Все что нужно знать про баухауз

Содержание:

Эволюция стиля Баухауз

Идеи, характерные для Баухауза, постоянно трансформировались и зависели от деятельности и взглядов ключевых фигур, развивавших это направление. Однако можно проследить общую концепцию, которая касалась функциональности. Она заключалась в проектировании эстетичных, практичных и доступных объектов

Ещё одной важной чертой была доступность, ведь все создаваемые объекты предназначались именно для широких масс. Общая эстетическая концепция заключалась в строгости, простоте и удобстве архитектурных и дизайнерских форм

К числу основных идей можно отнести концепцию сборного (но в то же время лаконичного) здания, практическое применение профессионального опыта, а также творческий подход к задачам

Ещё одной важной особенностью стиля стало комбинирование научного анализа и проектирования. Таким образом, теория была неразрывно связана с практикой, и к этой комбинации добавлялась художественная составляющая

На раннем этапе развития данного направления активно воплощались на практике следующие идеи: 

  • применение машинных технологий;
  • минимальное количество предметов декора;
  • функциональность;
  • сближение идей промышленности и дизайна;
  • универсальный, практический характер. 

Все эти основные черты Баухауза Гропиус позаимствовал из стилей Модерн и Функционализм. Они сочетались с идеей удовлетворения индивидуальных потребностей и нашли своё воплощение как в частном дизайне, так и в масштабных архитектурных проектах.

Идея данной ступени развития стиля Баухауз заключается именно в сочетании конструктивности и функциональности, так как возникла необходимость участвовать в  процессе индустриализации архитектуры. К числу наиболее важных результатов всех инноваций, происходивших в сфере строительства, можно отнести следующие:

  • гибкость и подвижность архитектурных форм;
  • новые связи между пространствами (внешним и внутренним);
  • легкость и новизна строительных форм.

С приходом Мейера концепция несколько изменилась. Он считал, что архитектура не должна являться способом самовыражения художника, она должна быть продуктом коллективной деятельности

Важно не творчество, а профессионализм. Главная идея, по его мнению, заключалась в интернационализме

Важным было соотношение внутреннего и внешнего – таким образом, проявилась исследовательская направленность идей Баухауза, которые были призваны стать основой для прикладной деятельности.

В тот период, когда управлять школой Баухауз стал Мис ван дер Роэ, главным аспектом деятельности стала архитектура. Она должна была отражать особенности времени, служить практическим целям. Начался отказ от метода функционализма, теперь акцент стал делаться на универсальности приемов классицизма. Для достижения равновесия пропорции должны быть точными, материалы – лаконичными. В это время в Баухаузе появилась новая эстетическая концепция использования больших плоскостей.

Отношение к стилю Баухауз кардинально менялось в зависимости от царившей идеологии и политических настроений. В эпоху Третьего рейха идеологи нацизма называли этот стиль «искусством большевиков». В ФРГ и в США его называли «иконой модернизма» вплоть до шестидесятых годов. С середины 1960-х гг. на территории ГДР школа Баухауз была объявлена культурным наследием страны. 

Однако вместе с этим начали появляться работы, отрицающие и критикующие данное направление. В 1950-е гг. в произведениях Эро Сааринена наметился отказ от характерных черт Баухауза, а в 1970-е годы Роберт Вентури, основоположник модернизма в архитектуре, стал указывать на ограниченность этого подхода. У него, как и у любого другого архитектурного направления, во все времена были свои критики и последователи.

В современной Германии действует Фонд Баухауза, что свидетельствует о том, что идеи этой немецкой школы продолжают существовать и развиваться. В настоящее время директором Фонда является доктор Вальтер Пригге, который считает современную архитектуру искусственной и перегруженной лишними элементами.

Закрытие Баухауз

В 1933 году распоясавшиеся нацисты посчитали школу Баухауз пристанищем «коммуняк» и социалистов, в чем они были фактически правы, так как основная масса мастеров действительно проповедовали крайне левые взгляды. Недолго думая, лавочку прикрыли, а многие из них поскорее сменили страну. Гропиус, например, перебрался в США и не позволил своему таланту пропасть, а кошельку оскудеть.

Школа Баухауз просуществовала всего 14 лет, но за это время было сделано многое. Правда в начале века люди еще не были готовы отказаться от так полюбившегося им своей вычурностью стиля модерн. Упрощение и удешевление продукции хорошо восприняли лишь самые бедные слои населения. Элита же занималась своим излюбленным занятием – вертела нос во все стороны.

Особую популярность стиль Баухауз приобрел в СССР, что не особо радует эстетов и эстетствующих, ибо было понастроено столько всего примитивного и унылого, что мы до сих пор в этом живем. Хотя, это конечно лучше, чем деревянные халупы, уверенно существовавшие на Руси вплоть до времен товарища Хрущева.

Основные архитектурные принципы

1. Единство искусства, ремесла, промышленности и архитектуры

Стирая границы между изобразительным и прикладным искусством, синтезируя художественный дизайн и массовое производство, можно достичь единства мира и духа, вернуть утраченную обществом целостность. В этом и состоит главная задача архитектора.

2. Разрыв с архитектурными традициями прошлого — необходимая мера

Архитектору не следует искать безопасное «убежище» в архитектуре минувших эпох. Новые времена требуют собственных выразительных средств. Опираясь в своих практиках на давно исчезнувшую традицию, невозможно создать великую архитектуру.

3. Архитектура не может существовать вне культурно-исторического контекста

Архитектор, признавая влияние индустриализации, должен следовать новым правилам, диктуемым прогрессом общества и науки, и стремиться к созданию новых структур индустриального общества в соответствии с требованиями эпохи.

4. Общественное благо превыше всего

Архитектор выполняет социальные функции, учитывает потребности общества и несет ответственность за результаты своей творческой деятельности.

5. Здание должно соответствовать конструктивной форме

Отсутствие декоративной маскировки, четкий контраст, единство формы и цвета — основа архитектурного ритма. Архитектор не должен скрывать инженерные решения и конструктивные элементы строения.

6. Духовные интересы не менее важны, чем утилитарные

Философия рационализма и функционализма не отрицает важность эмоционального воздействия архитектуры и дизайна на человека. Архитектор не должен быть равнодушным к социальным факторам и человеческой психологии

Знаковые изобретения

Cantilever chair (Cesca)

Консольное кресло с сиденьем, будто бы зависшем в воздухе, изобрел в 1928 году Марсель Бреер. Для каркаса он использовал стальные трубки и подарил изобретению уменьшительное имя приемной дочери – «Ческа».

Кресло Wassily (Model B3)

Создано Бройером в 1925-1926 гг., когда он возглавлял мастерскую по изготовлению шкафов в Баухаусе (период Дессау).

Bauhaus Cradle

Вдохновляясь работами Василия Кандинского, Петер Келер, студент школы Баухаус, создает абстракционистскую колыбель.

Легендарное кресло Grand Confort (оно же «LC2»)

Великолепие матовой черной кожи и каркас из холодной стали принадлежит фантазии Ле Корбюзье. Вы могли видеть это кресло в сериале «Шерлок», именно на нем обычно сидит главный герой. 

Изделия Марианны Брандт

Талант Марианны Брандт проявился в полной мере сразу в некоторых сферах. Она воплощала в своем творчестве целевые принципы баухауса, сочетая ремесло  с высоким художественным вкусом. Марианна делала фотоколлажи, рисовала и была первой женщиной, работавшей по металлу. 

Дизайн футуристических сервизов Брандт отражается в современных изделиях, ее почерк угадывается в острых носиках чайников, треугольниках подставок для салфеток, черных кубиках электронных часов.

Красно-синий стул Ритвельда

Rood-blauwe stoel — голландский дизайнер Геррит Ритвельд спроектировал в 1918 году. Ритвельд входил в ту же группу художников, что и Мондриан – «Стиль», отсюда – металлическая решетка-каркас и знакомые по дизайнам Мондриана цвета. 

Оригинальный красно-синий стул приютил Музей современного искусства в Нью-Йорке.

История школы Bauhaus

Политическое давление и постоянное и внимательное наблюдение нацистского движения продолжали бросать тень на школу и в 1928 году Гропиус ушел в отставку, и его сменил Ханнес Мейер. Структура школы стал менее жесткой, и Мейер расширил деятельность и направления школы, были приглашены художники и мастера обоев и текстиля, а также ламп и мебели. Замечены идеи социализма, и он был уволен в 1930 году, а школа Bauhaus получила образ убежища для коммунизма.

Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) занял место у руля школы и попытался устранить политику и вернуться к основным принципам движения, но к 1932 году парламент города Дессау решил распустить Bauhaus.

Несмотря на то, что школа существовала всего четырнадцать лет, наследие Баухауза можно увидеть сегодня в вещах, которые, как мы думаем, являются элементами современного дизайна, будь то дома, в которых мы живем или газеты, которые мы читаем . Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — всё может проследить свою историю с Баухауза.

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.

Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Танцы, фестивали и маскарады, купание в общественных водоемах (по некоторым сведениям — голышом), боксирование — все это было неотъемлемой частью студенчества Баухауза и привлекало к себе немало внимания. Танцы были популярны в зимнее время. Фаркаш Мольнар в эссе 1925 года «Жизнь в Баухаузе» писал, что зима — это «сезон, когда нужно танцевать, чтобы быть здоровым». Он также отмечал особую красоту студенток Баухауза.

Повод для праздника находили очень просто. Так, например, в ветреный день был организован «Фестиваль воздушных игр» — более двухсот самолетов самых разных размеров, форм и цветов поднялись над головами студентов и мастеров. Отдельного внимания стоят костюмированные вечеринки. Каждый костюм на них был уникальным, созданным вручную специально для конкретного вечера.

Парк техники

Далеко нe каждая строительная компания имеет собственный парк техники. В нашей компании насчитывается более 50 единиц строительной техники и строительного инвентаря. Вот некоторые из них:

Kramer Allrad 650

Kramer Allrad 650

Колесный фронтальный погрузчик Kramer Allrad 650 обладает впечатляющими рабочими характеристиками. Он маневренный и динамичный. Небольшой радиус заднего свеса обеспечивает свободу движения. Обладает оптимальным соотношением мощности к массе, низкого транспортного веса и постоянной высокой грузоподъёмности. Все это дает возможность производить разгрузку/погрузку и перемещение тяжелых поддонов с различными видами тротуарной плитки, брусчатки, бордюрного камня или кирпича.

Wacker Neuson 3503

Wacker Neuson 3503

Экскаватор Wacker Neuson 3503 — идеальное сочетание для компактного экскаватора: мощность, маневренность и простота управления.
Комбинация силовых характеристик и гидравлики обеспечивают легкость перемещений. Компактные экскаваторы 3503 исключительны в своем классе и поэтому быстро стали надежным выбором для заказчиков. Они являются и остаются классикой Wacker Neuson со все расширяющейся сферой признания.

Wacker Neuson 6003

Wacker Neuson 6003

Экскаватор Wacker Neuson 6003 – это мощная машина, весом 6 т с 3-х секционной стрелой. Такие параметры, как мощный двигатель с большим рабочим объемом, малый выступ задней части и прекрасно согласованная гидравлическая система экскаватора, дают высокие результаты при работе. Кроме таких проверенных преимуществ как просторная кабина с механизмом опрокидывания, а также наилучший доступ для проведения сервисных работ, для экскаватора доступна опционально 3-х секционная стрела, которая сильно увеличивает радиус копания и, тем самым, расширяет область применения этой машины.

Погрузчик LiuGong

Погрузчик LiuGong

Фронтальный погрузчик LiuGong обладает грузоподъемностью в 3400 кг. Вместительность ковша около двух кубических метров. Эксплуатационная мощность 92 кВт. Выносливый и неприхотливый, он исправно работает в различных условиях.

MAN TGM 18.250

MAN TGM 18.250

MAN TGM 18.250 – это универсальный среднетоннажный грузовик, предназначенный для перевозки груза до 7,5 тонн на средние и дальние расстояния. В оснащение данной модели включена комфортабельная кабина с широким обзором, передовые системы безопасности, современная электроника и различные функции, обеспечивающие комфорт.

КамАЗ 65115

КамАЗ 65115

Автомобиль КамАЗ 65115 оборудован разгружаемой назад самосвальной платформой объемом 10 кубометров. Максимальная грузоподъемность составляет 15 тонн при угле подъема платформы в 60 градусов.

Вибротрамбовки

Вибротрамбовки

Вибротрамбовки немецкого производителя Wacker Neuson славятся своей необыкновенной надежностью и высочайшей производительностью. Конструкция очень эргономична и сбалансирована. Это позволяет значительно облегчить управление трамбовкой и снизить усталость оператора.

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Интерьер в стиле Баухаус

Принцип Гропиуса отразился в дизайне новой мебели — модульная, минималистичная, она легко трансформировалась и не требовала под себя большого пространства. По сути, Баухаус стал родоначальником эргономичности в интерьере: предмет выполнял свои функции, он был практичен и легко встраивался в дизайн. Впрочем, мебель в стиле Баухаус — это не только о торжестве геометрии и лаконичности. Баухаус — это ещё о прогрессе, об использовании современных разработок и материалов.

Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery

Интерьер в стиле Баухаус, стулья Zalaba. Фото: Instagram @trentini_gallery

Дизайнеры того времени работали с искусственными материалами, комбинировали их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем. В отделке стен использовались нейтральные тона — серый, чёрный, белый и бежевый. Разбавляли эту палитру редкие и яркие пятна красного, голубого и жёлтого.

Классический пример интерьера в стиле Баухаус — офис Вальтера Гропиуса в Веймаре, реконструированный в 1990-х годах Генри Ошманом. С некоторыми поправками такое оформление встречается в современном исполнении, а предметы интерьера — как у брендов класса люкс, так и в магазине Ikea.

Почерк Bauhaus

Механическая, космическая холодность становится символом стиля. Баухаус демонстрирует открытые металлические каркасы в мебели, решетки панорамных окон, резкие линии в коллекциях фарфоровой и металлической кухонной утвари.

Основные формы, основные цвета

Баухаус вдохновляется палитрой Кандинского и Мондриана, а значит, в дизайне использует три базовых цвета (плюс черный и белый). Строгие, четкие линии здесь в почете.

Космические решетки Мондриана

Голландский художник Пит Мондриан был основателем группы De Stijil («Стиль») и проповедовал выражение красоты в первичных, обобщенных формах, таких как геометрические линии и основные цвета. Вместе с Кандинским и Малевичем он положил начало абстрактному искусству. 

Каждый третий дизайн баухаус несет на себе печать этого видения: разновеликие ячейки, закрашенные и пустые, красно-сине-желтая палитра.

Материалы 

Материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий, так что дизайнеры не скрывают конструкции объекта или здания, ради эстетики, сталь занимает почетное место, балки и металлические детали выступают как неотъемлемая часть дизайна. Орнамент и чисто декоративные детали чаще всего в проектах не встречаются. Стиль баухаус отрицает нарочитое украшательство. 

Вальтер Гропиус. Биография.

Родился 18 мая 1883 года в семье архитекторов. Отец решал вопросы градостроительства. Матерью Вальтера Гропиуса была Манон Гропиус-Шарнвебер. Прадедом – Мартин Гропиус, к слову сказать, также известный архитектор. Все это нашло свое отражение в характере молодого человека и повлияло на выбор профессии.

В 1903 году Гропиус приступает к учебе в университете Мюнхена. В 1907 году он возвращается в Берлин, город, в котором родился, и получает дополнительное образование.

В 1910 году Вальтер Гропиус встречает Альму Малер-Верфель, которая на тот момент, увы, не была свободна. После ухода из жизни ее супруга, Густава Малера, Валтер и Альма вступили в законный брак. Через год, в 1916 году, они стали родителями девочки по имени Манон. Однако их союз оказался несчастливым и в 1920 году, они развелись. В 1923 году Гропиус женился во второй раз. Его избранницей на этот раз стала журналистка Ильза Франк.

Работа курсов

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Немецкий композитор Гертруда Грунов преподавала в Баухаузе «Теорию гармонизации». Она считала, что способность личности к самовыражению зависит от чувства цвета, звука и формы. Развитие чувствительности, логические упражнения и даже отдельные психологические сеансы были составными частями курса Грунов.

Пауль Клее ставил перед собой задачу обучить студентов основам цвета и форм так, чтобы они могли работать с ними самостоятельно. Он избегал на своих занятиях сложных дискуссий, стремясь к гармонии и естественности. Из-за своего мудрого и проникновенного способа передачи знаний в Баухаузе Клее получил прозвище «magician» (маг, волшебник).

Баухаус в наше время

В современной архитектуре принципы Баухауса находят широкое применение. Взгляните на дом, спроектированный архитекторами Corneille Uedingslohmann Architekten.

Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten

Жилой дом, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekte. Фото: Cue-architekten

Здесь те же строгие формы, много воздуха за счёт стеклянных стен, плоская крыша и минималистская отделка фасада матово-серым вальсским кварцитом.

Ещё одна хорошая иллюстрация стиля — бунгало, восстановленное в 2016 году тем же архитектурным бюро: три симметричные арки нависают над стенами здания и одновременно смягчают его линии.

Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten

Бунгало, архитектурное бюро Corneille Uedingslohmann Architekten. Фото: Cue-architekten

Цельностеклянный фасад впускает внутрь много света и соединяет бунгало с просторным садом снаружи.

Баухаус сейчас — это не генеральное течение, но его мотивы прослеживаются от выставки к выставке и от сезона к сезону. Дизайнеры используют классические предметы мебели, обыгрывая по-новому сочетание текстур и цветов.

Осмысливая стиль, дизайнеры сохраняют неизменным стремление к удобству и рациональному использованию деталей: предметы подчёркнуто минималистичны, выполняют возложенные на них функции и отвечают принципу «Красота не живет без пользы».

Архитектура в стиле Баухаус

В архитектуре Баухауса используются те же принципы, что при создании мебели: эстетика функционализма и технология сливаются, появляются надёжные и практичные здания. Чистое искусство перестаёт быть профессией, срастается с ремеслом, и примером симбиоза становится новая архитектура: постройки кубической формы (реже здания с закруглёнными углами) со свободной планировкой, удлинёнными окнами и плоской крышей. Также у зданий в стиле Баухаус отсутствуют «украшательства» (на фасадах минимум орнамента), используются асимметрия и повторяемая симметрия.

Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin

Здание школы Баухаус в Дессау, Вальтер Гропиус. Фото: bfm.berlin

Отличная иллюстрация стиля Баухаус — здание школы в Дессау (в 1925 году она переехала сюда из Веймара): высокие потолки, много естественного света, нарочито простые формы. Интерьеры и мебель проектировали и воплощали в жизнь студенты, предметы декора выполнялись из подручных средств. Демонстрируя принцип функциональности, комнаты в школе легко трансформировались. Так, столовая превращалась в театральный зал и обратно.

Во многом развитию Баухауса помогал прогресс в области строительных материалов. Инженеры работали с железобетоном, что позволяло придавать стенам разнообразные формы и получать необычные архитектурные решения. Также впервые в истории европейской архитектуры в большом количестве использовались кованые металлические элементы, металл и стекло.

Фото: Instagram @neumannaleas

Фото: Instagram @neumannaleas

Баухаус стал знаменит не только из-за новаторских решений. Идеология школы отражала новую эпоху — индустриальную, с глобальной механизацией и унификацией.

Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash

Комплекс зданий архива Bauhaus (Bauhaus-Archiv) в Берлине-Тиргартене. Фото: Unsplash

Впервые инженеры диктовали не только, как строить, но и образ жизни, для которого требуются функциональные вещи, облегчающие быт.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.

Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома

История

Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 12 апреля года в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

Гропиус пригласил в Веймар швейцарского художника Йоханнеса Иттена (1888—1967), американского художника Лионеля Фейнингера (1871—1956, класс обрезной гравюры по дереву), скульптора Герхарда Маркса (класс керамики), архитектора Адольфа Мейера (1881—1929), художников Пауля Клее (искусство витража), Василия Кандинского (настенная живопись), Ласло Мохой-Надя (художественная обработка металла) и Лотара Шрейера (класс сценографии). Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноимённый журнал («Bauhaus») и серию «Баухаус-книг» (Bauhausbücher).

В году, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау, где по проекту Гропиуса для неё было выстроено новое здание, в котором Баухаус, ставший к тому времени координационным центром интернациональных архитектурно-дизайнерских процессов, находился до 1931 года. В школу влились новые преподавательские силы: венгерский архитектор Марсель Брейер (1902—1981; класс мебельного дизайна), художник и график Йозеф Альберс (1888—1976), австрийский рисовальщик Герберт Байер (типографика и реклама). В Дессау издавались важные труды, такие как «Дневник педагогических набросков» Клее, «Новые формы» Мондриана, «Живопись, фотография, кино» Мохой-Надя.

Директором школы с по годы был Гропиус, затем его сменил Ханнес Майер, а в году руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Йост Шмидт (англ.), Г. Штёльцль (нем.).

В 1932 году, ещё до прихода национал-социалистов к власти, когда они уже имели большинство в муниципальном совете Дессау, школа была ими закрыта. Мис ван дер Роэ перевёл её в Берлин и перерегистрировал как частное учебное заведение. Нацисты уже в 1920-х годах выступали против Баухауса, считая школу рассадником культурбольшевизма, теперь же стали проводить здесь регулярные обыски и требовать увольнения ряда преподавателей. Это стало причиной для окончательного закрытия школы в 1933 году.

Баухаус в Израиле

В середине 1930-х годов Баухаус активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи. В Тель-Авиве наиболее целостно сохранились кварталы, построенные в стиле Баухаус, на Ротшильд-авеню.

Свыше 4000 строений этого стиля до сих пор можно увидеть в центре города. Тель-Авив имеет самую большую концентрацию таких строений в мире. В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века». В заявлении также упоминалась уникальность адаптации современного интернационального стиля к культурным, климатическим и местным традициям города.

Баухаус в СССР

В феврале 1931 года бывший директор школы Баухаус Ханнес Майер в сопровождении семи учеников переехал в Москву. Среди сопровождающих были Б. Шефлер и Ф. Тольцинер. Всего приехало около 30 специалистов.

Немецкие архитекторы оставили заметный след в строительстве соцгородков при строящихся заводах в Магнитогорске, Свердловске, Орске, Перми, Соликамске и других городах.

В 1933 году Ханнес Майер представил генеральный план развития Биробиджана, выполненный в стиле Баухаус, который был воплощён лишь частично.

Часть баухаусовцев была репрессирована в СССР (Б. Шефлер, Ф. Тольцинер, жена и сын Х. Майера)..

Архитектура Гропиуса

С 1926 года Гропиус переходит к решению таких вопросов, как массовая застройка жилых кварталов, разрешению трудностей градостроительства и других насущных проблем. Им были выполнены многочисленные проекты по благоустройству:— поселка Дессау-Тёртен (нем. Dessau-Törten) (1926 — 1931 гг.)

— района Даммершток (нем. Dammerstock) (в 1928—1929 гг.)

— района Сименсштадт (нем. Siemensstadt) (1929 — 1930 гг.)

Столкнувшись с резким неприятием своих идей национал-социалистами, основатель Баухауз, опасаясь расправы с их стороны, переезжает в Англию, где продолжает заниматься архитектурой, а также посвящает себя научному труду. В 1937 году ему поступает предложение о работе, и Гропиус направляется преподавать студентам в «Graduate School of Design», США.

В 1946 году профессор и 8 студентов-единомышленников создают группу «The Architects Collaborative, Inc.». Благодаря таланту и стремлениям команды, был построен целый ряд выдающихся зданий. Именно они в 1949 – 1950 гг. были приглашены для проектирования и строительства Гарвардского центра.

Поздние годы жизни и творчества Гропиуса проходят вновь в родном Берлине. В 1957 году он в очередной раз участвует в выставке «Интербау» (нем. Interbau), предлагая масштабный проект застройки огромного квартала. Фасад вогнутой формы и открытый нижний этаж отличают его проект от всех остальных.

Начиная с 1962 года, Вальтер Гропиус занимается застройкой района Западного Берлина, который и по сей день носит имя выдающего деятеля архитектуры и искусства.В 1963 году Вальтера Гропиуса награждают орденом почетного доктора при университете Берлина.

Вальтер Гропиус умер в американской клинике Бостона, не выдержав операцию на сердце, 5 июля 1969 года. Школа Баухауз возобновила свою работу в 2001 году, продолжая обучение молодых специалистов, следуя основным идеям основателя школы.Bauhaus жив.

Работы Гропиуса:

Завод «Фагус»,вместе с АльфельдКорпус завода сельскохозяйственной техники «Gebr. Kappe & Co.», АльфельдЖилой дом профессора доктора Феликса Ауэрбаха, ЙенаБаухаус, ДессауMeisterhäuser (Wohnhäuser der Bauhaus-Lehrer) — дома преподавателей школы Bauhaus, Dessau, 1925—1926Zwei Häuser в Weißenhofsiedlung, Stuttgart, 1927Жилой дом Therese Zuckerkandl, Йена, 1927—1929Karlsruhe, Siedlung Dammerstock, 1928—1929Gropius Haus, Lincoln, Massachusetts, 1937Packaged House System вместе с  Konrad Wachsmann (Lincoln (Massachusetts, USA)), 1941—1943Harvard University Graduate Center, первый проект TAC, 1948—1950Жилой дом Stichweh, Hannover, 1952—1953Здание университета в Багдаде, TAC, 1957Pan-Am-Wolkenkratzer в  Manhattan, USA, 1957/59План района Gropiusstadt в восточной части Берлина, с 1960 (позже изменено)Botschaft, USA, Athen, 1956—1961Porzellanfabrik Rosenthal am Rotbühl, 1965 в СельбеDie Glaskathedrale (официально: Thomas Glaswerk), 1968 в Амберге

История стиля Баухауз

Баухауз как самостоятельное направление оформился в начале 1920-х годов в Веймарской республике под влиянием прогрессивных идей, впервые озвученных «Немецким Веркбундом» – союзом художников, архитекторов и промышленников. Он был воплощением рационализма и динамичного развития окружающего мира. Этот стиль стал своего рода противопоставлением консервативной культуре, хотя порой период его расцвета называли «золотым веком искусства 20-х годов». 

В 1910 г. в «Веркбунд» вступил архитектор Вальтер Гропиус, деятельность которого была достаточно разнообразна: он работал в сфере промышленных сооружений, занимался разработкой фирменного стиля промышленных изделий. Впоследствии он стал успешно управлять школой Баухауз и стал одним из её символов, а позже – одним из символов всего направления.

В 1911 г. Вальтер Гропиус и его коллега Адольф Мейер получили первый заказ на конструирование промышленного здания, в архитектуре которого прослеживаются черты, характерные для проектов в стиле Баухаус.

В 1918 г. к власти пришло левое крыло политиков. В это же время Гропиус создал Баухауз («Дом строительства»)  – школу архитектуры, изобразительного и прикладного искусства. На первых порах в ней не существовало никакой определенной модели, но это продлилось недолго: в 1919 году был написан «Манифест Баухауса, в котором Гропиус указывал на необходимость тесного сотрудничества между людьми творческих профессий, в частности, художниками и мастерами-ремесленниками. 

В 1924 г. одним из базовых понятий школы стал термин «функционализм», который применялся на протяжении всего существования Баухауза.  Несмотря на то, что точного определения термин так и не получил, он подразумевал оптимальное соотношение форм, цветов, габаритов, материалов и практического предназначения. В тот период начали изготавливаться предметы, которые могли выполнять несколько функций или менять свой вид.

В 1925 направление Баухауз продолжило своё развитие в Дессау (недалеко от Лейпцига). В эти годы Гропиус спроектировал новое здание для школы. Оно до сих пор можно считать одним из наиболее удачных примеров архитектуры функционализма. После переезда в Дессау стала более явно прослеживаться тенденция к практичности и технологичности, таким образом сформировался стиль, характерный для школы Баухауз. 

В 1928 вместо Гропиуса на пост директора пришёл Ханс Майер. 

В 1930-1933 гг. главой школы Баухаус стал Людвиг Мис ван дер Роэ.

Баухауз существовала как единственная в своём роде высшая художественная школа вплоть до 1932 года. Когда к власти пришли национал-социалисты, она была закрыта в связи с «распространением демократических идей», к тому же в ней работали мастера разных национальностей. Большая часть сторонников школы Баухауз эмигрировали в США, где стали развивать свои идеи. 

Школа Баухауз

На страницах данного ресурса мы уже обсуждали особенности архитектурной школы Баухауз, основанной Вальтером Гропиусом на частном примере . Хотя она была построена еще до изобретения нового стиля, его элементы там уже проявлялись самым ярким образом.

Внимательный читатель помнит, что архитектор Гропиус в начале XX века перевернул представление человечества об архитектуре и строительстве, «выведя из пробирки» новый вид зданий, в основу которого вошли прагматичность, рациональность, минимализм и взаимозаменяемость. Его творческие замыслы нашли отклик в обществе и были признаны логичными и обоснованными. В 1996 году 5 комплексов, выполненных в стиле Баухауз вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как дань памяти Вальтеру Гропиусу и его проектам, существенно повлиявшим на дальнейшее развитие в области строительства.

Всем любознательным поведаем о том, кто основал школу Баухауз. Случилось это в 1919 году в . Архитектором Анри ван де Вельде организовывается школа, на должность руководителя которой «выписывается» из Берлина Вальтер Гропиус. Он, в свою очередь, приглашает художников авангардистов, вместе с которыми и принимается развивать свои новаторские идеи.

Само здание школы, выстроенное в этом стиле, является первым из пяти памятников Баухауза. Мы можем наблюдать огромное количество окон. Ученье – свет! И за электричество не нужно платить, днем и так светло.

Здание школы Баухауз в Веймаре

Простота форм и линий с одной стороны лишает здание какой-либо индивидуальности, а с другой – это и есть его индивидуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector