Меламид, александр данилович

Описание картины Комарова «Наводнение»

Ранняя весна. Природа оживает от зимнего оцепенения. Солнечные лучи все активнее согревают землю. Речка скоро совсем избавится ото льда, а деревья – от снежного покрова. Но март приносит в лес не только оживление, но и страшные несчастья. Наводнение! Бурлящим потоком бежит вода, охватывая территорию все шире. Животным негде спрятаться от этого несчастья, им приходится очень трудно в этот период. Их некому защитить, а законы природы нередко бывают жестокими.

Вода заполнила норку несчастного зайчика, и ему пришлось покинуть свой родной дом. Его шерстка вмиг стала мокрой, он сильно испугался и бросился куда глаза глядят. К счастью, он увидел спасительный сук дерева, расположенный близко к земле. Секунда – и зверек уже на ветке. Благодаря этой счастливой случайности он остался жив. Описание картины Комарова «Наводнение» трогает до глубины души, не правда ли?

Сидит зайчишка, сжавшись в комочек и дрожа от страха, шерсть от перенесенного потрясения встала дыбом. Он прислоняется спиной к дереву и всеми силами старается задержаться здесь, не свалиться. При взгляде на него на глаза наворачиваются слезы, ведь он в любую минуту может упасть в воду и погибнуть. Однако в душе теплится надежда, что он спасется. Но картина вокруг безрадостная – видна только вода и ветки деревьев. И никто не придет на помощь. Хоть бы вода прекратила прибывать! Ведь если это будет продолжаться, многие жители леса действительно погибнут. Весьма трагичным кажется описание картины. А. Комаров «Наводнение» изобразил для того, чтобы люди задумались над многими важными вещами.

Глядя на зверька на переднем плане полотна, понимаешь, насколько все живое боится смерти, также осознаешь беспомощность людей и зверей перед некоторыми проявлениями природы

Другое важное действующее лицо картины – вода. В весенний период она часто становится причиной настоящих трагедий, вершит судьбы невинных существ

Она бессердечна и сурова, ее нисколько не трогает несчастье животных и людей. Описание картины Комарова «Наводнение», как и само полотно, заставляет расплакаться некоторых впечатлительных людей. Как талантливо Комаров передал этот трагический момент!

Возможно, художник-анималист действительно стал свидетелем этой картины – увидел смелого зайца-русака на ветке, по счастливой случайности уцелевшего, перехитрившего стихию, и захотел запечатлеть это на холсте. Комаров хотел донести до нас, что обитателям леса грозят многие опасности – совсем непросто им приходится. Эта картина никого не оставляет равнодушным. Выживают только самые сильные, смелые, хитрые… Хочется надеяться, что вода начнет убывать и зайчик уцелеет.

Сделать страшное смешным

В мае 1992 года Комар и Меламид обратились к эстетствующему человечеству с призывом спасти советские памятники монументальной пропаганды. Их текст, опубликованный в журнале Artforum, единственный, вкупе с одноименным проектом, вызывает приступ острой ностальгии — но не по советским, а по ранним постсоветским временам, когда сняли с постамента символ репрессивного государства — «Железного Феликса», и казалось, что счастье близко: вот-вот и Ленина на Калужской площади снесут, и мавзолей опустеет…

Комар и Меламид. Ленин ловит такси в Нью-Йорке. Из серии «Монументальная пропаганда». 1993. Холст,темпера, масло. Частное собрание. Courtesy Sloane Gallery of Art, Денвер

Смахнув слезу умиления, стоит все же почитать этот текст. «Сегодня любое усилие по спасению в России памятников в стиле социалистического реализма, без сомнения, будет расценено как попытка сохранить тоталитарные устои, — пишут в нем авторы. — Мы предлагаем не поклоняться этим памятникам и не уничтожать их, но творчески взаимодействовать с ними — оставить их на своих местах и посредством искусства интерпретировать как уроки истории». Золотые слова! Но извлекать из истории уроки — не наш жанр. Поэтому идея «превратить Москву в фантастический сад “посттоталитарного” искусства», о которой мечтали отцы соц-арта, пока так и не претворена в жизнь. А какие были идеи, с которыми откликнулись на призыв Комара и Меламида художники! Да и сами Комар и Меламид, предложив добавить к надписи на мавзолее Ленина всего три буквы «изм», превратили бы тем самым памятник истории и архитектуры в могилу теории и практики ленинизма. А Джозеф Кошут предложил устроить в каком-нибудь парке инсталляцию из пустых пьедесталов от статуй Ленина. А Игорь Шелковский придумал «Кладбище монументов»…

Ростислав Лебедев предлагал вернуть «Феликса» на место, соорудив под его ногами вечный огонь, в котором тот бы жарился — пусть не по-настоящему, но хоть так. И этот проект, кстати, отчасти реализован. Памятник, конечно, не вернули — он так и пылится в «Музеоне», но акционисту Петру Павленскому удалось поджечь расположенную в двух шагах от бывшего памятника дверь.

Статуя Ленина в углу экспозиции «Мир и мiръ» XII Красноярской музейной биеннале. 2017. Courtesy Красноярская музейная биеннале

Действительно же реализовать проект смогли в красноярском Музейном центре «Площадь мира», открытом в 1987 году как Красноярский филиал Центрального музея В.И. Ленина — тринадцатый по счету и последний из созданных в СССР. На XII Музейной биеннале в Красноярске зрителям продемонстрировали, что можно сделать со статуями, от которых невозможно избавиться. Можно, как выяснилось, повернуть Ленина носом в угол — чтобы указывал тупиковый путь.

Научные труды

Монографии

  • Мельников Д. Е. Борьба за единую, независимую, демократическую, миролюбивую Германию. — М.: Госполитиздат, 1951. — 296 с.
  • Мельников Д. Е., Чёрная Л. Б. Гитлеровские генералы готовятся к реваншу. — М.: Воениздат, 1954. — 160 с.
  • Мельников Д. Е. Германский вопрос и европейская безопасность. — М.: Госполитиздат, 1955. — 84 с.
  • Мельников Д. Е. Германская Федеральная Республика. — М.: Знание, 1956. — 40 с. — 81 000 экз.
  • Мельников Д. Е. Заговор 20 июля 1944 года в Германии. Легенда и действительность. — М.: Издательство института международных отношений, 1962. — 304 с. — 100 000 экз.
  • Мельников Д. Е., Чёрная Л. Б. Двуликий адмирал. Главарь фашистской разведки Канарис и его хозяева. — М.: Политиздат, 1965. — 128 с. — 260 000 экз.
  • Галкин А. А., Мельников Д. Е. СССР, западные державы и германский вопрос (1945 — 1965) / А. А. Галкин, Д. Е. Мельников ; АН СССР. Институт мировой экономики и международных отношений. — М.: Наука, 1966. — 264 с.
  • Мельников Д. Е., Чёрная Л. Б. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии, 1933-1945. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 414 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-250-00990-5.

Статья

Меламид Д. Е. Стратегическое положение германии в Первой и Второй мировых войнах. М.: 1-я типо-литогр. УВМИ, 1944. 22 с., 2 с. «Для заметок» (В помощь политработнику / Гл. полит. упр. ВМФ) (перепечатка из журнала «Военная мысль», 1944, № 5-6)

Курение — тьма

Коллективный автор Комар & Меламид родился в 1972-м, вместе с сочиненным Виталием Комаром, Александром Меламидом и Владимиром Паперным и размноженным на машинке «Манифестом соц-арта», и прожил до 2004-го, когда тандем распался. Но в отсутствии в России — и невозможности привезти сюда из США — многих их ключевых вещей кураторы выставки Андрей Ерофеев и Иосиф Бакштейн показали источники совместного творчества — несколько вещей, сделанных индивидуально. И среди них «Курительная комната» (1966) Виталия Комара, где в замкнутом, безвоздушном, как у де Кирико, пространстве заперты почти мондриановские человечки, а урны, расставленные вдоль стен, очень напоминают кладбищенские, для праха. Эта работа участвовала, среди прочих ранних вещей, в открывшейся 18 ноября 1967 года в кафе «Синяя птица» выставке «Ретроспективизм».

Виталий Комар. Курительная комната. 1966. Холст на дереве, масло, темпера. Собрание Александра Кроника, Москва

Кафе было, как сегодня сказали бы, культовым, дотянувшим до заморозков фрагментом оттепели, и именно там случилось первое явление Комара и Меламида народу.

Курили в «Синей птице» везде. Тогда вообще курили везде, поэтому непонятно, откуда взял 24-летний выпускник Строгановки эту изолированную курительную комнату — не придуманную королевой Викторией smoking room, куда джентльмены удалялись, чтобы выкурить в отсутствие дам сигару, а скорее провонявшую никотином курилку в современном аэропорту, отсылающую к «Прогулке заключенных» Ван Гога, по мнению автора опубликованной к выставке монографии «Комар и Меламид: сокрушители канонов» Кирилла Светлякова.

Винсент Ван Гог. Прогулка заключенных. 1890. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Это сегодня курильщики становятся заключенными в smoking areas и пленниками похоронных ассоциаций на сигаретных пачках, а во времена создания картины курили не то что в аэропортах, но даже и в самолетах, курили звездные герои и героини американских фильмов, и прилетевшая в ФРГ Ханна Арендт, давая местному телевидению свое знаменитое интервью, дымила в камеру, не выпуская сигареты изо рта. 

Цветы жизни

«Дружба народов!» (1973–1974) из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, поврежденная, но выжившая на «Бульдозерной выставке», — с одной стороны, конечно, пародия на плакаты, призывающие к братству и равноправию, с другой — намек на пришельцев из других миров. Тема была в те годы исключительно популярной у фантастов и, соответственно, у читателей. Двухголовый автор смеется и над теми, и над другими, поэтому представители трех рас раскрашены не в стандартные для подобных плакатов белый (европеоиды)  — черный (негроиды) и желтый (монголоиды) цвета, а в зеленый, синий и красный.

Комар и Меламид. Дружба народов (№ 107). 1974. Картон, оргалит, смешанная техника. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва

На этом можно было бы и закончить, если бы не реклама бренда Benetton, вызывающая очевидные ассоциации с этой работой. Фирма, между тем, возникла только в конце 1960-х, Комар с Меламидом, жившие в закрытой стране, в начале 1970-х о ней вряд ли слышали, да и сама эта рекламная кампания, основанная на многоцветной палитре, появилась только десятилетия спустя, когда небывалое разноцветие стало повседневным в рекламе модной индустрии.

Рекламная кампания фирмы Benetton

Инструкция по применению

Лекарственная форма

Раствор для внутривенного и внутримышечного введениясм. также:Меломида гидрохлорид; раствор для приема внутрь, таблетки

Фармакологическое действие

Противорвотное средство, является специфическим блокатором дофаминовых (D2) и серотониновых рецепторов. Устраняет тошноту и икоту. Снижает двигательную активность пищевода, повышает тонус нижнего сфинктера пищевода, ускоряет опорожнение желудка, а также ускоряет продвижение пищи по тонкой кишке, не вызывая диарею. Стимулирует секрецию пролактина.

Показания

Рвота, тошнота, икота различного генеза (в некоторых случаях может быть эффективен при рвоте, вызванной лучевой или химиотерапией), атония и гипотония желудка и кишечника (в частности, послеоперационная); дискинезия желчевыводящих путей; рефлюкс-эзофагит, метеоризм, обострение язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки (в составе комплексной терапии).

Рентгеноконтрастные исследования ЖКТ (для усиления перистальтики).

Противопоказания

Гиперчувствительность, кровотечение желудочно-кишечное, стеноз привратника желудка, механическая кишечная непроходимость, перфорация желудка или кишечника, феохромоцитома, экстрапирамидные нарушения, эпилепсия, пролактинозависимые опухоли, беременность, период лактации.C осторожностью. Бронхиальная астма, артериальная гипертензия, болезнь Паркинсона, печеночная и/или почечная недостаточность, пожилой возраст, ранний детский возраст (повышенный риск возникновения дискинетического синдрома).

Побочные действия

Запоры или диарея, сухость во рту, чувство усталости, сонливость, головная боль, головокружение, депрессия.

При длительном приеме препарата в высоких дозах, чаще у пациентов пожилого возраста, возможны явления паркинсонизма, дискинезии, галакторея, гинекомастия, нарушения менструального цикла.

Применение и дозировка

Раствор для инъекций вводят в/в или в/м взрослым в дозе 10-20 мг (максимальная суточная доза – 60 мг); детям старше 6 лет – по 5 мг 1-3 раза в сутки; для детей в возрасте до 6 лет суточная доза составляет 0.5-1 мг/кг, кратность приема – 1-3 раза. Для профилактики и лечения тошноты и рвоты, обусловленных приемом цитостатиков или лучевой терапией, препарат вводят в/в в дозе 2 мг/кг за 30 мин до применения цитостатиков или облучения; при необходимости введение повторяют через 2-3 ч.

Внутрь. Взрослым – по 5-10 мг 3-4 раза в сутки за 30 мин до еды, таблетку проглатывают целиком и запивают небольшим количеством воды. Максимальная разовая доза составляет 20 мг, суточная – 60 мг.

Детям старше 6 лет назначают по 5 мг 1-3 раза в сутки.

Особые указания

В период лечения препаратом не рекомендовано употребление этанола.

В период лечения необходимо соблюдать осторожность при вождении автотранспорта и занятии др. потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций

Взаимодействие

Действие могут ослабить антихолинэстеразные ЛС.

Препарат усиливает всасывание тетрациклина, ампициллина, парацетамола, АСК, леводопы, этанола; уменьшает всасывание дигоксина и циметидина.

Препарат не назначают одновременно с нейролептиками (повышается риск возникновения экстрапирамидных нарушений).

История творческой деятельности

Художники познакомились в начале 60-х в Строгановском училище, где оба провели свои студенческие годы. Их первая выставка состоялась до официального образования дуэта соц-артистов. В 1967 году в кафе «Синяя птица» Комар и Меламид представили свой «Ретроспективизм». В , соответственно, ими был изобретён термин «соц-арт», характеризовавший не только их совместное творчество, но и всё «социалистическое» советское искусство. На самом деле, это было грандиозным событием. Художники также написали «Манифест соц-арта» и размножили его. В одном из своих интервью Виталий Комар рассказывал о зарождении названия:

В 1974 оба становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки», хотя многие считали их зачинщиками данного мероприятия, а не просто приглашёнными художниками. Как известно, после этих событий многих художников-участников высылали, как, например, Солженицына. Виталий с Александром самостоятельно собирались эмигрировать и, предприняв в 1975 неудачную попытку выставить свою работу «Цвет — великая сила» на уже официально разрешённой выставке на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство», получили отказ от бывшего единомышленника, Леонида Талочкина, и в 1977 всё-таки уехали в Израиль, а позже — в США.

Кстати говоря, работу «Цвет — великая сила» художникам всё же удалось выставить — правда, не в Москве, а в Нью-Йорке, в галерее Рона Фельдмана, в 1976. Несмотря на то, что сами Комар и Меламид в это время находились на родине, именно благодаря этой выставке художники получили разрешение на выезд из СССР. В дальнейшем арт-группа продолжала работать за рубежом. Расцветом их творчества считаются 80-е — 90-е. В 1999 году отцы-основатели соц-арта принимают участие в Венецианской биеналле, а в 2003 по неизвестной причине рвут какие-либо связи и коллектив распадается. Художники решили не разглашать обстоятельств своего конфликта и продолжили работать по отдельности.

Другие художники видели Комара и Меламида так:

В честь Комарова названы

Географические объекты

  • посёлок Комарово (бывший Келломяки);
  • улица Академика Комарова в Москве;
  • улица Академика Комарова в посёлке Комарово;
  • улица Комарова в г. Уссурийск Приморского края;
  • река Комаровка (до 1972 г. — река Супутинка) в Приморском крае;
  • пик Комарова на Баргузинском хребте
  • ледник Комарова на Урале
  • ледник Комарова на Тянь-Шане

Научные учреждения

В 1940 году, к 70-летию учёного, его имя присвоено Ботаническому институту, Уссурийскому заповеднику и Горнотаёжной станции в селе Горнотаёжном Уссурийского городского округа Приморского края, организованной в январе 1932 года по инициативе и при активной поддержке Комарова.

Премии

С 1946 года Академия наук СССР присуждает Премию имени Комарова за выдающиеся работы в области ботаники: систематики, анатомии и морфологии растений, ботанической географии и палеоботаники. После прекращения существования СССР эту премию присуждает Российская академия наук.

Филателия

Комаров В. Л. на марке Почты СССР

  • В 1969 году, к столетию со дня рождения, в честь академика Комарова была выпущена марка «Почты СССР».
  • В октябре 2019 года Акционерное общество «Марка» и Федеральное агентство связи РФ выпустили художественный маркированный конверт с изображением почётного президента Русского географического общества Владимира Комарова.Komarovia Zhmylev

Животные

  • Dahurinaia komarovi — пресноводный моллюск
  • Nebria komarovi (syn. Eonebria komarovi) — жук из семейства Жужелицы
  • Жужелица Комарова (Discoptera komarovi) — жук из семейства Жужелицы
  • Carabus komarowi (1882) — жук из семейства Жужелицы
  • Trechus komarovi

Что такое соц-арт

Соц-арт — это антидот, дезактиватор соцреализма и всей визуальной пропаганды, которой кишел любой советский город. Идеологические сакральные объекты Комар и Меламид превратили в посмешище. Призывы идти к коммунизму подписали своими именами. Не хочешь, а засмеешься.

Соц-арт — это школа непослушания, школа дерзкого нарушения правил социального поведения. Хотя художники смеются не над живым человеком, а над его культовым изображением, от этого невинного пересмешничества страдает репутация тирана. После соц-арта наша страна уже никогда не впадет в тоталитаризм, ибо бациллы этого смеха пропитали общество на несколько поколений вперед.

Комар и Меламид задумали его как коллективное направление, объединяющее многих художников. Успех превзошел ожидания: соц-арт проник практически во все виды и формы культуры, в том числе и в анонимно-фольклорный ее слой — в анекдоты.

Студенческие годы

Алексей Комаров легко поступил в столичное училище изобразительных искусств, зодчества и ваяния, а это доказывает, что молодой человек был действительно одаренным. Уроки, которые преподавали ему опытные мастера, помогли ему определиться с наиболее предпочтительным направлением – он выбрал анимализм. Комаров с удовольствием изображал зверей, встречающихся на российской территории, — медведей, волков, лосей и многочисленных птиц, водящихся в зоологическом саду. Кроме того, он обучался рисованию живой натуры у художника Степанова. А этот человек был по-настоящему талантливым. Недаром учился А. Н. Комаров. Картина «Наводнение», например, получилась у него просто великолепной.

Общественно-научная деятельность

  • Почётный президент Географического общества СССР (с 1940 года)
  • Редактор (тт. 22—30) «Известий Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада»; главный редактор (1930—1945) «Ботанического журнала»; редактор (1938—1945) журнала «Советская ботаника»; редактор (1926—1945) сериального издания «Ботанические материалы Гербария Главного ботанического сада РСФСР»

Награды

  • Орден Святого Станислава III степени (1903), II степени (1910)
  • Орден Святой Анны III степени (1906), II степени (1913)
  • Орден Святого Владимира IV степени (1916)
  • Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913)
  • Медаль имени Н. М. Пржевальского от РГО — за трёхтомный труд «Флора Маньчжурии»
  • Премия имени Карла Бэра (1909) Академии наук
  • Медаль с портретами Линнея и Турнефора (1909) — от Международной Академии ботанической географии
  • Герой Социалистического Труда (13.10.1944)
  • 3 ордена Ленина (11.10.1939; 13.10.1944; 10.06.1945)
  • медали
  • Сталинская премия первой степени () — за труд «Учение о виде у растений»
  • Сталинская премия первой степени () — в составе коллектива за работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны»

Растения и животные, названные в честь В. Л. Комарова

Насекомые

  • Eunebria komarovii Sem. (Coleoptera)
  • Hedychrum komarovii Sem. (Hymenoptera)
  • Leucodrepana komarovi Kurenzov
  • Purpuricenus litaratus komarovi Sem. (Coleoptera)
  • Rhaebus komarovii Luk. (Coleoptera)
  • Timamenus komarovi Sem. (Dermaptera)

Растения

Роды

  • Komarovia Korovin (сем. Apiaceae)
  • Vladimiria Iljin (сем. Asteraceae) – синоним для Dolomiaea DC.

Внутриродовые таксоны сосудистых растений

  • Allium subsect. Komaroviana F.O.Khass. & R.M.Fritsch
  • Astragalus sect. Komaroviella Gontsch.
  • Campanula ser. Komarovianae Fed. ex Kharadze
  • Dracocephalum ser. Komaroviana Schischk. ex A.L.Budantzev
  • Polygonum sect. Komaroviella V. Vassil.
  • Saxifraga sect. Komarovia Zhmylev

Виды

  • Acantholimon komarovii Czerniak.
  • Acer komarovii Pojark.
  • Aconitum komarovii Steinb. — синоним для Aconitum coreanum (H.Lév.) Rapaics
  • Aegopodium komarovii (Karjagin) Pimenov & Zakharova
  • Allium komarovianum Vved. — синоним для Allium sacculiferum Maxim.
  • Allium komarowii Lipsky
  • Antennaria komarovii Juz. ex Kom. — синоним для Antennaria monocephala subsp. monocephala
  • Asperella komarovii Roshev. — синоним для Leymus komarovii (Roshev.) J.L.Yang & C.Yen
  • Astragalus komarovii Lipsky
  • Astragalus vladimiri-komarovii B.Fedtsch.
  • Bupleurum komarovianum Lincz.
  • Campanula komarovii Maleev
  • Caragana komarovii H.Lév. — синоним для Caragana pygmaea (L.) DC.
  • Carex komarovii V.I.Krecz.
  • Ceratophyllum komarovii Kusen. — синоним для Ceratophyllum pentacanthum Haynald
  • Chrysomyxa komarovii Tranzschel
  • Chrysosplenium komarovii Losinsk. — синоним для Chrysosplenium flagelliferum F.Schmidt
  • Cirsium komarovii Schischk.
  • Corispermum komarovii Iljin
  • Cousinia komaroffii (Kuntze) C.Winkl. = Cousinia komarovii C.Winkl.
  • Cynanchum komarovii Iljinski – синоним для Vincetoxicum mongolicum Maxim.
  • Eriophorum komarovii V.N. Vassil. – синоним для Eriophorum angustifolium subsp. komarovii (V.N.Vassil.) Vorosch.
  • Euphorbia komaroviana Prokh. – синоним для Euphorbia hylonoma Hand.-Mazz.
  • Lathyrus komarovii Ohwi
  • Linum komarovii Juz.
  • Malus komarovii (Sarg.) Rehder = Crataegus komarovii Sarg.
  • Nelumbo komarovii Grossh. – синоним для Nelumbo nucifera Gaertn.
  • Nephromopsis komarovii (Elenkin) J. C. Wei = Centraria komarovii Ellenkin
  • Parasenecio komarovianus (Pojark.) Y.L.Chen = Cacalia komaroviana (Pojark.) Pojark.
  • Potentilla komaroviana Th.Wolf
  • Puccinia komarovii Tranzschel.
  • Salsola komarovii Iljin
  • Бёмериопсис (Boehmeriopsis Kom.), семейство Тутовые
  • Волосатик (Trichochiton Kom.), семейство Капустные

Работы

А. Н. Комаров иллюстрировал книги писателей-натуралистов: Петра Мантейфеля, Георгия Скребицкого, Евгения Спангенберга, Веры Чаплиной.
Сейчас его работы находятся в Государственном Дарвиновском музее (Москва), Курской областной картинной галерее, Московском областном краеведческом музее (Истра), Коломенском районном краеведческом музее (Коломна), Биологическом музее им. К. А. Тимирязева (Москва), Тарусской картинной галерее (Таруса) и других.

Мнения и критика

С. Туров в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 11, 1974 год) писал: «Он прошёл долгий творческий путь, мы называем Алексея Никаноровича патриархом русского анималистического направления в изобразительном искусстве. Замечательно, что, несмотря на свой преклонный возраст, он сохранил твёрдость в рисунке и колорит в живописи. Разнообразен и широк его талант, в том убеждаешься, мысленно окинув взором работы Комарова от первых лет творчества.»

Творчество

Художники познакомились в морге Института физкультуры в 1963 г.

Первая их совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в кафе «Синяя птица» в Москве в 1967 г. Летом 1972 г. художники оформляли пионерский лагерь под Москвой. Там они придумали серию картин на тему «Соц-арт». Найденный ими стиль представлял из себя пародию на т.н. социалистический реализм и распространённые по всей стране плакаты разных советских времён.

Они относились с одинаковым юмором к идеологическим клише советской власти и таким же догмам складывавшегося тогда диссидентского движения.

Они участвовали в движении неформальных художников. В 1973 году они были исключены из Молодежного отдела Союза художников СССР. В 1974 году их арестовали во время выставки в московской квартире. Их картина (двойной автопортрет) была раздавлена на так называемой «бульдозерной выставке» в 1974 г.

С 1976 г. стали переправлять картины за границу. В 1976 г. одна из них была выставлена в нью-йоркской галерее Рональда Фельдмана и получила положительные отклики в прессе.

Приехав в Израиль в 1977 г., сделали несколько юмористических картин на тему еврейской истории и ТАНАХа. Устраивали сатирические перфомансы: например, послали аятолле Хомейни телеграмму о том, что это они наслали на Тегеран землетрясение за захват американских заложников.

В 1978 г. уехали в США. В 1979 г. начали мировое турне с лекциями и перформансами по университетам и музеям мира. В своих картинах высмеивали как соцреализм, так и попытки канонизации авангарда начала 20 века. Их картины купили крупнейшие музеи Нью-Йорка (в том числе Метрополитен).

В конце 20 века создали картины, насмехающиеся над ультралевыми «политкорректными» идеями (вместо «угнетаемых меньшинств» рисовали животных). Последние проекты Комара и Меламида посвящены искусству как религии и синтезу иронии и духовности («Искусствоведение Ван Гога», «Символы Большого взрыва» и «Ностальгическое нонконформистское искусство»).

Кроме картин, вместе писали стихи.

С 2006 года работают каждый сам.

Их работы приобретены музеями: Модерн Арт, Соломон Гугенхейм, Метрополитен (Нью-Йорк), музей Виктории и Альберта (Лондон), Штедлих (Амстердам), Музейон Израэль (Иерусалим), Национальная галерея (Канбера, Австралия), Модерн-Арт (Сан-Франциско) и др., а также такими ведущими коллекционерами, как Петер Людвиг (Германия), Сильвестр Сталлоне (США) и т.д.

Древности в новости

Проект «Раскопки на Крите. Около 30 000–10 000 лет до н. э.» 
(1978) — лучшая история, придуманная Комаром и Меламидом за время их недолгого пребывания в Израиле. История, предвосхитившая, с одной стороны, нынешний вал фейковых новостей, а с другой, — пафосные увлечения теперешней российской элиты.

«Художники инсценировали раскопки некой доисторической цивилизации, — описывает монография Светлякова эту работу. — В числе “находок” оказались скелет минотавра, скелеты
 Homo Cubus — кубического человека, Homo Tetrahedron — тетраэдрального человека 
и Homo Octahedron — восьмигранного человека, а также мраморная табличка с надписью линейным письмом “Б”, которую можно расшифровать как “И я в Аркадии был”». Единственное, что в этой работе было действительно настоящим, — человеческие кости. «Мой двоюродный брат Алик Гольдфарб, — вспоминает Александр Меламид, — известный диссидент, а по профессии биолог, заказал из Индии кости. И их прислали». В газетах было указано, что это художественный проект, но читатели все равно слали вопросы: что откопали, где? После этой мистификации как-то легко поверить, что осколки амфоры, обнаруженные главой нашего государства на дне Черного моря, тоже лежали там с античных времен.

Правду в рот

К серии фотографий, документирующих акцию «Съедение “Правды”» (1975), на которой художники пропускали через мясорубку газету «Правда» и делали из нее котлеты, на нынешней выставке добавились специально изготовленные «Биточки прессные» (оригинальный объект 1975 года хранится в музее Зиммерли в США) и видео, на котором жена Александра Меламида (в кадре ее руки) прокручивает в мясорубке газетные полосы, смешивает их с яйцами, луком, петрушкой, лепит котлеты, обваливает их в муке и жарит.

Понятно, что аллюзия на малосъедобные «котлеты из бумаги»  в советских столовках сегодня утратила актуальность. А российскую бумажную прессу в либеральные 1990-е и даже нулевые стало возможно употреблять и по прямому назначению — не в виде пищевой добавки и не в сортире, а именно что почитать. Для «почитать», впрочем, газета «Правда» никогда не годилась, но в 1992 году она прекратила свое существование. Куратор выставки в ММОМА Андрей Ерофеев признается, что для повторения акции ему посоветовали замену истлевшей «Правде» — «Комсомольскую правду», которой, дескать, можно верить так же, как «Правде» в давние времена.

Примечания

  1. Во многих официальных изданиях, в том числе в Советской военной энциклопедии указано звание полковник-инженер, это неправильно: слово «инженер» стало добавляться в конце с декабря 1971 года, до этого времени слово «инженер» стояло вначале.
  2. ↑ . Департамент образования города Москвы (12 апреля 2017). Дата обращения 15 апреля 2017.
  3.  (англ.). spacefacts.de. Дата обращения 24 января 2018.
  4. В Третьяковской галерее есть портрет Комарова работы художника А. И. Лактионова с двумя золотыми звёздами Героя на груди, хотя вторую ему дали посмертно
  5. Малютина Н. В. . МУК «ЦБС»; ЦГБ им. М. Горького (2011). Дата обращения 15 апреля 2017.
  6. . www.astronaut.ru. Дата обращения 15 апреля 2017.
  7. Елена Ерофеева, Николай Бурмистро. . Оренбургская ГТРК (24 апреля 2012). Дата обращения 15 апреля 2017.
  8. Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает / Под ред. Н. И. Смирнова. — 2-е изд. — М.: Воениздат, 1986. — С. 109. — 35 000 экз.
  9. . Государственное информационное агентство «Апсныпресс» (24 Марта 2014).
  10. . МДЦ «Артек». Дата обращения 15 апреля 2017.
  11. . Коммерсантъ (15 апреля 2014). Дата обращения 15 апреля 2017.
  12. John Uri.  (англ.). nasa.gov. NASA (19 July 2019). — «The items included a silicon disc<…>, an Apollo 1 patch commemorating astronauts Virgil I. Grissom, Edward H. White, and Roger B. Chaffee lost in the 1967 fire, two Soviet medals honoring cosmonauts Vladimir M. Komarov killed in the Soyuz 1 accident and Yuri A. Gagarin<…>, and a small gold olive branch…». Дата обращения 26 августа 2019.
  13.  (англ.). Boosey & Hawkes. Дата обращения 15 апреля 2017.

Каждому по зиккурату

Полиптих «Небоскреб» из серии «Анархический синтетизм» (1986–1987), где в пять ступеней зиккурата вписан некто с детским телом и чайником на голове, сидящий голой задницей на бюсте Сталина, нельзя воспринимать в отрыве от всей серии, где одна картина дополняет другую.

Комар и Меламид. Небоскреб. Из серии «Анархический синтетизм». Вертикальный полиптих. 1986–1987. Смешанная техника, холст, масло. Частное собрание

Но, с другой стороны, невозможно отделаться от мысли, что конструкция, изображенная почти 30 лет назад, — предвестник современности в ее российском изводе, тренд, проявившейся не только в достроенном, наконец, исполинском небоскребе на Долгоруковской улице в Москве, но и в конструкциях строительных лесов, выросших на Красной площади пару лет назад. Это было связано с ремонтом Спасской башни. Понятно, что такие же леса выстраивают вокруг всех башен Кремля (и не только Кремля), но Спасская выходит на главную площадь страны и имеет несопоставимое с другими политическое и историческое значение

Запертая в многоступенчатую конструкцию, она отвечает другой многоступенчатой постройке площади — мавзолею, сообщая зиккуратному стилю государственную важность

Сталина в жизнь

За десять лет до создания серии «Ностальгический реализм» (1982–1983), апеллирующей к соцреализму со знаком минус (вместо яркого света — мрачные, á la Караваджо, холсты, вместо бравурных восторгов — доходящая до эротики таинственность), Комар и Меламид сделали «Двойной автопортрет» (1972). Тондо в стилистике канонического мозаичного портрета Ленина — Сталина было обращением к запретному прошлому: имя Сталина в застойные годы изъяли из учебников. Александр Меламид, впрочем, помнил и другое: «Когда умер вождь, мне было семь, и дома по этому поводу все страшно напились».

Комар и Меламид. Двойной портрет. 1984. Оргалит, темпера. Частное собрание. Повторение работы 1972 года, уничтоженной на «Бульдозерной выставке». Courtesy Московский музей современного искусства

Оригинальный «Двойной автопортрет» был уничтожен «озеленителями» 15 сентября 1974 года во время «Бульдозерной выставки», и на выставке висит авторское повторение работы, сделанное в 1984 году. А злодея вернули в обращение в перестройку, когда Комар с Меламидом были уже давно в Штатах (они уехали из Союза в 1978-м). В либеральные времена имя вождя склоняли исключительно в негативном контексте — в связи с репрессиями и прочими преступлениями. Но вернувшись в официальную историю, вождь остался на слуху и постепенно вернул себе миллионы затаившихся на время поклонников.

Оформление вестибюля станции московского метро Курская-кольцевая. Фото: Мария Кравцова/Артгид

Если в начале нулевых формула «Сталин — эффективный менеджер» казалась немыслимой, то сейчас его чаще упоминают с эпитетом «великий». Имя его вернули даже в архитектурное оформление исторических станций метрополитена — Курской-кольцевой и Киевской Арбатско-Покровской линии, таким образом легитимировав. Но явно ненадолго, потому что для таких случаев существуют Комар и Меламид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector