Дом-музей м.м. пришвина

Как добраться

Музей-усадьба Михаила Михайловича Пришвина находится под Звенигородом в 30 км от Москвы. Добраться до него можно на маршрутке и пешком, либо на машине.

Маршрутки № 121 отправляются каждые 20 минут от московской станции метро «Молодежная». Остановка находится за ТЦ «Трамплин».

Панорама автобусной остановки:

Ехать придется 80–90 минут до конечной станции «Лесные дали». Отсюда до музея М. М. Пришвина пешком около 20 минут по указателям.

Автомобилисты могут воспользоваться координатами GPS: 55.721975, 36.936497. Из Москвы лучше проехать по шоссе А-106, из Звенигорода — через Николину гору.

Схема проезда из Москвы:

Схема проезда из Звенигорода:

Такси из Москвы и Звенигорода до деревни Дудино не вызвать, расстояние слишком большое. Можно попробовать договориться с частными извозчиками или арендовать автомобиль.

Музей-усадьба М. М. Пришвина: видео

История создания

Зарождение усадьбы началось в конце XIX века, когда по заказу известного предпринимателя Р.А. Освальда в 1901 г. возведена двухэтажная дачная постройка. По проекту она располагалась на холмистом берегу реки, а ее фасад примыкал к сельской улице. С полукруглой деревянной террасы на верхнем этаже открывались панорамные виды на лес, реку и яблоневый сад.

В то время в Дунино любили отдыхать и поправлять здоровье представители московской интеллигенции, а деревушку называли маленькой Швейцарией. Михаил Пришвин впервые увидел дачное поместье в 1946 г., когда находился на отдыхе в санатории неподалеку. Во времена войны тут располагался военный госпиталь, после взрывов и обстрелов здесь требовались масштабные ремонтные работы. Деятель просто влюбился в это место, так как оно напоминало ему детство – вместе с женой они приобрели полуразрушенное имение.

После реставрации усадьба обрела новую жизнь, где Пришвин черпал вдохновение, отражавшееся в произведениях. После его смерти дача перешла во владение его супруги, принимавшей у себя гостей и экскурсионные группы. Так постепенно сформировался дом-музей, который поначалу работал на общественных началах, а в 1980 г. приобрел официальный статус и стал филиалом Государственного литературного музея.

ПРИШВИН Михаил Михайлович (1873— 1954) (Краткая биография)

Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в четвёртом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище. В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец.В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом. В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина — он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны — на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы. В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями. Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян. Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908 г.), «Чёрный араб» (1910 г.), «Башмаки» (1923 г.), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования. В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.). Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени. Умер 16 января 1954 г. в Москве. (1)

(1)Биография с сайта http://citaty.su/

М.Е. Кулешова Дунинский культурный ландшафт и его актуализация

В результате длительной эволюции природных комплексов под воздействием разнообразной деятельности человека сформировался культурный ландшафт окрестностей Дунино. Он занимает участок правого борта долины Москвы-реки ниже Звенигорода и прилегающие водораздельные участки водно-ледниковых равнин, занятые поселениями, сельскими угодьями, лесами, учреждениями отдыха и собственно рекой, а также пойму Москвы-реки на левобережной части долины. Его ключевые составляющие как историко-культурной территории представляют собой:

Исключительная ценность археологических находок, относящихся к этому ландшафту, и особое мемориальное значение данной местности определяют необходимость разработки особой политики развития данной территории, когда основные историко-культурные ценности должны быть сохранены и стать определяющими в стратегии развития. Дунинский культурный ландшафт — это система исторически сформировавшихся и функционально взаимодействующих придолинных лесных, лесо-луговых, речных и селитебных, а также и рекреационных комплексов, обладающих характерной планировочно-топологической организацией и культурно-экологической целостностью. Селитебные функции ландшафта фиксируются с раннего железного века (дьяковская культура).

Ландшафт обладает уникальной по строению и сохранности поселенческой системой со свидетельствами древнего природопользования. Научная ценность археологических находок делает его ландшафтным раритетом. Последующее освоение ландшафта вело к его постепенному наполнению новыми объектами и деталями; исторические события формировали ментальный слой ландшафта. Каждая территория обладает исторической памятью и свидетельствами, которые частично утрачиваются, а частично выявляются и поддерживаются для семантического наполнения территории и преемственности развития. Без исторического прошлого и его ландшафтных меток не может быть исторически осознанного будущего, что, впрочем, не является существенным для глобализованных сообществ.

Значение Дунинского культурного ландшафта для российской культуры определяется памятью М.М. Пришвина и его окружения. М.М. Пришвин стал знаковой фигурой данной местности, что усилило интерес к изучению ее истории. Вместе с этим, выявляется целый круг других знаменитых исторических личностей — современников Пришвина. Все это насыщает культурную среду ландшафта, увеличивает его информативность. Ландшафтные элементы той эпохи создают ассоциативную среду, благодаря которой мы имеем возможность приблизиться к интересующему нас историческому периоду и даже почувствовать себя его участником. Поэтому ландшафтные акценты, зафиксированные в произведениях и дневниках писателя, воспоминаниях его близких и друзей, которые значимы для мировосприятия того времени и определяют его образный фон, в целом создают неповторимую ценность дунинского культурного ландшафта.

Благодаря особенностям строения и планировочного развития, культурный ландшафт, возникший в железном веке, эволюционировал в лесные угодья, крутые склоны речной долины в составе сельского крестьянского ландшафта, оформившегося в средние века, а затем, в новое время, ставшего усадебно-крестьянским и дачным. Тем не менее, ландшафт всегда хранил свидетельства древних археологических культур. Теперь он стал также и литературно-мемориальным по своей ценности и функциям благодаря известным людям XX в. Конкурирующая и конфликтующая функция ландшафта — селитебная — проявляется в неграмотной градостроительной политике, осуществляемой без учета ведущих культурных ценностей ландшафта. К сожалению, он ускоренно трансформируется в обыденную и широко распространившуюся коттеджно-фортификационную модель, утрачивая очарование дачной сельской местности. Несмотря ни на что, целый ряд ключевых участков особой исторической ценности сохранился, и это определяет актуальность предпринимаемых действий по защите и охране этой выдающейся историко-культурной территории. Культурный ландшафт д. Дунино и окрестностей — это многокомпонентный объект наследия общероссийского значения, обладающий уникальным сочетанием и своеобразной территориальной организацией историко-культурных и природных ценностей.

Н.А. Кренке Селитебно-хозяйственный комплекс железного века вокруг городища Дунино

Археологические исследования памятников железного века в бассейне Москвы-реки показали, что хозяйство жителей городищ было развитым и комплексным, сочетавшим земледелие, скотоводство, рыболовство и охоту. Ландшафт окрестностей поселений 2000—2500 лет назад был уже существенно преобразован и окультурен, существовала сложная структура его организации. Лес был потеснен полями; многие производственные процессы, например, железоделательный, добыча глиняного и песчаного сырья для изготовления керамики и строительства жилищ были вынесены за пределы поселений. Охотничьи угодья, в первую очередь, бобровые гоны, тщательно оберегались.

Городища являлись центральными укрепленными пунктами, их окружали поселения и места, где постоянно выполнялись разные виды хозяйственной деятельности (сезонные полевые станы, места дойки скота и пр.). Высокий уровень организации хозяйства достигался в числе прочего и сознательным использованием ландшафтных (особенно геоморфологических) особенностей долины Москвы-реки и ее мелких притоков. Главным образом для создания селитебно-хозяйственных структур использовалось два типа ландшафтов: 1) участки долин меандрирующих мелких речек, русла которых прорезали высокие берега 3-й надпойменной террасы и коренного склона (типичный пример — городище Бушарино на р. Сетунь);

Пока что наиболее полно изучено два таких комплекса: в районе Дьякова городища (работы автора) и городища Дунино под Звенигородом (работы С.З. Чернова, А.В. Алексеева и автора). Многочисленные селища железного века — места, где откладывался культурный слой с керамикой, а иногда и остатками жилищ, расположены слишком близко друг от друга, чтобы быть «независимыми» ячейками системы расселения (как, например, средневековые селища). Они приурочены к формам рельефа, имеющим естественные границы и «тыльные стенки» — крутым бровкам берега, оползневым уступам. Район расположения этих «сгустков» селищ вокруг городища имеет естественные границы.

Зная, что у жителей было много скота на свободном содержании, и вокруг были поля, можно быть уверенным, что природный рельеф был структурирован многочисленными изгородями, которые могли иметь и другие значения (сакральные, символические, оборонительные и пр.). Вся эта система представляла собой что-то вроде «первобытного города» и ее не нужно путать с ресурсной зоной, хозяйственной округой. Форма селитебно-хозяйственных комплексов в районе городищ Дьяково и Дунино приближается к сегменту окружности, где хордой являлся берег реки между двумя мысами высокого коренного берега, подступавшего к воде. Длина этого основания равнялась около 700—1000 м. Задача будущих исследований — искать археологические следы инфраструктуры этих селитебно-хозяйственных комплексов.

Описание усадьбы Пришвина Дунино

Внутренние стены капитальные, карнизы и наличники с резными украшениями окрашенные, стены снаружи загрунтованные, полы и потолки досчатые с черным накатом, двери и оконные рамы зимние и летние сосновые, окрашенные масляной краской с лаковыми приборами. Внизу две живые комнаты и подвалы, а вверху три комнаты, передняя и кухня. Примыкают: терраса восьмиугольная двухэтажная крытая железом, на каменных столбах с деревянными полами и потолками и итальянскими окнами. Сени деревянные крытые железом с наружным крыльцом». В усадьбе у Конкордии Васильевны бывали многие деятели советской культуры и науки – скульпторы С.Т. Коненков и А.С. Голубкина, живописец П.П. Кончаловский, академик-биохимик А.Н. Бах и др., но самая яркая страница в истории Дунино связана с замечательным русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным.

Экспозиция дома-музея Пришвина в Дудине

Дом с прилегающей территорией является историко-культурным заповедником, который часто называют просто «Дудино». Расположенная на берегу Москвы-реки, усадьба окружена строениями, имеющими археологический интерес. Здесь есть курганы и стоянки железного века.

В двухэтажной усадьбе сохранились столовая, кабинет писателя, комната жены — Валерии Дмитриевны. В экспозиции собраны библиотека Михаила Михайловича и его личные вещи — пишущая машинка, оборудование для занятий фотографией и охотничий инвентарь.

Панорама комнат усадьбы:

Во всех комнатах воссозданы интерьеры, типичные для дачных домов начала XX века. Гости увидят мебель, кухонную утварь, посуду, картины, фотографии друзей и членов семьи, а также работы самого Пришвина, который любил фотографировать природу, и другие экспонаты.

Фотооборудование М. М. Пришвина, Государственный литературный музей

На территории музея-заповедника, поделенного на две части, можно увидеть гараж, где стоит автомобиль «Москвич», принадлежавший Пришвину, еловую и липовую аллеи, гостевой домик и могилу собаки писателя. Дом окружен яблоневым садом и кустами сирени, поэтому весной тут очень красиво. Сам Михаил Михайлович приезжал в летнюю дачу в апреле — начале мая и старался не покидать ее до осени.

Из современных построек на территории усадебного комплекса можно отметить Храм Архангела Михаила и линию армейских укреплений 1940 года.

Веранда усадьбы, Государственный литературный музей

Музей

После смерти писателя в 1954 году в доме был создан мемориальный музей на общественных началах. Валерия Пришвина осталась проживать в усадьбе, в ней она принимала гостей, проводила экскурсии, а также работала над подготовкой к печати неизданных работ Михаила Михайловича: «Повесть нашего времени», «Осударевая дорога», «Корабельная чаща», книг «Незабудка» и «Сказка о правде», неопубликованных дневников писателя.

Перед своей смертью в 1979 году Валерия Пришвина завещала дом государству, а в 1980 году музей получил официальный статус и вошёл в состав Государственного литературного музея. Первым директором была назначена Лилия Рязанова, под началом которой в 1991 году началось издание дневников Пришвина. К декабрю 2017 года вышли все восемнадцать томов, охватывающих период с 1905 по 1954 год.

Мемориальная часть экспозиции состоит из бывших жилых комнат: столовой с выходом на веранду, комнаты Валерии Дмитриевны, которую Пришвин в шутку называл «денщицкой», кабинета писателя. В доме сохранена типичная обстановка послевоенного деревенского дома, со всеми деталями быта.

Усадьба

Мемориальная доска писателю, 2018 год

Веранда дома, 2017 год

Дачная застройка на территории Дунина стала появляться в конце XIX века. Место пользовалось популярностью у представителей московской интеллигенции, прозвавших деревню «подмосковной Швейцарией». В Дунине отдыхали скульптор Сергей Конёнков, академик Алексей Бах, участница «Народной воли» Вера Фигнер, художник Пётр Кончаловский и другие.

Усадьба Михаила Пришвина расположена на берегу Москвы-реки, рядом с Дунинским археологическим комплексом, включающим в себя ряд курганов и селищ, относящихся к железному веку. Двухэтажное здание было построено в 1901 году по заказу владельца московской аптеки Р. А. Освальда. По инициативе предпринимателя усадьбу расположили на склоне верхней террасы высокого берега реки, из окон открывался панорамный вид, а фасад был обращён к деревенской улице. Планировка здания соответствовала типичной дачной архитектуре начала XX века: на первом кирпичном этаже располагались две жилые комнаты, столовая и подвал, на втором деревянном — передняя, кухня и три комнаты. К дому примыкала крытая железом восьмиугольная двухэтажная терраса, а рядом находились деревянные сени. Позднее дом был продан семье Критских, проживавших в Дунине до начала Великой Отечественной войны.

Территория усадьбы состоит из двух автономных частей, образующих единый архитектурный комплекс. В одной из них находятся главный корпус усадьбы, гостевой домик, а также сад и липовая аллея. В другой части располагается еловая аллея, рядом с которой могила Джали — последней собаки Пришвина. В пристройке к гостевому дому находится гараж, где экспонируется машина Пришвина «москвич-401».

С началом боевых действий рядом с деревней проходила линия обороны Москвы, из-за чего в здании расположили военный госпиталь. К 1945 году дом из-за частых артиллерейских обстрелов пришёл в полуаварийное состояние, а веранда была полностью уничтожена. В 1946 году Михаил Пришвин отдыхал в расположенном поблизости санатории «Поречье» и, по предложению жены Валерии Дмитриевны, посетил Дунино. Пришвинам приглянулась видовая усадьба и они приобрели остатки дома у его хозяйки. В течение последующего года в здании проводились масштабные ремонтные работы, после окончания которых Пришвин переехал в усадьбу вместе с супругой.

Стены, с которых уже стала исчезать обшивка, зияющий дырами фундамент, висевшая в воздухе веранда почти без пола и опорных столбов. Сожжённые перегородки, частично двери, полы и потолки. Проёмы окон уже без рам. Крыша во многих местах содрана кем-то. Победоносно и нерушимо возвышалась лишь печь, умно придуманная для быстрого обогрева всего дома.
Валерия Пришвина о приобретённом доме

В этом доме Пришвина часто навещали физик Пётр Капица, дирижёр Евгений Мравинский, пианистка Мария Юдина, дунинские дачники.

У нас работают

Павел Евгеньевич Фокин — заведующий отделом с 2017 года. С 2013 года – ведущий научный сотрудник. Работает в Государственном Литературном музее с 1998 года. Окончил Калининградский государственный университет, кандидат филологических наук (1995, «Структура и образ автора в „Дневнике писателя“ 1876—1877 гг. Ф. М. Достоевского»). Член Российского общества Ф. М. Достоевского, член Международного общества Ф. М. Достоевского (IDS). Автор более 100 статей по истории русской литературы (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов, А. И. Солженицын, А. А. Зиновьев и др.). Автор-составитель книг серии «Классики без глянца» (СПб.: Амфора, 2008—2013. 15 книг: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Чехов, Бунин, Блок, Маяковский, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Твардовский); «Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX — XX веков» (В 3 т. В соавт. с С. П. Князевой, СПб.: Амфора, 2007—2008). Автор книг «Без глянца. Книга предисловий» (Иркутск: Издатель Сапронов, 2012), «Достоевский. Перепрочтение» (СПб.: Амфора, 2013). Составитель и автор комментариев к собранию сочинений В. С. Высоцкого в 11 т. (СПб.: Амфора, 2012), «Внеклассные классики. Портретная галерея русских писателей XVIII—XX вв. От Ломоносова до Бродского» (М.: Летний сад, 2015), «Александр Зиновьев. Прометей отвергнутый»(М.: Молодая гвардия, 2016. Серия «Жизнь замечательных людей»).

Галина Борисовна Пономарёва — ведущий научный сотрудник. С 1983 по 2017 годы — заведующая отделом. Сотрудник Государственного литературного музея с 1958 года. Окончила филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук (1987, «Творческая история житийного замысла Ф. М. Достоевского»), заслуженный работник культуры РФ (1987). Член Российского общества Ф. М. Достоевского, член Международного общества Ф. М. Достоевского (IDS). Автор более 100 статей о творчестве Ф. М. Достоевского, книг «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» (2003, 2-е изд. — 2009), «Достоевский: я занимаюсь этой тайной» (М.: Академкнига, 2001; пер. на кит. яз. — 2011; М: Русскiй Мiръ, 2016)).

Ольга Вячеславовна Золотько — ведущий научный сотрудник. Работает в Государственном литературном музее с 2013 года. Окончила филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук.

Инга Михайловна Дробышевская — старший научный сотрудник. Работает в Государственном литературном музее с 2006 года. Окончила исторический факультет Московского областного педагогического университета. Проводит экскурсии на английском языке.

Экскурсии и выставки в Музее М. М. Пришвина

Обзорная экскурсия проводится по предварительной записи, со вторника по воскресенье в 11:30, 13:00, 14:30, 16:00, 17:00. Стоимость — 200 рублей (входной билет оплачивается дополнительно).

Экскурсия включает посещение дома и прилегающей территории. Опытные гиды расскажут о жизни писателя в Дудине, его творческих встречах и произведениях, покажут места, где творец создавал свои работы.

Государственный литературный музей

Выставки в доме-музее М. М. Пришвина посвящаются не только жившему здесь писателю, но и другим мастерам русской литературы. Анонс можно узнать по телефону музея +7 (926) 014-66-21 или на официальном сайте.

Афиша мероприятий в 2020 году

Экскурсии и выставки

Полностью погрузиться в мир Пришвина помогут опытные экскурсоводы, которые расскажут много интересной и познавательной информации о его охотничьих путешествиях по северным лесам, дружбе с академиком Капицей, о домашних животных и о романтических отношениях со второй женой Валерией Дмитриевной. Отдельные мероприятия проходят в интерактивной форме, что будет особенно интересно для детей. Предметы в доме можно трогать, двигать и переставлять.

На территории мемориального комплекса ежегодно проходят различные выставки, среди которых исторически значимыми были:

  1. «Когда били колокола». Подборка фотографий и дневниковых записей М.М. Пришвина. 2013 г.;
  2. «140-летие Михаила Михайловича Пришвина». Фотографии и путевые дневники. 2013 г.
  3. С 2016 г. открыта экспозиция «Гараж», представляющая посетителям для осмотра персональный транспорт автолюбителя Пришвина.

Интересной будет экскурсия «О жизни и творчестве певца русской природы», интерактивные театральные постановки и читательские вечера. Организуются увлекательные поездки в рамках проекта «Усадебный экспресс», где, кроме осмотра имения, предлагается побывать в Звенигороде и совершить пешую прогулку вдоль реки-Москвы по Дунинскому природному и археологическому комплексу.

Здание и экспозиция

Сегодня музей Пришвина в Дунино имеет несколько построек:

  • главный корпус с открытой террасой;
  • гостевой домик, где сегодня устроен административный корпус;
  • гараж с автомобилем «Москвич-400», когда-то принадлежащим писателю.

В архитектуре главного корпуса прослеживается финско-русский традиционный стиль с резцовыми элементами и высоким фундаментом. Изюминкой двухэтажного строения стала оригинально выполненная терраса в форме восьмиугольника с конусовидной крышей и массивными колоннами, которую Пришвин называл верандой. Это было самым любимым местом в доме, где вся семья собиралась за чашкой чая, принимала гостей и наслаждалась теплыми звездными вечерами.

Парковая зона облагорожена. Густые липовые аллеи, окружающие усадьбу, Михаил Пришвин полюбил с первого взгляда. Старые яблоневые сады, кусты жасмина, шиповника и сирени, цветники и клумбы – территория просто утопает в зелени.

Здесь есть все для отличного летнего отдыха: скамейки, просторная лужайка, где проводятся концерты под открытым небом, а по узкой тропинке можно спуститься к реке. В другой части парка раскинулась аллея с вековыми елями, где виднеется камень, установленный на могиле последней собаки деятеля по кличке Джали.

Экспозиция музея полностью сохраняет прижизненную обстановку летней дачи и состоит из следующих помещений:

  • столовая с автопортретами и изображениями персонажей из любимых книг писателя;
  • кабинет, где находится письменный стол с печатной машинкой и сохранилась библиотека с личными вещами, охотничьими принадлежностями и семейными фотографиями;
  • комната супруги Валерии Дмитриевны;
  • веранда с великолепными видами на окружающую растительность.

Дунинский археологический комплекс

С трудом припарковались и двинулась в познавательный тур. От церкви Архистратига Михаила (выстроена в 2005 г.), примостившийся на обрыве, спустились вниз и проследовали вдоль Москвы реки по тропинке, совпадающей с трассой древней Нижней Дунинской дороги… Испытали массу положительных эмоций и невероятное удовольствие от созерцания пейзажей, ненавязчивого благоустройства и малых архитектурных форм, а главное от погружения в таинственный мир природы и тишины…  А теперь взгляд на Дунино с научной точки зрения, по мнению исследователя М.Е. Кулешовой: «Дунинский культурный ландшафт — это система исторически сформировавшихся и функционально взаимодействующих придолинных лесных, лесо-луговых, речных и селитебных, а также и рекреационных комплексов, обладающих характерной планировочно-топологической организацией и культурно-экологической целостностью. Селитебные функции ландшафта фиксируются с раннего железного века (дьяковская культура). Ландшафт обладает уникальной по строению и сохранности поселенческой системой со свидетельствами древнего природопользования. Научная ценность археологических находок делает его ландшафтным раритетом. Последующее освоение ландшафта вело к его постепенному наполнению новыми объектами и деталями; исторические события формировали ментальный слой ландшафта. Каждая территория обладает исторической памятью и свидетельствами, которые частично утрачиваются, а частично выявляются и поддерживаются для семантического наполнения территории и преемственности развития. Без исторического прошлого и его ландшафтных меток не может быть исторически осознанного будущего, что, впрочем, не является существенным для глобализованных сообществ».

Наталья Бондарева

Здание и экспозиция

Музей Серебряного века открылся 26 октября 1999 года. Экспозиция развернулась в доме, где с 1910 по 1924 год жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924). Из состояния «под снос» здание, перешедшее к ГЛМ в 1987 г., восстановлено к 1998 г. В 1999 г., в год 200-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина открыта экспозиция «А. С. Пушкин и русская литература Серебряного века». Более десяти лет продолжалась реставрация, завершением ее стала экспозиция, практически целиком основанная на материалах из фондов музея. Единичные экспонаты были взяты из частного собрания. Над созданием экспозиции под руководством заведующего музейным отделом М.Б. Шапошникова работали заслуженный работник культуры Е. Д. Михайлова, научные сотрудники Н. А. Виноградова, И. А. Гладыш, заслуженный художник России А. А. Тавризов и другие.

Дом в стиле «северный модерн» купец-обувщик И. К. Баев перестроил из деревянного двухэтажного особняка в 1910 г. Архитектор — В. И. Чагин. Летом того же года у домовладельца Баева квартиру на первом этаже снял поэт В. Я. Брюсов, и особняк москвичи стали называть «Домиком Брюсова», хотя Брюсову дом никогда не принадлежал.

Музейная коллекция передана в ГЛМ из музея В. В. Маяковского в 1987 г. В мемориальном кабинете В. Я. Брюсова находятся вещи, принадлежавшие поэту: его библиотека, дубовый стол, часы, мебельный гарнитур с обивкой 1910-ых гг., картины и рисунки, подаренные поэту художниками Ф. Рербергом, К. Феофилактовым, А. Койранским, Н. Сапуновым, Н. Гончаровой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector