Архитектурные стили домов и их особенности

Дом Шрёдер в Утрехте

Годы постройки: 1923—1924
Место: Утрехт, Нидерланды
Материалы: железобетон, сталь, кирпич, дерево

Дом спроектирован в соответствии с принципами неопластицизма и голландского художественного объединения «Де Стейл», членом которого был Ритвельд. Характерные черты этого направления: стремление к универсальности, строгая геометрия форм, художественная чистота и строгость. Дом выглядит как упорядоченная система черных, серых, белых, синих, красных и желтых элементов. Здание не служит фоном для абстрактной композиции, а само является ею.

Каркас дома сделан из железобетонных плит и стальных профилей, стены выложены из кирпича. Первый этаж имеет вполне традиционную планировку – кухня, студия и библиотека разделены стенами. Второй этаж представляет собой легко трансформируемое с помощью раздвижных панелей пространство. Вместо штор использовались цветные ставни из фанеры. Согласно принципам неопластицизма предметы интерьера были окрашены в цвета основной палитры. Вся мебель в доме была изготовлена самим Герритом Ритвельдом.

История

Предпосылки строительства

На рубеже 1920—1930-х годов советское правительство приступило к активному развитию инфраструктуры иностранного туризма. В ходе работы с зарубежными делегациями в 1929-м было образовано Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист». В первый год работы общества Советский Союз посетили около 2500 иностранцев. После поступления первых жалоб от прибывших туристов Политбюро отдало приказ улучшить условия отдыха иностранных гостей.

Для выполнения поставленных условий «Интурист» обновил собственный автопарк, закупив новые легковые автомобили марки Lincoln Motor Company, а также грузовики и экскурсионные автобусы ЗИЛ-118 класса люкс с открытым кузовом. В распоряжении автопарка были открытая парковка и гараж в доме № 37 на Пречистенке. Однако вскоре этой площади стало недостаточно, что привело к решению построить новое помещение. Под эти цели был выделен участок на улице Сущёвский Вал, 33.

Проектирование и строительство

Гараж «Интуриста», 2008 год

Внешние изображения
Проектный вид гаража

Проектированием здания гаража «Интуриста» занимались специалисты Архитектурной мастерской Моссовета № 7 совместно с группой проектировщиков Гипроавтотранса. С 1933 по 1938 год мастерскую возглавлял архитектор Константин Мельников. К середине 1930-х годов он уже завершил работу над двумя проектами гаражей в Москве: Бахметьевского для английских автобусов «Лейланд» и Гаража Московского коммунального хозяйства для грузовых машин на Новорязанской улице, 27.

В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию.
Константин Мельников о поступлении заказов

В отличие от первых двух проектов, Константин Мельников не принимал участия в работе над архитектурно-планировочным решением гаража «Интуриста». В основу здания лёг типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей, разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса в 1933 году. Число парковочных мест в гараже запланировали со значительным превышением существующих объёмов автопарка «ввиду возможного поступления собственных машин интуристов». Последовавшая разработка рабочих чертежей была выполнена Валерием Курочкиным, архитектором мастерской Моссовета № 7, а внешнее оформление фасадов здания — Константином Мельниковым.

Композиция типового фасада здания была изменена с помощью динамичного сочетания простых геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. Диагональ, часто применяемая Константином Мельниковым при проектировании, например в пространственной композиции Бахметьевского гаража и планировке Ново-Сухарёвского рынка, в случае гаража «Интуриста» получила роль композиционной оси фасада. Она брала своё начало от нижней точки круглого витражного окна и огибала здание слева полуциркульной консолью, напоминая символ бесконечности.

Путь туриста изображен бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство.
Константин Мельников о гараже «Интуриста»

Правая часть фасада была выполнена в виде сочетания простых геометрических фигур — круга и трапеции, — заполненных сплошным остеклением. Левая часть ритмично членилась вертикальными оконными проёмами. На устремлённой вверх по фасаду диагонали предполагалось установить настоящий автомобиль. По замыслу архитектора, вход в гараж должен был располагаться с угла здания, над которым планировалось разместить скульптурную композицию. В верхней части главного фасада должен был расположиться логотип ВАО «Интурист», от которого впоследствии отказались из-за передачи здания в ведение НКВД.

В ходе строительства по проекту Константина Мельникова была реализована только правая часть фасада. Левая часть была построена в неоклассическом стиле и решена в виде колоннады. В советской архитектуре 1930-х годов возобладало традиционалистическое направление, а произведения авангарда были объявлены формализмом. В результате здание гаража представляет собой уникальный гибрид двух противоположных архитектурных течений первой половины XX века.

Использование здания

20 октября 1937 года глава НКВД СССР Николай Ежов подал запрос председателю Совнаркома Вячеславу Молотову на передачу гаража «Интуриста» в его ведомство:

По итогам запроса гараж был передан в пользование НКВД, а автопарк «Интуриста» остался на прежнем месте. За время существования здание несколько раз перестраивалось. По состоянию на 2018 год здание принадлежит автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.

Нужно ли заказчику разбираться в существующих архитектурных стилях

Прежде чем начать строительство загородного дома, нужно выбрать, какой архитектурный стиль он будет иметь. Ведь внешний вид здания характеризует уровень материального достатка его хозяев, а также говорит об их социальном статусе.

Существует множество стилистических направлений в архитектуре загородных домов, поэтому порой затруднительно выбрать наиболее подходящий. Чтобы сформировать концепцию будущего здания, нужно ориентироваться не только на его функциональные характеристики, стоит учитывать вкусы и пожелания всех жильцов загородного дома.

Но перед этим необходимо ориентировочно представить, в каком архитектурном стиле будет выполнен частный дом. Ведь именно от этого зависит тип материалов, параметры окон, стоимость работ. Направления могут быть самыми разнообразными. При этом допустимо как выдерживать единый стиль, так использовать его отдельные элементы.

Для чего нужны знания об архитектурных стилях? Дело в том, что не каждое направление подойдет и внутреннему интерьеру, и внешнему облику дома.

Кроме личных предпочтений и пожеланий на принятие решения об архитектурном стиле будущего загородного дома влияют следующие параметры:

  • Размер здания

    К примеру, соотношение площадей и планировки. Один стиль предполагает наличие большого пространства, просторных холлов, комнат по 40 м² и больше. Другому направлению вполне подойдет прием «открытая планировка» (или «open space»), да и размеры комнат не так для него важны.

  • Площадь загородного участка

    Данный параметр не менее значим, так как для сложных архитектурных решений требуется более внушительная площадь застройки (например, для стиля ампир).

  • Стоимость строительства дома

    Не следует забывать и о бюджете, выделенном на строительство. Общая стоимость загородного дома зависит от количества этажей постройки, наличия объемных сооружений и степени насыщенности декора. Чем больше этих деталей, тем выше цена не только за проект, но и за его реализацию.

  • Предназначение жилища

    Этот пункт является важным, так как дома для постоянного проживания и здания для временного отдыха должны существенно отличаться, как внешне, так и внутренне. Характеристики, имеющие значение для одного дома, могут быть неуместны для другого.

    Надо сказать, что отечественные загородные постройки имеют свои особенности. Поэтому не все стили одинаково подойдут в каком-то конкретном случае. К примеру, на Крайнем Севере будут неуместны симпатичные дома в деревенском стиле «прованс». Однако часто приходится видеть нарушения общей стилистической направленности. В некоторых ситуациях допустимо на этапе строительства загородного коттеджа интегрировать в его образ некоторые элементы этнического характера. Но все же специалисты советуют следовать выбранному стилистическому направлению во избежание излишней вычурности и безвкусицы. Для того чтобы не допустить ошибок, необходимо иметь представление о главных концептуальных особенностях того или иного архитектурного направления.

Почему стиль загородного дома следует выбирать со всей тщательностью

Кроме вышеописанных стилей, существуют и другие (ар-деко, этнический, конструктивизм), но их доля в общей массе строительства очень мала.

Выбор архитектурного стиля для частного дома должен быть тщательно продуман.

Во-первых, если выбрать какое-либо экзотическое направление, то через какое-то время оно может надоесть. А внесение изменений в уже оформленный фасад стоит достаточно дорого.

Во-вторых, строение, в изобилии украшенное броскими архитектурными деталями, которые соответствуют вкусу хозяина, гарантированно будут диссонировать с окружающим пейзажем и общей застройкой.

Если вы выбрали для своего загородного дома нетрадиционные виды материалов, то знайте, что постройка из них на рынке недвижимости не будет обладать высокой ликвидностью.

Как показывает многолетний опыт, каждый стиль впитал в себя все лучшие достижения в архитектуре. Опытные специалисты помогут выбрать правильное направление. Загородный дом станет настоящим семейным очагом и на протяжении многих лет будет дарить радость вам и вашим родным.

Голландский стиль

Если вы знакомы с особенностями архитектуры голландских городков, вы точно знаете, как выглядит проект в голландском стиле. Обычно это двухэтажный особняк с узким фронтоном и остроугольной скатной крышей. В качестве материала стен раньше в голландских домах использовался только красный кирпич. Сегодня возможны варианты из других материалов с облицовкой кирпичом и белоснежными элементами отделки. Ещё одна характерная черта таких домов — большие прямоугольные окна, разделённые на небольшие квадраты шпроссом. Это сдержанный и изысканный стиль, который сочетает в себе красоту и надёжность.

Дома для нового человека

Один из самых известных проектов Константина Мельникова — Дом культуры имени И.В. Русакова, расположенный на пересечении улиц Стромынки и Бабаевской. Здание, напоминающее формой огромную шестеренку, построено в 1927–1929 годах для работников Союза коммунальщиков. Это было время расцвета идеи нового быта и воспитания нового человека — домашние обеды заменил ассортимент фабрик-кухонь, а идеологически неверные походы в церковь — посещения клубов рабочих.

Мельников придумал установить места для зрителей в трех выдвинутых из здания секторах, нависающих над тротуаром, — такого до него никто в мире не делал. Еще одной изюминкой стал зал-трансформер, способный вместить от 250 до 1500 зрителей. Мельников разработал систему створок, которые при закрытии отделяли трибуны от сцены. В получившихся помещениях проходили занятия по рисованию, актерскому мастерству. До наших дней этот механизм не сохранился — после войны здание перестроили.

В 2015 году после реставрации в Дом культуры переехал Театр Романа Виктюка. Специалисты воссоздали исторический облик памятника архитектуры. В частности, были отреставрированы сцена, зрительные залы, балконы, фойе. В порядок также привели фасады, на которых восстановлены исторические надписи, воссозданы витражи. За основу планов по реставрации были взяты идеи самого Константина Мельникова. Буквально перед смертью архитектор составил проект по реконструкции памятника, который мог быть перестроен и переделан так, как бы он хотел. Реставраторы взяли это за основу и даже надпись о профсоюзе — школе коммунизма восстановили в полном объеме.

Гений, страсть и здание-шестеренка. Как устроен Театр Романа ВиктюкаЗавершены основные реставрационные работы в ДК имени Русакова

Трансформируемая сцена, передвижные перегородки и большое количество наружных лестниц — эти столь любимые решения Мельников использовал при создании других зданий. Так, основой клуба Дорогомиловского химического завода (Дорхимзавод имени М.В. Фрунзе), сооруженного в 1929 году на Бережковской набережной, выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в фойе, вестибюль, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовую и кухню построили отдельно и соединили с основным корпусом переходом. Работы по реставрации здания проводились с 2003 по 2009 год.

За основу проекта клуба фабрики «Свобода», построенного в 1927–1929 годах на Вятской улице, была взята помещенная на корпусе первого этажа форма, напоминающая собой сигару. Она разрезалась на две равные части стеной, которая при необходимости могла подниматься. В результате получался зрительный зал вместимостью тысяча человек. После Великой Отечественной войны клуб, ставший Дворцом культуры имени Горького, переделали: окна заложили, лестницы убрали, а здание перекрасили. Таким оно простояло до 2000-х.

Особенностью клуба завода «Каучук» стал круглый вестибюль, опоясанный наружными лестницами. К слову, для строительства здания Мельникову достался угловой участок на пересечении Плющихи и 2-го переулка Тружеников. Однако архитектору удалось выразительно вписать здание в городскую застройку.

Земельный участок еще более сложной конфигурации был отведен под строительство клуба «Буревестник» на 3-й Рыбинской улице. Территория представляла собой неправильный пятиугольник, который Мельников характеризовал как «узкий с косой линией». У здания есть изящная четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами. В фойе на первом этаже был запроектирован плавательный бассейн. Однако в этом районе Москвы на тот момент не было водопровода и канализации, поэтому планы пришлось изменить. Сейчас в клубе проходит реконструкция. В будущем здесь планируют открыть частный художественный музей русского абстрактного искусства.

История

Особняк Леман, 2014

Основная статья: Особняк Леман

Земельный участок, часть которого в настоящее время находится в ведомстве Центрального дома архитектора, в начале XIX века занимал обширную территорию между Малой Никитской улицей и Гранатным переулком. Первым владельцем участка был полковник Николай Сабуров, построивший деревянную усадьбу, которая полностью сгорела в 1812 году. В 1823 году владельцем участка стал Павел Тучков, он заново отстроил дом из двух корпусов. В середине XIX века произошло фактическое разделение владения на западную и восточную части. Восточная часть в 1863 году перешла титулярному советнику Мейснеру. В 90-е годы XIX века владение находилось в собственности Ивана Николаевича Цветухина.

В январе 1896 года эту землю вместе с постройками приобретают Анна Леман и Анна Ферстер, уже в феврале Городская Управа утвердила проект по разделу владения на два участка между Леман и Фестер. Весной все постройки были снесены. В течение лета по чертежам Адольфа Эрихсона на участке Анны Леман был построен двухэтажный особняк с подвалом и чердаком, а также террасой и садом. В 1911 особняк был продан Петру Базилевскому, он пристроил к южному фасаду каменный сход в полуподвал.

После революции в 1917 году особняк был национализирован, а через два года здесь расположился главный штаб Революционного военного совета. В 20-е годы XX века в здании размещалось Центральное бюро по обслуживанию интуристов, в 1933—1937 года — канцелярия французского посольства. В 1937 году дом был передан Союзу архитекторов. В период с 1938 по 1941 годы к зданию был пристроен корпус с концертным залом и рестораном по проекту архитекторов Андрея Бурова, Александра Власова и Мирона Мержанова при участии художника Владимира Фаворского. Официальное открытие ЦДА состоялось 15 февраля 1941 года.

В 1970-е годы к комплексу Дома архитектора был присоединен соседний особняк, созданный по проекту Василия Карнеева столетием ранее — в 1876 году. Здание было реконструировано, надстроено и обнесено фасадом из белого камня. В 1975 году ЦДА провел конкурс на лучший проект новой пристройки комплекса, исполнителями работ стали архитекторы И. Щепетильников, Борис Тхора, Роман Семерджиев и конструктор М. Ляховский. Планы реконструкции были разработаны в мастерской Бориса Виленского. В соответствии с проектом, новый корпус включал в себя конференц-зал на 150 мест и зал для проведения выставок. С 1979 года графическое изображение фасада центральной части ЦДА стало его эмблемой, а панно Фаворского — эмблемой Союза архитекторов СССР.

Из какого материала лучше строить дом

Список классических стройматериалов для частного дома начинается с привычного красного или силикатного кирпича. Построенные из него здания отличаются повышенной долговечностью и невосприимчивостью к внешним воздействиям. Выбирая этот материал, можно рассчитывать на эксплуатационный срок не меньше 100–150 лет, а отработанная технология строительства позволяет и возвести постройку своими руками (особенно, если она одноэтажная), и обратиться к специалистам. Благодаря своим преимуществам, кирпич продолжает пользоваться популярностью даже при наличии широкого ассортимента других вариантов.

Дом из традиционного кирпича

Среди традиционных материалов для строительства кирпич считается основным на протяжении нескольких столетий. Его использовали и для возведения многоэтажных конструкций, и для частных домов, и для хозяйственных построек. Кирпичные стены отличаются привлекательным внешним видом и прочностью, и, если кладка выполнена правильно, позволяют прожить в таком здании нескольким поколениям владельцев.
Среди других преимуществ кирпичных построек можно назвать:
• высокую морозостойкость – кирпич выдерживает до 100 циклов заморозки и оттаивания;
• точную геометрию отдельных элементов, упрощающую строительный процесс;
• хорошую совместимость с большинством растворов для кладки;
• экологичность (кирпичи изготавливаются из природных материалов);
• простую технологию изготовления, благодаря которой на рынке можно найти немало предложений, обеспечивающих выбор.

При всех своих преимуществах кирпичные дома имеют и целый ряд недостатков – в первую очередь, низкую влагостойкость и высокую теплопроводность. Эти характеристики приводят к впитыванию кирпичами влаги (и их не стоит использовать для сооружения подвалов и цокольных этажей), а толщина стен для получения оптимального микроклимата в помещении получается достаточно большой. В северных районах страны кирпичная стена выкладывается в 3, 4 или 5 рядов, требуя устройства мощного фундамента, серьёзных затрат времени и средств. По сравнению с другими стройматериалами кирпичи много весят и дорого стоят.

Тогда как кирпичами обычно пользуются только для облицовки, обкладывая ими в один слой дома из газобетона и других материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector