Театр

История здания

Основное здание театра по адресу Тверская, 23 состоит из двух строений второй половины XIX века: в одном располагается сцена, зрительный зал и фойе, а другое занимают административные помещения.

В 1872 году весь участок по соседству с Английским клубом, принадлежавший в XVIII веке роду Голицыных, выкупил тайный советник, орденоносец Иван Павлович Шаблыкин. И в 1874 году по проекту архитектора Михаила Никифорова был возведен четырехэтажный доходный дом, перпендикулярный Тверской, с торговыми галереями на первом этаже – здесь одно время соседствовали пивная, парикмахерская и галантерея. В 1888 году рядом с ним, на углу Тверской и Мамоновского переулка, появился г-образный особняк по проекту архитектора Митрофана Арсеньева – он тоже использовался как доходный. В 1913 году владение участком перешло к графу Алексею Капнисту, который вскоре сдал один из домов в аренду известному кинопромышленнику Абраму Гехтману, имевшему к тому времени в Москве целую «сеть» кинотеатров – или, как тогда называли, электротеатров, – и прокатную фирму «Глобус». По заказу Гехтмана узкий доходный дом был перестроен под новый электротеатр с залом на 900 мест, оркестровой ямой перед экраном, двумя фойе, двумя парадными лестницами и буфетом. Особняк приобрел новый неоклассический фасад с балконом и скульптурами львов на крыше, вторящий облику Английского клуба. Электротеатр «Арс» громко открылся в ноябре 1915 года показом картины «Сон о мечте золотой». Эта дата видна на фасаде и сегодня, как и табличка о том, что в 1918 году здесь на собрании по случаю годовщины революции выступал В.И. Ленин.

1935 год. Московский театр для детей под руководством Н.И. Сац

Демонстрировать киноновинки «Арсу» долго не пришлось – революция, гражданская война и Декрет о национализации кинематографа 1919 года приостановили его работу, здание пришло в упадок и было почти заброшено, пока в 1921 году по инициативе юной Натальи Сац, умело договорившейся с наркомом просвещения А.В. Луначарским, оно не было передано ее новому детищу – Московскому театру для детей. Правда, передано не целиком, а на условиях паритетного существования с кинотеатром, в годы нэпа возобновившем активную деятельность. 13 июля 1921 года театр (ныне – это Российский академический молодежный театр) открылся после ремонта спектаклем «Жемчужина Адальмины». В таком соседстве театр и кинотеатр существовали еще несколько лет – сначала сдался кинотеатр, а в 1936 году Центральному детскому театру передали здание бывшего МХАТ-2 на Театральной площади, а на Тверскую (улицу Горького) в 1940-е въехал Московский ТЮЗ.

Начало 1950-х

А уже в 1950 году новым владельцем здания стал Московский драматический театр им. К.С. Станиславского.

За сто лет строение пережило не одну реконструкцию: в 1940 году в связи с генпланом расширения улицы Горького театр был передвинут в глубь квартала. В 1955, в хрущевскую кампанию по борьбе с архитектурными излишествами фактурный фасад потерял большую часть своего объемного декора: был утрачен центральный балкон, колонны превратились в пилястры, пришлось расстаться и с львами на карнизе. В 1973 году был надстроен этаж над угловым корпусом, где административные помещения соседствовали с коммунальными квартирами.

В 2013 году очередную реконструкцию здания осуществило архитектурное бюро Wowhaus, объединившее разрозненные помещения здания в цельное функциональное пространство, современными средствами обнажившее и подчеркнувшее исторический декор интерьеров.

2017

От Станиславского до Беляковича

В 1935 году известный режиссер, актер, реформатор и один из основателей Московского художественного театра Константин Станиславский создал оперно-драматическую студию

Особое внимание здесь уделяли творческой системе мастера — той самой, всемирно признанной, призывающей актеров становиться другими, оставаясь собой. Среди первых студийцев — Петр Глебов, Лилия Гриценко, Юрий Леонидов

После смерти Станиславского в 1938 году руководство студией перешло к его ученику Михаилу Кедрову. В 1940-м состоялась премьера первого драматического спектакля студии — «Три сестры» по пьесе Чехова. Через год началась война, студию эвакуировали в Узбекистан, но работа не прерывалась. Актеры, которые не ушли воевать на фронт, продолжали ставить новые спектакли и давать концерты.

Статус Московского драматического театра имени Станиславского студия получила только в 1948-м, когда упразднили оперное отделение. Репертуарные хиты тех лет — «С любовью не шутят» Кальдерона, «В тиши лесов» Павла Нилина, «Глубокие корни» Джеймса Гоу и Арно Д’Юссо.

В здание на Тверской, которое театр занимает сейчас, труппа переехала в 1950 году. Раньше там был кинотеатр «Арс» (или, как говорили в те времена, электротеатр). В это время театр возглавил еще один ученик Станиславского — актер и режиссер Михаил Яншин. При нем репертуар театра обогатился спектаклями по пьесам Бертольта Брехта, Федерико Гарсии Лорки, Бернарда Шоу. В 1957 году открылась студия для старшеклассников, где занимались Никита Михалков, Инна Чурикова, Евгений Стеблов, Елизавета Никищихина.

С 1963-го руководить театром стал режиссер Борис Львов-Анохин. Главные спектакли этого времени — «Антигона» по Жану Аную и «Материнское поле» по Чингизу Айтматову.

В середине 1970-х Театр имени Станиславского переживал серьезный кризис. Вывести его из этого положения был призван актер Московского художественного театра, режиссер Андрей Попов. Он занял пост художественного руководителя в 1977-м. С появлением Попова и его учеников — Бориса Морозова, Иосифа Райхельгауза, Анатолия Васильева — началась новая веха в жизни театра. Спектакль Морозова «Сирано де Бержерак», «Автопортрет» Райхельгауза, «Васса Железнова» и «Взрослая дочь молодого человека» Васильева гремели по всей Москве. Но период руководства Попова продлился недолго — в 1979 году он покинул театр, а потом ушли и его ученики.

После Попова в театр на девять лет пришел Александр Товстоногов, сын легендарного Георгия Товстоногова. 1990-е и 2000-е годы был самыми сложными: руководители бесконечно менялись, надолго здесь по разным причинам не задерживался никто — ни Владимир Мирзоев, ни Роман Козак, ни Александр Галибин. До июля 2013 года художественным руководством занимался Валерий Белякович.

Что посмотреть

Визитная карточка «Электротеатра Станиславский» — спектакль «Синяя птица» по пьесе бельгийского писателя Мориса Метерлинка. Главные роли — Тильтиля и Митиль — исполняют звезда советского кино Владимир Коренев, который пришел в этот театр еще в 1961 году, и его супруга Алефтина Константинова. Они рассказывают о своей жизни, начиная с детства, о том, как потеряли в военные годы родителей, как стали известными, и многое другое. Воспоминания артистов и переплетаются с сюжетом пьесы. Это первый спектакль, поставленный в этих стенах самим Борисом Юханановым.

Продолжить знакомство с репертуаром можно, побывав на спектакле «Проза». Композитор и режиссер Владимир Раннев соединил в одну историю фрагменты повести «Степь» (1888) Антона Павловича Чехова и рассказ «Жених» (1980) Юрия Мамлеева.

С момента своего обновления театр открыт для экспериментов с новой академической музыкой. Музыкальным руководителем стал Дмитрий Курляндский, один из шести композиторов, работавших над оперным сериалом в пяти частях «Сверлийцы», который в 2016 году получил «Золотую маску».

«Орфические игры. Панк-макраме» из 12 спектаклей — проект Бориса Юхананова и студентов созданной им «Мастерской индивидуальной режиссуры». В основе — миф об Орфее, который готов был спуститься в преисподнюю, чтобы спасти свою Эвридику.

Одну из самых знаменитых комедий Мольера — «Тартюф» — поставил лауреат «Золотой маски» Филипп Григорьян. Из XVII века режиссер перенес действие в начало ХХ века. Главный герой в этой постановке напоминает Григория Распутина: по мнению Григорьяна, плут и мошенник Тартюф имеет с ним много общего. Во время спектакля сцена делит зал на две зоны. Зрителям нужно переходить из одного пространства в другое.

Также стоит посмотреть «Перед заходом солнца» Владимира Космачевского. Спектакль поставлен по одноименной пьесе немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, которую он написал в 1932 году — за год до прихода нацистов к власти. Владимир Коренев играет тайного советника и отца большого семейства, 70-летнего Маттиаса Клаузена, который влюбляется в юную Инкен.

Ремонт

Реконструкцией занималось архитектурное бюро Wowhaus, которое до этого работало с институтом «Стрелка», Парком Горького и обустраивало Крымскую набережную.

Прежде всего нужно было привести в порядок фойе. Там, где раньше располагались различные кафе, сегодня проходят выставки, лекции, мастер-классы и презентации книг. Каждая выставка там не длится дольше трех месяцев. Показывают работы разных художников — и отечественных, и зарубежных. Кафе здесь одно, но оно открыто в течение всего дня. Сюда можно зайти на чашку кофе, встретиться с друзьями.

Серьезно взялись и за подвальное помещение. Сотрудники вспоминают: здесь было по колено воды. Теперь — современный уютный гардероб, звукозаписывающая студия и студия видеомонтажа.

Обновили также лестницы, покрытые множеством слоев краски. Во время реконструкции все слои сняли. Юхананов решил, что гости должны видеть первоначальную красоту этого помещения.

В зрительном зале тоже можно найти привет из прошлого. Балкон, на котором когда-то выступал Владимир Ленин, — единственный исторический элемент в зале, который решили сохранить в том же виде. За исключением этой детали зал поменялся полностью. Для хорошей акустики стены сделали не прямыми, а скошенными. Их закрыли панелями, которые отражают и поглощают звуки. Одним нажатием кнопки можно опустить занавес, чтобы превратить зал в черный ящик. С помощью видеомэппинга и аудиомиражей в наступившей темноте и тишине создают любые эффекты.

Фиксированных зрительных мест нет, это зал-трансформер. В зависимости от положения кресел здесь могут разместиться от 200 до 250 человек. Сценой может стать любая точка зала, это решение зависит от режиссера и конкретного спектакля. На потолке — более 100 пазов: закрепить аппаратуру можно также в любом месте.

Показ оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского и Бориса Юхананова в рамках The International Online Theatre Festival 3 мая в 19:30.

Запись трансляции будет доступна до 4 мая, 19:30. 

Опера Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация» – первый опыт копродукции Holland Festival и российского театра. Премьера оперы состоялась в рамках основной программы юбилейного Holland Festival в июне 2017 года на сцене Muziekgebouw, крупнейшей в Европе площадки для исполнения современной музыки. «Октавия. Трепанация» – музыкально воплощенная рефлексия на тему насилия и тирании. Либретто оперы основано на эссе Льва Троцкого о Ленине (1924) и фрагментах приписываемой Сенеке пьесы о римском императоре Нероне.  Для российской премьеры, которая состоялась в октябре 2019 в Электротеатре Станиславский на Международном фестивале-школе современного искусства «Территория», создана специальная версия оперы, являющаяся уникальным примером междисциплинарного проекта на стыке актуальной музыки, инсталляции и театра. 

«Я могу смело сказать, что монтаж мировой премьеры «Октавии. Трепанации» был одним из самых больших приключений Голландского фестиваля за последние годы – в сотрудничестве с Электротеатром Станиславский. Благодаря визионерской работе режиссера Бориса Юхананова, блестящей партитуре Дмитрия Курляндского, фантастическому ансамблю исполнителей (в том числе огромному хору местных терракотовых солдат) и сверхотверженным командам в обоих институций-партнеров, это стало незабываемым театральным, музыкальным и философским исследованием механизмов тирании. В то же время, «Октавия» прекрасно демонстрирует, что нет никаких ограничений для художественного воображения, и что фестивали и театры существуют, чтобы превратить эти мечты в реальность» – Йохем Фалькенбург, программный директор Holland Festival.   

Исполнители

Пиноккио
Мария Беляева

Пиноккио
Светлана Найдёнова

Ремаркер
Ирина Савицкова

Ремаркер
Алла Казакова

Ремаркер
Владимир Долматовский

Ремаркер
Серафима Низовская

Ремаркер
Игорь Макаров

Ремаркер
Юрий Васильев

Ремаркер
Ульяна Лукина

Ремаркер
Мария Чиркова

Манджафокко
Юрий Дуванов

Манджафокко
Олег Бажанов

Манджафокко
Игорь Лысов

Афиша
Александр Милосердов

Афиша
Диана Рахимова

Афиша
Людмила Халилуллина

Афиша
Дарья Колпикова

Афиша
Александра Верхошанская

Афиша
Екатерина Кудинская

Афиша
Виктория Пикос

Афиша
Андрей Островский

Шарманщик
Николай Трифилов

Контроль
Максим Деричев

Контроль
Роман Дробот

Касса
Анна Капалева

Касса
Анна Антосик

Официант
Дмитрий Мягкий

Официант
Владимир Долматовский

Иностранец
Антон Лапенко

Арлекин
Дмитрий Чеботарёв

Арлекин
Павел Кравец

Арлекин
Вера Кузнецова

Пьеро
Антон Косточкин

Пьеро
Антон Капанин

Пьеро
Евгений Капустин

Мясо
Максим Деричев

Мясо
Антон Филипенко

Раффлезия
Азамат Нигманов

Раффлезия
Евгений Капустин

Танцовщица
Юлия Абдель Фаттах

Танцовщица
Екатерина Андреева

Танцовщица
Екатерина Кудинская

Монашка
Людмила Халилуллина

Ведьма
Александра Верхошанская

Козел
Виталий Тереховский

Король
Владимир Коренев

Король
Олег Бажанов

Королева фей Титания
Диана Рахимова

Королева фей Титания
Ирина Коренева

Королева фей Титания
Инна Головина

Нижинский
Виталий Тереховский

Джанк-паяц
Татьяна Ухарова

Джанк-паяц
Татьяна Назарова

Джанк-паяц
Татьяна Майст

Джанк-паяц
Елена Клищевская

Джанк-паяц
Людмила Розанова

Джанк-паяц
Нина Фирсова

Джанк-паяц
Леонид Зверинцев

Джанк-паяц
Николай Трифилов

Зритель
Татьяна Ухарова

Зритель
Татьяна Назарова

Зритель
Татьяна Майст

Зритель
Елена Клищевская

Зритель
Людмила Розанова

Зритель
Нина Фирсова

Зритель
Леонид Зверинцев

Зритель
Виктория Пикос

Зритель
Андрей Островский

Зритель
Дарья Колпикова

Зритель
Андрей Емельянов

Зритель
Александр Милосердов

Зритель
Евгений Сергеев

Зритель
Фёдор Борисенко

Зритель
Антон Торсуков

Зритель
Анна Даукаева

Зритель
Анна Мавлитова

Зритель
Александр Синюков

Зритель
Николай Трифилов

Зритель
Роман Дробот

Зритель
Анна Сенина

Зритель
Лера Горин

Зритель
Павел Шумский

Небесный хор
Илона Буль

Небесный хор
Елена Быркина

Небесный хор
Алина Горина

Небесный хор
Алена Кахута

Небесный хор
Мария Меньшенина

Небесный хор
Татьяна Перевалова

Ангел
Георгий Грищенков

Ангел
Наталия Афанасьева

Ангел
Андрей Анисимов

Ангел
Ася Белая

Ангел
Екатерина Андреева

Ангел
Артём Богучарский

Ангел
Виктория Брызгалова

Ангел
Александра Верхошанская

Ангел
Дмитрий Микиртумов

Ангел
Алиса Свиридова

Ангел
Виталий Тереховский

Актер труппы Манджафокко
Екатерина Андреева

Актер труппы Манджафокко
Юлия Абдель Фаттах

Актер труппы Манджафокко
Юрий Васильев

Актер труппы Манджафокко
Александра Верхошанская

Актер труппы Манджафокко
Георгий Грищенков

Актер труппы Манджафокко
Владимир Долматовский

Актер труппы Манджафокко
Андрей Емельянов

Актер труппы Манджафокко
Антон Капанин

Актер труппы Манджафокко
Евгений Капустин

Актер труппы Манджафокко
Дарья Колпикова

Актер труппы Манджафокко
Антон Косточкин

Актер труппы Манджафокко
Павел Кравец

Актер труппы Манджафокко
Екатерина Кудинская

Актер труппы Манджафокко
Вера Кузнецова

Актер труппы Манджафокко
Ульяна Лукина

Актер труппы Манджафокко
Игорь Макаров

Актер труппы Манджафокко
Дмитрий Мягкий

Актер труппы Манджафокко
Андрей Островский

Актер труппы Манджафокко
Виктория Пикос

Актер труппы Манджафокко
Диана Рахимова

Актер труппы Манджафокко
Людмила Халилуллина

Актер труппы Манджафокко
Дмитрий Чеботарёв

Актер труппы Манджафокко
Мария Чиркова

Новая жизнь старой сцены

Благодаря техническим возможностям зала немецкий режиссер и композитор Хайнер Геббельс смог показать здесь спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» — со вспышками настоящего пламени, запахом серы, запуском пиротехнической ракеты и стопроцентной синхронностью движений актера и звуков.

Театр открыли в январе 2015 года световым шоу, которое проецировали на фасад здания. Первой постановкой стали «Вакханки» греческого режиссера Теодороса Терзопулоса

Для Бориса Юхананова было важно начать работу именно с древнегреческой трагедии. Он посчитал, что это очень символично, ведь, как известно, театр как искусство берет начало в Древней Греции

Одним из главных событий первого сезона стал спектакль «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи — радикала современного театра. До этого итальянский режиссер и художник не работал в России.

Действующая труппа

  • Антонова Наталия
  • Антосик Анна
  • Афанасьев Валерий
  • Бажанов Олег
  • Беляева Мария
  • Бондарева Татьяна
  • Борисенко Фёдор
  • Бынкова Ольга
  • Верхошанская Александра
  • Головина Инна
  • Горин Валерий (Лера)
  • Гринёва Ирина
  • Грищенков Григорий
  • Даукаева Анна
  • Дергачёв Борис
  • Деричев Максим
  • Дмитриева Алиса
  • Долматовский Владимир
  • Дробот Роман
  • Дуванов Юрий
  • Емельянов Андрей
  • Зверинцев Леонид
  • Казакова Алла
  • Капалева Анна
  • Капанин Антон
  • Капустин Евгений
  • Клищевская Елена
  • Колпикова Дарья
  • Константинова Алефтина
  • Коренев Владимир
  • Коренева Ирина
  • Косточкин Антон
  • Кравец Павел
  • Ксенофонтова Анастасия
  • Кузминская Анна
  • Кузнецова Вера
  • Лапенко Антон
  • Лушина Людмила
  • Мавлитова Анна
  • Майст Татьяна
  • Милосердов Александр
  • Мовсесян Маргарита
  • Морозова Елена
  • Мягкий Дмитрий
  • Назарова Татьяна
  • Нигманов Азамат
  • Низовская Серафима
  • Павленкова Наталья
  • Пантелеев Александр
  • Рахимова Диана
  • Розанова Людмила
  • Савицкова Ирина
  • Самарин Евгений
  • Сенина Анна
  • Сергеев Евгений
  • Синюков Александр
  • Соколов Михаил
  • Станицына Ольга
  • Торсуков Антон
  • Трифилов Николай
  • Ухарова Татьяна
  • Абдель Фаттах Юлия
  • Филипенко Антон
  • Фирсова Нина
  • Фурса Анастасия
  • Халилуллина Людмила
  • Хандамирова Софья
  • Чеботарёв Дмитрий
  • Чиркова Мария
  • Шумский Павел.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector