Особняк саввы морозова
Содержание:
Больница и Музей фарфора
Основатель знаменитой Морозовской детской больницы — Алексей Морозов, сын Викулы Елисеевича. Алексей Викулович продолжил семейные традиции, касающиеся благотворительности и меценатства. Обстановка, которая к 1900 году сложилась в Москве, совсем его не радовала: дети, страдающие от коклюша, дифтерита и других болезней, не получали должного лечения. Морозов решил построить собственную больницу, в которой детей будут лечить бесплатно. В строительство он вложил отцовское наследство — 400 тысяч рублей. Назвали больницу в память о Викуле Елисеевиче.
За три года до этого Морозов возглавлял Товарищество Викулы Морозова сыновей, но потом отказался от руководства в пользу брата Ивана. На первом месте у создателя Морозовской больницы была его коллекция икон, фарфора и гравюр — он отвел для этого целый особняк во Введенском переулке, специально перестроенный. Кстати, на этом проекте снова встретились архитектор Федор Шехтель и художник Михаил Врубель. После революции в этом доме открылся Музей фарфора (сегодня — Музей керамики в Кускове), а Алексей Морозов стал его хранителем.
Архитектура
Боковой фасад Особняка Зинаиды Морозовой. 2012 год
Особенности фасада
После окончания университета Савва Морозов отправился изучать мануфактурное дело в Великобританию. Он был поражён английскими неоготическими соборами и в 1893 году задумал строительство собственного дома в этом же стиле. Фёдор Шехтель на тот момент увлекался средневековыми мотивами и смог воплотить желание заказчика в жизнь.
По задумке архитектора всё очарование усадьбы раскрывается в динамике. Особняк Зинаиды Морозовой стал первым объектом городского зодчества со времён Петра I, который отличался художественной выразительностью всех фасадов. С любого ракурса комплекс создаёт гармоничный живописный образ, появившийся благодаря разным по форме и архитектурной ритмике частям здания. Несмотря на внешние отличия, некоторые искусствоведы отмечают сходство такой композиции с конструкцией древнерусских хором, одной из главных особенностей которых было соответствие внутренних помещений внешним самостоятельным объёмам.
Как и в других работах архитектора, усадьба имеет стилистический центр, создающий общую целостность фасада. В особняке Морозовой им стала двухэтажная башня с массивными оконными проёмами. Ещё один художественный приём, направленный на создание общей согласованности — ритмическое повторение деталей. Восприятие каждого объекта, будь то лестница, терраса или контрфорс, усиливается родственной деталью. Так, за счёт квадратных объёмов в правой части здания, главная башня выглядит более гармонично и величественно.
Чтобы не отвлекать взгляды зрителей от пространственного расположения объектов, Шехтель отказался от массивных декоративных элементов. Главную художественную выразительность берут на себя оконные проёмы
Архитектор сконцентрировал внимание на ритмическом расположении и форме самих окон, размеры и внешний вид которых отличаются на разных фасадах.
Планировка и интерьеры
Фёдор Шехтель отказался от анфиладной планировки, принятой в то время. Архитектор расположил комнаты дома вокруг пространственного ядра усадьбы, которым является вестибюль и аванзал, их размеры стали образцовыми при проектировании всего здания. Попадая в дом, гости поднимались по лестнице, украшенной змеями и химерами, в светлый и просторный аванзал. С одной стороны от него находились гостиные, а с другой — парадная лестница, ведущая на второй этаж в кабинет Саввы Морозова. Такое расположение комнат сделало вертикальное направление движения таким же значимым, как и горизонтальное, что было необычно для интерьеров XIX столетия.
Оформление готических помещений архитектор доверил художнику Михаилу Врубелю. Он украсил малую гостиную тремя панно на тему «Времена дня», а для парадной лестницы создал скульптурную композицию «Роберт и монахини» и витраж «Рыцарь», который по задумке автора располагался не в оконном проёме, а в специальной нише с подсветкой, что обеспечивало равномерную освещённость в течение суток. Внутренние помещения особняка помимо главных комнат выполнены в стилях рококо и ампир и так же разнообразны, как и внешнее убранство. Особое значение здесь отведено причудливые люстры. Любовь Шехтеля к осветительным приборам, стала следствием восхищения технической инновацией.
Михаил Рябушинский, став владельцем Особняка Морозовой, решил обновить интерьер большой гостиной, для чего нанял художника Богаевского, который написал три панно на тему крымских пейзажей, чем усилил образность и возвышенность готических интерьеров Врубеля.
История
СпецОсобняк МИД РФ находится по адресу Спиридоновка, д.17 и используется для приемов на высшем уровне (в частности именно здесь в свое время заседала «Большая Восьмерка»). Особняк был выстроен талантливым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем в модном в конце XIX века неоготическом стиле. Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву (все интерьеры были тщательнейшим образом проработаны Шехтелем, при участии Врубеля).
В этом же особняке Морозов какое-то время укрывал находящегося в бегах революционера Баумана. И вот незадача: именно в это время Морозова решил посетить с обедом сам московский генерал-губернатор Сергей Александрович… Прием был обставлен шикарнейшим образом. Сергей Александрович сидел за столом и даже не подозревал, что сидящий здесь же “друг семьи” Морозовых есть не кто иной, как опаснейший революционер Бауман, которого искала и не могла найти вся московская полиция.
Этот же особняк считается одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты: Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк еще цел до сих пор.
Учитывая историческую ценность особняка и значимость проводимых в настоящее время мероприятий (официальные приемы на высшем уровне, пресс-конференции, официальные заявления и т.д.), наша компания столкнулась с весьма интересной и «красивой» задачей.
Ведь не каждый день приходится работать в музее!
Биография Морозовых
Прекрасный особняк Арсения Морозова на Воздвиженке таит в себе множество загадок и окружен ореолом легенд. Дом выполнен по заказу Арсения Морозова — правнука Саввы Морозова, происходившего из уважаемой семьи купца. Тот был известным предпринимателем и меценатом.
Арсений появился на свет у Внука Саввы — Абрама и жены его — Варвары. Согласно обычаям морозовских времен, Варвару Алексеевну выдали замуж против воли. Она никогда не испытывала романтических чувств к своему мужу, и, когда он отошел в мир иной, испытала облечение. Однако в завещании супруга было сказано, что если новоиспеченная вдова снова сочетается узами брака, то быстро лишится причитавшегося ей наследства.
К счастью, состояние мужа оказалось настолько огромным, что жизнь вдовы ее не слишком печалила. Стоит отдать должное, Варвара Алексеевна занималась благотворительностью: именно она спонсировала строительство первого в России онкоцентра (Институт им. Морозовых для лечения людей, страдающих раком). Также она основала библиотеку имени Тургенева и газету «Русские ведомости».
Но в семье Варвара Морозова проявляла себя весьма жестко и требовательно, стремясь все держать под контролем. Когда Арсению исполнился 21 год, и он обрел право самостоятельно распоряжаться своей долей капитала, мать купила ему участок земли рядом со своим особняком на Воздвиженке. Она хотела, чтобы он всегда был под ее присмотром. Но юноша не желал оставаться под опекой матери.
Описание
До реализации системы синхронного перевода в пресс-центре МИД России все проводимые мероприятия с участием иностранных делегаций проводились посредством последовательного перевода, т.е. сначала говорим, потом переводим. Подобный режим, естественно, никого не устраивал, т.к. для проведения пресс-конференций требовалось большое количество времени, коим министр иностранных дел не располагает, учитывая плотный график его работы!
Перед нашей компанией была поставлена четкая задача: оснастить пресс-центр оборудованием синхронного перевода в сжатые сроки и с высоким качеством выполняемых работ, т.к. практически каждый квадратный метр особняка – это культурная ценность.
Синхронный перевод рассчитан на 70 человек. В зале пресс-центра установлен президиум для первых лиц государства и предусмотрено размещение аккредитованных журналистов. Именно для этих людей предусмотрен перевод речи, исполненный на оборудовании беспроводной передачи звука Integrus Bosch. Две поворотные камеры серии VG4-211 Bosch, установленные в зале, обеспечивают переводчикам трансляцию самого оптимального изображения выступающего участника.
В отдельной комнате организованы три кабины переводчиков. В каждой кабине предусмотрено два пульта переводчиков и монитор. Два пульта переводчиков обеспечивают непрерывный перевод при смене синхронистов, работающих на один канал перевода.
Проектом также предусмотрена трансляция звука и изображения выступающего в два отдельных зала (“Советский” , “Каминный”) для дополнительно приглашенных журналистов и представителей СМИ.
Особняк в искусстве
Появление богатого и необычного купеческого дома не могло остаться незамеченным. Молва окрестила усадьбу «палаццо» и «московским чудом», а актёр Михаил Садовский сочинил едкую эпиграмму:
Сей замок навевает много дум, Мне прошлого невольно стало жалко: Там, где царил когда-то русский ум, Царит теперь фабричная смекалка. |
Некоторые поклонники творчества Михаила Булгакова считают, что в замке Морозовой жила героиня романа «Мастер и Маргарита», но большинство литературоведов не разделяют эту точку зрения. Зато Максим Горький подробно описал жизнь купеческой семьи в своём автобиографическом романе: «Рождение человека».
В 2017 году в стенах дома проходили съёмки художественного военного фильма «На Париж». Создатели картины выбрали особняк из-за архитектурных особенностей и сходства фасада с немецкими дворцами.
Внутреннее убранство
С дизайном интерьера Арсений поступил поистине оригинально. Когда Мазурин спросил его о том, в каком стиле делать внутреннее убранство, Морозов ответил: «во всех». Поэтому каждая комната сильно отличается от другой. Заходя в особняк, люди понимали, что его владелец — человек экстравагантный, имеющий массу интересов и всевозможные увлечения:
- В вестибюле дома находился охотничий зал. Морозов любил охотиться. В этой комнате присутствовало огромное количество трофеев. Его страсть к охоте отразилась даже на дизайне камина. Он украшен изображениями сокола, арбалета, лука и собак гончей породы. В этом доме любили животных: при жизни Морозова по особняку расхаживала настоящая прирученная рысь.
- Зал в особняке по большей части выполнен в греческом стиле.
- После идет большой зал в римском стиле, откуда можно пройти в будуар с огромнейшим зеркалом.
- Наиболее гармонично и изысканно выглядит холл в классическом стиле.
- Будуар супруги Морозова выполнен в стиле барокко. Наверняка она очень гордилась этой комнатой, однако старания Арсения угодить своей жене не принесли должного результата. Их брак не сложился: паре пришлось разъехаться.
Владелец особняка прожил в нем совсем недолго. Гибель Арсения Морозова можно назвать нелепой. Однажды он заключил пари с друзьями, пообещав, что ему удастся прострелить себе ногу и не ощутить ни капли боли благодаря помощи святого духа. Молодой человек сделал выстрел и на его лице не отразилось никаких признаков болевых ощущений, так что спор он выиграл. А вот из-за необработанной раны наступило заражение крови и через три дня легкомысленного юноши не стало.
Особняк Морозова
Здание расположено в центре столицы, по адресу улица Воздвиженка. д. 16 . В здании находится Дом дружбы с народами зарубежных стран. Ближайшие станции метро: Арбатская, Александровский сад, Библиотека им. Ленина. До революции дом принадлежал известной семье Морозовых.
В конце 19 века, земельный участок под строительство здания приобрела миллионерша Морозова Варвара Алексеевна и ее сын Арсений. Варвара построила дом для себя и соседний участок предоставила сыну. Арсений сам взялся за строительство своего дома. Он нанял архитектора Мазырина В.А. Архитектор предложил построить дом, по образу замка Синтра, близ Лиссабона. Так и появилось в центре Москвы здание в мавританском стиле.
Многим внешний вид дома не понравился. Не понравился он и его матушке Варваре. Она говорила сыну — Раньше только я одна знала, что ты дурак, теперь — вся Москва.
В этом доме Арсений Морозов устраивал вечера, о которых говорила вся Москва. Например, на одном из них в зале стояло чучело медведя с серебряным подносом, наполненным чёрной икрой.
Арсений был большим чудаком. Но из-за такого своего характера он умер всего в 35 лет. Он на спор прострелил себе ногу и получил гангрену, от которой и скончался.
После революции 1917 года здание сначала принадлежало Пролеткульту . Здесь выступали писатели и поэты. Ставили спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд. Эйзенштейн здесь ставил здесь пьесу Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Мейерхольд поставил пьесу Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».
Потом здание в разное время принадлежало посольствам Японии, Великобритании, Индии.
В 1959 году здание передали под Дом дружбы с народами зарубежных стран. В наше время Особняк Морозова используется как дом приемов Правительства РФ.
Московские власти приняли решение о присвоении статуса памятника еще десяти историческим зданиям в Центральном административном округе. Как сообщил руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, речь идет о строениях, возведенных в XVIII-XIX веках, а также в начале XX века.
Эти здания будут включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения, сказал Кибовский.
По его словам, в частности, объектами культурного наследия регионального значения станут корпус Института инвалидов, ансамбль Миусского трамвайного депо, Московское промышленное училище в память 25-летия царствования Александра II, особняк Саввы Морозова и главный дом городской усадьбы купцов Сушкиных. Кроме того, в единый государственный реестр объектов культурного наследия будут включены главный дом городской усадьбы Чернышовых, доходный дом Ф. С. Рахманова, главный дом городской усадьбы Кононовых, хирургическая лечебница и доходный дом доктора медицины С. М. Руднева и доходный дом А. Р. Ледницкого.
Династия Морозовых
Савва Тимофеевич Морозов происходил из старообрядческой купеческой династии Морозовых, обосновавшейся на Патриаршине в XVI веке. Предок династии, старейший из рода Морозовых — Василий Федорович (1749 — 1825 гг.) был рыбаком и происходил из старообрядцев поморского согласия.
Основатель династии и дед Саввы Тимофеевича — Савва Васильевич Морозов (1770 — 1860 гг.) крепостной крестьянин села Зуева Богородского уезда Московской губернии помещичей вотчины Рюминых, начал трудовую деятельность простым ткачом в шелкоткацкой мануфактуре Федора Кононова в Зуеве, организовал домашнюю мастерскую а затем и свою небольшую фабрику, накопил средства и в 1820-30 годы за 17 тысяч рублей ассигнациями выкупил себя и пятерых сыновей из крепостной неволи. Благодаря кипучей предпринимательской деятельности, за 30 лет он, так и не освоив грамоты (в документах расписывался сын Иван), разбогател и фактически стал одним из основателей российской промышленности. На момент смерти купец первой гильдии Савва Васильевич Морозов владел многомиллионным капиталом, торговым домом «Савва Морозов с сыновьями» и четыремя фабриками на которых работали новейшие английские станки и иностранные специалисты. Все сыновья Саввы Васильевича, получив наследство, стали крупными предпринимателями и промышленниками России.
Отец Саввы Тимофеевича, Тимофей Саввич Морозов (1823 — 1889 гг.) был младшим сыном Саввы Васильевича и одним из самых активных помошников отца, начиная с 40-х годов XIX столетия. Он получил в наследство «Товарищество Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и К°», фактически являющееся текстильным комбинатом, состоящим из трех фабрик в поселках Никольском, Городищах и Ваулове и девяти вспомогательных предприятий чугуномеднолитейных, газовых, механических, кирпичных и др. По годовому обороту Никольская мануфактура занимала третье место среди фабрично-заводских предприятий России, благодаря ей на месте деревень Орехово, Зуево, Дубровка и местечка Никольского возник рабочий поселок Орехово-Зуево, получивший в 1917 г. статус города. Еще одна бумагопрядильная фабрика досталась в приданое после женитьбы на Марии Федоровне Симоновой (1830 — 1911 гг.) дочери московского фабриканта-старообрядца, ведшей свой род от крещеных казанских татар. Семейство состояло из сыновей Саввы, Сергея, и трех дочерей — Анны, Юлии и Александры, еще два сына Иоанн и Арсений умерли во младенческом возрасте.
Тимофей Саввич отличался религиозностью, содержал моленные в конторе и в своих особняках в Москве, в Крыму, в Никольском и загородным имении в Усаде. С подчиненными был суров. Отказался от предложенного царем дворянского титула и получил звание «мануфактур-советник». Состоял среди учредителей Московского Купеческого и Волжско-Камского банков, а также Общества Московско-Курской железной дороги. В своем производстве отказался от услуг заграничных специалистов и нанимал молодых русских инженеров, выпускников Императорского технического училища. Избирался почетным мировым судьей, много денег тратил на разные культурные начинания. Морозовская стачка подорвала его здоровье и в 1886 году, за 3 года до смерти, Тимофей Саввич передал управление Никольской мануфактурой старшему сыну Савве Тимофеевичу Морозову.
Как государство тратит деньги на частные здания в Колпачном переулке
Ивановскую горку градозащитники называют «архитектурным заповедником» в центре Москвы. Здесь частично сохранились средневековые каменные палаты, значительная часть застройки старше 100 лет. Сюда часто приходят экскурсии, студенты художественных вузов проходят здесь практику.
По закону об охране и использовании памятников, следить за объектом культурного наследия, реставрировать и сохранять его должен собственник здания. Ещё в 2017 году мэрия Москвы разрешила владельцам усадеб в Колпачном переулке отреставрировать здания за свой счет. Тем не менее, пока государство продолжает тратить на реставрацию бюджетные деньги.
Хотя заказчиком запланированных реставрационных работ особняков в Колпачном, 5 и Колпачном, 7 значится компания «Лид Лайн», тендеры на них проводит подведомственное Министерству культуры ФГУП «Центральные научно-реставрационные мастерские». Учреждение, по данным госзакупок, уже потратило на реставрацию этих особняков 89,5 млн рублей.
Основные работы в Колпачном переулке должны начаться в 2020 году, но подготовка к ним идёт с осени 2019 года. «Реставраторы раскрыли альфрейную живопись на стенах, гончарные воздуховоды, исторические каменные и паркетные полы. Кроме того, в процессе зондажа кирпичной закладки оконного проёма зимнего сада обнаружилось наличие полностью сохранного подлинного витража начала XX века. А во время расчистки кирпичной кладки реставраторы нашли довольно редкое клеймо Даниловского казённого кирпичного завода, основанного в середине XVII века», — рассказывал руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов про усадьбу Д. А. Четверикова — Ф. Л. Кнопа.
Дом, который структуры Руслана Горюхина намерены перестроить, находится не в лучшем состоянии. Фото: «Открытые медиа»Единственное своё здание на Ивановской горке, не признанное памятником культуры, структуры Горюхина планируют перестроить полностью. На месте четырёхэтажного административного здания в Колпачном переулке, владение 9А, строение 1, должно появиться пятиэтажное офисное здание с подземной двухуровневой парковкой, следует из проекта работ. В нём мало подробностей о будущей стройке, но в материалах историко-культурной экспертизы отмечено, что она затрагивает близлежащие усадьбы.
Проект должен быть масштабным. Об этом можно судить по тому, что в арбитражном суде Москве «Лид Лайн» судится с Московским метрополитеном: тот требует согласовать с ним работы по подземной части здания, которые частично проходят в зоне Арбатско-Покровской линии. «Судя по всему, девелопер хочет объединить свои владения в единый офисный кластер с огромными подземными пространствами», — говорит Дмитрий Чарахчьян из градозащитной организации «Архнадзор».
С разрешением на строительство в «Архнадзоре» не согласились и подали иск в Басманный суд (иска пока нет в базе судов, копия заявления есть в распоряжении «Открытых медиа»). В документе отмечено, что участок, на котором запланированы работы, «входит в границы объединенной охранной зоны памятников истории и культуры Москвы». «Таким образом, новое строительство и реконструкция на данном земельном участке возможны только в режиме регенерации историко-градостроительной среды, под которой понимается восстановление, воссоздание её утраченных элементов, с учетом сохранения её градостроительных характеристик и обеспечения визуального восприятия объектов культурного наследия», — подчёркивается в заявлении.
«Открытые медиа» в партнёрстве с The Black Sea и объединением журналистов-расследователей (EIC) проанализировали около 1 млн документов из Багамского реестра компаний. Эта база данных была предоставлена объединением Distributed Denial of Secrets (DDoS), выступившим посредником между журналистами и неназванным источником.
Дальнейшая судьба дома Морозовых
Зинаида после смерти Саввы решила от дома избавиться. Слишком тяжелы были воспоминания и слишком велик дом. Новым хозяином стал Михаил Рябушинский, купивший особняк, желая перебраться поближе к своему брату Степану, жившему неподалёку. Покупка дома состоялась в одна тысяча девятьсот девятом году.
Как только дом перешёл к новому хозяину, тот сразу же затеял в нём переделку. Михаилу хотелось организовать всё таким образом, чтобы в новом доме разместилась его шикарная коллекция картин. О коллекции стоит сказать отдельно, ей мог позавидовать любой, как в наше время, так и тогда, чего стоят имена художников: Ренуар и Писарро, Бенуа и Дега.
В одна тысяча девятьсот шестнадцатом году в семье Рябушинских рождается дочь Татьяна, которой в последствии суждено будет пойти по стопам своей матери и стать балериной, но это будет уже другая история, к тому же произойдёт она уже за границей.
Через год после рождения дочери семья покидает Россию навсегда, не подозревая об этом. Часть картин из собственной коллекции, Рябушинский передаёт на хранение в Третьяковскую галерею, а другую часть прячет в стенах огромного особняка, надеясь, что смута скоро завершиться и можно будет спокойно вернуться домой, однако, его прогнозам и мечтам не дано будет сбыться.
Пару лет спустя в этом особняке обосновались беженцы из Бухареста (дети-сироты). В конце двадцатых годов в доме производилась очередная перепланировка, благодаря ей картины русских художников: Врубеля, Брюллова, Репина, Серова, Тропинина и пр., спрятанные Рябушинским и были найдены, вслед за этим их передали в Третьякову, а само здание отдали Наркомату иностранных дел.
Тогдашние союзнички, дождавшись перелома в ходе военных действий, наконец-то созрели для открытия второго фронта. Именно эта встреча представителей трёх стран: СССР, США и Англии явилась решающей (в будущем) в создании Организации Объединённых Наций.
В этом же особняке, но уже в одна тысяча девятьсот шестьдесят третьем году был подписано соглашение, которое налагало запрет на испытание ядерного оружия, речь шла об испытаниях в космосе, в атмосфере, а также под водой.
С начала семидесятых и практически до конца восьмидесятых годов прошлого века в доме Морозова проводилась масштабная работа, связанная с реконструкцией исторических интерьеров. Именно в то самое время и выяснилось, что потолок на котором когда-то были изображены фресковые росписи, тщательно забеливался не менее восемнадцати раз, как впрочем и позолота с лепниной. Именно столько раз особняк Саввы Морозова посетил Иосиф Сталин. Перед визитом главного человека в стране, дом готовили по полной программе, наводя в нём марафет.
Не успела закончиться реставрация, как вскоре случился пожар (август девяносто пятого года). Огнём было уничтожено порядка семидесяти процентов внутреннего убранства особняка. Языки пламени навсегда слизали со стен работы художников Михаила Врубеля и Фёдора Богаевского, который был приглашён Рябушинским для того, что своими тремя работами (первая из которых называлась «Солнце», вторая и третья: «Скала» и «Даль») дополнить некогда написанное Врубелем.
К счастью по чертежам, оставшимся еще от Фёдора Шехтеля, многое удалось восстановить заново. Новая реставрация заняла год. В середине девяностых в уже отреставрированном особняке прошло заседание саммита, так называемой, Большой восьмёрки.
Сегодня в доме, видавшем на своём веку многих и многое, проходят важные мероприятия государственного масштаба, начиная от встреч первых лиц государства и заканчивая различными экономическими форумами, и даже демонстрацией новых коллекций от известных кутюрье.
Савва Первый
Крепостной-старообрядец Савва Морозов, принадлежащий помещику Николаю Рюмину, никогда не сидел без дела: трудился и извозчиком, и пастухом, и рабочим. В юности он устроился ткачом в шелкоткацкую мануфактуру Федора Кононова в деревне Зуево Богородского уезда Московской губернии. Он внимательно следил за тем, как устроено производство, мечтая когда-нибудь создать собственное.
Закрыть эту дорогу могла рекрутская служба, на которую его призвали. Забыть о мечте на 25 лет (а именно столько тогда требовалось отдать военному делу) Морозов не хотел и решился на беспрецедентный поступок: просил Кононова дать ему в долг большую сумму денег, чтобы откупиться, и перешел на сдельную оплату труда. Невероятно, но вернуть средства он смог всего через два года — пришлось много работать, отказывая себе во всем.
В 1797 году его женой стала Ульяна Афанасьевна — дочь красильного мастера. Отец дал за нее пять золотых рублей приданого, и эти деньги позволили Морозову открыть свою мастерскую.
Через 14 лет на него работали уже 20 наемных работников, которые в год изготавливали товара на сумму более чем тысяча рублей — вложение предприимчивого Морозова окупилось сполна. В 1812 году, когда хозяева всех московских текстильных мануфактур опустили руки, глядя на сожженный город, Савва Васильевич не растерялся, а обратил печальные события себе во благо. Он знал: Москва — вместе со всеми провинциями — сильно нуждалась в ткани. Незадолго до войны в Россию перестали поступать ткани из Англии, этому поспособствовал Наполеон. Морозов использовал все возможные мощности своей мастерской, чтобы наладить достойное производство.
В 1821 году он выкупил у помещика себя и четырех своих сыновей: Елисея, Захара, Абрама и Ивана. Деньги за вольную потребовали баснословные — 17 тысяч рублей. Чуть позже в семье Морозовых родился пятый сын — Тимофей.
Еще два года Савве Васильевичу понадобилось, чтобы приобрести у своего теперь уже бывшего хозяина земли в селе Никольском (сейчас — Орехово-Зуево). Именно там чуть позже будет создана знаменитая Никольская мануфактура, которая позволит его семье больше никогда не беспокоиться о деньгах.
Правая рука юного царя
Алексей Михайлович стал царем в юном возрасте. Существует историческое предание о том, что, умирая царь Михаил Федорович отдал своего наследника на попечение боярину Борису Ивановичу. Через месяц после смерти отца шестнадцатилетний царь потерял и мать. В этой непростой ситуации совершенно понятно стремление юного Алексея Михайловича доверить власть надежному и хорошо знакомому человеку.
До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным советчиком у царя. Современники характеризовали его как человека умного и опытного в государственных делах. К тому же он был одним из самых богатых вельмож в России, владея 55 тысячами крестьянских душ, несколькими соляными промыслами и заводами по производству железа и кирпича. Свое положение при дворе он еще более упрочил, вступив в брак с Анной Ильиничной Милославской, сестрой царицы.
К этому времени в России сложилась обстановка, требующая перемен в государственном управлении — устройстве городов, налоговой системе и работе центральной власти. В январе 1646 года юный царь Алексей Михайлович поставил во главе важнейших приказов близких людей. Борис Иванович Морозов возглавил одновременно несколько приказов, в числе которых были Приказ Большой казны (главное финансовое учреждение), Иноземный и Стрелецкий приказы, а также Приказ Новой четверти, державший государственную монополию на питейное дело. Таким образом, воспитатель царя стал определять основы государственной политики. В руки Морозова был отдан и Аптекарский приказ, осуществлявший надзор за врачами и аптеками, приглашавший специалистов из-за рубежа, готовивший кадры и отвечавший за медицинскую помощь в армии, а также за здоровье царя и его семьи.
Морозов взялся за государственные преобразования с такой же хозяйственной хваткой, с какой он управлял своими многочисленными вотчинами. Он начал приводить в порядок финансовое состояние государства, которое было в плачевном состоянии. Вначале были проведены меры по сокращению расходов на содержание администрации, чистка государственного аппарата. Он сместил многих руководителей приказов и поставил на их места близких царю людей, распустил часть дворцовой и патриаршей прислуги, а жалованье остальных сократил. Сокращения коснулись и органов местного управления. В армии были урезаны оклады иностранных офицеров, стрельцов и пушкарей.
Большие проблемы накопились к этому времени и в жизни городов. Почти половина их жителей числилась в слободах монастырей и знати, освобожденных от податей. Морозов начал перепись с тем, чтобы государственные налоги платили равномерно все горожане. Естественно, и владельцы, и жители слобод стали в ряды противников Морозова.
Нововведения коснулись и торговых людей. Иностранным купцам повысили налоги. Кроме того, многочисленные прямые подати заменили единым налогом на соль. Замена нескольких налогов одним должна была бы облегчить налоговое бремя, но введенная монополия на соль привела к ее резкому подорожанию.
Дом после революции
После событий 1917 года дворец стал штаб-квартирой анархистов, затем на него обратила внимание администрация театра Пролеткульт. Туда переехала передвижная трупа артистов
До ВОВ здесь располагалось посольство Японии, в военное время — посольство Великобритании, а после окончания военных действий — посольство Индии. С 1959 года особняк стали называть домом дружбы с народами зарубежных стран в Москве. В здании проводились встречи с иностранными деятелями.
В 2003 году произведена основательная реставрация и реконструкция особняка. Была привезена эксклюзивная мебель из красного дерева, напоминающая предметы интерьера конца XIX века. С 2006 года является домом приемов правительства РФ. В здании проводятся мероприятия, связанные с участием Российской Федерации в международных делах, дипломатические переговоры, конференции и важные встречи.
К сожалению, это не то место, в которое можно зайти внутрь, потрогать старинные предметы интерьера и погулять в парке рядом с усадьбой. По понятным причинам в ДДН не проводится экскурсий. Но можно попасть по адресу Воздвиженка д. 16 и насладиться необычным архитектурным творением. Добраться туда можно от станции метро Арбатская.
Династия Морозовых оставила Москве богатое наследство — плеяду великолепных особняков, с каждым из которых связана яркая история… или скандал. Не менее чем особняк Арсения Морозова знаменит особняк его знаменитого прадеда — Саввы Морозова на Спиридоновке, 17, который нередко называют домом Морозова на Арбате. Но не в пример описанному выше особняку он сразу же получил звание одного из красивейших домов Москвы и считался образцом вкуса. Построен он был для жены Саввы Морозова — Зинаиды, как символ их любви. Особняк в неоготическом стиле выстроен талантливейшим архитектором Федором Шехтелем, при участии Михаила Врубеля. Ныне там находится Дом приемов МИД России. По вполне понятным причинам и этот особняк закрыт для посещений и записаться на экскурсию туда практически невозможно. С недавних пор возможность побывать там появляется в Ночь музеев и День исторического наследия Москвы.
А как же музей? Неужели ни в одном из морозовских особняков нет музея? Есть — в Леонтьевском переулке. Там, в бывшем особняке Сергея Морозова, раньше располагался Кустарный музей, а ныне работает Музей народного промысла.