Якобсен, арне

Хранимый судьбой

В 1940 году Дания была оккупирована нацистами. Гитлеровская Германия считала датчан самыми близкими по расе немцам, и поэтому оккупационный режим был самым мягким. Евреев не трогали до 1943 года. Когда по стране прокатилась новость, что скоро начнутся аресты еврейского населения, были собраны средства для эвакуации людей. Под покровом ночи, тайно, на рыбацких лодках евреев переправляли в соседнюю Швецию. На одной из таких лодок был перевезен и Арне Якобсен с семьей.

В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но созидательный ум не может бездействовать. Поэтому архитектор работает над дизайном текстиля и обоев. Обои с графическим и цветочным рисунком, разработанные в те годы, до сих пор выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.

Биография

Арне Якобсен. Многоквартирный жилой дом. Дания.

Арне Якобсен родился в Копенгагене в еврейской семье, в 1902 году. Первая профессия Якобсена — каменщик. Затем в 1924 году он поступил в королевскую академию изящных искусств.

Еще будучи студентом в 1925 году Якобсен участвовал во Всемирной выставке, где он выиграл серебряную медаль за дизайн кресла. В этой поездке он был поражен новаторской эстетикой павильона L’Esprit Nouveau Ле Корбюзье. Перед тем как покинуть академию, Якобсен также совершил поездку в Германию, где он познакомился с рационалистической архитектурой Мис ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Их работа повлияла на его ранние творения, включая его дипломный проект художественной галереи, которая принесла ему золотую медаль.

Когда началась вторая мировая война, ему, как еврею, пришлось бежать из Дании в Швецию, где ему запретили работать архитектором, и он стал мебельным дизайнером и художником по тканям. Он создал целый ряд весьма оригинальных стульев и другой мебели. Получил несколько международных дипломов и медалей.

Арне Якобсен / Arne Jacobsen

1902-1971

Арне Якобсен — архитектор и дизайнер, наиболее успешно реализовавший идеи Bauhaus, стиля, сочетающего в себе функционализм, удобство и потрясающий внешний вид. Его проекты дизайна и архитектуры распространены по всему миру и  несут эпохальную значимость развития искусства.
До изучения архитектуры Арне Якобсен первоначально прошел обучение на скульптора в Датской Королевской академии искусств, Копенгаген / Royal Danish Academy of Arts, Copenhagen, которую окончил в 1927 году. После окончания академии три года он проработал в архитектурной студии Пола Холсо / Paul Holsoe, в 1930 году основал конструкторское агенство, в котором воплощал все свои идеи в качестве архитектора, создавал шедевры дизайна и интерьера. С 1956 года Арне Якобсена пригласили преподавать в академию искусств, которую он закончил. Наиболее значимые проекты Якобсена — St. Catherine´s College, Оксфорд и the SAS Hotel в Копенгагене.

Все изобретения Арне Якобсена появлялись сначала как наброски на бумаге в виде эскизов конструкций с краткими очерками, а затем были смоделированы в гипсе или картоне в натуральную величину. Работа над моделью продолжалась до тех пор, пока его макет и идея не приобретали абсолютную точностью. Стул «Ant» / «Муравей», сконструированный в 1952 стал началом его мировой известности в качестве дизайнера мебели и стал первым из ряда серии легких стульев с сиденьем и спинкой в едином плате гнутого дерева.Модель «3107» с 1955 часто называют просто «Стул Номер Семь «. Стул производился в трех цветах — бук, черный и белый. На протяжении многих лет цветовые решения дорабатывались.  В этом приняли участие датский дизайнер Вернер Пантон / Verner Panton и художник Поль Гернес / Poul Gernes. И сегодня цветовая палитра включает в себя разнообразие цветов в лаке или глазури и классические — бук, клен, ясень, вишня. Стул «3107» стал самым большим успехом в истории датского мебельного дизайна – уже продано более 5 миллионов копий.

Проект отеля Royal Hotel, расположенного в Копенгагене в 1956-61, является одним из шедевров работ Арне Якобсена. Для интерьера отеля он разработал несколько предметов мебели, светильников и тканей, так же столовые приборы, стаканы и дверные ручки. Основными объектами интерьера стали кресло «Swan» и «Egg«, ярко выделяющиеся своей формой и индивидуальностью, но находящиеся в гармонии с интерьером отеля.

В 1960’ых Арне Якобсен обратился к простым геометрическим формам. Всё больше проявлялись в его работах круг, цилиндр, треугольник и куб. Можно сказать, что архитектурное образование стало проявляться в дизайне со строгими формами и пропорциями. Посуда из нержавеющей стали «Cylinda-Line» и лампы серии «AJ» отражают это. Общим для всех творений Арне Якобсена является то, что они все стали иконами дизайна.

Всемирная известность к Якобсену пришла после того, как Fritz Hansen, международный производитель дизайнерской и качественной мебели, начал производство стульев «Муравей» и «Номер Семь». Коллекция производителя включает в себя мебель вне времени — известные модели датских дизайнеров , ставших иконами дизайна и более свежие серии мебели, разработанные датскими и международными дизайнерами.

Великая сила искусства

Что общего между гениальными людьми в любой области деятельности? Будь то композитор, художник, писатель, программист и т. д.? Всех их объединяет одно – они беззаветно преданы своей страсти. Они полностью погружены в свое любимое занятие, они отдают ему все свое время и все свои чувства, и только на такой основе рождаются шедевры.

Такой страстной и талантливой натурой был датский дизайнер Арне Якобсен. Он родился в Копенгагене в 1902 году в еврейской семье. Авторитет родителей и послушание детей – это были основы семейных традиций. Поэтому для юного Арне было естественным после окончания училища Технологического общества стать учеником каменщика, т. к. отец считал, что у мужчины должна быть профессия, которая прокормит и его, и семью. Также естественным было получение разрешение родителя на учебу в Королевской академии искусств.

Биография

Якобсен родился в Копенгагене в 1902 году. Первая профессия Якобсена — каменщик. Затем в 1924 году он поступил в королевскую академию изящных искусств.

Еще будучи студентом в 1925 году Якобсен участвовал во Всемирной выставке, где он выиграл серебряную медаль за дизайн кресла. В этой поездке он был поражен новаторской эстетикой павильона L’Esprit Nouveau Ле Корбюзье. Перед тем как покинуть академию, Якобсен также совершил поездку в Германию, где он познакомился с рационалистической архитектурой Мис ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Их работа повлияла на его ранние творения, включая его дипломный проект художественной галереи, которая принесла ему золотую медаль.

Когда началась вторая мировая война, ему, как еврею, пришлось бежать из Дании в Швецию, где ему запретили работать архитектором, и он стал художником по тканям.

Библиография

Стихи

  • Jacobsen, Rolf. Jord og jern. — Oslo: Gyldendal, 1933. — 92 p.
  • Jacobsen, Rolf. Vrimmel. — Oslo: Gyldendal, 1935. — 74 p.
  • Jacobsen, Rolf. Fjerntog. — Oslo: Gyldendal, 1951. — 63 p.
  • Jacobsen, Rolf. Hemmelig liv. — Oslo: Gyldendal, 1954. — 80 p.
  • Jacobsen, Rolf. Sommeren i gresset. — Oslo: Gyldendal, 1956. — 61 p.
  • Jacobsen, Rolf. Brev til lyset. — Oslo: Gyldendal, 1960. — 58 p.
  • Jacobsen, Rolf. Stillheten efterpå… — Oslo: Gyldendal, 1965. — 49 p.
  • Jacobsen, Rolf. Headlines. — Oslo: Gyldendal, 1969. — 38 p.
  • Jacobsen, Rolf. Pass for dørene — dørene lukkes. — Oslo: Gyldendal, 1972. — 45 p. — ISBN 82-05-05552-1.
  • Jacobsen, Rolf. Pusteøvelse. — Oslo: Gyldendal, 1975. — 55 p. — ISBN 82-05-08524-2.
  • Jacobsen, Rolf. Den ensomme veranda og andre dikt. — Stabekk: Den norske bokklubben, 1977. — 82 p. — ISBN 82-52-50271-7.
  • Jacobsen, Rolf. Tenk på noe annet. — Oslo: Gyldendal, 1979. — 98 p. — ISBN 82-05-11978-3.
  • Jacobsen, Rolf. Nattåpent. — Oslo: Gyldendal, 1985. — 48 p. — ISBN 82-05-16487-8.
  • Jacobsen, Rolf. Alle mine dikt / Ill. av Anne-Lise Knoff. — Oslo: Gyldendal, 1990. — 350 p. — ISBN 82-05-19165-4.
  • Jacobsen, Rolf. Liv laga / Fotogr. Dag Hoel. — Oslo: Cappelen, 1991. — 89 p. — ISBN 82-02-13244-4.
  • Jacobsen, Rolf. En liten kvast med tusenfryd og fire rare løk: ukjente dikt og tekster 1925-1993 / Red. av Hanne Lillebo. — Oslo: Gyldendal, 1996. — 155 p. — ISBN 82-05-23885-5.
  • Jacobsen, Rolf. Samlede dikt. — Oslo: Gyldendal, 1999. — 438 p. — ISBN 82-05-26499-6.

Литература о Ролфе Якобсене

  • Beyer, Edvard, red.: Norges litteraturhistorie, b. 56, 4. utg., 1995—1996
  • Jacobsen, Trond Tendø: Kjente jeg deg? : en bok om Rolf Jacobsen, 2007
  • Frøkorn av ild : om Rolf Jacobsens forfatterskap / Ole Karlsen (red.). — Oslo: Cappelen, 1993. — Vol. 70. — 238 p. — (Skriftserie (Landslaget for norskundervisning)). — ISBN 82-02-13865-5.
  • Lillebo, Hanne, red.: Stier med lavmælt lys : om Rolf Jacobsens diktning, 2007
  • Lillebo, Hanne. Ord må en omvei : en biografi om Rolf Jacobsen. — Oslo: Aschehoug, 1998. — 514 p. — ISBN 82-03-18059-0.
  • Lillebo, Hanne: Hemmelig liv : Rolf Jacobsen — liv og dikt fram til ca. 1960, 1994
  • Norsk biografisk leksikon 2. utg.
  • Røsbak, Ove. Rolf Jacobsen : en dikter og hans skygge. — Oslo: Gyldendal, 1998. — 463 p. — ISBN 82-05-24738-2.
  • Aadland, Erling: «Forundring. Trofasthet» : poetisk tenkning i Rolf Jacobsens lyrikk, 1996
  • Rustad, Hans Kristian: «Teknikk og tekniske metaforer : fra jord til jern i Rolf Jacobsens debut», 2000
  • Holand, Randi: «Hverdagens vrimmel : bydikt hos Rudolf Nilsen og Rolf Jacobsen 1925—1935», 2003
  • Funderud, Heidi: Tid, bevissthet og diktning : retoriske og tematiske mønstre i Rolf Jacobsens Nattåpent, 1995

Издания на русском

  • Ролф Якобсен // Из норвежской поэзии: 10 норвежских лириков / Сост. И. Дмоховская, Л. Горлина; Послесл. Л. Горлиной; Ред. К. Фёдорова. — М.: Прогресс, 1967. — С. 80—91. — 104 с.
  • Якобсен, Ролф. Избранная лирика / Пер. Ю. Вронского. Предисл. Л. Горлиной. — М.: Молодая гвардия, 1982. — 63 с. — (Избранная зарубежная лирика). — 50 000 экз.
  • Страницы избранной зарубежной лирики: Сборник / Сост. Г. Фролов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 318 с. — ISBN 5-235-00306-3.
  • Строфы века-2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века / Под ред. Е. В. Витковского. — Полифакт, 1998. — 1192 с. — (Итоги века. Взгляд из России). — 10 000 экз. — ISBN 58-93-56005-1.

Биография

Якобсен родился в Копенгагене в 1902 году. Первая профессия Якобсена — каменщик. Затем в 1924 году он поступил в королевскую академию изящных искусств.

Еще будучи студентом в 1925 году Якобсен участвовал во Всемирной выставке, где он выиграл серебряную медаль за дизайн кресла. В этой поездке он был поражен новаторской эстетикой павильона L’Esprit Nouveau Ле Корбюзье. Перед тем как покинуть академию, Якобсен также совершил поездку в Германию, где он познакомился с рационалистической архитектурой Мис ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Их работа повлияла на его ранние творения, включая его дипломный проект художественной галереи, которая принесла ему золотую медаль.

Когда началась вторая мировая война, ему, как еврею, пришлось бежать из Дании в Швецию, где ему запретили работать архитектором, и он стал художником по тканям.

Работы в области мебельного дизайна

Только после Второй мировой войны Арне Якобсен решил заняться мебельным дизайном. Почти все его предметы были разработаны для специальных помещений.
Множество работ Якобсена стали классическими, среди которых стоит выделить:

Год Объект Оригинальное название Иллюстрация Описание
1952 Стул-муравей  (англ.) The Ant Chair Серия штабелируемых стульев без подлокотников (модель № 3100), разработанная Якобсеном для столовой фармацевтической компании «Ново Нордиск». Стул получил своё название из-за внешнего сходства его очертания с муравьём, поднявшим голову. «Стул-муравей» — первая модель, спинка и сидение которой, изготовлены из единого листа отформованной фанеры. Стул имеет металлический каркас, который включает три хромированные ножки (первоначально они были пластиковые). Позднее 1980 году была добавлена модификация с четырьмя ножками (модель № 3101).
1955 Серия 7  (англ.) The Seven series Эта серия штабелируемых стульев является продолжением концепции изготовления стульев из единого листа фанеры. Стулья этой серии имеют различные варианты ножек, подлокотников, материалов отделки, но объединены единой формой спинки, которая напоминает очертания песочных часов. Некоторые модели, которые входят в данную серию:

модель № 3107 — самым успешным стулом была модель 3107 на четырех ножках: к концу XX века было продано более 6 млн экз.,
модель № 3117 — стул с поворотной подставкой,
модель № 3177 — кресло,
модель № 3207 — стул с четырьмя подлокотниками и четырьмя ножками,
модель № 3217 — стул с подлокотниками и поворотной подставкой,
модель № 3130 — стул  (англ.) Grand Prix, изготовленный из дерева,
модель № 3208 — стул «Лилия» с гнутыми подлокотниками и четырьмя ножками,
модель № 3218 — стул «Лилия» с гнутыми подлокотниками на колесиках.

1958 Стул-лебедь  (англ.) The Swan
1958 Стул-яйцо  (англ.) The Egg Это кресло было разработано специально для интерьеров отеля Рэдиссон Блу Роял (англ.)русск. в Копенгагене, также спроектированного Якобсеном.
1959 Стул-купол The Pot Chair
1959 Стул-жираф The Giraffe Chair

Биография

Якобсен родился в Копенгагене в 1902 году. Первая профессия Якобсена — каменщик. Затем в 1924 году он поступил в королевскую академию изящных искусств.

Еще будучи студентом в 1925 году Якобсен участвовал во Всемирной выставке, где он выиграл серебряную медаль за дизайн кресла. В этой поездке он был поражен новаторской эстетикой павильона L’Esprit Nouveau Ле Корбюзье. Перед тем как покинуть академию, Якобсен также совершил поездку в Германию, где он познакомился с рационалистической архитектурой Мис ван дер Роэ и Вальтера Гропиуса. Их работа повлияла на его ранние творения, включая его дипломный проект художественной галереи, которая принесла ему золотую медаль.

Когда началась вторая мировая война, ему, как еврею, пришлось бежать из Дании в Швецию, где ему запретили работать архитектором, и он стал художником по тканям.

Биография Арне Якобсена (Arne Jacobsen)

1902 — Родился в Копенгагене.

1924 — Стал студентом на архитектурном факультете Королевской академии искусств в Копенгагене.

1925 — Награждение серебряной медалью в категории «Дизайн» на Международной выставке «Décoratifs» Национальной школы искусств в Париже. Там же он знакомится с работами Ле Корбюзье (Le Corbusier).

1927 — Посещение Берлина. Знакомство с Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) и Мисс Ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe). Получает золотую медаль по окончании Королевской академии.

1930 — После нескольких лет работы над публичными проектами, Арне Якобсен выигрывает на конкурсе право на реализацию первого публичного проекта по модернизации пляжа в Bellevue.

1935 — Создание комплекса домов Bellavista в Klampenborg — общепризнанная классика датского функционализма.  Проект здания Stelling Hus в Копенгагене.

1943 — Начало двухлетнего изгнания в Швеции, где Якобсен концентрируется на дизайне текстиля и обоев, также строит два частных дома для шведских врачей.

1945 — Возвращение в Данию. Работа над строительством жилья и школ.

1950 — Начинается пятилетний проект  по разработке серии домов Søholm в Klampenborg, которые знаменуют собой новый экспериментальный этап в творчестве Якобсена.

1951 — Под впечатлением от литых работ из фанеры Чарльза и Рэй Эймс (Charles and Ray Eames), Якобсен создаёт стул «Муравей» (Ant Chair).

1955 — Формы Ant Chair уточнены в  стуле модель «3107» — бестселлере, получившем название «Серия 7».

1956 — Разработка мягких стульев «Яйцо» и «Лебедь» для SAS Royal Hotel в Копенгагене, а также столовые приборы из нержавеющей стали, впоследствии выбранные Стенли Кубриком для «2001: Космическая Одиссея»

1957 — Проект «Круглый Дом» на острове Sjaellands как кульминация экспериментов Якобсена с темой «дом будущего».

1960 — Разработка колледжа Святой Екатерины в Оксфорде. Якобсен настаивает на создании комплекса зданий с учётом ландшафтных особенностей.

1961 — SAS Royal Hotel в Копенгагене. Апогей творчества Арне Якобсена выразился в стремлении к соразмерности и сбалансированности конструкции здания от фасадов вплоть до маленьких светильников.

1966 — Якобсен выигрывает в конкурсе на проектирование новой штаб-квартиры Национального банка в Копенгагене. Строительство продолжалось после его смерти. Здание открылось в 1978 году.

1971 — Арне Якобсен умирает в Копенгагене.

More about ‘Arne Jacobsen’ in our blog

An Easter Egg…… or, A stay at home Eastertide hunt for Arne Jacobsen’s Egg……

…The 3316 Easy Chair by Arne Jacobsen a… — and which saw each of the five Nordic nations present a self-initiated room installation: Sweden presenting a theatre foyer with furniture by Bruno Mathsson; Norway recreating the «vestibule of a high mountain hotel»; Iceland «the atmosphere of the museum»; Finland, and pushing national stereotypes as far as they could without breaking them, a sauna anteroom, while Denmark was represented by a presentation of «la chambre d’hôtel moderne» by Professor Arne Jacobsen, the catalogue noting that «this theme is particularly topical because M…

smow blog Design Calendar: February 11th 1902 – Happy Birthday Arne Jacobsen!

…In many ways however that is exactly what the Danish architect and designer Arne Jacobsen did… One of Denmark’s first, and foremost, functionalists, Arne Jacobsen was responsible for some of Denmark’s most important post war architectural projects including Rødovre Town Hall, Toms Chocolate Factory in Ballerup and the SAS Royal Hotel in Copenhagen, which upon its completion in 1960 was the tallest building in Scandinavia and remains today a towering monument to the utopian visions of the period…

…It must however also be noted that in addition to the absentees the 1925 exposition did represent an important milestone for several soon-to-be stars of their branches, including Poul Henningsen who was awarded a Gold Medal for what was to become the first in the now legendary PH lamp series,6 the then student Arne Jacobsen who was awarded a Silver Medal for a chair project,7 while a fresh faced Gio Ponti was awarded a coveted Grand Prix for a collection of objects for the Florentine porcelain manufacturer Richard Ginori… Carsten Thau & Kjeld Vindum, Arne Jacobsen, Danish Architectural Press, Kopenhagen, 2002 8…

Celebrating 5 years (smow) online. Six for five on the Series 7 by Arne Jacobsen for Fritz Hansen

…Back in July we celebrated the 60th anniversary of Arne Jacobsen’s Ant Chair for Fritz Hansen, including mention of the heavy criticism that greeted its presentation, in particular the criticism that it only had three legs… Criticism that didn’t concern Arne Jacobsen one jot…

Arne Jacobsen: Spoons, Forks and Lamps

…In 1956 Arne Jacobsen was commissioned to create the SAS Royal Hotel in Copenhagen; a contract he took on with great gusto and which, true to his understanding of an architect being responsible for the complete composition, saw him not only create a building, but all the fixtures and fittings… While the most famous furniture pieces from the SAS Royal project are without question the Swan Chair and Egg Chair, those who take the time to investigate a little deeper will unearth further gems of Arne Jacobsen design…

Работы в области мебельного дизайна

Только после Второй мировой войны Арне Якобсен решил заняться мебельным дизайном. Почти все его предметы были разработаны для специальных помещений.
Множество работ Якобсена стали классическими, среди которых стоит выделить:

Год Объект Оригинальное название Иллюстрация Описание
1952 Стул-муравей  (англ.) The Ant Chair Серия штабелируемых стульев без подлокотников (модель № 3100), разработанная Якобсеном для столовой фармацевтической компании «Ново Нордиск». Стул получил своё название из-за внешнего сходства его очертания с муравьём, поднявшим голову. «Стул-муравей» — первая модель, спинка и сидение которой, изготовлены из единого листа отформованной фанеры. Стул имеет металлический каркас, который включает три хромированные ножки (первоначально они были пластиковые). Позднее 1980 году была добавлена модификация с четырьмя ножками (модель № 3101).
1955 Серия 7  (англ.) The Seven series Эта серия штабелируемых стульев является продолжением концепции изготовления стульев из единого листа фанеры. Стулья этой серии имеют различные варианты ножек, подлокотников, материалов отделки, но объединены единой формой спинки, которая напоминает очертания песочных часов. Некоторые модели, которые входят в данную серию:

модель № 3107 — самым успешным стулом была модель 3107 на четырех ножках: к концу XX века было продано более 6 млн экз.,
модель № 3117 — стул с поворотной подставкой,
модель № 3177 — кресло,
модель № 3207 — стул с четырьмя подлокотниками и четырьмя ножками,
модель № 3217 — стул с подлокотниками и поворотной подставкой,
модель № 3130 — стул  (англ.) Grand Prix, изготовленный из дерева,
модель № 3208 — стул «Лилия» с гнутыми подлокотниками и четырьмя ножками,
модель № 3218 — стул «Лилия» с гнутыми подлокотниками на колесиках.

1958 Стул-лебедь  (англ.) The Swan
1958 Стул-яйцо  (англ.) The Egg Это кресло было разработано специально для интерьеров отеля Рэдиссон Блу Роял (англ.)русск. в Копенгагене, также спроектированного Якобсеном.
1959 Стул-купол The Pot Chair
1959 Стул-жираф The Giraffe Chair

Работы в области мебельного дизайна

Только после Второй мировой войны Арне Якобсен решил заняться мебельным дизайном. Почти все его предметы были разработаны для специальных помещений.
Множество работ Якобсена стали классическими, среди которых стоит выделить:

Год Объект Оригинальное название Иллюстрация Описание
1952 Стул-муравей  (англ.) The Ant Chair Серия штабелируемых стульев без подлокотников (модель № 3100), разработанная Якобсеном для столовой фармацевтической компании «Ново Нордиск». Стул получил своё название из-за внешнего сходства его очертания с муравьём, поднявшим голову. «Стул-муравей» — первая модель, спинка и сидение которой, изготовлены из единого листа отформованной фанеры. Стул имеет металлический каркас, который включает три хромированные ножки (первоначально они были пластиковые). Позднее 1980 году была добавлена модификация с четырьмя ножками (модель № 3101).
1955 Серия 7  (англ.) The Seven series Эта серия штабелируемых стульев является продолжением концепции изготовления стульев из единого листа фанеры. Стулья этой серии имеют различные варианты ножек, подлокотников, материалов отделки, но объединены единой формой спинки, которая напоминает очертания песочных часов. Некоторые модели, которые входят в данную серию:

модель № 3107 — самым успешным стулом была модель 3107 на четырех ножках: к концу XX века было продано более 6 млн экз.,
модель № 3117 — стул с поворотной подставкой,
модель № 3177 — кресло,
модель № 3207 — стул с четырьмя подлокотниками и четырьмя ножками,
модель № 3217 — стул с подлокотниками и поворотной подставкой,
модель № 3130 — стул  (англ.) Grand Prix, изготовленный из дерева,
модель № 3208 — стул «Лилия» с гнутыми подлокотниками и четырьмя ножками,
модель № 3218 — стул «Лилия» с гнутыми подлокотниками на колесиках.

1958 Стул-лебедь  (англ.) The Swan
1958 Стул-яйцо  (англ.) The Egg Это кресло было разработано специально для интерьеров отеля Рэдиссон Блу Роял (англ.)русск. в Копенгагене, также спроектированного Якобсеном.
1959 Стул-купол The Pot Chair
1959 Стул-жираф The Giraffe Chair

Кто такой Арне Якобсен

Будущий архитектор и дизайнер родился в столице Дании Копенгагене в 1902 году. С детства он проявлял склонность к рисованию, но родители считали, что сыну необходимо получить востребованную профессию, поэтому по первому образованию Якобсен — каменщик. Но стремление к творчеству не покидало юношу, и в 1924 году он поступил в Датскую академию искусств. Уже здесь он в полной мере проявил свои способности, выиграв несколько конкурсов. Немного позже жизнь молодого архитектора вмешалась Вторая мировая война, в связи с чем ему пришлось покинуть родину и сменить деятельность на дизайн текстиля. После окончания войны Арне снова начал заниматься разработкой мебели.

Особенностью дизайнерского искусства Якобсена можно считать то, что ни один предмет не разработан им отдельно от интерьера. Обычно талантливому художнику доверяли оформление помещения целиком, что называется, от потолка до дверных ручек, поэтому в его портфолио можно обнаружить не только стулья и кресла, но и разные виды обоев, текстиля, оригинальные столовые приборы и посуду, светильники. В довершение всего Якобсен разрабатывал и ландшафтный дизайн (он с детства увлекался ботаникой и неплохо разбирался в растениях).

Произведения дизайнера отличают лаконичность и естественность, простота форм, но продуманность до мельчайших деталей. Главное в его творениях — удобство и комфорт. Именно он положил начало эргономичным формам. Сейчас они смотрятся очень естественно, но в послевоенное время это было новое слово в дизайне.

Определение слова «Якобсен» по БСЭ:

Якобсен — Якобсен (Jacobsen)Арне (11.2.1902, Копенгаген, — 24.3.1971, там же), датский архитектор, представитель Функционализма. Окончил училище Технического общества (1924) и АХ в Копенгагене (1927. профессор с 1956). Основные работы: первая в Дании вилла в духе функционализма (1931) и театр Бельвю в Клампенберге, здания фирм Стеллинг (1937) и Есперсен (1955), аэровокзал с гостиницей (1959-61) в Копенгагене, стадион и жилой комплекс для малосемейных в Гентофте (1947-1949).Лит.: Faber Т., Arne Jacobsen, Stockh., 1964.А. Якобсен. Здание аэрокомпании «САС» в Копенгагене. 1959.Национальный банк Дании. 1971. Архитектор А. Якобсен.

Якобсен — Якобсен (Jacobsen)Енс Петер (7.4.1847, Тистед, — 30.4.1885, там же), датский писатель. Окончил Копенгагенский университет (1857). По образованию биолог. Один из первых популяризаторов дарвинизма в Скандинавии. Оказал влияние на развитие психологической и импрессионистической западноевропейской литературы. Аналитичность в изображении внешнего мира и внутренней жизни человека сочетается в его сочинениях с эмоциональной насыщенностью, исторической конкретностью и красочностью. Исторический роман«Фру Мария Груббе» (1876, русский перевод 1893, 1962) содержит яркие эпизоды из жизни Дании и Норвегии 17 в. В романе «Нильс Люне» (1880, русский перевод 1911, 1976), посвящен отказу интеллигента от религиозного мировоззрения, с психологической точностью показал воспитание непоколебимости души, завершающееся внутренней победой героя. Автор новелл и стихов.Соч.: Samlede verker, bd 1-5, Kbh., 1924-29. в рус. пер. — Новеллы, М., 1909.Лит.: Брандес Г., И. П. Якобсен, Собр. соч., т. 3, СПБ, . Адмони В. Г., Роман И. П. Якобсена «Нильс Люне», в кн.: Скандинавский сборник, т. 14, Таллин, 1969. Knudsen A., J. P. Jakobsen i bans digtning, Kbh., 1950. Nielsen Fr., J. P. Jacobsen…, Kbh., 1953. его же, J. P. Jakobsen. En litcraer undersagelse , 1968. Ornkring «Niels Lyhne».Utg. af N. Barfoed, Kbh., 1970.В. Г. Адмони.

Примечания

  1. Houm, Philip. Norges litteratur: fra 1914 til 1950-årene. — 1955. — 598 p.
  2. ↑  (недоступная ссылка)
  3. Цитата из стихотворения «Пульс города» (норв. Signaler) 1933 года в переводе Ю. Вронского (оригинал: byens jagende pulsslag).
  4. Hanne Lillebo.  (недоступная ссылка). Norsk biografisk leksikon. SNL. Дата обращения 27 августа 2011.
  5. . Rolf Jacobsen — En stifinner i hverdagen. — Cappelenn, 1994. — 173 p. — ISBN 82-02-14142-7.
  6. Ханс Хейберг (норв. Hans Heiberg), обзор в Arbeiderbladet.
  7. Norvin, Kjell & Haars, Peter. Bokens ansikt : norske bokomslag i 100 år. — Oslo: Forlaget Press, 2002. — 197 p. — ISBN 82-7547-100-1.
  8. , p. 24.
  9. Losnedahl, Kari Gaarder.  (недоступная ссылка). Norsk biografisk leksikon. SNL. Дата обращения 6 октября 2011.
  10. Zachariassen, Aksel. Poeten som ble organisasjonsmann (норв.) // Kongsvinger Arbeiderblad. — 1938. — № от 2 декабря.
  11. , в комментарии к полицейскому протоколу от 29 августа 1945 года.
  12. , pp. 225—230.
  13. Kjelstrup, Hans Christian.  (недоступная ссылка). Дата обращения 31 октября 2011.
  14. Nilsen, Bjørn. Rolf Jacobsen og den moderne sivilisasjonen (норв.) // Profil. — 1960. — № 5.
  15. Blom, Trond.  (недоступная ссылка). Bergen Offentige Bibliotek (8 мая 2009). Дата обращения 21 октября 2014.
  16. Lie, Joakim. Rolf Jacobsen æresmedlem i Natur og Ungdom (норв.) // Hamar Dagblad. — 1989. — № 5 мая.

Кресло–лебедь

И если дизайнерская мебель для уединения и комфорта уже была создана Якобсоном, ему оставалось, лишь дополнить свою коллекцию для отеля Radisson универсальным креслом, которое подходило бы как для общественных зон (лобби), так и для гостиничных номеров. Им стала просторная и открытая модель SWAN, в форме сиденья, спинки и подлокотников которого угадывался силуэт изящной птицы — лебедя. Нало ли говорить, что после открытия гостиницы кресло Swan сразу получило невероятную популярность и мировое признание.  По сей день эти кресла украшают  не только зоны ожиданий и переговоров крупных компаний, но  и  стильные домашние интерьеры.

Зона кафе в Radisson SAS Royal Hotel, Копенгаген

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector