Большой кремлёвский дворец — всё великолепие президентской резиденции!

История[править | править код]

Внешние изображения

Владимир Путин и директор музеев Кремля Елена Гагарина в Екатерининском зале Большого Кремлёвского дворца, 2015 год

Основная статья: Большой Кремлёвский дворец

До строительства Большого Кремлёвского дворца на месте его западного крыла находилось здание приказов Большого дворца, которое использовали для размещения правления придворной частью и хранения дворцового архива. В 1838—1849 годах под руководством архитектора Константина Тона на территории Кремля возвели Большой Кремлёвский дворец, ставший главной резиденцией императорской семьи во время пребывания в Москве.

По замыслу императора Николая I парадные залы комплекса были посвящены военным орденам Российской империи и каждое помещение соответствовало символике награды. Екатерининский зал получил своё название по женскому ордену Святой Екатерины. Он был учреждён Петром I в 1714 году в честь его супруги. По одной из версий, во время неудачного Прутского похода Екатерина Алексеевна пожертвовала драгоценности для подкупа турецкого главнокомандующего. Тем не менее ряд историков не подтверждает эту информацию.

Екатерининский зал вместе с другими парадными помещениями дворца освятили в апреле 1849 года. Во время пышного празднования присутствовали председатели Государственного совета, крёстный ход возглавил московский митрополит Филарет с членами императорской семьи. На торжественный ужин были приглашены представители всех знатных родов, двадцать тысяч билетов раздали желающим. Зал предназначался для сбора придворных чинов, а также кавалергардского полка в парадных мундирах.

В XIX веке Екатерининский зал служил тронным для императриц Российской империи, в нём же проходили приёмы в честь коронаций российских императоров. При «Высочайших выходах» в помещении собирались придворные чины, «имеющие вход за кавалергардов», и кавалерственные дамы. К коронации Александра II в 1856 году зал украсили шестью хрустальными канделябрами, два из которых перевезли из Концертного зала Зимнего дворца, а четыре — из музея Императорского стекольного завода.

В XX веке помещения Большого Кремлёвского дворца использовали для проведения переговоров и встреч на высшем уровне, заседаний Совета Союза и Совета Национальностей, а также различных комиссий во время сессий Верховного Совета СССР. В Екатерининском зале проходили награждения передовиков производства, деятелей науки и искусства. Во время Второй мировой войны в Большом Кремлёвском дворце организовывали торжественные встречи с иностранными делегациями. В этот период в стенах Екатерининского зала прошло семнадцать мероприятий. Известно, что среди прочих на этих приёмах присутствовали китайский дипломат Сун Цзывэнь и генерал Дуайт Эйзенхауэр. В августе года во время бомбардировок Кремля один из снарядов разорвался в Царском дворике. От взрыва пострадали Екатерининский и Кавалергардский залы, комната заседаний Верховного Совета СССР, электрические коммуникации и один из подъездов здания. В 1968-м в Екатерининском зале проходили реставрационные работы, во время которых почистили шёлковую отделку, выполнили экраны для отопительных приборов, воссоздали утраченные бронзовые детали. По состоянию на 2018 год зал не был включён в экскурсионную программу по Большому Кремлёвскому дворцу, так как помещение использовали для встреч президента России с иностранными делегациями и проведения переговоров.

Екатерининский

Путь к этому удивительному залу лежит через парадную половину императрицы в Теремном дворце, известную как Екатерининская. Великолепную анфиладу покоев открывает Ореховая гардеробная, уникальная тем, что исполнена мастером К. Герцом без клея и гвоздей. Все ореховые панели безукоризненно пригнаны одна к другой. Великолепна резная алебастровая люстра в античном стиле. На ее тонких стенках гравирован изящный растительный узор. Невидимый днем, он отчетливо проступает при вечернем свете. Форма светильника навеяна античными образцами.

Надо ли говорить, что столь изысканная гардеробная никогда не использовалась по прямому назначению! Ведь назначение этой половины — парадное.

А вот бывшая Парадная опочивальня (сегодня ее можно назвать Красной гостиной, здесь проходят протокольные мероприятия с участием главы нашего государства) вполне соответствовала замыслу создателей. Правда, не сохранилась кровать, но альков с колоннами-монолитами из мрамора светло-зеленого цвета по-прежнему украшает апартаменты. Эти колонны когда-то украшали дворец древней Помпеи, разрушенной вулканом Везувием в 79 году н.э. Они были куплены русскими купцами и преподнесены в дар императору.

В тон колоннам подобран поразительной красоты камин из яшмы глубокого серо-голубого тона с редким дымчатым оттенком. Его перевезли сюда из Зимнего дворца по приказу императора Николая I. На камине — часы и канделябры в стиле барокко XIX века…

Но самая красивая комната этой анфилады, без сомнения, Парадная гостиная (Диванная), где в наши дни проходят приватные переговоры российского Президента с главами государств, так называемые переговоры tete-а-tete (в узком составе). На этой гостиной, безусловно, сказался вкус первой хозяйки Большого Кремлевского дворца — императрицы Александры Федоровны. Взгляните на светлый с цветочным орнаментом плафон, написанный итальянским художником Джузеппе Коломбо Артари. Рассмотрите внимательно мебель в стиле Буль

Обратите внимание на замечательные столики, исполненные в этом стиле, — с перламутром, позолоченной бронзой, ценными породами дерева, с пластинками панциря черепахи. Изумительная работа мастеров фабрики московского купца Э

Блехшмидта!

Не забыта в Парадной гостиной и модная в то время тема Востока. Зал украшают светильники с шестьюдесятью шестью рожками и вазами для живых цветов: два в китайском стиле, собранные русскими мастерами из китайских ваз и украшенные позолоченной бронзой; и один в японском, сделанный на знаменитой мануфактуре Петербурга — Императорском фарфоровом заводе.

Красоты удивительной анфилады словно подготавливают нас к встрече с главной комнатой парадной половины — Екатерининским залом.

Раньше он являлся тронным залом русских императриц. И сегодня единственный современный атрибут здесь — стол из карельской березы для переговоров в расширенном составе. Ведь в старину именно в этом зале проходили важные протокольные мероприятия, связанные с женской половиной императорского дома. И в каком интерьере! Хрустальные деревья. Уникальные массивные хрустальные светильники, выполненные на императорском заводе в Санкт-Петербурге. Канделябры высотой четыре с половиной метра, исполненные на Императорском стеклянном заводе; они установлены на подставках из красного французского мрамора, так гармонирующего с Екатерининской орденской лентой.

Кстати, не все знают, что в 1714 году император Петр Великий учредил первый в Российской империи женский орден в честь своей супруги, будущей императрицы Екатерины I.

А преамбула такова…

В 1711 году Петр Алексеевич предпринял Прутский поход по освобождению братьев-славян из турецкого плена. Преданный союзниками, без воды и пропитания, Петр оказался в окружении противника. Силы откровенно неравные: 37 000 петровского войска, более 130 000 — противника. Но у Петра самая мощная в Европе артиллерия, прекрасно показавшая себя во время Полтавской баталии. Начинаются трудные переговоры.

Екатерина I, разделявшая с супругом все тяготы войны, пожертвовала свои лучшие драгоценности в дар представителям турецкой армии, после чего турки согласились не препятствовать отходу русских войск в полном вооружении. Царь и армия были спасены.

Отсюда девиз ордена в честь святой Екатерины, восстановленного в 2012 году, — «За Любовь и Отечество». В зале он представлен на фоне серебристого муара стен. На бантах из орденской ленты укреплены осыпанные крупными стразами массивные орденские знаки.

Орден вручали дамам, которые занимались благотворительностью, вызволяли наших соотечественников из плена.

А первой награжденной стала Екатерина I.

Внутреннее убранство[править | править код]

Георгиевский зал с частично выключенным освещением, 2009 год

Мраморная доска с именами кавалеров в Георгиевском зале, 2007 год

Интерьер

Прямоугольный Георгиевский зал является первым и самым большим в парадной анфиладе дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина 20,5 метра, высота — 17,5 метра. Помещение соединено с аванзалом массивными дверьми с позолоченным вензельным декором. Белую цветовую гамму зала разбавляют небольшие вкрапления позолоты. Бау-адъютант Михаил Фабрициус так описывал помещение:

Один из величайших (длина 85 1/2 арш., ширина 29 арш. и вышина 24 3/4) в России; он производит на каждого входящего в него впечатление по своим размерам, характеру отделки и архитектурным формам. Его белый, снежный колер напоминает кружево благодаря чрезвычайно мелкой, прекрасной лепной работе орнаментов, почти сплошным вычурным узором покрывающих колоссальный сводчатый плафон, стены и колоннаду.

Полуцилиндрический кессонный свод зала опирается на восемнадцать треугольных пилонов. К ним приставлено идентичное количество цинковых пустотелых колонн, оформленных спиралевидным орнаментом дубовых листьев и увенчанных коринфскими капителями. Верхняя часть пилонов украшена аллегорическими статуями, выполненными Иваном Витали. Они облачены в античную одежду, держат в руках щиты, копья и венки. Монументы олицетворяют военные победы и присоединение разных областей Российской империи. Так, они изображают завоевания Перми 1472 года, присоединение , Грузии, и Армении, воссоединение Украины с Россией.

С южной стороны зал освещают шесть окон, с восточной — тринадцать двухъярусных окон и одна балконная дверь. В зале установлено шесть позолоченных люстр, изготовленных на фабрике Карла Тегельштейна в 1845 году. Паникадила были рассчитаны более чем на три тысячи свечей, вес каждого из них превышает одну тонну. Для дополнительного освещения установлены сорок бра.

Общая площадь паркета составляет 1200 м², он выполнен из двадцати трёх пород деревьев контрастных цветов — берёзы, ясеня, индийского палисандра, платана и других. Рисунок пола выложили мастера Е. А. Миллер и Э. Блехшмидт по эскизам художника Фёдора Солнцева. Несмотря на частичные подновления, пол сохранил свой первоначальный облик.

Георгиевский зал украшен двумя каминами каррарского мрамора, выполненными Сантино Кампиони по эскизам Константина Тона. На них установлены бронзовые позолоченные часы «Георгий Победоносец» и «Минин и Пожарский». Они были изготовлены по рисункам скульптора Александра Логановского и отлиты на фабрике Тегельштейна. В помещении установлены позолоченные банкетки, обтянутые муаром в цвет георгиевской ленты.

Списки кавалеров

Стены комнаты украшают белые мраморные доски, на которых высечены наименования 545 полков, экипажей и батарей, получивших Георгиевские знамёна. Также указаны даты создания частей и их прежние названия. Кроме того, на стенах выгравированы имена всех кавалеров ордена, новые надписи продолжали создавать до 1885 года. Первым в списке указан светлейший князь Михаил Кутузов, последним — генерал-лейтенант Максуд Алиханов-Аварский. Эти же имена изображены на мраморном поясе двусветных окон, выходящих на Соборную площадь. Полные списки кавалеров ордена с 1769 по 1885 год хранятся также в золочёных ларцах, расположенных в торцевых частях зала. Их декорировали Георгиевскими крестами и эмалированными надписями: «За службу и храбрость». Над сундучками находятся изображения святого, поражающего дракона. Они были выполнены русским мастером Петром Клодтом.

Награда была упразднена после Октябрьской революции и восстановлена только в 2000 году. Через восемь лет после этого возобновили традицию нанесения имён кавалеров на стены помещения. Первым среди нового списка стал генерал-полковник Сергей Макаров. Историк Сергей Девятов подчеркнул, что такое оформление Георгиевского зала превратило помещение в памятник военным достижениям страны.

История строительства

Андреевский парадный зал на акварели К. А. Ухтомского (1849). Убранство в русско-византийском стиле разработано Ф. Г. Солнцевым.

Николай I перед Большим Кремлёвским дворцом. Художник Е. И. Ботман, 1856 г.

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлёвскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

В г. составление проекта дворца Николай I поручил своему любимому архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Андрей Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлёвского Теремного дворца. Общее руководство строительными работами было поручено исполнительному камергеру Льву Боде, который формально находился в подчинении у престарелого князя А. М. Урусова.

В г., одновременно с храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца, завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве Большого Кремлёвского дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К. А. Тон, главным художником Ф. Солнцев, «архитекторскими помощниками» — П. А. Герасимов и Н. А. Шохин; Ф. Ф. Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим К. А. Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов. Стажировку на строительстве дворца проходил молодой И. С. Каминский. Освящение дворца состоялось 3 апреля 1849 года в присутствии императора Николая I

Интерьеры дворца перед коронационными торжествами 1896 года

Первоначально Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди. Освящение готового дворца состоялось с большой пышностью на Пасху 1849 года. Император Николай I лично проинспектировал ансамбль и остался очень доволен. Он пожелал украсить стены в Георгиевской зале мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена, начиная с Преображенского.

Парад внутри залы начался с молебствия, которое вёл митрополит Филарет. Затем по знаку государя четверо седых дворцовых гренадеров подняли доску с именем Преображенского полка и начали прибивать её к стене. В ту минуту, когда они дотронулись до доски, Николай, обернувшись к преображенцам, закричал «ура!», которое дружно было принято их рядами. По окончании церемонии император лично повёл солдат смотреть свои новые палаты.

Участники строительства были щедро вознаграждены. Например, Боде неожиданно «пожалован был, обойдя при этом 81-го старшего (в том числе двух министров) в обер-гофмейстеры, в президенты Московской дворцовой конторы, Александровской лентой, брильянтовой медалью и одновременно 50 000 рублей серебра; сверх того, один из его сыновей награждён был вдруг и чином и орденом». Придворные старожилы не могли припомнить подобных проявлений монаршей милости с начала XIX века.

Научная реставрация

«На данный момент состояние паркета критическое, его дальнейшее сохранение и поддержание в надлежащем виде невозможно. Поэтому было решено проводить научную реставрацию и воссоздание», — констатировал представитель ФСО.

Он заверил, что все работы будут проводиться по тем же технологиям, которые использовались почти два века назад. «Пока не решено, как быть с бревнами в основании пола, но если они не потеряли крепость, то менять их не потребуется», — считает Девятов.

По его словам, сам паркет будут изготавливать отечественные реставраторы, «он будет абсолютной копией императорского паркета». Предполагается использовать те же породы дерева, что и в середине ХIХ века. Тем же сортам, которые уже утрачены на планете, будет подбираться точная копия.

Историк полагает, что работы в Георгиевском зале для российских мастеров будут относительно легче, чем те, что выполнялись в середине 1990-х годов в Александровском и Андреевском залах. Тогда реставраторам предстояло воссоздавать паркет только по сохранившимся фотографиям фрагментов напольного покрытия и нескольким чертежам. Теперь же оригинал в полном распоряжении реставраторов.

«Сроки работ не называются, поскольку процесс будет сложный и его трудно прогнозировать», — сказал Девятов. Он добавил, что реставрация коснется только пола Георгиевского зала: ни потолок, ни стены обновления не требуют.

Структура и архитектура

Старейший храм Москвы, бережно сохранённый во внутреннем дворе исполинской резиденции

Дворец построен в псевдорусском стиле. При строительстве мастера ориентировались на древнерусские традиции, это было продемонстрировано включением в ансамбль древних палат и теремов. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Окна дворца, построенные в форме арок и разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Двухъярусный фасад второго этажа поделен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют только часы. У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль. Во внутреннем убранстве дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма, рококо, барокко.

Внешний фасад дворца.

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.

Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традициях русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.

Андреевский зал

Андреевский зал (Тронный) был главным залом Кремлёвского дворца. Он посвящен ордену Святого Андрея Первозванного, учрежденный еще Петром в 1698 году. Девиз ордена — «За веру и верность».

Четырехгранные колонны Андреевского зала образуют три нефа. В восточной стороне помещения установлен престол, состоящий из трех тронов, один из них предназначался для Николая II, второй — для его супруги Александры Федоровны, а третий — для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императора. Над тронным местом — полог из меха горностая. На своде изображено всевидящее око в сиянии — православный символ Троицы.

В дни коронации в Андреевском зале, чтобы поздравить императора, собирались гости со всех земель Российской империи.

Андреевский зал поражает своей роскошью — своды, колонны и пилоны покрыты золоченной лепниной, а капители (верхние части колонн и пилонов) украшены знаками ордена — изображением двуглавого орла, на фоне которого — распятый на кресте святой Андрей.

Основные правила

При отмене или переносе мероприятия в связи с введением указанных режимов организация должна разместить на своих официальных сайтах информацию об этом. А в случае переноса – также:

  • новую дату и время проведения;
  • о возможности посещения по ранее приобретенному билету.

При отмене организация или уполномоченное лицо, у которого приобретен билет (если договором возложена обязанность по возмещению полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки) вправе сделать одно из двух:

  • предложить посетить то же или иное зрелищное мероприятие после отмены режимов;
  • возместить полную стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки.

Информацию об отмене или о переносе зрелищного мероприятия должны разместить не позднее 14 календарных дней с даты отмены режимов ограничений. Если невозможно в этот срок определить новые дату и время, организатор должен в Интернете выложить информацию о переносе зрелищного мероприятия, дата и время проведения которого будет объявлена не позднее 6 месяцев с даты отмены режимов.

При переносе посетителю могут предложить одно из двух:

  • посетить перенесенное мероприятие по ранее приобретенному билету, абонементу или экскурсионной путевке;
  • обменять ранее приобретенный билет.

Форму ваучера (в т. ч. электронную) на перенесенное зрелищное мероприятие с указанием уплаченной денежной суммы утверждается Минкульт России.

Обмен ранее приобретенного билета на ваучер по инициативе посетителя происходит:

  • в день обращения посетителя об обмене бумажного билета, абонемента или экскурсионной путевки – возможен не ранее даты отмены режимов;
  • в день обращения об обмене электронного билета на электронный ваучер на сайте, через который был оформлен и приобретен такой билет.

Если не позднее 6 месяцев с даты отмены режимов новые дата и время перенесенного мероприятия не определены и нет информации об этом на официальном сайте, такое мероприятие считается отмененным. Полную стоимость билета (ваучера на перенос) должны вернуть посетителю по его инициативе:

  • в день обращения о возврате;
  • в день обращения о возврате стоимости электронного билета (ваучера) на сайте, через который был оформлен билет (электронный ваучер).

Все перенесённые из-за ограничений мероприятия должны быть проведены не позднее 18 месяцев с даты отмены режимов.

Не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения перенесенного мероприятия обязаны начать обмен ваучеров на билет, а также разместить информацию об этом на официальном сайте.

Обмен ваучеров на перенесенное мероприятие на билет, абонемент или экскурсионную путевку посетителю по его инициативе происходит в день обращения (касается и бумажных, и электронных бланков).

Ваучер на перенесенное мероприятие обменивают на билет, в т. ч. электронный билет, дающий право посетить перенесенное мероприятие, дата и время которого были объявлены, на условиях, сопоставимых с условиями посещения согласно билету, которые обменивались на ваучер.

Под такими условиями понимают в совокупности:

  • диапазон видимости;
  • категорию мест (ряд, зона, сектор, уровень зрительного зала) в рамках одного тарифа;
  • ценовую категорию билета;
  • проведение мероприятия в том же населенном пункте.

Если невозможно предоставить билет на сопоставимых условиях, с согласия посетителя ему должны выдать без доплаты билет на лучшие условия – более высокую категорию места.

Возврат полной стоимости билета при отмене в связи с введением указанных режимов по инициативе посетителя:

  • не позднее 180 дней со дня обращения о возврате стоимости электронного билета, электронного абонемента или электронной экскурсионной путевки на сайте, через который оформлены и приобретены билеты;
  • не позднее 180 дней со дня обращения посетителя о возврате стоимости билета (возможно не ранее даты отмены режимов).

Посетитель имеет право обратиться за возвратом стоимости бумажного или электронного билета, абонемента, экскурсионной путевки с даты отмены введённых ограничений. А именно:

  • не позднее 6 месяцев – в случае отмены мероприятия;
  • не позднее 9 месяцев – когда дата и время переноса не определены (т. е. автоматическая отмена).

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Под указанные Правила подпадает возмещение стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок, реализованных в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения – льготы, скидки и т. п.

Примечания

  1. , с. 40—41.
  2. ↑ , с. 34.
  3. ↑ , с. 45.
  4. Александр Гамов, Игорь Девятов. . Комсомольская правда (6 ноября 2016). Дата обращения 12 сентября 2018.
  5. , с. 40—4141.
  6. , с. 52—53.
  7. Александр Гамов, Игорь Девятов. . Комсомольская правда (6 ноября 2016). Дата обращения 12 сентября 2018.
  8. , с. 17.
  9. , с. 40.
  10. , с. 224.
  11. , с. 39—40.
  12. ↑ , с. 339.
  13. ↑ , с. 115.
  14. Татьяна Тутова. . Известия (9 марта 2009). Дата обращения 5 октября 2018.
  15. ↑ .
  16. , с. 82, 93-94.
  17. . ВВП (2018). Дата обращения 23 сентября 2018.

  18. , с. 39.
  19. Ева Меркачева. . Московский комсомолец (24 мая 2015). Дата обращения 4 октября 2018.
  20. , с. 165.
  21. Юрий Дризе.  (недоступная ссылка). Поиск (2013). Дата обращения 13 октября 2018.
  22. . Городской портал Москвы (28 мая 2017). Дата обращения 4 октября 2018.
  23. . Комсомольская правда (15 апреля 1961). Дата обращения 4 октября 2018.
  24. , с. 80, 110—115.
  25. , с. 56—58.
  26. .
  27. . Администрация Президента России (18 марта 2014). Дата обращения 13 октября 2018.

  28. . ИА REGNUM (18 марта 2018). Дата обращения 13 октября 2018.

  29. . ТАСС (28 мая 2017). Дата обращения 3 октября 2018.
  30. , с. 132.
  31. , с. 14.
  32. , с. 33.
  33. , с. 36.
  34. , с. 205.
  35. ↑ .
  36. ↑ , с. 354.
  37. ↑ , с. 109.
  38. , с. 37.
  39. ↑ , с. 206.
  40. , с. 36—37.
  41. , с. 144.
  42. . ВВП (2018). Дата обращения 23 сентября 2018.


  43. . ВВП (2018). Дата обращения 23 сентября 2018.
  44. ↑ , с. 38.
  45. ↑ , с. 355.
  46. , с. 90.
  47. ↑ , с. 15.
  48. , с. 58.
  49. , с. 151.
  50. , с. 39.
  51. . Проект «РУНИВЕРС» (2018). Дата обращения 13 октября 2018.

  52. . Культурный ландшафт (2018). Дата обращения 13 октября 2018.

  53. ↑ . Аргументы и Факты (2 декабря 2013). Дата обращения 12 сентября 2018.
  54. . РИА Новости (2008-20-09). Дата обращения 4 октября 2018.
  55. Тюстин А. В. . Пензенские хроники. Дата обращения 27 сентября 2018.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector