Заха хадид: жизнь, творчество, успех

Инопланетный объект на Ленинградском шоссе

Что: стадион «Динамо»

Кто: Дэвид Манике, Эрик ван Эгераат

Когда: 2008–2018

Где: Ленинградский проспект, владение 36

Стадион «Динамо» был построен в 1928 году и пережил не только десятки напряженных матчей, побед и поражений, но и две реконструкции. Первая проходила в конце 1970-х, вторая — с 2008-го по 2018-й.

В 2010 году провели международный конкурс и выбрали концепцию, предложенную голландским архитектором Эриком ван Эгераатом и институтом «Моспроект-2». Этот проект предполагал восстановить исторические фасады и дополнить их новыми конструкциями. То есть поместить в существующую чашу стадиона футуристическую постройку, напоминающую то ли приплюснутый пузырь, то ли космический корабль с отверстием наверху.

Впоследствии доработку концепции поручили бюро американского архитектора Дэвида Манике, которое специализируется на спортивных объектах. Он изменил достаточно много, но внешний вид стадиона оставил примерно таким же, как в первоначальном варианте. Стадион действительно выглядит как космический корабль, приземлившийся на здание советской архитектуры. Это впечатление усиливается ночью, когда купол подсвечивается и превращается в гигантский медиафасад.

К сожалению, сохранить всю историческую чашу не удалось, подлинной осталась лишь западная трибуна вдоль Ленинградского проспекта

Особое внимание уделили барельефам Сергея Меркурова — их сняли с портиков южного и северного фасадов и отреставрировали

Изначально планировалось, что домашний стадион футбольного клуба «Динамо» примет несколько матчей чемпионата мира по футболу 2018 года, но, поскольку строительство стадиона «Спартак» закончили намного раньше, игры мундиаля было решено провести на нем и в «Лужниках». Необходимость строго соблюдать требования ФИФА отпала, и авторы сократили количество мест на стадионе, а вместо одной арены сделали две.

Теперь под одной крышей располагаются стадион, который вмещает до 26 тысяч человек, и малая арена на 14 тысяч зрителей. Последняя трансформируется и может принимать баскетбольные и хоккейные матчи, ледовые шоу и концерты. Кресла при необходимости заезжают в трибуны, благодаря чему площадка увеличивается на 15 метров.

Экстерьеры

Фантазиям Хадид о монолитной облицовке фасадов, как и о «космически» открытых офисах, не суждено было сбыться. Это оказалось не под силу нашим строителям из-за климата и разброса температур: материалы зимой сжимаются, а летом разбухают. А скруглённые линии на облицовке фасадов пришли в голову Хадид уже в процессе стройки (на первых эскизах видно, что изломы линий изначально задумывались более чёткими), и с этим справились на ура. Правда, вместе с гнутыми стёклами (к тому же «просветлёнными») это серьёзно удорожило объект.

Кстати сказать, девелоперам здание в итоге обошлось в 2,3 млрд рублей, хотя изначально планировали на 25% меньше, порядка 1,7 млрд.

Человек, отвечающий за техническую поддержку здания, высказал мнение, что вылетные консоли здания не для нашей широты:

— На консолях зимой скапливается снег, и это довольно опасно: при падении они начнут выламывать стёкла. Во время снегопада уборщикам приходится ежечасно обходить все здание и стряхивать снег. По правилам его не должно скопиться больше 20 сантиметров. 

И даже в тёплое время года в здании ни на минуту не заканчивается процесс мытья и чистки — блестящие поверхности пола после прохождения каждого человека нуждаются в «освежении». Взад-вперёд по зданию постоянно ходят уборщицы, которые на вопрос, каково им работать в здании, тяжело закатывают глаза и отмахиваются: «Моем полы, не покладая швабр». 

Представители фонда содействия ЖКХ в неофициальной беседе говорят, что чувствуют себя комфортно в таком современном здании, но с нетерпением ждут, когда же оно заполнится арендаторами: будет не так пустынно и должна заработать столовая.

