Китайский дворец (санкт-петербург, ораниенбаум): часы работы, фото
Содержание:
- Как добраться до Китайского дворца в Ораниенбауме
- Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»
- Из истории
- Интересные факты
- Ломоносовская архитектура
- Цены на входные билеты в «Ораниенбаум» в 2020 году
- Почему китайский?
- Интересные факты
- История Ораниенбаума
- Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме
- Музеи города Ломоносов
- Историческая справка
- Китайский дворец — из истории
Как добраться до Китайского дворца в Ораниенбауме
Туристам, предпочитающим железнодорожный транспорт, рекомендуют любую пригородную электричку от Балтийского вокзала, идущую в сторону Ломоносова. Время в пути занимает примерно 1 час, дефицита с отправлениями нет — среднее время ожидания следующего состава 20–25 минут. Станция «Ораниенбаум-2» находится буквально напротив Верхнего парка и Меньшиковского дворца, идти пешком придётся около полутора километров, зато не нужно никуда сворачивать.
С автобусами для тех, кто уже находится в Ломоносове, проблем тоже не будет. Остановка называется «Школа», расположена она на выезде с Дворцового проспекта, гораздо ближе к парку, чем ж/д станция. На выходе из транспорта шагать прямо по аллеям, указатели, чтобы не заблудиться, присутствуют.
Заказывать такси из Санкт-Петербурга в Ломоносов невыгодно. Даже Uber или служба Яндекса считают километр по пригородному тарифу, и поездка обойдётся «в копеечку». Впрочем, для туристов предлагается забронировать трансфер, в том числе прямо из аэропорта Пулково — такой вариант максимально безопасный и быстрый.
Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, переживать не стоит — прямо перед входом в Китайский дворец обустроена просторная охраняемая парковка (59.907869, 29.745473). нигде поблизости стояночных площадок нет — везде висят запрещающие знаки.
Китайский дворец в Ораниенбауме на Google-панораме:
Видео о Китайском дворце в Ораниенбауме:
Достопримечательности дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум»
На территории комплекса располагаются дворцы и павильоны, которые доступны для посещения.
Парк Ораниенбаум
Планировка парка является замечательным образцом ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Его площадь составляет 162 гектара и делится на Нижний (с регулярной планировкой) и пейзажный Верхний парки. Большую часть территории занимает Верхний парк, который делится на два ансамбля — Петерштадтский и ансамбль Собственной дачи.
Дворец Ораниенбаум
Центральным строением, которое делит парк на две части, является самое первое здание — Большой Меншиковский дворец. Планировка дворца немного напоминает Большой дворец в Петергофе, его фасад, длиной 210 метров, обращен к заливу. Единый комплекс с дворцом составляют Церковный и Японский павильоны, которые соединяются галереями с центром сооружения. Для строительства дворца Меншиков пригласил именитых архитекторов — Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя, которые создали этот шедевр в стиле барокко. К сожалению, первоначальные интерьеры дворца не сохранились, так как последующие владельцы неоднократно изменяли их.
Сергей Архипкин
Сегодня Большой Меншиковский дворец можно посетить с экскурсией. Здесь представлена экспозиция «Ораниенбаум сквозь века», которая с помощью мультимедийных технологий, знакомит посетителей с историей создания города и ансамбля. Рассказ включает сведения об исторических событиях и реставрации комплекса.
Павильоны и музеи в Нижнем парке
При посещении Большого Меншиковского дворца можно побывать в Церковном павильоне. До 1921 года это была действующая Пантелеймоновская церковь. Убранство храма претерпело несколько глобальных изменений, в период правления Петра Федоровича и Екатерины II. В военные годы большая часть живописи и икон была уничтожена. Однако, в ходе реставрации церкви вернули облик XVIII — начала XX века. Сегодня здесь можно увидеть экспонаты, рассказывающие об истории храма и его прихожанах.
Картинный дом, Chezenatiko
В Нижнем парке «Ораниенбаума» находится еще один музей — «Картинный дом». Он был построен в середина XVIII века по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Здесь находились театр, кунсткамера, библиотека, коллекция живописи и кабинет великого князя Петра Федоровича. Сегодня для посетителей работают: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека, Оперный театр и два помещения Кунсткамеры.
Кроме дома, в Нижнем парке находится Морской канал, ведущий к морю, а также Нижние дома, в которых находились служебные помещения. Если пройти в Верхний сад, то можно увидеть павильон «Каменное зало», где в наши дни проходят концерты камерной и оперной музыки. Павильон был построен в 1750-х годах для развлекательных мероприятий и тоже несколько раз перестраивался. В XIX веке в нем находилась лютеранская кирха имени Святой Елены.
Андрей Криштопчик
Дворцы и строения в Верхнем парке
В Верхнем парке располагается еще один павильон — «Китайская кухня». Долгое время здание служило своему прямому назначению, но после, в нем разместили кавалерский и конюшенный корпуса, госпиталь. В советское время павильон был превращен в общежитие. Сегодня помещение используется для временных выставок.
От павильона «Китайская кухня» начинается ансамбль Собственной дачи, главным сооружением которого, является Китайский дворец. Построенный в 1768 году, по проекту архитектора Ринальди, дворец стал личной резиденцией Екатерины II. Самым знаменитым помещением в нем считается Стеклярусный кабинет, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Китайский дворец — это единственный в России памятник архитектуры, выполненный в стиле рококо и дошедший до нас без изменений.
Сергей Шурупов
Рядом с дворцом располагается павильон Катальной горки. Это единственное сохранившееся сооружение из целого комплекса летних Катальных гор. Екатерина II проводила в нем званные обеды и торжественные приемы. В павильоне находится Фарфоровый кабинет, в котором собрана уникальная коллекция Майсенской мануфактуры.
В состав Петерштадтского ансамбля входят Дворец Петра III, Петровский парк и Почетные ворота. Дворец Петра III — это самый первый самостоятельный проект архитектора А. Ринальди в России. В здании располагается экспозиция, рассказывающая посетителям о быте императора, здесь представлены коллекция картин, предметы мебели и интерьера, а также личные вещи Петра III.
Vitya Wierdl
Из истории
После победы в Северной войне в 1700–1702 годы Россия вернула свои земли на Балтийском побережье. Началось строительство Санкт-Петербурга и чтобы освоить близлежащие земли, Петр Первый выделил участки земли своим приближенным с условием их застройки.
Царский фаворит Александр Меншиков получил землю на южном берегу Финского залива, в 40 км от Санкт-Петербурга, где началось строительство усадьбы, названной Ораниенбаумом.
По преданию в этой местности находилась оранжерея, в которой росли дикие апельсиновые деревья, причем на каждом из них можно было заметить табличку с надписью «Oranienbaum», что в переводе с немецкого означает «померанцево», или «горькое апельсиновое» дерево. Петра Первого развеселили надписи и он назвал эту местность Ораниенбаумом
По другой, более правдивой легенде, Александр Меншиков дал имя своему поместью в честь Вильгельма третьего Оранского — наместника Нидерландов, короля Англии, которого император очень почитал и любил. По имени поместья была названа Слобода, позже ставшая городом Ораниенбаумом.
Возведение дворца началось в 1710 году и продолжалось до 1727 года. В строительстве принимали участие архитекторы Джованни Фонтана, Иоганн Шедель и Андреас Шлютер, Иоганн Браунштейн и Николя Пино.
В 1727 году Александр Меншиков попал в опалу и был сослан в Раненбург (ныне город Чаплыгин Липецкой области). Большой дворец переходит в казну, а затем передается Адмиралтейств-коллегии и перестраивается под Морской госпиталь.
В 1743 году хозяином усадьбы становится Великий князь Петр Федорович, впоследствии император Петр III. По преданию, именно здесь он отрекся от престола в пользу своей супруги, ставшей императрицей Екатериной II.
В середине XIX века, когда поместье принадлежало Великой княгине Елене Павловне, были выполнены преобразования дворца, придавшие ему оригинальность и сохранившие его самобытность. (Княгиня Елена Павловна — супруга Великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I).
Работы по перестройке дворцового ансамбля выполнялись под руководством Франческо Растрелли, а затем — Антонио Ринальди. Также в создании дворцово-паркового ансамбля принимали участие Андрей Штакеншнейдер и Гаральд Боссе, Людвиг Бонштедт и Георгий Прейс.
Позже поместьем владела Екатерина Михайловна, дочь княгини Елены Павловны, а затем ее внуки. При советской власти в разное время в здании размещались госпиталь и училище, техникум и общежитие.
Только в 1995 году в городе Ломоносове создается музей-заповедник, а первые посетители смогли осмотреть Меншиковский (Большой) дворец в сентябре 2011 года в год празднования трехсотлетия Ораниенбаума. Средства на завершение реставрации выделялись из Федерального бюджета, а также дочерними компаниями Газпрома.
Интересные факты
Сегодня музей-заповедник «Ораниенбаум» включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. И, несмотря на то, что город был назван в честь Михаила Васильевича Ломоносова, учёный так ни разу в нем и не побывал.
Многие исторические источники утверждают, что у императрицы Екатерины II был тяжёлый нрав. Всех неугодных её величеству приказывалось устранить. В связи с этими событиями ходит легенда, что призраки умерших людей до сих пор гуляют по парку. Их видели посетители в вечернее время.
Существуют легенды и о других призраках, которые были замечены в Ораниенбауме. Это и сам Петр III со своей женой, а также девочка Наташа, дочь последнего владельца Большого дворца, герцога Мекленбурга-Стрелицкого.
Сегодня мы имеем возможность оценить оригинальные творения дворцовых мастеров прошлых веков. Чтобы посмотреть все достопримечательности Ораниенбаума потребуется не один день. Но не стоит жалеть времени и сил, чтобы прикоснуться к прошлому нашей страны.
Ломоносовская архитектура
Как и практически вся Ленинградская область, особенно в пригородах Питера, помимо дворцов, Ломоносов интересен своей гражданской архитектурой.
Усадьба Мордвиновых
Адрес: ул. Левитана, 2.
Графская усадьба изначально принадлежала знатному семейству Воронцовых. В начале 19 века усадьбой завладел адмирал Мордвинов. Дом и земли передавались в его семье из поколения в поколение вплоть до 1917 года. Во время войны господскому дому повезло меньше, чем другим строениям Ораниенбаума. Здание полностью разрушили во время боевых действий.
На данный момент от усадьбы остались каменная оранжерея, старинная водонапорная башня из красного кирпича и обширный парк. На территории парка вырыты четыре пруда, среди сосен встречаются трехвековые дубы, посаженные в правление Петра Великого. Знаменитый русский художник Иван Шишкин запечатлел могучие деревья на своих полотнах.
Дворцовые конюшни
Адрес: Иликовский просп., 1А.
Просторные двухэтажные конюшни для императорских скакунов возводили под руководством Растрелли. Постройка отличается от других творений архитектора простотой и отсутствием декора. Сегодня в здании работает районная больница, в соседних корпусах открыты детское отделение и родильный дом.
Дача Максимова
Адрес: Краснофлотское ш., 16.
Дом Максимова – образец северного деревянного зодчества. Исследователи по-прежнему теряются в догадках, кому принадлежала дача. Некоторые считают, что владельцем был некий адмирал Максимов, другие в качестве хозяина указывают петербургского купца Ивана Максимова. Точно известно, что деревянный дом был построен в 1892 году. После Революции здание забрали в пользу трудового народа. Долгое время в особняке располагался Психоневрологический дом ребенка. С 2009 года строение пустует, однако, охраняется как памятник архитектуры. Рядом с домом сохранились парк и оранжерея.
Цены на входные билеты в «Ораниенбаум» в 2020 году
Парк Ораниенбаум: входной — 300 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 100 рублей, льготный билет — 70 рублей.
Экскурсионное обслуживание:
- группа до 30 человек (формируется администратором на входе) — 100 рублей за человека;
- организованная группа от 10 до 30 человек — 2000 рублей за группу:
- организованная группа до 5 человек — 1000 рублей за группу;
- мероприятия на территории музея — от 2500 до 3000 рублей + входной билет на каждого члена группы.
Albert Björklund
Музей «Большой Меншиковский дворец»: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей.
Экспозиция «Ораниенбаум сквозь века»: входной — 200 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 100 рублей, льготный билет — 50 рублей.
Церковный павильон Большого Меншиковского дворца: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей. Справки по телефону: +7 (812) 422-80-16.
Экскурсионное обслуживание:
- группы от 20 человек — экскурсия входит в стоимость входных билетов;
- группы до 20 человек — 1000 рублей за группу;
- посетители с бесплатными билетами — от 2000 рублей за группу;
- посетители с бесплатными билетами в составе экскурсионной группы — 100 рублей с человека.
Сергей Архипкин
Музей «Картинный дом»: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 200 рублей. Информация о музее по телефону: +7 (812) 422-80-16.
Павильон «Китайская кухня»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей. Информация о работе павильона по телефону: +7 (812) 422‑80‑16
Китайский дворец: входной — 500 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 300 рублей, льготный билет — 200 рублей. Справочная служба дворца: +7 (812) 422-80-16.
Павильон «Каменное зало»: входной — 250 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 150 рублей, льготный билет — 100 рублей.
Дворец Петра III: входной — 400 рублей, для граждан СНГ и налоговых резидентов — 250 рублей, льготный билет — 150 рублей.
Экскурсионное обслуживание:
- группы от 15 человек — экскурсия входит в стоимость входных билетов;
- группы от 5 до 15 человек — 1000 рублей за группу;
- посетители с бесплатными билетами — от 1000 рублей за группу;
- посетители с бесплатными билетами в составе экскурсионной группы — 100 -150 рублей с человека;
- мероприятия на территории музея — от 2500 до 3000 рублей + входной билет на каждого члена группы;
- проведение дня рождения в музее — 5000 рублей + входные билеты для каждого посетителя.
Информация о льготах и экскурсиях на официальном сайте комплекса «Ораниенбаум»
Игорь Морозов
Почему китайский?
Стиль рококо, в котором выполнен дворец, совсем не похож на традиционные постройки Поднебесной: он не напоминает пагоду, в его орнаментах нет ярких красных драконов. Почему же тогда дворец называется Китайским?
Дело в том, что в XVIII веке был необычайно популярен стиль шинуазри (фр. chinoiserie), что дословно переводится как «китайщина». Он органично вписался в канву барокко и рококо. В это время в моду вошел китайский фарфор, он стал достойным соперником столового золота и серебра, быстро стал считаться синонимом роскоши и богатства. Китайский тонкий легкий фарфор был не только изящен, но и гигиеничен: мылся проще, чем металлическая посуда. Его белизна и хрупкость тут же стала тонким эпитетом девичьей красоты. На фоне увлечения фарфором возник и интерес к китайской росписи, каноны которой сложились еще в Средневековье. Однако интерес этот был более формальным, без углубления в сложности восточной философии. К тому же европейские связи с Китаем не были прочны, культура Поднебесной оставалась непостижимой экзотикой. Поэтому, когда европейские мастера стали открывать фарфоровые фабрики, многие мотивы китайской средневековой росписи пришлось дополнить своими, родными. Так и появился шинуазри — псевдокитайский стиль, который обыватель на первый взгляд не отличит от традиционного европейского барокко.
Антонио Ринальди, великий зодчий времен Екатерины II, был очень увлечен этим направлением. Архитектор построил для императрицы не только дворец, но и ряд причудливых мостиков, Китайскую деревню, Китайский театр и даже шуточную пагоду. Вместе с чаем и фарфором из Поднебесной хлынули предметы мебели. Императрица специально для дворца заказала целый караван шкафчиков, столиков, ширм, курильниц, скульптур и т. д. В псевдокитайских интерьерах Екатерина II и ее приближенные могли пить чай и прогуливаться вдали от шумной столицы. К сожалению, Китайский театр до наших дней не сохранился, он сгорел. А вот, например, оригинальный паркет и роспись потолков во дворце с XVIII века почти не менялись.
Интересные факты
Название Китайский дворец появилось в документах не раньше середины XIX века, благодаря богатому убранству с элементами азиатского стиля. Сама Екатерина II называла «скромную» пригородную дачу «голландским домиком», и ни с каким Китаем его облик никогда не связывала. Вероятнее всего, современное имя прижилось благодаря нескольким поездкам рабочих Антонио Ринальди в страны Востока, где закупался фарфор с редким драгоценным стеклом для отделки стен и потолка.
При жизни императрицы и Павла I дворцовые спальни ни разу не использовались по назначению. Ключевой их функцией была демонстрация роскоши русского аристократического двора, что доказывали восторженные отзывы иностранных делегатов. Почётные гости использовали опочивальни и залы для танцев, игры в карты или обсуждения готовящихся указов. К вечеру галереи пустели, а публика разбредалась по Большому Меньшиковскому дворцу, ставшему местом ночлега.
Легенды Китайского дворца постоянно упоминают истории о призраках, которые бродят по опустевшим коридорам и мелькают в окнах. Большинство из них — о юной наследнице рода Мекленбургов-Стрелицких — герцогине Наталье, скончавшейся в 19 лет. После октябрьской революции её могилу в парке разорили, из-за чего появилась жуткая история про женский плач и стучащие по деревянному паркету каблучки туфелек. Сегодня на месте уничтоженного надгробия поставили памятный камень.
Особое любопытство искусствоведов представляют плафоны, украшающие потолки анфилады первого этажа. Делались они не по классической схеме, когда художник лежит на строительных лесах и расписывает штукатурку. Это полноценные холсты на прочных подрамниках, намертво закреплённых в перекрытиях. Их изготовили венецианские мастера, отсюда — специфические яркие образы, нетипичные для русской живописи, например, итальянская пастораль и сцены античной мифологии.
Один из потолочных плафонов анфилады, Anastasia Galyamicheva
История Ораниенбаума
В 1711 году князь Александр Данилович Меншиков на территории, подаренной ему Петром I, начал строительство Большого Меньшиковского дворца. Главными архитекторами проекта были Джованни Мария Фонтана, а затем Иоганн Готфрид Гёдель. К 1717 году были отстроены главный корпус и боковые павильоны. Возле павильона расположили парк с фонтанами.
Меншиковский дворец был настолько роскошен, что затмил даже Большой дворец в Петергофе. Его строительство продолжалось пока князь не впал в немилость государя. Это произошло в 1727 году. Здание было практически отстроено, оставалась лишь внутренняя отделка комнат.
На территории дворцового комплекса была построена церковь, освящение которой произошло 3 сентября 1727 года. Спустя 4 дня Меншикова арестовали, а Ораниенбаум был передан ведомству Канцелярии городовых дел, а затем ведомству адмиралтейств-коллегий.
В середине XVIII века Ораниенбаум перешел в руки Петра III. По его приказу в Верхнем парке была построена крепость Петерштадт, служившая территорией для обучения будущего императора военному делу. В крепости находится Дворец Петра III, в котором сегодня расположен музей.
После свержения императора и восхождения на престол его жены Екатерины II, рядом с Петерштадтом начинается строительство Собственной дачи с прилегающими к ней Китайским дворцом и Катальной горкой. Автором и главным архитектором проекта был Антонио Ринальди. Также он работает над обустройством парков Собственной дачи.
Ринальди удалось объединить на территории Собственной дачи два разных по стилю парка и придать им чувство единства и гармонии. Регулярный строгий стиль плавно переходил в свободный пейзажный. Главное здание — Китайский дворец, оставалось центральной осью регулярного парка, но не играло главную роль во втором — пейзажном.
В двадцатые годы XX века Большой Меншиковский и Дворец Петра III были отданы Лесному техникуму, а на территории Собственной дачи открылся музей. В послевоенное время дворцово-парковый комплекс был незаслуженно забыт, в то время как в других архитектурных ансамблях пригородов Санкт-Петербурга проходили работы по восстановлению. Реставрация Ораниенбаума началась лишь в девяностых годах прошлого столетия.
Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме
Экскурсии внутри, если не было объявлено тематической прогулки, проходят в полусвободном формате, когда гости могут вдумчиво осмотреть каждое помещение. Условно резиденция поделена на две большие половины — павловскую и екатерининскую, начинать обзорный тур рекомендуют с первой. Здесь всё начнётся с Розовой комнаты, она же — спальня наследника, которая переходит в штофную опочивальню. Интерьеры сохранены с XIX века, когда была мода на тканевую драпировку стен.
Дальше начинается женская комната — будуар, его императрица задумывала как Живописный кабинет. По первоначальным планам стены представляли собой плотно натянутые холсты с художественной росписью. Из него когда-то вела дверь в кабинет Павла I, но её по неизвестным причинам замуровали кирпичом ещё до революции. Сама рабочая комнатка тесная, и у историков до сих пор возникают вопросы, как склонный к демонстративной роскоши правитель мог здесь ютиться и работать.
Перед проходом в центральную анфиладу посетителям рекомендуют вернуться к южной галерее, чтобы оценить убранство одной из антикамер, пристроенных в XIX веке. Внутри — чудом сохранившийся паркет из ценных пород дерева, который на момент открытия музея после реставрации практически не изменился. При жизни последних хозяев зала использовалась в качестве обеденной комнаты — стол, накрытый на восьмерых человек, и диваны для отдыха и чтения никуда не убирали.
Samike
Екатерининская половина начинается с Зала Муз, который не нуждается в представлении — это его фотографии чаще других мелькают на сувенирных открытках и путеводителях. 9 прислужниц искусства и наук изображены на стенах в традиционном для рококо розовом обрамлении. Фрески написаны итальянским мастером Стефано Торелли — он отказался от использования масляных красок, работая исключительно темперой. Столь оригинальный ход усложнил работу реставраторам в наши дни.
Вторым по значимости помещением считается стеклярусный кабинет. Ему в XX веке повезло меньше — при попытках реставрации хрупкие панно, украшающие стены, сильно повредились. Их часто называют китайскими, но это заблуждение — вышитые золотом рисунки с птицами изготовлялись русскими золотошвейками, даже сохранились имена. Пол тут тоже необычный — вместо паркета его выкладывали мозаикой из смальты, точно такие же плитки позднее украсят Спас на Крови.
Логическим завершением анфилады является Большой зал, он же — композиционный центр всего дворца. Его изначально задумывали для торжественных приёмов иностранных послов, но по факту помещение превратилось в бальную комнату, а овальный профиль лишь помог устраивать пышные танцевальные вечера. Примечательно, что лепнины с плафонами в нём почти нет — разноцветные мраморные вставки и колонны сами по себе создают уникальный отсвет, не нуждающийся в отделке.
Samike
Музеи города Ломоносов
Ломоносов можно назвать городом-музеем. Музейные фонды города насчитывают десятки тысяч редких и уникальных экспонатов.
«Каменное Зало»
Адрес: Английская аллея.
Небольшой двухэтажный дворец-павильон в стиле барокко предназначался для проведения балов, маскарадов и концертов. В 1844 г. достопримечательность неожиданно решили переделать в протестантскую кирху. К зданию пристроили колокольню, внутренние помещения полностью переделали. Несколько десятилетий спустя павильону вернули прежний облик. В настоящее время в дворце действует выставка скульптур и проводятся летние концерты классической музыки.
Картинный дом
Адрес: Дворцовый просп., 50.
Красивое симметричное здание было построено в 1755 г. В галерее хранилась картины, собранные Петром III. В тяжёлые годы блокады в доме работала единственная школа. После окончания войны внутри разместился художественный музей. В данный момент в фонд этой достопримечательности Ломоносова входит несколько уцелевших полотен из оригинальной коллекции.
Музей Полярной экспедиции имени Малина Б. В.
Адрес: ул. Победы, 24.
Небольшой музей посвящен Полярной геофизической экспедиции. Музейные экспозиции рассказывают об исследовании Мирового океана и покорении Арктики и Антарктики. Посетителям наглядно показывают, в каких суровых условиях работали мужественные учёные, на какие жертвы им пришлось идти ради открытий. Отдельная выставка посвящена памяти умерших участников экспедиций.
Историческая справка
Строительство в Ораниенбауме началось в XVIII веке, после того как государь Петр I подарил эти земли князю А. Д. Меншикову. В 1711 году князь решил построить здесь Большой Дворец, который до сих пор носит его имя.
В 1727 году, после ссылки Меншикова, все имущество было конфисковано и с 1743 года в Ораниенбауме находилась резиденция будущего императора Петра III. Для него была построена крепость Петерштадт, до наших дней сохранились дворец и Почетные ворота. В те же года вокруг резиденции стал образовываться город.
После комплекс неоднократно менял хозяев и перестраивался. В 1762 году, после восхождения на трон Екатерины II началось строительство Собственной дачи императрицы. После нее «Ораниенбаум» принадлежал Александру I, его брату Михаилу Павловичу и их наследникам.
Yana Belitskaya
После революции 1917 года некоторые здания были превращены в музеи и госпитали, а часть передана образовательным учреждениям. В период Великой Отечественной войны в Ораниенбауме находилась линия обороны, благодаря чему ансамбль пострадал меньше, чем другие комплексы. Однако, после войны «Ораниенбаум» был брошен и пришел в упадок.
В 1948 году город был переименован в Ломоносов, в честь знаменитого ученого. Лишь с 1990-х годов была организована глобальная реставрация.
Андрей неважно
Китайский дворец — из истории
Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».
Первоначально строение было небольшим и его называли Домиком собственным ее императорского величия, а также Голландским домиком (по аналогии с Монплезиром в Петергофе).
Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.
Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.
Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать.
Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф — парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце. Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.
В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик — здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.
В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга.
В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.
Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры — в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.
Китайский дворец — это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения — его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.
Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума.