Открытие выставки сальвадора дали в москве 2020: в манеже покажут шедевры мастера, которого нет в российских музеях

1970-е годы — назад к классике

Монсе Агер советует обратить внимание на последний период творчества Дали, когда художник обращается к классическому искусству — к Рафаэлю, Микеланджело, Веласкесу — и задумывается над такими темами, как болезнь и неминуемая смерть. В «Рафаэлевской галлюцинации» 1979 года зритель видит сначала фигуру женщины, несущей на голове кувшин, потом начинают раскрываться остальные образы: слева виднеется мост, дальше появляются деревья, облака, линия горизонта — все прописано по текстуре дерева

Так Дали учит смотреть нас на его работы внимательнее. Хочется сказать: «Совы не то, чем кажутся».

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

1930-е и коммунизм

«Коммунизм привлекал сюрреалистов — они считали, что сюрреализм и коммунизм должны идти рука об руку и вместе свергнуть буржуазию. Дали тоже были близки коммунистические идеи, но он не хотел связывать искусство и политику — второе его не очень интересовало», — говорит Монсе Агер. Образы коммунизма — Ленина, например — Дали пишет с помощью параноидально критического метода*, ассоциируя его с фигурой своего отца — авторитарного, но уважаемого для художника человека.

*, изобретенный Дали, для создания картин и других произведений искусства, в основном связанных с оптическими иллюзиями и множественными изображениями. Считается, что техника заключается в том, что художник сначала должен вызвать у себя параноидальное состояние, а потом уже приступать к созданию произведения.

Другая работа на тему была написана Дали уже в 1962 году — под длинным названием «Эскиз для 50 абстрактных картин, которые с 2 ярдов превращаются в три лица Ленина, а с 6 ярдов превращаются в голову бенгальского тигра». В оптическую иллюзию художник вписал несколько портретов вождя — с одной стороны, издеваясь над ним как над политической фигурой, с другой — отдавая дань уважения.

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

50 Abstract Paintings that from Two Metres Change into Three Lenins Disguised as a Chinese and from Six Metres Form the Head of a Royal Tiger

1923 год — знакомство с Фредерико Гарсией Лоркой

…О Дали, да звучит твой оливковый голос!
Назову ли искусство твое безупречным?
Но сквозь пальцы смотрю на его недочеты,
Потому что тоскуешь о точном и вечном.
Ты не жалуешь темные дебри фантазий,
Веришь в то, до чего дотянулся рукою.
И стерильное сердце слагая на мрамор,
Наизусть повторяешь сонеты прибоя…

Фредерико Гарсиа Лорка. «Ода Сальвадору Дали». 1926 год

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)

Сальвадор Дали и Фредерико Гарсиа Лорка в Кадакесе, Испания

Некоторые биографы приписывают молодым людям роман и сексуальную связь, но сам Дали в интервью с Аланом Боске это предположение так:

«А. Б: Давайте вернемся к Лорке. Как вы ладили друг с другом тогда, когда Лорка написал «Оду Сальвадору Дали»?

С. Д: Он был гомосексуалистом, как все знают, и безумно влюблен в меня. Он пытался совратить меня дважды… Я был чрезвычайно раздражен, потому что я не был гомосексуалистом, и я не был заинтересован в том, чтобы отдаться. Кроме того, это больно. В общем, так ничего и не вышло

Но я был польщен таким вниманием

В глубине души я чувствовал, что он великий поэт и что я обязан поделиться с ним небольшим кусочком задницы Божественного Дали.

В конце концов он обнял молодую девушку, и она заменила ему меня.

Не в силах заставить меня отдать свою задницу в его распоряжение, он поклялся, что жертва девочки соответствовала его собственной: это был первый раз, когда он спал с девушкой».

Лорка привлекал Дали тем, что тоже создавал свои собственные миры сновидений. Поэзия Лорки отразилась в картинах Дали, а образ молодого поэта встречается, например, в работе Still life. Still life by the Moonlight 1926 года. Творческое влечение двух талантливых художников выразилось не только в картинах, но и в длительном обмене письмами, идеями, мечтами.

Об отношениях Сальвадора Дали и Фредерико Гарсии Лорки также снят фильм Little Ashes (в русской адаптации — «Отголоски прошлого») с Робертом Паттинсоном и Хавьером Бельтраном. К слову, фильм получил такое название в честь одноименной картины, написанной в 1928 году.

РЕКЛАМА ВМЕСТО РЕТРОСПЕКТИВЫ

Широко известно, что в маркетинге Дали был чуть ли не талантливее, чем в живописи. Сегодня он мог бы успешно читать лекции о том, как «развить свой бренд». При жизни успел придумать знаменитый логотип конфетам «Чупа-чупс». Музей Фаберже тоже заработал себе славу организатора, которого прибыль интересует больше искусства. Здесь минус на минус дали плюс. С одним уточнением — если вам кажется, что из агрессивной рекламной компании вы уже поняли, что вас на выставке ждет, то можете ее спокойно пропустить. Ничего нового вам выставка не расскажет, и даже такого намерения у нее нет. Это чистой воды спекуляция на уже известном. Кураторская идея — незначительна. Образовательный элемент — ничтожен. Художественное оформление скорее вкус портит, чем воспитывает. Зато можно посмотреть мультик, сфотографироваться с усами, и много платить — чем больше, тем лучше.

Выставка вряд ли вам подойдет, если вы хотите сильного художественного впечатления. Но, при этом, она — отличный вариант, если вы всей семьей хотите в выходной день выбраться куда-то, и нужно, чтобы дети не заскучали. По идее, организаторам нужно было идти до конца — полностью отбросить притязания на какую-либо художественную значимость и привнести в экспозицию еще больше китча, рекламы, превратить выставку Дали в полноценный парк аттракционов, с сахарной ватой и воздушными шарами, создать эдакий «Парк юрского периода» с восковыми фигурами причудливых созданий из воображения Дали.

1939 год — фашизм/Гитлер

Сальвадора Дали не могла не интересовать фигура Гитлера, но его интерес выразился в непривычном для товарищей художника ключе. В своих «Дневниках одного гения» он писал: «Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками. Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости».

Художник использует фигуру Гитлера, чтобы спровоцировать канонических сюрреалистов-коммунистов на конфликт. И у него это получается.

Написанная в 1939 году картина The Enigma of Hitler — реакция художника уже скорее не на фигуру Гитлера, а на провал переговоров между европейскими странами для предотвращения Второй мировой войны. Здесь мы видим разваливающийся телефон как символ того, что переговоры сорвались и впереди нас ждет эпоха перемен.

Дали и Дон Кихот

Дали работал над литографиями к «Дон Кихоту» в 1956-1957 годах. К проекту он подошел не только как изобретательный график, но и как опытный шоумен: весь процесс работы был превращен в театрализованное представление и тщательно задокументирован.

При огромном скоплении публики и прессы художник стрелял в литографский камень из аркебузы XV века пулями, заправленными краской; разбивал о камень начиненные тушью носорожьи рога и остовы улиток; приводил в движение особые спирали, по которым краситель стекал на печатную форму.

Эту технику он назвал «булетизмом» (от фр. boulet — ядро). Мэтр утверждал, что именно спонтанные взрывы краски определили метаморфозы Рыцаря печального образа. Впрочем, секрет скорее в сочетании «булетизма» с тщательно проработанным, почти академическим рисунком, иногда — с коллажными вкраплениями.

1962−1963 года — ДНК

Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.

Getty Images

Северо Очуа

Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.

Безумны ли русские

Тем временем продавщица Галы сообщает: «Вот вы не знаете, а эта выставка посвящена раю и аду. Особенно — аду». Тетушки почтительно умолкают. Потом одна говорит, что это естественно, потому что Дали был основательно «ку-ку», как и многие западные живописцы. То ли дело наши — Брюллов, Иванов… Более-менее нормальные.

— А Коненкова возьмите, — вскипает дама червей. Она оскорблена одним только подозрением, что наши художники чужды безумства — непременного спутника гения. — Вон там его мастерская. По Горького, на пересечении с Тверским… Пока две бутылки водки не выпьет и в транс не войдет, ничего у него не ваялось.

— То-то он почти до ста лет дожил.

— Потому и дожил.

— Или взять Пикассо. Все у него кривое, — продолжает спорить одна из тетушек, неугомонная. — А главное — женщины. Они же у него изображены как чудовища. Ни одной приличной нет. А все потому, что он их всех ненавидел.

— Ненавидел? А знаете, что ваш распрекрасный Дали жену поколачивал, когда вздумается?

— Зато у него цвет. А я люблю цвет. А Пикассо придурок просто.

На «придурка» продавщица Галы рассердилась, телепатически послала тетушкам проклятья и навсегда растворилась в столичном смоге. В Барселону они ездили, бурчала, удаляясь, а три катеньки им на книжку жалко.

11 мая 1904 года

Рождается художник Сальвадор Дали. Всю жизнь Сальвадор пытался приблизиться к гению, которым мог бы стать его брат, — родители культивировали в ребенке эту мысль, говорит директор Музея Дали Монсе Агер, курирующая выставки Сальвадора Дали уже много лет, знавшая художника лично, выступающая на семинарах и конференциях, посвященных жизни и творчеству мастера.

В связи с таким отношением Дали к фигуре погибшего брата, в искусстве художника стала всегда прослеживаться двойственность, которую можно сравнить с костылями, которые представляют собой две параллельные прямые, соединенные одной перекладиной, — смерть/бессмертие, Гала/Дали, Кастор/Поллукс. Во многих работах художника есть отсылка к брату, потому что он был одной из ключевых фигур в его жизни.

Getty Images

Картину «Портрет моего умершего брата» (1963 год) Дали написал в этот поздний период своего творчества. В эти годы была открыта ДНК, и у Дали начался новый виток интереса к родственной связи и возможностям бессмертия

Созерцание великого

Первыми посетителей встречают представители Средней Азии. Красивые уборщицы, гардеробщики. Похоже, прошли кастинг. За ними — юные смотрительницы. Излучают приветливость. Такая кромешная антитеза бабушкам, дремлющим на стульях в залах музеев.

Дали есть Дали. Запускает двигатель персонального воображариума, даже если не желаешь.

Фантасмагорические картины вызывают фантасмагорические ассоциации. Люди пытаются интерпретировать увиденное.

Произведение «Атомное упражнение: контур спирали, выполненный с закрытыми глазами». Под впечатлением пара обсуждает, как в сырую картошку навтыкать электродов, чтобы получить электричество. Не в этом ли смысл изобразительного искусства — теребить фантазию.

Произведение «Созерцание великого мастурбатора».

Старушка читает подруге название, стыдливо прикрывая рот рукой.

— Что это у него на столе?

— Сперматозоид?

— Великоват что-то.

— Чем больше вглядываешься, тем больше замечаешь.

— Так и в жизни.

— И это не всегда полезно.

1921 год — смерть матери

Сальвадор Дали очень любил свою мать и был опустошен потерей близкого человека. Все детство художник провел в окружении любящих его женщин — матери, тети, сестры и бабушки, тогда как отец проводил время на работе. Возможно, поэтому во взрослой жизни Дали искал в спутнице такую силу любви, которую давали ему его близкие в детстве, и ту безусловную любовь, которую испытывают матери к детям. Позже все это он нашел в Гале — гармонию, свой идеал, заботу и любовь.

Своей матери Дали посвятил картину «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать» (The Enigma of My Desire or My Mother, My Mother, My Mother).

28 января в Манеже открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», самая масштабная выставка великого каталонца в России.

Культурно-исторический фонд «Связь времен» и санкт-петербургский Музей Фаберже в сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы продолжают серию выставок известных художников XX века. Первой из них стала ретроспектива «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Дивера».

В новой экспозиции, которая поможет проследить творческий путь одного из самых неординарных художников прошлого столетия, – более 180 работ, созданных мастером в разные годы. Картины предоставили музей «Гала – Сальвадор Дали», национальный музей «Центр искусств королевы Софии», а также европейские коллекционеры. Два шедевра покажут в нашей стране впервые, передает портал mos.ru.

«Главная сложность состояла в том, чтобы собрать все эти работы в одно время в одном месте. Изначально речь шла о 70 экспонатах, но путем долгих переговоров с музеями удалось увеличить это число до 180. Еще одна трудность была связана с транспортировкой – вся коллекция не могла перемещаться одним видом транспорта одномоментно. Мы разбивали ее на три партии. Затем, уже в выставочном зале, картины должны были отстояться в кофрах, а мы внимательно следили за температурой, влажностью в помещении, это одно из главных требований музеев», – рассказал Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже (организатор выставки).

«Невидимый человек» – первый сюрреалистический шедевр Дали – был создан в 1929 году. Художник уже несколько лет жил в Париже после отчисления из Академии изящных искусств Сан-Фернандо за недостойное поведение. К этому времени он успел устроить собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. В том же году Дали участвовал в создании фэнтезийной драмы «Андалузский пес» режиссера Луиса Бунюэля.

Эта картина экспонируется в России впервые. Второе название картины — «Невидимка». В основе сюжета – контуры предметов, метаморфозы, причудливые переплетения отдельных элементов, составляющих в совокупности фигуру мужчины. В дальнейшем эти приемы станут визитной карточкой художника.

«Мягкий автопортрет с жареным беконом» – один из самых известных автопортретов Дали также показывают в России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда переехал в Соединенные Штаты Америки. Узнать его в персонаже, лицо которого, кажется, лишено костей, можно по знаменитым тонким усам, закрученным вверх.

В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о творческом перерождении – а именно так он относился к этому автопортрету – через образ змеи, сбрасывающей кожу.

На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь», – пояснял Дали значение этого элемента.

В начале 1970-х Сальвадор Дали начал экспериментировать со стереоскопической техникой письма. Он пытается получить объемное изображение, «выход в третье измерение».

Его картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» напоминает шедевр «Менины» Веласкеса – еще одного художника, которого Дали очень ценил.

Главная героиня картины – Гала, жена Дали. Ее настоящее имя – Елена Дьяконова, она была родом из России. Художник познакомился с ней в 1929 году, когда она была замужем за французским поэтом Полем Элюаром.

Дата и место проведения, часы работы

Выставка работ Сальвадора Дали пройдет в Москве с 28 января по 25 марта 2020 года. Экспозиция разместится в здании Центрального Манежа.

Время работы:

10:00 — 20:45, без выходных. Касса открыта с 10:00 до 20:15

Фото:   Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Что покажут

Более 180 произведений Сальвадора Дали — живопись, рисунки, акварели и гравюры. Полотна из своих собраний предоставили фонд «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас), национальный музеей «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид), а также частные европейские коллекции. Часть работ Сальвадора Дали — например, «Невидимый человек», «Мягкий автопортрет с жареным беконом», «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» — приедут в Россию впервые.

На выставке представят весь творческий путь художника: от увлечения импрессионизмом 1910-х до абстракций 1980-х годов. Но в центре внимания — конечно же, работы сюрреалистического периода (1930-е годы). Среди них в Москве покажут картины «Пейзаж с загадочными элементами», «Фигура и драпировка на фоне пейзажа» и «Обычный языческий пейзаж».

Второй важный творческий этап, который ярко представят в Манеже — период «ядерного мистицизма» (вторая половина 1940-х и 1950-е). Под глубоким впечатлением от американской бомбежки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году художник написал картину «Расщепление атома (Дематериализация под носом Нерона)».

Живопись на выставке будет дополнена графикой. В Москве будет представлена полная серия гравюр Дали к «Божественной комедии» Данте, а также иллюстрации к собственной книге «50 секретов магического мастерства».

— Дали был человеком, безгранично влюбленным в искусство, в свою жену Галу и в самого себя, – и страстно желавшим бессмертия всему, что он любил. Эти поиски нашли свое отражение в живописи Дали, в равной степени обращенной в прошлое человеческой культуры и в ее будущее. Этому яркому, глубокому и неразрывно связанному с лучшими достижениями европейской цивилизации художнику мы посвящаем нашу выставку, — отмечает Владимир Воронченко, председатель правления фонда «Связь времен» и директор Музея Фаберже, выступающего организатором экспозиции.

Фото:   Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Очередь в безочередь

Шестой час вечера вторника. Погода щадящая — это по показанию термометра. Однако ощущается классически промозглым нолем.

Очередь, говорит чоповец с надписью «Держава» на спине, сегодня ерундовая — не то что в выходные. Так, на час с небольшим, сообщает, окинув взглядом Манежку. А днем тянулась чуть ли не от гостиницы на противоположной стороне.

Люди приезжали к обеду, откладывая дела, предполагая, что вечером после работы понаедет народ, будет столпотворение. Вышло загадочно наоборот. И какую закономерность ни выводи — не выведешь, когда малолюднее. Дело лишь в удаче. Сюр какой-то, словом.

Подходишь к хвосту — хвост подозрительно раздвоен. Слева выстаивают те, кто приобрел электронные билеты на сайте, справа — в обычную кассу. Надо ли говорить, что левых ощутимо больше. А в предыдущие дни больше было чуть ли не в разы.

— Там продвинутые компьютерно. А здесь — кто не разбирается в кнопках, — смеется мужичок из правых. Самоиронично. Но и торжествующе.

— Гримасы цифровизации, — отвечает ему беззлобно кто-то из левых.

— И вот скажите теперь, нужен мне этот научно-технический прогресс, если я быстрее них пройду?

Многих из тех, кто приобрел билеты на сайте, подкупило сообщение, что, предъявив их, они пройдут без очереди. Но мало ли что сообщается на сайте.

Почитатель творчества Дали приходит, узнает от устроителей и полицейских, что да, вот эти триста человек — точно такие же, как он, с электронными билетами, что чтобы пройти без очереди, надо отстоять очередь, что качать права бесполезно, поскольку так складывается ситуация

И вообще — иншалла, спасибо за внимание

В результате человек встает в конец гигантской нестройной колонны. Покорно или мужественно — не разобрать. Скорее всего, предварительно он начитался негативных отзывов об организации выставки и внутренне готов к такому повороту событий.

 Спустя время жучилы цепляются к французу. Тот простодушно хлопает глазами. Ему на выручку бросаются все вокруг. Прогоняют спекулянтов. Французу объясняют, где его хотят надуть. — Не вздумай платить, иностранец. Нашли дебилов. Шестьсот рублей билет. Стой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector