Здание большого театра

Самый большой театр нашей страны

Вопреки расхожему мнению, вовсе не Большой театр, находящийся в Москве, является самым крупным в стране. В данном случае подразумеваются размеры здания. Где находится самый большой театр в России, наверняка очень интересно узнать многим.

Расположился он не в Москве и не в Санкт-Петербурге, как могло бы показаться. Самый большой театр в России находится в Новосибирске. Появился он в 1928 году. Это Театр оперы и балета. Здание, в котором он находится, было построено в 1931-1941 годах. Его площадь огромна. Архитектура сложна и уникальна.

Изначально задумывался Дом науки и культуры, состоящий из нескольких зданий, соединённых в одно, и в каждом из них должны были функционировать определённые учреждения: театр, залы для конференций, лаборатории, музей, картинная галерея, библиотека, радиостудия. Проектированием занимался московский архитектор А. З. Гринберг. Внешний вид здания выполнен в стиле модерн конца 1920 годов – строгость и отсутствие декоративных элементов. Купол спроектирован инженером Матэри Б. Ф.

Открытие театра было запланировано на август 1941 года, но состоялось оно в мае 1945-го после окончания ВОВ. Первой постановкой театра стала опера «Иван Сусанин» Михаила Глинки. В 2005 году здание было реконструировано, и сейчас это один из самых современных театров в плане оборудования. Площадь его равна 40 663 квадратных метров, а объём – 294 340 метров кубических. За свои огромные размеры здание получило прозвище «Сибирский Колизей». Купол его настолько велик, что может вместить в себя Большой театр Москвы.

Здание Новосибирского театра состоит из шести объёмов:

— корпус с цилиндрическим залом и кольцевым фойе;

— сценический блок в 30 метров глубиной;

— боковые крылья сцены;

— полуцилиндрическая задняя часть сценической коробки;

— большой зал почти на 2000 зрителей;

— большой купол в 35 метров высотой с уникальной конструкцией.

На сегодняшний день в репертуар театра оперы и балета г. Новосибирска входят:

Балеты:

  • «Бессмертие в любви».
  • «Видение Розы».
  • «Доктор Айболит».
  • «Симфония для матричных принтеров».
  • «Дороги любви».
  • «Шёпот в темноте».
  • «Кармина Бурана».
  • Sonata.
  • «Карнавал».
  • «Юнона и Авось».
  • «Шопениана».
  • «Поцелуй феи».

Оперы:

  • «Боярыня Морозова».
  • «Месса Л. Бернстайна».
  • «Аида».
  • «Дидона и Эней».
  • «Сначала музыка, потом слова».
  • «Катя Кабанова».
  • «Жанна Д`Арк».
  • «Пассажирка».
  • «Жизнь с идиотом».
  • «Октябрь».

Несколько дат из программы Большого театра — на сентябрь и весь 245-й сезон:

6, 8, 10 сентября. Открытие сезона: «Дон Карлос» Джузеппе Верди с участием Анны Нетребко, Юсифа Эйвазова, Ильдара Абдразакова, Агунды Кулаевой, Эльчина Азизова. Историческая сцена

12 сентября. «Дон Кихот» Людвига Минкуса — благотворительный спектакль, посвященный врачам. Историческая сцена

3–6 декабря. Премьера «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Дирижер — Алексей Верещагин, режиссер-постановщик и сценограф — Владислав Насташев. Камерная сцена

25 февраля 2021 года. Премьера оперы «Саломея» Рихарда Штрауса, совместная постановка с Метрополитен-оперой. Дирижер — Туган Сохиев, режиссер-постановщик — Клаус Гут, художник — Этьен Плюс, художник по костюмам — Усчи Кудрна, художник по свету — Олаф Фрис, хореограф — Зома Ульрикссон, драматург — Ивон Гетауэр. Историческая сцена

«Дон Кихот»

Дамир Юсупов

24 марта 2021 года. Премьера балета «Орландо» на музыку Антонина Дворжака и Макса Рихтера. Хореограф — Кристиан Шпук. Новая сцена

22 апреля 2021 года. Премьера оперы «Тоска» Джакомо Пуччини. Дирижер — Джакомо Сагрипанти, режиссер, сценограф, художник по свету — Стефано Пода. Новая сцена

23–27 июня 2021 года. Премьера оперы «Мазепа» П. И. Чайковского. Дирижер — Туган Сохиев, режиссер-постановщик — Евгений Писарев, художник — Зиновий Марголин, художник по костюмам — Ольга Шаишмелашвили. Историческая сцена

1–4 июля 2021 года. Премьера балета «Чайка» И. Демуцкого. Хореограф — Юрий Посохов, режиссер — Александр Молочников, дирижер — Антон Гришанин, художник-постановщик — Том Пай, художник по костюмам — Эмма Райот, художник по свету — Дэвид Финн. Новая сцена

21 июля 2021 года. Премьера оперы «Ариодант» Г. Ф. Генделя, режиссер — Дэвид Олден, дирижер — Джанлука Капуано, художник и художник по костюмам — Йен Макнейл, хореограф — Майкл Киган-Долаг, художник по свету — Вольфганг Гоббел. Новая сцена

Литература

  • Большой театр Союза ССР. Опера. Балет. — М., 1958.
  • Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. — М., 1947.
  • Грошева Е. А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. — М., 1962.
  • Дмитриев Н. Оперная сцена Московского императорского театра. — М., 1897.
  • Зарубин В. И. Большой театр. — М.: Московский рабочий, 1990. — 65,  с. — (Биография московского дома). — 60 000 экз. — ISBN 5-239-00764-0.
  • Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Меддокса // Промышленные ведомости : газета. — 2006. — Февраль (№ 1—2).
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь. — Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др.. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 77. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  • Ларичев Егор. Империя получила Большой // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 16. — С. 3—5.
  • Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР: История сооружения и реконструкции здания. — М.: Стройиздат, 1982. — 136 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 483—484. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Тайны и легенды большого театра: Очерки. — М.: Спецкнига, 2011. — 592 с., ил., 999 экз., ISBN 978-5-91891-078-8
  • Уманский, А. М. Большой Петровский театр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра / Науч. ред. В. Е. Быков. — М.: Госстройиздат, 1955. — 248 с.
  • Шавердян А. Большой театр СССР. — М., 1954.
  • Янковский М. Ф. И. Шаляпин. — М.-Л., Музгиз, 1951. 128 с. (Серия «Мастера Большого театра»).
  • Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — М., 1947.

Временный закат

История Большого театра не всегда была столь прекрасна, были в ней и трагические моменты. В 1805 году театр сгорел после 25 лет своего существования. Сохранились лишь несущие стены и то частично. Реконструкция началась только в 1821 году, когда велось восстановление Москвы после нашествия Наполеоновских войск. Главным архитектором, которому было поручено восстановить центральную часть города, в том числе и театр, был Осип Бове. Он был новатором, по его проекту улицы начали застраивать по-другому, теперь особняки стали выходить фасадами на улицу, а не внутрь двора. Бове руководил восстановлением Красной площади, Александровского сада, площади около театра. Реконструкция Большого театра стала самым успешным его проектом. Новое здание было возведено в стиле ампир. По словам современников архитектора, словно феникс восстал из пепла Большой театр.

Метро находится совсем рядом с театром, поэтому добираться до театра очень удобно из любой точки Москвы.

История Большого театра

История театра началась в марте 1776 года, когда московский губернский прокурор Пётр Урусов, известный меценат, получил от императрицы Екатерины II разрешение организовать и содержать «театральные всякого рода  представления, <…> концерты, воксалы и маскарады». Для театра было выбрано место на Петровке, поэтому он получил название Большой Петровский театр.

К сожалению, театр сгорел ещё до окончания строительства, и Урусов дистанцировался от затеи, передав стройку своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Меддоксу (в русской традиции — Михаил Медокс). Под руководством Меддокса по проекту архитектора Христиана Розберга было построено трёхэтажное кирпичное здание с белокаменными деталями; в зале были оборудованы партер, 3 яруса лож и галерея, вмещавшие в общей сложности около 1000 человек. Торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 30 декабря 1780 года. В 1794 году у Меддокса возникли финансовые трудности, и предприниматель передал театр государству: он превращается в Московский Императорский театр.

К сожалению, в 1805 году здание театра опять сгорело, и труппа стала выступать на разных площадках в домашних театрах московской знати. В 1806 году по проекту архитектора Карла Росси был построен новый деревянный театр на Арбатской площади, но уже в 1812 году он сгорел при городском пожаре, и труппа стала выступать в доме Апраксиных на Знаменке (в котором тоже время от времени случались пожары, но без фатальных последствий).

В 1816 году Комиссия о строении Москвы, организованная для ликвидации последствий пожара 1812 года, объявила конкурс на строительство нового здания театра на прежнем месте, обязательным условием которого было включение в новое здание обгоревшей стены бывшего театра Меддокса. В конкурсе приняли участие Доменико Жилярди, Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Алексей Бакарев и другие именитые архитекторы, но ни один из представленных проектов не был принят. После повторного конкурса был выбран проект профессора Императорской Академии художеств Андрея Михайлова, однако, его признали слишком дорогим и чрезмерно масштабным, и проект поручили переработать архитектору Осипу Бове. Бове сохранил основы композиции Михайлова, но изменил пропорции, уменьшив размер здания, и внёс коррективы в отделку. Главный фасад был акцентирован портиком, на вершине которого размещалась скульптура Аполлона. По замыслу Бове, театр должен был включиться в разработанный им план послепожарной реконструкции Москвы и стать новым композиционным центром города, для чего перед ним была запланирована большая прямоугольная площадь, сначала называвшаяся Петровской, но в 1820-х переименованная в Театральную.

Императорский Большой театр открылся 18 января 1825 года представлением «Торжество муз», сюжет которого в аллегорической форме передаёт историю театра и повествует, как Гений России объединился с музами и создал из руин сгоревшего театра новый.

К сожалению, в 1853 году театр опять сгорел. Пожар длился несколько дней и уничтожил всё, кроме внешних стен и портика. В объявленном конкурсе на восстановление здания победил главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос. Новое здание театра в основном сохраняло объём и планировку старого, но его высота была увеличена, а архитектурное оформление полностью переработано. Вместо скульптуры Аполлона портик увенчала бронзовая квадрига работы Петра Клодта, а на фронтоне разместили барельефного двуглавого орла — герб Российской империи. Обновлённый театр открылся 20 августа 1856 года.

После Революции 1917 года Большой театр стал называться академическим. Изначально ему грозило закрытие, но в конечном итоге театр был сохранён, а обветшавшее здание укреплено; имперскую символику на фасаде заменили советской. В 1976-1991 годах он носил название Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр СССР.

В 2005 году театр был закрыт на реконструкцию, которая должна была завершиться в 2008 году, но продолжалась до 2011. Реконструкция здания была неоднозначно принята общественностью: в конечном итоге от него остались всего 3 несущих стены (главный и боковые фасады), всё остальное было полностью перестроено. Тем не менее, в ходе реконструкции главный фасад Большого театра был качественно отреставрирован, а советский герб был заменён историческим двуглавым орлом.

На сегодняшний день театр носит название Государственный академический Большой театр России (ГАБТ), но гораздо чаще его называют просто Большим театром.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки, а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель». Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа, благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского.

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов, чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского, за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов, а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева. В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая, танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

Петровский театр

Свою историю Большой театр ведет от частного театра московского прокурора князя Петра Урусова, который 28 марта 1776 г. получил правительственную привилегию «на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, который мог бы служить украшением города и в котором можно было бы проводить оперные, балетные и драматические спектакли, а также маскарады». Именно эта дата считается днем рождения театра и моментом основания его труппы. Уже через четыре года приглашенный князем Урусовым и театральным антрепренёром Майклом Медоксом архитектор Христиан Розберг построил для театра собственное кирпичное трехэтажное здание на правом берегу реки Неглинки, на улице Петровской (ныне Петровка). Театр вмещал 1,5 тыс. человек. В 1788 г. к нему был пристроен маскарадный зал — «Ротунда».

Открытие театра, получившего название Петровский (также — театр Медокса), состоялось 10 января 1781 г. (30 декабря 1780 г. — по старому стилю). Первой постановкой на его сцене был пролог «Странники» композитора Александра Аблесимова и пантомимический балет «Волшебная школа», режиссера Леопольда Парадиза на музыку Иосифа Старцера.

В 1789 г. Петровский театр был передан из частного владения в государственное. 3 ноября (22 октября по старому стилю) 1805 г. в результате пожара здание, построенное Розбергом, было полностью уничтожено.

Труппа театра продолжала выступать на различных городских площадках, с 1806 г. перешла в ведение Конторы императорских театров. В 1808 г. на Арбатской площади архитектором Карлом Росси было построено новое деревянное здание, однако и оно было уничтожено в московском пожаре 1812 г.

Литература

  • Большой театр Союза ССР. Опера. Балет. — М., 1958.
  • Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР. — М., 1947.
  • Грошева Е. А. Большой театр СССР в прошлом и настоящем. — М., 1962.
  • Дмитриев Н. Оперная сцена Московского императорского театра. — М., 1897.
  • Зарубин В. И. Большой театр. — М.: Московский рабочий, 1990. — 65,  с. — (Биография московского дома). — 60 000 экз. — ISBN 5-239-00764-0.
  • Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Меддокса // Промышленные ведомости : газета. — 2006. — Февраль (№ 1—2).
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь. — Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др.. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 77. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  • Ларичев Егор. Империя получила Большой // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 16. — С. 3—5.
  • Либсон В. Я., Кузнецова А. И. Большой театр СССР: История сооружения и реконструкции здания. — М.: Стройиздат, 1982. — 136 с.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 483—484. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Тайны и легенды большого театра: Очерки. — М.: Спецкнига, 2011. — 592 с., ил., 999 экз., ISBN 978-5-91891-078-8
  • Уманский, А. М. Большой Петровский театр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра / Науч. ред. В. Е. Быков. — М.: Госстройиздат, 1955. — 248 с.
  • Шавердян А. Большой театр СССР. — М., 1954.
  • Янковский М. Ф. И. Шаляпин. — М.-Л., Музгиз, 1951. 128 с. (Серия «Мастера Большого театра»).
  • Янковский М. Шаляпин и русская оперная культура. — М., 1947.

Творческая жизнь Большого театра

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Во время революции и Гражданской войны в Большом полностью сохранилась труппа. За это время публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. В 1919 году театру присвоено звание «Академический».

В 1937 и 1976 годах театр награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны театр, эвакуированный в Куйбышев, создавал новые спектакли, и артисты выезжали с концертами на фронт. Коллектив театра вносил деньги в Фонд обороны и получил благодарность от Сталина.

В начале XX века в репертуаре театра – лучшие мировые произведения и выдающиеся русские оперы. На сцене блещут талантом Шаляпин и Собинов, Грызунов и Савранский, Нежданова, Балановская и Азерская. Над декорациями трудятся художники Васнецов, Коровин, Головин.

На сцене Большого театра родилось 800 спектаклей, премьеры опер Рахманинова и Прокофьева, Аренского и Чайковского. Балетная труппа – желанный гость в любой стране.

Звание Героя Социалистического труда удостоены И.Архипова, Ю.Григорович, И.Козловский, Е.Нестеренко, Е.Светланов, Г.Уланова, М.Плисецкая, М.Семенова. 80 артистов театра получили звание Народного артиста СССР в советский период.

Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны: «Галина Уланова» – насыщенно-розовый и «Большой театр» – ярко-красный, которые вывел голландский селекционер Лефебер. Цветовод, побывавший на выступлении Улановой и восхищенный талантом балерины, специально в честь ее и театра, на сцене которого она блистает, вывел новые сорта тюльпанов.

После реконструкции 2011 года старейший в Москве театр заблистал всеми красками. В июле 2016 года театр запустил серию уличных трансляций своих спектаклей. На главном фасаде театра смонтировали всепогодный экран.

В марте 2020 года Большой театр начал серию онлайн-трансляций ранее записанных спектаклей. С 2009 года в Большом театре работает Молодежная оперная программа, участники которой стажируются 2 года и участвуют в спектаклях театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector