Прерафаэлиты в кино: как творчество британских бунтарей цитируют в фильмах

«Офелия» Миллеса в «Меланхолии»

Прекрасная в своей депрессивности «Меланхолия» датского провокатора Ларса фон Триера начинается с визуально безупречного пролога, предвосхищающего финал фильма. В нем цитируется «Офелия» — полотно, которое принесло славу Джону Эверетту Миллесу и впоследствии стало визитной карточкой прерафаэлитов. Эффектная Жюстин (Кирстен Данст), облаченная в свадебное платье, лежит в воде, прижав к груди букет ландышей. Вокруг нее — лилии, напоминающие о другой прерафаэлитской «Офелии»: написанной в 1894 году Джоном Уильямом Уотерхаусом.

Вероятно, пролог — фантазии или слишком реалистичные сны Жюстин. Героиня Кирстен Данст работает копирайтером, из-за чего начало фильма напоминает рекламный ролик. Естественно, образ Офелии возникает в голове женщины неслучайно. Возлюбленная Гамлета — невеста, как и Жюстин. При этом в пьесе Шекспира Офелия так и не вышла замуж, будучи отвергнутой женихом. Она сошла с ума и утонула — то ли случайно, то ли покончив с собой. Меланхоличная Жюстин, хоть и успела сыграть свадьбу, но брак ее оказался весьма короток. На протяжении всего свадебного торжества она пыталась сбежать от гостей, супруга, обязательств, не желая быть такой, как все. Велика вероятность, что Офелия для нее — символ свободы от каких бы то ни было уз, в том числе и брачных.

Полотно Миллеса несколько раз мелькает в кадре. Дело в том, что во время свадьбы Жюстин оказывается в кабинете, где расставлены книги с репродукциями картин. Изначально на полках стоят альбомы с абстрактной живописью. Жюстин решает поменять их. Среди полотен, которые она выбирает, не только «Офелия» Миллеса, но и «Плачущий олень» Карла Фредерика Хилла, «Давид с головой Голиафа» Караваджо, «Негр, подвешенный живым за ребра на виселице» Уильяма Блейка, «Охотники на снегу» и «Страна лентяев» Питера Брейгеля. Все эти работы в той или иной степени соответствуют душевному состоянию героини. Миллес запечатлел Офелию в момент между жизнью и смертью. На его картине девушка совершенно спокойна, она пребывает в гармонии с собой и окружающим миром. Ее не страшит близкая кончина. Жюстин смерть тоже не пугает. В финале она встретит Меланхолию с достоинством и даже сумеет помочь своим близким.

«Как я уже объяснял, меланхолики не паникуют в ситуации катастрофы, но смиряются с ней, потому что тогда все просто идет, как и ожидалось. И я вижу большой потенциал в кадрах, в которых она спокойно стоит и смотрит на планету, приближающуюся все ближе и ближе, и просто принимает это как факт. В то время… как обычная женщина наоборот паникует все больше и больше»

Ларс фон Триер

«Душа розы» Уотерхауса в «Игре престолов»

Весьма вероятно, что создатели «Игры престолов» хорошо знакомы с творчеством Джона Уильяма Уотерхауса. В сериале есть кадр с участием Маргери Тиррел (Натали Дормер), который сильно напоминает его известную картину «Душа розы» 1908 года. Полотно вдохновлено монодрамой «Мод» Альфреда Теннисона, любимого поэта королевы Виктории. В ней есть строчка: «And the soul of the rose went into my blood». Именно из нее Уотерхаус позаимствовал название для своей работы. В центре композиции — прекрасная молодая женщина, наслаждающаяся запахом розы. Возможно, он навевает ей воспоминания о возлюбленном, потерянном навсегда или просто далеком.

На красавице с картины — синее одеяние с золотым рисунком. Маргери одета в похожей цветовой гамме. На ней голубое платье. Его верхняя часть декорирована золотом. На пальце у Тиррел кольцо с розой, которое перекликается с поясом. У героини Уотерхауса волосы убраны в прическу, напоминающую об античных богинях. Локоны Маргери струятся по плечам. В целом рыжеволосая дама с полотна «Душа розы» выглядит скромнее, чем персонаж Натали Дормер. Скорее всего, как и в случае с Авророй из «Малефисенты», здесь на первый план выходят визуальные параллели с картиной Уотерхауса, а не смысловые пересечения с ней.

В середине XIX столетия братство прерафаэлитов навсегда изменило британское искусство. На рубеже XX-XXI веков в мире случился всплеск интереса к их творчеству. Среди самых продаваемых картин в магазине лондонской галереи Тейт — «Офелия» Миллеса. Выставки прерафаэлитов, куда бы их ни привозили, пользуются огромной популярностью у публики. Причем зачастую даже люди, ранее не знакомые с полотнами викторианских авангардистов, остаются в полном восторге от них. В 2009 году канал BBC Two представил мини-сериал «Отчаянные романтики», который основан на книге Франни Мойле «Desperate Romantics: The Private Lives of the Pre-Raphaelites» и весьма вольно обращается с историческими фактами.

Время идет, а влияние прерафаэлитской живописи на массовую культуру ничуть не ослабевает. На то есть ряд причин

В частности, картины прерафаэлитов узнаваемые и по-настоящему роскошные: они привлекают внимание благодаря ярким насыщенным цветам, чудесным длинноволосым дамам, элегантным и женственным, в качестве главных героинь, любовно выписанной природой. Кроме того, людям нередко не хватает в жизни романтики, а творчество британских бунтарей с их рыцарским поклонением прекрасному вполне способно хотя бы чуть-чуть восполнить эту нехватку.

Работы художников по эпизодам

  • 1 серия: «Христос в родительском доме» (1849—1850, Милле), «Валентин спасает Сильвию от Протея» (1851, Хант), «Наемный пастух» (1851, Хант).
  • 2 серия: «Офелия» (1851—1852, Милле), «Проснувшаяся стыдливость» (1853, Хант), «Found» (1854—1881, Россетти).
  • 3 серия: «Приказ об освобождении» (1854, Милле), «Светоч мира» (1853—1854, Хант).
  • 4 серия: «Козёл отпущения» (1856, Хант), «Сон Данте» (1871, Россетти), «Рисунок обнаженной женщины» (1878, Россетти), «Леди Шалотт» (1853, Сиддал), «Lovers Listening to Music» (1854, Сиддал), «Осенние листья» (1856, Милле), «Слепая девушка» (1856, Милле), «Леди Лэмен» (1856, Сиддал), «The Rowing Boat» (ок. 1850—1860, Сиддал), «Мыльные пузыри» (1886, Милле).
  • 5 серия: «Bocca Baciata» (1859, Россетти), «Тень смерти» (1872, Хант), фрески для Oxford Union (1857—1859, Россетти, Моррис, Бёрн-Джонс и др.).
  • 6 серия: «Beata Beatrix» (1872, Россетти), «Study of Guinevere for Sir Launcelot in the Queen’s Chamber» (1857, Россетти).

«Сидония фон Борк» Берн-Джонса в «Сонной Лощине»

Над костюмами для другой известной готической сказки — «Сонной Лощины» Тима Бертона — работала обладательница нескольких «Оскаров» Колин Этвуд. Действие фильма разворачивается на исходе XVIII столетия, но художницу не слишком волновала историческая достоверность. Один из самых запоминающихся, эффектных и роскошных нарядов, придуманных Этвуд для «Сонной Лощины», — финальное платье ведьмы Мэри Ван Тассел (Миранда Ричардсон). Черная сетка напоминает переплетающиеся между собой ветви, что отсылает к финалу, который ждет злодейку: через портал в Дереве Мертвых она отправится вместе со Всадником без головы прямиком в ад.

Сидония — злая колдунья, которая искусно пользовалась своей красотой для соблазнения мужчин и плетения интриг. На картине Берн-Джонса она предстает при дворе герцогини Вольгатской. Сидония явно замышляет что-то недоброе, а хозяйка, стоящая на заднем плане, вряд ли сможет ей противостоять.

Платье Мэри Ван Тассел похоже не только на наряд с картины «Сидония фон Борк 1560». Оно также напоминает одеяние с «Портрета женщины» Джулио Романо 1531 года. Дело в том, что внешность главной героини своего полотна Берн-Джонс позаимствовал из романа Майнхольда, а вот при написании платья опирался на работу Романо.

Очевидно, что у Сидонии и Мэри Ван Тассел есть общее. Обе женщины не понаслышке знакомы с колдовством и пользуются им со злыми целями. В «Сонной Лощине» внешне привлекательная леди Ван Тассел изменяет мужу, чтобы скрыть свои секреты. Ввиду сходства двух героинь можно предположить, что Колин Этвуд вдохновлялась главным образом именно картиной Берн-Джонса, а не написанным раньше портретом Романо.

«Странствующий рыцарь» Миллеса и «Акразия» Страдвика в «Как важно быть серьезным»

Прерафаэлиты нередко обращались к рыцарской теме. Они вдохновлялись сюжетами старинных историй, в которых рассказывалось о подвигах храбрых рыцарей во имя прекрасных дам

Второе полотно, фигурирующее в фильме «Как важно быть серьезным», — «Акразия» Джона Мелхиша Страдвика. Репродукция работы, написанной в 1888 году, также присутствует в дневнике Сесили

Кроме того, девушка воображает себя главной героиней картины, а своего возлюбленного Алджернона — рыцарем.

В фильме фантазии Сесили выглядят комично, что не очень вяжется с высказываниями Уайльда

Страдвиг опирался на аллегорическую рыцарскую поэму Эдмунда Спенсера «Королева фей». Произведение было впервые опубликовано в конце XVI столетия. Художник изобразил злую чародейку Акразию в Обители Нег, окруженную служанками. На ее коленях покоится рыцарь. Как уже говорилось ранее, Сесили не проявляет особого рвения к учебе. Возможно, девушка даже не догадывается, что примеряет на себя образ злодейки.

Сюжет

Лондон, середина XIX века. Начинающие художники Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле и журналист Фред Уолтерс, организовывают творческое объединение «Братство прерафаэлитов», противопоставляя себя Королевской академии художеств. Чтобы добиться успеха и известности, молодым живописцам требуется поддержка в высших кругах, которую они находят в лице Джона Рёскина.

Тем временем Фред Уолтерс знакомит своих товарищей с Элизабет Сиддал, продавщицей в шляпном магазине, которая идеально подходит для роли натурщицы в будущих работах прерафаэлитов. Сам Фред испытывает симпатию к Лиззи, но девушка отдает своё предпочтение бунтарю Россетти.

Уильям Хант приглашает Энни Миллер позировать для своей новой картины, влюбляется в неё и делает предложение. Однако художник вынужден уехать на пару лет в Палестину, оставляя Энни на попечение Уолтерсу.

Милле же после успеха своей «Офелии» принимает предложение о патронаже со стороны Рёскина и все чаще наведывается к тому в дом, где сближается с Эффи Грей, женой своего покровителя, которая недовольна замужеством и симпатизирует молодому художнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector