Берта моризо: жизнь и творчество художника

Муза Эдуарда Мане

Импрессионизм, как новое направление в живописи, становился всё более популярным. В 1686 году происходит встреча, которая переворачивает всю дальнейшую судьбу и карьеру художницы. Берта Моризо знакомится с Эдуардом Мане, чьим творчеством она искренне восхищается.

Между девушкой и художником завязывается весьма своеобразный роман. Он просит её позировать для своих полотен, вводит в круг импрессионистов и представляет своим друзьям. Полотно «Бакон», представленное Эдуардом Мане на очередном Салоне, закрепило за Моризо репутацию роковой женщины.

Впрочем, как отмечают биографы, отношения между ними всегда оставались платоническими и не переходили рамки приличий того времени. На сеансы для «Балкона» Берта Моризо неизменно приезжала в сопровождении матери, и Мане, несмотря на вольность характера, не переступал черты в отношениях с ней. Всего он запечатлел её на 16 своих полотнах, оставив её образ в истории как слегка грустной, меланхоличной, но неизменно прекрасной женщины.

Первые уроки

Отец Берты Моризо был чиновником высокого ранга, мать — преданной мужу и детям хозяйкой дома. Берта, родившаяся в 1841 году, и ее старшие сестры, Ив и Эдма, получили образование, полагающееся девушкам из приличного общества: музыка, танцы, вышивание, уроки рисования. Эдма и Берта проявили способности к живописи. Для них наняли учителя. Мадам Моризо хотела, чтобы дочери смогли нарисовать что-нибудь ко дню рождения отца. Уроки шли своим чередом, но однажды преподаватель высказал свои опасения в письме к мадам: «У девочек такие способности… Они станут художницами. Вы понимаете, что это значит? В вашем кругу это будет революцией, даже катастрофой».

Эдуард Мане. Балкон. 1869

Учитель несколько драматизировал ситуацию, но был не так далек от истины. Одно дело живопись как развлечение для барышень, другое — профессия. Слишком многие были готовы подписаться под словами Эдмона де Гонкура: «Гениальных женщин не существует, те, кто демонстрирует признаки гениальности, обманывают природу, потому что на самом деле они мужчины». Художницам не разрешалось учиться в Академии изящных искусств, рисовать обнаженную натуру, не рекомендовалось изображать мужчин, даже одетых. Француженка Роза Бонер была вынуждена переодеваться в мужской костюм, чтобы свободно писать с натуры на ярмарке лошадей. Девушки даже не могли показаться без сопровождения в Лувре, чтобы копировать работы мастеров, как того требовали каноны обучения художников.

Берта Моризо в 1875 г. 

Мадам Моризо проигнорировала предупреждение учителя и позволила дочерям реализовать их таланты. В саду их дома была построена студия для юных художниц, а путешествия семьи планировались с тем расчетом, чтобы девушки могли работать на пленэре.

«Моризо» в публикациях DK.RU

Самолет с Алексеем Навальным на борту приземлился в Берлине
Первый «Стриж». Скоростной поезд до Санкт-Петербурга впервые прибыл в Нижний Новгород
НБД-Банк подвел итоги работы в первом полугодии
Компания Т Плюс завершает очередной этап модернизации Сормовской ТЭЦ
На развязку на Циолковского в этом году потратят 1,5 млрд. Подрядчик вышел на участок
«Ашан» уволил десятки менеджеров после антикоррупционного расследования
ВТБ Мои Инвестиции признано лучшим мобильным приложением брокерской компании
«Стройка — драйвер экономики с 12 смежными отраслями. Но мы можем не только бетон мешать»
«Меры поддержки работают, но денег у населения все меньше». Рейтинг застройщиков
Как малому бизнесу сэкономить на аренде, продвижении и других задачах
Рейтинг лизинговых компаний Нижнего Новгорода: основные тренды и драйверы рынка
Найти персонал за 15 минут и закрутить роман с покупателем. Цифровые тренды в ритейле
Коровы онлайн. Зачем аграриям Нижегородской области «Умная ферма»?
«Планерки стали короче, но на связи я 24 часа». Управляющий банком — о работе в пандемию
«За три года не было ни одного рабочего дня». Как превратить увлечение играми в бизнес
«Уже ожидая третьего ребенка, я решила, что хочу и свое дело»
«Чем сильнее меня загнали в угол — тем более качественный скачок сделает мой бизнес»
«Мы почти супермены». Как парни с Уралмаша накрыли своим Wi-Fi всю Россию
«Ожидал, что сейчас намного проще найти сотрудников, но людям хватает пособия. Нонсенс!»
«Если ты эмоционально вовлечен в продажи, они растут даже у сезонного бизнеса»
«В апреле 2019-го заработали миллион, теперь — 60 тыс. Но перспективы — дух захватывает!»

Zoom, исчезновение SIM-карт и мифы о 5G. Сергей Эмдин — о том, как COVID-19 изменил мир
Где лучшие технологии связи для бизнеса? Представлен рейтинг крупнейших телеком-компанийГде за городом жить хорошо? Рейтинг коттеджных поселков Нижегородской областиПосткарантинный Сочи: Ницца и Тагил в одном флаконеВ Нижегородской области появится центр диагностики онкозаболеваний методом ПЭТ/КТ«Мы не даем образование ради образования. Нам важен карьерный успех наших выпускников»Набережная в подарок. Новый подход застройщика к благоустройству

«А что, если российский избиратель тоже поведет себя иррационально и захочет в Евросоюз?»

К «Армии» готовы! АПЗ представит свою технику на Международном военно-техническом форуме
«Тотального карантина осенью не будет. Экономика важнее, а нас ожидает естественный отбор»«Инвесторы выходят из проектов — боятся санкций». Колонка из протестующей Белоруссии«Энергоемкость нашего ВВП выше мирового на 46%. Бизнес не готов вложиться в ее снижение»«Ваши клиенты вовсе не холодные. Неудобные — да. Недобрые. Категоричные. Но не холодные»«Экономика России отброшена на 11 лет назад. Но пик кризиса придется на сентябрь-октябрь»

Лайфхаки

В молодости не нужно стремиться к деньгам и успеху. Вот почему
Удаленка бьет по здоровью. Как болтовня в офисе влияет на душевное равновесиеАндрей Мовчан: «Белоруссия так и не выросла из экономических штанишек Горбачева»«Вряд ли люди в обозримом будущем вернутся в самолеты». Туризм изменился навсегда?«Подумаешь — обучение. Лишь бы язык был подвешен!»

Что важно понять про образование«Пандемия обострила страх нищеты и преступности». Россияне снова за стабильность«Велобайк» заработал в Нижнем Новгороде

Как воспользоваться сервисом?

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Trubiecu

    в ast.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Berta Morizo

    в az.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Импресионизъм

    в bg.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Mirdi brezhonek Berthe Morisot

    в br.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Berthe Morisotová

    в cs.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Wiege

    в de.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Impressionism

    в en.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    колыбель

    в en.wiktionary.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в eo.wikipedia.org
    • Vikipedio:Diskutejo/Arkivo 2008 5
    • Vikipedio:Diskutejo/Arkivo 2008 6
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    berceau

    в fr.wiktionary.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Berthe Morisot

    в gl.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в he.wikipedia.org
    • פורטל:אמנות/תמונה נבחרת/גלריה
    • פורטל:אמנות/תמונה נבחרת/167
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    प्रभाववाद

    в hi.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в hr.wikipedia.org
    • Impresionizam
    • Berthe Morisot
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Բերտա Մորիզո

    в hy.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в ja.wikipedia.org
    • オルセー美術館
    • ベルト・モリゾ
    • ベビーベッド
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    იმპრესიონიზმი

    в ka.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    ಇಂಪ್ರೆಷನಿಸಮ್(ಚಿತ್ತಪ್ರಭಾವ ನಿರೂಪಣ)

    в kn.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Impressionismus

    в la.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Berthe Morisot

    в mt.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в nl.wikipedia.org
    • Gebruiker:Pimbrils/Schilderijen
    • Le berceau (Morisot)
    • Gebruiker:Pimbrils/Schilderijen2
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Berthe Morisot

    в no.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Impresionism

    в ro.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Моризо, Берта

    в ru.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в scn.wiktionary.org
    • naca
    • annacalora
    • nacalora
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в simple.wikipedia.org
    • Impressionism
    • Berthe Morisot
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg в sv.wikipedia.org
    • Berthe Morisot
    • Musée d’Orsay
    • Portal:Konst/Utvald artikel/Lista
    • Portal:Konst/Utvald artikel/Vecka 2
  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Berthe Morisot

    в tr.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Берта Морізо

    в uk.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    تاثریت

    в ur.wikipedia.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    Q1131270

    в www.wikidata.org

  • Использование Berthe Morisot, Le berceau (The Cradle), 1872.jpg

    印象派

    в zh-yue.wikipedia.org

Детство и юность

Художница родилась зимой 1841 года в городе Бурж в семье префекта департамента Шер и была младшей из трех сестер Моризо. Почти через 5 лет после появления на свет Берты мать девочек порадовала супруга рождением долгожданного сына, названного в честь отца Тибурсом.

Портрет Берты Моризо

Первые уроки рисования дочерям дала мама — внучатая племянница художника в стиле рококо. Французская школа изящных искусств в середине 19-го века обучала лишь представителей сильного пола, и отец, ставший членом Счетной палаты, нанял девушкам преподавателя — живописца Жозефа Гишара. Скоро учитель сообщил чиновнику, что его дочери станут художницами, и спросил, не будет ли это катастрофой для буржуазной семьи Моризо.

Прогноз Гишара сбылся частично. Старшая сестра Берты Ив известна преимущественно как модель. В Метрополитен-музее хранится портрет женщины, написанный виднейшим представителем импрессионизма Эдгаром Дега. Образ Ив также запечатлен в работе Берты 1872 года «Женщина и ребенок на балконе». Биография средней сестры Эдмы в юности была связана с живописью, однако, выйдя замуж, дама забросила мольберт.

История студии «Моризо»

Студия «Моризо» была основана ещё до того, как появился Веб 2.0, в 2004 году.

Пока Марк общался со студентами и инвесторами, мы делали все возможное, чтобы наши клиенты из 15-ти регионов активно развивали свой бизнес в интернет.

Занимается разработкой сайтов всех видов,сопровождением реализованных проектов, а также оказывает весь спектр услуг интернет-рекламы.

Из начинающей веб-студии компания превратилась в профессиональное digital-агентство федерального уровня, создающее для своих клиентов актуальные интернет-проекты любой сложности.

Сейчас над каждым новым проектом трудится более 20 высококвалифицированных специалистов. Все этапы разработки сайта четко регламентированы, что помогает сберечь время и нервы заказчика.

Явную выгоду от сотрудничества с «Моризо» уже ощутили автосалоны, банки, заводы, продуктовый ритейл, дистрибьюторы промышленного оборудования, девелоперы, сотовые операторы, сервисные компании и многие другие.

“Удел женщины – быть в тени мужчины”

Для девушки из буржуазной семьи важно было иметь хорошее образование и светские манеры. Но лишь для того, чтобы быть приятным дополнением к мужчине

Замужество означало конец занятиям живописью или музыкой. Теперь приобретённые навыки на любительском уровне должны были услаждать супруга и гостей благородного семейства. О профессиональном занятии живописью не могло быть и речи.

Так случилось с сестрой художницы, Эдмой. Выйдя замуж, она бросила рисовать. Хотя была так же талантлива, как и её сестра. Всю жизнь она об этом жалела. Хотя была счастлива в браке.

Берта Моризо. Эдма Моризо-Понтийон. 1871 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Берта Моризо боялась участи сестры. Она не мыслила своей жизни без живописи. И отвергала все предложения руки и сердца. Родители были в отчаянии. Но Берта была слишком упряма.

Однако Моризо не была чрезмерной бунтаркой. Брюки, как Жорж Санд она носить не стала. И против светских приличий не протестовала. А нравы предписывали девушке выходить на улицу только в сопровождении.

Она не могла пойти одна поработать на открытом воздухе. Она не могла посидеть в кафе в одиночестве. И упаси Бог пойти в злачное место или написать портрет мужчины.

Поэтому работы Берты Моризо – это женские и детские образы, повседневные домашние хлопоты, невинные пейзажи. В её работах нет эпатажа, нет ярких событий. Возможно, это тоже было причиной недооцененности со стороны публики.

Берта Моризо. На балконе в комнате Эжена Мане в Буживале. 1881 г. Частная коллекция.

Берта Моризо. Женщина развешивает белье. 1881 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген.

Берта Моризо. Молодая женщина у зеркала. 1880 г. Чикагский институт искусств, США.

“Настоящие живописцы не упускают ни одной детали”

Пуританские правила не позволяли Берте свободно разгуливать по улицам и находить яркие сюжеты для своих картин. Зато её талант и свободолюбивая натура проявлялись через технику рисования.

Она полностью пренебрегала канонами академизма. Она стремилась запечатлеть мгновение, работая быстрыми, размашистыми, даже агрессивными мазками.

Часто оставляла незавершенными участки картины. Но от этого не возникает ощущения незавершенности работы. Вы ведь тоже нечетко видите периферийным зрением.

Берта Моризо. Лето. 1880 г. Музей Фабре, Монпелье, Франция.

Моризо не заботилась о прорисовке лиц. Написанные фигуры почти растворяются в пейзаже.

Такой вольности ей никак не могли простить критики. Один из них говорил, что еще немного, и вы решительно ничего не сможете разобрать на картине.

Берта Моризо. На озере в Булонском лесу. 1884 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Берта Моризо. Женщина с ребёнком в саду в Буживале. 1881 г. Национальный музей Уэльса, Кардифф.

Порой, чтобы написать фигуру, она наносила два-три мазка. Так написана фигура девочки на картине “Вид на набережную острова Уайт”.

Скорее всего, на такое “пренебрежительное” изображение человека её вдохновила работа Клода Моне “Бульвар Капуцинок”. В 1873 году он написал свою скандальную картину, на которой прогуливающие по бульвару люди были изображены одним-двумя мазками. Об этой работе читайте в статье “Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине”.

Такое игнорирование деталей резко осуждалось во времена Моризо и Моне. Критики предостерегали слабонервных и беременных от посещения выставок импрессионистов. Ибо те рисковали лишиться чувств от потрясения.

Так что у Моризо ещё и по этой причине не было шансов стать признанным мастером у широкой публики.

Это сейчас мы можем оценить работы Моризо по достоинству. Её  картины словно сновидения. Просыпаясь, ты ещё долго ощущаешь приятное томление от увиденных образов.

По мне, так ее работы – это кульминация импрессионизма. Наравне с Клодом Моне. Все остальные импрессионисты использовали эту технику лишь частично.

Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

“Женщина и талант несовместимы”

В 19 веке жили и творили писательницы Жорж Санд и знаменитые сёстры Бронте. Но их тоже рассматривали как недоразумения. Общество было пока непреклонно: принадлежность к женскому полу и гениальность никак не могли сойтись в одном человеке. Поэтому работы Моризо назывались милыми, сентиментальными. Не более того.

Ее даже не критиковали. Как сказал один критик, женщин нельзя бить даже цветами. И он не может найти баланс между критиком и джентельменом. Поэтому её работы не привлекали внимания публики.

Только беспристрастные коллеги по цеху могли понять, насколько она талантлива. Даже её ранние работы невероятны. Так, Эдуард Мане восхищался тем, как Моризо гармонично вписывала фигуры в пейзаж.

Берта Моризо. Морской пейзаж (порт в Лорьяне). 1869 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Берта Моризо. Вид на Париж с холма Трокадеро. 1871-1873 гг. Музей искусств, Санта-Барбара, США.

Юность и первые успехи

Будущая художница появилась на свет 14 января 1841 года в семье богатых буржуа. И сама Берта, и её сестра Эдма рано начали проявлять интерес к живописи. Возможно, свою роль в склонностях сестёр сыграла наследственность – они приходились внучатыми племянницами Жану Оноре Фрагонару.

Французские нравы и общественные устои того времени не поощряли серьёзное увлечение девушек живописью. Из двух сестёр профессиональной художницей стала именно Берта Моризо.

Биография её содержит много интересных фактов о встрече со знаменитым барбизонцем Камилем Коро. Именно он оказал непосредственное влияние на её становление как художницы, обучил приёмам мастерства в передаче игры светотени, привил любовь к пейзажной живописи и работе на пленэре.

Уже в 23 года работы Берты Моризо были показаны на Парижском салоне. В течение шести лет полотна молодой художницы отбирались для официальных экспозиций Академии изящных искусств. Это было признание её таланта высшим художественным светом того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector