Коттедж (дворец в петергофе)

История

Возникновение прекрасного дворца Коттеджа в Петергофе в том виде, каким он известен по многочисленным живописным работам, литографиям и фото, происходило в несколько этапов. В начале XVIII века при строительстве первых петергофских дворцов и разбивке парка на берегу Финского залива земли с левой стороны от границ царских владений Пётр I пожаловал своему соратнику и ближайшему другу Александру Даниловичу Меньшикову. Для светлейшего князя здесь был построен дворец загородного типа незначительных размеров, куда он мог приезжать на отдых или охоту.

После смерти Меньшикова в опальной ссылке в 1729 году прошло ещё четыре года, прежде чем земли были переведены в ведение государственной казны. На этой территории обустроили охотничий парк, отгородив его от императорских земель каменной оградой. «Охотничий» период бывших земель светлейшего князя продлился до конца первой четверти XIX столетия.

Здесь начинается третий этап в истории парковой зоны вокруг Коттеджа, который уже вплотную касается самого дворца. В 1826 году английскому архитектору шотландского происхождения Адаму Адамовичу Менеласу была поручена перепланировка этих земель для обустройства нового парка, включавшая строительство небольшого коттеджа и разнообразных подсобных строений.

Постепенно на границе Нижнего парка Петергофа начал формироваться новый дворцово–парковый ансамбль. Менелас, отталкиваясь от живописности и особого рельефа местности, спроектировал парк в романтическом стиле:

  • многочисленные тенистые дорожки и аллеи
  • смена перспектив при каждом повороте
  • игра света и полумрака за счёт умело подобранной растительности
  • постоянно меняющиеся картины водной глади Финского залива

Специально высаженные экзотические растения и множество дубов – отдельно стоящие раскидистые великаны или группы и целые аллеи — выглядели совершенно естественно.  Всё это должно было создавать у гуляющих в парке особое настроение и подталкивать к спокойному размышлению.

Среди пышного великолепия природных ландшафтов архитектор умело расположил скульптуры, беседки, мостики и более крупные строения, которые поддерживали романтический стиль парка. Коттедж – главная составляющая ансамбля, искусно вписан в окружающий пейзаж, а его архитектурные формы со множеством балконов, окон и террас, увитых каскадами зелени, помогают дворцу слиться с окружающей природой.

Строительство Коттеджа продолжалось три года, и в 1829 году готовый дворец был подарен Александре Фёдоровне. Он стал любимым домом всей императорской семьи – местом их уединения и отдыха от шумной дворцовой жизни Петербурга.

История строительства

Прохождение кавалергардского полка через Александрию, 1850 год

Строительство Коттеджа началось по приказу императора Николая I в 1826 году на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова («Монкураж»). Возведение дворца и планировку парка поручили архитектору Адаму Адамовичу Менеласу, который завершил строительство в 1829 году. Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны.

Архитектура дворца выдержана в так называемом «готическом» стиле его особенном течении, связанным с царствованием императора Николая Павловича. Поводом для укрепления неоготического стиля в окружении Николая I послужило знаменательное событие. В 1829 году император с супругой посетили Берлин. В честь приезда императорской четы и в Потсдаме устроили праздник «Волшебство Белой Розы» в форме рыцарского турнира, который приурочили к дню рождения императрицы. Архитектор К. Ф. Шинкель и другие художники под его руководством создали декорации, геральдику, рисунки костюмов и «живых картин» в рыцарском духе. Атмосфера рыцарского Средневековья, эпохи сказаний об искателях Святого Грааля, соединялась с барочно-рокайльной архитектурой времени правления короля Фридриха II (1740—1786) в Сан-Суси; готические реминисценции — с неоклассическими аллегориями. Императрица выступила в роли Бланшефлур («Белой розы») из повести Кретьена де Труа. Она награждала рыцарей изобретённым ею орденом Белой розы. «Рыцарские щиты», оставшиеся после праздника, поместили в одном из залов Нового дворца в Сан-Суси, получившего название Гербовый.

По возвращении в Россию император подарил супруге парк Александрия в Петергофе. Рыцарский праздник продолжился в готической атмосфере Коттеджа. Здание дворца построено в стиле английской готики. Однако его облик и, в особенности, интерьеры отражают не только готику, но и так называемый староанглийский стиль викторианской эпохи Великобритании, иначе называемый шотландским баронским стилем, или «стилем коттеджа». Этот эклектичный неостиль сложился в Англии в 1820-х годах в связи с увлечениями национальной стариной, отчасти под влиянием романтических произведений Вальтера Скотта (1771—1832), родом из Шотландии. В петергофском Коттедже готические декорации обрамляли буржуазный идеал «счастливой жизни в кругу семьи», что сближало «николаевскую готику» с идеологией бидермайера.

Культура дворянской усадьбы, выработанная в эпоху русского классицизма, в николаевское время вылилась в стиль жизни, мироощущение которого типично бидермайеровское, а романтические формы стилизованы под готические. Менелас использовал некоторые мотивы архитектуры неотюдор, но дополнил их новыми приёмами свободной планировки здания, открытого в окружающий ландшафт. Широкие окна, многочисленные балконы, открытые и закрытые веранды, хорошо освещаемые солнцем в разное время суток, создавали уют, относительную независимость и одновременно лёгкость общения жильцов. Коттедж — не парадная резиденция, а частный дом. Множество технических нововведений сделали здание современным и удобным для семейной жизни.

Стоимость входных билетов в комплекс Александрия в 2020 году

Парк Александрия: входной — 300 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 200 рублей, льготный билет — 100 рублей. С 17:00 вход бесплатный. Заказ экскурсий по телефону +7 (812) 450-58-06.

Экскурсионное обслуживание:

  • для группы до 30 человек (группа формируется администратором на входе) — 100 рублей за человека;
  • для группы от 10 до 30 человек (организованная группа) — 2000 рублей за группу:
  • для организованной группы до 5 человек — 1000 рублей за группу;
  • интерактивные мероприятия — от 3000 до 3500 рублей + входной билет на каждого члена группы.

Фермерский дворец: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей. Летом вход на территорию Собственного садика без посещения Фермерского дворца — 150 рублей. Телефон справочной службы Фермерского дворца.

Дворец «Коттедж»: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 200 рублей.

«Петергофские дачники»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Андрей Смирнов

Новая Ферма: стоимость абонементов на занятия от 2000 рублей. Подробную информацию можно узнать по телефонам и +7 (931) 003-06-47.

Музей «Фельдъегерский домик»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Музей «Дворцовая телеграфная станция»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Экскурсионное обслуживание:

  • группы от 15 человек — экскурсия входит в стоимость входных билетов;
  • группы от 5 до 15 человек — 1000 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами — 1500 рублей за группу;
  • посетители с бесплатными билетами в составе экскурсионной группы- 100 рублей с человека;
  • интерактивные мероприятия — от 3000 до 3500 рублей + входной билет на каждого члена группы;
  • день рождения в музее — 5000 рублей + входной билет на каждого члена группы.

Готическая капелла: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.

Информация о льготах и билетах на официальном сайте парка Александрия

Mikhail Pavlov

Интересные факты

  • Эскиз герба дворцово–паркового комплекса Александрия был нарисован русским поэтом и воспитателем будущего царя Александра II В. А. Жуковским по личной просьбе императора и содержал венок из любимых Александрой Фёдоровной белых роз
  • Символ белой розы, как и её изображение в разнообразных видах и материалах, повсеместно присутствует в интерьерах и декоративной отделке Коттеджа
  • Строительство дворца началось в год восшествия Николая I на российский престол, а закончилось – в год коронации императора как самодержца Польского царства
  • Дворец Коттедж во время войны пострадал в незначительной степени, а многие экспонаты и предметы мебели благодаря своевременной эвакуации сохранились в оригинальном виде

История создания

Александрия примыкает к петергофскому Нижнему парку с восточной стороны и буквально противопоставляет себя регулярным принципам паркостроения! Что не должно удивлять — парк создавался под приватную императорскую резиденцию. Призванную не ослеплять роскошью, а создавать уютную семейную атмосферу. Где члены главной семьи России могли наслаждаться ничем не омрачаемым «пошлым буржуазным уютом».

Парадность из Александрии изгнали как понятие! Владельцы пытались обустроить свой быт, так, как хотелось лично им, а не как того требовал этикет и статус.

Имение было подарено Николаем I своей жене Александре Федоровне и соответственно названо. Главным зданием комплекса, эпицентром приложения ландшафтных и архитектурных усилий первоначально стал дворец Коттедж. Построенный в стиле переложенной на русский лад английской готики.

Это не так просто объяснить — проще увидеть. Никакой нарочитой замшелой древности, все достаточно празднично и живо. Но в тоже время отсылает мысли в определенном направлении.

Нежно-желтые стены и белые окна, повествуют о традициях русского классицизма. Но в то же время линии, изгибы, украшения, отделка интерьеров, мебель — созданы людьми, хорошо изучивших английскую готику времен Тюдоров.

Проект разработал шотландец Адам Менелас (1753-1831), с 30-летнего возраста работавший в России сначала мастером по камню, а затем и архитектором. С 1829 года имение стало главной летней резиденцией императорской семьи.

Интересно, что поместье обзавелось собственным гербом. Который — меч, пропущенный через венок белых роз, — придумал не кто-нибудь, а поэт Владимир Жуковский (1783-1852), известный романтик и сочинитель множества баллад.

Меч — это, конечно, император Николай. Ну а белая роза — нежная принцесса прусская Шарлотта — именно так императрицу Александру Федоровну, дочь королевы Луизы, звали до замужества.

Где находится

Адрес

Петергоф, ул. Разводная, 2

Метро

  • Автово
  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект

Как добраться

До дворца Коттедж можно доехать по нескольким маршрутам:

  • от станций метро Автово, Ленинский проспект и Проспект Ветеранов следует сесть в автобус или маршрутку, следующие в сторону Петергофа, доехать до остановки Александрия, вернуться немного назад до улицы Чайковского и по ней дойти до входа в парк.
  • с Балтийского вокзала на электричке доехать до Нового Петергофа и сесть в автобус до Фонтанов.
  • на ракете от Дворцовой или Адмиралтейской набережной до Нижнего парка в Петергофе, а далее следовать по указателям до парка Александрия. Обязательно вместе с билетом на ракету приобрести билет в Нижний парк.

Как добраться

Адрес

Санкт-Петербург, Петергоф, улица Демьяна Бедного, парк Александрия

Метро

От станции метро Автово вы можете доехать до парка одном из следующих видов транспорта

  • автобус № 200, 201, 210
  • маршрутное такси № К-224, К-300, К-404, К-424, К-424А

От станции метро Ленинский проспект вы можете доехать до парка одном из следующих видов транспорта

маршрутное такси № К-103, К-420

От станции метро Проспект Ветеранов вы можете доехать до парка на маршрутном такси № К-343

Вокзал

  • Так же вы можете добраться до Александрийского парка на электричке с Балтийского вокзала. Выйти нужно на станции Петергоф или Ораниенбаум.
  • Если ваш путь начался на вокзале в Новом Петергофе, то до парка вам всего 10 минут на автобусах № 278 или 356.

Парк Александрия

Не будем изобретать велосипед, и предоставим слово Википедии. Довольно пространно излагающей факты — посему мы сочли возможным сократить повествование…

«Парк Александрия расположен восточнее Нижнего парка Петергофа и отделен от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота.

С противоположной стороны он граничит с усадьбой Знаменка (имение великого князя Николая Николаевича — старшего, дворец перестроен по проекту Штакеншнейдера). Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Санкт-Петербург — Ораниенбаум (Ломоносов), а северная — по берегу Финского залива. Площадь парка − 115 гектаров.

(Слабохолмистый) рельеф приморской местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи. В которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Изюминку пейзажам Александрии придает Балтийское море, то синяя, то стальная полоса которого видна из многих точек парка.

Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, берёзы и клёны, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников, весной расцветают тюльпаны.

В процессе своего развития Александрия обогащалась различными декоративными элементами — скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли «готические диваны» с высокими спинками. Можно увидеть и ажурную зелёную металлическую беседку, в которой так любят фотографироваться туристы.

Романтический характер парка подчеркивал Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг. А также ажурный кованный Готический колодец.

Центральной композиционной осью парка служит Никольская аллея, прямолинейно пересекающая его с запада на восток — от одноименных ворот в каменной стене до Большого пруда. Где она вливается в скрещение нескольких аллей и, огибая пруд, выходит к восточной границе парка.

Никольская аллея делит парк на северную и южную части — прибрежную и нагорную. Остальные дороги Александрии — извилистые, характерные для пейзажного парка. Аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж с наиболее эффектных точек. Дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения».

Бесплатное и льготное посещение

Бесплатное посещение независимо от гражданства

Подробнее

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры Ордена Славы (также предоставляется право на внеочередное приобретение билетов). При предъявлении удостоверения Героя или полного кавалера ордена Славы, орденской книжки.

— ветераны Великой Отечественной войны. При предъявлении удостоверения ветерана или инвалида Великой Отечественной войны, выданное органами государственной власти СССР или органами государственной власти Российской Федерации

Бесплатное посещение для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Подробнее

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры Ордена Славы (также предоставляется право на внеочередное приобретение билетов). При предъявлении удостоверения Героя или полного кавалера ордена Славы, орденской книжки.

— ветераны Великой Отечественной войны. При предъявлении удостоверения ветерана или инвалида Великой Отечественной войны, выданное органами государственной власти СССР или органами государственной власти Российской Федерации

— дошкольники и школьники, не достигшие 16-лет. При неочевидном определении возраста бесплатный билет выдаётся при предъявлении любого документа, подтверждающего возраст.

Бесплатное посещение для налоговых резидентов Российской Федерации

Подробнее

— дошкольники и школьники Российской Федерации, не достигшие 16-лет. При неочевидном определении возраста бесплатный билет выдаётся при предъявлении любого документа, подтверждающего возраст.

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры Ордена Славы (также предоставляется право на внеочередное приобретение билетов). При предъявлении удостоверения Героя или полного кавалера ордена Славы, орденской книжки.

— ветераны Великой Отечественной войны. При предъявлении удостоверения ветерана или инвалида Великой Отечественной войны, выданное органами государственной власти СССР или органами государственной власти Российской Федерации.

— инвалиды Российской Федерации. При предъявлении удостоверения инвалида или справки МСЭ (ВТЭК), а также пенсионное удостоверение с отметкой о назначении пенсии по инвалидности. Бесплатный билет одному сопровождающему инвалида-колясочника, инвалида с ограниченными физическими возможностями (I или II группа инвалидности) или для ребёнка-инвалида можно оформить в дежурных билетных кассах.  

Второй четверг каждого месяца день бесплатного посещения парков для:

— лиц, не достигших 18 лет. При предъявлении любого документа, подтверждающего возраст.

— лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. При предъявлении студенческого/ученического билета, оформленного в соответствии с требованиями приказов Минобрнауки России от 22.03.2013 года N 203 «Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры» и от 5.04.2013 года N 240 «Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования».

Второе воскресенье каждого месяца день бесплатного посещения парков для:

— членов многодетных семей. При предъявлении удостоверения многодетной семьи (в отдельных случаях — справка о составе семьи или паспорт одного из родителей, где в графе «Дети» указаны 3 или более детей)

Информация для всех категорий посетителей

Право на приобретение бесплатного и льготного билета дается посетителям (кроме детей дошкольного возраста) при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих право на него.

Архитектура

Дворец Коттедж в своём архитектурно–декоративном оформлении выдержан в стиле английской неоготики, которую отличают:

  • заострённые арки и фронтоны крыш
  • переплёты окон и стеклянных проёмов дверей в виде замковых решёток
  • чугунное литьё ажура решёток и колонн

Этот стиль только начал приобретать заметную популярность у российской аристократии. Кроме того, здание подобных форм напоминало Александре Фёдоровне её детство, когда она с братьями устраивала рыцарские турниры и празднества.

Менелас возвёл двухэтажное здание с мансардой, на чертежах выглядящее почти правильным квадратом с пристройками в виде террас и балконов, причём архитектурные излишества противоположных сторон полностью совпадали. Симметрия была нарушена несколько позже пристроенным архитектором А. И. Штакеншнейдером крылом у восточной стены для обустройства торжественной столовой.

Дворец имеет кремово–жёлтую окраску с белоснежными кружевами из чугуна и богатой лепнины. В архитектурном декоре, внутреннем убранстве комнат и в саду рядом с Коттеджем Менелас в изобилии использовал в качестве украшений белые розы, так как их безумно любила новая хозяйка дворца.

Изумительная по красоте Парадная лестница выполнена из ажурного чугуна, а пространство стен вокруг расписано темперой в стиле гризайль. Благодаря этому расширяется довольно узкое лестничное пространство, а сама лестница будто парить в воздухе. Лепнина потолочных плафонов содержит готические рисунки и не повторяется ни в одном из помещений. Густые белоснежные узоры невысоких потолков зрительно увеличивают пространство комнат.

Мотивы неоготики прослеживаются в отделке:

  • шкафов
  • ширм
  • высоких спинок стульев
  • в узорах печей
  • ковров
  • в силуэтах настольных часов
  • шкатулок и подсвечников

Дворец Коттедж

Центральное здание резиденции в парке  Александрия — Коттедж (1826-1829 годы). Именно так — в данном случае это имя нарицательное!

Трехэтажное здание имеет сравнительно небольшие размеры, стоит на вершине холма, на великолепной обзорной точке с видом на Финский залив. Известно, что в Морском кабинете, что на третьем этаже, любил у подзорной трубы сидеть император Николай I, рассматривавший маневры Балтийского флота.

Число интерьеров невелико, все они решены в традициях английской готики. Стилевое единство оформления, мебели и предметов декоративного убранства можно считать одной из самых выигрышных визитных карточек дворца

В 1843-1844 году к Коттеджу по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера (Мариинский дворец, дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге) пристроили столовую с Мраморной террасой. На второй этаже флигеля разместилась закрытая летняя веранда.

ИнфраструктураВы получите все, что необходимо.

Рядом с поселком Лента, Магнит и другие розничные магазины. Кафе. СПбГУ Дворец культуры и науки. Институт молекулярной биологии. Школы, лицеи, детские сады. Петро-Феврониевская церковь, больницы, поликлиники т.д. Все плюсы городской жизни в шаговой доступности.

➤ Инфраструктурный платеж: 125т.рублей (строительство дорог, пункта охраны, шлагбаума и.тд.)
➤ Ежемесячный платеж : 100 рублей с сотки до момента постройки заезда на участок и 200 рублей с сотки после постройки заезда на участок (начала ведения хозяйственной деятельности)..

Шлагбаум. Пост охраны.

Детская площадка

Готическая капелла (Церковь Александра Невского)

От Дворца Коттеджа мимо Фермерского дворца через Руинный мост можно выйти к удивительной Готической капелле. Эта домовая церковь Романовых, посвященная А.Невскому, построена также в готическом романтическом стиле, и является самой оригинальной постройкой Александрии. Стиль дал церкви бытовое название Капелла.

Сооружение ее закончилось летом 1834 года, а через сто лет, в 1933 году, в капелле открывается Музей Парка Александрия. В период оккупации церковное строение сильно пострадало, но поствоенные реставрации вернули его в первоначальное прекрасное состояние.

Квадратное по основанию строение очень красиво снаружи. Оно украшено множеством декоративных деталей, придающих легкость и изящество сооружению. Особо прелестны его башенки с чугунными шпилями, оконченные золотыми крестами и оригинальные круглые и стрельчатые витражные окна.

Вход Готической Капеллы

Стрельчатыми созданы и дверные проемы, которые ведут сразу в церковный зал. Здание Капеллы украшено более чем сорока медными скульптурными фигурами, спроектированными В.Демут-Малиновским.

Очень оригинально и внутренне оформление церкви. Готические мотивы прослеживаются в ее внутреннем убранстве и росписи иконостаса.

Внутреннее оформление Готической Капеллы

Церковь А.Невского освящена, но богослужений в ней не проводится. В 2006 г. здесь на несколько дней был установлен гроб с прахом матери Николая Второго – Марии Федоровны, перевозимый из Дании на перезахоронение в Усыпальницу Петропавловского собора Петропавловской крепости.

Парки и фонтаны Петергофа

В зимний сезон с 14 октября 2019 по 24 апреля 2020 фонтаны не работают.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф славится своей уникальной системой фонтанов. Каждый год на праздник открытия фонтанов приезжают тысячи посетителей. Этот день, символизирующий начало весны, отмечают с размахом: можно послушать концерты классической музыки, увидеть выступления артистов, салют и, конечно же, шоу фонтанов.

Больше всего фонтанов располагается в Нижнем парке. Сам парк распланирован так, что каждая аллея в нем кончается либо дворцом, либо фонтаном. Его площадь составляет 112, 5 гектаров, в нем находятся около 150 фонтанов. Среди детей наиболее популярными считаются фонтаны-шутихи «Дубок», «Елочки», «Диванчики», «Зонтик» и «Водяная дорога». Парк делится на три зоны: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую). В центральной части располагается Большой петергофский дворец, у подножия которого устроен фонтан «Большой каскад».

Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву», Oleg N.

«Большой каскад» — это самый известный и грандиозный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф. Построенный с 1715 по 1724 годы, архитекторами И. Браунштейном, Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти, М. Г. Земцовым, фонтан «Большой каскад» составлял вместе с Большим петергофским дворцом единый архитектурный комплекс. Большую роль в убранстве фонтана играет скульптура. Многочисленные статуи и элементы декора были призваны прославить мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне. На их созданием трудились лучшие скульпторы: Б. К. Растрелли, Ф. Вассу, К. Оснер, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин. На сегодняшний день убранство «Большого каскада» состоит из 225-ти скульптур: 37-ми статуй, 29-ти барельефов, 16-ти ваз и множества малых архитектурных форм из бронзы, мрамора и свинца. Хотя облик фонтана формировался на протяжении полутора веков, изначальная его концепция не изменилась.

«Большой каскад» на картах Google: панорама

Восточнее «Большого каскада» находится фонтан «Шахматная гора», а с западной стороны — «Золотая гора»; перед ними можно увидеть парные фонтаны: «Менажерные», «Римские» и «Чаши». Фонтан «Львиный каскад» располагается в партере Нижнего парка. Также здесь находятся и другие интересные фонтаны: «Сноп», «Колокола», «Адам» и «Ева», «Тритон», «Пирамида», «Солнце», «Фаворитка», «Китовый», «Тритоны-колокола», «Самсон», «Нимфа» и «Данаида», Террасные фонтаны и Аллея фонтанов.

Другим важным объектом Нижнего парка являются Воронихинские колоннады, акцентирующие вход в Морской канал. В середине XVIII века здесь располагался водяной орган — «егерская штука». Изначально сооружение представляло собой галереи из кирпича и дерева, но в XIX веке их заменили колоннадой из гранита, кирпича и пудостского камня. Свое название строение получило по имени создателя — архитектора А. Н. Воронихина.

Кроме Нижнего парка увидеть фонтаны можно в Верхнем саду Большого дворца. Здесь расположены: «Межеумный», «Дубовый», «Нептун» и фонтаны Квадратных прудов.

Ангелина Ситникова

Верхний сад представляет собой прекрасный образец регулярного паркостроения. Его строго симметричные аллеи украшены липами, туями, а также зеленью галереи-берсо. Площадь сада составляет 15 гектаров, а его планировка, выполненная по наброскам Петра I, практически не изменилась, хотя при жизни императора часть площадей Верхнего сада использовали в качестве огорода, а в прудах разводили рыбу.

Чтобы легко ориентироваться в объектах комплекса можно скачать мобильное приложение «Виват, Петергоф!». С его помощью вы узнаете историю создания сооружений дворцово-паркового ансамбля и найдете к ним дорогу, используя схему-карту, а технология «дополненной реальности» заменит вам гида.

Карта Петергофа

Ivan Chow

ВЫПУСКНОЙ НА НОВОЙ ФЕРМЕ

ВЫПУСКНОЙ. ПЕСНЬ МОРЯ

Квест по музейному центру «Новая ферма» для ребят 5-7 лет. Телеграфная станция приняла сигнал SOS от корабля, потерпевшего бедствие у Геркулесовых Столпов! Чтобы спасти корабль, необходимо отыскать раковину тритона и исполнить на ней Песнь моря. Но до раковины не так-то просто добраться! Ребятам предстоит посещение 4 станций, на каждой из которых их ожидает магический артефакт… В программе: мини-квест, мастер-класс, торжественная часть и возможность чаепития. Продолжительность: 2 часа.

Бронирование дат 8 (931) 003-06-47, 450-78-37

Адрес: Петергоф, парк Александрия, Санкт-Петербургский пр., д. 5 Музейный центр «Новая ферма».

ОПЛАТА ТОЛЬКО В КАССЕ НОВОЙ ФЕРМЫ.

Стоимость: 15 детей + 1 сопровождающий = 10 500 рублей, 30 детей + 2 сопровождающих = 21 000, дополнительно стоимость на 1 человека = 650 рублей. В программе: мини-квест, мастер-класс, торжественная часть и возможность чаепития. 

​АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ВЫПУСКНОЙ

Прогулка-квест по парку Александрия для школьников 1-4 классов (6-11 лет). Как отпраздновать выпускной, если здание Новой фермы запер вредный козлик Снежадина и не желает отворять? Придется пройти ряд увлекательных испытаний, поджидающих участников в разных частях парка Александрия. Ребятам предстоит передать сообщение с помощью оптического телеграфа, узнать, кто такой фельдъегерь и прозвенеть победное «Ура» на пожарной каланче. Пройдя испытания, ребята получат заветный ключ от Новой фермы, где их ждет мастер-класс и торжественное вручение дипломов. В программе: квест по парку Александрия, мини-квест, мастер-класс, торжественная часть, возможность чаепития, конкурсы на Новой ферме. Продолжительность: 2 часа 40 минут.

Бронирование дат 8 (931) 003-06-47, 450-78-37

Адрес: Петергоф, парк Александрия, Санкт-Петербургский пр., д. 5 Музейный центр «Новая ферма».

ОПЛАТА ТОЛЬКО В КАССЕ НОВОЙ ФЕРМЫ.

Стоимость: 15 детей + 1 сопровождающий = 12 000 рублей, 30 детей + 2 сопровождающих = 24 000, дополнительно стоимость на 1 человека = 700 рублей. В программе: квест по парку Александрия, мини-квест, мастер-класс, торжественная часть, возможность чаепития, конкурсы на Новой ферме. 

​ПЕТЕРГОФСКИЙ ВЫПУСКНОЙ

Прогулка-квест по Нижнему парку для школьников 3-5 классов. Зачем все европейские монархи строили дворцы, разбивали парки с фонтанами и собирали коллекции предметов искусства? Как Петр I сумел зашифровать в скульптурах и фонтанах Петергофа собственные достижения? Почему гостям императора обязательно нужно знать тайный язык сада, уметь показать себя в танце и не заплутать в лабиринте. В программе: квест по Нижнему парку, посещение Оранжерейного и Монплезирского садиков, шутих, Римских фонтанов и Шахматной горы; путешествие на электропоезде до парка Александрия, мастер-класс и чаепитие на Новой ферме.

Бронирование дат 8 (931) 003-06-47, 450-78-37

Адрес: Петергоф, парк Александрия, Санкт-Петербургский пр., д. 5 Музейный центр «Новая ферма».

ОПЛАТА ТОЛЬКО В КАССЕ НОВОЙ ФЕРМЫ.

Стоимость: 15 детей + 1 сопровождающий = 15 000 рублей (+стоимость паровозика 150 рублей детский, 200 рублей взрослый), 30 детей + 2 сопровождающих = 30 000 (+стоимость паровозика 150 рублей детский, 200 рублей взрослый), дополнительно стоимость на 1 человека = 850 рублей (+150-200 рублей за паровозик). В программе «ПЕТЕРГОФСКОГО выпускного»: квест по Нижнему парку, посещение Оранжерейного и Монплезирского садиков, шутих, Римских фонтанов и Шахматной горы; путешествие на электропоезде до Александрии, мастер-класс и чаепитие на Новой ферме. Продолжительность 3 часа.

Музейный центр «Новая ферма» изнутри (32 фото)

История

Строительство Коттеджа началось по приказу императора Николая I в 1826 году на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова («Монкураж»). Возведение дворца и планировку парка поручили архитектору Адаму Адамовичу Менеласу, который завершил строительство в 1829 году. Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны.

Архитектура дворца выдержана в так называемом «готическом» стиле. Его прообразом были английские загородные дома, получившие распространение в Европе в 1-й половине XIX века. Коттедж представляет собой компактное двухэтажное здание с мансардой и четкой планировкой. Все фасады имеют трехчастное деление и украшены конструктивными и декоративными элементами из литого чугуна (аркады с цветами, стрельчатые ограждения балконов и террас, гербы и др.), отлитыми на Санкт-Петербургском Александровском литейном заводе по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина.

Э. П. Гау. Гостиная Коттеджа. Бумага, акварель. 1861.

Э. П. Гау. Кабинет Николая I. Бумага, акварель. 1861.

Декоративной росписью интерьеров занимались Д.-Б. Скотти и художник В. Додонов. Лепной декор потолков в виде готических решёток, арок, кронштейнов выполнен по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина. Важным элементом архитектурно-художественного декора интерьеров является деревянная резьба, выполненная В. Захаровым. Элементы мраморной отделки были изготовлены в мастерской скульптора П. Трискорни. Паркеты были исполнены А. Тарасовым и М. Знаменским. Мебельные гарнитуры были изготовлены по рисункам А. А. Менеласа в мастерской придворного мебельщика Г. Гамбса. Готический орнамент повторяется в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле. Специально для Коттеджа на Императорском фарфоровом и стеклянном заводах были изготовлены сервизы.

В 1839 году маркиз де Кюстин оставил достаточно подробное описание резиденции, которую в виде особой милости ему показывал лично цесаревич Александр. «Жизнь в петергофском дворце для меня невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной позолоты, я выпросила у государя эту скромную обитель, — рассказывала гостю императрица Александра Фёдоровна. — Никогда я не была так счастлива, как здесь. Но коттедж уже становится слишком велик для нас: одна из моих дочерей вышла замуж, а сыновья учатся в Петербурге».

В 1843-1844 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к восточному фасаду Коттеджа пристраивается Столовая с Мраморной террасой, соединенная со старой частью стрельчатой аркадой. Внутренняя отделка новой столовой также выполнена в неоготическом стиле, стены украшают картины Т. А. Неффа, П. Н. Орлова, И. К. Айвазовского, С. М. Воробьева, Т. Гюдена. В 1844 году в нише стены северного фасада здания была помещена скульптура И. П. Витали «Мадонна с младенцем».

Центром планировки дворца является чугунная лестница. На первом этаже дворца находились комнаты Александры Федоровны: Прихожая, Камер-юнгферская, Туалетная, Опочивальня, Кабинет, Гостиная, Библиотека, Приемная, Малая приемная, столовый зал с буфетом. На втором этаже: кабинет Николая I, комнаты детей, ванная и два крытых балкона. В мансардном этаже: Морской кабинет с балконом, гардеробные и комнаты персонала. Наиболее интересные и богато оформленные комнаты находятся на первом этаже. Интерьер комнат второго этажа, за исключением кабинета Николая I, более сдержан, а сами они невелики.

Балкон Коттеджа

После Октябрьской революции дворец Коттедж был превращен в историко-художественный музей. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить большое количество экскурсий, знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти XIX века.

Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980). Здесь размещался медицинский пункт гитлеровской армии. Погибла значительная часть мебели, пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен. Само здание получило некоторые повреждения.

Реставрация дворца проводилась научно-производственным объединением «Реставратор» под руководством архитектора Ирины Николаевны Бенуа и была завершена в 1978 году. В 1979 году дворец был вновь открыт для посетителей. В это же время в особняке проходили съёмки фильма Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», в котором Коттедж «исполнил» роль особняка Милвертона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector