Ив кляйн: жизнь и творчество художника

Important Art by Yves Klein

This is one of Klein’s first monochromes featuring International Klein Blue. He reported that, at the age of nineteen, he looked up at the sky and realized the infinite, immaterial space surrounding the universe. To depict his vision, he chose to use only one color, a vibrant shade of ultramarine, which he later perfected for use with the aid of chemists. The painting contains no trace of line or imagery, encouraging the viewer to immerse herself in the color alone and to experience its evocations. Symbolic, perhaps, of the sky and the sea, it also had resonances in Klein’s own religion, Catholicism, as not only a symbol of the Holy Ghost, but also as the shade traditionally used in the depiction of the Virgin Mary’s robes in Renaissance paintings.

To further his artistic vision of the immaterial, Klein created Le Vide (The Void), removing everything from the Iris Clert Gallery except for an empty cabinet. Klein also created a dramatic entrance for the opening ceremony, in which visitors were welcomed into the empty room. Regarding the work Klein stated, «My paintings are now invisible and I would like to show them in a clear and positive manner…» Although the stunt might be read as part of Klein’s ongoing interest in mysticism and «the void,» like much of his work it might also be read in a slightly contradictory manner, as a political attack on the traditional art object and the gallery system that supports it.

This controversial photomontage was constructed by Klein by collaging his falling body onto an image of a street. From a young age, he had stated that he possessed the power to levitate, here, we see him attempting to defy gravity. The physicality of the performance might have been inspired in part by Klein’s judo training, but it might equally have been inspired by his attitudes to earlier artistic evocations of what he regarded as «the void.» Speaking of a still life by the Russian Suprematist Kazimir Malevich, he once wrote, «Malevich was actually standing before the infinite — I am in it. You don’t represent or produce it — you are it.»

More Important Art
View all Important Art

Использование в искусстве

L’accord bleu. 1960 г.

В 1957 году в творчестве Кляйна начался «синий период». Он выставляет в Милане 11 монохромных работ одинакового формата (78 x 56 см), сплошь закрашенных ультрамариновым синим. В буклете, анонсирующем выставку, говорилось, что на ней будет представлен «синий сам по себе, свободный от всяческой функциональности». Позднее в 1957 году, повторяя ту же выставку во Франции, Кляйн отметил её открытие запуском 1001 синего воздушного шарика в небе над Парижем.

К этому времени он уже овладел техникой создания картин, имеющих особый, исключительно насыщенный оттенок синего. Он расстилал холст на деревянной поверхности, на которую предварительно наносился казеин. Затем он наносил синюю краску, смешанную с быстро испаряющимся фиксативом. Когда краска высыхала, возникало ощущение «бархатной» текстуры и глубины.

В общей сложности Кляйн создал около 200 синих монохромных картин. Названий они не имели, но после смерти художника его вдова пронумеровала все известные ей картины с использованием IKB, дав им номера от 1 до 194.

Однако холст был далеко не единственным пространством, на котором Кляйн экспериментировал с синим цветом. Самыми известными его произведениями стали так называемые «антропометрии»: под руководством художника обнажённые девушки, покрытые синей краской, оставляли отпечаток своего тела на белых листах бумаги. Первая демонстрация техники «живых кистей», как называл её сам Кляйн, состоялась в 1958 году. Художник наносил на тело моделей краску, а затем они, следуя указаниям Кляйна, подходили вплотную к вертикально расположенным листам бумаги. Всего таких синих антропометрий было около 180.

В 1960 году, вскоре после получения патента на IKB, Кляйн создал первую из так называемых «Космогоний». Он прикрепил к крыше своей машины холст, покрытый синей краской, и отправился из Парижа в Кань-сюр-Мер. На протяжении поездки холст подвергался воздействию ветра, дождя и пыли, то есть нёс на себе следы воздействия времени и природных стихий.

В 1962 году Кляйн создаёт своеобразный портрет своего друга, художника Армана: слепок его обнажённого тела, окрашенный IKB и помещённый на золотой фон.

Кляйн создавал также гигантские скульптуры из губок, окрашенных в синий цвет, после того как заметил, что на текстуре губки синий смотрится особенно впечатляюще. Кроме того, губки имели для него символическое значение: Кляйн считал, что, подобно тому как губка впитывает наносимую на неё краску, зритель, стоящий перед картиной, также «впитывает» в себя её цвет.

В творчестве Кляйна присутствовали и другие объекты цвета ультрамарина: к примеру, глобус, окрашенный IKB, — произведение называлось «Globe terrestre bleue» («Синий земной шар»).

Творчество

Пустота

Для следующей выставки в Iris Clert Gallery в апреле 1958 Кляйн решил показать пустоту — «Le Vide» («Вакуум»). Он убрал всё из галерейного пространства, за исключением большого шкафа, покрасил все поверхности белым, затем установил сложную процедуру входа в день вернисажа. Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояли гвардейцы в синем. Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство.

Monogolds

В Кляйн на выставке Antagonismes, организованной Музеем декоративных искусств в Париже, впервые показал «Monogold frémissant». Кляйн создал серию Monogolds между и , используя золото как драгоценный и символический материал. Некоторые работы объединяли серию прямоугольников в композицию; некоторые были сделаны из подвижных листов золота, закреплённых на панели, которые двигались при малейшем дыхании; третьи были рельефами с полированной поверхностью.

Прыжок в пустоту

19 октября Кляйн совершил Le Saut dans le vide («Прыжок в пустоту») в Fontenay-aux-Roses, сфотографированный Harry Shunk и John Kender, которые сделали множество различных снимков (репетиция «прыжка» прошла до этого в Париже). 27 ноября, во время Фестиваля авангардного искусства в Париже, Ив Кляйн опубликовал Dimanche — четыре страницы в формате воскресного выпуска парижской ежедневной газеты Франс Суар (France Soir). На первой странице была фотография Saut dans le vide, озаглавленная «Un homme dans l’espace! Le peintre de l’espace se jette dans le vide» (Человек в космосе! Художник космоса бросает себя в пустоту).

Оформление оперного театра Гельзенкирхена

Для оперного театра, который был разработан и декорирован интернациональной командой художников и архитекторов, Кляйн создал шесть монументальных произведений, имеющих важное значение в его творчестве: четыре синих, высотой десять метров, работы с рельефом-губкой (две предназначались для длинной стены главного зала, две — для помещения на нижнем уровне) и два 7х20 метров монохрома для боковых стен главного зала. Работы были дополнены армированными рельефами, покрытыми натуральной губкой и окрашенными синим.

Детство и юность

В конце апреля, 28-го числа, 1928-го в семье художников, проживавшей в Ницце в одном доме с Питом Мондрианом, родился сын Ив, который впоследствии пошел по стопам отца Фреда ‒ позднего постимпрессиониста и матери Мари ‒ заметной фигуры в ташизме (течении в западноевропейском абстракционизме), получившей премию Василия Кандинского.

Вскоре после появления ребенка на свет супруги перебрались в Париж, а каждое лето мальчик проводил в одном из городов Прованса у обожаемой тети, оказавшей немалое влияние на племянника.

Невероятно, но факт: несмотря на то, что Кляйну-младшему суждено было совершить переворот в искусстве, он не имел специального образования. Он с успехом изучал торговое мореходство, восточные языки, дзен-буддизм, числился золотильщиком рам, дрессировал скаковых лошадей и зарабатывал на жизнь преподаванием дзюдо — для «повышения квалификации» он даже отправился в Японию, став первым европейцем, получившим черный пояс.

Ив Кляйн — Anthropometry

Юношеская биография тесно связана с путешествиями — парень объездил шесть городов Италии, отслужил в Германии, занимался японскими единоборствами в Великобритании, пребывал в клубе верховой езды в Ирландии и вникал в национальный язык в Испании.

По воспоминаниям близкого друга Клода Паскаля, Ив в 19 лет открыл для себя книгу «Космогония Розенкрейцеров» и не выпускал ее из рук, штудируя ежедневно на протяжении пяти лет. Со слов же самого мастера, в молодости его влекло бескрайнее синее небо и раздражали летавшие по нему птицы, «пытавшиеся пробить дыры в величайшем творении».

Чем так необычен Синий Ива Кляйна?

В 1956 году, в возрасте 28 лет, Ив Кляйн выбрал синий пигмент ультрамарин, экстремально насыщенный, который, по словам самого Ива Кляйна, являлся «идеальным выражением синего».

Чистый пигмент, матовый и яркий, заворожил Ива Кляйна ни с чем не сравнимой интенсивностью.

Сама материя краски, ее красочный пигмент, летучий порошок, неуловимый и непрочный, выражает по словам художника, «живописную чувствительность к чистому состоянию». Традиционные связующие вещества, которые позволяли зафиксировать пигмент на основе, изменяли его блеск.

С помощью химика Иву Клейну удалось разработать растворитель, который испарялся во время сушки, тем самым оставляя после себя только чистый пигмент. Таким образом, синий ультрамарин проявлялся во всей своей первоначальной красоте. Это известное связующее вещество, которое придает краске яркость.

Изобретение было названо IKB «International Klein Blue» и зарегистрировано как интеллектуальная собственность в Национальном институте промышленной собственности (INPI) в 1960 году.

От этого цвета, «синего, больше чем синий» исходит цветовая вибрация.

Уникальный, он притягивает не только взгляд зрителя, но и его ум. И пока другие художники использовали цвет как чисто оптическое явление, Ив Кляйн придавал ему духовное и метафизическое значение.

Творчество Кляйна

По приглашению Фернандо де Сарабия, он приехал в Испанию, где в гравировальной студии Фернандо под Мадридом опубликовал две коллекции монохромов (картин, написанных одним цветом), которые он создавал в течение последних нескольких лет в своих путешествиях.

В том же году Ив вернулся в Париж и на Салон, посвящённый абстрактной живописи, «Новые реалии», предложил оранжевый монохром под названием «Выражение вселенной цветом оранжевого свинца». Это была прямоугольная деревянная панель, равномерно покрытая матовой оранжевой краской и подписанная монограммой YK. Жюри отклонило работу. Тогда же состоялась выставка Кляйна в Клубе Пасьянсов частного салона издательского дома Лакосте а чуть позже – выставка «Ив, монохромные предложения» в парижской галерее Colette Allendy. Там он познакомился с Марселем де Мюратом, рыцарем Ордена лучников святого Себастьяна.

Месяц спустя Кляйн был избран кавалером этого Ордена и выбрал девиз: «За цвет! Против линии и рисунка!».

Все последующий годы он постоянно выставлялся во многих странах Европы, сопровождая свои и без того эпатажные выставки неординарными акциями. То запускал в небо более 1000 синих шаров, назвав это аэростатической скульптурой, то пытался получить от властей разрешение на подсветку синим светом Обелиска на площади Согласия в Париже во время его выставки, то рассылал приглашения провокационного содержания.

В этом же году он зарегистрировал формулу международного синего цвета Кляйна и получил патент. В его 33 года выставка «Монохромы» в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке закончилась полным провалом. Тогда же прошла была самая большая прижизненная выставка художника «Ив Кляйн: монохромы и огонь» в немецком Музее Haus Lange. Это. Он показал синие, розовые и золотые монохромы, архитектурные рисунки и стену огня, которая состояла из пятидесяти горелок, расположенных в пять рядов.

Тем же летом, в свои 33 года Ив Кляйн устроил сессии антропометрий в Париже, которые были сняты Паоло Вавера для фильма «Собачий мир».

21 января 1962 Ив женился на своей уже беременной помощнице, немецкой художнице. Каждый нюанс свадебной церемонии был скрупулезно разработан Кляйном.

На Каннском фестивале состоялся показ фильма «Собачий мир», в котором Кляйн и его работа были показаны в крайне уничижительном и негативном свете.

Вечером у Ива случился первый сердечный приступ, а в день вернисажа в Париже — второй. От следующего сердечного приступа Ив Кляйн умер 6 июня 1962 в своём доме в Париже в возрасте 34 лет.

Он успел создать множество работ и оказать большое влияние на развитие искусства. Его сын, Ив, родился в Ницце ровно через 2 месяца после смерти отца, 6 августа и впоследствии тоже стал художником.

Most watched News videos

  • Carer left unable to sleep because elderly neighbour were having sex

  • Motorist becomes angry after white woman demands his number plate

  • Chris Whitty warns Covid vaccine may not be ready for another year

  • Man United captain Harry Maguire drinks with friends in Mykonos

  • Harry Maguire arrested: One of three suspects exits police car

  • Harry Maguire seen drinking with pals in Mykonos on Instagram clip

  • Man Utd captain Harry Maguire paces around bar alone in Mykonos

  • Northern California wildfire seen from space last night

  • Cyclist leans in ambulance window and spits in paramedic’s face

  • Thai student gets her hair cut to protest haircut laws

  • Chaos in the capital as Tower Bridge suffers malfunction

  • Wedding guest in Texas shoots groom in chest but bride refuses to talk

Referencias

  1. Hannah Weitemeier (de), Yves Klein, 1928–1962: Internacional Klein Blue, traducido por Carmen Sánchez Rodríguez (Cologne, Lisbon, Paris: Taschen, 2001), 8. ISBN 3-8228-5842-0.
  2. Gilbert Perlein & Bruno Corà (eds) & al., Yves Klein: Long Live the Immaterial! («An anthological retrospective», catalog of an exhibition held in 2000), New York: Delano Greenidge, 2000, ISBN 978-0-929445-08-3, p. 226
  3. Yves Klein (1954) Les Fondements du judo, Grasset, Paris OCLC
  4. Hannah Weitemeier, Yves Klein, 1928–1962: International Klein Blue, Original-Ausgabe (Cologne: Taschen, 1994), 15. ISBN 3-8228-8950-4.
  5. Stich, Sidra. Yves Klein. Hayward Gallery. Londres, 1994.
  6. Bourriaud, Nicolas (2006). Estética relacional. p. 43.

Biografía

Klein nació en Niza. Sus padres, Fred Klein y Marie Raymond, también fueron pintores. Desde el año 1942 hasta el 1946 Klein estudió en la «Escuela Nacional de la Marina Mercante», y en la «Escuela Nacional de Lenguas Orientales», empezó a practicar judo. En esa época, comenzó su amistad con Arman Fernández y Claude Pascal, y empezó a pintar. A los diecinueve años, Klein estaba en la playa en el sur de Francia con sus dos amigos y decidieron dividir el mundo entre ellos: Arman, la tierra; Pascal, las palabras, y Klein escogió el espacio etéreo que rodeaba el planeta. Y, seguidamente, Klein firmó:

Klein y Arman, ambos oriundos de Niza, además de amigos, trabajaban a menudo juntos, dentro del nuevo realismo.[cita requerida]

En el 1947, Klein compuso su primera Sinfonía monótona, que consiste en el sonido de un acorde sostenido durante 20 minutos seguido de 20 minutos de silencio. Se la considera un precedente de la música drone de La Monte Young y de la obra 4’33» de John Cage.​

Entre 1948 y 1952, viajó a Italia, Gran Bretaña, España y Japón. Durante su estancia en Japón, con veinticinco años, alcanzó el 4º dan en judo en Kodokan. El judo tuvo un papel importante en su arte ya que utilizaba las técnicas aprendidas para pintar. Además, escribió un libro sobre el judo: Les Fondements du judo.​ En el año 1955 fijó su residencia permanente en París, estableciéndose como artista.

Klein murió en París de un ataque al corazón poco antes del nacimiento de su hijo.

Estilo y filosofía

La obra de Klein se mueve en torno a conceptos influenciados por la filosofía zen, que él mismo describe como «le Vide», «the Void» en inglés (el vacío). El «le vide» de Klein es una especie de nirvana que es «mudo» o posee pocas influencias de las palabras; se trata de una zona neutral donde uno mismo está inspirado a prestar atención sólo a sus propias sensibilidades, y queda expuesto a la «realidad» como oposición de la «representación». Klein presenta su obra en formas que son reconocidas como arte ―pinturas, un libro, una composición musical― pero se encarga de eliminar el contenido de tal forma que se pueda realizar: cuadros sin pintura, libros sin palabras, composiciones musicales sin música, permaneciendo tan sólo la cáscara, tal y como si estuviera allí el arte. De esta forma Klein intentó crear para la audiencia sus «Zonas de Sensibilidad Pictórica e Inmaterial» y evitaba representar los objetos de una forma subjetiva o artística. Klein deseaba que sus obras se representaran por la huella que habían dejado: la imagen de su ausencia.[cita requerida]

El trabajo de Klein tiene referencias fuertes a los contextos teóricos/arte-históricos así como a la filosofía/metafísica, y su trabajo de alguna forma ayudó a combinar todos ellos. El intento fue claro: empujó a la audiencia y al público en general a experimentar un estado donde una idea pudiera simultáneamente ser «sentida» así como «comprendida».
[cita requerida]

Личная жизнь Кельвина Кляйна

В 1964 Кельвин Кляйн женился на девушке Джейн Сентр. Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Марси.

В 1970-е гг. Кельвин Кляйн был частым гостем клуба Studio 54 Энди Уорхола. Дизайнер вел беспорядочный образ жизни, встречался то с женщинами, то с мужчинами, употреблял алкоголь и наркотики. В 1974 году Кельвин Кляйн и Джейн Сентр развелись.

В 1978 году дочь Кельвина, Марси, похитили и потребовали выкуп в 100 тысяч долларов. Ситуация благополучно разрешилась, одной из участников этого громкого дела оказалась няня девочки. После этих событий Кельвин отказался от пагубных пристрастий и беспорядочного образа жизни. Он прошел курс лечения от алкогольной и наркотической зависимости, занялся спортом и увлекся кулинарией.

В 1986 году Кельвин Кляйн женился на своей ассистентке Келли Ректор. Вместе с Келли они переехали в новый дом в Ист-Хемптон.

В 2000-х гг. дизайнер снова вспомнил старые пагубные привычки и несколько раз был вынужден проходить курсы в реабилитационных клиниках.

В 2006 году Кельвин Кляйн и Келли Ректор развелись.

В 2010-м Кляйн начал встречаться с Ником Грубером, который был моложе Кельвина на 48 лет. В 2012-м, из-за пристрастия Грубера к наркотикам, его вечных долгов и проблем с полицией, Кляйн расстался со своим партнером.

Art market

Alongside works by Andy Warhol and Willem de Kooning, Klein’s painting RE 46 (1960) was among the top-five sellers at Christie’s Post-War and Contemporary Art sale in May 2006. His monochromatic blue sponge painting sold for $4,720,000. Previously, his painting RE I (1958) had sold for $6,716,000 at Christie’s New York in November 2000. In 2008, MG 9 (1962), a monochromatic gold painting, sold for $21,000,000 at Christie’s.FC1 (Fire Color 1) (1962), a nearly 10-foot-long panel created with a blowtorch, water and two models, sold for $36.4 million at Christie’s in 2012.

In 2013, Klein’s Sculpture Éponge Bleue Sans Titre, SE 168, a 1959 sculpture made with natural sea sponges drenched in blue pigment fetched $22 million, the highest price paid for a sculpture by the artist.

The estate of Yves Klein has been represented by Galerie Gmurzynska for the past three decades.[citation needed]

Summary of Yves Klein

Yves Klein was the most influential, prominent, and controversial French artist to emerge in the 1950s. He is remembered above all for his use of a single color, the rich shade of ultramarine that he made his own: International Klein Blue. But the success of his sadly short-lived career lay in attacking many of the ideas that underpinned the abstract painting that had been dominant in France since the end of the Second World War. For some critics he is a descendent of Marcel Duchamp, a prankster who lampooned settled understandings of painting and opened art up to new media. Others consider him as a descendant of earlier avant-garde artists such as Kazimir Malevich and Aleksander Rodchenko, who were also attracted to the monochrome. And even in the ways he used performance later on in his career, he is like many artists who rediscovered some of the tactics of earlier avant-gardes in the 1950s and ’60s. Klein might also be compared to his contemporary Joseph Beuys, for, like Beuys, he embraced aspects of Romanticism and mysticism — Klein was intrigued by Eastern religion and Rosicrucianism, and was even influenced by judo. Also like Beuys, many have condemned him as an obscurantist and a charlatan: yet the brevity, wit, and seductive beauty of much of his work continues to inspire.

История

Синий цвет всегда имел для Ива Кляйна особое значение. Он считал, что все остальные цвета порождают слишком конкретные ассоциации, тогда как синий вызывает в воображении самое абстрактное, что только есть в природе — небо и море. В 1946 году ему привиделось, будто он подписывает собственное имя на обратной стороне неба. И будущий художник разозлился на птиц, которые пролетели по небу и испортили то, что он назвал своим «величайшим и прекраснейшим творением».

Помимо синего цвета, наблюдаемого в природе, у Кляйна был ещё один источник вдохновения — фрески Джотто в капелле Скровеньи. Их ярко-ультрамариновый фон внушил Кляйну идею создания монохромных картин, которую он впоследствии реализует.

Начиная с 1940-х годов, Кляйн много экспериментировал с ультрамариновым пигментом. Его целью было сохранить на холсте особую текстуру и яркость сырого пигмента, которые обыкновенно исчезали при смешивании ультрамарина с любым закрепителем. Наконец в 1956 году, с помощью парижского торговца красками Эдуара Адама, Кляйн обнаруживает синтетическую смолу «Rhodopas M60A», которая позволяет добиться желаемого эффекта: при смешивании с ней ультрамарин полностью сохраняет свои цветовые характеристики.

В 1960 году Кляйн запатентовал придуманный им состав под названием International Klein Blue. Патент был выдан не на определённый оттенок синего — что было бы юридически невозможно — но на технологию его получения и закрепления.

Judo

While attending the École Nationale des Langues Orientales Klein began practicing judo. During the years 1948 to 1952, he traveled to Italy, Great Britain, Spain, and Japan. He traveled to Japan in 1953 where he became, at the age of 25, a master at judo receiving the rank of yodan (4th dan/degree black-belt) from the Kodokan, becoming the first European to rise to that rank. Later that year, he became the technical director of the Spanish judo team. In 1954 Klein wrote a book on judo called Les Fondements du judo. The same year, he settled permanently in Paris and began in earnest to establish himself in the art world.

References

  1. Hannah Weitemeier , Yves Klein, 1928–1962: Internacional Klein Blue, translated by Carmen Sánchez Rodríguez (Cologne, Lisbon, Paris: Taschen, 2001), 8. ISBN 3-8228-5842-0.
  2. ^
  3. Gilbert Perlein & Bruno Corà (eds) & al., Yves Klein: Long Live the Immaterial! («An anthological retrospective», catalog of an exhibition held in 2000), New York: Delano Greenidge, 2000, ISBN 978-0-929445-08-3, p. : «This symphony, 40 minutes in length (in fact 20 minutes followed by 20 minutes of silence) is constituted of a single ‘sound’ stretched out, deprived of its attack and end which creates a sensation of vertigo, whirling the sensibility outside time.»
  4. Thomas McEvilley. «Yves Klein: Conquistador of the Void». Yves Klein: A Retrospective. (Houston: Institute for the Arts, Rice University, 1982), p 25.
  5. Yves Klein (1954) Les Fondements du judo, Grasset, Paris OCLC 
  6. Hannah Weitemeier, Yves Klein, 1928–1962: International Klein Blue, Original-Ausgabe (Cologne: Taschen, 1994), 15. ISBN 3-8228-8950-4.
  7. Iona Singh, Color, Facture, Art & Design (Hampshire: Zero Books, 2012), pp. 41–64. ISBN .
  8. Tom Learner (2008). «Restoring the Immaterial: Study and Treatment of Yves Klein’s Blue Monochrome (IKB42)«. Modern Paint Uncovered. Los Angeles: Getty Conservation Institute. ISBN 978-0-89236-906-5.
  9. Quoted in Hannah Weitemeier, Yves Klein, 1928–1962: International Klein Blue, Original-Ausgabe (Cologne: Taschen, 1994), 19. ISBN 3-8228-8950-4.
  10. Olivier Berggruen, «Yves Klein – The Void» in The Writing of Art (London: Pushkin Press, 2012), 80.
  11. Stich, Sidra. Yves Klein. Hayward Gallery. London, 1994.
  12. «True Blue» (28 June 2010
    ) The New Yorker, p.72
  13. .
  14. Yves Klein, Weitemeier, Taschen, 2004, p. 8.
  15. Kerstin Stremmel, Realism, Taschen, 2004, p. 13. ISBN 3-8228-2942-0
  16. McEvilley, T. «Yves Klein: Messenger of the Age of Space.» Artforum 20, no. 5. January 1982. pp. 38–51.
  17. «Painting the Blues; As a major new exhibition highlights the brief, colourful career of artist Yves Klein, his widow Rotraut talks exclusively to Laurence Marks» (29 Jan 1995) The Guardian p. 2
  18. «The Great Contemporary Art Bubble», BBC4, 18 May 2009

Награды Кельвина Кляйна

1973, 1974, 1975. Премия Ассоциации американских модных критиков (Coty).

1981, 1983. Премия CFDA (номинации не называются).

1987. Премия «За лучшую коллекцию» от Совета модных дизайнеров Америки.

1993. Премия «Лучший дизайнер мужской одежды», премия «Лучший дизайнер женской одежды» от Совета модных дизайнеров Америки.

1996. Кельвин Кляйн вошел в список 25 самых влиятельных людей Америки по версии журнала Times.

1998/1999. «Лучший дизайнер мужской одежды» от Совета модных дизайнеров Америки.

2001. Премия Джеффри Бина «За вклад в развитие моды» от Совета модных дизайнеров Америки.

Черты стиля Стивена Кляйна

Работы Стивена Кляйна отличаются провокационным сюжетом, в них присутствуют обнаженные тела и элементы порнографии. По признанию самого фотографа, ключевым моментом фотосессий является извлечение потаенного, раскрытие темной стороны натуры. Он наполняет сюжеты ощущениями тревоги и страха, часто использует в кадре кровь и сырое мясо. Работы Стивена Кляйна отличаются яркостью и оригинальностью цветовых сочетаний.

 

Фотограф регулярно сотрудничает с различными версиями Vogue и Vogue Hommes, журналами W Magazine, Arena Homme +, Interview и пр. Стивен Кляйн снимает рекламные кампании для Calvin Klein, Dolce & Gabbana, Akris, Emporio Armani, Christian Dior, Alexander Wang и пр.

В разные годы Стивен Кляйн создавал фотосессии с участием Александра МакКуина, Мадонны, Брэда Питта, Анджелины Джоли, Тома Форда, Дэвида Боуи, Кейт Мосс, Джастина Тимберлейка, Джонатана Риза Майерса, Джареда Лето, Дафны Гиннесс, Лары Стоун, Леди Гаги, Эммы Стоун, Марион Котийяр, Орландо Блума, Дженнифер Энистон, Наоми Кэмпбелл, Киры Найтли, Руни Мары, Скарлетт Йоханссон, Хилари Суонк, Гвинет Пэлтроу, Дэниела Рэдклиффа и др.

Useful Resources on Yves Klein

Books
websites
articles
video clips
More

Books

The books and articles below constitute a bibliography of the sources used in the writing of this page. These also suggest some accessible resources for further research, especially ones that can be found and purchased via the internet.

  • Yves Klein: With the Void, Full PowersOur Pick

    By Kerry Brougher, Philippe Vergne, Klaus Ottmann, Yves Klein

  • Yves Klein: 1928-1962
    By Hannah Weitemeier

  • Yves Klein By Himself
    By Klaus Ottmann, Yves Klein

  • Yves Klein: Works, Writings, Interviews
    By Klaus Ottmann, Yves Klein

biography

Yves the Provocateur: Yves Klein and Twentieth-Century ArtOur Pick

By Thomas McEvilley

written by artist

Overcoming the Problematics of Art: The Writings of Yves Klein
By Yves Klein, Klaus Ottmann

View more books

websites

articles

video clips

More

Quotes about Yves Klein[edit]

sorted chronologically, after date of the quotes about Yves Klein
  • Clement Greenberg talked about the ideas or possibilities of painting.. ..and he allows a blank canvas to be an idea for a painting. It might not be a good idea, but it’s certainly valid. Yves Klein

    Quote of Frank Stella (1966), in ‘Questions to Stella and Judd’, Bruce Glaser, in ‘Art New 65’ no 5, September 1966

    did the empty gallery. He sold air, and that was a conceptualized art, I guess.

  • One day (in late 1947 or early 1948), Yves

    Quote of Claude Pascal, quoted in ‘Yves Klein’, Paris: Centre Georges Pompidou, 1983

    arrived saying ‘look what I found.’ He showed me The Rosicrucian Cosmo-Conception. We tried to read the book and discovered that without a master we could not understand it. .

  • You [Yves Klein

    Quote of Piero Manzoni (c. 1959) in «De Tweede Helft», Ad de Visser, SUN, Nijmegen 1998, p. 161 (translation, Anne Porcelijn)

    ] are the ‘monochrome bleu’ and I am the ‘monochrome blanc’; we should start to cooperate together, we two.

Legacy

Unaware of the importance of the Nouveau Réalisme movement until the 1990s, New York critics of Klein’s time tried to classify him as neo-Dada[citation needed], and other critics, such as Thomas McEvilley in an essay submitted to Artforum in 1982, classified Klein as an early, though enigmatic, postmodernist.

A sort of parody of Klein’s Anthropometry performance is featured in the film Wise Guys (original title: Les Godelureaux) directed by Claude Chabrol released in 1961.

The Yves Klein archive is housed in Phoenix, Arizona, where his widow Rotraut Klein-Moquay has a home.

In 2018, the podcast This is Love released an episode, «Blue,» about Klein and his work.

Biography

Klein was born in Nice, in the Alpes-Maritimes department of France. His parents, Fred Klein and Marie Raymond, were both painters. His father painted in a loose post-impressionist style, while his mother was a leading figure in Art informel, and held regular soirées with other leading practitioners of this Parisian abstract movement. Klein received no formal training in art, but his parents exposed him to different styles. His father was a figurative style painter, while his mother had an interest in abstract expressionism.

From 1942 to 1946, Klein studied at the École Nationale de la Marine Marchande and the École Nationale des Langues Orientales. At this time, he became friends with Arman (Armand Fernandez) and Claude Pascal and started to paint. At the age of nineteen, Klein and his friends lay on a beach in the south of France, and divided the world between themselves; Arman chose the earth, Pascal, words, while Klein chose the ethereal space surrounding the planet, which he then proceeded to sign:

Between 1947 and 1948, Klein conceived his Monotone Symphony (1949, formally Monotone Silence Symphony) that consisted of a single 20-minute sustained chord followed by a 20-minute silence.

In early 1948, Klein was exposed to Max Heindel’s 1909 text The Rosicrucian Cosmo-Conception and pursued a membership with an American society dedicated to Rosicrucianism.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector