Семь главных женщин пабло пикассо в реальности и на портретах художника

Музы Пикассо

Пикассо был прежде всего образным художником, и манера написания женского портрета была его творческим почерком, приводит слова вице-председателя отдела изобразительных искусств аукционного дома Sotheby’s Брука Лэмпли портал Artsy. Около половины из двухсот топовых продаж Пикассо — это картины, рисунки или скульптуры, изображающие его муз.

Как говорит Лэмпли, по женщинам, которые становились музами Пикассо, удобнее всего отслеживать ключевые этапы творчества художника: «Музы — это способ обозначить хронологию в творчестве Пикассо, какому стилю и в какой период времени он следовал».

  • Бассейн с двумя фигурами за $90 млн: Дэвид Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих
  • Маяковский, Сальвадор Дали, Фрида Кало: любовь и секс как двигатели искусства

«У Пикассо была абсолютная взаимосвязь между его любовницами и музами. У других художников это не всегда так», — отмечает глава отдела продаж импрессионистского и современного искусства аукционного дома Christie’s.

Ключевых муз и любовниц, наиболее сильно повлиявших на творчество Пикассо, у художника было шесть. Первой его музой стала модель Фернанда Оливье, с которой они познакомились в Париже. Их отношения продлились семь лет, с 1904-го по 1911 год, что примерно совпадает с африканским периодом в творчестве Пикассо и периодом кубизма.

Ольга Хохлова стала его второй музой и первой женой. С началом их отношений в творчестве Пикассо наступает период классицизма. Однако ее портреты никогда не входили в число самых дорогих работ Пикассо. Например, «Женщину, сидящую в кресле» (1917-1920 гг.) продали на аукционе в 2017 году за $30,4 млн, а портрет Хохловой с сыном «Мать и дитя» (1921 г.) ушел с молотка в 1989 году за $18,7 млн.

В 1927 году, когда Пикассо и Хохлова охладели друг к другу, художник встретил 19-летнюю Марию-Терезу Вальтер. Она стала его любовницей и одной из самых любимых его муз. В 2011 году в Нью-Йорке прошла масштабная выставка «Пикассо и Мария-Тереза: безумная любовь», посвященная Вальтер. Портрет спящей Вальтер «Сон» (1932 г.) продали на аукционе в 1997 году за $48,4 млн, но в 2013 году ее перекупили за $155 млн.

Image caption

Обычно Пикассо изображал Вальтер cпящей или обнаженной

В 1935 году Вальтер родила от Пикассо дочь, однако сам художник на тот момент уже встретил другую женщину, фотографа Дору Маар, которая стала его следующей любовницей. Картины с Вальтер и Маар были самыми дорогостоящими из его женских портретов. Самый дорогой портрет Маар — «Дора Маар с кошкой» (1941 г.) — был продан на аукционе в 2006 году за $95,2 млн.

Ольга Чегодаева и Хосе Рауль Капабланка: «солнечная девочка» шахматного короля

Хосе Рауля Капабланку называли шахматной машиной — настолько безошибочен он был в игре. Недаром Хосе удерживал звание чемпиона мира целых шесть лет (1921–1927 годы). «Я знал многих шахматистов, и только одного гения — Капабланку!» — говорил побежденный им Эмануэль Ласкер. Кроме таланта в шахматах бог наградил кубинца высоким ростом, привлекательной внешностью и аристократическими манерами. Разумеется, он имел оглушительный успех у женщин.

Ольга Чубарова родилась в Тифлисе, где служил ее отец-полковник. В 1921 году она стояла на борту парохода, направлявшегося из Батуми в Константинополь. С того момента и до дня ее встречи с Капой, как Ольга позже называла мужа, в ее жизни были брак с князем Чегодаевым, переезд в Америку и репутация ослепительной женщины (еще в юности поэт Константин Бальмонт называл ее «солнечной девочкой»).

«Все начали танцевать, кроме одного мужчины, — вспоминала она потом их первую встречу на дипломатическом приеме в Нью-Йорке. — Я заметила, что он пытался оказаться рядом со мной. Тихо, но отчетливо он произнес: «Когда-нибудь мы с вами поженимся». Когда я засобиралась домой, он подошел и сказал: «Пожалуйста, дайте мне ваш телефонный номер и позвольте вам позвонить. Меня зовут Капабланка». На следующее утро раздался телефонный звонок».

С тех пор они практически не расставались. На свадьбе, поднимая бокал за любимую, Рауль сказал, что это самая блестящая партия в его жизни. Ольга не стала знатоком в шахматах, но присутствовала на всех турнирах, где играл супруг. На вопрос, не скучно ли ей смотреть на игру, которую она не понимает, отвечала, что следит не за игрой, а за лицом Капы и по нему догадывается о положении дел. Она ревностно оберегала покой мужа и яростно вставала на его защиту, если ей казалось, что он нуждается в таковой. Не зря вечный соперник кубинца Александр Алехин назвал ее тигрицей. Они были ослепительной парой, но счастье длилось недолго: в 1942 году Капабланка скоропостижно скончался от инсульта. Ольга пережила его на полвека и еще дважды выходила замуж.

Дора Маар

«Плачущая женщина» (1937). / Дора Маар.

Очередной любовницей горячего испанца стала Дора Маар, 29-летняя художница и фотограф. Однажды Мария-Тереза и Дора, случайно встретившись в мастерской Пабло, в буквальном смысле подрались из-за любовника. Пикассо позже вспоминал об этом случае как о самом ярком событии в его жизни.

Портреты Доры Маар. (1936-37г.г.)

Он все так же продолжал отношения с обеими женщинами, Доре он посвящал целые серии портретов, а к Марии-Терезе и дочери Майе ходил дважды в неделю. Дора Маар, обладая таким же необузданным темпераментом, как и ее любовник, своими скандалами и ревностью разрушила отношения с Пабло. И он все чаще начал посещать Марию-Терезу с дочерью.

Дора Маар с кошкой. (1941). / Дора Маар.

Закончилась эта история весьма трагично для обеих женщин. Дора тяжело переживая разрыв с Пабло, угодила в психлечебницу, где ее лечили электрошоком. Выйдя из которой, увлекалась мистицизмом и астрологией. Жила очень бедно и в одиночестве, умерла 89 летнем возрасте.

Дора Маар. (1938).

Мария-Тереза, живя в постоянном ожидании и депрессии, спустя годы повесилась в собственном гараже.

Потомки Хохловой

Личная жизнь Ольги Хохловой по-разному оценивается современниками. Несмотря на разрыв отношений с Пикассо она нашла отдушину в своем сыне. Его воспитанию она посвятила большую часть своей жизни.

Пауло женился на Эмильен Лотт. У них родились двое детей — мальчик Паблито и девочка Марина. Хохлова застала внуков: на момент ее кончины им было пять и шесть лет соответственно. Правда, сами дети бабушку помнили плохо. Хотя она старалась посвящать им как можно больше времени, часто с ними играла и оставалась дома.

Паблито в 24 года покончил жизнь самоубийством по невыясненным до сих пор причинам. Судьба Марины сложилась более благополучно. В 40 лет она основала сиротский приют на месте бывшей военной базы во Вьетнаме, в округе Ту Дук. Приют окрестили «Деревня юности». Он содержался на средства, которые Марина получила по наследству от своего деда — Пабло Пикассо. Ей досталась часть его сбережений. В отличие от многих других потомков Пикассо, Марина распорядилась наследством с умом. Это отмечали и ее современники, и нынешние исследователи биографии знаменитого художника.

Благотворительный фонд, основанный Мариной, стремился улучшить жизнь в отсталых и развивающихся странах Азии. В первую очередь во Вьетнаме, который значительно пострадал от гражданской войны, вмешательства Соединенных Штатов Америки. Например, во внутренних районах Вьетнама рыли колодцы, чтобы снабдить местное население питьевой водой, для приютов и больниц приобретались партии молока и витаминов, перечислялись прямые субсидии сельскому хозяйству.

Сын Пикассо, как и отец, был женат дважды. Его вторая супруга, Кристина Руиз-Пикассо, подарила ему сына Бернарда. Он сыграл немаловажную роль в открытии музея, посвященного Пабло Пикассо, в испанской Малаге.

Притяженья больше нет

Незадолго до празднования 10-й годовщины свадьбы Пабло Пикассо понял, что собственная жена его больше не привлекает и не вдохновляет. «Девушки и работа продлевают молодость», — любил повторять он и не случайно говорил о представительницах прекрасного пола во множественном числе.

Узы брака мешали ему удариться во все тяжкие (совесть все же была), однако вопрос о разводе даже не вставал — он не мог себе позволить лишиться половины всего состояния и картин.
В 1927 году 46-летний художник увлекся 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер, а своей 36-летней жене дал понять, что ей больше нет места в его сердце. Супруги продолжил жить в одном доме, но Пабло совершенно не замечал Ольгу. Он окончательно переехал в свою мастерскую на втором этаже, где проводил страстные дни и ночи в компании юной любовницы. В скором времени та узнала, что беременна. 5 сентября 1935 года на свет появилась девочка, названная Майей де ла Консепсьон — в честь сестры художника, которая умерла от дифтерии. Такого поворота Хохлова не ожидала. Униженная и оскорбленная предательством некогда любимого мужчины, она собрала свои вещи и уехала вместе с сыном. Впрочем, попытки вернуть все еще законного мужа женщина не оставляла. Общаться с ним она не могла, поэтому писала письма — больше сотни таких хранятся в парижском музее Пикассо. Пабло откровенно игнорировал жену, а злость от ее постоянных истерик вымещал в рисунках — в глазах художника из прекрасной богини она превратилась сначала в салонную кокетку, одержимую нарядами, а после — в мегеру с искаженными чертами лица. В творчестве Пабло Пикассо наступил период сюрреализма.

12 recent comments

17 August‘Bonjour
Ou se trouve l’original de ce tableau « Paul en pierrot »???30 June‘Might not be of an artistic interest but Dinard is NOT near Fontainebleau! Picasso used to spend holidays on Dinard where he met Marie Therese Walter when she was 1728 June‘Hello everyone, it’s my first visit at this web site, and paragraph is in fact fruitful in favor of me, keep up
posting these articles or reviews. daftar sbobet online indonesia11 June‘the goat is very realistic21 May‘Onde se localiza atualmente este auto retrato de Picasso com 90 anos de 1972 realizado a
lápis de cera?21 May‘Is the patient really his sister? Look carefully. There are male features. I read somewhere the patient is the father of the child, both beggars which Picasso paid a tiny fee to model?20 May‘I believe I might have come across an early oil painting by Picasso. It is oil painting signed P. Ruiz Picasso “98”

It is a painting on a church alongside a still body of water. Very realistic which was his style at that time — he would have been 17 years old. How could I find the location of this painting ?12 May‘I really liked your article, but please, how do you know the month (April) and the age of little Raymonde (13 years). I have another year (10 years) do you have official documents.
Thank you for your answer.11 May‘Unlike the real thing, the color is too red.09 April‘Sorry, isn’t that an older portrait? are you sure about 1901?27 March‘He did a painting called Science and Charity. His father and sister Lola were his models. Lola was shown sick in bed. Pablo’s father posed as the doctor at her bedside. The painting was very realistic in style. It won a prize at an exhibit in Madrid. Pablo beat some of the best artists in Spain!16 March‘This is a wonderful artwork, highly enjoyable to decipher the meaning.
10/10

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

В 1917 году гениальный танцовщик Сергей Дягилев давал свои «Русские сезоны» в странах Европы. Среди его лучших балерин была Ольга Хохлова – изящная, как статуэтка, сдержанная и благородная дворянка. Пабло Пикассо, который создавал декорации для дягилевской труппы, был поражен ее красотой в самое сердце.

Художник, невзирая на предупреждения друзей («Осторожно! Она русская, а значит, придется жениться!»), переезжал вслед за Ольгой вместе с балетом из города в город: за Флоренцией следовал Неаполь, за ним Барселона… Они вместе гуляли, много разговаривали, Пикассо постоянно рисовал Ольгу и даже познакомил ее со своей матерью

После свадьбы в Париже были сняты сразу две квартиры: одна – для мастерской художника, вторая – для семейного гнездышка. Ольга с головой погрузилась в наведение уюта, бросив ради мужа балет, и в Южную Америку труппа Дягилева уехала без нее.

Пикассо же через некоторое время стал тяготиться верной и правильной женой. Ему не хватало безумств, свойственных его натуре авангардиста. Не прошло и 10 лет после свадьбы, как он влюбился в другую, и все завертелось, как и до встречи с Хохловой. Ольга, успевшая серьезно полюбить художника, преследовала его очень долго, чем не на шутку раздражала увлекающегося Пикассо.

Потом она стала требовать развода, уйдя из его дома вместе с сыном, но Пикассо так и не развелся с женой: после развода согласно брачному контракту она должна была получить большую часть его картин. Ольга Хохлова, русская танцовщица, осталась единственной женой Пикассо.

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо: брак в реалистической манере

Они познакомились в 1917 году на «Русских сезонах» балета Сергея Дягилева: Пикассо работал над декорациями для новой постановки, Ольга танцевала. Балерина, дворянка, королевская стать, сдержанность манер — Пабло был покорен

«Осторожно, — предупреждал приятеля Дягилев, — она русская, а с русскими не шутят, на них женятся!»

Но художника было уже не остановить. Он следовал за труппой во Флоренцию, Неаполь, Барселону, увлекал Ольгу на долгие совместные прогулки, познакомил с матерью и, конечно, рисовал, причем в реалистической манере — «чтобы она могла себя узнать».

Дягилев оказался прав: 12 июля 1918 года в Париже они поженились. Для совместной жизни был выбран фешенебельный квартал в центре. Снимались две квартиры: одна — под мастерскую, другая — для жизни. В первой господствовал Пабло, во второй — Ольга.

Фотограф Брассай (настоящее имя — Дьюла Халас) так описывал жилище супругов: «Здесь не было ни той необычной мебели, которую он так любил, ни одного из тех старинных предметов, которыми ему нравилось окружать себя, ни разбросанных как придется вещей».

Пикассо с присущим ему азартом погрузился в новую игру — респектабельный образ жизни. Это прекрасно вписывалось в тянувшийся с 1910-х годов (работа с Дягилевым, погружение в мир балета) «период классицизма». Но, разумеется, так не могло продолжаться вечно.

Братья-авангардисты стали называть его «мертвым художником». Пабло и сам чувствовал, что уже наигрался. Началось отторжение всего чужого, символом которого стала жена. Раздражало все. «Ольга, — жаловался Пикассо, — любит чай, пирожные и икру. Ну а я? Я люблю каталонские сосиски с фасолью». В январе 1927 года он увидел на улице 17-летнюю Мари-Терез Вальтер и не смог пройти мимо. Начался головокружительный роман. Но семейный союз, тем не менее, просуществовал до 1935 года — когда Ольга, наконец, покинула с сыном их общий дом.

«Она слишком многого от меня хотела… Это был наихудший период в моей жизни», — объяснял позже Пабло. В его жизни затем было много периодов — и творческих, и личных. Ольга же практически сошла с ума: преследовала бывшего мужа, писала бесконечные письма, донимала его женщин. Все это вызывало у него только раздражение и брезгливость. Впрочем, развода Пикассо ей так и не дал: согласно брачному договору Ольге бы тогда отошла большая часть его картин. Так Ольга Хохлова и считалась до конца своей жизни законной женой Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо. С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину — Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо, где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Вера Макинская и Имре Кальман: пермская фиалка

История бедной эмигрантки из Перми Веры Макинской и знаменитого композитора Имре Кальмана разыгрывалась по классическому голливудскому сценарию. «Когда я впервые увидела его, он был в цилиндре и как раз раскланивался с Оскаром Штраусом, автором оперетты «Последний вальс», а я сказала подружкам, что это, должно быть, какой-нибудь банкир». — «Еще чего выдумала — банкир!.. Да это же Кальман, Имре Кальман!»

Они встретились в Вене, в гардеробе кафе. Роль злодейки судьбы сыграла гардеробщица, не пожелавшая подать девушке пальто, пока не оденется маэстро. Композитор был так возмущен, что это стало поводом для знакомства и предложения помощи. «У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться», — вспоминала Вера. И. как крик о помощи, вырвалось: «Маэстро Кальман, мне так хотелось бы выступить в вашей оперетте, в «Герцогине из Чикаго»! Я знаю, что уже идут репетиции, что на каждую роль есть по нескольку претендентов. Но, может, и для меня сыщется пусть самая крохотная роль? Я буду счастлива выступить хоть статисткой! Прошу вас, умоляю!» На следующий день Веру пригласили в труппу театра, как она и просила, — статисткой.

Вечером раздался звонок: Кальман приглашал ее отметить событие. Так начался их головокружительный роман, за которым вскоре, в 1930 году, последовало предложение руки и сердца. Сбылась мечта — теперь она могла играть на сцене! Но Верушка, как звал ее супруг, предпочла карьеру жены. Зато ее история вдохновила Имре на создание одной из лучших своих оперетт «Фиалка Монмартра».

У них родился сын и две дочери… Грянула Вторая мировая война. Отказавшись от звания «почетного арийца», Кальман с семьей эмигрировал. Америка встретила неласково: там царил джаз и оперетты никого не интересовали. Вера устроилась в меховой магазин, и тут — несчастье к несчастью — семейная лодка дала течь. Она влюбилась без памяти в молодого француза и попросила развода. Имре не отказал. Но когда Вера увидела пришедших проститься мужа и детей, сердце не выдержало — она осталась.

В 1950 году они вернулись в Европу, в Париж, где Верушка с нерастраченным артистическим пылом вела светскую жизнь, не пропуская ни одного события, а уже тяжело больной Кальман тихо угасал. Скрашивала его будни преданная сиделка Ирмгард. 30 октября 1953 года он заснул навсегда.

Мари Франсуаза Жило

Бюст Франсуазы. (1946). / Франсуаза Жило.

В 1943 году во время оккупации Парижа Пабло знакомится с девушкой, полностью изменившей его судьбу. Ему было 62 года, а ей — 22. Франсуаза Жило стала не только женой, но и самой талантливой ученицей Пикассо. Многое взяв от мастера, она выработала собственный стиль и стала известной художницей.

Портрет Франсуазы. (1946).

И только с Франсуазой Пикассо познает новые радости жизни. Эта удивительная женщина, подпитывала его творческой энергетикой, при этом, не растрачивая свою. Именно она смогла показать Пабло, что семейная жизнь – это не тяжкое бремя, и что два любящих человека могут быть счастливыми в семье. Она родила ему детей — сына Клода и дочь Палому, получивших фамилию Пикассо, которые после смерти отца стали владельцами части его многомиллиардного состояния.

«Женщина-цветок» (1946). / Франсуаза Жило.

Франсуаза Жило отличалась от всех женщин Пикассо сильным характером. Поэтому узнав об измене Пабло — сама ушла от него, не дав себе попасть в список брошенных и опустошенных женщин.

Франсуаза, Клод и Палома. (1951).

В 1964 году Жило стала знаменитой как писательница, опубликовав автобиографию «Моя жизнь с Пикассо», где в полной мере изложила свои взаимоотношения со знаменитым художником в 1943—1953 годах. Не упустила случая гражданская жена рассказать и об отношениях своего мужа с другими женщинами. После выхода мемуаров Франсуазы Пикассо прекратил отношения и с ней, и их детьми.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету Дягилева «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо. В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала кубизма. А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо, и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо, где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

«Пикассо и Хохлова» — новая выставка в ГМИИ имени Пушкина

История любви испанского художника и русской танцовщицы – на выставке «Пикассо и Хохлова». Она откроется 20 ноября в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ. Сейчас идёт монтаж экспозиции.

Эта история любви длиною в жизнь, написанная на холстах. Сильные чувства Пабло Пикассо к Ольге Хохловой погасли спустя пару лет после свадьбы, сменились ненавистью, а затем равнодушием. Все переживания художника отразились в картинах. Ольга Хохлова родилась в семье военного в украинском городе Нежин. Увидев во Франции балетный спектакль, загорелась стать танцовщицей. Занималась с экс-солисткой Мариинского театра Евгенией Соколовой. И поступила в труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева. В Музее имени Бахрушина сохранился редкий снимок Хохловой с артистками.

«Несмотря на то, что у нее не было фундаментального образования, все-таки нашлось для нее вполне неплохое место. Где-то она была между кордебалетом и солистками», — рассказала ученый секретарь Центрального театрального музея им. Бахрушина Ирина Гамула. 

Художник впервые увидел Хохлову в балете «Девушки в радостном настроении». А был сражен в Риме в 1917 году во время создания декораций для балета «Парад». 

«Она не блистала ни талантами, ни красотой особенной, если посмотрим на все картины, на которых он ее изображал потом, у нее плотно сжатые губы, глаза, которые смотрят сквозь человека куда-то вдаль. Это, конечно, взгляд самого Пикассо на нее, он в этом видел загадочность русской души», — добавила Гамула.

Художник упивался красотой своей 26-летней возлюбленной. Хохлова была не похожа ни на одну из женщин Пикассо — не натурщица, не легкого поведения — девушка из приличной семьи

Художника не остановило даже предупреждение Дягилева: «Осторожно, на русских надо жениться». Обвенчались через год после знакомства

«Идеал красоты для Пабло, и она все время с ним. Он пишет ее безостановочно, и на больших портретах, и на камерных маленьких зарисовках», — отметил куратор выставки Алексей Петухов. 

Ольга Хохлова хотела, как она говорила, «узнавать свое лицо на портретах». Теперь о традиционных семейных ценностях художник рассказывал языком классического искусства. Семья поменяла декорации жизни Пикассо. Теперь богемный художник, познавший нищету, — организатор светских приемов, шьет костюмы у дорогих портных. В 1921 году он впервые становится отцом. Это событие переживает особенно. Семейная идиллия продлилась до середины 20-х. Вскоре у художника появляются новые любовные увлечения. А образ супруги в работах пугающе меняется и становится все более абстрактным. 

«Этот образец позднего этапа творчества, здесь яркие, кричащие цвета. Мы можем узнать Ольгу, она сидит в кресле, нога в пуанте, как напоминания о том, что Ольга была балериной», — подчеркнула куратор Эмилия Филиппо. 

Пикассо и Хохлова прожили вместе почти 18 лет. Ольга до конца дней не переставала писать Пабло письма, посылать коллажи с семейными фотографиями. Ольга Хохлова умерла от рака в 55-м. На похороны Пикассо не приехал — писал новую картину. «Она слишком много от меня хотела»,- вспоминал впоследствии художник.

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной – представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру – стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника – культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно – обличающая нацизм знаменитая «Герника». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо, на которой она изображена, — «Плачущая женщина» (1937)

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль 23.08.2020, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить 23.08.2020, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире 23.08.2020, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др 23.08.2020, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи 23.08.2020, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме 23.08.2020, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала 23.08.2020, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Интересные факты из жизни жены Пикассо Ольги Хохловой

К моменту знакомства с Пикассо, Хохловой — 26. Она в меру успешная танцовщица в самой знаменитой на тот момент балетной труппе. Биографы художника, обращаясь к личности его жены, часто попадали под влияние обид бывшего супруга и его друзей, выставляя Ольгу посредственной артисткой кордебалета — ведь она начала танцевать в 14 лет, очень поздно — и корыстной ханжой, решившей устроить свою судьбу за счет богатого испанца. Ведь ей было уже 26, карьера танцовщицы неуклонно близилась к закату.

Хохлова не сразу решилась на серьезные отношения. Для начала они вместе поехали на гастроли в Испанию, где Пикассо представил невесту своей матери, чего тоже никогда раньше не делал. Сеньора Пикассо хоть и была вежлива, но невестку-иностранку так до конца и не приняла, даже несмотря на подарок сына — знаменитый портрет Ольги в испанской мантилье.

В их решении связать свои жизни сыграла свою роль и неопределенность будущего. Октябрьская революция свершилась, и дочери полковника царской армии возвращаться на родину было опасно. Труппа отправлялась дальше — в турне по Латинской Америке — и нужно было принимать решение. Ольга была готова только к одному исходу — официальному браку. Пикассо, для которого такой уровень отношений был в новинку, решил — почему бы не попробовать.

Печальный конец

Что же касается Ольги Хохловой, то ее жизнь стремительно катилась под откос. Последние годы жизни были весьма печальными. В прошлое канула всеми уважаемая женщина и светская львица — теперь она стала никем и ничем. Многочисленные «друзья», конечно же, сразу отвернулись от нее. Измученная депрессиями и нервными срывами экс-балерина утратила свою былую красоту и не хотела никому показываться в таком виде.

По воспоминаниям его дочери Марины, Пауло попал под влияние отца и сделал выбор в его пользу, по сути, отказавшись от матери: «И даже когда бабушка заболела раком, он продолжал игнорировать ее и никогда не навещал, очевидно, боясь гнева Пикассо. Она умерла очень одинокой».
Ольга Хохлова скончалась в городской больнице Канн 11 февраля 1955 года. Неверный муж не приехал на похороны жены. В память о ней у Пикассо осталось 44 портрета и привычка сидеть «на дорожку».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector