Все выставки

29 января – 25 сентября 2016

Возрастное ограничение: 6+

Организатор: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Генеральный спонсор: ГК «Стройтэкс»

Экспозиция: Александра Харитонова

Русское современное искусство мы коллекционируем с середины 90-х годов, и наш интерес к нему продолжается – собрание постоянно пополняется новыми работами. Изменения, которые произошли в нашем обществе за последние десятилетия, огромны и они в той или иной мере отражаются в современном искусстве, именно поэтому мы считаем это направление очень важным для нашей коллекции.

Мы очень рады, что наш выбор интересен и публике, и специалистам. Произведения из нашего собрания востребованы не только в России – на протяжении всех лет существования коллекции и Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» многие работы были показаны в наших залах на Кузнецком мосту и на многочисленных выставках в России и за рубежом. Некоторые из них, например «Спортсменка» Олега Кулика, работы Эрика Булатова, Виктора Пивоварова путешествуют особенно часто.

Залы Фонда открылись в 2007 году выставкой произведений из нашего собрания, а через два года мы сделали продолжение этого проекта. Но сейчас нам хотелось бы, с одной стороны, сделать акцент на истории формирования нашей коллекции, с другой – продолжить серию проектов о современном русском искусстве выставкой, которая посвящена совсем недавнему периоду – с 2000 года.

Екатерина и Владимир Семенихины

Новая экспозиция была задумана как продолжение выставочной программы фонда, посвящённой истории современного отечественного искусства, а именно таких проектов как «Поле действия», «К вывозу из СССР разрешено», «Реконструкция 1, 2» и «В поле зрения». Эти проекты в разных кураторских версиях и на разном материале охватывали период с 1960-х по 1990-е годы. Следующая выставка посвящена совсем недавнему периоду – 2000 — 2010 годам.

Именно период с 2000 по 2010 год с некоторых пор стало принято считать «золотым веком» российского современного искусства, временем окончательного становления и некоторого расцвета художественного рынка в России, выхода нескольких российских галерей и художников на международную арену, появления частных фондов и музеев. Временем, когда современное искусство стало модно покупать и показывать. Именно в этот период Екатерине и Владимиру Семенихиным удалось приобрести серьёзный корпус работ ведущих отечественных художников. Свою коллекцию Екатерина и Владимир начали собирать в 1995 году с классического русского искусства XIX века. Далее был период увлечения «Бубновым валетом», а затем и так называемым «вторым авангардом» – неофициальным советским или нон-конформистским искусством 1960 — 1980-х годов. В это же время началось сотрудничество коллекционеров с ведущими российскими галереями, активное участие в аукционных торгах. В 2002 году Екатериной и Владимиром Семенихиными был основан Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», а в 2007 открылось одно из первых частных выставочных пространств на Кузнецком мосту.

На материале коллекции можно было увидеть, как менялись вкусы и ориентиры собирателей, некоторые приобретения были очевидными и понятными, другие – интуитивными, а некоторые откровенно смелым экспериментом и в какой-то степени даже авантюрой. Тем не менее, это крупнейшее российское собрание можно считать одним из самых репрезентативных по составу работ и, в определенной мере, не уступающему иным музейным коллекциям. Многие из приобретенных тогда произведений со временем стали «лицом» русского современного искусства, были показаны на многих выставках, в том числе в крупных музеях, как в России, так и за рубежом, начиная со знаменитого выставочного проекта Музея Гуггенхайма «Россия!» (2005 — 2006 гг.).

Выставка была разделена на две части по пятилетиям. Организация экспозиции по галереям следовала логике, предложенной Еленой Селиной в рамках проекта «Реконструкция». Показанные в первой части новой выставки фонда произведения были приобретены в 2000 — 2005 годах в ведущих российских галереях. В нескольких залах были также представлены работы художников старшего поколения, занимающих в коллекции особое место – это произведения Эрика Булатова, Олега Васильева, Владимира Янкилевского.

К сожалению, ввиду очевидных пространственных ограничений, состав выставки не выходил за указанные временные рамки, хотя в это время коллекция продолжала пополняться значимыми работами 1980-х и 1990-х годов, произведениями нонконформистов, живописью XIX — XX века, произведениями зарубежных художников.

18 апреля – 28 июля 2019

Возрастное ограничение: 6+

Прогуляйтесь по выставке

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» и Е.К.АртБюро представили новый персональный проект Андрея Филиппова «Шар и крест».

Выставка состояла из двух логических частей. Первая – новые живописные работы и фотографии с фирменными двуглавыми орликами художника; вторая – инсталляция «Перспективы концептуализма», оммаж акции «Десять появлений» группы «Коллективные действия» (КД).

Несомненно, огромное влияние на творчество художника оказала философия Московского концептуализма в целом и акций группы «Коллективные действия» в частности. Несмотря на то, что Андрей Филиппов был только зрителем, и лишь изредка участником этих акций, он впитал язык, которым пользовались концептуалисты, их методы и принципы, и это повлияло на весь его творческий путь. Созерцательный элемент, свойственный работам Филиппова, был заложен именно акциями КД. Обращение Филиппова к акции КД «Десять появлений» в новом проекте «Шар и крест», в инсталляции «Перспективы концептуализма» – продолжение серии так называемых «Путешествий», как творческого метода автора. «Творчество – это всегда скольжение смыслов и образов, это метафора. А в переводе с греческого «метафора» – перенос, передвижение» – говорит Филиппов.

Тема путешествий за последние 10 лет стала для художника одной из центральных. Причём его волнуют, как путешествия в другие края, так и путешествия в творческий мир его друзей-художников. Цитирование для него становится формой самоопределения.

Проект «Шар и крест» с удивительной наглядностью показал, как соединяются в сознании художника элементы его личного, и коллективного опыта, прошлое и будущее, реальное и иллюзорное. Филиппов пишет: «Перед моим внутренним взором проплыл серебряный шар Монастырского, золотые крылья Паниткова зацепились за Честертона и появилась одноимённая с его романом выставка «Шар и крест», где мои паломнические путешествия причудливо смешались с КД, перспективой концептуализма и затерялись в далёкой полоске леса на горизонте».

Вслед за художником, мы отправились в путешествие в мир, свободный от временных, или пространственных рамок, и существующий по своим художественным законам.

Название проекта «Шар и крест» типично для литературоцентричного, или лучше сказать, литературно ориентированного московского концептуализма. «Шар и крест» это роман-притча Гилберта Честертона, повествующий о перипетиях двух очень принципиальных людей, один из которых был верующим, а второй атеистом. Шар в нём становится метафорой научной парадигмы, а крест, соответственно, религиозной. И именно из этой антитезы, а если быть точнее, то из отношений между ними, рождаются дальнейшие события. Шар и крест становятся неразрывно связаны между собой.

Андрей Филиппов родился в 1959 году в Петропавловске-Камчатском. Учился в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете (1976 – 1981)

Принимая деятельное участие в выставках галереи APTART, Филиппов стал одним из лидеров нового поколения «московской концептуальной школы», совмещавшего интерес к умозрительным конструкциям с пристальным вниманием к деталям современной социальной реальности

В конце 1980-х Филиппов принимал участие в первых легальных показах актуального русского искусства за рубежом, на которых его эмблематические инсталляции приобрели статус символов независимого искусства из СССР.

С началом перестройки художник активно занимался организацией «Клуба авангардистов» – первой институции нового, свободного русского искусства. В 1990 – 2000-е годы курировал выставки «Клуба авангардистов», объединившего московских художников-концептуалистов разных поколений.

Андрей Филиппов является лауреатом Премии Кандинского-2015 в номинации «Проект года» за инсталляцию «С колесом в голове», впервые показанную на персональной выставке художника «Департамент орлов» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» в марте — апреле 2015 года.

Ангел, я тебя знаю Ретроспектива Виктора Алимпиева на Лубянке

Фонд «Екатерина» и галерея «Риджина» показывают (до 28 июля) первую ретроспективу Виктора Алимпиева. Алимпиеву — 35 лет. При этом никому не придет в голову числить его среди молодых художников. Хотя он хрупок, тих и собственную пресс-конференцию, которая задерживалась, дожидался, примостившись на крае стульчика в заднем ряду. Меж тем сегодня это один из самых известных в мире российских художников. Только его персональные выставки были показаны в Германии, Бельгии, Франции, Италии. Первая ретроспектива Виктора Алимпиева в Москве представляет около 40 произведений, созданных за 10 лет — с 1997 по 2007 год. Как видеоработ, так и живописных серий.

Между ними, кажется, нет решительно ничего общего. Полотна, написанные в бледных серовато-розовых тонах, выглядят абстракциями. Названия — «Брошенные знамена, похожие на пашню», «Край поля», «Битва вдали» — не многое проясняют. Потом, правда, обнаруживаешь, что, например, в серии «Край поля» линия встречи розово-прозрачной поверхности и жемчужно-серой все время сдвигается. И каждое полотно — что-то вроде разогнанного до размера экрана кадра из киноленты. Или — фрагмента скульптуры. Причем засвеченного, так что от предмета, будь то поле или знамя, остается только контур. Нечеткий, чуть ли не мерцающий. 
Видеоработы, напротив, полны жизни, движения, телесного усилия. В «Зарницах» первоклашки стучат пальчиками по партам, пока этот звук не превратится в звук летнего ливня — сплошного, движущегося стеной. Тут всполохи зарниц соседствуют с жестом открытой ладошки, приложенной ко рту. В «Моем дыхании» две девушки поют, точнее, учатся правильно дышать во время пения. В «Соловушке» толпа старшеклассников под музыку Малера то всматривается напряженно во что-то, то смеется над чем-то нам невидимым. В новой работе «Чей это выдох?» группа людей пытается петь, но кому-то всегда не хватает дыхания. И тогда другие ободряют-утешают его немым жестом. 
Более конкретные работы трудно представить. Нежный пробор на девичьем затылке. Хрупкость позвонков на напряженной спине. И каждый отдельный жест вроде понятен. Но смысл происходящего не то чтобы ускользает, он не поддается пересказу. Как, скажем, музыка Густава Малера или Эрика Сати. Важны тональность, повторы-рифмы, всегда неточные… И тишина, которая всегда как разрыв или как ожидание взрыва. Это ожидание сродни хичкоковскому саспенсу. И это самое странное у Алимпиева — ощущение невыносимого напряжения. При том, что все в пастельных тонах, фон — белейший, лица — словно с полотен старых мастеров. Персонажи Алимпиева, у которых, как вы догадываетесь, нет имен, наши современники. Вот и лак на детских ногтях блестит. И маечки, в которые певцы одеты, вроде спортивных. Такие в супермаркетах продаются. Меж тем эти лица тревожат тем, что ты их видел. Эти завитки на шее девочки, как на портретах венецианок. Склоненная головка, словно у вермееровской «Девушки с жемчужной сережкой». Это сходство рождает странное ощущение вневременности происходящего. То есть вроде это и сейчас, но и столетия назад, и вообще — всегда. Поэтому, когда Алимпиев роняет давно забытое слово «ангелоподобность» в отношении своих героев, не удивляешься. Скорее вздыхаешь облегченно — ужели слово найдено? Понятно, почему у них дыхание перехватывает. В высших сферах воздух разрежен.

Жанна Васильева

6 июня – 29 июля 2018

Возрастное ограничение: 16+

Прогуляйтесь по выставке

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР

История VLADEY началась в 2013 году. Прошло пять лет. Как же быстро летит время! Казалось бы, кто они, эти выскочки, кому в России нужны аукционы современного искусства, достаточно ведь больших заморских, кому надо, и в Лондон или Нью-Йорк доедет? В 2018 году уже всё выглядит по-другому – VLADEY является лидером на рынке современного российского искусства, по результатам его торгов сверяют тенденции и цены художники, коллекционеры и дилеры.

Сейчас VLADEY не только аукцион, это ещё и платформа по проведению выставок

Уже неоднократно в своей истории компания организовывала групповые проекты, громкие КОТИКИ В МАНЕЖЕ, МОНСТРАЦИЯ собирали работы лучших представителей современной арт-сцены, привлекали внимание зрителей и специалистов

Теперь настало время MONUMENTAL. Возможно ли в XXI веке монументальное искусство? Есть ли в России оригинальные художники, могут ли они создавать работы высокого уровня и конкурировать со звёздами мировой величины?

Ответы на эти вопросы давал проект MONUMENTAL.

На выставке были представлены работы 34 отечественных художников, живущих как в России, так за границей. Спектр работ охватывал период с 2013 по 2018 годы, при этом было сделано только одно исключение – живописная работа Ильи и Эмилии Кабаковых из серии «Под снегом», написанная в 2004 году и ставшая самым дорогим произведением искусства, проданным на торгах VLADEY за пять лет.

Список участников:
Виктор Алимпиев, Евгений Антуфьев, Пётр Белый, Сергей Братков, Алекандр Бродский, Дмитрий Венков, Стас Волязловский, Владимир Дубосарский, ЕлиКука, Сергей Зарва, Алексей Каллима, Алина Клейтман, Кирилл Кто, Илья и Эмилия Кабаковы, Ирина Корина, Олег Котельников, Егор Кошелев, Валерий Кошляков, Влад Кульков, Александр Кутовой, Белла Левикова, Владимир Логутов, Владимир Марин, Анатолий Осмоловский, Павел Пепперштейн, Иван Разумов, Инал Савченков, Мария Серебрякова, Семён Файбисович, Олег Целков, Леонид Цхэ, Валерий Чтак, Иван Чуйков.

По окончании выставки был выпущен каталог с работами, иллюстрациями с выставки и открытия, интервью с художниками и аналитическими статьями.

VLADEY был создан в 2013 известным московским коллекционером и галеристом Владимиром Овчаренко. До создания VLADEY Овчаренко открыл в 1990 году галерею РИДЖИНА (последний российский участник престижных ART BASEL и FRIEZE), с партнерами организовал ярмарку COSMOSCOW (2010), галерею RED OCTOBER (2012). VLADEY проводит вечерние торги дважды в год. Среди новаций VLADEY – новый формат торгов ВСЁ ПО 100, программа ХУДОЖНИК НЕДЕЛИ, онлайн-трансляция аукционов.

За дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь:
Тел.: 8 (495) 666-22-33, da@vladey.net

24 сентября – 23 октября, 2011

Спецпроект 4-ой Московской биеннале современного искусства.

В рамках 4-ой Московской биеннале современного искусства Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» и Е.К.АртБюро представили новый совместный проект «Пять папок МАНИ: опыт моделирования культурного пространства».

Выставка продолжила программу фонда по показу наиболее значительных и важных явлений отечественного искусства второй половины XX века и была посвящена одной из интереснейших страниц его развития на рубеже 1970-х – 1980-х годов – художественным экспериментам по самоархивации московской концептуальной школы.

Екатерина и Владимир Семенихины, учредители Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА», рассказывая о проекте, отметили: «Период 1970-х – 1980-х годов давно привлёк наше внимание своей сложностью, неоднозначностью и необычайной насыщенностью. Не случайно значительная часть коллекции фонда представляет именно этот период

Новый проект, который фонд представляет совместно с Е.К.АртБюро, заинтересовал нас возможностью показать уникальный и незнакомый зрителям материал, ведь до настоящего момента папки МАНИ никогда не экспонировались и не публиковались в полном объеме».

Папки МАНИ, давшие название проекту, содержат документальные материалы и художественные произведения, а также историко-художественные и критические тексты. Сам термин МАНИ – Московский архив нового искусства – введён Андреем Монастырским (при участии Льва Рубинштейна и Никиты Алексеева) в 1980 году для обозначения круга художников московского концептуализма. Архив существует в форме папок и собирался с февраля 1981 года как коллективное произведение: каждый участник мог вложить в них любой материал – текст, рисунок, фотографию.

Идея подобного архива обсуждалась в кругу концептуалистов ещё в середине 70-х, однако первая папка была собрана Монастырским в феврале 1981 года. Всего было выпущено пять папок, и каждая имела своего автора-составителя. Второй выпуск был подготовлен Вадимом Захаровым и Виктором Скерсисом, третий – Еленой Елагиной и Игорем Макаревичем, четвёртый – Натальей Абалаковой и Анатолием Жигаловым. К пятой, последней, папке очередь дошла до группы «Мухомор», и работу над ней начал идеолог группы Константин Звездочётов. Завершил же её издание Георгий Кизевальтер, так как в 1984 году «мухоморы» были отправлены в армию.

Папки МАНИ – это абсолютно законченный во времени, самодостаточный проект. Являясь бесценным документальным материалом, собранным внутри московской концептуальной школы, папки в то же время представляют собой уникальные художественные произведения – целостное авторское высказывание, собранное из произведений-высказываний других художников. Каждый конверт, вложенный автором в папку, – это мини-выставка, мини-исследование.

Авторы-составители преследовали и культуртрегерскую цель. В свое время папки являлись средством популяризации, архивации и музеефикации деятельности круга МАНИ. Таким образом, они отражают коллективное и индивидуальное представление каждого автора о концептуализме, о художественной ситуации того времени и об искусстве в целом.

«Уникальность этого издания в том, что практически самые лучшие художники разных поколений участвовали в нём. Это был результат объединения микрокультуры», – отмечал Виктор Скерсис.

Экспозиция, развернутая в залах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА», позволила впервые увидеть и проанализировать материал, содержащийся в пяти папках МАНИ.

В рамках выставки также представили видеоинтервью с составителями, которые рассказывали, как они подбирали материалы для своих альманахов, объясняли выбор тех или иных произведений, прокомментировали общий смысл содержания папок, описывали художественную ситуацию того времени.

Кураторы дали детальное описание каждого находящегося в папках объекта, показав в витринах наиболее интересные и ценные, по мнению авторов-составителей, работы. Соединение в экспозиции двух частей – документально-художественных памятников 1980-х годов и современных интервью – создаёт внутри проекта пространство диалога с прошлым.

Являясь уникальным историко-художественным произведением, соединяющим в себе черты архива, каталога, художественного альманаха и самоценного арт-объекта, папки МАНИ дают возможность выявить всё многообразие художественных идей и стратегий начала 1980-х годов, сложного переломного периода, завершающего эпоху «неофициального искусства».

Кураторы: Александра Данилова, Елена Куприна-Ляхович.

Место проведения: Санкт-Петербург, Михайловский сад (Территория Русского музея).

С 2008 года в Санкт-Петербурге проводится ежегодный международный фестиваль «Императорские сады России» – уникальный проект Государственного Русского музея. С 2009 г. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» является одним из генеральных партнёров фестиваля.

Фестиваль проводится под патронатом губернатора Петербурга и Её Королевского Высочества Принцессы Марии-Кристины Кентской.

Неизменным местом проведения фестиваля избран уникальный по своему ландшафту и архитектуре Михайловский сад. Сад составляет единый ансамбль с Михайловским дворцом (зданием, где располагается основная экспозиция Русского музея), он представляет собой сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории – французского и английского, его история насчитывает более 200 лет.

Фестиваль, объединивший в себе идеи музея под открытым небом, конкурса и организации культурного отдыха для горожан пользуется большим успехом у жителей и гостей Петербурга. В 2010 году «Императорские сады» Михайловского посетило около семидесяти тысяч человек.

Главным событием фестиваля являются выставки-конкурсы садово-паркового искусства. В 2008 году в саду состоялся тематический конкурс «Затеи и украшения в императорских садах XVIII – XIX вв.», на котором были представлены оригинальные композиции и ансамбли, включавшие парковые фигуры, выполненные с использованием цветущих растений, кустарников и дёрна.

В 2009 году основной темой конкурса стал мотив лабиринта. Лабиринт, напоминающий легенду о Минотавре и Тесее, во все времена являлся излюбленным элементом садово-парковой архитектуры. В ходе конкурса ландшафтные дизайнеры продемонстрировали незаурядную фантазию. Лабиринты были составлены не только из подстриженных специальным образом кустарников, но и созданы из различных материалов на водном зеркале озера Михайловского сада.

В 2010 году Фестиваль «Императорские сады России» был включён в официальную программу «Года Франции в России и России во Франции». Главной темой Фестиваля и выставки-конкурса 2010 года, получивших название «Французский сад на берегах Невы», стало французское садово-парковое искусство.

В 2011 году Фестиваль был включен в программу «Года Италии в России и России в Италии». IV Международный фестиваль и выставка-конкурс 2011 года, проходившие под названием «Итальянский полдень», были посвящены истории и традициям итальянского садово-паркового искусства.

С 8 по 17 июня 2012 года в Санкт-Петербурге прошёл V Международный Фестиваль. Тема масштабной выставки ландшафтного дизайна в 2012 году была связана с празднованием юбилея российской государственности и получила название «С чего начинается Родина».

Шестой международный фестиваль «Императорские сады России» и проводимый в его рамках конкурс получили необычное название «Плантомания». Так российская императрица Екатерина II, лично работавшая в саду и переписавшая от руки сотни страниц английского садового трактата именовала своё увлечение садоводством. Главные идеи английского сада воплотили участники выставки — конкурса 2013.

2006

Место проведения: Государственная Третьяковскоя галерея на Крымском ВалуНа выставке были собраны все самые известные и значительные произведения, а также произведения художника нигде и никогда не показывавшиеся

Место проведения: Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургЭкспозиция была посвящена официальному и неофициальному искусству, когда события и перипетии политической жизни страны оказывали существенное влияние на общественную жизнь и разделили художественное сообщество на два лагеря

Место проведения: Центральный Дом художникаВыставка была представлена в качестве специального некоммерческого проекта, посвящённого юбилею ярмарки «Арт-Москва»

2017

Выставка осмысляла призрачную и травматическую природу памяти, напоминая о том, что прошлое даётся нам в визуальных образах, нечётких реминисценциях, близких к оптике искусства, которое позволяет нам заново переживать этот опыт

Персональная выставка Марчелло Ло Джудиче

Проект Дмитрия Грецкого и Евгении Кац, в котором совместились живопись, инсталляция, звук и видео

Ретроспективная выставка охватывала все двадцать лет существования группы, работающей в сфере видеоарта и компьютерной анимации

Историко-документальная выставка в рамках выставочной программы Федерального архивного агентства «Лидеры советской эпохи»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector