Пантон, вернер
Содержание:
- Следование курсом экспериментов
- Verner Panton y Arne Jacobsen
- Стул Panton. История создания.
- Свет и цвет — основа всего
- Революционные взгляды и их воплощение
- Александр Жирар
- Стул Пантон в истории.
- НАШИ ЛЮДИ
- Вернер Пантон
- Биография
- Марсель Брёйер
- Obras destacadas
- Чарльз и Рэй Имз
- Наперекор традициям
- Diseño de luminarios
- Творчество
- Biografía
- Стиль
- Filosofía de diseño
- Алвар Аалто
Следование курсом экспериментов
Первый намек на собственный стиль состоялся в 1959 г., когда был создан стул «конус», имеющий вид скрученного металлического листа, приобретающего устойчивость посредством закрепления острого конца на крестообразной основе. Но здесь не обошлось без скандала, так как художник посчитал правильным выставить его рядом с креслом и обнаженным манекеном. Такое зрелище спровоцировало столпотворение зевак и вызвало обеспокоенность стражей правопорядка.
За Пантоном заслуженно закрепилась слава экспериментатора. Из его разработок того времени следует назвать образцы надувной мебели, сделанной из прозрачной пластиковой пленки. В эту же графу можно вписать проект первой в творчестве Вернера «тотальной среды» для отеля Astoria (Норвегия), где пол, стены и потолок были покрыты поп-артовыми орнаментами.
Далее стоит отметить фантастический эффект штаб-квартиры журнала «Шпигель» (1969 г.), а также известную инсталляцию Visiona II (Кельнский мебельный салон, 1970 г.) и офис издательского дома Gruner + Jahr (Гамбург, 1973 г.).
Событием в жизни Пантона стало сотрудничество с компанией Vitra. Вместе они создали Flying Chair, оптимистичный фантазийный предмет; Panton Chair — первый стул, согнутый по принципу нависающей балки из единого листа пластика.
Verner Panton y Arne Jacobsen
En los primeros años de su carrera, entre 1950 y 1952, Verner Panton trabajó en el estudio del arquitecto Arne Jacobsen, otro diseñador y arquitecto danés, quien se convirtió en su segundo mentor importante además de Poul Henningsen. En la oficina de Jacobsen, Panton se dedicaba principalmente al diseño de muebles y participó en el desarrollo de la silla ‘Ant’, una de las sillas más conocidas de Arne Jacobsen. Muchos años después, Panton habló sobre su trabajo con Jacobsen:
En 1955 abrió su propio estudio de arquitectura y diseño. Se hizo famoso con sus muebles basados en formas geométricas fabricados por la empresa Plus-linje. A fines de la década de 1950 sus diseños de sillas sin patas ni respaldo discernible se hicieron cada vez menos convencionales.
Стул Panton. История создания.
Идея разработки складируемого пластикового стула впервые была высказана немецким архитектором и дизайнером Людвиг Мис ван дер Роэ до Второй мировой войны. С начала 1950-х годов Пантон тоже мечтал сделать складируемый консольный пластиковый стул из однородного материала. Говорят, что он был вдохновлен, в частности, грудой аккуратно сложенных пластиковых ведер.
В 1956 году он разработал S Chair — стул, который можно рассматривать как прообраз для Panton Chair. Вернер видел его в качестве элемента мебели, в котором спинка стула, сиденье и опоры были сделаны из одного материала, в одном непрерывном литом изделии. Впервые он был изготовлен в 1965 году.
Пантон сделал серию эскизов и чертежей для Panton Chair в 1950-х. В 1960 году он создал свою первую модель — гипсовый эскиз — в сотрудничестве с Dansk Akrylteknik. В середине 1960-х он встретил Willi Fehlbaum, производителя мебели Vitra, который, в отличие от многих других производителей, был очарован его чертежами сделанного из пластика, а не дерева стула, материала, из которого были сделаны практически все стулья того времени. Работая в тесном сотрудничестве с Fehlbaum, Пантон изготовил первую модель, используя полиэстер, усиленный стекловолокном по технологии холодного пресса .
Впервые весь стул был разработан и изготовлен в виде одной детали, без ног. Эта модель стала известна, как Free-swinger / пустая глыба. Модель оказалась довольно тяжелой и требовала значительных отделочных работ, впоследствии была усовершенствована и адаптирована к промышленному производству с использованием термопластичного полистирола, который привел к заметному сокращению стоимости. В 1968 году Vitra инициировала серийное производство последней версии стула, выкупив права на стул у мебельной компании Herman Miller. Используемый материал — Baydur, высокопрочный пенополиуретан производства Bayer в Леверкузене, Германия. Стул был покрыт лакированной краской, предлагалось 7 вариантов цветов.
Однако в 1979 году производство было остановлено — как оказалось, полистирол не был достаточно прочным и стал приобретать потрепанный вид с течением времени. Четыре года спустя модель была снова запущена в производство уже как Panton Chair Classic, но в этот раз с гораздо более дорогим материалом. Наконец, в 1999 году, Vitra использует полипропилен для изготовления стула Пантон /Panton Plastic Chair в различных цветах.
Свет и цвет — основа всего
Философия дизайнера состояла в том, что каждый предмет в интерьере должен взаимодействовать с остальными. К достижению поставленных целей художника приближали эксперименты с цветом и светом. К разряду успешных результатов следует причислить серию ламп Fun, подвесные варианты — Globe, а также целый ряд люстр и светильников, число которых превышает два с половиной десятка.
Игра света и цвета, по мнению Пантона, является тем аспектом, который заставит интерьер заиграть совершенно новыми красками. Разработки Вернера Пантона еще долго будут находиться на ступени передовых интеллектуальных достижений в области дизайна. Если принять к сведению безошибочность предопределения тенденций, становившихся популярными в будущем, то закрадывается мнение насчет дара предвидения художника. Скорее всего, идеи великого дизайнера будут актуальными у многих поколений наших потомков.
Революционные взгляды и их воплощение
Находясь в плену у революционных мировоззрений, Вернер не мог смириться с традиционным делением обстановки на пол, стены и потолок. Создавая множество инновационных, рискованных и игривых вещей, он руководствовался планами смещения привычных функций. А поскольку с внедрением прогрессивных технологий дизайнер получил шанс работать с плексигласом, фиберглассом, фанерой, пластиком, стеклом, сталью, пенорезиной, пенопропилеом, ему легко давались психоделические интерьеры, создать которые никто до него не осмеливался.
Он умел сотворить атмосферу, где каждый объект воспринимался не иначе как элемент одной концепции. В качестве примера стоит вспомнить инсталляцию «Фантастический ландшафт» в волнистой комнате Visiona II (1970 г., Кёльн, Германия). Этот интерьер, где стены, пол, потолок и мебель представляют собой единый организм, до сих пор считается эмблемой 60-х.
Кроме того, настоящим прорывом в дизайне стал Cone Chair, умело сконструированный из металлической проволоки Wire Cone Chair. Нельзя не назвать и кресло из прозрачного оргстекла, аналог из тонкого пластика с возможностью наполнения его воздухом.
Глядя на мебель Вернера, невольно закрадывается мысль, что перед нами скорее скульптурные творения. Примером могут служить стулья, сидения и спинки которых сформованы как единое целое. А экземпляр Ant имел три ножки из гнутых трубок, яркий и легкий PantoSwing-2К, уверенно стоящий на двух ножках, который удивляет эргономичностью и динамикой.
Александр Жирар
Американский дизайнер и архитектор, заядлый путешественник Александр Жирар стал одним из тех, кто отошёл от классического модернизма и модного в 60-е года монохрома. Он ввёл в моду цвет и обилие декора. Его расписные ткани, созданные для компании Herman Miller, яркие статуэтки, вдохновлённые народным искусством Мексики, Индии и Египта, разноцветная посуда — важный этап для минималистичного дизайна.
Girard Textile
Знаменитый дом актёра Ирвина Миллера, построенный Ээро Саариненом и оформленный Александром Жираром, стал прототипом нью-йоркской квартиры Дона Дрейпера в популярном сериале «Безумцы» (Mad Men). Яркая мебель, в том числе кресло №66310 для бренда Herman Miller, где дизайнер возглавлял отдел текстиля, как и многие другие дизайн-объекты Жирара, попало в коллекцию музея дизайна Vitra.
Кроме разработки интерьеров, тканей и предметов мебели и декора, Александр Жирар также выпустил детскую книгу «Цвет» (Color), где на 26 страницах с забавными иллюстрациями дизайнер попытался рассказать детям всё о цвете.
Стул Пантон в истории.
Стул Пантон в своё время сделал вклад в развитие нового стиля — гладкая, отражающая поверхность «космической эры» 1960-х годов, стиль стал известен как поп-арт. Стул пантон, в частности, рассматривался и как изделие гладких и округлых форм. После публикации в Датском дизайнерском журнале Mobilia в 1967 году стул стал сенсацией. В 1970 году он был показан в британском журнале моды Nova с серий снимков «Как раздеться перед вашим мужем». И один из самых известных образов стула появился в 1995 году в январском выпуске британского Vogue с обнаженной Кейт Мосс (фотограф Ник Найт /Nick Knight) Музейные коллекции. На протяжении многих лет стул пантон , первоначально известный как S Сhair Pantón, широко выставлялся в Дании и за рубежом. В настоящее время он является частью постоянных коллекций некоторых известных дизайнерских мировых музеев, включая Нью-йоркский музей Современного Искусства (New York’s Museum of Modern Art — MoMA), музей дизайна Лондона(London’s Design Museum), Немецкий исторический музей в Берлине(Berlin’s German Historical Museum) искусства и дизайна Копенгагена (Copenhagen’s Danish Museum of Art & Design).
НАШИ ЛЮДИ
Anna K
Дизайн
украинский дизайнер одежды
Ясухара, Хирокадзу
Дизайн
японский геймдизайнер и второй основатель компании Sonic Team
Ярмольник, Оксана Павловна
Дизайн
российский дизайнер и художник по костюмам для театра и кино, актриса
Эррера, Каролина
Дизайн
венесуэльско-американская дизайнер, модельер и предприниматель
Шэк, Бет
Дизайн
американский дизайнер обуви, общественный деятель и игрок в покер
Шинода, Лоуренс
Дизайн
американский автомобильный дизайнер
Шеридан, Роб
Дизайн
американский графический дизайнер, режиссёр и фотограф, наиболее известен работой с Nine Inch Nails
Шайи, Эрик
Дизайн
французский программист, графический дизайнер и разработчик компьютерных игр, наиболее известен как создатель известной компьютерной игры Another World
Вернер Пантон
Вернер Пантон
Родился: 13 февраля 1926 года
Умер: 5 сентября 1998 года
Биография
Вернер Пантон (Verner Panton) родился в 1926 году в городе Гамтофт (Gamtofte), Дания. В 18 лет он переезжает в город Оденсе, где начинает учиться в техническом колледже по специальности инженер-строитель. После Второй мировой войны, в 1947 году, он вновь поступает учиться в Королевскую академию художеств Копенгагена на степень архитектора. Через три года он уже становится помощником Арне Якобсена (Arne Jacobsen). При этом он не только способствует его работе, но и разрабатывает собственные модели мебели. В результате, уже в 1955 году Фриц Хансен (Fritz Hansen) запустил в производство два его стула «Bachelor» и «Tivoli», изготовленных из трубчатой стали, пластика и ткани.
В 1958 году Вернер Пантон (Verner Panton) выпускает стул “Cone”, специально для ресторана “Komigen”, а также стул “Heart”. Через два года он разрабатывает дизайн гостиницы “Астория” в городе Тронхейм, Норвегия. Впервые в 1959 году его лампа “Topan” была запущена в массовое производство. Кроме того, в 1960-м, он создает свой легендарный надувной стул, который, впрочем, был снят с производства, так как имел определенные недостатки, которые не могли быть устранены в то время
Впервые к разработкам дизайнера было приковано внимание СМИ. Фотографии его продуктов были опубликованы в журнале “Mobilia”.
В 1963 году Вернер переезжает в Базель, где начинает сотрудничать с Германом Миллером (Herman Miller). В следующем году были презентованы лампа “Shell” и стул “Flying” в рамках мебельной ярмарки в Кёльне. В 1965 году Пантон создает стул “S” для “Thonet”. Примерно в это же время он начинает работать с Германом Миллером (Herman Miller) над запуском в производство стула “Panton”.
В 1966 году Вернер Пантон (Verner Panton) удостаивается награды студии Розенталя.
В 1968 году дизайнер получил награду A.I.D. за стул “Panton”. Дизайнер затратил большое количество времени на поиск производителя. Первоначально стул был выпущен в 1967 году компанией “Herman Miller&Fehlbaum”, а в 1990 году за его производство взялась “Vitra”, которая выпускает стул по сей день.
В следующем году дизайнер создает проект интерьера издательского дома “Spiegel” в Гамбурге. В этом же году его работы выставляются на выставке “Что такое дизайн?” в Париже. В 1970 году Вернер представил экспозицию комнаты “Visiona II” в рамках мебельной выставки в Кёльне. Этот интерьер стал символом дизайнерской мысли 60-х.
С 1984 года Вернер Пантон (Verner Panton) начинает преподавательскую деятельность в колледже дизайна в городе Оффенбах.
В 1987 и 1988 годах проходят ретроспективные выставки Вернера в Брюсселе и Копенгагене.
В 1994 году компания “IKEA” начинает выпуск стула “Vilbert”.
Стиль Вернера Пантона (Verner Panton) всегда отличался оригинальностью и комплексностью. Он делал особый акцент на цветовые соотношения элементов. Дизайнер часто утверждал, что цвет имеет большее значение, чем форма. При создании своих продуктов дизайнер чаще всего использовал фанеру, пластик, фибергласс, пенорезину, пенопропилен и стекло.
В 1998 году Вернер Пантон ( Verner Panton) умирает в Копенгагене.
Марсель Брёйер
Один из важнейших архитекторов-инноваторов середины XX века, Марсель Брёйер учился у основателей Баухауза, а затем работал скульптором и художником в одной из мастерских школы. Как архитектор Брёйер одним из первых раскрыл потенциал популярного сегодня железобетона. Он стремился создавать одновременно компактные, функциональные и приятные глазу сооружения и жилые дома. Известные во всем мире модернистские постройки, такие как музей Уитни в Нью-Йорке, жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе, исследовательский центр IBM во французском городке Ла-Год — всё это произведения Брёйера.
Marcel Breuer, Wassily Chair
Когда архитектор работал в школе Баухауз в немецком городке Дессау, он чаще всего перемещался по городу на велосипеде. Считается, что именно стальной руль велосипеда Adler послужил вдохновением для создания мебели из стальных трубчатых конструкций. Так появилось знаменитое кресло B3, позже названное Wassily в честь друга и коллеги Брёйера — Василия Кандинского. Художнику очень понравилась модель, которую придумал Брёйер, и он попросил архитектора соорудить ему такое же кресло.
Итальянский производитель мебели Gavina, позже выпускавший кресло B3, нашёл историю симпатичной и переназвал модель в честь её первого поклонника. В серию мебели из стальных трубок также вошли стол Laccio и стул Cesca, названный Cesca в честь приёмной дочери архитектора — Франчески. Оригинальные кресло Wassily и стул Cesca с натянутой на них тканью в начале XX века напоминали настоящие конструктивистские скульптуры.
С 1925 по 1928 год Брёйер возглавлял мебельную мастерскую Баухауза, а объекты, собранные из трубок, получили неведомую прежде популярность: дизайн не был запатентован, и подобную мебель мог произвести практически кто угодно. Так трубчатые предметы интерьера стали эталонной офисной мебелью, а стулья Cesca и Wassily вместе со столом Laccio до сих пор выпускает американская компания Knoll.
Obras destacadas
Moon Lamp (1960)
«Moon Lamp», luminario diseñado por Verner Panton en 1960. Reproducido por la empresa Verpan.
La “Moon Lamp” es un luminario diseñado por el danés Verner Panton en 1960.
Es un luminario suspendido, complejo y abstracto, formado por diez anillos metálicos montados dentro de un sistema móvil de baleros que permite la rotación independiente de cada uno de estos anillos, con lo cual su tamaño puede ser manipulado. Los anillos actúan como obturadores para la luz, la cual, se vuelve difusa entre ellos y reflejada desde las superficies brillantes.
La calidad de la luz se puede ajustar moviendo los anillos. Las primeras versiones fueron producidas en aluminio blanco lacado, y luego en plástico. El luminario tiene la ventaja de poderse embalar de manera plana para transportarse.
Чарльз и Рэй Имз
Знаменитая американская пара, архитектор Чарльз Имз и его будущая жена художница Рэй Кайзер познакомились во время учёбы в Академии Художеств в Крэнбруке — в то время центре концентрации всех самых ярких представителей творческих профессий. Ректором Академии был известный финский архитектор Элиэль Сааринен, а одним из приглашённых преподавателей — основатель Баухауза Вальтер Гропиус. После окончания Академии Чарльз Имз стал главой факультета промышленного дизайна, а Рей начала рисовать обложки для популярного калифорнийского журнала об архитектуре и искусстве.
Eames Plastic Chair
Когда Чарльз и Рей поженились и открыли собственную мастерскую, они начали создавать удобную и функциональную мебель. Специально для международного конкурса недорогой мебели для массового производства, организованном нью-йоркским музеем современного искусства MoMA, Имзы придумали стул Eames Plastic Chair, позже ставший настоящей легендой. Его сидение повторяло форму человеческого тела и благодаря этому было максимально комфортным.
Стул поступил в продажу, однако вскоре его выпуск прекратили, так как основание было сделано из пластика, армированного стекловолокном, а этот материал быстро признали крайне неэкологичным. Только в 2000-м году, когда материал заменили переработанным полипропиленом, выпуск Eames Plastic Chair возобновился.
Знаменитые модули для хранения Eames Storage Units, созданные парой в 1949 году, тоже стали настоящим прорывом: теперь обладатели мебели сами могли решать, какая конфигурация полок и ящиков подходит им больше. Сегодня Eames Plastic Chair, модули ESU, смешную и функциональную вешалку Hang It All и другие творения Имзов можно приобрести у компании Vitra.
В 2011 году про Чарльза и Рэй Имзов вышел отличный документальный фильм «Имз: архитектор и художник» (Eames: The Architect & The Painter, 2011).
Наперекор традициям
Первоначально взятый курс на общескандинавские стилевые предпочтения, укладывающиеся в рамки обтекаемых форм, минимализма, древесины светлых оттенков не мог долго удерживать жадную до творчества натуру художника. На экстравагантном разбитом грузовике Volkswagen он время от времени колесил по Европе, где рассчитывал пополнить багаж опыта и грандиозных идей. Желание прорваться в пантеон дизайнеров ХХ века вынудило художника действовать вопреки общепринятым правилам. Воплотить свое видение он мог только через выдающиеся, экстраординарные творения. Как раз поэтому Вернер делает ставку на эффектную геометрию и уклон в сторону поп-арта. Достичь желаемого помогает увлечение развивающимися искусственными материалами вроде пластмассы и любовь к ярчайшим расцветкам.
Превыше всего ценящий цвет, художник буквально перевернул сферу оформления помещений с ног на голову. Но несмотря на увлечение яркими и чистыми цветами и оттенками, он больше известен как творец мебели необычных форм. Да и как забыть знаменитый стул Panton Chair, сделанный из единого куска формованного пластика? В свое время на вершине всеобщего внимания также находились подвесные варианты, напрочь перечеркивающие все законы гравитации, стулья-цветы, надувные аналоги и стулья с проволочным каркасом. Благо дело материалы последнего поколения давали шанс реализации самых смелых проектов.
Diseño de luminarios
A lo largo de su carrera , Verner Panton introdujo una serie de luminarios modernos con personalidad única, totalmente diferente a cualquiera de sus contemporáneos Escandinavos.
Con una notable fe en las posibilidades ilimitadas de la forma, Panton trabajó para crear un nuevo conjunto de teorías sobre cómo debería funcionar la iluminación y cómo debería influir su entorno.
Verner Panton comenzó diseñando luminarios para Louis Poulsen. El primer luminario que se puso en producción fue la lámpara “Topan” en 1959, seguida de la lámpara “Moon” en 1960.
En 1964, Panton se puso en contacto con el fabricante de iluminación J. Lüber AG en Suiza acerca de una lámpara que había diseñado que consistía en cientos de pequeños discos reflectantes.
El primer prototipo de este luminario se hizo usando discos cortados en papel de plata por su esposa Marianne. A Lüber le gustó el concepto pero tenía reservas sobre los materiales. En cambio, para lograr un efecto similar al de la lámina de plata, los discos se fabricaron con una delgada lámina de metal (como se usa actualmente para el producto).
Творчество
Вернер Пантон считается революционером в области дизайна мебели. Он экспериментировал с такими материалами, как стекло, пластик, сталь и полипропилен и одним из первых стал рассматривать отдельные элементы интерьера как связанные общим пространством.
Пантон много экспериментировал и утверждал, что мебель не обязательно должна иметь традиционную форму. Его знаменитые проекты стульев — Tivoli, Bachelor и Cone — считались в своё время самыми необычными стульями в мире. Вернер считал, что стулья должны быть не только удобны, но и интересны. Самый знаменитый стул дизайнера — Panton Chair был сделан из единого куска формованного пластика. Дизайн стула был настолько необычен, что производство началось только в 1967 году немецкой фирмой «Herman Miller&Fehibaum» и до сих пор производится фирмой «Vitra». Кроме стульев, дизайнер придумал более 25 различных форм для ламп.
Также Пантон занимался дизайном текстиля и интерьеров, создав интерьеры для издательских домов «Spiegel» и «Gruner & Jahr» в Гамбурге, а также для отеля «Astoria» в Тронхейме.
Biografía
Verner Panton nació en 1926 como el hijo de Ellen, née Koch-Hansen († 1990) y Henry Panton († 1967) en la aldea de Gamtofte en la isla de Fünen, donde creció como el mayor de dos hermanos.
Sus padres se separaron cuando él tenía diez años. Panton se quedó con su padre, que tuvo tres hijos más con su segunda esposa. Su padre provenía de una familia de agricultores y era posadero. Como arrendatario de la casa de huéspedes de Kom-igen en la finca Langeso en Fünen, proporcionó a Panton su primera gran comisión de diseño en 1958.
A la edad de 18 años, Panton se trasladó a Odense, en donde realizó su servicio militar (hasta 1946) al mismo tiempo que asistía a la Escuela Técnica. En el último año de la guerra tuvo que esconderse porque se había unido a un grupo de estudiantes que se resistía a la ocupación alemana en Dinamarca. En 1947 inició sus estudios de arquitectura en la Real Academia de Bellas Artes de Copenhague, (Det Kongelige Danske Kunstakademi) concluyendo en 1951.
Durante sus estudios de arquitectura Panton conoció a Tove Kemp, la hijastra del arquitecto y diseñador Poul Henningsen. Contrajo matrimonio con ella en 1950 y tuvieron un hijo, quien falleció a temprana edad y, el matrimonio no duraría mucho. Sin embargo, la estrecha amistad entre Verner Panton y Poul Henningsen, que pronto se convirtió en el mentor más importante de Panton, duró hasta la muerte de Poul Henningsen en 1967.
Стиль
Стиль Пантона стал прототипом психоделического дизайна 1970-х годов и производили впечатление скульптур, а не мебели. В своих работах Пантон использовал яркие, ясные цвета. В 1980-х он начал экспериментировать с геометрическими формами, черпая вдохновение в возможностях новых материалов. Не имея чёткой структуры, пластик мог принимать любые формы и цвета, что было невозможно при использовании классических материалов как стекло, дерево и металл.
Мечтой Пантона было полное слияние функций различной мебели. Мысль о том, что глядя на вещь можно с первого раза определить её функцию, лишала его воображения и желания творить. Кроме того, он мечтал нарушить традиционное деление на пол, стены и потолок, сместив их функции. Его легендарные наброски можно расценивать как зенит его карьеры.
Filosofía de diseño
Verner Panton produjo los muebles e iluminación más innovadores de la posguerra. Aprovechando las propiedades de los nuevos materiales como el acrílico, la espuma, el plástico y el poliéster reforzado con fibra de vidrio, creó formas lúdicas y orgánicas que hicieron un uso intenso del color y superficies suaves y reflectantes. Su obra está estrechamente relacionada con los movimientos Op y Pop Art de finales de los años cincuenta y sesenta.
La predilección de Verner Panton por los colores intensos y las formas geométricas queda patente en su vasta obra como diseñador textil. Las composiciones espaciales de Panton son reconocidas por fusionar suelos, paredes y techos, así como muebles, lámparas, tejidos y paneles de esmalte o plástico para formar una unidad espacial tan perfecta como indivisible. Las naves Visiona de la Feria del Mueble de Colonia (1968 y 1970), las oficinas de la editorial Spiegel (1969) y el restaurante Varna de Aarhus (1970) son solo algunos de los ejemplos más sobresalientes.
A principios de la década de 1960, comenzó a colaborar con la empresa Vitra, con la que desarrolló su diseño más conocido: la silla Panton, de una sola pieza de inyección de plástico, presentada en 1967. Esta silla fue el primer producto de creación propia de Vitra y se convirtió en el diseño de Panton más famoso y producido en masa.
Las reediciones de los diseños de Panton por parte de Vitra y la retrospectiva de la obra de Panton organizada por el Museo del Diseño de Vitra en el año 2000 ponen de manifiesto la especial relación existente entre Vitra y Verner Panton.
Алвар Аалто
«Работа гения»: так отозвался в 1939 году о спроектированном Финском павильоне на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Аалто и правда был настоящим гением архитектуры и дизайна XX века: он строил здания и придумывал для них функциональную мебель, которая впоследствии активно продавалась по всему миру.
Aalto Tea Trolley
Алвара Аалто принято считать родоначальником модернизма в Северной Европе. Архитектор построил один из кампусов MIT в США и знаменитый санаторий в Паймио, для которого вместе с женой Айно спроектировал всю мебель: металлические кровати без острых углов, кресла для зала медитации и шезлонги для приёма солнечных ванн — чтобы туберкулёзные больные могли отдыхать на воздухе в полулежачем положении, Аалто придумали знаменитое кресло Paimio Chair. Также появился и Side table 606, изначально задуманный Айно как табурет для переобувания больных.
Благодаря архитектурным проектам Аалто появилось множество предметов мебели. Так, трёхногие табуреты из гнутой березы Stool 60 изготовили специально для лекционного зала библиотеки в Выборге, который тогда был финским городом Виипури. Ножки в форме буквы «Г» – инновационная технология архитектора: благодаря устойчивой форме расшатать их практически невозможно, и они намного прочнее обычных ножек-колышков. А столик на колесиках Tea Trolley был сделан специально для финского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Сегодня практически всю культовую мебель, придуманную Алваром и Айно Аалто, выпускает фабрика Artek, основанная парой в 1935 году.