Ольга Ерёменко рассказала, что одним из обязательств компании было обустройство территории вокруг здания для общественного пользования. Насыпные дорожки, скамейки, ландшафтный дизайн делали по проекту Хадид, и они доступны теперь всем жителям города. Из заросшего бурьяном участка развалин больницы получился компактный, но приятный сквер.

Девелоперы говорят: несмотря на то что проект «Доминион тауэр» как инвестиционный пока никак себя не окупает, компания им очень гордится: 

— Нам было важно оставить яркий след, оживить визуально район. Нам будет грустно расставаться со зданием, мы много сюда вложили труда и любви

— Но мысль о том, что мы первые смогли не просто взяться на проект Захи Хадид, но и достроить его, греет. Многие начинали, потом бросали — «дорого», «не реализуемо». А мы просто взяли и сделали. Критика журналистов и архитекторов? Встаньте внизу у здания или в атриуме под лестницами и задайтесь вопросом: а вы смогли бы так сделать? Когда всё готово, кажется: чего тут такого.

Кто такая Заха Хадид?

Биография великого архитектора во многом связана с Багдадом. Здесь в 1950 году она родилась в обеспеченной семье, принадлежащей к классу буржуазии. Ее отца звали Мухаммад аль Хадж Хуссейн, а мать – Ваджиха аль Сабунджи. Первое образование Заха получала в Американском университете, расположенном в Бейруте, по классу математики. Затем пять лет она уделила обучению в лондонской ассоциации архитекторов. После получения этого образования она начала работать в архитектурном бюро, владельцем которого являлся ее учитель и наставник Рема Колхаса. Переняв все лучшие качества и умения у замечательного голландского архитектора, Заха приняла решение создать свою собственную фирму Zaha Hadid Architects.

Еще будучи подростком, она славилась безграничной фантазией. Уже в то время маленький архитектор Заха Хадид выполняла различные работы на заказ или по доброй воле. В числе ее предложений были такие проекты, как обитаемый мост над Темзой или перевернутый небоскреб в Лестере. Архитектура Захи Хадид всегда отличалась некой самобытностью. Примером тому служит проект клуба, местом расположения которого должна была служить высокая гора. Тогда проекты Захи Хадид получали различные архитектурные премии, но не находили путей реализации. Самой главной тому причиной служила неготовность заказчиков принимать в работу нестандартный, новый, инновационный проект. А ведь все проекты Захи Хадид были оригинальными.

Со временем в Захе все же рассмотрели истинного архитектора. После признания к ней стали приходить интересные проекты. Первым стало здание Захи Хадид для мебельной компании «Витра». Им она разработала пожарную часть в форме бомбардировщика. Далее ей стали давать все больше проектов, и в итоге здания от архитектора сейчас есть в десятках городов.

Личная жизнь Захи Хадид, несмотря не все ее успехи и привлекательную внешность, так и не смогла выстроиться. Она полностью реализовалась как архитектор, но так и не смогла реализоваться, как женщина.

«Бумажная архитектура»

На  творчество Заха Хадид сильное влияние оказал советский авангардист, основатель супрематизма в живописи Каземир Малевич. Её дипломный проект был трансформацией  работы Малевича в 14-этажный отель над Темзой. Она восхищалась Малевичем, читала и с лёгкостью понимала его работы.

Заха Хадид в архитектуру  пришла через свои картины.

«Тектоника Малевича» (1977) Zaha Hadid Architects

А картину «Резиденция ирландского премьер министра» (Дублин, 1979-80 гг.) часто сравнивают с графикой ещё одного представителя советского авангарда — Кандинского.

«Резиденция ирландского премьер министра» Zaha Hadid Architects

Картины Захи Хадид

1 из 8

«Мир ( 89 градусов)» Zaha Hadid Architects

«Лондон 2066» Zaha Hadid Architects

«The Peak (Blue Slabs)». Zaha Hadid Architects

«Трафальгарская площадь Лондон, Великобритания, 1988

Zaha Hadid Architects

Пик. Гонконг, 1983 Zaha Hadid Architects

Тектоника Малевича 1977

«Берлин 2000» Zaha Hadid Architects

Начало творческого пути Заха Хадид было достаточно сложным, его многие называют «бумажным» — практически все работы остаются на бумаге.

Перевёрнутый небоскрёб для английского города Лестера (1990) так и остался нереализованным.

Проект спортивного клуба «Пик» (1983) на холме над Гонконгом победил в международном конкурсе, но заказчик обанкротился.

Проект спортивного клуба «Пик» Zaha Hadid ArchitectsПроект спортивного клуба «Пик» Zaha Hadid Architects

В 1994 году  Заха Хадид  выигрывает конкурс на проект Оперного театра в заливе Кардифф, застройщика пугает оригинальный дизайн и в итоге он отказывается от проекта.

Проект здания Оперного театра в заливе Кардиффа, Великобритания. Zaha Hadid Architects

Она берётся за проекты  небольших жилых зданий и интерьеры.

Интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро, Япония (1990 г.)

Жилой дом в Берлине 1993 год.

Другие работы

Светильник дизайна Захи Хадид для Sawaya & Moroni

  • 2015 — Кольца «B.zero1 Design Legend» из белого, желтого и розового золота для Bulgari
  • 2008 — Разработка дизайна туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa
  • 2007 — Проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 (Кёльн, Германия)
  • 2000 — Диваны и стол, Z-series
  • 1999—2000 — Дизайн оформления мирового турне группы Pet Shop Boys
  • 1999 — Зона разума под Куполом Миллениума, Лондон, Великобритания
  • 1992 — Оформление выставки «Великая утопия» в Музее Гуггенхайм, Нью-Йорк, США
  • 1990 — Интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро, Япония
  • Дизайн мебели и столового серебра для фирмы «Sawaya and Moroni»

Другие работы

Светильник дизайна Захи Хадид для Sawaya & Moroni

  • 2015 — Кольца «B.zero1 Design Legend» из белого, желтого и розового золота для Bulgari
  • 2008 — Разработка дизайна туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa
  • 2007 — Проект идеального дома, представленный на Imm Cologne 2007 (Кёльн, Германия)
  • 2000 — Диваны и стол, Z-series
  • 1999—2000 — Дизайн оформления мирового турне группы Pet Shop Boys
  • 1999 — Зона разума под Куполом Миллениума, Лондон, Великобритания
  • 1992 — Оформление выставки «Великая утопия» в Музее Гуггенхайм, Нью-Йорк, США
  • 1990 — Интерьер ресторана «Моондзун» в Саппоро, Япония
  • Дизайн мебели и столового серебра для фирмы «Sawaya and Moroni»

Биография

Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде (Ирак) в среднезажиточной семье. Её отец Мухаммад аль-Хадж Хусейн Хадид придерживался леволиберальных взглядов и был соучредителем Национально-демократической партии социалистического толка. Её мать Ваджиха аль-Сабунджи была художницей, родом из Мосула.

Сперва Заха изучала математику в Американском университете в Бейруте. С 1972 по 1977 год училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Начав карьеру в бюро ОМА своего учителя, видного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма Рема Колхаса, в 1979 году Заха Хадид основывает собственную архитектурную фирму .

Почти с подросткового возраста Заха Хадид постоянно фантазирует и работает над множеством проектов: как по заказу, так и по личной инициативе. В разные годы она предлагает варианты постройки обитаемого моста над Темзой (), перевёрнутого небоскрёба для английского города Лестера () и клуба на вершине горы в Гонконге (). Проектирует здания оперы в Кардиффе ( — проект остался нереализованным), Центров современного искусства в Огайо () и Риме (). Эти и другие проекты приносят ей победу в престижных архитектурных конкурсах (первый был выигран в в Гонконге), интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остаются на бумаге — во многом из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.

Постепенно к Захе Хадид приходит признание. Одной из первых осуществлённых разработок становится пожарная часть мебельной компании Vitra, напоминающая бомбардировщик «стелс» ().

Заха Хадид скончалась 31 марта 2016 года (в возрасте 65 лет) от сердечного приступа в Майами, где проходила лечение от бронхита.

Фирменный стиль — бренд «Заха Хадид»

Начинается следующий этап в её карьере. Заха Хадид отходит от «классического» деконструктивизма, в её работах появляются плавные линии и органические формы. Её творчество уже не укладывается ни в какой архитектурный жанр, кроме собственного.

Центральное здание BMW, Лейпциг, Германия (2005).

Научный центр Phaeno, Вольфсбург, Германия, (2005).

 Мэгги Центр Киркалди (2006)

фото Hélène Бине

Хадид не любила работать на компьютере, но быстро поняла преимущества 3-D моделирования. Она переходит работать на компьютер и архитектура её зданий меняется. Плавные формы заменили острые углы.

Станция Hungerburg, Инсбрук, Австрия (2007).

www.urbanarchnow.com

Выставочный павильон Channel Mobile Art в Гонконге (2008).

Виктор Фрайле / Reuters

MAXXI- музей искусства XXI века, Рим (2009).

 Оперный театр Гуанчжоу, Китай (2010).

Академия Эвелин Грейс, Лондон (2010).

Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (2010).

www.arhinovosti.ru

В 2011 году построен Транспортный Музей Риверсайд в Глазго (Шотландия, Великобритания).

www.oldtimer.ru

В 2012 году завершено строительство Галереи современного искусства при Университете Мичигана.

Угловой фасад выполнен из стекла и складок нержавеющей стали.

Торгово — развлекательный центр Galaxy Soho, Пекин (2012).

Галерея Serpentine Sackle, Лондон (2013)

 Jockey club здание гонконгского политехнического университета (2013).

 Культурный Центр Гейдара Алиева в Баку (2013).

fly2baku.comfly2baku.comwww.buro247.ru

Центр дизайна DDP, Сеул (2014).

 Горный музей Месснера, Италия. (2015)

Горный музей Месснера

Жилой комплекс в Нью-Йорке (строительство завершится в 2017 г.)

В 2016 году Хадид стала первой женщиной, получившей золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA).

Бренды и знаменитости выстраиваются в очередь, чтобы поработать с Хадид. Она сотрудничает с известными брендами одежды, обуви, ювелирных украшений, предметов мебели и декора, создаёт концепции яхт и автомобилей.

Вазы.

Смеситель Triflow Faucet — дизайн Заха Хадид.

asmasdesignjournal.wordpress.com

Шахматы от Заха Хадид.

Скульптура.

www.etoday.ru

Одежда, обувь и аксессуары.

1 из 10

image viviona swimwear

Ювелирные соты.совместно со швейцарской ювелирной маркой Caspita,

коллекцию серебряных украшений для Georg Jensen.

Светильники

1 из 7

museum-design.ru

Световуая скульптуруа Vortexx для Zumtobel

Светильник Maxxi-коллекция от Kundalini.lightcontract.ru

Торшер Genesy для Artemide. lightcontract.ru

Spock настенный светильник

Люстра Transparent для Slamp. www.archiproducts.com

Мебель

1 из 13

Zephyr Sofa. www.designboom.com

Диванчик. Вдохновила форма скатов. archinect.com

Стул Z-Chair

Кресла Array Новая система для итальянского бренда Poltrona Frau

Кухня Z-Island kitchen, Dupont Corian

Павильон www.luxxu.net

Обеденный столик

Стул KUKI

Стеллаж jacopo spilimbergo

Софа ‘Moraine’

Стол Aqua для Established & Sons,

Дизайн транспортных средств

1 из 4

Z.Car by Zaha Hadid (2005) элеектромобиль Концепт выставлялся в музее Гуггенгейма в Нью-Йорке.

Она в своих работах опередила время и технические возможности, получила признание и любовь при жизни, но не смогла убежать от смерти, которая стала неожиданностью для всех.

Осталось большое количество нереализованных проектов, воплощение которых Заха Хадид уже увы не увидит. Как мы воспользуемся плодами её творчества и сможем ли мы оценить их значение  для современной архитектуры покажет время.

Национальный стадион Японии к Олимпиаде 2020 года (Япония отказалась от проекта).

Стадион в Катаре к Чемпионату мира по футболу  2022 года.

Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия.

saudi-arabia-ru.livejournal.com40-этажный отель в Макао, Китай

40-этажный отель в Макао, Китай

Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Танцующие башни в Дубаи.

 Проект жилого комплекса — Grace on Coronation ( Австралия).

www.novate.ru

Архитектура

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.

В 1977 году, после окончания учебного заведения Заха Хадид становится сотрудницей бюро ОМА Колхаса, откуда уходит через два года. В 1979 году появляется самостоятельный проект Захи Хадид Zaha Hadid Architects. Вместе с выполнением заказов Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берется за разработку стандартных построек, ее интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.

Проект спортивного клуба «Пик», Гонконг

Первой победой архитектора в международном конкурсе стал проект клуба «Пик» который Заха создавала для клиента из Гонконга, но постройка не была осуществлена из-за банкротства заказчика. В 1994 году в результате очередной победы Захи Хадид в Великобритании на лучший проект оперного театра в Кардиффе разразился скандал: общественность подвергла сильному прессингу застройщика, вынудив отказаться от авангардного проекта молодой арабки.

Пожарная станция компании Vitra

Еще одной яркой работой этого года считается разработка перевернутого небоскреба для английского города Лестера, который также не был реализован. Первой работой, воплощенной в жизнь, стал проект пожарной часть компании Vitra в Вайле-на Рейне. Произошло знаменательное событие в 1993 году. Но по-прежнему многие проекты Хадид оставались на бумаге, что не останавливало Заху. Архитектор настолько была увлечена любимым делом, что часто спала по 4 часа в сутки.

Центр современного искусства Розенталя в США

В 1997 году после строительства музейного комплекса Гуггенхейма в Бильбао начинается интерес к идеям Захи Хадид. В 1998-1999 годах архитектор возводит два Центра искусств в США, штате Огайо, и в Риме. Здания, выстроенные по проектам иракского архитектора становятся достопримечательностями местности. Окончательно имя Захи Хадид стало известно международному сообществу после участия в разработке проекта Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати США, строительство которого было завершено в 2003 году.

Мебель Захи Хадид: кресла

Помимо работы с крупными формами Заха Хадид экспериментирует с объектами интерьера, театральными декорациями, выставочным пространством музеев. Дизайнер создает модель туфель для Lacoste и бразильской компании Melissa. Хадид преуспевает в проектировании мебельных коллекций. Экспериментальные работы дизайнера реализуются под брендом Sawaya & Moroni.

Мебель Захи Хадид: диван и стол

В 2005 году достижения Захи в дизайне отмечают первой премией на всемирной выставке Design Miami. Коллекции малых форм попадают в Музей современного искусства на Манхеттене, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Заха Хадид читает лекции по архитектуре и искусству по всему миру.

Архитектура

Перепутать постройки Хадид с работами других архитекторов невозможно. Архитектурный стиль, в котором она работала, называется деконструктивизмом, а его главной особенностью является визуальное нарушение законов архитектоники. То есть все здания кажутся мягкими, неустойчивыми, падающими или расползающимися в разные стороны. Каждая конструкция уникальна и просчитывается по специальным алгоритмам, реализация которых стала возможной благодаря компьютерному моделированию. Кстати, одним из последних проектов, реализованных при жизни Хадид, стало здание Доминион-тауэр в Москве. В 2004 году Заха Хадид стала первой (и пока что единственной) в истории женщиной-архитектором, награжденной архитектурным эквивалентом «нобелевской» премии – Притцкеровской премией. И получила почетный титул Дамы-Командора ордена Британской империи.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 7

Творчество

Пожарная часть «Витра» (1994).

По словам самой Хадид, всплеск интереса к её творчеству начался после того, как в 1997 году было построено здание музея Гуггенхайма в Бильбао по проекту Фрэнка Гери. После участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США, открывшегося в 2003 году, её идеи становятся по-настоящему востребованными.

Как архитектор Хадид всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. С этой же целью — усиления внутреннего движения и деформации — Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искажённую перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии.

Кроме чисто архитектурной работы с крупными формами, Заха Хадид охотно экспериментирует в жанре инсталляции, а также создаёт театральные декорации, выставочные и сценические пространства, интерьеры, обувь, картины и рисунки. Здесь она оттачивает новые формы в условиях полной композиционной свободы или, напротив, в условиях жёстких задач. Её малые работы есть во многих музейных коллекциях, таких как MoMA, Немецкий музей архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM) и др. Также она читала лекции и устраивала мастер-классы по всему миру, каждый раз собирая полные аудитории.

Заха — автор нескольких экспериментальных коллекций мебели. Её наиболее известные работы в области мебельного дизайна — светильник «Chandelier Vortexx» и кресло «Cristal», выполненные для Sawaya & Moroni.

В 2005 году её выбрали дизайнером года в рамках первой выставки дизайна Design Miami.

В мемориальных публикациях наиболее заметными работами Хадид названы: Центр Гейдара Алиева в Баку, открытый в 2012 году, за создание которого она получила премию «Дизайн года» Британского Музея Дизайна; Центр водных видов спорта в Лондоне, открытый в 2011 году; Мост шейха Зайеда в Абу-Даби, открытый в 2010 году; офисное здание «Dominion Tower» в Москве (2015), состоящее из семи этажей и выступающих консолей, общая площадь помещений которого достигает 22 тыс. м².

Проекты Захи Хадид слишком дорогие

Хотя бюро Захи Хадид не отказывается ни от проектирования в малой форме, ни от создания крупных объектов, статус звезды и полёт фантазии архитектора выливаются в высокую стоимость проекта. Сама Хадид говорит, что любой проект должен быть «доступным», но, видимо, в оценке стоимости она всегда оглядывается на статус клиента, а это и российские олигархи, и небольшие государства-экспортёры нефти, и крупнейшие экономики мира. В местах вроде Азербайджана и Катара стоимость её зданий, кажется, не вызывает нареканий, чего не скажешь о странах с развитым гражданским обществом.

Продолжающаяся дискуссия вокруг нового стадиона в Токио, на котором должно пройти открытие Олимпийских игр 2020 года, во многом связана и с тем, что смета проекта Хадид составляет около $2 млрд. Японское правительство прислушалось к мнению местных архитекторов и жителей и объявило, что проект полностью пересмотрят. По мнению организаторов игр, у Японии ещё достаточно времени, чтобы начать работу заново. При этом по идее стадион должен быть готов к Кубку мира по регби 2019 года. Суммы, которые нужно заплатить за возведение проектов Хадид, вызывали нарекания и в Южной Корее. Возведение центра дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле, например, стоило $450 млн, и решение мэра О Се-Хуна, который перенаправил деньги с социальных проектов на архитектурные, критикуют до сих пор, хотя он ушёл с поста в 2011 году.

Стоимость зданий, спроектированных Хадид

$2 млрд

Олимпийский стадион в Токио

$450 млн

Центр дизайна Dongdaemun Design Plaza в Сеуле

$150 млн

Музей MAXXI в Риме

$250 млн

Центр Гейдара Алиева в Баку

Capital Hill Residence (Москва)

Владислав Доронин никогда не скупился на создание своего комфорта. Также это касается и его жилья. Так, в 2015 году Заха Хадид разработала проект его футуристического особняка, который построили олигарху на Рублево-Успенском шоссе. Общая площадь ультрамодного и сверхнеобычного здания составляет две с половиной тысячи квадратных метров. Основой концепции Захи Хадид стал экостиль. При проектировании дома Доронина она постаралась гармонично смешать современные технологии с природными чертами. При взляде на этот особняк сразу возникает ощущение, что с другой планеты прилетел космический корабль и обосновался в Барвихе. Комнаты внутри здания распределены по четырем уровням. Внизу располагается гостиная, тренажерный зал, сауна, баня, хамам и кабинет для массажа. Далее идут приемная для гостей, кухня со столовой и бассейн. Этажом выше располагаются библиотека, детская, гостиная и огромный холл. Завершающий этаж включает в себя комнаты хозяев и роскошную террасу.

Стоит отметить, что проектирование частных домов не входит в основную специализацию Захи Хадид. По мнению экспертов, за эту работу она получила гонорар с шестью нулями. В итоге деловой союз Захи Хадид и Владислава Доронина продемонстрировал миру роскошнейший проект и частный дом мирового уровня. Единственное, что остается непонятным для многих людей, это кто же будет там жить. Есть мнение, что этот дом, как и многие другие, московский миллиардер преподнесет в подарок своей возлюбленной Наоми Кэмпбелл.

Детство и юность

В 1994-м, сразу после свадьбы, супруги Иоланда и Мохамед Хадид перебрались в Лос-Анджелес, где у них родились две дочери и единственный сын.

23 апреля 1995-го пришла в этот мир Джелена Нура (Джиджи), за ней 9 октября 1996-го — Изабелла Хаир (Белла). 22 июня 1999-го настал черед Анвара Мохамеда Жерара (Рак по знаку зодиака). К сожалению, появление на свет младшего ребенка прошло тяжело — роженица сломала позвоночник и оказалась на год прикована к постели. Семья одно время проживала на ранчо в Санта-Барбаре, в дальнейшем перебравшись в Малибу.

Анвар Хадид с сестрами Беллой Хадид и Джиджи Хадид

Впоследствии дети пошли по стопам матери и сделали успешную модельную карьеру. Известно также, что у них есть две единокровные сестры, Алана и Мариэль, и пять сводных со стороны отчима Дэвида Фостера. Однажды в интервью Белла рассказала, что ее отец-мультимиллионер являлся очень верующим человеком. Мужчина привил наследникам уважение к религии, и дочь гордится тем, что она мусульманка по национальности.

В возрасте 13 лет подростку, как и двум другим близким родственникам, диагностировали болезнь Лайма, или по-другому клещевой боррелиоз. В 2016-м из разговора с журналистом Teen Vogue выяснилось, что парень по окончании средней школы планировал изучать моду в Нью-Йорке.

Кто такая Заха Мохаммад Хадид

Заха Хадид (в ориг.араб. زها حديد‎, англ. Dame Zaha Mohammad Hadid) – известная во всем мире, выдающаяся женщина-архитектор, проекты которой поражают неординарностью задумок и воплощением самых смелых идей современной архитектуры в стиле изысканной абстракции.

За свою жизнь она стала автором многих шедевров — потрясающих зданий в разных странах мира. Среди них, как крупные объекты, как небоскребы, филармония, аэропорт или футбольный стадион, а так же небольшие, такие как отели, музеи и культурные центры.

Юная Хадид заинтересовалась профессией архитектора с 11 лет, так как частые семейные путешествия наполняли ее внутренний мир культурой и религией разных стран. А в 22 года девушка покинула родной Багдад и переехала в Лондон, где вскоре познакомилась с известным голландским архитектором – Ремом Колхасом.

Талант девушки заинтересовал уже известного на то время конструктора, и он предложил ей стать наставником. В период обучения Хадид всё чаще привлекала в свои проекты русский авангард, который нравился ей с самого детства. Дипломная работа девушки, созданная под руководством Колхаса, называлась «Тектоник Малевича» и содержала оригинальный проект отеля на мосту.

По окончании академии наставник позвал работать свою ученицу в собственное бюро в Роттердаме, но спустя несколько лет девушка приняла решение открыть собственное дело в Лондоне.

Становление новой компании давалось девушке нелегко. Долгих 17 лет амбициозные проекты женщины-архитектора не принимались из-за сложности реализации и её упрямого характера, не желающего идти на компромиссы. И по стоимости её проекты были на порядок дороже аналогов.

Поэтому поначалу архитектурному бюро с амбициозным создателем-женщиной приходилось заниматься небольшими проектами:

  • интерьеры квартир;
  • выставочные пространства;
  • продумывание и реализация театральных декораций;
  • создание коллекций мебели и даже обуви.

Череда неудач женщины прекратилась в 1993 году, когда первым реализованным, хоть и не большим, проектом Хадид стало здание пожарной части для немецкой компании Vitra.

Но настоящую известность принес проект Центра современного искусства Розенталя в США. Это здание в Цинциннати, штат Огайо, стало первой работой известного будущего мастера в Америке, а критики назвали работу «Параметрическая архитектура будущего».

Триумфальным для Хадид стало получение Притцкеровской премии. А все, потому что Заха стала первой женщиной, получившей такую награду за выдающиеся достижения в архитектуре.

Заха Хадид дважды получала премию Стирлинга – одну из самых известных в мире архитектуры и проектирования награду. Кроме этого, за свои необычайно впечатляющие шедевры архитектор множество раз удостаивалась премий от разнообразных мировых государств. В 2012 году она стала дамой – командором ордена Британской империи.

«Планиты для землянитов» Малевича в исполнении Аджайе

Что: кампус Московской школы управления «Сколково»

Кто: Дэвид Аджайе

Когда: 2006–2010

Где: Московская область, 1-й километр Сколковского шоссе

Один из самых востребованных архитекторов современности Дэвид Аджайе родился в 1966 году в Танзании в семье ганского дипломата. В 1975-м семья переехала в Лондон, в 1994-м Дэвид окончил Королевский колледж искусств, основал собственное бюро и достаточно быстро стал молодой звездой в мире архитектуры.

Как все это связано с Россией и проектом кампуса для бизнес-школы? Оказывается, еще во время учебы Аджайе влюбился в русский авангард вообще и работы Кандинского и Малевича в частности.

Организаторы конкурса на разработку концепции Московской школы управления «Сколково» хотели, чтобы она наиболее точно выражала прогрессивный характер учебного заведения и в то же время была основана на идеях, возникших в России и получивших всемирное признание. Здесь и сошлись звезды Малевича и Аджайе. Первый мечтал о домах для людей будущего — «планитах для землянитов», второй такой дом построил.

В плане школа управления выглядит как одна из супрематических работ Казимира Малевича. Фактически архитектор воссоздал шедевр своего кумира в объеме. Круг стал четырехэтажным диском-основанием, а прямоугольники превратились в расположенные на нем корпуса кампуса. Гигантские консоли выходят за пределы круглого основания более чем на 20 метров — такому размаху позавидовал бы каждый авангардист! За счет стекол ромбовидной формы плоский фасад здания выглядит объемным.

Сэр Дэвид Аджайе (в 2017-м был посвящен в рыцари за заслуги в области архитектуры) был автором многих известных проектов, таких как Музей современного искусства в Денвере, библиотека Idea Store в Лондоне, Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне. Но к кампусу школы «Сколково» у Аджайе особое отношение, он называет проект своим любимым, а если точнее — воплощением утопии. И это неудивительно: грандиозный масштаб (площадь кампуса — 65 тысяч квадратных метров), ничем не ограниченное пространство под строительство (26 гектаров) и возможность превратить утопию в реальность.

Многофункциональный комплекс Sky SOHO в Шанхае.

Состоит из административного здания, торгового центра и объединяет три одинаковых арены для парков развлечений и офисов. Расположен недалеко от центра Шанхая и аэропорта Хунцяо.

Комплекс Sky Soho в Шанхае.

Помимо этих сооружений Заха проектировала лыжный трамплин в Инсбруке, новый национальный стадион в Токио, научный центр Phaeno в Вольфсбурге, многофункциональный комплекс Signature Towers в Дубае, культурный центр в Вильнюсе и многие другие архитектурные постройки, ставшие культурным достоянием современного мира.

Нельзя не отметить отношение Захи к России. Первое путешествие архитектора состоялось в 2004 году, когда ей было присуждена Прицкеровская премия. Церемония проходила в северной столице. В том же году Заха выступила с лекцией уже в Москве в ЦДА (Центральный дом архитектора). Через год она снова приехала в Москву уже для проведения мастер-класса. В 2012 году была построена частная резиденция Capital Hill в районе Барвихи для миллиардера Владислава Доронина и его жены Наоми Кэмпбелл. Особенностью этого сооружения является башня-перископ высотой 22 м.

Dominion Tower в Москве. Фото: The Village

Помимо грандиозных проектов, Захи Хадид занимается созданием рисунков, декораций, инсталляций, мебели, одежды, обуви, предметов интерьера. Ее работы можно посмотреть в МоМА (Музее современного искусства в Нью-Йорке), Немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне. Практически до последних дней она читала лекции и проводила мастер-классы.

31 марта 2016-ого года легендарного архитектора Захи Хадид не стало. По данным The Guardian, она скончалась из-за сердечного приступа  в Майами, в госпитале, где лечилась от бронхита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector