Работы шехтеля в москве: мхт, особняк рябушинского и фарфоровый дом
Содержание:
- Презентация на тему: » Федор Осипович Шехтель Ф. О. Шехтель (1859-1926) — один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Обычно проектировал.» — Транскрипт:
- Модерн
- Дома и здания работы архитектора Федора Шехтеля в Москве:
- Семья[править]
- ↑ Биография Федора Шехтеля
- Морозов
- Архитектура дома Шехтеля
- Об аккуратно заводимых часах
- Годы учёбы[править]
- Происхождение[править]
- История музея-квартиры Горького
- Здесь был… Горький
- Саратов — Москва
- О черных мыслях и ложке каши на вес золота
Презентация на тему: » Федор Осипович Шехтель Ф. О. Шехтель (1859-1926) — один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Обычно проектировал.» — Транскрипт:
1
Федор Осипович Шехтель Ф. О. Шехтель ( ) — один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Обычно проектировал в формах древнерусского, романского и готического искусства. Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
2
Архитектурную деятельность начинал помощником московских архитекторов. Первые его работы — усадьбы в Московской, Ярославской и Рязанской губерниях, а также проекты интерьеров московских особняков. С 1908 года состоял членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов.
3
Поворотным моментом в его архитектурной карьере стал 1893 год, когда он получил крупный заказ на особняк купца С. Т. Морозова (оформлял совместно с М. А. Врубелем).
4
Ключевые проекты Ф. О. Шехтеля: типографии А. А. Левенсона в Трёхпрудном переулке и особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской, выполненные в 1900 году.Малой Никитской
7
Другие известные работы архитектора в столице: народные дома в русском и нерусском стилях (1897 и 1902); здание МХТ (1902) в Камергерском переулке, «готическая» дача И. В. Морозова (1895) в Петровском парке; особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице; собственный дом в Ермолаевском переулке (1896); торговый дом В. В. Аршинова на Большой Ордынке (1899); дом Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901); Ярославский вокзал ( ); доходный дом Строгановского художественно- промышленного училища ( ); собственная дача в Кунцеве (1905) и дача Левенсона.
8
Боковой фасад конюшен несохранившейся дачи Морозова в Петровском парке в Москве. (1895 г.)
10
Призовые конюшни и манеж И. В. Морозова во дворе владения.
11
Увы, но это прекрасное произведение было почти полностью разрушено в советское время, лишь от здания конюшни сохранился небольшой фрагмент.
12
Особняк М. С. Кузнецова на Мясницкой улице
13
Собственный дом в Ермолаевском переулке (1896) Ныне дом- посольство Уругвая в России.
14
Особняк Морозовых, 1898, улица Спиридоновка, д 17
15
После революции 1917 года особняк Дерожинской национализировали. В нем располагались в разные годы Наркомпрос под руководством Надежды Крупской, норвежское пол предство, китайская дипмиссия, а с 1959 года до сегодняшних дней посольство Австралии.
17
Ярославский вокзал ( )
18
Доходный дом Строгановского художественно- промышленного училища
19
Одной из достопримечательностей Ново-Переделкино считается так называемый «домик» архитектора Шехтеля «Теремок». К сожалению, его красоту могут созерцать только те, кто закажет экскурсию в Москомнаследии. В этой организации сообщили, что внутрь дома попасть нельзя: экскурсия ограничивается только видами с наружи. Хотя в «Теремке» и существует комнатка с документами, повествующими о его истории и судьбе. А судьба «Теремка» не проста.
20
С этого домика-теремка, можно сказать, как с малого деревца получила своё развитие национально- романтическая ветвь модерна в русской архитектуре. В конце Х1Х века Фёдор Шехтель, отходя от увлечения «готикой», изучал древнерусские архитектурные формы, пытаясь найти свой «русский стиль». Поэтому он, известный архитектор, автор особняков, промышленных зданий, торговых и доходных домов, и принял в 1900 году скромное предложение С.Я.Левенсона спроектировать ему дачу.
21
Русское входило в моду. В 1901 году на Международной выставке в Глазго по проектам Шехтеля было сооружено несколько «теремков-павильонов». Они походили на тот, затерявшийся в Чоботах, — первый. После выставки англичане не разбирали эти временные строения четыре года, договаривались об их покупке. Сделка почему-то не состоялась.
22
После революции вплоть до 80- х годов в даче Левенсона жили по 8-12 семей. В годы перестройки домик пустовал и сильно нуждался в реставрации, о чём и позаботились в ГУОП. Теперь полюбоваться его видами приезжают не только со всей России, но из-за рубежа.
Модерн
Однако Шехтель считается не только родоначальником готического стиля в русской архитектуре, но и одним из пионеров модерна. Переходным от одного стиля к другому стал особняк, который архитектор спроектировал для своей семьи на углу Ермолаевского и Трехпрудного переулков. Сам он говорил об этом доме шутливо: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». А на деле в этом здании воплотились новаторские идеи, которые поведут архитектуру вперед.
Внешне дом достаточно прост, ведь в нем Шехтель применил новый принцип: «изнутри наружу». Он сначала спроектировал роскошную внутреннюю отделку, а потом уже фасады. Арки, деревянные панели, шикарная парадная лестница, башенки — все эти элементы создают особую атмосферу особняка: он изысканный, уютный, гармоничный, со строгой внутренней организацией и множеством прекрасных деталей.
Дома и здания работы архитектора Федора Шехтеля в Москве:
- Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади, 14 (реконструкция)
- Особняк Щаповых по улице Бауманская, 68 (участие в проекте А.С. Каминского)
- Банк Рябушинского на Биржевой площади, 1 (реконструкция)
- Клиническая больница по улице Будайская, 2
- Усадьба Миндовской во Вспольном переулке, 9
- Личный особняк в Ермолаевском переулке, 28
- Доходный дом Шамшиной по улице Знаменка, 8/13
- Выставочный зал и электротеатр Лианозова в Камергерском переулке, 3А (реконструкция)
- Ярославский вокзал на Комсомольской площади, 5
- Особняк Дерожинской-Зиминой по улице Кропоткинский переулок, 13
- Больница Захарьина на Куркинском шоссе, 29
- Особняк Коншина-Манташева на Ленинградском проспекте, 21
- Усадьба Каратаевой-Морозова в Леонтьевском переулке, 10
- Усадебный комплекс Зарина-Кузнецова на проспекте Мира, 41
- Особняк Кузнецовой на проспекте Мира, 43
- Усадебный комплекс Салтыковых-Чертковых по улице Мясницкая, 7
- Торговый дом Кузнецова по улице Мясницкая, 8/2
- Многоквартирное здание Строгановского училища по улице Мясницкая, 24
- Театральное здание для Г. Парадиза на улице Большая Никитская, 19
- Особняк Рябушинского по улице Малая Никитская, 6/2
- Особняк Кана на Садовой-Кудринской, 2/62
- Памятник Н.В. Гоголю во дворе усадьбы на Никитском бульваре, 7
- Здание купеческого общества на Новой площади, 6
- Дом Аршиновых по улице Большая Ордынка, 32
- Особняк Кириевских-Карповой на Большой Ордынке, 41
- Особняк Морозова в Подсосенском переулке, 21
- Часовня-памятник семье Морозовых по улице Преображенский вал, 17А
- Особняк Левенсона на Пречистенской набережной, 35 (реконструкция)
- Типография Рябушинского в Большом Путинковском переулке, 5
- Торговое здание Гальперина по улице Пятницкая, 13
- Фасад и интерьер здания по улице Рождественка, 11/4
- Рождественский монастырь по улице Рождественка, 20 (пристройки)
- Оформление интерьеров дома Ушкова на Рождественском бульваре, 10
- Собственный особняк на Большой Садовой, 4
- Особняк Протасова-Малич на Садовой-Самотечной, 6
- Особняк Дервиза на Садовой-Черногрязской, 6
- Особняк семьи Харитоненко на Софийской набережной, 14
- Усадьба Морозовой-Рейнбот по улице Спиридоновка, 17
- Гостиница «Боярский двор» на Старой площади, 8
- Дом Аршиновых в Старомонетном переулке, 31, строение 7
- Торговый дом «Аршинов и Ко» в Старопанском переулке, 5
- Часовня при храме Петра и Павла в Старосадском переулке, 7/10
- Особняк Смирнова на Тверском бульваре, 18
- Здание «Товарищества скоропечатни Левенсона» в Трехпрудном переулке, 9
- Училище евангелической церкви в Большом Трехсвятительском переулке, 4
- Храм во имя Покрова Богородицы в Турчанинов переулке, 4
- Иконостас храма во имя Иоанна Предтечи в Черниговском переулке, 2
- Дача Левенсона в Чоботовском проезде, 4
Семья[править]
Сын Ф. О. Шехтеля, Лев Фёдорович (1892—1969), носивший фамилию «Жегин», стал живописцем и теоретиком искусств. Занимался также исследованием формально-композиционных основ древнерусского искусства (книга «Язык живописного произведения», 1970) . Сын Иван трагически погиб.
Дочь Шехтеля , Екатерина(Китти) Фёдоровна Шехтель, посвятила себя воспитанию племянников и внучатых племянниц.
Дочь Шехтеля , Вера Фёдоровна Шехтель (Тонкова)- художник оформитель, в ранней юности участница движения Футуристов, возлюбленная В.Маяковского. Вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора поляка по происхождению, Генриха Гиршенберга. В 1919 году родилась дочь Марина (впоследствие театральный художник Лазарева-Станищева Марина Сергеевна). Второй брак с Сергеем Васильевичем Тонковым. В 1932 году родился сын Вадим (впоследствии заслуженный артист России Вадим Сергеевич Тонков, известный в образи экстравагантной старушки Вероники Маврикиевны Мезозойской).
↑ Биография Федора Шехтеля
Он родился в Петербурге 26 июля (7августа) 1859 года. Его отец учился в то время в технологическом институте. В семье было пятеро детей. Родом отец будущего архитектора был из Саратова, и семейные дела потребовали его возвращения в родной город. В Саратове у Шехтелей был прибыльный алкогольный бизнес. Они держали увеселительный сад. Спустя несколько лет семья распалась. Отец умер от воспаления легких. Из-за неудачных вложений в золотые сибирские прииски имущество пошло прахом. Имущество пошло с молотка, детей отдали на усыновление в другие семьи. Оплачивать обучение в гимназии было некому, и тринадцатилетнего Федора пристроили в училище при духовной семинарии. С этого времени страх перед бедностью преследовал его всю жизнь.
В 1875 году Шехтель приехал в Москву. Здесь он проживет последующие 50 лет. Облик города, начиная с последних десятилетий XIX века, будет складываться при его непосредственном участии. В доме Третьякова, где служила экономкой его мать, Шехтель познакомился с архитектором Александром Каминским, который станет для него первым учителем и старшим другом. Через год Шехтель поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако средств закончить обучение не хватило – через два года он был отчислен.
Училищу Шехтель был обязан знакомством с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым. Последний свел Шехтеля с братом Антоном. Их многое объединяло. Шехтелю приходилось подрабатывать рисовальщиком под псевдонимом «Финь Шампань» в тех же журналах, где печатались ранние рассказы и фельетоны Антоши Чехонте. Выход из бедности был только один – браться за любую работу и делать ее быстро и добросовестно. Шехтель не отходит от чертежной доски, сотрудничая с архитектурными мастерскими, рисует для журналов, оформляет книжные и нотные обложки, делает декорации к торжествам и массовым гуляниям, придумывает театральные костюмы.
Для коронации Александра III им была выполнена грандиозная композиция «Весна-красна». Так пришла слава. В 1894 году Шехтель получает право подписывать работы собственным именем. Федор Осипович спроектировано здание Московского художественного театра в Камергерском переулке. В 1902 году вместе со Станиславским, Немировичем-Данченко и Саввой Морозовым он создал здание, ставшее эталоном новой театральной культуры. Оно соединило в себе красоту, простоту и удобство. Причем работал Шехтель безвозмездно. Он придумал и символ театра – чайку, парящую над волнами. В том же году Шехтель получает звание академика архитектуры. Он становится создателем нового стиля, получившего название русский модерн. Этот стиль стал неотъемлемой частью Серебряного века отечественной культуры.
Шехтелю принадлежат многие московские особняки (в частности, особняк Рябушинского), по его проекту построено здание Ярославского вокзала. Новаторским было проектирование отжилых помещений, предназначенных для прислуги. Принципом русского модерна было «не человек для дома, а дом для человека». Тщательность в отделке зданий объяснялась требованиями уюта и комфорта. Шехтель славился безукоризненностью строительных работ. Красота и качество были для него тождественными понятиями. С приходом большевиков у Шехтеля реквизируют дом и дачу. Семья перебирается в квартиру дочери, но и там их уплотняют, подселяют нескольких жильцов. Последние годы жизни Шехтеля – снова бедность и невостребованность. Из архитектурных проектов реализован только павильон Туркестана. Умер Федор Осипович 7.07 1926 года в Москве.
Морозов
В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Савва Морозов заказал архитектору строительство особняка (особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке), который он видел готическим замком. И Шехтель воплотил эти мечты в жизнь.
Особняк вышел великолепным и стал истинным украшением Москвы. Тем более что финансирование Морозов не ограничивал. Достаточно строгий стиль диктовал свои правила: архитектор предложил не так уж много декоративных украшений, детали укрупнились. Внутри же дом был поистине роскошным: к его оформлению Шехтель привлек Михаила Врубеля. Именно этот проект впоследствии архитектор представил для получения диплома, который ему наконец вручили. А так называемые «готические особняки» стали своеобразной визитной карточкой Шехтеля.
Архитектура дома Шехтеля
Особняк Рябушинского строился под руководством архитектора с 1900 по 1902–03 гг. Главный фасад с парадным крыльцом обращен к Малой Никитской улице. В данный момент войти в здание можно со стороны Спиридоновки через «черную» дверь, изначально предназначавшуюся для прислуги.
Руке Шехтеля принадлежит создание проектов более 210 зданий столицы и Подмосковья, построенных на рубеже XIX—XX вв. В их числе — Ярославский вокзал, особняк Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный» на Арбате. Большинство из 86 сохранившихся объектов находится сегодня под охраной государства. Сам архитектор доживал свой век в квартире дочери, превращенной после революции в коммуналку.
Дом Шехтеля на Малой Никитской стал настоящим шедевром мастера. За счет эффектного ступенчатого расположения оконных проемов здание выглядит многоэтажным. Обтекаемые формы арочных сводов, оконные решетки в виде вьющихся ветвей и спиральные завитки балконных ограждений придают экстерьеру дополнительную легкость. Низкий забор открывает обзор на фасад, украшенный широким мозаичным фризом. В изображенных на нем растительных мотивах скрываются загадки и символы.
Мозаичный фриз, Лариса Киселева
Центральная терраса, нависающая над парадным входом, опирается на объединенные фигурными перемычками массивные колонны. Две из них вплотную подходят к «красной» линии. На боковых фасадах присутствуют балкончики с декоративными ограждениями. На территории усадьбы расположен флигель с пристроенной к нему конюшней. Комнаты предназначались для прислуги. Одно из помещений в годы ВОВ снимал А. Толстой. Сегодня в нем находится музей-квартира писателя.
Фасадная часть дома Шехтеля может остаться незамеченной прохожими, особенно в летнюю пору, когда особняк прячется за кронами деревьев. Все самое интересное и удивительное открывается посетителям дома-музея Горького.
Об аккуратно заводимых часах
1 / 2
Федор Шехтель. План бокового фасада особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. 1893–1895 годыГосударственный музей архитектуры им. А. В. Щусева
2 / 2
Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. 1898–1905 годыPastVu.com
В 1893 году в карьере Шехтеля происходят важные изменения. Он получил крупный заказ на строительство особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, который сразу же стал городской достопримечательностью и одним из символов архитектуры своего времени. Благодаря этой работе Шехтелю наконец удалось получить диплом техника-строителя: с 1894 года он может подписывать чертежи своим именем.
По семейным рассказам, Шехтель был настоящим фанатом работы. Он запирался у себя в кабинете: дважды в день ему под дверь ставили бифштекс с кровью. Стучаться было запрещено, чтобы не отвлекать. В другом письме к Чехову, от 14 апреля 1896 года, Шехтель рассказывал, как, лежа в постели перед сном, начал обдумывать план Народного дома и так увлекся, что не спал почти всю ночь (зато проект был придуман вплоть до деталей).
Годы учёбы[править]
После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен во второй класс первой мужской гимназии — единственного учебного заведения, дававшего среднее образование. Учился Федор Осипович посредственно, фактически имея приличные баллы по чистописанию, да еще по рисованию и черчению. Этим предметам Шехтель учился у «милейшего, добрейшего старичка» Андрея Сергеевича Година, того самого, у которого пятью годами раньше учился «технике рисования с натуры» сын командующего Саратовским губернским батальоном Миша Врубель.
26 августа 1873 года Фёдор Шехтель стал одним из 43 «казеннокоштных» воспитанников местной Тираспольской римско-католической семинарии (католическая семинария была открыта в Саратове 11 февраля 1856 года и предназначалась для подготовки детей колонистов в священнослужители) и окончил её в 1875 г.
Свидетельство № 168 об окончании полного курса приготовительного четырёхклассного училища при Тираспольской римско-католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шёл уже 22-й год. Позаботиться о получении свидетельства заставила сама жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф. О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьевку в Саратовское городское по воинской повинности присутствие. Лица, окончившие училище, имели определённые льготы при прохождении воинской службы. Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был получен документ, по которому он был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобождён от службы».
В 1875 Шехтель приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества на курс Д. И. Чичагова, которое он оставил в 1878 г., не окончив курса (на основании рапорта инспектора К. А. Трутовского «за плохую посещаемость»). В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А. С. Каминского (зятя П. М. Третьякова) и К. В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, сотрудничал в юмористических журналах «Сверчок» и «Будильник» (под псевдонимом Финь-Шампань), вместе со своим другом Н. П. Чеховым (братом А. П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей, участвовал в оформлении коронационных торжеств 1883 и 1896 гг. Антон Павлович представлял Шехтеля начинающим авторам как прекрасного рисовальщика и виньетиста, особенно после того как Фёдор Осипович оформил виньетками первый его сборник «Пёстрые рассказы» в 1886 году. До начала 1890-х годов работал и в театре, оформляя спектакли под руководством художника К. Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренёра, также уроженца Саратова, Михаила Валентиновича Лентовского (народный театр «Скоморох»). Свою карьеру Лентовский начинал в «летнем театре городского «Сада Шехтель» в Саратове, принадлежавшему дяде и отцу Федора Осиповича. Построенный по проекту Шехтеля в «помпейском» стиле открытый театр «Антей», пожалуй, самая крупная его работа тех лет. Сложная механическая начинка сцены была специально предназначена для постановки всякого рода «чудес, полетов, превращений», и здесь увидели свет самые головокружительные феерии и оперетты Лентовского. В Петербурге для Лентовского Шехтель строил театр «Ливадия» и ресторан в «китайском» стиле «Кинь-Грусть», а в Москве — множество временных сооружений. Н. А. Попов — замечательный русский театральный деятель, режиссёр, энтузиаст и руководитель народных театров, писатель и критик — так вспоминает о Шехтеле: Ф. О. Шехтель очень легко относился к своим театральным работам, ни с какой стороны не ценил своих эскизов и, раздавая их по мастерским, не заботился об их сохранении. И большая часть исчезла бесследно. У него самого хранились только два альбома — «Люди-звери» и ещё один альбом с набросками костюмов. Остальная сохранившаяся часть его работ находится у немногих частных лиц и в Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина. К Бахрушину в своё время пришёл архив Лентовского и среди вороха бумаг Бахрушина удалось выделить значительную коллекцию работ Шехтеля, которая состояла из афиш, рисунков, программ. Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.
Происхождение[править]
Родился в Петербурге 26 июля (7 августа) в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога, здесь же родились его брат Осип (1858) и сестры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863). Отец Осип Осипович (1822—1867) в 1855 году женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, происходившей из купеческой семьи, будущей матери Фёдора Осиповича. Мать происходила из семьи саратовских купцов Жегиных и позже служила экономкой в семье Третьяковых. Федор Осипович был женат на своей кузине, Наталье Тимофеевне Жегиной, отец которой Т. Е. Жегин был известной личностью и дружил с П. М. Третьяковым.
В Саратове примечательной личностью считался дядя зодчего — купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который выступил в роли одного из учредителей первого в городе литературно-музыкального кружка просвещенного купечества — Немецкого танцевального клуба. В мае-июне 1859 года Ф. О. Шехтель построил в своём загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами. Впоследствии театр не раз горел и перестраивался, менялся и облик устроенного Шехтелем увеселительного сада. В настоящее время на месте сада разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы, ведущего свое начало от маленького театра Шехтеля.
Переезд Осипа Осиповича Шехтеля с семьёй на постоянное место жительства в Саратов случился, видимо, в течение 1865 года, когда будущему зодчему было шесть лет. Возможно, на переезде Осипа настоял его старший брат. Сам он тяжело заболел, а других братьев — Антона, Ивана и Алоиза Шехтелей — уже не было в живых. Вероятно, хозяйство братьев требовало постоянного внимания, а инженер-технолог Осип Шехтель мог правильно управлять принадлежавшей братьям ткацкой фабрикой и театром.
Осенью 1865 года городская дума передала антрепризу сроком на пять лет петербургскому купцу инженеру-технологу Осипу Осиповичу Шехтелю. Однако способностям Шехтеля-антрепренера не суждено было раскрыться полностью: он умер от воспаления лёгких в конце февраля года. Осип Осипович Шехтель пережил брата только на два месяца, оставив после себя в «наследство» запутанные торговые дела и огромные долги. Его жена через доверенное лицо — Т. Е. Жегина — продала загородный сад с театром французской подданной Аделаиде Сервье. Так как братья состояли «в нераздельном капитале», то вышло так, что из-за огромных долгов Ф. О. Шехтеля семья его младшего брата оказалась без всяких средств к существованию. Положение было настолько тяжелым, что в 1868 году Дарья Карловна отдала своего младшего сына Виктора-Иоанна в семью проживавшего в столице статского советника К. Ф. Дейча, фамилию которого он впоследствии принял. Старший сын Осип был определён в Мариинскую земледельческую школу в Николаевском городке (ныне Октябрьский городок Татищевского района Саратовской области), а младшие дети, в том числе Фёдор, продолжали обучаться дома.
История музея-квартиры Горького
Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.
По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:
- рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
- гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
- спальню разместили в одном из кабинетов;
- полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.
Спальня, Лариса Киселева
При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.
В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931–36 гг.
Элемент декора, Лариса Киселева
Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.
Здесь был… Горький
В 1930-е годы в особняке Рябушинского жил писатель Максим Горький.Фото: Михаил ФРОЛОВ
Адрес: Малая Никитская, 6/2, стр. 5 (метро «Тверская»).
Год постройки: 1903 год.
Статус: объект культурного наследия федерального значения.
Дальше 15 минут ходьбы — и мы возле особняка Рябушинского. Того самого, о котором Чуковский отзывался так нелестно. Крыльцо напоминает огромную букву П. Точнее, заглавную буквицу, какие раньше вырисовывали в самом начале текста.
Этот особняк Шехтель построил для своего друга Степана Рябушинского, оформив в морском стиле. На стенах изображены медузы, ракушки, водоросли, черепахи. Мраморная лестница напоминает волну.
Рябушинский был старообрядцем и собирателем икон. И специально для него архитектор спроектировал молельню, причем как тайную комнату. Неосведомленный человек найти ее не мог.
В 30-е годы здесь жил Максим Горький и в честь этого в особняке устроили музей писателя (в 1965 году). А потому это тот редкий случай, когда шехтелевский дом можно осмотреть и внутри. Удивляет, насколько хорошо он сохранился.
В кабинете, в спальне, в столовой сохранили подлинную обстановку. Как и личные вещи писателя, и его библиотеку (12 тысяч томов). Расставлены они в том же порядке, что и при жизни Горького.
Отдельные комнаты закрыты для посетителей, потому что в них хранится музейный фонд.
Я обратил внимание, что среди них большинство иностранные туристы. Некоторые не покупают билет, а просто заглядывают в прихожую, фотографируются на фоне портрета писателя и уходят
Атмосфера возле особняка умиротворяющая. Сад, цветочки. Под огромным каштаном скамейка. Через дорогу храм Большое Вознесение, в котором Пушкин венчался с Гончаровой. Да и золотая осень еще не кончилась.
Саратов — Москва
На самом деле имя Федора Шехтеля — Франц-Альберт. Его отец инженер Иосиф Шехтель происходил из семьи немецких колонистов, в начале XIX века прибывших в Саратовскую область. Детские годы будущий архитектор провел с семьей в Саратове, где его отец и дядя вели торговый бизнес и занимались другими проектами, вплоть до театральных. Однако в какой-то момент семью начали преследовать неудачи: сначала умер Иосиф Шехтель, потом его старший брат, взявший было на себя заботы о семье, дела были расстроены, средств к существованию практически не было.
Мать будущего архитектора устраивала жизнь семьи, как могла. Сама она вынуждена была переехать в Москву, но Франц остался в Саратове, где учился в гимназии. Только в возрасте 16 лет, в 1875 году, он тоже приехал в Москву и начал работать в мастерской архитектора Каминского. Одновременно он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Так начался путь будущего великого мастера.
О черных мыслях и ложке каши на вес золота
Федор Шехтель, его жена Наталья, дочь Вера и внучка Марина на даче в Петровско-Разумовском. 1926 год
Это письмо дочери Вере не датировано, но из текста очевидно, что написано оно после революции. У архитектора почти нет работы, он должен обеспечивать себя, жену и дочь Китти. Шехтель пытается продавать мебель, предметы из своей коллекции и книги. В последние годы Шехтель болел раком желудка и испытывал сложности с приемом пищи. В письме Марии Чеховой Федор Осипович рассказывает, что его сложно узнать: на лице остался только нос, а в другом письме Вере мрачно шутит, что готов попросить у влиятельного наркома просвещения Луначарского цианистый калий: