Альберто джакометти: биография, творчество и интересные факты
Содержание:
Первые шаги
Будущий скульптор появился на свет в первый год нового, двадцатого века — 10 октября 1901 года в Боргоново (кантон Граубюнден) в семье художника Джованни Джакометти родился сын Альберто. Мальчик рано проявил способности и интерес к изящным искусствам — и детские увлечения привели его, в конце концов, в Женевскую школу искусств и ремесёл, которую он окончил по классу скульптуры. В начале 1920-х свеженький выпускник совершил путешествие по Италии, как исстари заведено у художников. Прежде чем отменять традицию, следовало изучить её в совершенстве, чем Джакометти и занимался на протяжении двух лет. Традиции и вкусы в то время преломлялись в Париже — кузнице модернистских кадров, и юный скульптор, первые работы которого ничем не напоминали «Идущего человека», отправился сюда не столько в поисках вдохновения, сколько в надежде отыскать собственный путь.
Показать больше
Почему творчество Джакометти столь популярно?
Этот контент был опубликован 31 июля 2017 года
31 июля 2017 года
Скульптор, живописец, рисовальщик и гравер. Альберто Джакометти является самым коммерчески успешным швейцарским художником в истории.
Париж 1922 года был Парижем Пабло Пикассо и Андре Бретона. Джакометти приняли в знаменитую академию де ла Гранд-Шомьер на Монпарнасе, где в разное время обучались Бальтюс, Серебрякова, Луиза Буржуа и Александр Кальдер, а среди преподавателей отметились Фернан Леже, Осип Цадкин и Эжен-Антуан Бурдель, ставший учителем молодого швейцарца. Альберто всем своим существом вбирал вольный дух Парижа, но летние месяцы отдыха старался проводить дома, в Швейцарии. Он был очень близок с младшим братом Диего — тот стал впоследствии успешным дизайнером мебели. Диего был любимой моделью Альберто, одна из самых известных работ скульптора называется «Большая голова Диего» — она была продана в 2014 году за 50 млн долларов. Разница в возрасте между братьями — всего лишь год, и они оставались верными друзьями, соратниками, а порой и соавторами вплоть до последних лет жизни Альберто.
В Париже реалистичная манера Джакометти-скульптора навсегда ушла в прошлое — он отправился вслед за кубистами, как гаммельнский ребёнок — за крысоловом, игравшим на дудочке. «Торс», сделанный в 1925 году и появившуюся вслед за ним «Пару» кубисты тут же признали своими. В те годы Джакометти, как и Пикассо, восхищается народным искусством Африки и Океании — их первобытная выразительность впечатляет его едва ли не сильнее классической греческой скульптуры. «Женщина-ложка» находится в явном родстве с африканскими статуэтками, и ещё она меняет свою внешность в зависимости от точки обзора, найденной зрителем. Это свойство, характерное для скульптур Джакометти, проявилось впервые именно в этой работе.
В самом начале своего пути он пробует на вкус каждое новое веяние, примеряет его к себе, делая работы «в духе кубизма» или «в стиле сюрреалистов», но потом без всяких сожалений оставляет наработанный опыт в прошлом. Ему нужно постоянное движение, ведь только так можно догнать — и узнать — себя самого. Голова и торс «Шагающего человека» опережают его ноги, увязающие в реальности, и сам скульптор соответствует пока ещё не найденному образу, точному, как удачная метафора. На своей первой персональной выставке, которая состоялась в Париже в 1932 году, среди прочих работ Джакометти представляет «Женщину с перерезанным горлом», напоминающую странное насекомое, и покоривший Сальвадора Дали «Подвешенный шар». По мнению критиков, эта композиция, составленная из серпа и сферы с выемками, вызывает у зрителей мучительное чувство.
Глядя на эту инсталляцию — по всей вероятности, одну из первых в истории искусств — ощущаешь собственное бессилие, отрицаешь гармонию, теряешь покой. Шарик никогда не соединится со сферой, но их упрямо тянет друг к другу… Вот и сам Джакометти так и не смог объединить свои усилия с сюрреалистами — стать частью общего течения, раствориться в нём он не пожелал, и в 1934 году разорвал свои отношения с Бретоном и компанией. Джакометти пытался изобразить то, что не поддаётся изображению — невидимое, неосязаемое, лишь чувствуемое. В бронзовой скульптуре «Невидимый объект», датируемой тем же 1934 годом, главная роль принадлежит не условной «девочке», балансирующей на шатком пьедестале, а той воображаемой фигуре, которую она обнимает. С этой работы начинается новый отсчёт.
Summary of Alberto Giacometti
Alberto Giacometti’s remarkable career traces the shifting enthusiasms of European art before and after the Second World War. As a Surrealist in the 1930s, he devised innovative sculptural forms, sometimes reminiscent of toys and games. And as an Existentialist after the war, he led the way in creating a style that summed up the philosophy’s interests in perception, alienation and anxiety. Although his output extends into painting and drawing, the Swiss-born and Paris-based artist is most famous for his sculpture. And he is perhaps best remembered for his figurative work, which helped make the motif of the suffering human figure a popular symbol of post-war trauma.
About
Art interests me greatly, but truth interests me infinitely more.—Alberto Giacometti
Alberto Giacometti (1901–1966) devoted much of his career to the struggle between matter and meaning, engaging in an extended exploration of how to reduce the figure’s mass as far as possible while imbuing it with essential force. Jean-Paul Sartre wrote that Giacometti’s depictions of humanity are “always mediating between nothingness and being,” his sculptures evoking the emotional intensity of the void. Often considered testimony to the ravages of postwar Europe, Giacometti’s sculptures, paintings, and drawings possess a timeless quality, inflected with art historical and philosophical narratives, from Surrealism and Expressionism to existentialism and phenomenology.
Born near Stampa, in Switzerland’s southeastern Alps, Giacometti grew up surrounded by the dark shadows, glistening lakes, and precipitous roads of the steep mountain range. This geographic intensity would deeply inform his understanding of mortality and time. In 1922 Giacometti moved to Paris, where, growing dissatisfied with his figurative sculptures, he turned to Cubism, dissecting abstract forms and experimenting with negative space. His search for noncorporeal sculptural forms led to planar, abstract works such as Gazing Head (1928), shown in an exhibition at the Galerie Jeanne Bucher in June 1929. This work caught the attention of the Surrealists, whose thinking would influence the form and content of Giacometti’s work, and expanded the ways he approached themes of destruction, materiality, and the uncanny.
Giacometti often used his close companions as models, from his wife Annette to his brother Diego, as well as poets, writers, and fellow artists including Jean Genet and Eli Lotar, requiring them to sit for many hours—often over several weeks—to capture their likeness to his satisfaction. During these long periods of stillness, he would insist that his sitters offer him a presence as attentive as his own.
In the 1950s, beginning with his second exhibition at the Pierre Matisse Gallery in New York, Giacometti started to gain international acclaim as critics, writers, and philosophers recognized his work as an absolute embodiment of his generation. During this period the artist was particularly focused on representations of the female nude, depicting slender, elegiac forms that emphasize the relationship between the body and gravity. Giacometti produced his famed Femmes de Venise (Women of Venice, 1956) for the French Pavilion of the 1956 Venice Biennale, as well as a concurrent retrospective at the Kunsthalle Bern. Sculpting clay over wire armatures, he created around fifteen figures, nine of which were cast in bronze. Departing from his earlier, impossibly thin “visionary” figures, the Femmes de Venise are rendered with a lifelike accuracy, their somber elegance speaking to universal themes of life and death, darkness and light.
Up until his death in 1966, Giacometti pushed the limits of representation, setting into motion ever-unfolding phenomenological investigations that remain at the core of art making today: How can matter—bronze, plaster, charcoal, paint—embody truth? And how, if at all, can art preserve the essence of the living?
Наследие
В 2003 году был создан Фонд Наследия Джакометти, который возглавила историк искусства Катрин Гренье. Фонд владеет крупнейшей коллекцией работ Джакометти — 260 бронзовых скульптур, 550 гипсовых скульптур, 95 картин и тысячи рисунков и гравюр. Значительную часть из них фонду передала вдова скульптора, Аннет Джакометти. В организации также хранят и изучают архив мастера: многочисленные тетради и рукописи ранее опубликованных текстов, переписка с другими деятелями культуры, и большая часть библиотеки, включая рецензии, книги, каталоги выставок, и газеты, некоторые из которых имеют свои аннотации или рисунки.
Фонд организует выставки произведений из своей коллекции и предоставляет краткосрочную и долгосрочную аренду работ художника крупным музеям и учреждениям культуры. Главная задача фонда — сохранение и популяризация культурного наследия Альберто Джакометти, с этой целью было воссоздано ателье и квартира скульптора в одном из особняков по улице Виктора Шельшера. В новом здании воссоздана атмосфера мастерской, какой она была при жизни художника.
Fairs, Events & Announcements
Art Fair
FIAC 2019
October 17–20, 2019, booth B33Grand Palais, Parisfiac.com
Gagosian is pleased to participate in FIAC 2019 with Artists on the French Riviera, a special presentation that explores twentieth-century artistic life on the Côte d’Azur. On display are works by Alexander Calder, Jean Cocteau, Alberto Giacometti, Yves Klein, Fernand Léger, Man Ray, Henri Matisse, Francis Picabia, Pablo Picasso, and Edward Quinn, among others.
To receive a PDF with detailed information on the works, please contact the gallery at inquire@gagosian.com. To attend the fair, purchase tickets at fiac.com.
Download the full press release in English (PDF) or French (PDF)
Jean Cocteau in front of one of the several murals he painted on the walls of Francine Weisweiller’s Villa Santo Sospir, Saint-Jean-Cap-Ferrat, France, 1954. Photo: Edward Quinn
Art Fair
Art Basel 2019
June 13–16, 2019, booth C9Messe Baselwww.artbasel.com
Gagosian is pleased to participate in Art Basel, presenting works by Georg Baselitz, Joe Bradley, Alexander Calder, Willem de Kooning, Urs Fischer, Ellen Gallagher, Alberto Giacometti, Katharina Grosse, Mark Grotjahn, Jeff Koons, Man Ray, Albert Oehlen, Pablo Picasso, Richard Prince, Ed Ruscha, Richard Serra, Andy Warhol, Mary Weatherford, Tom Wesselmann, and Franz West, among others.
To receive a PDF with detailed information on the works, please contact the gallery at inquire@gagosian.com. To attend the fair, purchase tickets at artbasel.com.
Jeff Koons, Sacred Heart (Magenta/Gold), 1994–2007 Jeff Koons
Opening
Giacometti Institute
Opening June 22, 2018Montparnasse, Pariswww.institut-giacometti.fr
The Giacometti Foundation, Paris, is pleased to announce the opening of the Giacometti Institute, a new permanent space dedicated to exhibitions on the artist, and to art historical research and pedagogy. The institute aims to provide new perspectives on Giacometti’s work and the creative period in which it emerged. It will also include a re-creation of the artist’s studio as the artist left it on his death, in 1966.
Photo Succession Alberto Giacometti (Fondation Giacometti, Paris + ADAGP, Paris) 2018
Признание
Главное место на выставках 1948 года в Нью-Йорке и 1950 года в Париже было отведено скульптуре, выражавшей хрупкость и беззащитность человека в мире насилия, неспособность противостоять неумолимому течению времени. Вместе с удивительными рисунками и живописными полотнами Альберто Джакометти скульптуры составляли экспозиции, которые неизменно пользовались громадным успехом.
Бюсты и фигуры, которые он безостановочно лепил со своих постоянных моделей – брата Диего и жены Аннет — не обладают сиюминутной вещественностью и реальным объемом, они кажутся выключенными из пространства, наделены смыслом, для которого неважно настоящее мгновение. Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука
Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу
Сохраняя визуальное выражение энергии автора в виде пузырящейся фактуры, созданной неисчислимыми касаниями пальцев скульптора, они завораживают силой, похожей на энергию натянутого лука. Это почти дословно символизирует тот же «Указующий человек» Альберто Джакометти. Фото этой скульптуры с определенного ракурса – это лучник, который через секунду выпустит неумолимую стрелу.
Темные личности
Диего продал большую часть оказавшихся в его распоряжении работ брата. Кроме того, Аннетт разрешила ему продолжить отливку бронзовых ламп брата, что он и делал у разных литейщиков. Эти бронзы пользовались огромным успехом; некоторые из них не были подписаны, а некоторые были и вовсе поддельными. Время от времени Диего подписывал сертификаты подлинности на произведения Альберто. Он вошел в модное общество, общался с модельером Живанши и кинопродюсером Раулем Леви. Но у этой истории была и обратная сторона: в последние годы Диего окружало немало темных личностей, использовавших влияние художника и даже обворовывавших его.
Немецкий фальсификатор Лотар Зенке, приговоренный в 2011 году к девяти годам тюрьмы, даже заявил, что получил от Диего сотни объектов и моделей, и опубликовал книгу, где утверждал, что настоящим гением из двух братьев был именно младший.
Некоторые специалисты ошибочно предполагали, что Диего мог быть активным участником творческого процесса Альберто. «Диего был великолепным ремесленником, талантливым и остроумным, он изобрел собственный причудливый мир, его объекты останутся в истории искусства, но у него не было воображения брата, не было его мощи, амбиций и целеустремленности, — считает Майкл Бренсон. — Альберто был глубоко культурным человеком, он разбирался в поэзии и философии, он был полностью погружен в историю искусства. Он всегда присутствует, он всегда современен — это неисчерпаемая личность».
Тейт МодернДжакометтиДо 10 сентября
Разнообразные стили
Ступени, которыми Альберто шел к своей вершине, своему стилю, были от кубизма и абстракции к сюрреализму. Ему свойственно было начинать изучать предмет. После получения результата он его больше не интересовал. В дневнике Альберто так и записал: «Как только я понял механизм абстрактной композиции, она меня больше не интересовала». Сюрреализм увлек Джакометти. Он создает сборные конструкции, которые двигаются в пространстве. «Время следов» — подвижный, но безмолвный сюрреалистический объект.
Будучи натурой разносторонней, Альберто никогда не запирал себя в одном стиле. Он не был скульптором, который иногда рисовал. Он был и тем, и другим. Рисунки и эскизы у него не наброски. Это вполне самостоятельный жанр Альберто Джакометти. Если это полотна, то они выдержаны в черных и серых тонах и очень напоминают его скульптуры, такие же хрупкие шеи и удлиненные фигуры. Как ни пытался Джакометти вносить в полотна другие цвета, это не получалось. Во время работы цвета палитры как бы устранялись сами собой, оставляя только серый.
Museum Exhibitions
On View
L’homme qui marche
Une icône de l’art du XXè siècle
Through November 29, 2020
Institut Giacometti, Pariswww.fondation-giacometti.fr
This exhibition, whose title translates to The Walking Man: An Icon of 20th Century Art, explores Alberto Giacometti’s most famous work, the Walking Man. The show brings together for the first time the various life-size models, as well as most of the sculpted and drawn variations, of the famous artwork. Accompanied by numerous unpublished documents and drawings, it traces the genealogy of the motif, from the Walking Woman of Giacometti’s Surrealist period to the icons created between 1959 and 1960.
Alberto Giacometti in his studio, Paris, 1959. Artwork Succession Alberto Giacometti (Fondation Giacometti + ADAGP 2020). Photo: Ernst Scheidegger
On View
Stilles Sehen
Bilder der Ruhe
Through November 29, 2020
Fondation Beyeler, Riehen/Baselwww.fondationbeyeler.ch
This exhibition, whose title translates to Silent Vision: Images of Calm and Quiet, features works of modern and contemporary art that deal with the subject of tranquility. Each room is dedicated to a specific aspect of calmness, inviting visitors to see and contemplate, as it were, stillness. Work by Alberto Giacometti, Pablo Picasso, Gerhard Richter, Richard Serra, and Andy Warhol is included.
Pablo Picasso, Buste de femme de profil (Femme écrivant), 1932, Fondation Beyeler, Riehen/Basel Succession Picasso/2020, ProLitteris, Zurich
Closed
Alberto Giacometti
À la recherche des oeuvres disparues
February 25–June 21, 2020
Institut Giacometti, Pariswww.fondation-giacometti.fr
This exhibition, whose title translates to In Search of Lost Works, presents the outcome of an investigation into forgotten, lost, or destroyed sculptures by Alberto Giacometti. Reconstructed with the assistance of sketches, notebooks, and archival photographs from the Fondation Giacometti’s archive, lost works from 1920 to 1935 are exhibited alongside well-known works from the same period.
Alberto Giacometti, Projet pour une sculpture, c. 1926 2020 Succession Giacometti (Fondation Giacometti, Paris + ADAGP, Paris)
Closed
Cruels Objets du Désir
Giacometti/Sade
November 21, 2019–February 16, 2020
Institut Giacometti, Pariswww.fondation-giacometti.fr
This exhibition, whose title translates to Cruel Objects of Desire, explores the influence of the Marquis de Sade’s writings on the work and texts of Alberto Giacometti. It includes many of the Surrealist works Giacometti created between 1929 and 1934, photographs of missing works, and unpublished drawings.
Alberto Giacometti, Boule suspendue, 1930–31, Fondation Giacometti, Paris 2020 Succession Giacometti (Fondation Giacometti, Paris + ADAGP, Paris)
Important Art by Alberto Giacometti
In his early years, Giacometti often experienced difficulty in sculpting from life. In this despair, he began to work from memory. The early plaster bust Gazing Head, arguably the artist’s first truly original work, illustrates the culmination of this effort. The flatness of the head and face — Giacometti’s economical placement of smooth divots for definition — result in a bust that is at once abstract and figurative. And yet the underlying theme of the work, the act of gazing, invites viewers to ponder whether what they are looking at is in fact a mirror. When Gazing Head was first exhibited in Paris in 1929, it immediately grabbed the attention of the French Surrealists, beginning an association that would cement the early part of Giacometti’s career.
Although works like Gazing Head caught the attention of the Surrealists, it was Suspended Ball, first exhibited at Galerie Pierre in 1930, that prompted André Breton to invite Giacometti to join the group. The sculpture’s white globular form — at once floating freely and trapped in a cage — and the enigmatic segment below it, all evinced the dream-like and erotic qualities that the Surrealists adored. In fact, following the 1930 group exhibition, Salvador Dalí contributed an article on Surrealist objects for Breton’s periodical, inspired by Suspended Ball. Despite this association with Breton’s group, critics have also associated the sculpture with the ideas of Breton’s rival, Georges Bataille. It has been argued that the elements in the sculpture are deliberately enigmatic, since while they seem to suggest a sexual act, it is unclear which element is male and which female. This confusion of categories has been said to encapsulate Bataille’s notion of informe, or formlessness.
Hands Holding the Void illustrates how Giacometti started to stray from the Surrealists after his brief association with the group. It was created as a monument to the artist’s recently deceased father, embracing what the critic Carl Einstein called a «metaphysical realism.» It incorporates certain primitive and Egyptian elements. The void the figure is holding is possibly the soul, or what the Egyptians called kâ. While the Surrealists embraced this work, the figurative elements indicate that the artist was beginning to move beyond them.
More Important Art
View all Important Art
Самые популярные скульптуры в мире
- «Шагающий человек», автор Альберто Джакометти. Стоимость скульптуры составила 104,3 миллиона долларов, создана в 1961 году. Данная скульптура является одной из самых узнаваемых скульптур в мире 20 века.
- «За любовь Господа», автор Дэмиен Херст. Стоимость скульптуры 100 миллионов долларов, создана в 2007 году. Представляет собой платиновый череп человека, инкрустированный огромным количеством бриллиантов.
- «Голова», автор Амедео Модильяни, стоимость скульптуры 59,5 миллионов долларов, создана в 1910-1912 годах. Храниться это произведение искусства в Египетском музее Британии и представляет собой голову вытянутой формы с миндалевидными глазами.
- «Собака из воздушных шаров», автор Джефф Кунс. Стоимость скульптуры составила 58 миллионов долларов. Представляет собой это произведение искусства огромную собаку, выполненную из «воздушных шаров».
- «Львица Гуэннола», автор неизвестен. Стоимость скульптуры составила 57, 16 миллионов долларов. Высота статуэтки всего 8 сантиметров, представлена в виде львицы неправильной формы. Все средства, которые получил за них владелец-продавец, были направленны в специальный благотворительный фонд. Все что известно о ней, это место изготовления – Месопотамия.
- «Большая голова Диего», автор Альберто Джакометти. Выполнена скульптура из бронзы и представляет собой длинное вытянутое лицо, созданное по модели младшего и самого любимого брата автора, Диего.
- «Обнаженная женская фигура со спины 4», автор Анри Матисс. Стоимость скульптуры составила 48,8 миллионов долларов. Эта скульптура входит в серию «Стоящая спиной к зрителю» и стала величайшим творением модернистской скульптуры 20 века. Представляет собой данное произведение искусства бронзовый барельеф.
Творчество
В 1925-м автор нашел вдохновение в африканской культуре. Альберто изучал традиции Африки и Океании, привнося в собственный стиль новые черты, разрабатывая уникальные типажи скульптур. Так в 1926-м появилась «Женщина-ложка», в основе которой оказалась ложка, участвовавшая в африканской церемонии и олицетворявшая чрево женщины. Джакометти работал над сборными конструкциями, двигающимися в пространстве. К ним относится «Время следов». Рисунки и эскизы автора становились самостоятельными гравюрами, созвучными его скульптурам. Они выполнены в черных и серых тонах без использования ярких цветов.
В 1927-м в Салоне Тюильри состоялась выставка работ художника. Произведения были посвящены исследованию человека. В 1932-м прошла персональная выставка, ознаменовавшая завершение сюрреалистического периода в творческой биографии.
Альберто Джакометти — «Указующий человек»
Оккупация Франции перед началом войны заставила Альберто уехать в Швейцарию, где он оставался до завершения кровопролитных действий. За это время автор создал много масштабных работ, на которые его вдохновили ужасы происходящего в реальной жизни. Живопись в этот период стала основным занятием. В области скульптуры Джакометти исследовал особенности объема и пространства. Ярким примером экспериментов является «Указующий человек».
В 1945-м скульптор вернулся в Париж. Рецензии Жана Жене и Жан-Поля Сартра принесли Альберто популярность. Джакометти чувствовал дух перемен и описывал в работах современного человека. Они источали энергию художника-экзистенциалиста и несли глубокий смысл. Мастер постоянно доделывал и совершенствовал творения, не замечая финишного этапа, делая скульптуры нарочито миниатюрными и утонченными.
Всемирное признание скульптор получил в 1962-м на Венецианской биеннале, но и это не останавливало его в переделке и доработке собственных проектов. В 1965-м в Нью-Йорке в Музее современного искусства состоялась выставка работ Альберто Джакометти.
«Указующий человек», 1947
Высота: 180 см
Цена: $141,3 млн
Место, время: Christie’s, май 2015 года
«Указующий человек» — самая дорогая скульптура, проданная когда-либо на аукционе. Это одна из шести подобных бронзовых статуй Джакометти, созданных в 1947 году. Скульптура, ушедшая с молотка на Christie’s, последние 45 лет хранилась в частной коллекции. Ее прежний собственник в 1970 году купил работу у американских коллекционеров Фреда и Флоренс Олсен. Те, в свою очередь, приобрели шедевр в 1953 году у сына знаменитого французского художника Анри Матисса Пьера. Остальные «указующие» скульптуры хранятся в музеях мира, в том числе нью-йоркском MoMA и лондонской галерее Tate, а также в частных коллекциях.
Проданный на Christie’s лот отличается от других тем, что Джакометти вручную раскрасил его. Скульптор создал статую за несколько часов — между полуночью и девятью утра, рассказывал он своему биографу. Швейцарский мастер готовился к первой за 15 лет собственной выставке в Нью-Йорке. «Я уже сделал гипсовый слепок, но разрушил и создавал снова и снова, потому что работники литейного цеха должны были забрать его с утра. Когда они получили слепок, гипс был еще влажным», — вспоминал он.
Изображать тонкие, сильно вытянутые фигуры людей, символизирующие одиночество и ненадежность существования, скульптор начал после Второй мировой войны, во время которой Джакометти вынужден был перебраться из Франции в Швейцарию и обосноваться в Женеве.
Работы Джакометти считаются одними из самых дорогих на современном арт-рынке. Накануне торгов эксперты оценивали стоимость «Указующего человека» в $130 млн — выше стоимости предыдущего рекордсмена, «Шагающего человека I» того же автора. Имя покупателя, выложившего за скульптуру $141,3 млн, не разглашается.