / 12
Дом Мельникова Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
3 / 12
Дом Мельникова Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
4 / 12
Дом Мельникова Alex Naanou / Flickr, 2014
5 / 12
Дом Мельникова Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
6 / 12
Дом Мельникова Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014
7 / 12
Дом Мельникова Alex Naanou / Flickr, 2014
8 / 12
Дом Мельникова Alex Naanou / Flickr, 2014
9 / 12
Одна из детских комнат в доме Мельникова Alex Naanou / Flickr, 2014
10 / 12
Дом Мельникова Nikolai Vassiliev / Flickr, 2013
11 / 12
Спальня в доме Мельникова. 1920-е годы Wikimedia Commons
12 / 12
Каркас дома в процессе строительства. У дома — Константин Мельников с женой. 1927 год Wikimedia Commons
Дом Йорна Утсона (1971–1973)
Испания, Майорка, Порто-Петро, Каррер-де-Са-Митха-Йуна, 77
Йорн Утсон. Фотография Оле Хопта. 2000 год
До 1960-х годов архитекторы старались строить как можно более по-современному. Или даже так, как, по их мнению, должны строить в будущем. А в 1960-х и 1970-х годах некоторые архитекторы, наоборот, попробовали строить дома, которые как бы существуют вне истории. Такие, какими их могли бы построить и через тысячу лет, и тысячу лет назад. Одна из таких попыток — дом архитектора Йорна Утсона на Майорке. Он прост, как природное образование. Ни капли бетона, никакой внутренней отделки. Только голая каменная кладка, солнце и немая поэзия пропорций.
1 / 6
Дом Йорна Утсона christian skovgaard / Flickr, 2010
2 / 6
Дом Йорна Утсона Frans Drewniak / Flickr, 2003
3 / 6
Дом Йорна Утсона christian skovgaard / Flickr, 2010
4 / 6
Дом Йорна Утсона christian skovgaard / Flickr, 2010
5 / 6
Дом Йорна Утсона christian skovgaard / Flickr, 2010
6 / 6
Дом Йорна Утсона christian skovgaard / Flickr, 2010
Характеристики
Основной критерий выбора таких труб – это характеристика диаметра. Наиболее распространенные форматы находятся в диапазоне от 6 до 12 мм. Есть и большие размеры, которые следует подбирать для конкретных трубопроводов. При этом возможно и применение переходников подходящего типоразмера, поэтому строгая подгонка под конкретный патрубок не столь важна. Кроме диаметра,большое значение имеет материал, из которого выполнена трубка Вентури или измерительный комплекс арматуры в целом. Обычно в качестве основы используется нержавеющая или углеродистая сталь. Однако эксплуатационные и защитные свойства в большей степени определяются типом покрытия. Специалисты для обеспечения долговечности рекомендуют обращаться к моделям, обработанным эмалью или грунтовкой, оберегающей, кроме прочего, и от химических воздействий. Если же речь идет об установке в промышленные каналы, то лучшим решением в плане надежности будут гальванические оцинкованные покрытия.
Дом Ванны Вентури Роберта Вентури (1962–1964)
США, штат Пенсильвания, Филадельфия, Миллман-стрит, 8330
Роберт Вентури. Фотография Тодда Шеридана. 2008 год
Дом-манифест, иллюстрирующий мысли Роберта Вентури — теоретика. Этот дом он построил для своей матери, но потом сам поселился в нем (сейчас там живут новые владельцы). Публикации Вентури изменили историю архитектуры: он едко высмеивал каноны модернизма и размышлял, какой могла бы быть архитектура послемодернистская. Дом его матери считается первым в истории постмодернистским зданием. Точнее даже — антимодернистским. В нем все наоборот, не так, как положено по правилам «современной» архитектуры: вместо гармоничной асимметрии — почти полная симметрия, вместо плоской крыши — двускатная, вместо ясной и логичной композиции — запутанное нагромождение масс. Черты этого дома, в частности вольно трактованные классические мотивы, можно найти во множестве американских и европейских зданий, построенных в 1980-х годах (и в московских в 1990-х).
1 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
2 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
3 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
4 / 4
Дом Ванны Вентури Wikimedia Commons, 2010
Технические характеристики и функциональные параметры
Трубе Вентури характерны следующие технические характеристики:
- очищаемые газы могут быть запылены не больше, чем на 30 г/м.кв.;
- температура газа под очистку не превышает 400 градусов по Цельсию;
- удельный расход воды – от 0,5 до 2,5 л/м.кв.;
- гидродинамическое сопротивление в трубе – от 6 до 12 килопаскаль.
Если рассматривать чертеж трубки Вентури с круглым сечением, то в нем обязательно присутствуют:
- диффузор;
- конфузор;
- горловина;
- штуцеры под форсунки, через которые подводится орошающая жидкость.
Другие функциональные параметры:
- относительная длина горловины равна ее диаметру, умноженному на коэффициент 0,15;
- конфузор раскрывается под углом в 28 градусов, а диффузор – 7 градусов;
- в процессе эксплуатации позволяется монтировать трубку Вентури в любой прямолинейный трубопровод вне зависимости от его направления;
- в процессе изготовления трубы Вентури применяется сталь марок 12X18H10T или ВСт, а форсунки создаются из 08Х13.
Дом Альберта Фрея (1963–1964)
США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686
Альберт Фрей. Фотография Дона Бакнера
Архитекторы XX века любили делать большие окна. Они говорили, что благодаря им природа входит в интерьер. Здесь она входит в интерьер физически. Скала, как бы разорвав хрупкую оболочку дома, вваливается в комнату. Это самое драматическое противопоставление природного и искусственного начал, какое только знает история архитектуры. Но оно вводит нас в заблуждение. Прежде чем построить дом, Альберт Фрей целый год наблюдал за тем, как солнце освещает участок, под каким углом ложатся тени, и на основе этих наблюдений рассчитал положение, план и высоту дома
Здание построено с таким вниманием к естественной среде, что правильней считать его частью ландшафта, а не чужеродной деталью в нем
1 / 4
Дом Альберта Фрея Linda_Bisset/Flickr, 2007
2 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина American Institute of Architects
3 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина American Institute of Architects
4 / 4
Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина American Institute of Architects
Существующие виды трубок Вентури и их классификация
Говоря о том, что это такое трубка Вентури, нужно учитывать особенности строения конусовидного входа, на основании которых выделяют основные разновидности изделия:
- литой необработанный конусовидный вход, изготавливается путем плавления стали в специальную форму и прочими методами, не предполагающими обработку самого входного канала трубы. Обработке же подвергается горловинный сегмент трубы Вентури и переход между ним и соседним участком;
- обработанный конусовидный вход, изготавливается все так же посредством формового литья. Обрабатываются все конструкционные элементы трубы и переходы между ними (могут, как закругляться, так и оставляться в исходной форме);
- сварной конусовидный вход из куска листовой стали, который, как становится понятно из названия, создается при помощи сварочного аппарата. Обработке подвергается лишь горловина и то, если у нее небольшой диаметр. Это тот случай, когда создается трубка Вентури своими руками без каких-либо проблем, но необходимо иметь сварочный аппарат и некоторый набор инструментов для обработки металла.
Также классифицируются трубы Вентури по длине диффузора:
- укороченная;
- нормальная.
Если же рассматривать тип, конструкцию и материал изготовления трубы, то можно выделить следующие виды:
- цельная;
- составная – элементы скрепляются между собой посредством фланцев или резьбовых соединений.
«Кабанон» Ле Корбюзье (1952)
Франция, Рокбрюн — Кап-Мартен
Ле Корбюзье. Фотография 1931 года
Самый маленький дом для себя построил величайший из архитекторов. Ле Корбюзье нельзя упрекнуть в непоследовательности. Он был убежден, что лучше всего человеку живется в интерьере, до противоположных стен которого можно дотянуться, расставив руки, с туалетом как в самолете и набором мебели, состоящим из двух табуреток, — и именно такой дом построил себе. Точнее, не дом даже, а хижину (по-французски cabanon). Ле Корбюзье пристроил ее к ресторану, с владельцем которого дружил, и это избавило его от необходимости делать кухню: вместо этого он поставил дверь между хижиной и рестораном. Снаружи хижина похожа на дровяной сарай, но оснащена канализацией, примитивной вентиляционной системой и внутри богато украшена настенной живописью.
1 / 4
«Кабанон» Anna Armstrong / Flickr, 2009
2 / 4
«Кабанон» Rory Hyde / Flickr, 2009
3 / 4
«Кабанон» Yuzu Lab / Flickr, 2007
4 / 4
«Кабанон» Of Houses / Flickr, 2014
Как работает сопло Вентури?
Устройство было названо в честь итальянского ученого именно по той причине, что он открыл эффект снижения давления, когда рабочая среда проходит через суженный участок. Именно по этому принципу, дополненному законом Бернулли, функционируют такие трубки. На практике это означает, что жидкость минует суженный участок, в процессе чего происходит отбор давления в специальных кольцевых камерах, которыми снабжается сопло Вентури. Принцип работы также предполагает взаимодействие каналов отвода с непосредственными приборами измерения. Для точного замера, в частности, применяется манометр, который может быть представлен и в виде аналогового устройства, и цифровым аппаратом.
Конструкция и назначение трубы Вентури
Труба Вентури выполняет две основные задачи:
- с ее помощью замеряется скорость перемещения газа или жидкости по системе;
- вычисляется реальный расход ресурса, перемещаемого по системе.
Особенностью строения трубы является уникальная горловина, которая встраивается в большинство промышленных трубопроводов. Она обладает минимальным показателем потери давления, если рассматривать аналогичные изделия. Также подобная конструкция сужает поток перемещаемого вещества.
Прочие нюансы работы трубы Вентури:
- потоки воды входят в струю газа под прямым углом;
- существует модификация пережима в виде прямоугольника, где форсунки размещаются по его длине, чтобы уменьшить линейные размеры струи подаваемой жидкости;
- очистка газа может производиться на уровне от 20 до 100 мг/м.кв., причем изменение уровня очистки не зависит от того, насколько газ изначально запылен;
- фактически принцип работы трубки Вентури предполагает изменение эффективности системы с учетом следующих факторов: расход воды (оптимальное значение 0,6-0,7 л/нм.кв.) и скорость движения газа (чем выше, тем эффективнее очистка);
- пережим имеет линейные размеры от 45 до 60 сантиметров;
- предельная производительность трубки – 180 тыс. м.куб./ч.
Описанный принцип работы трубы Вентури реализован посредством сборки ее из следующих структурных элементов:
- Конусовидный вход в трубу.
- Цилиндрический центральный сегмент (горловина).
- Конусовидный выход из трубы (диффузор).
На входе в трубу и непосредственно в центральном горловинном сегменте устанавливаются специальные усредняющие камеры, которые позволяют спустить воду, чтобы выровнять давление в периферических частях системы.
Теоретические работы Р. Вентури
Его книги «Сложности и противоречия в архитектуре» (1967) и «Уроки Лас-Вегаса» (1972) наравне с работами Ч. Дженкса заложили теоретическую основу постмодернизма в архитектуре. Работы Роберта Вентури в современном архитектуроведении считают не менее значимыми и этапными для современной архитектуры, как для своего времени были работы Ле Корбюзье.
Теория «крова с декорацией на нем», поиск противоречий в архитектуре модернизма, пересмотр идеалов модернизма и обращение внимания архитекторов к поп-арту — вот одни из многих нововведений Вентури. Он проводит пересмотр традиций модернизма (а вместе с ними и традиций всей предыдущей культуры, основанных на безоговорочной вере в науку и прогресс) и дает определение новой архитектуры, которая должна последовать после модернизма, выявляет её основные черты (декор, функция как декор, новый эклектизм, основанный на прямом цитировании самых разных источников в одном произведении, ироничное переосмысление модернизма).
Развивая свою теорию, Р. Вентури проводит интересные и иногда неожиданные сравнения, чтобы пояснить своё определение архитектуры и показать, как именно он к нему пришёл. Для этого он сравнивает Рим и Лас-Вегас, абстрактный экспрессионизм и поп-арт, Витрувия и Гропиуса, Миса ван дер Роэ и «Макдоналдс», Скарлатти и Битлз. Сами сравнения характеризуют подход Вентури как постмодернистский: он легко смешивает все времена, стили и жанры (Витрувий рядом с Гропиусом, музыка классическая и популярная и т. д.), чтобы выразить идею архитектуры постмодернизма, для которой уже нет разницы между прошлым и настоящим, между культурами (глобально — Америка-Европа-Восток), всё — пространство для извлечения цитат.
Рассматривая Рим, Вентури говорит об увлеченности американских архитекторов Римом в 50-е годы как историческим городом, но так как их сознание ещё было тесно связано с модернистским, то в Риме (очарованные его мощной эмоциональной силой), они видели не символизм, но абстрактные композиции того места и времени. В результате, когда они стали проектировать в Америке свои пьяццы, то создавали сухие конфигурации композиционных элементов — формы и текстуры, рисунка и цвета, ритмов, акцентов и масштабных соотношений. Чтобы воспринять уроки Рима, архитекторы должны были пройти уроки символизма Лас-Вегаса, что, по мнению Вентури, произошло в 1960-е годы. Символизм Лас-Вегаса — это символизм поп-арта, который открывал снова ценность изобразительности в искусстве, приведя градостроителей, таким образом, к мысли об ассоциации, как элементе архитектуры. Они также показали ценность обыденных и общепринятых элементов, помещая их в новое окружение, в новый контекст на разных уровнях для достижения новых значений, постигаемых наряду с их старыми значениями.
Сопоставляя Скарлатти и Битлз, Вентури говорит о вкусах современного человека, о том, что он одновременно может слушать классическую музыку и поп-музыку, а соответственно, что современный человек эклектичен во вкусах и предпочтениях. Вопрос, возникающий при этом у Вентури, заключается в том, что почему тогда этому же человеку не может нравиться «поп-архитектура»? Ответ он видит в том, что человек цепляется за старомодные идеи об архитектуре в целом. Одна из этих идей заключается в том, что существует один доминирующий и верный канон вкуса в культуре, и что любое искусство, в котором не следуют этому канону — низшее.
Вентури предпочитает в архитектуре гибридные, искривлённые, неопределенные, традиционные, противоречивые, двусмысленные формы; он стремится найти жизненность (для которой характерна хаотичность), богатство значений и он говорит о том, что «меньше — это скука» (ср. Мис ван дер Роэ: «меньше — это больше»). Архитектуру модернизма он упрекает в цельности, прямолинейности, простоте, ясности, безликости и скучности.
Дом Эрнё Голдфингера (1939)
Великобритания, Лондон, Уиллоу-роуд, 1, 2, 3
Эрнё Голдфингер
Этот дом, как и любой дом, который архитектор-модернист строил для себя, экспериментальный, со множеством полезных находок в интерьере. Например, в доме нет плинтусов. Переход от пола к стенам плавный, и там не скапливается пыль. Разумеется, не обошлось без встроенных шкафов, раздвижных стен и перепадов уровня пола. Но важнее другое. Англия — консервативная страна, где к любым новшествам относятся с подозрением. Англичан пугали модернистские дома, белые, с огромными окнами и хромированными парапетами. Они задумывались: нельзя ли быть современными, но без этих крайностей? Голдфингер показал, что можно. Его дом — редкий пример модернистской архитектуры, уважающей контекст и историю места. У дома кирпичные фасады того же цвета, что и у других зданий на той же улице, и, что важнее, он традиционен по своему внутреннему устройству. Это типичный английский террасный дом, разделенный на три изолированные части. То есть на самом деле это три дома с общими стенами, отдельными входами с улицы и тремя садиками позади. В центральной части Голдфингер жил, две другие сдавал жильцам.
1 / 3
Дом Эрнё Голдфингера Matthew Byrne / Flickr, 2008
2 / 3
Дом Эрнё Голдфингера Kit Reynolds / Flickr, 2006
3 / 3
Дом Эрнё Голдфингера Cle0patra/Flickr, 2010
Дом Джона Соуна (1792–1824)
Великобритания, Лондон, Линкольнс-Инн-филдс, 12, 13, 14
Джон Соун. Картина Томаса Лоуренса.
1828–1829 годы
Джон Соун — самый неклассический из архитекторов классицизма, а его дом — самое странное из его произведений. Архитектор постепенно расширял его, покупая соседние владения, перестраивая их и застраивая дворы. В итоге получился запутанный и тесный лабиринт с комнатами разных размеров и форм, незаметными дверями в углах, «колодцами», объединяющими этажи, и потоками света, льющимися из невидимых щелей сверху, сбоку и иногда, кажется, даже снизу. Соун, как любой английский просвещенный дворянин той эпохи, собирал антики и живопись и пристраивал к дому все новые помещения, чтобы было где разместить постоянно растущую коллекцию. Экспонаты так густо покрывают стены крошечных залов, что трудно пройтись по дому, не задев ухом или носом какой-нибудь римский мрамор.
1 / 7
Дом-музей Джона Соуна Ewan Munro / Flickr, 2008
2 / 7
Дом-музей Джона Соуна Wikimedia Commons, 1983
3 / 7
Дом-музей Джона Соуна stu smith / Flickr, 1980
4 / 7
Дом-музей Джона Соуна stu smith / Flickr, 1980
5 / 7
Дом-музей Джона Соуна stu smith / Flickr, 1980
6 / 7
Дом-музей Джона Соуна Kotomi/Flickr, 2008
7 / 7
Дом-музей Джона Соуна stu smith / Flickr, 1980
Дом Вальтера Гропиуса (1938)
США, штат Массачусетс, Линкольн, Бейкер-Бридж-роуд, 68
Вальтер Гропиус. Фотография Ханса Г. Конрада. 1955 год
Вальтер Гропиус — один из главных архитекторов модернизма, и его переезд в США в 1930-х годах — историческое событие. С тех пор не Европа, а Америка стала местом, где создается самая передовая архитектура мира
В Америке Гропиус преподавал в Гарвардской школе дизайна, и свой дом он использовал как учебное пособие, показывая студентам на его примере, что такое современная архитектура: план и фасады как отражение пространственной структуры, четкое разделение функциональных зон, внимание к естественному освещению и т. д. Дом стал символом новой архитектуры интернационального стиля, которая пришла в Америку из Старого Света, и этим навлек на себя критику самых разных людей — от Фрэнка Ллойда Райта до разъяренных соседей
1 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года Library of Congress
2 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года Library of Congress
3 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года Library of Congress
4 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года Library of Congress
5 / 5
Дом Вальтера Гропиуса. Одна из спален на втором этаже. Не ранее 1939 года Library of Congress
Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)
Великобритания, Лондон, Уимблдон, Парксайд, 22
Ричард Джордж Роджерс
Ричард Роджерс — пионер хай-тека, и дом, который он в 1968 году построил для родителей, а потом долго жил в нем сам, ранний пример архитектуры высоких технологий. По концепции он похож на Стеклянный дом Джонсона: стеклянные стены (правда, не все), единое пространство интерьера, не разделенное на комнаты. Но сделан иначе. Например, его стены — из тех же панелей, что и стенки рефрижераторов, что позволяет экономить на отоплении. Этот дом — прототип более поздних и более масштабных построек Ричарда Роджерса, таких как Центр Жоржа Помпиду в Париже. В 2013 году дом был поставлен на охрану как памятник архитектуры, и в том же году Роджерс его продал.
1 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
2 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
3 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
4 / 4
Дом Ричарда Роджерса Of Houses / Flickr, 2015
Разновидности
Основные различия носят конструкционный характер в том смысле, что отдельные технологические части имеют особое исполнение. Например, распространенным видом являются сопла, в которых предусмотрена литая коническая часть без обработки. Такие модели производятся литьевым методом с применением специальных песочных матриц, причем обработке подвергаются только закругления детали и горловина. Более усложненной модификацией являются модели, в которых предусматривается и предварительная обработка входных участков, с которыми взаимодействует струйный насос в разных версиях. При этом центральная основа может быть выполнена без специальной обработки.
Принципиальные отличия от вышеупомянутых видов имеет устройство, изготовленное не литьевым, а сварным способом. В данном случае конусная часть может быть реализована и в прямой, и в закругленной форме.
Дом Гуннара Асплунда (1940)
Швеция, Сурунда, Хестнесвеген, 55
Эрик Гуннар Асплунд
Хозяин этого маленького домика, Гуннар Асплунд, — знаменитый шведский архитектор. Об этом невозможно догадаться, глядя на его дом. Здание похоже не на виллу знаменитости, а на дом крестьянина в шведской глубинке. Внутри, на первый взгляд, тоже ничего особенного. Тем не менее это шедевр, просто сделан он так тонко, что штрихи почти не видны. Нужно очень постараться, чтобы разглядеть детали, превращающие обыденность в поэзию (например, ступени лестницы, которые входят прямо в зев открытого очага).
1 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры erikgunnarasplund.com
2 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры erikgunnarasplund.com
3 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры erikgunnarasplund.com
4 / 5
Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры erikgunnarasplund.com
5 / 5
Дом Гуннара Асплунда sika-design.com
НАШИ ЛЮДИ
Ясский, Авраам
Архитектура
израильский архитектор
Янушевский, Юлиан
Архитектура
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма
Янсен, Герман
Архитектура
немецкий архитектор, градостроитель, преподаватель университета
Якунин, Николай Иванович
Архитектура
русский архитектор, один из видных мастеров московского модерна, банкир
Якобсен, Арне
Архитектура
датский архитектор и дизайнер, основоположник стиля «датский функционализм»
Юханссон, Арон
Архитектура
шведский архитектор
Юркович, Душан
Архитектура
словацкий архитектор, этнограф и художник
Юргенс, Эммануил Густавович
Архитектура
русский архитектор
Дом Виктора Орта (1898–1901)
Бельгия, Брюссель, Рю-Америкен, 25
Виктор Орта. 1900 год
Виктор Орта изобрел архитектуру ар-нуво. До Орта в стиле ар-нуво (он же стиль модерн) делали мебель, лампы и настольные статуэтки — и никому не приходило в голову, что в том же стиле можно выстроить целый дом. Поэтому четыре особняка, которые Орта построил в Брюсселе, включая его собственный дом, считаются важными достопримечательностями города, музеефицированы и бережно сохраняются со всей обстановкой. Все архитекторы ар-нуво строили для себя особняки (а Федор Шехтель целых два), но первоначальную обстановку полностью сохранил только особняк Орта. А в домах ар-нуво обстановка — самое ценное. Их мебель, двери, фурнитура — словом, все интерьерные мелочи создавались в единственном экземпляре, как неотъемлемые части только этого здания.
1 / 8
Дом-музей Виктора Орта Francisco Antunes / Flickr, 2010
2 / 8
Дом-музей Виктора Орта María Ouro / Flickr, 2007
3 / 8
Дом-музей Виктора Орта Xavier Ashe / Flickr, 2011
4 / 8
Дом-музей Виктора Орта Wikimedia Commons, 2011
5 / 8
Дом-музей Виктора Орта mksfca/Flickr, 1997
6 / 8
Дом-музей Виктора Орта Xavier Ashe / Flickr, 2011
7 / 8
Дом-музей Виктора Орта tsoleau/Flickr, 2008
8 / 8
Дом-музей Виктора Орта bookchen/Flickr, 2008
Вилла Томаса Джефферсона в Монтичелло (1769–1784)
США, штат Вирджиния, Шарлотсвилл, Томас-Джефферсон-паркуэй, 931
Томас Джефферсон. Картина Рембрандта Пила. 1800 год
Томас Джефферсон, американский аристократ, дипломат и одно время президент Томас Джефферсон — третий президент США с 1801 по 1809 год., — архитектор одного здания, которое он строил всю жизнь. Это усадебный дом на плантации Джефферсона в Монтичелло. Облик дома традиционен, а его техническое оснащение революционно. Там много инженерных находок, часть из которых станет повседневностью только в следующем столетии, а другие совершенно бесполезны: туалеты со смывом, кухонный лифт, устройство, позволяющее писать на бумаге, одновременно создавая копию (нечто вроде ксерокса на мускульной тяге), и скрытый в полу сложный механизм, благодаря которому, толкнув одну из створок дверей, открываешь обе. Словом, это какой-то дом сумасшедшего ученого. Так и представляешь, как в одном из его просторных подвалов Джефферсон пытает Джеймса Бонда. Дом архитектора, особенно в XX веке, это экспериментальная площадка. Дом Томаса Джефферсона — первый в этом ряду.
1 / 6
Усадьба Монтичелло Martin Falbisoner / Wikimedia Commons, 2010
2 / 6
Усадьба Монтичелло Darren and Brad / Flickr, 2011
3 / 6
Cадовый павильон в усадьбе Монтичелло Mr.TinDC/Flickr, 2008
4 / 6
Столовая в усадьбе Монтичелло Darren and Brad / Flickr, 2011
5 / 6
Усадьба Монтичелло Carol M. Highsmith / Library of Congress, 2015
6 / 6
Усадьба Монтичелло Darren and Brad / Flickr, 2011
Сферы применения
Конструкционные особенности обусловлены как раз нестандартными способами применения сопла. В частности, арматура такого типа нашла применение в инжекторных агрегатах, которые работают в связке с упомянутыми струйными насосами. Подобные механизмы служат для сжатия газовых смесей, жидкостных паров, а также для последующей их отправки в места с повышенным давлением. Не обходится без такого сопла и система газоочистки в некоторых вариациях. Например, соплом оснащается скоростной газопромыватель, который фильтрует обслуживаемые смеси от субмикронных и микронных частиц. Используются устройства данного типа также в некоторых тепловых и паровых котлах, но преимущественно из промышленной сферы.
Архитектурная практика Р. Вентури
- Часовня епископальной академии (Episcopal Academy Chapel); Newtown Square, Пенсильвания (2008)
- Библиотека Дамбертон Оакс (Dumbarton Oaks Library), Гарвардский университет; Вашингтон (2005)
- Undergraduate Science Building, Life Sciences Institute and Palmer Commons complex, Университет Мичигана, Мичиган (2005)
- Biomedical Biological Science Research Building (BBSRB), Университет Кентукки; Лексингтон, Кентукки (2005)
- Библиотека Бейкер/Берри (Baker/Berry Library), Дартмус колледж; Гановер, Нью-Гемпшир (2002)
- Центр первого кампуса (Frist Campus Center), Принстонский университет, Нью-Джерси (2000)
- Библиотека специальных коллекций Ронера (Rauner Special Collections Library), Дартмус колледж. Гановер, Нью-Гемпшир (2000)
- Двор Перельмана (Perelman Quadrangle), Университет Пенсильвании, Филадельфия (2000)
- Gonda (Goldschmied) Neurosciences and Genetics Research Center, UCLA; Лос-Анджелес, Калифорния (1998)
- Музей современного искусства (Museum of Contemporary Art), Сан-Диего, Калифорния (1996)
- Музей детства (Children’s Museum); Хьюстон, Техас (1992)
- Медицинский исследовательский институт Гордона и Вирджинии МакДональд (Gordon and Virginia MacDonald Medical Research Laboratories), UCLA; Лос-Анджелес, Калифорния (1991)
- Сейнсбери-винг (Расширение Национальной галереи), (Sainsbury Wing, National Gallery), Лондон, 1987—1991
- Художественный музей Сиэтла; Сиэтл, Вашингтон (1991)
- Реставрация библиотеки Фишера (Restoration of the Fisher Fine Arts Library), Университет Пенсильвании, Филадельфия (1991)
- Дом в Ист-Хэмптоне (House in East Hampton), Лонг-Айленд, Нью-Йорк (1990)
- Лаборатория Льюиса Томаса (Lewis Thomas Laboratory), Принстонский университет, Нью-Джерси (1986)
- Гордон-Ву-холл (Gordon Wu Hall); Принстонский университет, Нью-Джерси (1983)
- Дом в Нью-Касл (House in New Castle), (1983)
- Дом и студия Кокс-Гайдна (Coxe-Hayden House and Studio); Род Айленд (1981)
- Выставочный зал фирмы BASCO (BASCO Showroom); Филадельфия (1976)
- Мемориальный комплекс Бенджамина Франклина (Franklin Court); Филадельфия (1976)
- Пожарная станция Диксвел (Dixwell Fire Station), Нью-Хейвен (1974)
- Брант-Хаус (Brant House); Гринвич, Коннектикут (1972)
- Дома Трабек и Уислоки (Trubek and Wislocki Houses); Нантакет, Массачусетс (1971)
- Пожарная станция № 4 (Fire Station #4); Коламбус, Индиана (1968)
- Дом Ваны Вентури (Vanna Venturi House); Филадельфия (1964)
- Гилд-Хаус (Guild House); Филадельфия (1964)
- Институт изящных искусств (Institute of Fine Arts), Университет Нью-Йорка, реновация интерьеров; Нью-Йорк (1958)
Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924)
Нидерланды, Утрехт, Принс-Хендриклан, 50
Геррит Томас Ритвельд. 1962 год
Геррит Ритвельд, главный голландский архитектор-модернист, строил этот дом для вдовы Трюс Шрёдер и ее троих детей, но в процессе строительства он так сдружился с заказчицей, что сам поселился с ней в доме и прожил там всю жизнь. Считается, что в этом проекте Ритвельд перенес в трехмерное пространство принципы абстрактной живописи Пита Мондриана. Еще больше, чем на картины Мондриана, здание похоже на работы русских супрематистов: архитектоны Малевича, проуны Лисицкого. На что он совсем не похож, так это на «нормальные» модернистские дома: слишком много в нем цвета, слишком много деталей, не обусловленных функцией. Тем не менее он их предшественник. Дом Шрёдер — один из ранних смелых экспериментов, на основе которых сложилась архитектура модернизма.
1 / 5
Дом Шрёдер Wikimedia Commons, 2011
2 / 5
Дом Шрёдер Hay Kranen / Wikimedia Commons, 2010
3 / 5
Дом Шрёдер Erik Honig / Wikimedia Commons, 2011
4 / 5
Дом Шрёдер Wikimedia Commons, 2010
5 / 5
Дом Шрёдер Wikimedia Commons, 2010
Применение
Эффект Вентури наблюдается или используется в следующих объектах:
- в гидроструйных насосах, в частности, в танкерах для продуктов нефтяной и химической промышленности;
- в горелках, которые смешивают воздух и горючие газы в гриле, газовой плите, горелке Бунзена и аэрографах;
- в трубках Вентури — сужающих элементах расходомеров Вентури;
- в ;
- в водяных аспираторах эжекторного типа, которые создают небольшие разрежения с использованием кинетической энергии водопроводной воды;
- пульверизаторах (опрыскивателях) для распыления краски, воды или ароматизации воздуха.
- карбюраторах, где эффект Вентури используется для всасывания бензина во входной воздушный поток двигателя внутреннего сгорания;
- в автоматизированных очистителях плавательных бассейнов, которые используют давление воды для собирания осадка и мусора;
- в кислородных масках для кислородной терапии и др.
- в автомобилестроении, в частности, в гоночных автомобилях, для создания аэродинамической прижимной силы с помощью профилированного днища (см. граунд-эффект)
Измерение расхода
Эффект Вентури может быть использован для измерения объёмного расхода Q{\displaystyle Q}.
Так как
- {Q=v1A1=v2A2p1−p2=ρ2(v22−v12),{\displaystyle {\begin{cases}Q=v_{1}A_{1}=v_{2}A_{2}\\p_{1}-p_{2}={\frac {\rho }{2}}(v_{2}^{2}-v_{1}^{2}){\text{,}}\end{cases}}}
то
- Q=A12(p1−p2)ρ((A1A2)2−1)=A22(p1−p2)ρ(1−(A2A1)2).{\displaystyle Q=A_{1}{\sqrt {\frac {2\left(p_{1}-p_{2}\right)}{\rho \left(\left({\frac {A_{1}}{A_{2}}}\right)^{2}-1\right)}}}=A_{2}{\sqrt {\frac {2\left(p_{1}-p_{2}\right)}{\rho \left(1-\left({\frac {A_{2}}{A_{1}}}\right)^{2}\right)}}}{\text{.}}}
где
- A1{\displaystyle A_{1}} и A2{\displaystyle A_{2}} — площади поперечного сечения потоков, соответственно, в широкой и узкой частях потока;
- p1{\displaystyle p_{1}} и p2{\displaystyle p_{2}} — давления, соответственно, в широкой и узкой частях потока.
Экспериментальный дом VDL II Рихарда Нойтры (1966)
США, штат Калифорния, Лос-Анджелес, Сильвер-Лейк-бульвар, 2300
Рихард Нойтра. Фотография Эда Кларка
Лос-анджелесский особняк Рихарда Нойтры — как домашнее животное, которое завели вместо умершего и назвали тем же именем. Дом, который архитектор построил для себя в 1932 году, в начале 1960-х сгорел. Нойтра очень горевал: в доме выросли его сыновья, там хранился его архив, и, наконец, как архитектор он гордился этой постройкой. Поэтому дом, который Рихард Нойтра вместе со своим сыном Дионом построил после пожара, — это дом-воспоминание, реинкарнация своего предшественника. Он стоит на фундаменте особняка 1932 года, имеет ту же высоту и почти такую же планировку. Оснащение у него для 1960-х годов сверхсовременное: пенопластовые подвесные потолки, переключатели света с диммерами Диммер — светорегулятор. и трансформирующийся фасад с электроприводом, но сквозь его контуры как будто проступают очертания погибшего шедевра.
1 / 6
Дом VDL II Lars K / Flickr, 2011
2 / 6
Дом VDL II Omar Kalifornia / Flickr, 2008
3 / 6
Дом VDL II Omar Kalifornia / Flickr, 2008
4 / 6
Дом VDL II Omar Kalifornia / Flickr, 2008
5 / 6
Дом VDL II Scott Lowe / Flickr, 2007
6 / 6
Дом VDL II Roxanna Salceda / Wikimedia Commons, 2008
Заключение
Современные магистрали трубопроводов вкупе с насосными станциями активно переводятся на автоматизированные средства контроля и управления с внедрением электронных пультов. В некоторых функциональных параметрах операторы таких установок отслеживают и показатели измерительного оснащения.
Пожалуй, сопло Вентури является одним из немногих устройств в своем классе, в котором эксплуатационная эффективность базируется именно на физическом принципе контроля. Техника интеграции таких изделий в структуру трубопроводов обуславливает и точность измерений, и минимальное негативное воздействие на функционирование основного канала. Другое дело, что для поддержания оптимальных рабочих показателей требуется регулярное техобслуживание измерительных узлов.