Архитектор фрэнк ллойд райт (frank lloyd wright)- часть 2

Принципы архитектуры Райта

Новое учение об эволюции архитектуры было сформулировано Л. Салливаном с учетом положений биологической науки в 1890-е годы. Позднее оно воплотилось и было доработано его последователем, Ф. Л. Райтом, в 20 веке.

Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Райтом:

  • применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
  • разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
  • связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
  • лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
  • нельзя придавать дому и комнатам форму коробки, а использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
  • вместо фундамента с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
  • входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
  • при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
  • освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
  • внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;
  • не использовать декоративное оформление в интерьере.

Делаем водопад своими руками

Сделать водопад своими руками не так уж и сложно. После того, как оптимальное место выбрано, необходимо подключить таланты строителя и выкопать котлован, обустроить его должным образом, установить насос. Затем потребуются навыки дизайнера и возможно немножко архитектора, чтобы сконструировать цельную стилистическую композицию. В конечном счете завершают мини-строительство пуском воды. Разберем более подробно особенности работ на каждом из этапов.

Котлован

Перед тем, как начать копать, необходимо сделать разметку. Для этих целей используют колышки и прочную нить, которую натягивают между ними. Ширину вы определяете сами, а вот для глубины существуют определенные стандарты. Если пруд, прилегающий к водопаду, будет заселен подводной флорой и фауной, то копают до 1,2-1,5 м. Для исключительно декоративного варианта будет достаточно глубины в 0,7-0,8 м. Сначала место очищают от травы и неровностей. Во время «раскопок» края ямы периодически смачивают водой, таким образом предотвращают осыпание стенок. После завершения основных работ на дно котлована насыпают песок и щебень слоем до 12-15 см.

Гидроизоляционный слой

С типом гидроизоляции необходимо определиться еще на этапе проектирования. Всего насчитывают три основных вида:

  • Гибкая. Для этого метода применяют специальную пленку, которая справляется с поставленной задачей, но не держит форму, а только повторяет ее. Варианты со средней стоимостью выполняются из ПВХ. В основе более дорогой пленки лежит бутилкаучук.
  • Абсолютная гидроизоляция (бетон+камень). Это старый, проверенный временем, но весьма трудоемкий способ. Применяется при строительстве монументальных конструкций на десятки лет, так как изолирует, что называется, «намертво».
  • Жесткая. Предусматривает использование прочной формы из пластика или композита.

Наиболее популярна гибкая гидроизоляция. Ее стоимость не так кусается, да и срок эксплуатации вполне «приличный». Стоит отметить, что, чем глубже будет котлован, тем толще пленку используют для гидроизоляции. Примерная таблица соответствий выглядит следующим образом:

  • Глубже 1,5м — от 1,5 см;
  • До 1,5 м — 1,1-1,2 см;
  • Менее 1 м — 0,7-0,8 см.

Жесткую гидроизоляцию используют для создания больших водопадов. Аналогичный элемент в случаях с маленькими конструкциями можно сделать самостоятельно. Из материалов потребуется только стекловолокно и пластмасса.

Формируем каскады

Водопад образовывается при перепаде высот. Его созданием при строительстве придется озаботиться. Чтобы поток стекал плавно по ступеням, формируют выступы. Вода, как известно, камень точит, поэтому среди многообразия материалов предпочтение отдают песчанику. Куски этой осадочной породы выглядят естественно и просты в уходе. Однако камень — это поверхностный слой. Основу каскада лучше конструировать из дерева, попутно укрепляя его бетоном. После высыхания сооружения, монтируют насос и только потом приступают к декорированию.

Монтаж насоса

Вырыть котлован и сконструировать основу всего лишь полдела. Следующей задачей будет обеспечение пруда водой и ее непрерывной циркуляцией. Насосы бывают двух типов:

  • Поверхностные (наружные). Используются для создания замкнутого цикла в больших конструкциях. Размещаются рядом с резервуаром.
  • Погружной. Помещается на дно искусственного пруда.

Для создания водопадного потока относительно небольшой высоты (до 1,2-1,5 м) достаточно будет насоса мощностью 70 Вт. Работает агрегат от электросети, поэтому установкой трансформатора занимаются загодя. Шланги маскируют декором, а сам насос стараются закрыть водорослями. Вся система состоит из фильтров, 2 шлангов (один на выброс, а второй на всасывание), кабеля и «коробки», в которой спрятан мотор. Один насосный «рукав» располагают на дне резервуара, а второй протягивают до точки падения воды.

Архитектурный стиль и человеческие потребности

Знаменитый психолог А. Маслоу разработал общую иерархию потребностей человека, названную пирамидой:

  • физиологические (правильное питание, чистый воздух и среда);
  • ощущение безопасности;
  • семейные;
  • социальное признание и самоуважение;
  • духовные.

Целью создания любого объекта в органическом стиле в архитектуре является реализация всех уровней пирамиды Маслоу, особенно самого важного из них — саморазвития человека, для которого будет построен дом. По концепции Ф

Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность

По концепции Ф. Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность.

Основные архитектурные принципы

На базе этих философских идей были сформированы основные принципы Райта, которыми он руководствовался в своем творчестве и которые лежат в основе каждого его проекта.

1. Встроенность в ландшафт и натуральные материалы

У Райта нет одинаковых построек, потому что он считал, что каждый проект уникален и создан для определенного места и конкретных людей и, соответственно, может существовать только в нем. Вырванное из контекста здание — уже не существует. Райт считал, что гармония с окружающей средой — понятие необходимое. Оно легло в основу его «органической архитектуры». По его словам, здание должно не выделяться из окружающей среды, а «вырастать из него подобно растению и гармонично сочетаться с окружением, как если бы сама природа создала его».

Райт всегда подбирал материалы, которые подходят именно для конкретной местности, где строилось здание. Известно, что Райт предпочитал работать с местными каменоломнями и лесопилками для того, чтобы здание было «слеплено» из того же теста, что и окружающий его ландшафт. Также, согласно правилам его философии, он старался не использовать слишком много разного вида материала. Это помогало сохранять гармонию. Райт всегда старался подчеркнуть природную красоту.

2. Человеческий масштаб

Необходимыми параметрами жизни Райт считал близость к земле и соразмерный человеческим пропорциям масштаб зданий. Из органической философии Райта вытекает следующее правило: «пропорции здания и мебели должны определяться размерами человеческой фигуры». Он стремился к созданию уютного помещения. Для концепции жилых домов это означало, что он избегал слишком высоких потолков, огромных комнат. В глобальном плане Райт был против концепции застройки городов небоскребами.

В книге «Будущее архитектуры» Райт говорит: «Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Появилось новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира. Так и должно быть. Здесь и там в зданиях проявляется новое чувство покоя, выражающееся в спокойной обтекаемости, подобную которой мы теперь видим в пароходах, самолетах и автомобилях».

3. Гармония и пространство

Райт считал, что всё это должно находиться в гармонии.

«Дом — это не стены с крышей. Это пространство внутри них». Так утверждал Райт, когда проектировал помещения, плавно перетекающие друг в друга. Он старался избегать понятия дома — «жизнь в четырех стенах». Им он предпочитал ниши, перегородки в японском стиле, перепады уровней. Это приближало его творения к природе, где нет неожиданных поворотов, глухих стен и дверей. Райт часто прибегал к террасам и ленточным окнам как к связующим между внутренним и внешним миром.

Примечания

  1. . www.fallingwater.org. Дата обращения 20 сентября 2012.
  2.  (англ.). National Historic Landmark summary listing. National Park Service. Дата обращения 20 сентября 2012.
  3. McCarter, Robert (2002). Fallingwater Aid (Architecture in Detail). Phaidon Press. ISBN 0-7148-4213-3. Page 12.
  4. McCarter, Robert. «Fallingwater Aid (Architecture in Detail)». — Phaidon Press, 2002. — С. 59. — ISBN 0-7148-4213-3.
  5. Plushnick-Masti, Ramit  (англ.). Associated Press (27 September 2007). Дата обращения 20 сентября 2012.
  6.  (англ.) (недоступная ссылка). U.S. Census Bureau (6 June 2012). Дата обращения 27 ноября 2017.
  7.  (англ.) (недоступная ссылка). The Hyatt Foundation (1995). Дата обращения 20 сентября 2012.
  8. Silman, Robert; Matteo, John.  (англ.). Structure Magazine (1 July 2001). Дата обращения 20 сентября 2012.
  9. Brand, Stewart. How Buildings Learn: What Happens After They’re Built. — 1995. — ISBN 0-14-013996-6.
  10. Encyclopedia of Architectural and Engineering Feats. ABC-CLIO, 2001. 3rd ed. Page 115.
  11.  (англ.). Time magazine (17.01.1938). Дата обращения 20 сентября 2012.
  12.  (англ.). Smithsonian magazine (январь 2008). Дата обращения 20 сентября 2012.
  13. ↑ . novosibdom.ru. Дата обращения 20 сентября 2012.
  14. ↑  (англ.). Western Pennsylvania Conservancy (8 февраля 2012). Дата обращения 21 сентября 2012.
  15.  (англ.) (недоступная ссылка). www.planetarchitecture.com (январь 2012). Дата обращения 21 сентября 2012.

Архитектурная школа Райта

Официальное название созданного в 1932 г. учебного заведения — «Архитектурная школа Ф.Л. Райта», но при жизни организатора оно именовалось талиесинским товариществом, в которое съезжалась молодежь, желающая обучаться принципам органической архитектуры 20 века. Здесь же были устроены мастерские, в которых будущие специалисты учились сами обрабатывать известняк, рубить деревья и изготавливать необходимые детали для строительства.

Еще один «Талиесин Вест» был основан в Аризоне, где были построены мастерские, учебные и жилые здания для учеников, а позднее — библиотека, кинозал и театры, столовая и другие необходимые здания. Гости называли этот комплекс «Оазисом среди пустыни». Многие ученики Райта продолжали работу над различными проектами зодчего, другие — уезжали и основывали собственные архитектурные фирмы.

В 1940 г. был основан фонд Ф. Л. Райта, который и поныне руководит его архитектурной школой и готовит студентов для получения степени магистра архитектуры.

Как добраться

На машине. Добраться на машине до самого водопада почти невозможно, но можно подъехать к нему максимально близко, примерно на расстояние 500 м. Если вы едете на машине из Москвы, то нужно доехать по Варшавскому шоссе до деревни Каменка (это примерно 45 км). Обычно машину оставляют у заправки после этой деревни. Как раз по заправке проходит граница Калужской и Московской областей. Дальше идет глинистая проселочная дорога через поле, которая в сырую погоду проходима только для внедорожников.

На автобусе. До деревни Каменка можно добраться автобусом № 503 от станции метро «Теплый стан» или № 1028 от станции МЦД «Подольск». От остановки нужно пройти примерно 2,5 км вдоль шоссе до заправки, а потом повернуть направо на проселочную дорогу.

Луг с противоположной стороны,  Mutaborr

На электричке. Опытные туристы могут выбрать размеченный туристический маршрут до Радужного водопада от жд платформы «250 км» (до нее идут электрички от Киевского вокзала). Это маршрут длиной 19 км., он несложен сам по себе, маркирован энтузиастами, но маркировка не везде сохранна, так что лучше вооружиться навигатором и gps-треком, его можно скачать со многих туристических сайтов. Чаще всего его проходят как двухдневный, с ночевкой у водопада. Маршрут проложен неподалеку от населенных пунктов Зинаевка, Новоселки и Лыковка, а заканчивается в деревне Каменка, откуда можно уехать на автобусе. Если вы идете этим маршрутом, то к началу дороги на сам водопад вы подойдете от деревни Лопатино, а не от Каменки.

По этому же маршруту проходит трасса для квадрациклов, так что при желании можно проехать его на квадроцикле.

Панорама Радужного водопада на Google-карте

Дорога до водопада

Нужно свернуть с заправки на проселочную дорогу и пройти (или проехать на автомобиле, если он позволяет) по ней через поле. Далее у вас будет два варианта.

  • Первый вариант. Это достаточно крутой короткий спуск напрямик по обрыву реки. Здесь глинистый склон, который в сырую погоду становится очень скользким. Несмотря на туристическую привлекательность объекта, здесь нет ни ступенек, ни ограждения, спускаться по склону (или подниматься по нему обратно) приходится, цепляясь за растущие здесь деревья и кусты. Здесь очень легко упасть и, как минимум, испачкаться в глине. Рассчитывайте свои силы разумно, лучше пользоваться этой дорогой в сухую теплую погоду и в любом случае нужно надеть нескользящую удобную обувь.
  • Второй вариант. Продолжать двигаться по дороге, а затем сойти (или съехать) с нее направо на зеленый луг на берегу реки и возвращаться около 200 м по лугу вдоль берега к водопаду. На этом маршруте вам обязательно понадобятся резиновые сапоги: нужно будет форсировать 5 ручьев. Через некоторые из них перекинуты самодельные мостки или бревна, некоторые придется переходить вброд. По пути могут встретиться заболоченные места и заросли крапивы. Луг используется местными жителями как пастбище, возможно, вам встретится стадо коров или продукты их жизнедеятельности.

Оба варианта дороги — не самые легкие и потребуют определенных усилий, но они непременно окупятся красотой самого водопада. Оба варианта более удобны и проходимы зимой.

Видео о Радужном водопаде

Глэйдхаус (Новато, Калифорния)

Глэйдхаус (Glidehouse) — отличный пример эргономики и интеграции архитектурного объекта в природу. Дом представляет собой часть современной архитектурной направленности — экологичное жильё с маленькой занимаемой площадью. Просто, доступно, естественно — основные постулаты создателей этого минималистичного дома на лесной опушке.

Перед вами пронеслась своего рода историческая выжимка эволюции американской архитектуры на примере десяти шедевров зодчества. Вопрос развития градостроительства в целом, конечно же, гораздо глубже и требует более детального рассмотрения, однако нельзя не согласиться с тем, что эти дома изменили Америку.

«Талиесин»

Собственное жилище, или «Талиесин» (Taliesin), Ф. Л. Райт построил в своем стиле в 1911-м, и он стал самым длительным его проектом, который неоднократно достраивался и переделывался. Возводился дом из местного известняка среди холмов северо-западной части Висконсина, в долине, которая ранее принадлежала родственникам его семьи. Название произошло от имени древнего валлийского друида и переводится как «светящийся пик».

«Талиесин» был спроектирован по всем принципам органической архитектуры на склоне холма в окружении деревьев. Здание воплощает идею гармоничного единения человека и природы. Горизонтально расположенные оконные проемы чередуются со стелющимися рядами крыш и деревянными перилами, которые служат межэтажным ограждением. Интерьер дома был создан самим хозяином и украшен коллекцией китайского фарфора, старинными японскими ширмами и скульптурами.

В «Талиесине» дважды случались пожары — в 1914 и 1925 гг., и каждый раз дом перестраивался. Во второй раз вместе с Райтом в возрождении дома участвовали уже студенты, которые обучались в его школе.

«Исчезающий город»: что нас ждёт в ближайшее время?

В 1932 году вышла книга Ф.Райта «Исчезающий город», в которой он изложил свою концепцию градостроительства будущего. Её главная идея — с помощью архитектуры сделать мир счастливее: убрать плотную застройку городов, а вместо них создать небольшие агрогорода-парки с редкими строениями.

Ф. Райт. Агрогорода будущего

В его агрогороде каждая семья имеет для жизни один акр земли. Никаких школ, куда сгоняют тысячами детей. Никаких выпускных экзаменов, дипломов. Мастера-специалисты проявляются естественным образом. Основное средство передвижения — индивидуальные летательные аппараты. Автор доказывает, что привычный нам город устарел, потерял свою функцию, стал не нужным.

Так привычные нам города незаметно превращаются в исчезающие.

Стоимость строительства

Строительство основного дома и дома для гостей при начальном бюджете в 35 тыс. долларов в результате обошлось в 155 тыс. долларов США. Эта сумма была образована следующим образом: основной дом — 75 тыс. долларов, его отделка и внутренняя обстановка — 22 тыс., гостевой дом, гараж и домик для прислуги вместе взятые — 50 тыс. долларов. Гонорар архитектора составил 8 тыс. долларов.

С учётом инфляции сумма в 155 тыс. долларов, затраченная на строительство в 1930-х годах, в 2009 году эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США. Еще более показателен такой факт: в то время, когда строился этот дом, за пять тысяч долларов можно было купить небольшой односемейный кирпичный дом в центре Питтсбурга.

Ремонтные работы

Консольные конструкции «Дома над водопадом»

«Дом над водопадом» был выстроен в очень смелой и новаторской, по тем временам, форме. Основу конструкции составили нависающие железобетонные консольные балконы. С самого начала эксплуатации с этими консолями возникли проблемы. При проведении бетонирования консолей, подрядчиком была неправильно собрана опалубка. В итоге, как только опалубка была снята, железобетонные консоли стали отклоняться от их проектных положений. С течением времени это отклонение продолжало увеличиваться, и в конечном итоге достигло величины около 18 сантиметров (при длине консольного пролета 4,57 метра).

В 1995 году Western Pennsylvania Conservancy заказала исследование структурной целостности «Дома над водопадом». Инженеры-строители проанализировали смещение железобетонных консолей от их первоначальных положений. Для этого анализа ими было проведено детальное рентгеноскопическое обследование консолей. Благодаря этому исследованию было установлено, что подрядчик действительно самовольно прибавил (для увеличения прочности) в консоли арматуры, изменив, таким образом, первоначальный проект бетонирования, разработанный архитектором Райтом. Но, как выявило всё то же исследование, ошибся при проектировании и сам Райт, заложивший в проект консолей недостаточную прочность — даже после того, как подрядчик самовольно добавил в конструкцию консолей арматуры, консоли были недостаточно прочны. Подробное исследование наглядно показало — и бетон и арматура железобетонных консолей изначально находились в очень близком к критическому (для их прочностных характеристик) состоянии.

Для исправления этой ситуации инженерами-строителями было принято решение — установить под консоли временные подпорные балки, что и было сделано в 1997 году.

В 2002 году конструкции консолей были усилены. В стены дома были вмонтированы бетонные блоки, сквозь которые были продеты высокопрочные стальные тросы. Другими концами тросы были закреплены к ригелям, вмонтированным в верхнюю часть железобетонной консоли (являвшуюся полом помещения). После этого, тросы были натянуты с помощью домкратов. Таким образом был полностью устранён строительный дефект с провисанием консолей, имевших теперь достаточную поддержку, и их отклонение от проектной оси было остановлено. Благодаря мастерству строителей эти ремонтные работы визуально никак не отразились на внешнем и внутреннем убранстве Дома над водопадом.

Другой довольно ощутимой проблемой при эксплуатации «Дома над водопадом» стало появление плесени, которая всегда образуется во влажной среде, коей в доме, стоящем прямо над водопадом, всегда в избытке. Кауфман-старший, столкнувшись с постоянными протечками в доме и возникновением в таких местах очагов плесени, назвал Дом над водопадом «строением с семью бадьями» (англ. a seven-bucket building) и дал дому кличку — «Всходящая плесень». Помимо этого, конденсат накапливался также и под элементами кровли, которые были лишены должной гидроизоляции и утеплителя.
Организация The Western Pennsylvania Conservancy, которой «Дом над водопадом» был передан, разработала и приняла интенсивную программу по сохранению и восстановлению этого архитектурного объекта. С 1988 года за техническим состоянием «Дома над водопадом» ведёт постоянное наблюдение крупная инженерно-строительная фирма, расположенная в городе Нью-Йорк.

Специалисты этой строительной компании, ознакомившись со всей первоначальной строительно-технической документацией, а также изучив все последующие строительные доклады о состоянии как всего дома, так и отдельных его частей, разработали проект ремонта всей кровли, проект реставрации оригинальных стальных элементов остекления, проект реконструкции разрушенных железобетонных элементов и каменной кладки стен. Также инженерами было проанализировано общее состояние интерьеров.
По итогам этого анализа, для восстановительных работ были подобраны строительные материалы, наиболее соответствующие оригинальным, были разработаны близкие к оригинальным методы восстановления бетона и штукатурки, а также было разработано новое защитное покрытие для бетона.

Как сделать искусственный водопад

Далее перейдем к практичным советам, как сделать декоративный водопад на даче своими руками.

В большинстве случаев внешний вид садового водопада зависит от участка. Поэтому, если вы подсмотрели чью-то идею, это не значит, что она впишется в ваш ландшафтный проект.

Давайте коротко рассмотрим этапы постройки своего водопада:

  1. Нужно выбрать подходящее место. Хорошо подумайте о конечной картине всего участка, чтобы все элементы ландшафта были сбалансированы. Если у вас нет фантазии, возможно, нужно обратиться за помощью к дизайнеру.
  2. Устройство водопада. Как в любом водопаде, воде нужно от куда-то браться и куда-то течь. У нас это будет какая-нибудь благоустроенная впадина в земле. Из какого именно материала – решать вам, главное чтоб он был защищен от утечки воды.
  3. Возведение холмика. Насыпь можно создать и из земли, которая появится при создании водоема, так как ее будет достаточно много. Для того, чтобы стекающая вода не разрушала гору, ее нужно защитить. Лучше всего, если это будет специальная пленка. Форму ручья можно задать из камней. Чем больше будет насыпанная возвышенность, тем выше будет ваш водопад.
  4. Установка насоса. Насос выбирается в зависимости от того, какой мощности будет поток воды, и вообще, какого объема ваш пруд.
  5. Декорация фонтана. В зависимости от того, какой у вас ландшафтный дизайн на участке, используйте различные элементы декора, чтобы украсить фонтан. Это может быть дерево, камень, стекло и т. д.

Поэтапное руководство сооружения водопада в своем саду (видео)

На картинке изображена наглядная примерная схема постройки фонтана

На этих схемах изображен распространенный способ постройки и декора прудика с водопадом своими руками. Для этого нужно учесть некоторые моменты:

  • Отыщите чистое место. Обычно, для этого подойдет площадка 2 на 2 м. Расположение дачного водопада лучше продумать так, чтобы он был на расстоянии от дома не меньше 3м, а также листья и корни деревьев не испортили водоем.
  • Продумайте геометрию берегов пруда и то, какая будет возвышенность. Нарисовать контур можно, например, используя песок.
  • Сделайте яму и насыпь. Рекомендуем сделать глубину водоема не больше метра. Этого будет достаточно, чтобы красиво украсить дно, о выкопанной земли, чтобы сделать горку. Ее нужно будет хорошо утрамбовать.
  • Подготовьте основу, чтобы можно было установить плиту. Это основание можно сделать, например, из кирпичей. При установке обязательно используйте уровень, чтобы плита лежала ровно. Дно пруда можно сделать из разного материала: бетона, пленки или кирпича. Также вы можете купить готовую емкость ПВХ. Она имеет множество вариантов форм. В случае бетонного основания водопада для пруда, сначала стелется гидроизоляция, потом устанавливается арматура. Теперь уже можно заливать поверхность бетоном толщиной не меньше 5 см. Также, как вариант, можно выложить дно из кирпича. Однако это достаточно трудоемкий процесс. Если на дне будет лежать специальная пленка, тогда перед тем, как ее расстелить, на дне ямы нужно 3-х сантиметровым слоем насыпать влажный песок. Пленка прижимается камнями.
  • Гидроизоляция насыпи. Чтобы ниспадающая вода не размыла насыпь, ее нужно защитить от воды. Для этого прекрасно подойдет бутилкаучук.
  • Установка самой плиты. Ее нужно разместить так, чтобы падающая на него вода была направлена в сам пруд. Если же ее форма не позволяет этого сделать, используйте другие камни и герметик.
  • Монтировка насоса. Пользуясь инструкцией, поместите насос в воду. Шланг от него выведите наверх. Также проведите кабель питания к сети.
  • Декорация водопада. Замаскируйте подведенный шланг. Это можно сделать камнями, и лучше, если они будут различные по величине. Запускайте систему.

Сделать самим водопад у себя на участке вполне реально

Графический дизайн Фрэнка Ллойда Райта: язык орнамента

Воздушные шары и пустыня — рисунки для журнала Liberty, 1926

Имя Райта хорошо известно в мировой архитектуре, но его вклад в графический дизайн для многих остается неизведанным. Его интерес к печатной графике начался еще в юношеские годы, когда в своем подвале Райт постигал основы типографской печати. Это увлечение привело его к серьезной работе в сфере графического двумерного дизайна. На протяжении всей карьеры Райт занимался леттерингом, разрабатывал необычные надписи для книг, создавал плакаты, иллюстрации, обложки журналов, брошюры, архитектурные украшения и витражи.

Стоит упомянуть остроумные и смелые графические работы Райта для обложки журнала Liberty. Некоторые из них носили настолько необычный характер, что журнал отказался их использовать. Известно, что Райт создал 12 графических рисунков карандашом, но ни один из них не был напечатан. Его дизайн был построен на основах игры «Дары Фребеля» — это прямые линии и геометрические структуры.

Обложка для журнала Town and Country www.brainpickings.org

Одна из самых знаменитых графических работ Райта — это рисунок американского флага. Изначально дизайн флага был выполнен Райтом для журнала Liberty, но позднее его опубликовал журнал Town&Country в 1937 г. Это единственный рисунок Райта, предназначенный для Liberty, который когда-либо был напечатан. Райт также был очарован японскими гравюрами и книгой Оуэна Джонса «Грамматика Орнамента» (1856 г.). Книга раскрывала универсальные законы украшения и орнамента.

Таос Пуэбло (Таос, Нью-Мехико)

Этот дом представляет собой одну из старейших постоянно обитаемых построек мира, а также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально такие здания строились «коренными американцами» с использованием янтаря. Сейчас же дома типа Таос Пуэбло (Taos Pueblo) изготавливаются из глинобитных стен, которые достигают нескольких футов в толщину (потому что строения эти первоначально несли оборонительный характер).

Интересно, что до 1900 года в эти дома можно было попасть только по лестнице, которая вела на крышу, а уже после — в помещение. Как правило, дома Таос Пуэбло (Taos Pueblo) включали в себя две комнаты, одна из которых совмещала в себе спальню и гостиную, а вторая служила кухней и кладовой. Между домами, выстроенными в непосредственной близости друг от друга, нет проходов. В былые времена индейцы изготавливали мебель самостоятельно, сейчас же интерьеры домов значительно изменились.

Дома такого типа строятся и перестраиваются по сей день, причём при их создании используются старые индейские методы зодчества.

Проектирование и строительство

Структурный проект «Дома над водопадом» был разработан самим Райтом в соавторстве с двумя инженерами — Менделем Гликманом (англ. Mendel Glickman) и Уильямом Уэсли Питерсом (англ. William Wesley Peters), которые ранее разработали проект колонн для здания «Johnson Wax Headquarters», также построенного по проекту Фрэнка Ллойда Райта.

Предварительный проект дома был представлен Кауфману для утверждения 15 октября 1935 года, после чего Райт ещё раз посетил участок строительства для уточнения окончательной сметы расходов на строительство. Позднее, когда строительство дома войдёт в активную фазу, Райт будет очень редко посещать место строительства, назначив своим постоянным представителем на стройке Роберта Мошера (англ. Robert Mosher) — своего ученика.

Камни для возведения стен будущего дома планировалось добывать в этой же местности, для чего в декабре 1935 года был вновь открыт старый каменный карьер, расположенный неподалёку от места строительства — к западу от него.
Основным же строительным материалом для Дома над водопадом Райт избрал железобетон, с которым до этого времени он никогда не работал.

Сильные горизонтальные и вертикальные линии — отличительная особенность «Дома над водопадом»

Окончательный вариант проекта Райт подготовил в марте 1936 года. В апреле того же года были начаты строительные работы на основном здании.
По этому проекту, основу конструкции Дома над водопадом составили железобетонные плиты перекрытия, которые выступают из центрального массива на разных уровнях и расходятся в разных направлениях. Таким образом, эти плиты перекрытия образуют террасы, повисшие прямо над водопадом, что внешне выглядит крайне необычно и производит на зрителя сильное впечатление. Часть утёса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.

С началом строительства появляются разногласия между Райтом, Кауфманом и строительным подрядчиком. Кауфман, одолеваемый сомнениями по поводу компетентности Райта при его работе с железобетоном, показал сторонним инженерам-консультантам из строительной фирмы чертёж весьма смело спроектированной Райтом консольной конструкции. После получения заключения этих сторонних инженеров-консультантов на свой проект Райт был обижен на Кауфмана, потребовал вернуть ему все его эскизы и заявил, что выходит из проекта. Этот «ультиматум» Райта возымел действие на Кауфмана, он прекратил все свои сомнения в компетентности Райта как архитектора, а доклад инженеров-консультантов был впоследствии погребён в каменной стене дома.

В июне 1936 года Райт посещает место строительства и отвергает сделанную каменную кладку моста. Эта кладка была переделана.
Для нависающих консольных этажей Райт и его команда использовали перевёрнутые Т-образные балки, интегрированные в монолитную бетонную плиту. Эта конструкция заодно сформировала потолок нижних помещений и обеспечила сопротивление сжатию.
Подрядчик строительства Уолтер Холл (англ. Walter Hall), также являвшийся инженером, произвёл свои независимые вычисления и привёл доводы в пользу увеличения количества арматуры в монолитной плите первого этажа. Райт отверг это предложение. (Примечание. В то время как некоторые источники говорят, что автором этого предложения был сам подрядчик, который самостоятельно удваивал количество арматуры, согласно другим, это было сделано по просьбе Кауфмана, обратившегося к своим инженерам-консультантам, дабы те внесли изменения в проект Райта и удвоили количество арматуры определённой Райтом).

Кроме того, подрядчик не стал производить бетонирование консоли с использованием слегка направленной вверх опалубки (как это было предусмотрено проектом Райта — для компенсации прогиба и отклонения от оси плоскости консоли). В итоге, когда опалубка была снята, консоль значительно прогнулась. Райт, узнавший о том, что без его ведома количество арматуры было увеличено, пришёл в ярость.

С одобрения Кауфмана, сторонние инженеры-консультанты потребовали от подрядчика, чтобы он установил подпорную стену под главную опорную балку на западной террасе. Когда при следующем посещении стройки Райт обнаружил эту стену, он попросил своего постоянного представителя на объекте Роберта Мошера разрушить её верхушку. Когда позднее Кауфман признался Райту в том, что он это всё одобрил, Райт показал ему, что сделал со стеной Мошер, и указал на то, что железобетонная консоль, без какой-либо подпорной стены, удачно провела под испытательной нагрузкой весь предыдущий месяц.

В октябре 1937 года, несмотря на все трудности и споры между заинтересованными сторонами, строительство главного дома было завершено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector