Гоголевский, александр владимирович

Хохловская площадь

Фото: пресс-служба департамента капитального ремонта

Хохловская площадь находится между Покровским и Чистопрудным бульварами, недалеко от улицы Покровка. В конце XVI века вдоль площади проходила стена Белого города, построенная по проекту зодчего Федора Коня. К концу XVIII века при Екатерине II обветшавшую крепость окончательно разобрали на кирпичи, а на ее месте начало формироваться Бульварное кольцо. С XVII века употребляется название Хохловский переулок − по местности Хохлы, или Хохловка, в которой селились украинцы. По всей вероятности, происхождение названия связано с близостью к улице Маросейке, где в то время находилось Малороссийское (Украинское) подворье.

Площадь благоустройства Хохловской площади составила около 300 метров. Здесь создали первый подземный амфитеатр площадью 694 кв. м у подножия пятисотлетней стены Белого города. Восстановили фрагмент исторической стены длиной 64 м . Позади нее возвели глухую стену из бетона, напоминающего натуральный черный камень, специально для укрепления нижнего яруса. Подпорную стену сделали зеленой, вертикально посадили 352 куста.

Пешеходную зону вокруг амфитеатра и внутри замостили не гранитной плиткой, а специальным материалом из безопасных природных и искусственных компонентов − песка, стекла, каменной крошки и вяжущей эпоксидной смолы. Покрыли 2,5 тыс. кв. м. Освещают площадь 13 торшерных светильников. На верхнем ярусе посадили 34 дерева, установили одну информационную навигационную стелу, расставили лавочки и урны − всего 18 .

Гоголь и Шолохов

Двумя самыми крупными и известными достопримечательностями Гоголевского бульвара стали памятники писателям Николаю Гоголю и Михаилу Шолохову, установленные на нём в разные годы.

Памятник Николаю Гоголю расположен в конце бульвара, у Арбатской площади. Он имеет долгую и довольно любопытную историю: впервые памятник писателю был установлен в 1909 году, к 100-летию со дня его рождения. Это был совсем не тот бодрый Гоголь, к которому мы привыкли: скульптура Николая Андреева изображала писателя сидящим в весьма скорбном виде — поначалу такое решение вызвало споры, но впоследствии горожане оценили его достоинства. Однако, в советские годы памятник решили заменить новым: прежнего Гоголя демонтировали и перенесли сначала в Донской монастырь, а затем в усадьбу Алексея Толстого на Никитском бульваре, а на его место в 1952 году поставили другого, работы скульптора Николая Томского.

Новый Гоголь бодро стоял во весь рост и слегка прищуривался. Согласно расхожей городской легенде, памятник заменили по личному распоряжению Иосифа Сталина, который недолюбливал прежнюю «грустную» скульптуру.

Памятник Михаилу Шолохову работы Иулиана и Александра Рукавишниковых — один из относительно недавних московских памятников, его установили в 2007 году.

Он ещё не успел заслужить всенародной любви, как бронзовый Гоголь, но уже попал в списки известных московских достопримечательностей ввиду довольно необычного исполнения: писатель сидит в лодке, установленной на наклонной плоскости, которая совмещена с фонтаном. Вокруг него размещены лошадиные головы, и в тёплое время года, когда фонтан включают, это выглядит так, словно бронзовый писатель переправляется на лодке среди плывущих лошадей.

Дом-коммуна, или как сделать шедевр на 34 квадратных метрах

Снова вернемся на четную сторону и вглядимся в дом № 8. Это – один из московских домов-коммун 1930-х годов.

“Дом был построен для кооператива «Показательное строительство» – то есть в нем должны были жить сами архитекторы, его проектировавшие, — объясняет Павел Кузнецов, – На первом этаже, где сейчас «Фотоцентр», было архитектурное бюро. Дом, стоящий перпендикулярно бульвару, предназначался для одиноких и малосемейных жителей. Приглядитесь – и вы увидите за ним второй корпус. Он был построен для семейных. На крыше первого корпуса был солярий и место для прогулок (заметьте, в доме нет балконов – предполагалось, что люди должны отдыхать не по отдельности, а коллективно), а на крыше второго – детский сад. Их соединяла лесенка. А теперь посмотрите на небольшое здание во дворе – это коммунальный корпус. В нем находился клуб, столовая, ледник, прачечная, спортивный зал. Получался комплекс, из которого можно вообще не выходить».

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

«Со стороны здание выглядит как простая коробка, но не стоит его недооценивать. Идеи и планировка, которые вложили в него архитекторы, пережили много десятилетий и сейчас вновь становятся актуальными и модными. Сами посудите – перед ними стояла задача построить дешевое и удобное жилье. И они выжали из пространства максимум. В доме один коридор на два этажа, и сами квартиры — двух- и трехэтажные. Площадь моего жилья – всего 34 квадратных метра. Но Моисей Гинзбург, идеологический руководитель проекта «домов-коммун переходного типа» и автор Дома Наркомфина на Новинском бульваре, утверждал, что главное – не квадратные метры, а кубические, – рассказывает Павел Кузнецов, и добавляет, – этот дом, к слову, изменил мою жизнь. Когда я сюда переехал, я стал интересоваться авангардом и архитектурой вообще – и стал сотрудником музея архитектуры”.

Перестройки и полузабвение

Фото: pastvu.com

Плоская крыша дома-коммуны сыграла свою роль в Великую Отечественную войну – на ней размещалось несколько зениток. Таким образом, дом доказал, что может выдержать дополнительную нагрузку, и в 1950-е он был надстроен. Новые этажи легко определить по балконам. Вспомним, что изначально в доме их не было.

Кроме того, у второго корпуса изящные стеклянные лестничные эркеры перестроили в кирпичные лифтовые шахты, которые тоже можно считать с натуры, ведь дом строился не из кирпича, да и расположение окон выдает. На одной из шахт памятная табличка о стоявшей здесь церкви – прямо здесь находилась апсида церкви. Табличку можно увидеть со стороны Большого Знаменского переулка.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

В 1980-е годы в доме произошли новые изменения. Вместо института «Стальпроект», после войны занимавшего первый этаж, в дом вселился «Фотоцентр». По словам его директора Валерия Никифорова, это было настоящим событием в жизни фотожурналистов.

«В союзе журналистов мы долго пробивали идею, что нужен выставочный зал, где бы демонстрировались работы фотографов. Наконец мы получили это помещение, правда, три года пришлось его ремонтировать. Зато когда в 1984 году мы открылись, это был восхитительный балдеж! – вспоминает Валерий. – Мы были первым местом для выставок репортажной и журналистской фотографии в Москве. В зале на первом этаже было 300 лампочек с направляющими колпачками (встроенные в потолок еще не умели делать), которые сегодня смотрелись бы смешно, но тогда были верхом техничности.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Большинство выставок мы проводим на патриотические темы в самом широком смысле этого слова. Хотя бывали и исключения. Так, в 1989 году, в начале моего директорства, я инициировал и продавил авторскую выставку известного литовского фотографа Римантаса Дихавичуса «Цветы среди цветов». Было более сотни черно-белых снимков, большинство из которых – изысканно обнаженные девушки, вписанные в романтическую приморскую литовскую природу. В первые две недели работы выставки очередь длилась до метро «Кропоткинская». Я гордо шествовал на работу вдоль этой очереди и величаво входил в «Фотоцентр», – вспоминает Никифоров.

О самом доме он отзывается скорее отрицательно: «Эти странные квартиры, в которых непонятно, как жить. Вот выпил ты вечером пива – ты или не поднимешься по этой лестнице в своем же доме, либо не спустишься», – шутит собеседник.

Бывшие эркеры с лестницами. Фото: pastvu.com

Худшие времена для дома-коммуны настали в тот момент, когда ячейки стали использовать не по назначению.

Вместо семей из двух человек туда заселяли по три поколения. И без того маленькие квартиры делили перегородками, места и удобств не хватало.

Люди были рады переехать и не рассматривали это жилье как полноценное и постоянное. Тем удивительнее слушать истории о том, как сегодня некоторые, наоборот, мечтают попасть в дом любой ценой.

Секрет свистулек, рисования утюга и местной топонимики

В солнечный выходной вы наверняка встретите на Гоголевском еще одного интересного творческого человека — продавца свистулек Виктора. Он носит малиновый берет, учит играть на свистульках и угощает покупателей конфетами. По словам Виктора, здесь прошло его детство.

«Я жил тут в послевоенные годы. Летом бульвар был заросший, как лес! Толпы народу ходили, продавцы всякой всячины. А зимой мы делали горку там, где сейчас Шолохов, и скатывались вниз, к Сивцеву Вражку. А знаете, почему он так называется? Моя бабушка, очень простая женщина, говорила нам в детстве, что там жил Сивка-Бурка! А на бульваре напротив переулка в древности рос дуб с необыкновенными птицами. Конечно, это были ее сказки. Но когда я пришел сюда с моими свистульками, встал сначала именно на месте того дуба. И, представляете, меня узнали две старушки, с которыми мы вместе учились в школе! Они ко мне иногда приходят сюда поболтать», – рассказывает художник.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Здесь же, в школе, к нам как-то раз пришла учительница рисования… Она была прекрасна. В малиновом длинном платье, с черными волосами… Она принесла с собой утюг и сказала, что мы будем его рисовать. Но не сделала ни одного обмера или построения, просто обвела силуэт. «Не надо на него смотреть, надо рисовать так, как вы чувствуете. Пусть это будет образ». Во мне тогда этот урок все перевернул! И я специально в память о ней ношу малинового цвета берет.

Описание

Бульвар проходит от площади Пречистенские Ворота до площади Арбатские Ворота. Нумерация ведётся от площади Пречистенские Ворота. С нечётной стороны на бульвар выходят Гагаринский переулок и Сивцев Вражек, с чётной стороны — Колымажный переулок.

Бульвар является трёхступенчатым — его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях. Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар — на средней, а внешний проезд — на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега.

История искусства

Энгель, Ю. / Очерки по истории музыки : Лекции, читанные в исторических симфонических концертах Императорского Русского Музыкального общества в Москве в 1907–1908 и 1908–1909 гг. — М.: Издание М. М. Клочкова, 1911.

В 1907–1908 гг. в Москве были основаны исторические симфонические концерты Императорского Русского Музыкального общества. В книге представлены лекции, прочитанные в качестве «вступительного слова» на концертах. Их задачей было дать слушателям общее представление о данной эпохе, данном композиторе и данном произведении.

Финдейзен, Н. / Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века . Т. I. Вып. I: C древнейших времен до начала XVIII века. — М.;Л.: Гос.изд-во Музсектор, 1928.

Автор исследует развитие музыкальной жизни в России с максимальной полнотой и необходимыми подробностями, по его замечанию, в период, начиная с языческой Руси до XVIII века.

Браудо, Е. М. / Всеобщая история музыки : От середины XIX столетия до наших дней. Т. 3. — М.: Прометей, 1927.

Третий том «Всеобщей Истории Музыки» заканчивает ту часть «Истории», которая посвящена обзору судеб музыкального искусства на Западе. Автор делает попытку довести изложение настоящего тома до наших дней

Главное внимание он уделил исследованию общественно музыкальной структуры эпохи, исходным моментом которой является знаменательная революция 48 года

Вольфингъ / Модернизм и музыка: Статьи критическiя и полемическiя. 1907–1911 . — М.: Мусагетъ, 1912.

Данная книга является сборником статей, написанных в разное время и по различным поводам, не всегда даже специально музыкальным. Они связаны между собой единством идей и настроений. Причем ударение падает больше на модернизм, чем на музыку. Музыка вовлечена в ход мыслей, как искусство, наиболее близкое автору.

Всеобщая история

Рагозина, З. А. / История Халдеи: С отдаленнейших времен до возвышения Ассирии . — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1902.

Книга для чтения по истории средних веков: Составленная кружком преподавателей / под ред. П. Г. Виноградова — М.: Типо-литография Товарищества И. Н. Кушнерев и К, 1903.

Ферреро, Г. / Величие и падение Рима Т. 1: Создание империи / пер. А. Захарова. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1915.

Ферреро, Г. / Величие и падение Рима Т. 2: Юлий Цезарь / пер. А. Захарова. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1916.

Ферреро, Г. / Величие и падение Рима Т. 3: От Цезаря до Августа / пер. А. Захарова. — М., 1916.

Ферреро, Г. / Величие и падение Рима Т. 4: Республика Августа / пер. А. Захарова. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1920.

Ферреро, Г. / Величие и падение Рима Т. 5: Август и великая империя / пер. А. Захарова. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1923.

Находки в подвалах доходника

Если по четной стороне до сих пор встречались в основном особняки, то слева стоит признак рубежа XIX-XX веков – доходные дома. Самую интересную историю имеет дом 29 – доходник Иерусалимского Патриаршего подворья, принадлежавший храму Воскресения Словущего в Филипповском переулке. Отец Алексей рассказал про его историю:

«Храм на этом месте был еще при Иване Грозном. Тогда здесь была загородная резиденция митрополита московского Филиппа, и он построил в честь своего небесного покровителя апостола Филиппа деревянную церковь. В 1688 году строится каменный храм, а после войны с Наполеоном он чуть не закрылся. Однако в это же время патриарх иерусалимский обратился в Синод с просьбой дать подворье, то есть представительство в Москве – и его дали именно при нашем храме.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Вокруг церкви в начале XX века и было построено несколько доходных домов. Дело в том, что сельские храмы жили за счет огородов и садов, а городские – за счет пожертвований и доходников. Плюс в таких домах могли жить сами служители и паломники. После революции дома стали обычными многоквартирными, а храм не закрывался. Одна наша прихожанка, ныне покойная, рассказывала, как девочкой в него бегала, и как священник благословил ее идти на фронт в 1941-м. Она прошла войну, вернулась, и всю жизнь ходила сюда. А когда доходник на Гоголевском несколько лет назад в очередной раз стали перестраивать, нашли старые подвалы для угля и рельсы, по которым лошадка в эти подвалы тащила вагонетку с углем. Ведь отопление изначально было печное».

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

История названия бульвара

До того, как знаменитый бульвар стал Гоголевским, он перетерпел несколько переименований. В XVI веке он назывался Чертольским, в честь ручья Черторого, омывавшего склон Белого города на юго-востоке. С 1658 года бульвар стал зваться Пречистенским, так как он вел к Новодевичьему монастырю, в котором хранилась чудодейственная икона Пречистой Богоматери. И только с 1924 года это место обрело современное название — Гоголевский бульвар, но вовсе не из-за того, что здесь ранее проживал Гоголь, а из-за возведенного памятника знаменитому российскому писателю, который был установлен к его 125-му дню рождения. Однако сейчас тот старый памятник с бульвара был убран в Донской монастырь, так как уж очень печальным выглядел там Николай Васильевич. На месте старой скульптуры возвышается новая, на которой Гоголь выглядит более оптимистичным и жизнерадостным.

Царство художников и… снова художников

Вернемся на бульвар и немного прогуляемся, тем более что, совершая прогулку, мы приобщимся к прекрасному. И летом, и зимой (если здоровье позволяет) здесь выставляют свои работы художники. Специальные стенды появились здесь в 1990-е годы, но выставки проходили и раньше. Первую провел здесь в 1974 году художник Александр Попов, за несколько недель до знаменитой «Бульдозерной» выставки в Беляево.

«Это было 25 августа 1974 года. В ноябре 1972 года я пришел из армии, работал дворником на Арбате, затем год в театре Оперетты, художником декоратором. Сделать выставку на какой-то известной площадке не представлялось возможным. Я погрузил свои работы на телегу-арбу с ярким тентом, провёз её по Московским улицам и вкатил на Гоголевский бульвар. Мы с другом натянули веревку между деревьями на уровне человеческого роста, повесили на нее холсты, листы оргалита прислонили к веревке, поставили на траву патефон и подкрутили: Утесов с пластинки запел «Дорогие мои москвичи», – вспоминает Попов

Фото: архив Александра Попова

«В экспозиции были представлены около семнадцати работ 1973-1974годов. Композиции: «Осенний вихрь», «В ночном саду распустились розы», «Птичий рынок», другие, выполненные темперой. Были картины маслом на холсте, графика. Постепенно гуляющий по бульвару народ, привлекаемый звуками патефона, стал собираться к месту уличного вернисажа. Арбатские жители, отдыхающие на бульваре, собирались в кружки около картин. Возникали споры и обсуждения. Зрители сами подкручивали ослабевшую пружину патефона и меняли пластинки…», – рассказывает художник.

Фото: архив Александра Попова

«Мне кажется, вернисаж – и есть символ бульвара, – говорит одна из художниц, – Я уже около двенадцати лет здесь. В первый раз было очень непривычно, и через это чувство проходят все, кто решает здесь выставиться. Иногда галерейные художники даже специально на пробу приходят сюда со своими работами. Потому что по бульвару ходит и аудитория, которой интересно, и те, кто никогда на выставку не пойдет, а про картины твои скажет «Я тоже так нарисовать смогу». Но вообще здесь, на Гоголевском, можно увидеть весь цвет богемы. И художники, и поэты, и музыканты довольно известные…», – говорит женщина.

– Ну да, если бы бомжи еще не мешали! Так и напишите – здесь художники и бомжи! – добавляет ее сосед, после чего куда-то уходит.

«А что поделаешь… И бомжи даже стали родные, иногда не видишь долго, волнуешься, не случилось ли чего…, – примиряюще говорит художница, после чего вспоминает кое-что из детства, – здесь, на бульваре, вырос мой отец, он вспоминал, как дети переплывали Москва-реку за награду – некондиционный шоколад с фабрики «Красный Октябрь». Помню, как меня водили в бассейн «Москва», и это было немного дико, пар над ним стоял такой… А еще помню, что отец часто бывал в доме Василия Сталина – мой дед вместе с ним служил и общался после войны.”.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

А еще художница рассказала о том, как памятник Михаилу Шолохову пугал местных жителей. Когда его только установили, часть лошадей была красного цвета, а часть белого. Это был символ разделения страны на красных и белых, на до и после, который можно заметить и на скамейке недалеко от лодки писателя. Зимой одна из жительниц, видимо, долго отсутствовавшая в городе, не на шутку испугалась, увидев торчащие из сугроба красные уши. Но в целом, по словам местных, к лодке с Шолоховым уже привыкли, стал тоже местным. Даже смотрит на свой дом, в Сивцев Вражек.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Постройки четной стороны бульвара

Не менее знаменита и четная сторона. Вообще, Гоголевский бульвар известен тем, что здесь практически в каждом доме в тот или иной период проживали известные люди. Так, известнейший русский писатель А. С. Пушкин любил проводить время в доме №2, а в доме под номером 6 проживал брат знаменитого мецената П. М. Третьякова, городской голова С. М. Третьяков. В 1930 году здесь был построен Дом Художников, проект которого разрабатывала целая группа архитекторов, среди которых — такие как Борш, Владимиров и Леонидов.

Продолжаем рассматривать Гоголевский бульвар. 10 дом заслуживает особого внимания. Он является ярким образцом московского классицизма и представляет собой двухэтажное сооружение, построенное по проекту М.Ф. Казакова. Помимо этого, дом известен и тем, что здесь проживал известный декабрист М. Нарышкин. Сейчас на здании можно увидеть мраморную доску, на которой изображены кандалы, переплетенные веткой лавра. Центральный шахматный клуб разместился в доме под номером 14. Еще в 19 веке это здание представляло собой своеобразный центр музыкальной жизни Москвы. Здесь бывали такие известные личности, как Рахманинов, Шаляпин, Глазунов. Дом №16 представляет собой превосходный особняк, строительство которого относится к 1884 году. Целый квартал, начиная от Колымажной улицы и заканчивая Арбатской площадью, занимает ограда Министерства обороны и корпус Александровского военного училища.

Примечания

  1. Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 370. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3.
  2. Полное Собр. Соч. в 23 тт. Т.1 с.766
  3.  (недоступная ссылка)
  4. Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 458. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3.
  5. Иллюстрированный путеводитель по Москве. — М.: Добровольский, 1912. — С. 137. — 300 с.
  6. Гославский О. В. (сост.). Гославские (материалы по родословной). — М., 2013. — Ч. 1. — С. 57.
  7. Ещё 12 февраля 1891 года С. М. Третьяков сообщал своему брату П. М. Третьякову свои соображения по продаже особняка «с мебелью, бронзой и всем, что есть в доме, кроме картин и скульптуры».
  8. Васильев Н.Ю., Овсянникова Е.Б., Воронцова Т.А., Туканов А.В., Туканов М.А., Панин О.А. Архитектура Москвы периода НЭПа и первой пятилетки. — Москва: ABCdesign, 2014. — С. 100-101. — 328 с. — ISBN 978-5-4330-0031-5.
  9. Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Лица Москвы. — С. 244. — 639 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-903633-01-2.
  10. ↑ Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 183-184. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  11. Романюк С.К. Церковь Ржевской Божьей Матери // Москва. Утраты. — М., 1992.

Царство художников и… снова художников

Вернемся на бульвар и немного прогуляемся, тем более что, совершая прогулку, мы приобщимся к прекрасному. И летом, и зимой (если здоровье позволяет) здесь выставляют свои работы художники. Специальные стенды появились здесь в 1990-е годы, но выставки проходили и раньше. Первую провел здесь в 1974 году художник Александр Попов, за несколько недель до знаменитой «Бульдозерной» выставки в Беляево.

«Это было 25 августа 1974 года. В ноябре 1972 года я пришел из армии, работал дворником на Арбате, затем год в театре Оперетты, художником декоратором. Сделать выставку на какой-то известной площадке не представлялось возможным. Я погрузил свои работы на телегу-арбу с ярким тентом, провёз её по Московским улицам и вкатил на Гоголевский бульвар. Мы с другом натянули веревку между деревьями на уровне человеческого роста, повесили на нее холсты, листы оргалита прислонили к веревке, поставили на траву патефон и подкрутили: Утесов с пластинки запел «Дорогие мои москвичи», – вспоминает Попов

Фото: архив Александра Попова

«В экспозиции были представлены около семнадцати работ 1973-1974годов. Композиции: «Осенний вихрь», «В ночном саду распустились розы», «Птичий рынок», другие, выполненные темперой. Были картины маслом на холсте, графика. Постепенно гуляющий по бульвару народ, привлекаемый звуками патефона, стал собираться к месту уличного вернисажа. Арбатские жители, отдыхающие на бульваре, собирались в кружки около картин. Возникали споры и обсуждения. Зрители сами подкручивали ослабевшую пружину патефона и меняли пластинки…», – рассказывает художник.

Фото: архив Александра Попова

«Мне кажется, вернисаж – и есть символ бульвара, – говорит одна из художниц, – Я уже около двенадцати лет здесь. В первый раз было очень непривычно, и через это чувство проходят все, кто решает здесь выставиться. Иногда галерейные художники даже специально на пробу приходят сюда со своими работами. Потому что по бульвару ходит и аудитория, которой интересно, и те, кто никогда на выставку не пойдет, а про картины твои скажет «Я тоже так нарисовать смогу». Но вообще здесь, на Гоголевском, можно увидеть весь цвет богемы. И художники, и поэты, и музыканты довольно известные…», – говорит женщина.

– Ну да, если бы бомжи еще не мешали! Так и напишите – здесь художники и бомжи! – добавляет ее сосед, после чего куда-то уходит.

«А что поделаешь… И бомжи даже стали родные, иногда не видишь долго, волнуешься, не случилось ли чего…, – примиряюще говорит художница, после чего вспоминает кое-что из детства, – здесь, на бульваре, вырос мой отец, он вспоминал, как дети переплывали Москва-реку за награду – некондиционный шоколад с фабрики «Красный Октябрь». Помню, как меня водили в бассейн «Москва», и это было немного дико, пар над ним стоял такой… А еще помню, что отец часто бывал в доме Василия Сталина – мой дед вместе с ним служил и общался после войны.”.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

А еще художница рассказала о том, как памятник Михаилу Шолохову пугал местных жителей. Когда его только установили, часть лошадей была красного цвета, а часть белого. Это был символ разделения страны на красных и белых, на до и после, который можно заметить и на скамейке недалеко от лодки писателя. Зимой одна из жительниц, видимо, долго отсутствовавшая в городе, не на шутку испугалась, увидев торчащие из сугроба красные уши. Но в целом, по словам местных, к лодке с Шолоховым уже привыкли, стал тоже местным. Даже смотрит на свой дом, в Сивцев Вражек.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Hippy New year!

Есть у Гоголевского бульвара и свой оригинальный праздник. Началась его история с 1970-х, когда на «Гоголях» стали появляться хиппи. Это было место встреч, посиделок, общения, аска (добывания денег) и творчества. Сергей Сольми, художник, создатель фестиваля Love Street, вспоминает: «Помню, именно здесь я познакомился с Умкой, Анной Герасимовой, поэтессой и музыкантом. Мне нужны были какие-то небольшие деньги, и я пошел на Гоголя. Она стояла и играла на гитаре. Я спрашиваю, не найдется ли у Вас один рубль? Она говорит “Я дам тебе три рубля, но ты пойдешь со мной”. И повела меня знакомиться с поэтом Андреем Битовым…»

Фото: hippy.ru

Именно хиппи придумали праздновать на бульваре 1 апреля свой собственный Новый год – Hippy new year. День дурака выбран в силу исторической специфики: в СССР представителей этой культуры считали ненормальными и отправляли “в дурку”. Среди разнообразного фольклора первоапрельских встреч есть и второе объяснение даты – мол, празднуем День рождения Гоголя!

Тверской бульвар

Далее начинается Тверской бульвар, который заканчивается пересечением с Тверской улицей, на Пушкинской площади. Открывается он памятником К. Тимирязеву – знаменитому русскому ученому-естествоиспытателю (скульптор С. Меркулов, 1923 г.). История монумента была непростой: во время Великой Отечественной войны около него взорвалась бомба, и он был опрокинут взрывной волной. До сих пор на памятнике видны повреждения на мантии и ноге фигуры.

Слева внимание привлекает «Романовка» – комплекс зданий на углу Малой Бронной и Тверского бульвара (дом № 7/2), получивший свое название по фамилии последнего владельца, которому он принадлежал до Октябрьской революции. Это сложный архитектурный ансамбль: более раннее здание архитектора М

Казакова было перестроено в 80-е гг. XIX в. В. Загорским, автором проекта расположенного неподалеку здания Московской консерватории.

Раньше в нем сдавались дешевые комнаты, которые снимали ученики Московской консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь когда-то жили композиторы В. Калинников и И. Танеев, бывали на творческих вечерах и репетициях С. Мамонтов, К. Коровин, М. Врубель, Н. Римский-Корсаков.

В доме № 11 жила актриса М. Ермолова, знаменитый портрет которой написал В. Серов. Здесь собиралась творческая элита того времени – Ф. Шаляпин, В. Немирович-Данченко, А. Южин. Сегодня тут открыт музей, посвященный Ермоловой. Посетители могут увидеть не только сохранившиеся интерьеры особняка, но и экспонаты, связанные с театральной жизнью Москвы начала XX в.

Дом № 18 – особняк П. Смирнова — памятник эпохи московского модерна, творение архитектора Ф. Шехтеля. В нем наглядно проявились все черты стиля: асимметрия композиции, плавность линий, живописная проработка фасада.

Дом № 23 ‒ Московский драматический театр имени А.С. Пушкина ‒ перестроенная городская усадьба. Сегодня в его репертуаре произведения классики и современные пьесы. Театр пользуется популярностью у москвичей.

Соседний дом № 25 – дом Герцена. Городская усадьба классического стиля была перестроена в 80-е гг. XIX в., но сохранила свой облик до нашего времени: строгий и в то же время уютный фасад в стиле «московского ампира». Здесь в 1812 г. родился писатель А. Герцен, о чем сегодня свидетельствует не только скульптурный медальон на фасаде, но и памятник, установленный рядом в сквере (скульптор М. Мильбергер, 1959 г.).

Перед пересечением бульвара с Тверской улицей находится небольшой сквер с фонтаном. Когда-то на этом месте стоял знаменитый памятник Пушкину работы Опекушина. Теперь он стоит на противоположной стороне Тверской улицы в центре Пушкинской площади. Поставленный в 1880 г. монумент «смотрел» на красивый Страстной монастырь. В 1937 г. обитель снесли, Страстную площадь переименовали в Пушкинскую, а памятник поэту перенесли на место монастыря и развернули в сторону Тверского бульвара.

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

Кого помнят особняки: Пушкин, Тон, Третьяков

Редкий прохожий бульвара не заглядится на маленький дом № 5 с резными колоннами. Именно в нем жил архитектор, создавший Храм Христа Спасителя. После первой, неудачной попытки поставить его на Воробьевых горах, Николай I лично выбирает новое место и нового архитектора, своего любимца, Константина Тона. Мог ли догадываться зодчий, останавливаясь в особняке с резными колоннами во время надзора за строительством храма, что оно займет 44 года его жизни? Настоящий долгострой XIX-го века… Любители легенд поговаривают, что не повезло храму потому, что для его возведения отсюда выселили женский Алексеевский монастырь… Поэтому и строили долго, и снесли быстро, и потом проекты никакие долго здесь не задерживались.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Если в тоновский особняк попасть невозможно, то следующий за ним открыт для гостей – в нем находится отделение Общества охраны памятников ВООПИК. Председатель общества Галина Маланичева рассказала о том, как здесь бывал самый знаменитый гость, Александр Пушкин.

«Здесь жил близкий друг поэта, Павел Нащокин. Пушкин обожал его и часто останавливался в гостях. Говорил в письмах, что Нащокин очень гостеприимен, и оттого дома шум, кутерьма, цыгане, кого только нет, всякому до него дело. «Устал я, устал», – заканчивал он. Пушкин жил в угловой комнате, но, к сожалению, мемориальных вещей оттуда не сохранилось. Ведь здесь до конца 1970-х были жилые квартиры, ВООПИК сам занимался расселением, проектом реставрации и ее проведением. Мы надеялись, что, может быть, при реставрации найдется что-нибудь интересное, рукописи или вещи, но нет. Зато если вспомнить список людей, здесь бывавших – получится целый музей», – говорит Маланичева.

Сохранившиеся особняки на четной стороне тоже связаны с искусством. Например, в доме № 6 жил фабрикант, меценат и коллекционер Сергей Третьяков. В отличие от старшего брата, он собирал картины зарубежных художников.

В 1873 году «домашний» архитектор Третьяковых Каминский перестроил особняк под нужды коллекции и вкусы хозяина — именно тогда фасад приобретет сохранившийся до наших дней вид.

Одна из картин, висевших в доме, была связана с семьей мецената – для «Лунной ночи» позировала вторая жена Третьякова Елена Матвеева.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Памятник – эпопея

Прямо перед усадьбой Цурикова находится памятник ещё одному выдающемуся русскому писателю, лауреату Нобелевской премии – Михаилу Шолохову. Памятник установлен к 102-й годовщине писателя. Скульптура А. Руковишникова представляет собой целый ансамбль, состоящий из плывущего в лодке по Дону Шолохова и лошадей, устремлённых в другую сторону. Композиция является символом раскола России на две части – красных и белых – во времена Гражданской войны, так ярко описанной в произведениях Шолохова.

Памятник Шолохову, наши дни

Гоголевский бульвар – невероятное место со своей историей. Оно наполнено духом таинственности, и этим притягивает к себе горожан. А легенды про «нехорошее» место – это всего лишь изюминка на торте.

История Гоголевского бульвара

Как и другие бульвары Бульварного кольца, Гоголевский сформировался вдоль участка снесённой Белгородской стены. Крепостная стена защищала Белый город в 16-18 веках, но с ростом Москвы утратила оборонное значение, и в 1770-1780-х годах была разобрана, а на её месте впоследствии заложили бульвары.

Своё название Гоголевский бульвар получил в 1924 году, когда отмечалось 115-летие со дня рождения Николая Гоголя. До этого его называли Пречистенским — по близости к Пречистенке и площади Пречистенских ворот, которые получили свои названия по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в Новодевичьем монастыре.

После сноса стены на бульваре обустроили прогулочную аллею с мостиками через Черторый. Однако, несмотря на расположение в респектабельном аристократическом районе, Гоголевский бульвар не стал излюбленным местом прогулок московской знати: возможно, дело было в сырости и тумане, которые давал ручей. Впрочем, появлению здесь богатых дворов и городских усадеб дворян и купцов это не мешало. В пожаре 1812 года застройка сильно пострадала от огня, но довольно быстро была восстановлена. Гоголевский бульвар помнит большое количество известных людей, которые здесь жили, либо останавливались в разные годы: Сергея Третьякова, Фёдора Шаляпина, Сергея Рахманинова, Александра Пушкина, Петра Чайковского и других; в советские годы в одном из домов жил Василий Сталин с семьёй.

В конце 19 века бульвар ждали перемены: в 1870-х годах Черторый убрали в подземный коллектор, а чуть позже, в 1887 году, по нему проложили линию конки. В 1911 году конку заменили электрическим трамваем, и Гоголевский бульвар стал частью кольцевого маршрута «А» (он проходил по всему Бульварному кольцу и замыкался на Кремлёвской набережной), но впоследствии рельсы с бульвара сняли, а в 1935 году в его начале была открыта станция метро «Кропоткинская» («Дворец Советов»).

Современный вид Гоголевский бульвар приобрёл в советские годы: в 1947 году, когда Москва отмечала 800-летие, Бульварное кольцо было реконструировано и благоустроено. С тех пор вид его бульваров не подвергался особенным изменениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector