Рихтер, фёдор фёдорович

«В регионах специалисты не востребованы, реставрационные мастерские умирают»

— Что можно сказать о школах реставрации в регионах?

— С регионами совсем плохо. Там были профессиональные реставрационные мастерские. О школах говорить сейчас не приходится, еще есть отдельные специалисты, все менее востребованные на объектах. Я помню бригаду ярославских мастеров, с которой пришлось познакомиться в Москве, — «Яблоко», ее руководитель был большим специалистом по инженерным конструкциям. Это великое дело, инженерно-конструкторские работы — самые сложные и дорогие в реставрационном деле. Ответственность за принятые решения у инженеров, как у хирургов, самая большая.

Например, стоит задача — вывести здание из аварийного состояния. Инженер-конструктор не просто применяет существующие технологии, учитывая также современные строительные нормативы и правила, но и должен просчитать, как они поведут себя в последующем. Но при этом помнить, что внедрение в материал памятника должно быть минимальным. К сожалению, специалисты не востребованы, реставрационные мастерские в регионах умирают. Специалисты разбежались по норам, как мыши.

— Почему?

— В первую очередь по экономическим причинам. Сейчас в нашей стране стало очень много памятников истории и культуры. Это связано с тем, что на государственную охрану ставятся не просто отдельные имеющие музейную ценность сооружения, но и целые градостроительные комплексы, а также исторические здания, не отличающиеся художественной выразительностью с точки зрения обывателя. Но именно они придают определенный исторический и стилистический контекст местности. Как правило, большинство памятников имеют хозяев, которые рассматривают свои объекты просто как недвижимость, и никакая реставрация им не нужна. У них нет денег на обычный ремонт, а тем более на реставрацию, где расценки гораздо выше.

И это тенденция не только в России. В частности, недавно пообщалась со специалистом по монументальной живописи из Италии. У них в отрасли тоже кризис, это связано и с нехваткой специалистов, которые реально могут соответствовать уровню реставрационных требований, и с тем, что в регионах и у государства нет денег. Частникам не нужна реставрация. Это печально.

Если говорить о школе не как об учебном заведении, а как об опыте, то он в России практически перестал существовать. Приведу пример. Уже с конца 80-х годов проходят конкурсы московской реставрации. Недавно в новом формате его проведения появилась номинация для студентов, обучающихся в профессиональных училищах в области реставрации, — за развитие компетенции в реставрации. Опытные реставраторы не понимают, что значит «компетенция». Неплохо, что поощряют и стимулируют молодежь. В то же время опытные мастера-реставраторы, которые давно работают в этой отрасли, не то что не награждаются, но их имена очень часто не упоминаются. Обычно награждают организацию, которую на подобных конкурсах представляет руководитель, и он к качеству работы и мастерству зачастую не имеет никакого отношения. А настоящие герои, реставраторы — каменщики, художники, лепщики и так далее, даже если и сидят в зале, то про них никто не вспоминает.

Да, есть еще тенденция последнего времени называть ремонтные работы реставрацией и присуждать премии за это.

Фото Максима Платонова

Д

  • Рихтер, Даниэль (род. 1962) — современный немецкий живописец.
  • Рихтер, Детлеф (род. 1956) — восточно-германский бобслеист, бронзовый призёр Олимпийских игр 1980 года.
  • Рихтер, Джейсон Джеймс (род. 1980) — американский актёр кино и телевидения, музыкант-басист.
  • Рихтер, Джеффри (род. 1964) — компьютерный специалист, автор книг по Win32 и .NET.
  • Рихтер, Джонатан (род. 1985) — датский футболист, полузащитник.
  • Рихтер, Дмитрий Иванович (1848—1919) — российский статистик, географ, редактор и публицист.
  • Рихтер, Дора (1891—1933) — первая известная транссексуальная женщина, которая перенесла полный цикл операций по коррекции пола.

«Термин «реставрация» сейчас трактуется очень широко»

— А чем реставрация отличается от ремонта?

— Реставрация равна консервации в классическом понимании, то есть предотвращению процесса разрушения памятника. Именно так реставрация главным образом практиковалась и практикуется на Западе. Все остальное: докомпоновка, воссоздание утраченных элементов — второстепенно, это вынужденные меры.

Ремонты бывают разные. Реставрационный ремонт — это поддержание памятника (здания, скульптуры, произведения садово-паркового искусства) и его составляющих в эксплуатационном состоянии. Здесь не надо проводить предварительных работ в таком объеме, какие нужны при реставрации. Ремонт может выполняться только после того, как на памятнике проводились реставрационные работы и разработан весь комплект научной документации. При ремонте необходимо использовать все ранее проведенные исследования и предложенные технологии, он не предполагает никаких модернизаций и реконструкций.

Но памятники, как мы выяснили, это не только объекты музейного значения и назначения, это могут быть школа, больница, жилой многоквартирный дом. Их надо приспосабливать для современного использования, под современные нужды. Например, прохудилась крыша — ее починили; поменяли линолеум на линолеум; починили водопровод. Такой ремонт должен касаться тех частей, которые имеют наименьшую историческую ценность. Если же речь идет о ценных элементах, там должен быть предусмотрен реставрационный подход.

— Исходя из этого определения, многие ли памятники сегодня по-настоящему реставрируются?

— Сейчас модно рапортовать, особенно в Москве: отреставрирована тысяча памятников. Но реставрации проведено на самом деле процентов 10, все остальное в чистом виде ремонт или приспособление. Сам термин «реставрация», несмотря на то, что классический никто не отменял, сейчас в России трактуется очень широко, а поэтому всякие работы на памятнике, от которых, может, вреда больше, чем пользы, представляются реставрацией. Для реставрации важна главным образом подлинность материала, обоснованность проведения работ и обратимость процесса.

На Западе лучше это понимают и, самое главное, больше стремятся к сохранению подлинности материалов и старых технологий производства при реставрации. У нас же к этому стремятся все меньше, поэтому зачастую российская «реставрация» уничтожает подлинность памятника. Казалось бы, какая разница в том, чтобы заменить сруб на камень, а потом оштукатурить фасад. Вроде бы в целом образ сооружения сохраняется, даже специалист с первого взгляда не отличит. Но памятник — это антикварная вещь, как картина в музее. Тут как в моем любимом анекдоте. Объявление в магазине «Детский мир»: «Граждане, будьте осторожны. К нам в магазин завезли поддельные елочные игрушки. Они точно такие, как настоящие, но радости при этом никакой». Люди, которые связаны с памятниками и реставрацией, очень хорошо чувствуют эту разницу.

Фото Максима Платонова

Самое большое удовольствие видеть, как раскрывается объект во время исследовательских работ. Мне нравилось бывать в различных особняках, когда реставраторы начинали снимать слои штукатурки, делать зондажи и закладывать реставрационные шурфы, когда видишь подлинные обои, выкраски, спрятанные или срубленные декоративно-художественные детали или находишь детали художественного паркета, по которому ходили известные исторические персонажи. Может быть, с технической точки зрения здание в плохом состоянии. Но там все подлинное, не изученное никем. И эмоциональное ощущение от увиденного сродни открытию нового острова. Это несравнимо с тем эффектом, который оказывает памятник, на котором работы уже проведены и все интерьеры восстановлены: золото блестит, паркет налачен, лепнина идеальна.

«Петербург всегда был классически более сильной школой»

— А что происходило с реставрацией в стране в XX веке, когда устанавливалась власть Советов и многие памятники были разрушены?

— К началу XX века в России сложилась реставрационная школа, система взглядов и методика, соответствующая европейскому уровню. Наиболее активный период в истории российской реставрации пришелся на 50—80-е гг. Восстановление разрушенных после войны памятников приняло значительный размах, особенно в пригородах Ленинграда.

Основной вопрос, который возникал во всех европейских городах (в том числе и в Советском Союзе), разрушенных Второй мировой войной, заключался в том, насколько оправданно с точки зрения научной реставрации воспроизведение утраченных элементов или даже целых архитектурных ансамблей или восстановление разрушенного строения в другой редакции, не в той, в какой он был разрушен

Однако отказаться от восстановления памятников значило бы примириться с утратой важного и ценного историко-художественного наследия. Так думали в России и за рубежом

Большие масштабы воссоздания разрушенных войной объектов породили массу вопросов и подходов к реставрационной практике. И в 1964 году был принят международный документ — Венецианская хартия, который закрепил современные тенденции, принципы и профессиональные стандарты в области сохранения объектов наследия и реставрации. Советские реставраторы сталкивались не только с методическими вопросами при проведении реставрационных работ, но и зачастую были ограничены в материалах или средствах на них.

Фото mitropolia.spb.ru

— Чем отличаются московская и петербургская школы реставрации?

— Два этих центра реставрации были ведущими в стране. Петербург всегда был классически более сильной школой. Особенно после войны ленинградской школе пришлось решать сложные задачи, связанные с изучением материалов, находить методики и технологии, чтобы восстановить из руин петербургские ансамбли. Гатчина и Ораниенбаум до сих пор восстанавливаются. Эта школа рождалась в творческих муках. И эти муки способствовали формированию и становлению высокого класса специалистов. В Москве было немного попроще.

Московская и питерская школы разные с точки зрения реставрационных технологий. Допустим, отношение к патине времени в живописи. Питерские специалисты считают, что ее надо сохранять. И если ты снял лак с произведения, чтобы провести укрепительные работы, ты совершил чуть ли не преступление. В Москве к этому относятся легче.

Отношение к реставрации архитектуры тоже различается. В Москве оно более упрощенное. К примеру, в 1980-е годы в центре Москвы, в районе Зарядья, восстанавливался храм. Архитектор-реставратор изучал архивные материалы, проводил археологические обмеры, чтобы восстановить архитектурные детали из аналогичного материала. Если деталь была каменной, ей следует быть восстановленной из камня. Но по ряду обстоятельств, в основном экономического характера, вместо камня использовался бетон. Или покрытие кровли. Когда-то это был керамический лемех, нашли его фрагменты. Но в силу ряда причин крышу сделали металлической и покрасили в аутентичный цвет. То есть у специалистов были опыт и представления о подлинных материалах, но было принято решение пойти более простым путем.

А вот в Петербурге к этому вопросу относятся более скрупулезно. Несколько лет назад мне довелось быть в Ораниенбауме, когда проходили реставрационные работы в Церковном павильоне Меньшиковского дворца. Впечатления были незабываемые. Архитектор рассказывал и показывал, как сохранялись не только подлинные декоративные элементы в интерьерах, но фрагменты подлинной штукатурки XVIII века, как участки стены выделены с помощью цвета. В Москве я не помню, чтоб сохраняли штукатурку XVIII века, только если на ней есть живопись.

Также в этом павильоне было порядка девяти видов барочных лепных розеток, то есть очень похожих, но выполненных разными мастерами и поэтому имеющих небольшие композиционные отличия. Конечно, восстановить все девять видов розеток не удалось, но для того чтобы воспроизвести три вида, пришлось совершить практически административно-финансовый подвиг — сменить трех подрядчиков.

Фото Максима Платонова

Трансфер

Для заказа трансфера до отеля вы можете воспользоваться сервисом KiwiTaxi.

Откуда Куда Стоимость
Аэропорт «Внуково» Отель Рихтер — Design Hotels от 1 920 p. показать
Аэропорт «Домодедово» Отель Рихтер — Design Hotels от 1 750 p. показать
Аэропорт «Шереметьево» Отель Рихтер — Design Hotels от 1 000 p. показать
Белорусский вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 350 p. показать
Казанский вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 380 p. показать
Киевский вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 200 p. показать
Курский вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 280 p. показать
Павелецкий вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 550 p. показать
Ленинградский вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 460 p. показать
Рижский вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 550 p. показать
Савеловский вокзал Отель Рихтер — Design Hotels от 1 550 p. показать
Ярославский вокзал Москвы Отель Рихтер — Design Hotels от 1 350 p. показать
Аэропорт Жуковский Отель Рихтер — Design Hotels от 1 800 p. показать

Аренда автомобиля

Также вы можете арендовать автомобиль. Для этого воспользуйтесь сервисом Rentalcars.com:

  • Аренда автомобиля в Внуково аэропорт
  • Аренда автомобиля в Домодедово аэропорт
  • Аренда автомобиля в Шереметьево аэропорт
  • Аренда автомобиля в Жуковский международный аэропорт

Особые условия

Пожалуйста, заранее сообщите Отель Рихтер — Design Hotels предполагаемое время прибытия. Вы можете использовать поле «Особые пожелания» при бронировании или связаться с объектом размещения напрямую — контактные данные указаны в вашем подтверждении бронирования. При регистрации заезда необходимо предъявить действительное удостоверение личности с фотографией и кредитную карту

Пожалуйста, примите во внимание, что выполнение особых пожеланий не гарантировано и может потребовать дополнительной оплаты. В связи с коронавирусом (COVID-19) в этом объекте размещения сейчас введены дополнительные санитарные меры и меры безопасности

Из-за коронавируса (COVID-19) услуги по предоставлению еды и напитков в этом объекте могут быть ограничены или недоступны. В связи с коронавирусом (COVID-19) в этом объекте размещения принимаются меры по защите гостей и сотрудников. Отдельные удобства и услуги могут быть недоступны или ограничены.

Услуги

Питание и напитки

  • Ресторан
  • Доставка еды и напитков в номер
  • Бар
  • Завтрак в номер
  • Снэк-бар
  • Вино/шампанское
  • Бутылка воды
  • Шоколад или печенье
    $
  • Кофейня на территории
  • Завтрак

Транспорт

  • Трансфер от/до аэропорта
  • Трансфер (за дополнительную плату)
  • Трансфер от/до аэропорта (платный)
  • Трансфер из аэропорта
    $
  • Трансфер в аэропорт
    $
  • Трансфер

Стойка регистрации

  • Круглосуточная стойка регистрации
  • Ускоренная регистрация заезда/отъезда
  • Экскурсионное бюро
  • Услуги по продаже билетов
  • Камера хранения багажа
  • Услуги консьержа
  • Индивидуальная регистрация заезда/отъезда
  • Билеты на шоу и мероприятия

Зоны общественного пользования

  • Сад
  • Библиотека
  • Терраса для загара
  • Общий лаунж/гостиная с телевизором
  • Садовая мебель
  • Место для пикника
  • Уличный камин

Разное

  • Номера для некурящих
  • Люкс для новобрачных
  • Звукоизолированные номера
  • Отопление
  • Гипоаллергенный номер
  • Курение на всей территории объекта размещения запрещено
  • Кондиционер
  • Места для курения
  • Только для взрослых

Типы номеров

Кол-во человек2
Площадь номера47м2

Люкс с 1 спальней — «Гиена»

Кол-во человек2
Площадь номера63м2

Люкс в мансарде

Кол-во человек2
Площадь номера45м2

Двухместный номер Делюкс с 1 кроватью — «Тигр»

от 11 300 руб.

Отзывы от Туристер.ру

Из наших туристов еще никто не написал отзыв об этом отеле

В

  • Рихтер, Венцеслав (1917—2002) — хорватский архитектор.
  • Рихтер, Вера:
  • Рихтер, Вера Андреевна (1936—2015) — российский энтомолог, колеоптеролог и диптеролог.
  • Рихтер, Вера Павловна (более известна под фамилией Строева; 1903—1991) — советский кинорежиссёр и драматург; народная артистка РСФСР.
  • Рихтер, Вики (род. 1977) — американская порноактриса и режиссёр.
  • Рихтер, Виктор Юльевич (1841—1891) — русский химик.
  • Рихтер, Вильгельм Михайлович (1767—1822) — российский профессор медицины.
  • Рихтер, Вильфрид (1916—1981) — гауптштурмфюрер СС, кавалер Рыцарского креста Железного креста.
  • Рихтер, Владимир:
  • Рихтер, Владимир Гвидович (1886—1968) — участник Первой мировой войны, белоэмигрант, нумизмат
  • Рихтер, Владимир Николаевич (1880—1932) — деятель партии эсеров, член её Центрального комитета (1917—1918)

Об отеле

Отель «Рихтер» с внутренним двором, библиотекой и общим лаунджем расположен в историческом центре Москвы, в 800 метрах от Государственной Третьяковской галереи и в 1,8 км от Московского Кремля. В числе удобств бесплатный Wi-Fi. Стойка регистрации работает круглосуточно. Гости могут воспользоваться услугами консьержа. Семь номеров оформлены в минималистском стиле и украшены элементами старинного декора и произведениями современного искусства. Предоставляется постельное белье ручной работы и бесплатные туалетно-косметические принадлежности. Также в каждом номере предлагается выбор вин, художественная литература и журналы. По утрам для гостей отеля «Рихтер» сервируют континентальный завтрак. В отеле проводятся выставки и лекции. Гости могут посетить занятия йогой, а также воспользоваться спа-услугами и услугами туристического гида. Расстояние от отеля до храма Христа Спасителя составляет 2,6 км, а до Московского Кремля — 3,1 км.

А

  • Рихтер, Адриан (род. 1966) — южноафриканский регбист.
  • Рихтер, Александр:
  • Рихтер, Александр Александрович (1837—1898) — тайный советник, член Совета министра финансов.
  • Рихтер, Александр Андреевич:
  • Рихтер, Александр Андреевич (1792—1873) — доктор медицины, тайный советник, директор Медицинского департамента
  • Рихтер, Александр Андреевич (1904—1981) — советский учёный-биолог, селекционер миндаля.
  • Рихтер, Александр Борисович (1809—1859) — действительный статский советник, камергер, чрезвычайный посланник и полномочный министр в Бельгии (1856—1859).
  • Рихтер, Александр Вильгельмович (1804—1849) — русский библиограф, архивист, директор библиотеки Московского университета.
  • Рихтер, Александр Егорович (также: Христофор Мельхиор Александр фон Рихтер; 1803—1864) — русский историк и юрист.
  • Рихтер, Александр Карлович (1834—1897) — генерал от инфантерии, герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов, командир 16-го армейского корпуса.
  • Рихтер, Александр Фёдорович (1794—1826) — русский писатель и переводчик.
  • Рихтер, Алексей Александрович (1913—1976) — слесарь-инструментальщик Псковского завода радиодеталей, изобретатель, Герой Социалистического Труда.
  • Рихтер, Альберт (1912—1940) — немецкий спортсмен-велосипедист, восьмикратный медалист чемпионатов мира по трековым велогонкам.
  • Рихтер, Альфред (1846—1919) — немецкий музыкальный педагог, композитор, хоровой дирижёр.
  • Рихтер, Андрей:
  • Рихтер, Андрей Александрович (1871—1947) — российский физиолог и биохимик растений, академик АН СССР (1932) и ВАСХНИЛ (1935).
  • Рихтер, Андрей Андреевич (1911—1950) — советский энтомолог, колеоптеролог.
  • Рихтер, Андрей Георгиевич (род. 1959) — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Института проблем информационного права.
  • Рихтер, Аннегрет (род. 1950) — западногерманская бегунья на короткие дистанции, олимпийская чемпионка.
  • Рихтер, Антон (1802—1854) — венгерский дирижёр.
  • Рихтер, Арон Абрамович (1918—1988) — советский конструктор-оружейник.

Г

  • Рихтер, Гавриил Дмитриевич (1899—1980) — советский учёный-географ, профессор.
  • Рихтер, Гвидо Казимирович (1855—1919) — русский генерал, герой русско-японской войны.
  • Рихтер, Гедеон (1872—1944) — венгерский фармацевт, бизнесмен, основатель компании «Gedeon Richter».
  • Рихтер, Гейнц (1903—1974) — немецкий юрист, оберштурмбаннфюрер СС, командир айнзацкоманды 8, входившей в состав айнзацгруппы B, начальник гестапо во Франкфурте-на-Одере.
  • Рихтер, Герберт:
  • Рихтер, Герберт (1901—1944) — немецкий архитектор, антифашист, член движения Сопротивления во время Второй мировой войны, член организации «Красная капелла».
  • (род. 1947) — велогонщик из ГДР.
  • Рихтер, Герман Эбергард (1808—1876) — немецкий медик.
  • Рихтер, Герхард (род. 1932) — немецкий художник.
  • Рихтер, Григорий Самуилович (1907—?) — советский общественный деятель и учёный в области юриспруденции, ректор СЮИ (1941—1948).
  • Рихтер, Густав:
  • Рихтер, Густав (1823—1884) — немецкий исторический живописец и портретист.
  • (1911—1999) — немецкий физик.
  • Рихтер, Густав (1912—1997) — штурмбаннфюрер СС, консультант по еврейским делам в Главном управлении имперской безопасности.

«До середины XIX века архитектурные произведения просто приспосабливали к современным нуждам»

— Екатерина, расскажите, когда в истории России впервые задумались о том, что какие-то здания необходимо сохранять как архитектурные памятники и не ремонтировать и перестраивать, а реставрировать? Другими словами, когда возникла российская школа реставрации?

— Считается, что в России реставрационная школа начала складываться к середине XIX века. До этого времени отношение к архитектурным произведениям было чисто утилитарным — их приспосабливали к современным нуждам в соответствии со строительными возможностями и эстетическими представлениями, часто ломали обветшавшие части и заменяли новыми (что, впрочем, нередко делается и сейчас).

Российская реставрационная школа формировалась по аналогии с западноевропейской, через интерес к памятникам, связанный с влиянием романтизма и подъемом национального самосознания. Особая роль в формировании нашей реставрационной школы принадлежит Италии с ее благоговейным отношением к реставрируемому объекту и стремлением выявить и сохранить подлинные части памятника.

— В чем в первую очередь заключалась реставрация памятников в тот период?

— Выявление древнего ядра сооружения, бережное отношение к подлинным частям и замена утраченных архитектурных элементов новыми копиями. Надо заметить, что как раз в то время широкое распространение и в Италии, и во Франции получила концепция так называемой стилистической, или романтической, или подражательной реставрации. Памятник должен после реставрации выглядеть так, как будто он только что задуман и выполнен автором, без следов времени. Это было обусловлено влиянием философии позитивизма, согласно которой явления прошлого могут быть однозначно поняты и реконструированы.

Фото Ludvig14 / wikipedia.org

Этих же взглядов придерживался один из основоположников российской школы реставрации — архитектор Федор Рихтер. Так же восстанавливая старинные здания, например Палаты Романовых, Рихтер создавал образ покоев, достойный царской фамилии. Реставрацию Рихтера много ругали современники и осуждали потомки: за то, что он надстроил деревянный терем, пристроил «красное крыльцо» со львами. Но обосновывая все свои шаги как архитектора-реставратора, он также говорил, что, сообразуясь с требованиями реставрации, надо удовлетворять и настоящим требованиям.

Это тезис, который негласно поддерживается реставраторами и сейчас при приспособлении памятников для современного использования.

НАШИ ЛЮДИ

Ясский, Авраам
Архитектура

израильский архитектор

Янушевский, Юлиан
Архитектура

виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма

Янсен, Герман
Архитектура

немецкий архитектор, градостроитель, преподаватель университета

Якунин, Николай Иванович
Архитектура

русский архитектор, один из видных мастеров московского модерна, банкир

Якобсен, Арне
Архитектура

датский архитектор и дизайнер, основоположник стиля «датский функционализм»

Юханссон, Арон
Архитектура

шведский архитектор

Юркович, Душан
Архитектура

словацкий архитектор, этнограф и художник

Юргенс, Эммануил Густавович
Архитектура

русский архитектор

Литература

  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е—1917 годы). Иллюстрированный биографический словарь / Под ред. А. В. Рогачева. — М.: Фирма «КРАБиК», 1998. — С. 210-211. — 322 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  • Новицкий А. П. Рихтер, Федор Федорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Федор Рихтер: У истоков научной реставрации // Архитектура СССР, 1987, № 3
  • Забытый зодчий Ф. Ф. Рихтер. Сб. документов под ред. И. И. Комаровой // Труды Государственного исторического музея. № 117. М.: ГИМ., 2000
  • Слюнькова И. Н. Царская, великокняжеская резиденция Ильинское и Усово. — М., БуксМарт, 2016. С. 93—117. С. 384 isbn 978-5-906190-60-4

Биография[править | править код]

Место рождения зодчего точно не установлено: источники называют г. Гольдинген (Кулдига) Курляндской губернии или Петербург. Он был сыном художника. Дата переезда Рихтера в Петербург точно не известна, но в службу он вступил 19 сентября 1827 года, а в октябре уже состоял рисовальщиком в чертёжной при строительстве Исаакиевского собора, являясь одновременно вольноприходящим учеником Академии художеств.

Знаменская церковь (Дубровицы)

В 1833 году Рихтер окончил Императорскую Академию художеств (ИАХ) и получил звание художника архитектуры 1 класса, после чего был включен в список пенсионеров (редкий случай для вольноприходящих учеников) и в мае 1834 года отправлен в поездку в Италию. Целью поездки было изучение архитектуры, а по её окончании необходимо было представить обмер или графическую реконструкцию какого-либо памятника архитектуры.

В сентябре 1839 году Академия художеств присудила Рихтеру звание академика архитектуры, а в январе 1840 г. он стал членом Миланской Академии Художеств. С 1841 года являлся профессором Императорской академии художеств. В феврале 1841 года архитектор был откомандирован в Московскую Строительную комиссию и направлен на строительство Большого Кремлёвского дворца. В 1843 году Рихтер получил должность старшего архитектора по постройке Дворца и являлся автором проектов Владимирского и Александровского залов. Кроме того, он состоял членом совета по постройке Храма Христа Спасителя, а также заведовал строительством Оружейной Палаты.

В 1842—1865 годах был директором Московского дворцового архитектурного училища, а после этого — членом совета Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В действительные статские советники был произведён 2 октября 1856 года

В 1850 году в шести выпусках вышла книга Ф. Ф. Рихтера «Памятники древнего русского зодчества, снятые с натуры и представленные в планах, фасадах и разрезах замечательнейшими деталями каменной высечки и живописи», экземпляры которой хранятся в библиотеке Московского архитектурного института. Часть чертежей для издания была выполнена выпускниками Московского Дворцового архитекторского училища, но многие работы были сделаны Рихтером лично. В 1851—1856 годах была выпущена вторая редакция этого труда, к которому современники относились как «главному пособию архитекторов, проектирующих в русском стиле». В основу книги, содержащей схемы и чертежи уникальных древнерусских построек, легли результаты исследований архитектурных памятников Древней Руси.

Начиная в 1850-х годов Ф. Ф. Рихтер начал активную работу по реставрации архитектурных памятников. На его счету восстановление Боровицкой башни Московского Кремля, Ипатьевский монастырь в Костроме, Палаты бояр Романовых, стены Псковского Кремля и многие другие.

Помощником Рихтера работал архитектор Н. И. Финисов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector