Архитектор казаков матвей федорович: работы

Тень Баженова

В 1768 году Казаков присоединился к проекту Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Оба архитектора были одного возраста — 30 лет — но имели очень разные образования. Баженов получил формальное европейское образование, в то время как Казаков изучал свою профессию по ремонту кремлевских реликвий и никогда не путешествовал далеко от Москвы.

Казаков вышел из тени Баженова, получив свое первое личное царское поручение на проектирование временного Пречистенского дворца для Екатерины II. Эта работа принесла ему статус придворного архитектора (1775) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова работали вместе на временных королевских павильонах для празднования мира с Турцией. Эти готические сооружения побудили Екатерину II дать архитекторам два независимых заказа в готическом стиле — Царицынский дворец (Баженов) и Петровский дворец (Казаков).

Описание

Здание Московского государственного университета (МГУ) на Моховой было построено в 1760 г., через 5 лет после того, как 25 января 1775 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета». Инициатором и автором указа был Михаил Ломоносов Ломоносов Михаил Васильевич Один из величайших русских ученых и писателей. Организовал выработку в России цветных стекол, фабрику мозаичных картин, занимался и другими работами прикладного характера….. А до тех пор студенты учились в здании Земского приказа (не сохранилось) на Красной площади около Воскресенских ворот.

Новый университетский квартал  на улице Моховая образовался на месте выкупленных у прежних владельцев 7 усадеб и 2 церковных погостов. Окончательно все учебные аудитории были перенесены сюда лишь после окончания строительства главного корпуса в 1786—1793 гг. (автор проекта архитектор Матвей Казаков Казаков Матвей Федорович Крупнейший русский архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре….). За 250 лет своего существования главный корпус университета на Моховой неоднократно перестраивался.

Во время нашествия Наполеона в 1812 г. здание сильно пострадало от пожара: деревянные перекрытия были полностью уничтожены, погибли редчайшая библиотека, музейные коллекции и архивы. Над восстановлением главного корпуса с 1817 по 1879 гг. работал архитектор Д. Жилярди Жилярди Дементий (Доменико) Иванович …. В результате был полностью переделан фасад и увеличен купол: на ремонт из казны выделили почти полмиллиона рублей. В 1832 г. с целью расширения территории университета, русский царь Николай I выкупил недостроенную усадьбу Пашковых между улицами Воздвиженка и Большая Никитская. В 1833—1836 гг. архитектор Евграф Тюрин перестроил главный усадебный дворец в аудиторный корпус (сейчас в нем располагается факультет журналистики), левый флигель — в библиотеку, а правый — в университетскую церковь Великомученицы Татьяны. После Великой Октябрьской революции 1917 г. помещения бездействовали, вновь учебный процесс начался лишь в 1932 г. Что касается домового храма, то в 1919 г. церковные службы в нем прекратились, и он был переоборудован в студенческий клуб.

Интерьеры резиденции Президента

Резиденция Президента Российской Федерации в Сенатском дворце разделена на представительскую часть и деловую.

Деловая часть:

  • рабочие кабинеты
  • зал заседаний Президентского совета
  • библиотека
  • помещения Совета Безопасности

Представительская часть – парадная анфилада залов, расположенных вдоль наружных фасадов и соединенных сквозными коридорами.

Рабочий кабинет Президента

Рабочий кабинет Президента выполнен в стиле классицизма, по размерам небольшой, но удобный. Стены обиты шлифованными панелями из мореного дуба. Удобная рациональная мебель – из того же материала.

Все продумано до мелочей и максимально приспособлено для работы. Оживление в строгость обстановки вносят расписанные под старину потолки и хрустальные люстры, украшенные бронзовыми медальонами с гербами России.

В центре кабинета – рабочий стол президента, который украшает письменный прибор из уральского малахита, изготовленный современными умельцами. Над письменным столом – герб Российской Федерации.

Справа и слева от стола – флаг Российской Федерации и штандарт Президента. Ближе к окну – стол для переговоров, удобное место для деловых встреч и совещаний с помощниками.

В книжных шкафах – собрание сочинений русских историков, философов, юристов и многочисленные словари: толковые, мифологические, «Брокгауз и Ефрон», «Гранат», Большая Советская Энциклопедия.

Библиотека президента

Библиотека президента – в живописной круглой ротонде на третьем этаже. В застекленных шкафах темного дерева – книги, необходимые для работы: энциклопедии, справочники, юридические, библиографические и исторические издания.

Шкафы заполнены сборниками законодательных актов дореволюционной и современной России. Также здесь книги по истории Российского государства, красочные альбомы и подробные монографии по истории Московского Кремля.

Отдельную значительную часть коллекции составляют книги с дарственными авторскими посвящениями Президенту России. Здесь хранится подлинный экземпляр Конституции Российской Федерации, на котором президенты приносят присягу при вступлении в должность.

Зал заседаний Совета безопасности

Рядом с рабочим кабинетом президента – зал заседаний Совета Безопасности, который изысканно оформлен. Строгие полуколонны из темно-серого мрамора по периметру поражают величественной красотой: верхняя часть, выступающая за пределы колонны, декорирована позолотой.

Стены украшает гобелен ручной работы, в рисунке отражена символика Российского государства и переданы главные эпизоды из русской истории. Посреди зала – длинный стол для переговоров и совещаний. Зал оборудован новейшими средствами связи и современной техникой.

Представительский кабинет президента

За стеной рабочего кабинета президента расположен парадный кабинет, оформленный наряднее и торжественней, чем рабочие помещения. Представительский кабинет разместился в Малом, или Овальном зале Сенатского дворца, во втором по значению парадном зале (после Екатерининского).

Здесь проводятся встречи и переговоры с главами иностранных государств и правительств, проходят многосторонние международные форумы, вручаются государственные награды.

Архитектурное оформление торжественно и строго: бледно-зеленый с белым цвет стен, овальный купол, хрустальные люстры, выполненные по рисункам архитектора Казакова. Посередине – большой овальный стол для переговоров. Паркет, подобный ковру, выложен из десятков видов твердых пород дерева. На стенах – портреты видных военачальников, прославивших Россию. В четырех нишах – высокие скульптуры российских императоров: Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II.

Украшает представительский кабинет большой малахитовый камин, облицованный тонкими пластинками малахита. Пластины подобраны так, будто покрытие вырезано из цельного куска, переливающегося разноцветными оттенками камня.

Камин декорирован зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Подставки для свеч под «старину» вносят уют и изысканность в интерьер. У камина – удобные кресла для ведения переговоров один на один. Здесь же оборудовано место для фото- и киносъемки. На ручках кресел – львиные головы, символ государственной власти.

Архитектор-педагог

Необходимо отметить, что Матвей Федорович обладал большим педагогическим талантом, организовав новую систему обучения. Его дом в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи Казаковых: именно здесь под руководством мастера много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли Еготов, Бакарев, Бове, Карин, Мироновский, Таманский, Селехов, Родион Казаков, братья Поливановы и другие. Все три сына зодчего — Василий, Матвей и Павел — стали его помощниками и, направляемые отцом, осуществляли свои проекты.

Непрерывная преемственность связывает «казаковскую школу» с нынешним Московским архитектурным институтом. В 1799 году Академия художеств по предложению ее вице-президента Баженова выпустила указ об издании книг «Российская архитектура», включающих чертежи с планами, фасадами и разрезами зданий и нереализованных проектов различного назначения, «кои, по хорошему вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут».

Казаков принял активное участие в подготовке неосуществленного издания чертежей, составив альбомы «казенных» (10) и «партикулярных» (6) строений Москвы. В первом альбоме представлены чертежи 19 зданий Казакова, из которых до наших дней в первоначальном виде дошли только пять: дом Долгорукова (позже — здание Благородного собрания), дом Губина на Петровке, дом Барышникова на Мясницкой улице, дом Демидова в Гороховском переулке, дом Гагарина в Армянском переулке. В это же время Казаков выполнял сложную работу по составлению «фасадического», то есть аксонометрического плана Москвы и съемке генерального плана города с показом всех его строений.

Они осуществлялись не для фиксации архитектуры города, но и чтобы обозначить «ситуацию» для дальнейшей его застройки. Одной из особенностей «фасадического» плана явилось иллюстрирование таблиц атласа выполненными в крупном масштабе видами архитектурных ансамблей города. По чертежам Казакова можно судить о первоначальном облике немногих дошедших до нас зданий, которые были уничтожены пожаром 1812 года. При приближении в 1812 году французской армии к Москве семья Казакова вывезла больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, превратилось в пепел. Он не перенес этого потрясения, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы скончался. Матвей Федорович Казаков погребен в Троицком монастыре на окраине города.

В творческой биографии Казакова обращает на себя внимание необыкновенное многообразие практической деятельности мастера. Полный список работ этого зодчего занимает много десятков страниц

Для своего времени он был передовым архитектором и крупным градостроителем, создавшим ряд замечательных ансамблей Москвы конца XVIII века и во многом определившим новые пути развития архитектурного облика города.

В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город, по существу, на пустом месте, мастер смог удачно вписать произведения «нового» стиля в древние кварталы Москвы. В лучших произведениях Казакова русский классицизм выступает как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской художественной культуры, врывающейся полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества.

Презентация на тему: » Казаков Матвей Фёдорович » — Транскрипт:

1

Казаков Матвей Фёдорович Русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики. Разработчик проектов типовой застройки.

2

Наследие Казакова включает множество графических работ архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, ; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

3

Работы: Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

4

Сенатский дворец здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени неоклассическом стиле.

5

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ведущий, один из старейших и крупнейших классических университетов России, один из центров отечественной науки и культуры.

6

Ново-Екатерининская больница яркий памятник раннего московского классицизма, здание 15/29 на углу улицы Петровки и Страстного бульвара. Здание у Петровских ворот выстроено в 1776 году по проекту М. Ф. Казакова для князя С. В. Гагарина как его городская усадьба.

7

Благородное собрание в Москве общественное здание в стиле классицизма, построенное в Охотном ряду для московского дворянского собрания М. Ф. Казаковым не позднее 1775 года. В советское время переименовано в Дом Союзов.

8

Петровское (Княжищ его, Алабино) погибающая усадьба конца XVIII века, построенная в стиле классицизма, предположительно по проекту М. Ф. Казакова. Расположена около деревни Алабино Наро- Фоминского района Московской области.

9

Тверской императорский путегой дворец памятник архитектуры XVIII века, который находится в историческом центре Твери на Соборной площади, между Советской улицей, Старо волжским мостом и Городским садом.

10

А также: Дом Козицких на Тверской ( ); Церковь Космы и Дамиана на Маросейке ( ); Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке ( ); Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е); Голицынская больница ( ); Павловская больница ( ); Дом-усадьба Барышникова ( ); Генеральный план Коломны 1778 года; Церковь Спаса в селе Райсемёновское, достраивал в Петровский подъездной дворец ( ); Генерал-губернаторский дом (1782);

Биография

Русский архитектор один из основоположников классицизма в русской архитектуре XVIII века.

Родился в Москве. Сын чертежника главного Комиссариата. Учился в школе Дмитрия Ухтомского в Москве (1751–60). В 1761 получил чин «архитектурии прапорщика» и был назначен в мастерскую главного городового архитектора Петра Никитина.

В 1763–67 работал в Твери под руководством Никитина, восстанавливая город после пожара. Участвовал в составлении плана города и построил Путевой дворец для Екатерины II. Несмотря на простоту общей композиции, дворец, принесший архитектору известность, был лучшим зданием в городе.

Получает заказ на создание проекта усадьбы Рай-Семеновское под Москвой (1767). Начиная с 1768 практически все время работал в Москве и Подмосковье. В 1768–74 был определен помощником к Василию Баженову в «Экспедицию строения Кремлевского Дворца» в должность «Заархитектора». Общение с Баженовым имело большое значение для творческого роста Казакова. К оформлению Ходынского поля к празднованию Куйчук-Кайнарджийского мира Казаков приступил уже как соавтор Баженова.

Это была их последняя совместная работа. Вслед за  празднованием летом 1775 Казаков был произведен в архитекторы и получил самостоятельность.

В 70-е годы направлен в Коломну, где реконструировал Голутвинский и Бобраневский монастыри, придав им так называемые «псевдоготические» черты. Им же был разработан проект урегулирования города.

В конце 70-х Екатерина II поручила зодчему возведение путевого дворца (Петровский замок), в оформление которого Казаков внес черты восточной экзотики. Внешний вид дворца перекликался с сохранившимися тогда «турецкими» постройками Ходынского поля. В декоре дворца зодчим применены элементы древнерусской архитектуры.

Одновременно Казаков вел работы по сооружению основной постройки — Сената в Московском Кремле. Здание строилось на неудобном треугольном участке напротив Арсенала. Казаков сделал центром композиции грандиозный купольный зал. Венчающий его купол расположен между Никольской и Спасской башнями. Это было первое в России купольное здание, перекрывающее площадь такого большого размера. Здание пользовалось такой популярностью, что на воротах была укреплена доска с надписью: «Здание построено Ф.М. Казаковым в 1776–87 гг.». Сооружение этих двух построек сделало Казакова ведущим архитектором России.

В первой половине 80-х Казаков руководил возведением на Моховой двух крупных ансамблей: Московского Университета и дома Долгорукого-Крымского (ныне Дом союзов). Внутри дома был перекрыт парадный двор, над которым зодчим был создан легендарный Колонный зал. Используемый в нем прием коринфской колоннады, превращающий пространство зала в подобие античного перистиля, был развит Иваном Старовым в Таврическом дворце и Джакомо Кваренги в Актовом зале Смольного. Дом пострадал во время пожара 1812 года и был перестроен в 1814 архитектором Алексеем Бакаревым.

Расцвет деятельности Казакова пришелся на 80–90-е годы. В этот период он выполнил немало построек по заказу частных лиц. Им был переработан тип городского дома-усадьбы: трехэтажный дом с двумя симметричными флигелями по сторонам и оградой между ними выходит на красную линию (до этого усадебный дом отделялся от улицы парадным двором). Среди построек этого периода особое место занимает усадьба Демидова в Петровском (близ станции Алабино).

В качестве ведущего зодчего сменил Василия Баженова на строительстве усадьбы Царицыно (1786). Работа осталась незавершенной, совпав с началом новой русско-турецкой войны.

В 1790 по заказу Дмитрия Голицына строил больницу рядом с Калужским шоссе (Голицынская Больница). В 1800–04 руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы и созданием серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Организовал при «Экспедиции кремлевского строения» школу, из которой вышли И. Еготов, А. Бакарев, И. Таманский, М. Казаков, Р. Казаков, О. Бове.

Последней крупной работой зодчего стал проект реконструкции Московского Кремля. Выполнив ее, Казаков ушел в отставку.

В работах Казакова органично сочетались широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений и возвышенность архитектурного образа. Казаков разработал ряд типов жилых домов и общественных зданий, которые организовывали большие городские пространства и определили масштаб и характер застройки Москвы.

В псевдоготических сооружениях Казаков сохранял классическую основу здания, используя элементы древнерусского зодчества в декоре.

Архитектурное наследие Матвея Казакова

Принято говорить о казаковском стиле, определившем облик «допожарной» Москвы, и многочисленных постройках. Предлагаются списки домов, содержащих под сотню зданий. Но нужно иметь в виду некоторые обстоятельства:

  • во время пожара 1812 г. погибло более двух третей домов. То, что осталось было серьёзно переделано;
  • будучи одним из ведущих архитекторов и беря на себя ответственность за судьбу проекта, Матвей Казаков мог подписывать проекты, в которых был лишь соавтором. Это было общепринятой практикой;
  • одновременно с Матвеем Фёдоровичем Казаковым жили и работали ещё шесть Казаковых. Среди них трое сыновей Казакова. Из остальных известен Родион Казаков. Обилие Казаковых-архитекторов могло быть источником ошибок;
  • приписывание авторства производилось одно время на основе сходства стилистики здания. Но в XVIII в. современного авторского права не существовало, и архитекторы свободно использовали элементы из альбомов, зачастую из одних и тех же. Матвей Фёдорович Казаков здесь не был исключением;
  • была и «святая ложь», когда авторство приписывали известному архитектору, чтобы спасти здание от уничтожения.

Конечно, эти соображения относятся ко всем и не имеют целью умалить значение великого русского зодчего. Даже то немногое из творений Казакова, что дошло до наших дней в узнаваемом виде, достойно памяти и благодарности потомков: псевдоготический Петровский дворец, классическое здание Сената в Кремле, усадьба Демидова в Гороховом переулке, дом Губина на Петровке, дом генерал-губернатора на Тверской, здание университета на Моховой, Голицынская больница на Ленинском проспекте и, конечно, Колонный зал Дома Союзов на Большой Дмитровке.

Часто среди архитектурных творений Казакова упоминают дом 14 на Тверской улице. У казаковского дома и современного общего не больше, чем у хозяйки литературного салона княгини Зинаиды Волконской и посетителя магазина Елисеева. Старый дом можно увидеть в правой части акварели Ф.Я. Алексеева.

Петровский дворец, 1840-е

Вид Тверской улицы, 1810

Московский университет, 1820-е

Среди шедевров зодчего мог быть , над проектом которого Матвей Казаков работал в 1768-1774 гг.

Сенатский дворец и время

За 200 лет Сенатский дворец – свидетель разнообразных государственных событий.

На вершине купола красовалась позолоченная скульптурная группа Георгия Победоносца, покровителя Москвы. В 1812 году по приказу Наполеона, во власти которого оказался дворец, статую отправили в Париж в качестве трофея. Вскоре на купол установили столб с императорской короной и надписью «Закон». В отремонтированном Сенатском дворце разместили судебные органы.

До 1865 года здание занимало архитектурное училище. С приходом к власти Советов на место столба установили флагшток с флагом СССР, а дворец переименовали в первый корпус рабоче-крестьянского правительства.

В 1918 году в корпусе устроили апартаменты вождя мировой революции Владимира Ильича Ленина. В 1920-е годы в здании заседало правительство страны Советов.

Сегодня в Сенатском дворце находится резиденция Президента страны и рабочие кабинеты помощников. С 25 декабря 1991 года здесь установлен флаг Российской Федерации, который позднее заменили президентским штандартом.

В том же году началась реставрация строения. В залах восстановили старинные горильефы, лепной декор, карнизы, фризы и капители. До наших дней в неизменном виде дошли лишь фасады и два уникальных зала – Екатерининский и Овальный.

Утерянное за предыдущие века мастерски восстановлено в 1994-1996 годах. Возрожденные залы Сената, созданные практически заново в духе казаковского времени, вызывают восхищение.

Дома Казакова в Москве

  • Армянский, 11. Усадьба Гагариных. М.Ф. Казаков, 1790-е.
  • Басманная Новая, 4. Городская усадьба. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. – начало XIX в.
  • Басманная Новая, 6. Дом Куракина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 9 С1. Жилой дом. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Басманная Новая, 12 С2. Жилой дом Плещеева. М.Ф. Казаков, 1797.
  • Басманная Новая, 26. Усадьба Демидова. Казаков, начало XIX в. С 1876 г. – Басманная больница.
  • Бауманская 2-я, 3. Дворец Лефорта – Дворец Петра I на Яузе. Растрелли и Фонтана, 1708; М.Ф. Казаков, 1801.
  • Бауманская 2-я, 5. Слободской дворец. Д.В. Ухтомский, 1749-1753; перестройка по проекту Дж. Кваренги под руководством Матвея Казакова, 1787-1794; Д.И. Жилярди, восстановление после пожара 1812 г. в ампирном стиле, 1827-1835.
  • Бауманская, 36-38. Дом с двумя флигелями. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Воздвиженка, 5 / Староваганьковский, 25. Усадьба Талызина. М.Ф. Казаков, 1787. В 1845-1917 гг. в усадьбе помещалась Казённая палата. Сейчас – Музей архитектуры имени Щусева.
  • Воздушная, 1. Дворец «Царицыно». В.И. Баженов, 1776-1785; М.Ф. Казаков, 1787-1793.
  • Волхонка, 16 / Знаменский Б., 2. 1-я Мужская гимназия. М.Ф. Казаков, 1774, 1806; А.Г. Григорьев, 1830.
  • Газетный, 1 / Никитская Б., 12. Дом Сергея Александровича Меншикова, внука Меншикова. М.Ф. Казаков, 1778.
  • Гиляровского, 35. Церковь Филиппа Митрополита. М.Ф. Казаков и Карин, 1777-1778.
  • Гончарная, 12. Усадьба Тутолмина – Ярошенко. М.Ф. Казаков, В.И. Баженов, 1788-1801; В.В. Шервуд, перестройка 1905-1913; перестройка в 1930-е; Энговатов, Пушин, реставрация, 1950-е.
  • Гороховский, 4. Усадьба Демидова. М.Ф. Казаков. 1789-1791. С 1873 г. здание занимал Межевой институт. Теперь это – Институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии.
  • Дмитровка Б., 1 / Охотный ряд, 3. Дворянское собрание. М.Ф. Казаков, 1770-е и 1784-1787; Бакарев, восстановление, 1814; Мейснер, перестройка, 1903-1905.
  • Златоустинский М., 1. Школа Казакова. М.Ф. Казаков, 1785-1800: перестройка, Быковский, 1875.
  • . М.Ф. Казаков, середина 1780-х.
  • . М.Ф. Казаков, 1785-1800; Быковский, Грачёв, 1860-1870.
  • Знаменка, 12. Усадьба Бутурлина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в.
  • Знаменский М., 3. Усадьба Лопухиных – Протасовых. XVII в. М.Ф. Казаков, 1774.
  • Ильинка, 10. Дом А.С. Павлова и Н.С. Калинина. «Банк Н.А. Найденова». Казаков, 1785-1790; Фрейденберг, 1882.
  • Козицкий, 5. Усадьба Лобковой. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. Перестроена в 1920-е.
  • Красная площадь. Лобное место. Сооружено в 1534 г. Перестроено Казаковым в 1786 г. Тогда и появилась круглая площадка из дикого белого камня с каменными перилами.
  • Кремль. Сенат. М.Ф. Казаков, 1776-1787.
  • Ленинградский, 40. Петровский путевой дворец – Военно-воздушная академия имени Жуковского. М.Ф. Казаков, 1776-1786.
  • Ленинский, 8. Голицынская больница – Городская клиническая больница № 1. М.Ф. Казаков, 1796-1801. Построена по завещанию дипломата, действительного тайного советника князя Д.М. Голицына (1721-1793).
  • Маросейка, 14 / Старосадский, 2. Кузьма и Демьян. М.Ф. Казаков, 1791-1793.
  • Маросейка, 17 / Армянский пер., 6. Усадьба Румянцева. Баженов и Казаков, 1782; Г.А. Кайзер, 1880-е.
  • Моховая, 11 С1. «Старый» университет. Казаков, 1786-1793; Жилярди и Григорьев, восстановление, 1817-1819.
  • Мясницкая, 42 / Харитоньевский М., 2. Усадьба Барышникова. М.Ф. Казаков, 1793-1802.
  • Никитская Б., 5 / Романов, 7. Дом графа Орлова. М.Ф. Казаков, 1799.
  • Новослободская, 45. Бутырский тюремный замок. М.Ф. Казаков, 1794.
  • Остоженка, 38. Дом Еропкина. М.Ф. Казаков, 1771.
  • Павловская, 25. Павловская больница – 4-я Городская клиническая больница. Главный корпус. М.Ф. Казаков, 1802-1807.
  • Петровка, 25 С1. Особняк М.П. Губина. Казаков, 1793; Бове, 1823-1828.
  • Покровский бульвар, 11. Усадьба Дурасовых. М.Ф. Казаков, 1790-е.
  • Радио, 2. Церковь Вознесения на Гороховом поле. М.Ф. Казаков, 1790-1793.
  • Спартаковская, 2. Усадьба Мусина-Пушкина. М.Ф. Казаков, конец XVIII в. Надстроен в 1930-х.
  • Страстной бульвар, 15 / Петровка, 29. Дворец С.В. Гагарина – Екатерининская больница. Казаков, 1774-1776; Бове, 1826-1833.
  • Тверская, 13. Дом генерал-губернатора – Моссовет – Мэрия. М.Ф. Казаков, 1782; Д.Н. Чечулин, надстройка, 1943-1945.
  • Тверская, 14. Дом Е.И. Козицкой – Магазин Г.Г. Елисеева. М.Ф. Казаков, 1790-е; Вебер, 1874-1875; Г.В. Барановский, 1898-1901.
  • Чистопрудный, 8 / Архангельский, 12. Усадьба Дурасовой. М.Ф. Казаков, 1782-1794. Полностью перестроена в 1950-1953.

М.Ф. Казаков.

Архитектор Казаков.

М.Ф. Казаков. Усадьба Барышникова

Кабинеты дворца и их хозяева

Стены Сенатского дворца за время существования увидели немало государственных деятелей.

Императорские кабинеты

После окончания строительства Екатерина II облюбовала во дворце просторный уютный кабинет с полукруглой ротондой. Однако, навещала его императрица нечасто: она недолюбливала Москву, предпочитая Санкт-Петербург. Во времена Романовых царственные особы апартаментов в Сенатском дворце не имели.

Кабинет Ленина

В марте 1918 года в Сенатском дворце устроили квартиру Ленину. Вождь пролетариата здание Сената полюбил и занимал четыре комнаты на третьем этаже. Отличительная черта ленинских апартаментов – библиотека с 40 тысячами томов. Книжные шкафы стояли во всех комнатах.

Площадь апартаментов Ленина 560 кв. м, из них рабочий кабинет занимал 50. До лета 1933 года во дворце размещался музей-квартира вождя, который посетили 2 миллиона человек. Позднее кабинет перевезли в мемориальный комплекс «Горки Ленинские» в Подмосковье.

Кабинет Сталина

В 1933 году по указанию Сталина в здании сделали перепланировку, изменили интерьеры: стены обили дубовыми панелями со вставками из карельской березы. Двери в апартаментах установили дубовые. На первом этаже устроили пятикомнатную квартиру вождю, где жили его дети Светлана и Василий. Здесь часто Сталин работал в «домашнем» кабинете.

Официальный кабинет площадью 150 кв. м вождь обустроил на втором этаже. В кабинете – ничего лишнего. В углу – печь, которую топили дровами. На столе – телефон и ручка, чернильница, графин с водой, стакан с чаем, пепельница.

Здесь же работал генерал-майор Александр Поскребышев с заместителем Логиновым. Во время Великой Отечественной войны во дворце размещались Государственный Комитет Обороны, Президиум Верховного Совета и Совет народных комиссаров.

«Безликий» кабинет Хрущева

В 1953 году на третьем этаже дворца рабочий кабинет устроил Никита Сергеевич Хрущев. В кабинете площадью 100 кв. м – те же дубовые панели и двери, что и при Сталине. У Никиты Сергеевича не было ни одного книжного шкафа. Безликий необжитой кабинет загромождали безвкусные сувениры: модели спутников, самолетов, паровозов. А еще – многочисленные вазы, в том числе с портретами самого Хрущева.

Кабинет Брежнева

Советские вожди ни за что не хотели въезжать в апартаменты предшественников. Леониду Ильичу оборудовали кабинет в 100 кв. м подальше от хрущевского. Брежневские апартаменты партийцы называли «Высотой». Темные дубовые панели заменили на светлые.

В 1972 году рядом находился зал заседаний Политбюро, архив и группа Особого сектора ЦК КПСС. Когда генсеку стало трудно передвигаться, рядом с кабинетом установили персональный лифт.

Потом в бывшем брежневском кабинете работали Юрий Андропов и Константин Черненко, но их короткое пребывание не повлияло на внутреннее убранство.

Кабинет Горбачева

Горбачев, став генсеком в 1985 году, отказался въезжать в брежневский кабинет. Для него оборудовали апартаменты площадью 100 кв. м на третьем этаже, в которых сразу началась перестройка.

Стены затянули шелком пастельно-желтых тонов, завезли дорогую мебель из карельской березы, которую несколько раз меняли. Весной 1991 года во время сильного ливня в кабинете Горбачева протек потолок.

Кабинет Ельцина

Борис Ельцин переехал в Кремль после путча в сентябре 1991 года, поселился в кабинете генсека и затеял грандиозный ремонт. Ближайшее окружение навязывало президенту имперский стиль. В кабинете появилась лепнина, позолота, мебель с гнутыми ножками.

Перегородки внутри здания разрушили. Своды потолков, паркет и дубовые панели сняли. Мебель распродали на аукционе.

После ремонта большую часть помещений заняли апартаменты президента – рабочие и представительские. Рабочий кабинет Ельцина – комната на втором этаже площадью 75 кв. м с небольшой приемной.

Метраж рабочего кабинета стал таким же, как прежде у царя. Рабочий стол длиной 205 см изготовили по спецзаказу Ельцина в Италии.

31 декабря 1999 года апартаменты по наследству перешли к Владимиру Владимировичу Путину. Сюда же 7 мая 2008 года въехал Дмитрий Медведев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector