10 невероятных работ отважного бэнкси
Содержание:
- Критика
- Анонимность
- Война с Роббо
- [править] Алсо
- «Мытьё полосок зебры». 2008 г.
- If Graffiti Changed Anything – It Would be Illegal (Если граффити что-то изменит – это будет незаконно), Лондон
- Стена вместо холста
- Социальный подтекст
- Интересные факты о Бэнкси
- Кто это такой?
- Творческий путь
- «Любовники со смартфонами». 2014 г.
- Робин Гуд из Бристоля
- «Крыса в часах». 2018 г.
- «Беженец Стив Джобс». 2015 г.
- В заключение: в чем секрет успеха Бэнкси
Критика
Питер Гибсон, представитель организации «Keep Britain Tidy», борющейся за чистоту, утверждает, что работы Бэнкси являются обычным вандализмом, а Диана Шекспир, представитель той же организации, говорит:
Мы озабочены тем, что уличное искусство Бэнкси прославляет то, что по сути является вандализмом. Оригинальный текст (англ.) We are concerned that Banksy’s street art glorifies what is essentially vandalism. |
Во время распродажи выставки Бристольского музея в 2010 году две работы Бэнкси подверглись вандализму — кто-то расстрелял их из пейнтбольного ружья шариками с синей краской. По всей видимости это осуществили фанаты футбольного клуба «Бристоль Роверс», в адрес качества игры которого Бэнкси сделал нелестное замечание.
Анонимность
Заглавный персонаж сериала «Молодой папа», перечисляя самых значимых деятелей искусства последних лет, называет Бэнкси. Помимо него в ассоциативном ряду – Сэлинджер, Кубрик и Daft Punk. Что их объединяет? Никто не видел их лиц, они не позволяли себя фотографировать. Культуру в последние десятилетия вершат анонимы.
Быть невидимкой выгодно сразу по
нескольким причинам – это легчайший способ приковать внимание, избежать
ответственности и освободиться от любых ярлыков. «Личности, что стоят за ними»
давно не важны – произведения живут свои жизни, а их авторов придумаем мы сами.
Бэнкси – именно такой, каким его считают люди
Поэтому ему легко удаётся быть и
революционером, и бизнесменом одновременно, избегая противоречий.
Теорий по поводу реальной личности райтера огромное количество – возможно, за никнеймом стоит не один автор, а целая группа. Но самая популярная версия связана с музыкантом Massive Attack Робертом Дель Ная. Он, как и Бэнкси, уроженец Бристоля, наиболее вероятным именем художника является как раз Роберт, а новые работы регулярно появляются именно в тех городах, где выступали культовые британские электронщики. Концертные перфомансы (как недавний в Москве) и оформление обложек также соответствуют стилю райтера. И даже схожесть физических параметров сразу бросается в глаза.
Бэнкси прекрасно знает самую популярную теорию о своей «настоящей личности» и регулярно обыгрывает её в фирменном ироничном ключе. Они с Дель Ная действуют по схеме Питера Паркера/Человека-Паука – знаменитости постоянно заявляют, что давно дружат, музыкант частенько выступает спикером в документалках и материалах про Бэнкси, а на открытии «Дисмалэнда» выступала группа Massive Attack. То ли троллинг, то ли простейший способ конспирации – решать, как в любой истории с «невидимками», только вам.
Война с Роббо
Но несмотря на все эксперименты,
заслуги и звание большого художника, нельзя забывать, что, прежде всего, Бэнси
– райтер. В этом мире он фигура, безусловно, культовая и легендарная. Но его
репутация в среде коллег до сих пор остаётся неоднозначной.
Претензий много – от сворованного у Блека ле Рата (один из пионеров французского стрит-арта) трафаретного стиля и манеры рисовать крыс до предвзятого отношения властей к знаменитости (пока работы Бэнкси вырезают из стен, чтобы выставить в музее или, наоборот, защищают на улице стеклом, других райтеров арестовывают). Но окончательно мир стрит-арта на фанатов и хейтеров популярного британца расколол конфликт с легендарным Королём Роббо.
Речь об одном из первых британских райтеров, начинавшим ещё в середине 80-х. Он всегда выступал за рисование баллончиком на месте без использования трафаретов. Роббо забирался в самые экстремальные места и своей деятельностью формировал определённый кодекс чести. На который Бэнкси в 2009 году наплевал, нарушив одно из главных правил райтеров – нельзя писать своё граффити поверх чужого. Он изобразил работника, закрашивающего граффити Роббо с намёком, что карьере того наступил конец. При первой же личной встрече «старикан» дал звезде в морду. С этого момента развернулась настоящая война между двумя самыми популярными райтерами Британии.
Роббо закрасил граффити, написав сверху «King Robbo». Бэнкси в ответ подшутил, добавив впереди буквы f, u, c. Сначала соперник их просто закрасил, а затем сделал новое граффити с изображением символических похорон карьеры Бэнкси. Тот, в свою очередь, нарисовал поверх комнату – смысл до сих пор трактуется неоднозначно, но, вероятно, подразумевался намёк на появление первой популярности у Роббо (участие в создании фильма и скорое открытие выставки). Наверное, война продолжалась бы по сей день, если бы в 2011 году Роббо не получил травму головы. Он впал в кому и скончался через три года. Бэнкси на том же самом месте в память о заклятом враге нарисовал его именное граффити с баллоном в виде свечи.
Многие молодые райтеры до сих
пор отождествляют себя с «командой Роббо» или «командой Бэнкси». Их война – важная
веха в истории стрит-арта. Но на деле вопрос давно разрешён – в интервью Бэнкси
рассказал, что граффити портил не только он, а самого Роббо считает великим
художником, который по статусу выше и просто талантливее его самого.
[править] Алсо
Рисовать руками считает олдфажным отстоем и мажет стенки исключительно при помощи трафаретов. На этом поприще достиг немалых успехов, стал попсовым, продал, при этом оставаясь анонимным (не спрашивайте как, анонимус не знает), туеву хучу кусков стен со своими шедеврами (работа «Борьба с вредителями» была продана с аукциона за $1,9 млн), издал книжку и киношку имени себя. Также является приятелем расовой британской группы Blur (создал обложку для альбома Think Tank).
Кроме рисования на стенках, развлекался осовремениванием шедевров путем добавления в картины химических отходов, бытового мусора, оружия и прочих вещей для убивания человеков. Периодически вешал данные полотна в серьёзных галереях, где они невозбранно висели от нескольких минут до нескольких недель. Является объектом фапа некоторых экологов, панков и небыдла за периодическое поливание помоями эцилопов, королевы-матки и корпораций.
«Мытьё полосок зебры». 2008 г.
Бэнкси. Мытьё полосок зебры. Где-то в Мали, Западной Африке (предположительно)
Эта работа интересна не только смыслом, но и очень удачным выбором образа. Женщина развешивает для просушки только что постиранные полоски … зебры!
Забавно, конечно. И удивительно, что эта работа Бэнкси малоизвестна. Вполне возможно, что из-за своего расположения. Она появилась в 2008 году в каком-то поселении в Мали (Западная Африка).
Граффити Бэнкси в Мали «Мытье полосок зебры»
Фотографий этой работы сделано очень мало. Скорее всего, она давно уничтожена. Просто потому, что жители этого полузаброшенного поселения вряд ли что-то слышали о Бэнкси.
Так в чем же состоит послание художника?
Сразу понятно, что у жителей Мали большие проблемы с водой.
Тем временем, женщина на рисунке очень расточительно с ней обходится. Она тратит ее на совершенную ерунду — стирку полосок зебры.
Тем самым художник намекает, насколько людям из стран Европы и Северной Америки легко достаётся вода. И насколько ее катастрофически не хватает на африканском континенте.
Мы привыкли жить в мире изобилия. А для кого-то это мир нехватки всего, даже простой воды.
If Graffiti Changed Anything – It Would be Illegal (Если граффити что-то изменит – это будет незаконно), Лондон
Одна из наиболее “значимых” работ Бэнкси, это было обнаружено в фитцровии (Лондон) в апреле 2011 года. На ней изображена крыса с красной краской на лапе и отпечатком лапы на стене рядом с ней. Он стоит под фразой “Если граффити что-то изменят, это будет незаконно”. Похоже, что это удар по правительству из-за ссылки на цитату Эммы Голдман: “если голосование когда-либо изменит что-либо, это будет незаконно”. Она проводила кампанию за права женщин и голосование, и Бэнкси мог бы подчеркнуть тот факт, что каждый отдельный голос может редко что-то менять. Если граффити что-то изменит, это будет нелегальное место.
Стена вместо холста
Современное изобразительное
искусство не страдает от дефицита потрясающих художников, которые наверняка
войдут в историю: те же Джефф Кунс, Герхард Рихтер и Такаси Мураками успешны не
только в продажах полотен, но и как знаковые персонажи для культуры
постмодерна. Но никто из них не сотворил революцию. В отличие от Бэнкси.
Граффити – не только новый вид искусства, но и новый язык, новая ступень в развитии. Смена холста на стену, а галереи – на улицу, стала важнейшим концептуальным поворотом в истории искусства, который пока что не до конца оценён. Райтеры вернули искусство туда, откуда оно вообще произошло, сломав все границы между зрителем и произведением. Более массового и доступного изобразительного искусства на сегодняшний день просто не существует.
«Граффити – это одно из немногих
средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь
ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой,
ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он ссыт», – говорит Бэнкси.
Но райтеров много, а язвительный британец далеко не первый из них. Зато самый популярный и важный. Почему так произошло? Потому что именно он окончательно утвердил граффити как искусство, переместив его с городских стен в галереи. Сначала – в качестве шутки (переодевшись в старика, незаметно расклеивал свои творения по британским музеям), а затем вполне серьёзно – когда влиятельные персоны из мира искусства углядели в нём гения.
Социальный подтекст
Сегодняшнее изобразительное искусство тяжело представить без осмысления социальных проблем. Бэнкси за свою карьеру раскритиковал, кажется, все негативные стороны общества потребления: от простых граффити (товарное рабство – в «Штрихкоде» и «Тележках», кризис института семьи – в «Семейной цели», безнаказанность силовиков – в «Грубом копе» и «Хорошего дня!», зависимость от технологий – в «Мобильных любовниках» и так далее) до крупномасштабных опасных акций.
Самая громкие и невероятные из
них – роспись стены между Израилем и Палестиной, а также граффити на руинах
Сектора Газа. Загадка – как художнику удалось остаться незамеченным и попросту
живым. За стеной круглосуточно наблюдают снайперы, а от места работы в Секторе
Газа не осталось живого места. Бэнкси признаётся, что во время работы не
осознавал, что мог погибнуть в любой момент. Заявление, благодаря контексту,
получилось мощным – именно эти работы райтера кажутся самыми пронзительными.
Весомая часть творчества Бэнкси
посвящена критике полицейских, военных и других трансляторов насилия в
обществе. Одна из самых известных цитат британца выглядит так: «Самые
чудовищные преступления на планете совершаются не теми людьми, кто восстает
против правил, а теми, кто им следует. Именно те люди, кто следует правилам,
сбрасывают бомбы и вырезают деревни».
Интересные факты о Бэнкси
В 2011 году на eBay был выставлен лот, который содержал в себе клочок бумаги, содержащий якобы настоящее имя Бэнкси. Продавцом был некий пользователь eBay под ником “Jaybuysthings”. В своём лоте он написал, что это наиболее вероятная версия настоящего имени Бэнкси, что оно было сверено с документацией о продажах работ в налоговых записях. На клочке бумаги было написано только имя, которым автор лота обязался больше ни с кем не делиться. Первоначальная стоимость клочка бумаги составляла 3000 долларов США. уже после 38 ставок стоимость Лота возросла до 999 999 долларов США. Тем не менее лот был удален по неизвестной причине, а продажа так и не состоялась.
Кто это такой?
У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.
«Кто такой Бэнкси?» – вопрос, набивший оскомину, ответ на который мы узнаем ещё нескоро. Настоящее имя провокатора от искусства давно будоражит умы британцев. Информация о настоящем имени Бэнкси даже продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее до 999 999 долларов. Но в последний момент лот сняли с торгов. Почему – тоже загадка, наверное, потому, что это как минимум не этично.
Хотя версий существует много. Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что знают имя плохиша – Робин Ганнингэм из Бристоля. Примерно то же самое утверждал желтушный таблоид Mail on Sunday ещё в 2008-м. Они якобы нашли фотографию Бэнкси за работой, и в Бристоле (родном городе художника) рассказали, что настоящее имя Бэнкси – Робин Ганнингэм. Вот так просто, вся страна голову ломает, а в Бристоле каждая собака знает. А потом просто пообщались с родными и друзьями. Как всё просто. Собственно, из-за примитивности доказательств никто не верит даже учёным, обвиняя их в дешёвом пиаре. Хотя люди науки клялись Наукой (с Богом у них нелады), что проводили географическое профилирование и сложный статистический анализ, который применяется в криминологии для поимки преступников. Анализ бристольских работ показал, что Бэнкси рисовал граффити рядом с одними и теми же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Правда, они не учли, что рисунки появлялись в разное время и что работы могут вполне не принадлежать художнику, он ведь не Никас Сафронов, делает это не ради денег и свои работы не подписывает. Да и, в конце концов, кто станет верить легендарным «британским учёным»? Опять хернёй занимаются, вместо того чтобы лекарство от рака и врожденной предрасположенности к терроризму искать.
Версий много, даже ещё больше, чем в тайне убийства Кеннеди. Одним из самых распространённых мнений является то, что Бэнкси – это не один человек, а группа художников, эдакий художественный вариант Козьмы Пруткова, по другим – бристольский мясник. Наверное, свои картины желчью и кровью рисует.
Вот такая неэтичная нация: готовы на парочке хлипких фактов раздуть сенсацию и оговорить простого человека. Хотя кто знает, может быть, на фотографии таблоида настоящий Бэнкси: старый, похожий на Шона Пенна и уборщика из местной забегаловки одновременно. Ведь мы долгое время представляли себе парней из «Кровостока» несколько иначе. Во всяком случае, лет на 20 моложе.
Самому Бэнкси попытки развенчать тайну очень не нравятся, потому он категорически нервничает через своих адвокатов и агентов, которые, к слову, сами не знают, кто такой Бэнкси – группа людей или просто таинственный анонимус.
Творческий путь
По слухам, граффити-художник Banksy начал свою карьеру в конце 1990-х годов. Тогда он вел обычную деятельность райтера и не имел широкой популярности. Чтобы не быть пойманным и скрыться от полиции, Бэнкси начал пользоваться трафаретами, ведь его работы становились более масштабнее. Самый известный уличный художник не сразу определился с собственным стилем. Это можно проследить на примере его работ – первые экземпляры были написаны от руки и имели неаккуратные очертания, как если бы рисунок наносили в спешке (что и является правдой).
Творчество уличного художника Бэнкси ныне было занесено в список защищаемых объектов. Многие работы стрит-арт художника Бэнкси стали достоянием Великобритании. Художник Banksy за все время своего существования успел стать узнаваемым по всему миру, теперь его выставки представляются в различных точках планеты.
«Любовники со смартфонами». 2014 г.
Бэнкси. Любовники со смартфонами (фрагмент). Граффити на двери юношеского клуба в Бристоле. 2014 г.
Эти граффити Бэнкси оставил на двери клуба Broad Plains Boys в Бристоле. Здесь мальчишки после школы занимаются боксом вместо того, чтобы околачиваться на улице.
Вполне возможно, что когда-то и Бэнкси ходил в этот клуб. То, что художник родился и вырос в английском городе Бристоль, — чуть ли не единственный известный факт из его биографии.
Смысл работы очевиден. В эпоху социальных сетей и смартфонов виртуальное общение заменяет реальное взаимодействие.
Причём художник ещё более оголяет проблему: зависимость от виртуального общения столь велика, что даже способна отвлечь от поцелуя влюблённых людей! Как говорится, дальше некуда.
Бэнкси. Любовники со смартфонами. 2014. Граффити на двери юношеского центра, Бристоль.
Эта работа интересна не только своим смыслом, но и историей.
На момент, когда Бэнкси написал эти граффити, юношеский клуб был на грани закрытия. Его владелец снял с петель дверь и внёс в здание клуба. Он хотел брать небольшую плату за просмотр работы, чтобы клуб продолжал существовать.
Но дверь изъяли власти города и поместили в музей. Хозяин клуба оказался человеком неробкого десятка и подал на мэра города в суд!
Вся эта канитель длилась до тех пор, пока не вмешался сам Бэнкси. В письме хозяину клуба он написал, что хочет помочь его заведению. Поэтому настаивает, чтобы работа принадлежала ему, а не городу.
Хозяин клуба продал дверь с рисунком Бэнкси за 400 тыс. фунтов. Юношеский центр был спасён.
Чем вам не современный Робин Гуд 🙂
Робин Гуд из Бристоля
Считается, что Бэнкси родился в середине 1970-х в Бристоле. В конце 1980-х — начале 1990-х этот город стал центром британской андеграундной среды, породившей такие музыкальные группы, как Massive Attack и Portishead. Визуальным аналогом мрачных ритмов трип-хопа оказались эксперименты граффитистов, пытавшихся вопреки закону преобразить унылые пейзажи промышленных и спальных районов. Бэнкси был одним из тех парней, что устраивали ночные вылазки, вооружившись баллончиками с краской, и бегали от копов. А чтобы не получить обвинение в порче городского имущества, он сохранял инкогнито.
бенкси
Одна из картин Бэнкси — протестующий с букетом цветов вместо коктейля Молотова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Однажды Бэнкси придумал использовать трафареты — это экономило время на создание работы, поскольку граффити становились всё масштабнее, а следовательно, возрастал риск попасться. Трафаретные изображения и стали фирменной особенностью его стиля. Известность, однако, он получил только в середине 2000-х, зато мировую: его ироничные работы на злободневные социальные или политические темы постепенно стали узнаваемы далеко за пределами Англии. К тому же художник не ограничивался территорией родной страны в своем творчестве — созданные им изображения появлялись в самых разных уголках планеты.
Порой бывало, что очередные граффити, появившиеся на какой-нибудь неприметной стене в провинциальном городке, не сразу распознавали как работу Бэнкси и закрашивали. Вскоре, однако, об этом становилось известно, и скандал только подогревал интерес к таинственному художнику. А его имидж эдакого Робин Гуда XXI века усиливался демонстративным пренебрежением Бэнкси к коммерческим механизмам: он принципиально не сотрудничает с аукционами и не работает на заказ.
Бэнкси в Москве
Первая в России выставка работ таинственного уличного художника из Великобритании открылась в субботу в Центральном доме художника
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Бэнкси в Москве
В экспозицию вошло около 100 работ из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также из частных собраний коллекционеров по всему миру
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
Бэнкси в Москве
Мастерская художника — воссозданный кадр из документального фильма Бэнкси об уличных художниках «Выход через сувенирную лавку»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Бэнкси в Москве
На выставке представлено уникальное мультимедийное шоу, знакомящее с теми работами художника, которые невозможно показать в рамках экспозиции
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
Бэнкси в Москве
Почти все работы художника становятся культовыми всего за несколько дней. Как только они появляются в городе, их выпиливают, причем часто вместе со стеной
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Бэнкси в Москве
Первые граффити Бэнкси появились в конце 1990-х. Узнаваемый стиль автора появился с началом использования трафаретов
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
Бэнкси в Москве
«Парящий коп» — одна из ранних работ Бэнкси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Бэнкси в Москве
Визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс, часто появляющиеся в разных городах мира
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
Бэнкси в Москве
Художник тщательно скрывается, имя — единственное, что о нем известно. В СМИ регулярно появляются предположения о том, кто скрывается за этим псевдонимом
Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
Бэнкси в Москве
Экспонаты первой персональной выставки Бэнкси в Москве застрахованы на £10 млн
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков
Бэнкси в Москве
Работы «Королева обезьян» и «Война за территорию»
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков
Бэнкси в Москве
Выставка продлится в ЦДХ до 2 сентября
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
«Крыса в часах». 2018 г.
Бэнкси. Крыса в циферблате часов. 2018 г. Манхэттен, Нью-Йорк
В 2018 году Бэнкси нарисовал бегущую крысу внутри часов здания на Манхэттене.
Вообще образ крысы очень часто встречается у художника.
Как-то Бэнкси рассказал забавную историю.
Один из его знакомых заметил, что крыса — оригинальная анаграмма к «искусству». Ведь оба слова состоят из одних и тех же букв (art в переводе с английского означает «искусство», а rat переводится, как «крыса»).
Бэнкси пришлось делать вид, что он знал об этом всю жизнь. Вот такое признание. Что ж, художник может и над собой иронизировать.
К тому же у него появился ещё один повод рисовать крыс.
Изначально этот малоприятный грызун был, скорее, символом нелегального искусства.
Но мне кажется, что эта крыса имеет ещё одно символичное значение. Именно в сочетании с часами.
Это же символ крысиных бегов! Ведь такая метафора подходит к жизни многих людей. Ну, хорошо, у русских больше принято сравнение с белкой в колесе.
Но в целом это как раз о беге на месте. Когда жизнь «дом — работа — дом» не позволяет нам сделать шаг в сторону и уж тем более вперёд. А на Манхэттене офисных работников, живущих по принципу крысиных бегов, очень-очень много.
Сейчас часы сняли владельцы здания. Хотят их продать. Власти города против. Жители тоже за то, чтобы часы вернули. Кто знает, может, Бэнкси и тут вмешается.
«Беженец Стив Джобс». 2015 г.
Бэнкси. Стив Джобс – беженец. Пригород г. Кале во Франции (палаточный лагерь беженцев)
На окраине французского города Кале Бэнкси нарисовал Стива Джобса. Миллиардера он изобразил в культовой чёрной водолазке. За спиной тот держит вещевой мешок, а в руке — старенькую модель компьютера Apple.
Рисунок появился посреди палаток сирийских беженцев. В лагере для тех, кто ожидает, пустят их жить в страны Евросоюза или отправят домой.
Бэнкси. Стив Джобс – беженец. Пригород Кале
Почему же Стив Джобс изображён беженцем?
Дело в том, что отец Джобса — эмигрант из Сирии.
Так что послание художника адресовано тем, кто считает эмигрантов чужаками, которые только вредят их стране.
Но стоит лишь задуматься: если бы когда-то отца Стива Джобса не пустили в США, не было бы Apple и нескольких миллиардов налоговых отчислений. Уже не говоря о тысячах рабочих мест, которые возникли благодаря … сыну эмигранта.
В заключение: в чем секрет успеха Бэнкси
Бэнкси не просто так привлёк к себе всеобщее внимание. Подавляющее большинство граффитчиков писали свои имена или названия компаний с трудом читаемыми буквами
Бэнкси же шёл другим путём
Подавляющее большинство граффитчиков писали свои имена или названия компаний с трудом читаемыми буквами. Бэнкси же шёл другим путём.
Он рисовал легко читаемые образы на остро-социальные и политические темы.
Любой прохожий, видя его творение, легко его «считывает». Да ещё успевает посмеяться над ироничным образом.
Мне кажется странным, что некоторые считают его простым вандалом, чьё место в тюрьме.
Забавно, конечно, но он ведь вернул искусство туда, откуда оно когда-то начиналось. На стены.
Когда-то это были стены пещер. Сейчас — стены зданий. И никаких «проводников» в виде музеев между зрителем и рисунком.
Бэнкси. Мойка стены. 2008 г. (закрашено). Лик-Стрит в Лондоне
Сам Бэнкси считает, что «проще выпросить прощение, чем разрешение». Когда он создаёт свои работы, НЕ спрашивает разрешения.
Но я считаю, что прощения ему тоже не нужно просить. Ведь он делает мир лучше. Пожалуйста, твори дальше, отважный Бэнкси!
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.