7 главных построек федора шехтеля

Содержание:

История зарождения стиля модерн

Родиной зарождения модерна считается Европа. Но в конце XIX века он не был окончательно сформирован и в каждой стране развивался в своем направлении.

В России он вобрал в себя элементы, присущие национальной культуре. Он был выделен в самостоятельное направление, которое наложило отпечаток на архитектуру, скульптуру и живопись.

С самого начала в стиле модерн строили виллы, усадьбы и частные особняки. Через некоторое время приемы, которые использовались в раннем модерне, были упрощены. Направление стало востребованным, и в этом стиле начали возводить общественные здания.

В XX в. над проектами работали архитекторы, клиентами которых становились люди состоятельные. Они не боялись строить необычные, богато декорированные особняки.

Чертой стиля можно назвать то, что дома оформляют «изнутри наружу». Это означает, что внешний облик строения определяется его интерьером. Оформление словно перетекает из одной комнаты в другую, при этом главным элементом считается лестница. Модерн отличается от других стилей еще и подчеркнутой декоративностью.

Северный модерн

Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.

Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.

Монотонно серые тона, массивный фасад, бесшовно соединенный в единый монолит, декор в виде фигурок птиц, окна разной величины и оригинальная рельефная штукатурка «под шубу». Истинный северный модерн.

Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.

Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте — большое здание с уникальным окном зимнего сада.

Особняк С.Н.Чаева — пример петербургского модерна с сочетанием в отделке фасада кирпича, гранита, штукатурки и майоликовой плитки. Угловой вход украшают узкие окна, расположенные по диагонали, и барельефы античной тематики.

Тыльный фасад особняка Чаева. Ротонда зимнего сада перекликается с особняком Кшесинской и позволяет говорить о влиянии А.Гогена на творчество создателя — архитектора В.Апышкова.

Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.

Дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, считается первым зданием в России, возведенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.

Приметы стиля

Главными внешними приметами архитектуры северного модерна являются подобранные с большим мастерством сочетания природных и искусственных отделочных материалов. Здесь каждая составляющая выигрывает от соседства с другим.

В облицовке цоколя часто используется финский гранит. В стиле северный модерн предусматривается его грубая обработка, наличие гладко тёсаных фрагментов и элементов скульптуры. Плоскость стен на верхних этажах покрыта отделочным кирпичом или слоем фактурной штукатурки.

Среди элементов отделки зданий выделяются орнаменты, навеянные образами северного фольклора — его фауной и флорой

Обращает на себя внимание частое использование майолики и цветной керамической плитки

Форма зданий, выполненных в стиле северный модерн, довольно массивна, в архитектуре нет мелких декоративных элементов.

Контрастные сочетания фактур и форм, разнообразие оконных проемов, их сочетание с простенками и общим тоном фасада домов, выполненных в стиле северный модерн, в Санкт-Петербурге в полном смысле слова превращены в холодную сложную структуру, напоминающую одновременно масштабные сооружения средних веков и северные скальные ландшафты.

Северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга не был распространен массово, но все же с ним связаны одни из наиболее ярких страниц в истории дачного строительства Санкт-Петербурга начала ХХ в. Основными особенностями направления, которые по достоинству оценили жители этого региона, стало использования природных материалов — дерева и камня, стилизация мотивов народной архитектуры севера и средневековья, органичная взаимосвязь экстерьера сооружений с ландшафтным окружением.

Основные элементы и черты

Типичный фасад здания в стиле модерн подразумевает практически полное отсутствие прямых линий и деталей грубой формы. Здесь все изысканно утонченно и все основные линии изогнуты или скруглены. Прямых углов вы тоже не найдете. Другие особенные черты будут выглядеть так:

  • Сама форма дома изящна, без резких переходов или углов. Часто постройки имеют ассиметричные пропорции.
  • Цвета отделки не слишком ярких и нежных оттенков.
  • Основные материалы отделки натуральные.
  • Множество ровных и гладких поверхностей, не перегруженных большим количеством орнамента.

Однако, это все признаки традиционного модерна. Сейчас появилось очень много его вариаций, которые могут кардинально отличаться от основного решения – прямые линии допускаются, углы могут быть острыми и необязательно наличие скруглённых форм или изогнутых линий. Все дело в том, что фасад, оформленный в стиле модерн в нашей стране имеет четкое определение стиля, а вот за рубежом это понятие включает в себя и ар-нуво, и либерти, и тиффани и югендстиль. Все они будут иметь отличия и если вы поручили разработку дизайна архитектору, обязательно поинтересуйтесь конкретной стилистикой или обозначьте четкие требования к декору.

Отличаются фасады в стиле модерн еще и потому, что концепция такого дизайна допускает смешивание стилей и заимствование деталей из других видов оформления. Неоромантизм, являющийся ответвлением модерна, подразумевает элементы готики – стрельчатые окна, башни и арки. В конструктивизме нередко используются металл, бетон и стекло, но, эти грубоватые материалы создают плавные переходы и общая концепция модерна сохраняется. Функционализм – использование меньшего количества декоративных элементов, меньше изгибов и современные бетон, стекло или металл.

Северный модерн в Петербурге: история

Развитие стиля в СПб проходило под значительным влиянием финской, шведской и неоромантической архитектуры.

Художником, проложившим дорогу от северных стран к Петербургу, был Сергей Дягилев, который организовал выставку скандинавских художников в 1897 году в училище технического рисования барона Штиглица. Позже скандинавские мотивы были подхвачены архитекторами, начавшими возводить в Петербурге дома в невиданном до того времени стиле.

Известно, что проводником стилевых идей от первоисточника явился Фридрих (Федор) Лидваль, один из представителей шведской диаспоры в Северной столице.

По его проектам в Петербурге в период с 1901-1907 гг. были построены здания, ставшие альтернативой распространению в городе австрийского и немецкого вариантов модерна.

Специалисты отмечают значительное влияние на формирование творческой манеры архитектора таких крупных фигур в шведском неоромантизме, как Боберг и Классон.

Важный вклад в формирование стиля северный модерн на раннем этапе был внесен появлением строений, созданных по проектам Р. Мельцера, на Каменном острове. Позже влияние на стиль архитектуры финских мотивов стало одним из основных. Знаковые постройки 1907 года, такие как дом Путиловой на Большом просп. Петроградской стороны (работа архитектора И. Претро), и здание страхового общества «Россия» на ул. Бол. Морская (работа архитектора Г. Гимпеля), представляют признаки прямого цитирования работ их финских коллег — Л. Сонка и Э. Сааринена. Этим, впрочем, как уверяют специалисты, отнюдь не преуменьшается индивидуальность и высокое художественное качество данных произведений.

Во второй половине первого десятилетия ХХ северный модерн в СПб становится основным архитектурным течением, привлекшим к себе интерес молодых архитекторов. С этим временем связывают основные достижения Н. Васильева, бывшего приверженца романтизма, в работах которого прослеживается индивидуальное видение стиля. Над восточными мотивами преобладает северная тема и в фасаде дома А. Бубыря (ул. Стремянная), и в окончательном проекте Соборной мечети, и в некоторых других зданиях.

В дальнейшем северный модерн был подвергнут резкой критике, носившей нередко шовинистический характер. В качестве альтернативы так называемому чухонскому модерну выступила неоклассика, которую позиционировали как подлинно национальный (имперский) стиль. И все же появлялись все новые и новые здания в стиле северный модерн. Прежняя декоративность уступила место рационализму.

Мелкий орнаментальный и скульптурный декор, формирующий романтический образ, сменился пластическим сочетанием крупных объемов фасада – балконов, эркеров, кровельных силуэтов. Особенно интересны, как считают специалисты, доходные дома в стиле северный модерн, построенные в 1910–1915 гг. (архитектор А. Бубырь).

«Дом с совами» (доходный дом Путиловой Т. Н.) на Большом проспекте П. С., 44

Появлению своего неофициального названия здание обязано скульптурам сов, украшающих его фасад. Дом был построен в период с 1906 по 1907 гг. Его автором стал архитектор Ипполит Претро – один из представителей петербургского северного модерна. Здание строилось для купчихи Путиловой, которая в то время была владелицей одного из мануфактурных магазинов на Васильевском острове.

Дом обращает на себя внимание художественным беспорядком, окнами разной формы: широкиме, узкими, короткими, длинными. Далее зритель замечает наличие ступенчатого шага эркеров, изобилие орнамента, богатого образами, почерпнутыми из северной флоры, фауны и произведений фольклора

Дом с совами является знаменитой достопримечательностью города. При условии отсутствия декоративных элементов дом можно было бы считать обычным монолитным блоком, внутри которого есть двор-колодец. Но присутствие оригинальных наличников, балконов и изображений дивных существ делают фасад здания поистине незабываемым. Именно «Дом с совами» считается визиткой стиля северный модерн. В 1912 году работу зодчего Претро на конкурсе лучших фасадов отметили серебряной медалью. В то время это означало признание высокого мастерства автора.

Основные характеристики стиля

Главные внешние приметы архитектуры «северного модерна» — с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны. Часто используется майолика, цветная керамическая плитка. Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.

Основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня

Модерн в русской архитектуре оставил глубокий след. Даже спустя столетие многие заказчики, выбирая проект для строительства загородного дома, останавливаются на этом направлении.

К основным приемам, которые характерны для модерна в России, относят следующие:

  1. Смешение типов. Приветствуются смелые комбинации, подчеркивающие своеобразие архитектуры, но при этом упор делают на тщательный подбор материалов по цвету.
  2. Архитекторы используют элементы, присущие древнерусскому периоду. На крышах делают башенки, на окнах — резные наличники. Стекло закрывают ставнями.
  3. Коваными узорами отделывают крыльцо и балконы. Оконные проемы делают большими, в них вставляют витражи.
  4. Форма окон и дверей сложноовальная. Фасады украшают барельефами и лепниной. По периметру стен прокладывают изразцовые пояса, широко используют мозаику.

Архитекторы, работая над проектами, отдают предпочтение мягким, текучим формам. В облике домов отсутствуют резкие переходы, плавные линии здания подчеркивают подходящим ландшафтным дизайном придомовой территории.

Абрамцево



Елена Поленова и Савва Иванович Мамонтов (художник Илья Репин)



Поленова Е.Д. Шкафчик по её проекту. Дерево (липа), роспись. 1885. Абрамцевская столярная мастерская.



Поленова Е.Д. Настенный шкафчик по её проекту. Дерево (дуб). 1880-е годы. Абрамцевская столярная мастерская.



. Деревянный настенный шкафчик, изготовленный абрамцевскими столярами и резчиками по проекту художницы Елены Поленовой в 1880-х гг.



Стул резной конец 19 века. дуб, Абрамцево



Абрамцево, 1910-е гг., проект Н. Я. Давыдовой. Липа, резьба, тонировка, разделка красками, матовая полировка. Размеры: 100х83х20 см.



Шкафчик настенный, угловой (аптечка). Липа, проект Е.Д. Поленовой, 1900-е г.



Шкафчик с гранатовыми ветками, малый, Абрамцево. Русский стиль нач. ХХ-го в. Абрамцевские кустарные мастерские, по эскизу Е.Д. Поленовой. Липа, резьба, тонировка, подкраска. Размеры: 39х27х14 см.



нач. ХХ-го в. Абрамцевские кустарные мастерские, по эскизу Е.Д. Поленовой. Липа, резьба, тонировка, подкраска. Размеры: 36х29х15 см.



Абрамцево, начало XX века



Табурет. Абрамцевские мастерские для Кустарного музея, 1910-й год. Проект С.В. Малютина. Дуб, резьба,тонировка, матовая полировка. Размеры:45х40х40

История развития

Исторически модерну предшествовала эклектика, с которой модерн объединяют ряд общих моментов. Поскольку на Западе эклектика практически полностью поглощалась романтизмом, в северном модерне (национальном романтизме) граница с эклектикой оказывается полностью стертой. Например, Собор св. Михаила в Турку (1905 год) рассматривается и как модерн и как неоготика. Как вариант модерна рассматривают и неорусский стиль.

Поскольку отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня (1889), то за данным стилем закрепился французский синоним «ар нуво» (фр. Art nouveau, «новое искусство»), поскольку он радикально отличался от романтических попыток воспроизвести архитектурные образцы прошлого.

Из Франции, через Луиса Салливана, модерн проник в США, где формируется Чикагская архитектурная школа. Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный Монаднок-билдинг, 1893), в которых кирпич превращался в декоративный элемент. За американским модерном закрепилось название органической архитектуры, поскольку здания органично вписывались в окружающую среду. Это отразилось в фильме Кинг-Конг (1933), когда гигантская обезьяна приняла небоскрёб (103-этажный Эмпайр-стейт-билдинг) за скалу.

Католическая Церковь Ам-Штайнхоф. Архитектор Отто Вагнер, Вена, 1907.

В Европе архитектура модерна достигает пика своего оформления в работах бельгийца Виктора Орта, который широко использовал металл и стекло (Отель-Тассель, 1894), значительное внимание уделяя и декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Ученик Орта Эктор Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав входные павильоны парижского метро (1900).. Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди

Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.

Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди. Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.

Немецкая версия модерна получила название «югендстиль». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла (Стеклянный павильон) и бетона (Памятник битве народов, 1913). Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название сецессион. Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер. Примером австрийского модерна может служить Церковь Ам-Штайнхоф (1907).

Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм (Ле Корбюзье), который начисто отказался от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем ар деко, хотя существует версия, что ар деко это поздняя разновидность модерна.

Русский, московский и северный варианты

Несмотря на то, что отличий среди разных вариаций этого стиля уже названо немало, есть еще три основных направления, которые в корне будут отличаться друг от друга:

  • Северный вид – монументальный, тяготеющий к классическим чертам и довольно строгий в целом. Она большие, на стенах часто используется смешение фактур и материалов отделки, а крыши имеют острую форму.
  • Русский вариант вобрал в себя все основные мотивы, свойственные древнерусским постройкам и смешал их с европейскими чертами. Дом выглядит, как терем, дополненный террасами, балконами и украшенный изразцами или красивыми декоративными панно.
  • Московский вид является антиподом северного. Здесь мало прямых линий, преобладают природные мотивы в украшениях и применяется множество разных фактур. Все формы изящны, лестницы и балконы украшаются коваными перилами, а окна нередко имеют арочные проемы.

Василеостровский район

Дома на Новосмоленской набережной

Один из самых известных примеров советского модернизма в Петербурге — это так называемые дома на ножках. Дома были построены в рамках типового проекта застройки Васильевского острова в середине XX века. «Ножки» — один из популярных модернистских элементов, полностью поставленные на них здания есть не только в Петербурге — другим примером является жилой дом на Беговой улице в Москве. Кроме того, эти 22-этажные стали одними из первых высоток города.

Новосмоленская наб., 2

Морской вокзал

Морской вокзал — один из редких представителей петербургского брутализма. Грубые ступенчатые формы фасада напоминают паруса или же волны. Тяжёлый стальной шпиль, по размеру в два раза превышающий само здание, когда-то был высотной доминантой района. На момент строительства морские круизы не пользовались большой популярностью, однако с увеличением пассажиропотока функциональность вокзала перестала отвечать требованиям и вокзал стал тесным. Поэтому сейчас здание больше напоминает памятник ушедшей эпохе, а также является хорошим примером брутализма.

пл. Морской Славы, 1

Гостиница «Прибалтийская»

«Прибалтийская» проектировалась таким образом, чтобы фасад здания и веранда ресторана были обращены к морю. Другая часть Н-образной формы отеля выходила на проспект Нахимова. Сейчас сложно представить, что во время строительства гостиницы вокруг неё больше ничего не было. Сначала по правую и левую сторону были построены типовые жилые дома, а несколько лет назад на месте моря появилась насыпная территория с многоэтажным жилым кварталом. Теперь все некогда видовые номера выходят на жилой комплекс.

Особенностью при строительстве стало использование многослойной панели и металлической облицовки, чтобы защитить гостиницу от ветра, который постоянно дует с Финского залива. Также примечательно, что архитекторы ставили перед собой задачу совместить классические архитектурные формы, которые привычны для Петербурга, с современным для тех лет модернизмом. Получилось монументальное и симметричное здание с использованием новых материалов и инженерных решений.

Безусловно, сейчас гостиница композиционно теряется среди всех зданий, построенных вокруг неё. Однако сама по себе она является памятником советской архитектуры, а также до сих пор сохраняет свою первоначальную функцию.

ул. Кораблестроителей, 14

Кораблестроительное конструкторское бюро в загадочном районе Шкиперского протока.

Галерный проезд, 3

Гаражный кооператив «Василеостровец»

Здание автобазы строго функционально, при этом белый волнообразный фасад и сейчас смотрится стильно и современно.

Уральская ул., 33

Институт химии силикатов

Для института было построено два одинаковых комплекса с изогнутым корпусом главных зданий и цилиндрами перед ними. Это сочетание вертикалей и цилиндров, заимствованное ещё из конструктивизма, часто встречается и в модернизме.

Одоевского ул., 24

Памятники конструктивизма Санкт-Петербурга

Сохранившиеся памятники конструктивизма и авангарда, построенные в 1920-1930-х годах в Петербурге.

Читать далее

Северный модерн в Финляндии

Становление модерна в искусстве Финляндии пришлось на эпоху пробуждения национального самосознания, интереса к фольклору и истории. Поэтому модерн оказался тесно связан с национальным романтизмом, течением, бурно развивавшимся с конца XIX века в различных сферах культуры: архитектуре, литературе, музыке, живописи.

Важнейшим событием, заставившем говорить о самобытной финской архитектуре, стала Всемирная выставка 1900 г. в Париже, где финский павильон, спроектированный Э. Саариненом, А. Линдгреном и Г. Гезеллиусом, вызвал всеобщее восхищение и завоевал международное признание. Зрителей впечатлило необычное сочетание форм, идущих от финской деревянной архитектуры, древних каменных церквей и модного в ту пору стиля Ар-Нуво.

В последующее десятилетие новое направление оформилось и завоевало популярность в Финляндии, а Э. Сааринен, А. Линдгрен и Г. Гезеллиус создали ряд построек в Хельсинки и других городах страны. Наиболее значительные их работы — их собственный дом и мастерская  , здание Национального музея Финляндии, , жилые дома на полуострове Катаянокка. Позже Э.Сааринен построил здания вокзалов в Хельсинки (1906-1914) и Выборге (1913, не сохранился).

Видным представителем национального романтизма в Финляндии был архитектор Ларс Сонк, построивший ряд церквей (Михайловский собор в Турку, кафедральный собор в Тампере, Церковь Каллио в Хельсинки), а также множество жилых, общественных и коммерческих зданий (здание телефонной компании, здание больницы в районе Эйра и др.)

Архитекторы финского модерна отказались как от обильной декоративности и помпезности эклектики, так и от симметрии и регулярности классицизма. Они использовали свободную композицию целого и частей, обусловленную функциональным назначением, живописную динамичную расчлененность объемов. Внешние формы использовали мотивы древней романской и народной архитектуры. Выразительные силуэты островерхих крыш и башен они умело вписывали в природное окружение. Широко применялись такие традиционные материалы, как гранит и дерево .

Галерея

Сааринен, Г. Гизелиус, А. Линдгрен. Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900)
 
Э. Сааринен, Г. Гизелиус, А. Линдгрен. Здание страховой компании «Похьюола», главный вход (1899–1901)
 
Э. Сааринен, Г. Гизелиус, А. Линдгрен. Национальный музей Финляндии (1902–1904)
 
Э. Сааринен. Вокзал в Хельсинки (1909—1914)
 
Л. Сонк. Кафедральный собор в Тампере (1907)
 
Л. Сонк. Здание телефонной компании в Хельсинки (1903-1907)
 
Л. Сонк. Интерьер банковского зала в Хельсинки (1904)
 
С. Линдквист. Вилла «Йоханна» в Хельсинки (1906)
 
У. Нюстрём. Гостиница «Иматран Валтионхотелли» в Иматре (1903)
 
О. Тарьяне. Финский национальный театр (1902)
 
Б.Федерли. Жилой дом «Паландер» в Тампере (1901)
 
А. Шульман. Доходный дом фирмы «Хякли, Лаллукка и К°» в Выборге (1906)
 

Направление модерн в архитектуре разных стран

Модное течение получило несколько названий – его обозначали как «ар нуво» во Франции и Бельгии, «югендштиль» в Германии и Швеции, «модерн» в Российской империи, «сецессион» в Австрии, «тиффани» в США.

Бельгия

Виктор Орта первым при строительстве применил «удар бича» в оформлении фасадов и использовал несущие конструкции асимметричной формы. Архитектор обратился к приемам крупного остекления в сочетании с большим количеством металла.

Его здания в стиле модерн – знаменитые особняки Тассель, Сольвей, Эйтвельд, дом-мастерская (Музей Орта) – вошли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Франция

Эктор Гимар, ведущий архитектор периода, воплощал проекты в стиле ар нуво при оформлении городских особняков, но больше всего его запомнили по дизайну павильонов парижского метрополитена.

Созданные им объекты свободно сочетают металлические каркасы со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником.

Австрия

Венский сецессион отличается более скромным декором и простыми, правильными геометрическими формами. В этом направлении выполнены доходный дом Майолика-хауз и здание почты в Вене (проекты Отто Вагнера). В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки.

Яркий образец австрийской архитектуры – особняк банкира Стокле, возведенный в Брюсселе.

Испания

Каталонский зодчий Антонио Гауди создал знаменитые живописные, но не менее конструктивные постройки: Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэль. Его красивые дома в технике модерн – с волнообразными фасадами, керамической облицовкой, похожей на драконью чешую черепицей – привлекают туристов со всего света, как и незавершенный проект церкви Святого Семейства.

США

Дизайн в стиле американского модерна связан с именем Луиса Тиффани. Он изобрел технику соединения кусочков стекла с помощью медной фольги. Витражи, созданные по этой технологии, украшают здания по всей стране. Витражные окна – один из основных элементов современного модерна.

Здания в стиле модерн в Санкт-Петербурге

Чтобы подробнее ознакомиться с отличительными особенностями стиля, а также оценить его основные достоинства, эстетичность и индивидуальность, следует внимательно рассмотреть здания модерн, коих на улицах Санкт-Петербурга представлено великое множество.

Дом Мертенса

Мертенс был одним из крупнейших производителей меховых изделий в городе. Торговый дом компании решили построить в начале Невского проспекта, в непосредственной близости со Строгановским дворцом. После завершения стройки, Дом авторства архитектора М. Лялевича, стал одним из самых новаторских в городе, он основан на применении ЖБ несущей конструкции, а эту технологию стали активно использовать в стране только во времена СССР.

Главная особенность дома – три величественные застекленные арки на фасаде здания, придающие объекту великолепный, монументальный и притягательный облик.

Здание находится по адресу: Невский проспект, д. 21.

Немецкое посольство

Архитектура модерна в Санкт-Петербурге очень многообразна, стиль активно использовался для строительства самых разных сооружений, в том числе посольства Германии, возведенного архитектором П. Беренсом в 1913 году.

Здание выполнено в брутальном имперской стиле, увенчано конными статуями, что придавало ему облик, больше характерный для монументального правительственного учреждения, а не посольства другой страны.

Однако после строительства началась Первая мировая война, в которой Германия выступила одним из главных противников Российской империи. Посольство покинули представители немецкой стороны, после чего здание подверглось атаке патриотически настроенных горожан, из-за действий которых сильно пострадало.

Однако и сегодня здание является примером модерна в СПб, оценить его красоту и изящность можно по адресу: Исаакиевская площадь, д. 11.

 «Астория» и «Англетер»

SONY DSC

Сегодня эти здания модерн в СПб представляют собой единый гостиничный комплекс, однако строили из разные специалисты и не в одно время. Про строительство «Англетера» известно крайне мало, а «Асторию» возвели в начале XX века под руководством Ф. Лидваля.

В целом здания имеют не самую лучшую славу. В «Англетере» в свое время покончил с собой Великий русский поэт С. Есенин, и именно в этом здании прошли первые митинги за «перестройку» в городе. Впоследствии объект было решено разобрать, однако под давлением горожан и деятелей искусства, ему вернули первоначальный облик.

И сегодня этими строениями можно наслаждаться, как представителями северного модерна в Санкт-Петербурге по адресу: Малая Морская ул., д. 24, и Большая Морская ул., д. 39.

Дом Толстого, как представитель модерна в Санкт-Петербурге

Объект был построен в 1911 году для отечественного генерал-майора П. Толстого, который не имеет никакого отношения к известному во всем мире литературному классику. Пожалуй, главной особенностью строения, возведенного Лидвалем, являются тройные арки, которые даже дали неофициальное название улице, проходящей через них. Горожане называют ее улицей Лидваля.

Насладиться красотой строения можно по адресу: ул. Рубинштейна, д. 17.

Дом Бубыря

Еще один представитель модерна в архитектуре Санкт-Петербурга – дом, выстроенный, а впоследствии и приобретенный архитектором А. Бубырем. Архитектор знаменит также тем, что строил промышленное здание для филиала французского автомобильного завода «Рено», он также сам владел автомобилем и для собственного дома пристроил гараж, а сам жил на третьем этаже.

Архитектор уехал на Украину в 1919 году, где вскоре погиб от рук бандитов, но его память и творчество дошли до нашего времени в виде здания модерн в СПб, коим сегодня можно насладиться по адресу: ул. Стремянная, д. 11.

Особняк Кшесинской

Дом в стиле петербургский модерн был выстроен архитектором фон Гогеном в 1906 году специально для прима-балерины Мариинского театра М.А. Кшесинской, которая получила громадную известность, благодаря связи с последним русским императором Николаем II.

Оценить красоту дома, в котором проводила свое время балерина, можно по адресу: ул. Куйбышева, 2-4.

Архитектурный модерн Санкт-Петербурга очень красив и многообразен, оценить красоту зданий вы можете как онлайн – по фото, но лучше приехать в северную столицу самостоятельно, при ближайшем осмотре дома вызывают намного больше ярких положительных впечатлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector