Введение1. путеводитель по галерее стран европы и америки xix-xx веков

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” — одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

История

Здание

Галерея расположена во флигеле усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке, построенном в конце XVIII века в стиле ранний классицизм, его изначально использовали как хозяйственное помещение. В 1888—1892 годах во флигеле размещалось частное училище И. М. Хайновского. С 1890 по 1892 год в доме проходили реставрационные работы под руководством архитектора Василия Загорского. В результате реконструкции флигель был переоборудован под сдачу жилых комнат и получил название «Княжий двор». В здании снимали квартиры деятели искусства Василий Суриков, Илья Репин, Александр Скрябин, Борис Пастернак.

После того как в начале 1980-х годов флигель перешёл в состав ГМИИ, он был реконструирован под размещение художественной галереи.

Музей

Вход в музей, 2010-е годы

После революции 1917 года все частные коллекции были национализированы. Сергей Щукин и Иван Морозов эмигрировали, оставив свои коллекции в России. Спустя некоторое время на основе их собраний были открыты постоянные экспозиции. В 1918 году в бывшем доме Щукина основали Первый Музей новой западной живописи под руководством деятеля искусства Якова Тугендхольда. В это же время Второй Музей новой западной живописи открылся в особняке купца Морозова. Его директором стал Борис Терновец.

В 1923 году коллекции Щукина и Морозова были объединены и получили название Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). Общее собрание, насчитывающее около 500 полотен, выставлялось в бывшем доме Морозова на Пречистенке, 21. Музею удалось добиться художественных обменов, в результате которых в коллекции появились работы , , , чехословацких и мастеров.

В послевоенном СССР началась борьба с формализмом, поэтому в 1948 году Музей нового западного искусства был закрыт, а собрание распределено между Государственным музеем имени Пушкина и Эрмитажем. В 1980-х флигель перешёл к Пушкинскому музею, в фонд которого в 1990-х поступили полотна других современных художников Василия Кандинского и Марка Шагала. Музей решил использовать здание для экспонирования этой коллекции.

В день открытия галереи в 2006 году директор ГМИИ Ирина Антонова высказала идею о воссоздании Музея нового западного искусства, объединив московскую и петербургскую коллекции. Однако глава Эрмитажа Михаил Пиотровский отказался отдавать полотна.

Возрождение этого музея — это не проблема Антоновой и Пиотровского, и даже не проблема ГМИИ и Эрмитажа. Смешно понимать вопрос таким образом. Это проблема государственная. Государство уничтожило музей. Государство имеет возможность его восстановить. Это моя точка зрения.
Ирина Антонова

История московской усадьбы

Усадьба Голицыных была построена для военного и государственного деятеля, князя Михаила Михайловича Голицына. Датой основания считается 1759 г. Сооружения на территории комплекса строились вплоть до 1766 г. Ранее там находились одноэтажные каменные палаты. Автором проекта был выбран знаменитый петербургский архитектор Савва Иванович Чевакинский.

Пречистенский дворец

В 1774 г. императрица Екатерина II обратилась с просьбой к князю Голицыну подыскать ей дом, в котором можно было бы остановиться в Москве недалеко от Кремля. Поездка была приурочена к торжествам по поводу заключения мирного договора с Османской империей. Михаил Михайлович предложил Ее Величеству свои покои.

Но перед приездом гостьи главный дом пришлось немного переделать, надстроив антресоли и увеличив один ризалит (выступающая часть здания, располагающаяся во всю его высоту).

Дворец стал называться Пречистенским по названию улицы, на которой он находился (тогда Волхонка именовалась Пречистенкой).

Кроме дома Голицыных в состав дворцового комплекса входили усадьбы:

  • Долгоруких;
  • Лопухиных;
  • Голицыных-Вяземского-Долгоруких.

Все они соединялись между собой специальными переходами, сделанными из дерева. Во дворах дворца была выложена каменная мостовая. Временная постройка состояла из тронного зала с колоннадой, храма во имя Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев, большого зала, а также помещения, где происходил прием иностранных послов.

После отъезда государыни разбор построенного сооружения затянулся. Через 4 года деревянное строение было все-таки перевезено на Воробьевы горы. Тогда же князь Голицын с семьей смог вернуться к своим владениям.

Дальнейшая судьба усадьбы

С началом Отечественной войны (1812 г.) Голицынский дом стал местом размещения штаба французского посла Армана Луи де Коленкура. После победы российской армии над войсками Наполеона I в усадьбе вновь стали проходить балы. Частым гостем на них был поэт А. С. Пушкин.

Позже унаследовавший усадьбу Сергей Голицын организовал в ней музей (1865 г.), где выставил свои коллекции полотен художников Западной Европы, а также редких книг.

Экспозиция была открыта для посетителей на протяжении 20 лет. Из-за финансовых проблем хозяин картин был вынужден продать их Эрмитажу, а первый этаж дома Голицын стал сдавать постояльцам. Среди жильцов тогда значился писатель Александр Островский.

В конце 20-х годов главный дом усадьбы увеличили еще на 2 этажа, изменив верхнюю часть фасада.

После распада СССР здание было передано Институту философии, принадлежавшему Российской академии наук. Затем оно перешло Пушкинскому музею.


Дом перестраивали большое количество раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector