Готлиб элиэль сааринен
Содержание:
Ээро Сааринен. Скульптор в мире мебели
Считается, что Гай Юлий Цезарь мог элементарно заниматься двумя делами одновременно, что, впрочем, не так уж и сложно, особенно в современном мире, где приходится заниматься сразу тремя делами, а четвёртое держать в голове. Однако дело всей жизни – оно по-прежнему одно. Людей же, которые добивались успехов сразу в нескольких направлениях деятельности, всегда считали самородками. Леонардо да Винчи, который был и художником, и инженером, и биологом – наиболее яркий тому пример.
Ээро Саринена можно смело назвать таким самородком XX века, ведь его наследие в области архитектуры, дизайна и скульптуры действительно огромно. Родившийся в семье финского архитектора Элиэля Сааринена, Ээро с пелёнок был погружён в атмосферу творчества и искусства. Уже в возрасте 12 лет юноша выиграл соревнование по дизайну из спичек, а с 13 лет, после эмиграции семьи в США, жил при Крэнбургской школе искусств, где посещал лекции своего отца и других преподавателей. В дальнейшем Сааринен изучал скульптуру в художественном училище в Париже и архитектуру в университете Йеля.
В конце 30-х годов Ээро сходится с Чарльзом Имзом (слева), с которым они до конца дней останутся лучшими друзьями. (Пост про семью Имз см. в нашем блоге)
Очевидно, глубокое изучение скульптуры и архитектуры сформировало особенный взгляд Сааринена на дизайн мебели. В его работах мы видим смелое подражание природным формам, тонкую, отточенную работу над каждым элементом, что позволило финну создать не только эстетически привлекательную и эргономичную, но и «психологически комфортную» мебель, словно являющуюся органичным элементом окружающей среды. Подобные «природные» элементы стали «визитной карточкой» и архитектурных проектов Сааринена.
Первую славу Сааринену в начале 40-х приносит совместный проект с Чарльзом Имзом – стул Organic Chair, ставший настоящим прорывам для своего времени.
В своих работах Сааринен, словно скульптор, создавал сначала макет, постепенно добавляя элементы и «отсекая лишнее». Каждый из разработанных им предметов мебели проходил через множество стадий переработок и доработок.
Ранний макет кресла Grasshopper (Кузнечик) — слева и окончательный его вариант, лаконичный и эргономичный:
Подобные превращения мы можем увидеть и в ходе работы над креслом Womb из обитого тканью стеклопластика на стальной основе.
Слева — прообраз-макет, справа — придание оригинальной формы, проработка основных деталей:
А вот так выглядело кресло «на выходе» в 1948 году:
Последним и наиболее значимым проектом Cааринена было создание его знаменитого кресла Tulip (Тюльпан), в котором сочетаются все основные идеи финского дизайнера: близость к эстетике природы, лаконичность и новаторство. Футуристичный Tulip даже использовался в оригинальном сериале Star Track («Звёздный путь») в 60-е.
Изначально задумывалось, что «Тюльпан» будет состоять исключительно из стекловолокна, но ножка стула оказывалась слишком хрупкой, что вынудило Сааринена создавать стальную основу, сокрытую под пластиком.
Стул Tulip оказался прорывным не только для далёкого 1956 года, но активно выпускается и по сей день в неизменном виде.
Жизненный путь Ээро Сааринена оборвался в 1961 году во время неудачной операции по удалению опухоли мозга. Доживший до 51 года дизайнер оставил после себя действительно богатое архитектурное наследие, а созданная им мебель сегодня переживает второе рождение.
В заставке статьи я использовала фото одного из самых известных произведений Сааринена-архитектора: «Ворота на Запад» — огромной арки, расположенной в г.Сент-Луисе на берегу Миссисипи.
Share and Enjoy:
• Архитектор Ээро Сааринен
В послевоенные годы американские архитекторы и строители занялись переосмыслением архитектурного модернизма с учётом современных материалов и новых строительных технологий. Особых успехов на этом поприще добился американский архитектор финского происхождения Ээро Сааринен (Eero Saarinen), который занимался как крупными (Арка в Сент-Луисе, терминал Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди), так и мелкими проектами (церкви, особняки).
C Саариненом сотрудничал Бальтазар Кораб (Balthazar Korab), который мастерски фотографировал архитектурные детали его сооружений и сам процесс строительства. Бальтазар Кораб, заслуживший репутацию уважаемого архитектурного фотографа, ушел из жизни в 2013 году. В 2007 году Кораб подарил Библиотеке Конгресса около 800 снимков архитектурных сооружений Ээро Сааринена.
Арка в Сент-Луисе, 1968 год.
Ээро Сааринен возле макета Арки в Сент-Луисе, между 1947 – 1961 годами.
Строительство Арки в Сент-Луисе, спроектированной Ээро Саариненом, примерно 1964 года.
Интерьер Технического центра General Motors в Уоррене, штат Мичиган, 1945 год.
Водонапорная башня возле Технического центра General Motors, Уоррен, штат Мичиган, 1945 год.
Художественный музей в Милуоки, штат Висконсин, между 1952 – 1957 годами.
Макет конференц-зала и часовни Массачусетского технологического института в Кеймбридже, штат Массачусетс, примерно 1950 года.
Конференц-зал и часовня Массачусетского технологического института в Кеймбридже, штат Массачусетс, примерно 1955 года.
Архитектурный макет особняка Miller House в Колумбусе, штат Индиана, около 1953 года.
Особняк Miller House в Колумбусе, штат Индиана, примерно 1957 года.
Деталь экстерьера особняка Miller House в Колумбусе, штат Индиана, примерно 1957 года.
Макет катка Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, примерно 1956 года.
Интерьер макета катка Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, примерно 1956 года.
Строительство катка для Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, примерно 1959 года.
Каток Йельского университета, примерно 1959 года.
Теологическая семинария Конкордия в городе Форт-Уэйн, Индиана, примерно 1958 года.
Интерьер часовни возле Теологической семинарии Конкордия в городе Форт-Уэйн, Индиана, примерно 1958 года.
Макет здания посольства США в Лондоне, примерно 1955 года.
Здание посольства США в Лондоне, примерно 1960 года.
Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, примерно 1962 года.
Вид Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, примерно 1963 года
Архитектурная деталь интерьера терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке, примерно 1962 года.
Масштабная модель терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке, примерно 1956 года.
Создание макета терминала Trans World Airlines, примерно 1956 года.
Макет терминала Trans World Airlines, примерно 1956 года.
Создание макета терминала Trans World Airlines, примерно 1956 года.
Интерьер модели терминала Trans World Airlines, примерно 1956 года.
Фотограф Бальтазар Кораб (Balthazar Korab) возле модели терминала Trans World Airlines, примерно 1956 года.
Строительство терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, примерно 1960 года.
Строительство терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, примерно 1960 года.
Строительство терминала Trans World Airlines, примерно 1960 года.
Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, примерно 1962 года.
Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, примерно 1962 года.
Справочная терминала Trans World Airlines, примерно 1962 года.
Интерьер терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, примерно 1962 года.
Интерьер открывшегося терминала Trans World Airlines в аэропорту Джона Кеннеди, примерно 1962 года.
Модель Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, примерно 1958 года.
Фотографирование интерьера модели Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, примерно 1958 года.
Интерьер модели Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, примерно 1958 года.
Строительство Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, примерно 1962 года.
Строительство Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, 1958 – 1963 года.
Вашингтонский аэропорт имени Даллеса в штате Виргиния, примерно 1963 год.
Транспортёры PTV возле Вашингтонского аэропорта имени Даллеса, примерно 1963 год.
Нравится? Жми:
Постройки
Здание вокзала в Хельсинки
Старое здание выборгского вокзала
Ратуша в Йоэнсуу.
Конкурсный проект офиса газеты Chicago Tribune
В составе архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen:
- Дом Тальберга, —, Хельсинки
- Усадьба Г. фан Гильзе ван дер Пальса в Палониеми (Paloniemi), . Уничтожена пожаром в 1950 году
- Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, —
- Здание страхового общества Pohjola, —, Хельсинки
- Дом врачей, —, Хельсинки
- Вилла «Виттреск» (Hvitträsk), —, Киркконумми
- Вилла «Витторп» (Hvittorp), , Киркконумми
- Дом «Олофсборг» (Olofsborg), —, Хельсинки
- Дом Эол (Eol), —, Хельсинки
- Вилла «Суур-Мерийоки» (фин.)русск. (Suur-Merijoki) под Выборгом, —. Разрушена в военное время
- Народный дом Карла Лютера, —, Таллин
- Национальный музей Финляндии, —, Хельсинки
- Дом Леандера, —, Сортавала. Незначительная перестройка в 1935 году по проекту Ларса Сонка
Самостоятельные работы:
- Концертный зал г. Котка, . Совместно с Г. Гезеллиусом
- Жилой дом на Fredrikinkatu 18, , Хельсинки. Совместно с Г. Гезеллиусом
- Центральный вокзал Хельсинки, —. Совместно с Г. Гезеллиусом и А. Линдгреном. Скульптор Э. Викстрем.
- , —. Совместно с Г. Гезеллиусом. Взорван Красной армией при отступлении в 1941 году. Сохранился багажный корпус и две гранитные скульптуры медведей с фасада здания.
- Дача Винтера, , Сортавала
- Городская ратуша в Лахти,
- Здание Общества взаимного кредита, —, Таллин
- Церковь Св. Павла, —, Тарту
- Городская ратуша в Йоэнсуу,
- «Мраморный дворец», , Хельсинки
- Пансион в Мункиниеми, , Хельсинки
- Деловое здание на Keskuskatu 1b, , Хельсинки
Постройки в США:
- Административное здание, школа для мальчиков, школа для девочек, музей и библиотека, научный институт, собственный дом и другие постройки на территории Академии искусств Кранбрук (Cranbrook), —, Блумфилд-Хиллс (Bloomfield-hills), штат Мичиган
- Концертный зал Клейнханс (Kleinhans Music Hall), —, Буффало, штат Нью-Йорк. Совместно с Ээро Саариненом
- Школа «Кроу-Айленд» (Crow Island), —, Виннетка, штат Иллинойс. Совместно с Ээро Саариненом и др.
- Церковь в Коламбусе, штат Индиана, . Совместно с Ээро Саариненом
- Лютеранская церковь Христа, Миннеаполис, штат Миннесота, . Совместно с Ээро Саариненом
- Технический центр General Motors, Детройт, штат Мичиган, —. Участие, автор — Ээро Сааринен
Нереализованные проекты:
- Конкурсный проект Дворца Мира в Гааге,
- Конкурсный проект здания парламента Финляндии,
- Ратуша в г. Турку,
- План реконструкции Будапешта, (в рамках магистерской диссертации)
- Конкурсный проект генерального плана Канберры, (занял второе место)
- Конкурсный проект «Большой Таллин», (современный таллинский район Ласнамяэ)
- Дом общества Калевалы в Хельсинки,
- Конкурсный проект офиса газеты Chicago Tribune в Чикаго, , 2-я премия. Здание Gulf Building в Хьюстоне, завершенное в 1929 году, за исключением пропорций повторяет проект Сааринена
НАШИ ЛЮДИ
Ясский, Авраам
Архитектура
израильский архитектор
Янушевский, Юлиан
Архитектура
виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма
Янсен, Герман
Архитектура
немецкий архитектор, градостроитель, преподаватель университета
Якунин, Николай Иванович
Архитектура
русский архитектор, один из видных мастеров московского модерна, банкир
Якобсен, Арне
Архитектура
датский архитектор и дизайнер, основоположник стиля «датский функционализм»
Юханссон, Арон
Архитектура
шведский архитектор
Юркович, Душан
Архитектура
словацкий архитектор, этнограф и художник
Юргенс, Эммануил Густавович
Архитектура
русский архитектор
Биография
Родился в Финляндии в городе Киркконумми. Его отец – выдающийся финский архитектор и градостроитель, основоположник направления национального романтизма в архитектуре северных стран конца XIX – начала XX века. Его мать была скульптором. В юности в душе Саарена шла борьба между привязанностью к архитектуре и влечением к скульптуре. Сначала он решает стать скульптором и в 1929 году едет учиться в Париж. Через год он меняет решение, возращается в США, куда в 1923 году переехала его семья на постоянное местожительство, и поступает на архитектурный факультет Йельского университета, который оканчивает в 1934 году. Затем на два года уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями. В США возвращается убежденным сторонником функционализма. Однако, работая в мастерской отца и уважая его верность творческим принципам традиций финской архитектурной школы, Сааринен сначала подавлял свои симпатии к новейшей архитектуре. Только участвуя в конкурсах, он имел возможность осуществлять свои творческие принципы.
Первый успех принесла ему победа в конкурсе на памятник Джефферсону в Сант-Луисе в 1949 году, где он был удостоен первой премии. Проект был осуществлен в середине 60-х годов.
После смерти отца в 1950 году Ээро возглавляет его мастерскую, резко меняя творческую направленность ее работы. Его жизнь, к сожалению, оборвалась преждевременно в 1961 году. Но за это десятилетие он сумел создать много ярких проектов, которые не все были осуществлены при его жизни.
Карьера Сааринена начинается со строительства технического центра компании «Дженераль моторс» в Детройте (1951-55). Комплекс занимает площадь в 150 га и состоит из 25 сооружений разного функционального назначения, выполненный в стекле и металле. Это первый крупный ансамбль в мировой архитектуре, выполненный в лучших традициях функционализма, с учетом его американской разновидности – школы Миса ванн дер Роэ.
В дальнейшем в творчестве Сааринена на первое место выходят проблемы поиска формообразования в архитектуре. И здесь большое значение имело его увлечение и занятие скульптурой.
Следующая крупная работа Сааринена — аудитория Массачусетского технологического института (1955). Здесь же в 1955 году по проекту Сааринена сооружена капелла – молитвенное сооружение для разных вероисповеданий, выполненное в виде глухого кирпичного цилиндра.
Следующей большой работой Сааринена стал хоккейный стадион Йельского университета, строительство которого было окончено в 1958 году. Сааринен считал это сооружение самым значительным из осуществленных проектов. Большую роль в архитектурном замысле играет конструкция – железобетонная арка, по обе стороны которой протянуты тросы висячего перекрытия. Как писал сам Сааринен, «конструкция логически и последовательно развивается во всех частях сооружения. Смело подчеркнув, мы довели ее до предельной выразительности».
В дальнейшем в творчестве Сааринена – этот один из основных принципов Современного движения – откровенное выявление конструкций наряду с функциональной целостностью сооружения занимает ведущую роль. В двух последних работах – проекты аэропорта в Нью-Йорке и аэродрома близ Вашингтона, спроектированных в 1958, а построенных уже после его смерти, — полностью реализованы принципы, которым архитектор следовал в своем творчестве.
Администрация США заказала Сааринену проекты посольства в Осло и посольства в Лондоне. Эти здания должны были находиться в окружении старой застройки, в Осло – даже напротив Королевского дворца. Надо был создать современные архитектурные формы, гармонирующие с ансамблем старой застройки. Эти задачи были успешно решены Саариненом. Другая работа в том же ключе – проектирование здание колледжа Йельского университета — была решена Саариненом уже по принципу адаптации к окружающей среде застройки путем некоторой архаизации внешнего облика здания
В последние годы жизни Сааринен все большее внимание уделял вопросам связи архитектуры с природой
Наиболее органичного включения здания в природный ландшафт он достиг в одной из своих последних работ – проекте административного комплекса фирмы «Джон Дир Компани» (1964). Здание расположено в живописной местности поперек неглубокого оврага и как бы является своеобразным мостом. Галереи связывают его с окружающей природой.
Вершиной творчества Сааринена было 38-этажное здание радиотелевизионной компании «Колумбия Бродкастинг» в Нью-Йорке (1965). «Я его хотел создать вросшим в землю и вертикальным». Сааринен искал «форму, которая выражает творческий и динамический дух электронных средств связи». В решении архитектурной задачи он шел от образа сооружения.
Творчество
Павильон Финляндии
Во время учебы познакомился с Армасом Линдгреном и с Германом Гезеллиусом, с которыми в 1898 году организовал архитектурное бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Вскоре финское трио приобрело международный успех после демонстрации павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Среди прочих построек на выставке, выполненных в эклектичном стиле, произведение финнов оказалось ярким манифестом новой архитектуры. Соединение идей немецкого югендстиля, неороманской архитектуры Генри Ричардсона, приемов народного зодчества и фольклорных мотивов породило новое стилевое направление «национальный романтизм», ставшее на несколько лет магистральным в Финляндии и распространившееся в соседние регионы Российской Империи («национальный романтизм» в Латвии и «северный модерн» в Санкт-Петербурге. На волне успеха зодчие строят ряд многоквартирных домов в финской столице и роскошные виллы под Гельсингфорсом и Выборгом. Соединение архитектуры, скульптурного орнамента и дизайна интерьеров сделало эти постройки комплексными произведениями искусства. В собственной вилле Виттреск (Hvitträsk) компаньоны жили и работали вместе до прекращения сотрудничества в 1905 году, когда из состава бюро вышел Армас Линдгрен.
Следующим этапным произведением Сааринена стало здание вокзала в Гельсингфорсе. Первоначальный конкурсный проект в стиле национального романтизма был переработан к 1910 году в новаторскую композицию, эффектно сочетающую строгую монументальность с формами модернизма. Постройка вокзала вызывала мировой интерес и стала программным образцом зарождавшегося стиля арт-деко. Вокзал в Выборге, проекты ратуш для городов Финляндии и церковь св. Павла в Тарту стали продолжением этой линии в творчестве архитектора. До 1907 года Сааринен продолжал сотрудничество с Германом Гезеллиусом, после работал самостоятельно. В этот же период Сааринен пробует себя в области градостроительства, выполняя проекты планировки Будапешта, Канберры, Таллина и районов Хельсинки. Неосуществленные в своё время градостроительные проекты Сааринена (особенно проект «Большой Гельсингфорс», 1915—18, основанный на принципе рассредоточения городской структуры) оказали значительное влияние на теорию и практику градостроительства в Финляндии и скандинавских странах после 2-й мировой войны 1939—45.
В 1922 году Сааринен, наряду с такими известными европейскими архитекторами как Адольф Лоос и Вальтер Гропиус, направил проект в США на конкурс главного офиса газеты Chicago Tribune в Чикаго. Первую премию получил неоготический небоскреб американца Раймонда Худа, проект Сааринена занял второе место. Однако, влияние этой работы на развитие американской высотной архитектуры оказалось гораздо шире. Соединение готической вертикальной ребристости фасадов и ступенчатой формы здания, подобной силуэту ацтекских пирамид, определило облик американских небоскребов в стиле арт-деко на ближайшее десятилетие. Более 40 башен в стиле, заданном Саариненом, было возведено в США на рубеже 1920-х-30-х, в том числе Gulf Building в Хьюстоне, полностью копирующее первоисточник. На волне интереса к своей персоне в 1923 году Сааринен с семьей эмигрировал в США, где занял должность профессора в Университете штата Мичиган. В 1924 году издатель и филантроп Джоржд Бут (George Booth) пригласил Сааринена основать и возглавить художественную академию Кранбрук (Cranbrook). Последующие годы энергия Сааринена как президента академии и главы архитектурного отделения была направлена на организационную и преподавательскую деятельность, а также строительство на её территории. В эти годы Сааринен продолжает работать и как дизайнер, создавая интерьеры своих построек, в частности для собственного дома на территории Академии.
В конце 30-х и 40-е годы Элиэль Сааринен возвращается к коммерческому конкурсному и практическому проектированию, теперь уже в союзе со своим сыном Ээро и женой Луизой (Лойя) в качестве дизайнера. Они создают ряд общественных зданий в интернациональном стиле в разных городах США. Последней работой, в которой принял участие Элиэль Сааринен стало проектирование масштабного выставочного центра General Motors в Детройте, по сути уже самостоятельного произведения Ээро Сааринена.
Музеями, посвященными Элиэлю Сааринену, сегодня являются вилла Виттреск (Hvitträsk) в Кирконумми (Финляндия) и дом-музей в Кранбруке (Cranbrook).