Малый театр

Здание Малого: сегодня

В 2014 году театр закрылся на реконструкцию. До этого масштабные изменения в здании происходили в 1940-е под руководством архитектора Александра Великанова. Его чертежи использовали и во время новой реконструкции — с поправкой на сегодняшние требования. В партере раздвинули ряды — мест стало меньше, зато появилась возможность установить кресла для зрителей с ограниченными возможностями здоровья. У театра появилось еще одно помещение — новое Щепкинское фойе, в котором сейчас проходят концерты, музыкальные вечера и выставки.

Художественный руководитель Юрий Соломин попросил не убирать с потолка зрительного зала деревянную деку — она создает хорошую акустику. Не стали менять и цветовое решение самого зала, выполненное в красно-бело-золотых тонах. Сохранилась также суфлерская будка (Малый театр — один из нескольких в Москве, где все еще есть суфлеры).

На своих местах остались четыре скульптуры русских классиков — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Александра Грибоедова, установленные в фойе в 1949 году. Их произведения чаще всего можно увидеть на сцене Малого.

Фото и описание

Малый театр, или Государственный академический Малый театр России, – это старейший драматический театр России. Он находится в самом центре Москвы, в Театральном проезде. Театр был основан в 1757 году, сразу после августовского Указа Елизаветы Петровны. Этот год официально считается датой рождения профессионального театра в России.

Артистическая труппа была создана при Московском университете. Вольный русский театр получил название «Университетский». Его возглавил известный драматург того времени – М. Херасков. В 1805 году Университетский театр вошел в систему императорских театров, образованную при Александре I.

В 1824 году по проекту архитектора Бове для театра был построен особняк. В него переехала труппа Императорского театра, и он стал называться Малым театром. Театр стал «малым» потому, что рядом находился «большой» театр. В то время это означало лишь сравнение размеров. Потребовалось немало времени, чтобы эти определения вошли в название театров.

Этот период времени был ознаменован подъемом театрального искусства. У театра был обширный репертуар. Важный период развития Малого театра связан с именем великого трагика П. Мочалова и с именем бывшего крепостного актера М. Щепкина.Для Малого театра писали пьесы самые известные авторы: А. Сухово – Кобылин, И. С.Тургенев, Н. И. Островский.В театре шли все пьесы Островского и ему негласно присвоили название «Дом Островского».

В 20 веке Малый театр искал новые пути своего развития. Был создан филиал театра – Новая сцена, где осуществлялись экспериментальные постановки. Новый театр открылся в 1898 году в здании казенного Шелапутинского театра. В нем шли не только драматические постановки, но и балетные спектакли, и оперные.

В наши дни Малый театр ведет активную творческую деятельность. В каждом сезоне труппа театра осуществляет 4 – 5 новых постановок. Театр активно гастролирует — в последние годы труппа гастролировала в Японии и Израиле, Франции, Германии и Польше, Чехии, Венгрии, Словакии, Южной Корее, Монголии, Греции, Кипре и во многих других странах.

В Малом театре регулярно проходит фестиваль «Островский в Доме Островского».Недавно организован Международный фестиваль национальных театров.

Артисты и режиссеры Малого театра достойно продолжают богатые традиции своего театра. Основу нынешнего театрального репертуара составляют пьесы А. Н. Островского: «Не было гроша, да вдруг алтын». «Лес». «Трудовой хлеб», «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Свои люди – сочтемся!» и другие.Значительное место в репертуаре театра занимают пьесы А. П. Чехова: «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Чайка».

В Малом театре, единственном из драматических театров, есть свой хор, малый симфонический оркестр и состав вокалистов.

Спектакли Малого театра Москвы

Сегодня в репертуаре театра насчитывается до 50 постановок. Среди них есть произведения для детей от 6 лет — «Золушка» и «Снежная Королева» Е. Шварца, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина и огромный выбор пьес с категориями 12+ и 16+. Спектаклей с пометкой 18+ в репертуаре Малого театра нет, можно спокойно приходить с детьми и не переживать, что они могут увидеть или услышать что-то нецензурное.

Основу репертуара по-прежнему составляют произведения А. Н. Островского — «Бешеные деньги», «Бедность не порок», «Волки и овцы», «День на день не приходится», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди — сочтемся!» и пр. Также есть пьесы по работам других известных классиков — А. П. Чехова «Вишневый сад», Л. Н. Толстого «Власть тьмы», А. С. Грибоедова «Горе от ума», Н. В. Гоголя «Женитьба», «Игроки», «Ревизор», а также У. Шекспира, М. Горького, Т. Уильямса, Ж.-Б.Мольера и т. д.

С текущим репертуаром можно ознакомиться на сайте, здесь же указаны премьеры нового театрального сезона.

Отзывы на сайте Малого театра

Малый театр России ВКонтакте

Дом Островского, Щепкина, Мочалова

Малый театр неофициально называют Домом Островского. Здесь поставили все 48 пьес драматурга. Сам Александр Николаевич часто приходил на репетиции, дружил с артистами, помогал им советами. Памятник Островскому около театра открыли 90 лет назад. Его создатель — знаменитый скульптор Николай Андреев.

Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.

Щепкин — бывший крепостной актер. Вольную он получил, служа в Полтавском театре. Тогда ему было 33 года. В Малом он играл Фамусова («Горе от ума»), Городничего («Ревизор»), Барона («Скупой рыцарь»). Многие зрители специально шли посмотреть на его игру. Он был первым, кто заговорил о необходимости актерской школы: одного энтузиазма недостаточно и, чтобы выходить на сцену, нужно образование. Поэтому театральное училище при Малом театре носит его имя.

В Щепкинском фойе театра есть портрет Михаила Семеновича, написанный Ильей Репиным. В октябре 1917 года, когда в здание ворвался отряд красногвардейцев, картина была исколота штыком. Отреставрированный портрет сегодня хранится под стеклом.

Еще одна из центральных фигур Малого театра — актер Павел Мочалов, который дебютировал здесь в 1817-м. В Щепкинском фойе есть и его портрет — Мочалов изображен в роли барона Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». Многие критики писали: несмотря на то что он очень талантливый артист, вдохновение на сцене могло на него так и не снизойти. Но, если отдельная сцена была ему близка, он тут же включался в процесс, и тут начиналось самое интересное. Зрители говорили, что его игра становилась настолько гениальной, что за нее ему можно было простить все что угодно. Он был любимцем публики, играл главные роли в «Гамлете», «Севильском цирюльнике», «Доне Карлосе» и других спектаклях, билеты на которые порой было очень сложно достать.

После революции директором театра стал Александр Южин. Когда он был молодым провинциальным актером, то по пути в Петербург решил заехать в Москву — специально, чтобы побывать в Малом. Сев на самое дешевое место на галерке и дождавшись начала спектакля, Южин был поражен уровнем актерской игры. Никакого гримасничанья, с публикой не заигрывают — ее как будто не замечают. Научиться играть, не играя, стало мечтой молодого актера. Через несколько лет Южин дебютировал на сцене Малого в роли Чацкого в первой московский постановке «Горя от ума» по комедии Александра Грибоедова, а вскоре стал ведущим артистом.

В разные годы театром руководили Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин занял должность художественного руководителя Малого театра в 1988 году. Сюда он пришел в 1957-м, сразу после окончания Щепкинского училища, а в апреле 2019-го Министр культуры России Владимир Мединский подписал с ним бессрочный трудовой договор.

«ПОЛНЫМ ХОДОМ ИДУТ РЕПЕТИЦИИ»

Специально для рубрики «Театр без опасности» мы побеседовали с директором Малого театра Тамарой Михайловой, которая рассказала о том, как театр готовится к открытию юбилейного 265 сезона и какие меры безопасности принимает.

— Тамара Анатольевна, 3 сентября ваш театр откроет двери для зрителей. Как вы готовитесь к этому с точки зрения обеспечения безопасности?

— В этом смысле мы не оригинальны и выполняем все рекомендации Роспотребнадзора. Во-первых, продаем только половину зала — фактически, через место. Во-вторых, к 3 сентября на входе для зрителей будет установлен пост дезинфекции, предназначенный для обеззараживания верхней одежды и обуви посетителей. При входе в здание будет осуществляться замер температуры. Помимо этого, у нас размещены автоматические установки для обработки рук. И, конечно, мы будем рекомендовать зрителям при посещении Малого театра надевать маски.

Во всех помещениях, где может быть большое скопление людей, — в репетиционных залах, на сцене, в административных помещениях — размещены еще и специальные бактерицидные рециркуляторы.

Кстати, у нас изначально, при реконструкции Исторической сцены, была установлена новая система вентиляции, в которой воздух забирается на крыше, а выбрасывается на Неглинку. То есть воздух не «гуляет» несколько раз по театру — «отработанный», он сразу поступает на улицу. Плюс к этому под каждым креслом в зале стоят персональные вентиляционные системы.

— Какая в зале будет рассадка?

— Рассадка планируется «шахматная»: один ряд — четные места, другой — нечетные. Если люди планируют пойти в театр вдвоем, то они должны купить места через одно, но при этом они смогут сесть рядом, ведь между ними в любом случае будет свободное место. Соответственно, правила безопасной рассадки они не нарушат.

— А массовые сцены в спектаклях не отменяете?

— Что касается постановок, то рисунок спектаклей мы не меняем. У нас большая сцена, да и таких массовых мизансцен, как в музыкальном театре, например, у нас нет. Пока мы отказались только от проведения концертов с участием артистов и оркестра театра.

— Планируете ли развивать онлайн-форматы, которые за время карантина стали очень популярны у зрителей?

— Смотря по обстоятельствам. Это действительно имело большой успех. На канале Малого театра в YouTube мы поздравляли всех с 75-летием Победы, показывали спектакли, наши актеры читали стихи и прозу… Но как дальше это будет развиваться — не знаю.

— Как сейчас идут продажи билетов?

— Не могу сказать, что активно. Вспоминаются слова нашего министра культуры о том, что большинство людей после карантина захотят смотреть комедии больше, чем драмы. Действительно, комедийные постановки продаются лучше. Кроме этого, уже неплохо проданы билеты на премьерные спектакли. Первая премьера состоится 3 сентября – спектакль «Большая тройка». Это шведская пьеса «Ялта» о встрече лидеров трех стран в сорок пятом году. Еще одна премьера – «Рождество в доме Купьелло» в постановке итальянского режиссера Стефано де Лука, с которым мы давно дружим. Перед самым карантином успели выпустить и один раз сыграть для зрителей спектакль «Физики», где в главной роли – недавно приглашенный в наш театр актер Никита Панфилов. В новом сезоне эта премьера переносится на Историческую сцену. И ценовая политика, кстати, у нас осталась та же – билеты доступны практически каждому зрителю.

— Несмотря на то, что продаете половину мест в зале?

— Сейчас не до больших доходов. Концы с концами бы свести…

— После сбора труппы, который состоялся 1 августа, что сейчас происходит в стенах театра?

— Полным ходом идут репетиции! После такого большого перерыва – четыре с половиной месяца – всем спектаклям нужно вернуть их «идеальную форму». Уверена, что 3 сентября мы будем полностью готовы к встрече с нашим зрителем.

Труппа театра

С 1988 года художественным руководителем театра является народный артист России Юрий Мефодьевич Соломин. В Малый он пришел еще актером и сыграл десятки ролей — царя Федора, Хлестакова, Войницкого, Протасова, Сирано де Бержерака и др.

Сегодня актерская команда состоит из знаменитых актеров и начинающих талантов. Среди них много мастеров, заслуживших звания Народного и Заслуженного артиста страны — Валерий Афанасьев, Василий Бочкарев, Евгения Глушенко, Борис Клюев, Ирина Муравьева, Борис Невзоров, Виктор Низовой, Татьяна Лебедева.

Артисты и режиссеры театра

Малый театр России ВКонтакте

Малый театр: что рядом?

Малый театр находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Памятник А.Н.Островскому ~ 0,0 км. Большой театр ~ 0,1 км

Большой театр ~ 0,1 км

Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову ~ 0,2 км

Российский академический молодёжный театр (РАМТ) ~ 0,2 км

Камерный музыкальный театр оперы им. Б.А. Покровского ~ 0,2 км

Улица Пушечная ~ 0,2 км

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье ~ 0,3 км

Московский театр оперетты ~ 0,3 км

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector