Александр родченко

Признание в художественной среде

Современная композиция картин Александра Родченко обращает на себя внимание представителей новой власти, художника назначают главным оформителем нескольких важных объектов. Завершив работу по росписи зданий, Родченко назначается главой отдела ИЗО Наркомпроса и начальником Музейного бюро

В этот период Александр активно занимается разработкой концептуальных композиций, представляющих собой серии картин и иллюстраций, выполненных в технике раннего кубизма. Художник начинает исследовать жанр минимализма, пытаясь передать свое состояние при помощи всего нескольких черных штрихов на вощеной бумаге. Позже эти работы станут классикой отечественного минимализма и дадут большой толчок для развития советской и российской графики.

С середины 1910-х годов картины художника Родченко получают высшие награды на выставках, посвященных новому русскому искусству. Представители авангарда, минимализма, кубизма, футуризма и экспрессионизма постепенно объединяются в сообщество свободного искусства.

Александр Михайлович всегда рассматривал искусство как способ поиска новых форм и способов выражения чувств

Также художник находился в постоянном процессе экспериментирования, уделяя внимание черчению и радикальному минимализму

  • 1917-1918 годы. В это время картины художника-авангардиста Родченко становятся примерами для подражания и источниками вдохновения для многих начинающих авторов. Довольно простые по форме выполнения и наполненные глубоким смыслом работы художника в стиле «плоской живописи» получают высокие оценки современников.
  • 1919 год. Родченко пишет свою знаменитую картину «Черное на черном». Все работы мастера этого периода относятся к технике «фактурной живописи», Александр Михайлович определяет фактуру как «основу всего художественного направления эпохи», активно экспериментируя с различными типами и видами материи, железа, стекла. Картина Родченко мгновенно становится эталоном «фактурной живописи».
  • 1919-1920 годы. Основными элементами живописи Александра Михайловича этого периода становятся линии и знаки препинания. Художник считал эти символы невероятно важными элементами своей индивидуальной творческой культуры.
  • 1921 год. Конструктивизм в картинах Александра Родченко достигает своего пика. На московской выставке мастер продемонстрировал триптих из трех цветов без добавления каких-либо других оттенков. В работе были задействованы всего три цвета: желтый, синий и красный).

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Арт-группа AES+F. «Психоз»

Когда: до 30 сентября 2020-го

AES+F – это российская междисциплинарная творческая группа. Среди увлечений коллектива творцов – фотография, инсталляция, скульптура, видео.  

«Психоз» – это виртуальная инсталляция. Проект создан по мотивам британского спектакля конца 1990-х «4.48 Психоз». Сценарий написала драматург Сара Кейн, когда проходила лечение в психиатрической больнице. Это не просто экспозиция, а целый перформанс с использованием виртуальных технологий, участником которого становится каждый гость. Спокойно пройтись по залам и вдумчиво изучить какие-то полотна – не в этот раз. Тут зритель словно попадает в дурдом, а садясь в кресло-каталку и надевая VR-очки – прямиком в голову к сумасшедшему. На первый взгляд, это безумие (на второй – тоже). Но в своих работах художники подняли важные темы 1990-х годов: психоделика, телесность и социальный протест.

Пресс-служба

Такими видели СССР и Россию фотографы со всего мира

Ожившие картины: музей Гетти запустил челлендж в соцсетях 

5 российских онлайн-галерей, которые помогут вам полюбить искусство

Родченко и соцреализм

В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Род­ченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предве­стником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей аван­гарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.

В 1933 году Родченко выпадает шанс наладить отношения с властями. Ему предлагают оформить целый номер «СССР на стройке», посвященный строи­тельству Беломорско-Балтийского канала. Родченко снимает очень сдержанно, оставив в прошлом идеи 1920-х. Хотя в этих фотографиях есть ракурсы и диа­гонали, больше они напоминают современные фотографии: это вспомогатель­ный инструмент, а не вызов.

1 / 2

Александр Родченко. Фотомонтаж «Кризис». 1923 год Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

2 / 2

Александр Дейнека. Сбитый ас. 1943 годРусский музей / deineka.ru

После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди созда­телей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.

Аукционные рекорды, стоимость картин Родченко

Чтобы понять, сколько стоят картины Родченко сегодня, обратимся к аукционным продажам и начнем с рассмотрения четырех самых крупных уходов его работ.

По наименьшей цене из этой четверки ушло произведение «Реклама печенья фабрики “Красный Октябрь”». Это гуашевый коллаж, созданный художником в 1923 году для Моссельпрома. Работа является хорошим образцом того периода творчества Родченко, кода он совместно с Владимиром Маяковским создавал рекламные плакаты. Два талантливых человека сумели фактически отойти от традиций в рекламе тех времен и разработать оригинальный стиль. Для их стиля характерны неожиданные ракурсы, броский слоган и самое причудливое расположение текста. В 1925 году аналогичные работы Родченко были отмечены серебряной медалью на выставке в Париже.

В год создания эти плакаты были развешаны по всей Москве, после чего слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме» стал крылатой фразой. В дальнейшем данное произведение неоднократно экспонировалось на выставках по всему миру: в США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах.

На аукционе работу купили за 201 тыс. фунтов (314 тыс. долларов) при эстимейте 170-200 тыс. фунтов.

А.М. Родченко. Реклама печенья фабрики «Красный Октябрь». 1923 г.

Ко второму крупному уходу работ Родченко относится картина «Клоун. Сцена в цирке». Она представляет особый интерес уже потому, что является одной из первых, которую художник создал после четырнадцати лет перерыва в живописи. Придя к выводу, что советской стране нужны не только правила и достижения, но и клоуны, фокусники, фейерверки с их возможностями отойти от всего обычного, Родченко в дальнейшем несколько лет работал в этой тематике.

Картина «Клоун. Сцена в цирке» ранее выставлялась в знаменитом «Гараже» коллекционерами из Москвы Молчановыми. Впервые она была продана на аукционе Sotheby`s в 1988 году, а в 2006 году была выставлена в этом же аукционном доме с эстимейтом 180-220 тыс. долларов. С торгов холст ушел за 508 тыс. долларов, превысив цену предыдущей продажи во много раз.

А.М. Родченко. «Клоун. Сцена в цирке». 1935 г.

В 2015 году на Sotheby`s была представлена еще одна работа автора, характерная для другого направления его деятельности. Это авангардистское полотно «Круговая и линейная композиция», созданное в 1917 году. Заметим, что в наиболее значительных выставках русских авангардистов художник начал участвовать с 1916 года. Полотно неоднократно представляли на выставках в самых разных городах: в Кельне, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, Дублине и других.

Владея данным произведением, дочь художника в 1962 году подарила его крупному советскому коллекционеру русского авангарда Георгию Костаки, у которого картина пробыла 28 лет. В 1990 году ее продали на Sotheby`s Адольфу Альфреду Таубману — американскому инвестору и бизнесмену. После его смерти на торгах в 2015 года картина ушла за 646 тыс. долларов при эстимейте 300-500 тыс. долларов.

А.М. Родченко. «Круговая и линейная композиция». 1917 г.

Но самой крупной считается продажа картины «Конструкция 95» с торгов Sotheby`s. При поступлении произведения в аукционный дом эксперты заявили, что это самое значительная из работ Родченко, которые когда-либо выставлялись на аукцион. Это связано в первую очередь с тем, что композиция относится к наиболее значительному периоду творчества художника, когда он написал серию картин «Линиизм». У каждого из холстов этой серии были свои номера. Более десятка из них, включая и «Конструкцию 95», художник представил на девятнадцатой выставке ВЦВБ художественного отдела Наркомпроса. Помимо этого в последующие годы ее демонстрировали в Кельне, Лондоне и Вене.

До нашего времени дошли фотографии из мастерской Родченко, на стенах которой висела эта картина. После его смерти работа находилась в коллекции его жены Варвары Степановой, а затем до 1996 года хранилась в Galerie Gmurzynska в Кельне. В этот год ее купил частный коллекционер и повторно выставил на торги уже в 2016 году. Картина изначально была заявлена с высоким эстимейтом 2,5-3,5 млн фунтов стерлингов и ушла за 3,6 млн фунтов (4,5 млн долларов).

А.М. Родченко. «Конструкция 95».

Для полного ответа на вопрос о том, сколько стоят картины Родченко, рассмотрим примеры и менее крупных уходов. На аукционах пользуются спросом его иллюстрации для книг, плакаты, портреты, фотографии и картины в стиле авангардизма. Например, были проданы такие произведения: «Композиция» (Christie`s, 1999 г., 123 тыс. долларов), «К живому Ильичу» (Bonhams, 2013 г., 9 тыс. долларов), «Красная площадь» (Sotheby`s, 2001, 3 тыс. фунтов) и другие.

А.М. Родченко. «К живому Ильичу». 1924 г.

Далее мы разберем, где и как продать картину Родченко и как ее оценить перед продажей.

Деятельность фотографа

Фотографические работы Родченко представляют собой образец первой советской фотографии, созданной при помощи технологии пост-обработки и фотоколлажа. Александр Михайлович работал в жанре психологического фотопортрета

Он уделял большое внимание освещению лица человека и эмоциональной составляющей его взгляда

Также Родченко первым догадался использовать технику фотомонтажа при оформлении книг. Ярким примером является его работа, выполненная для Владимира Маяковского, ставшего впоследствии большим другом художника.

С 1925 года мастер начинает выставлять свои работы в различных художественных галереях, представляя сразу серии фотографий:

  • 1925 – «Дом на Мясницкой» — серия работ, посвященная уникальному зданию на Мясницкой улице, которое Родченко фотографировал при различном освещении в течение года.
  • 1926 – «Дом Моссельпрома» — аналогичная по выполнению работа, отнявшая, однако, гораздо больше времени у художника.

Родченко и искусство

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театраль­ного бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира нахо­дилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спустить­ся на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и стано­вится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).

В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бур­люк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон­ником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художе­ственной школы, увле­кающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной шко­лы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.

Дальнейшая карьера и развитие личности

Через некоторое время Родченко начинает читать лекции на деревообделочном, а также на металлообрабатывающем факультете московского учебного заведения Вхутемаса-Вхутеина. На протяжении целых десяти лет он работает профессором и учит молодых людей проектировать и создавать многофункциональные предметы, которые пригодятся людям как в повседневной жизни, так и в масштабных целях.

Он показывал, как придать любому изготовленному объекту свою уникальную и оригинальную выразительную форму, так же, как обычной вещи придать трансформирующуюся функцию. Во время всей преподавательской деятельности Александр Родченко трудился в Институте художественной культуры на должности председателя комиссии.

В период с 1923 по 1930 год Александр был участником групп «Леф» и «Реф», по совместительству работал художником двух популярных журналов: одноименный «Леф» и некий «Новый Леф».

Активно участвовал в «Объединении современных архитекторов», а в 1925 году был отправлен в командировку в Париж, чтобы профессионально оформить советский раздел «Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств». Там же фотограф осуществил свой первый проект по интерьеру «Рабочий клуб».

В том же году Александр получил серебряную медаль на парижской выставке за лучшие рекламные плакаты, именно ему принадлежит авторство знаменитых панно на том самом Доме Моссельпрома в Калашном переулке города Москвы.

С 1924 года Александр Родченко начал профессионально изучать фотоискусство, наиболее известные его работы того времени – это «Портрет матери» и портреты коллег из ЛЕФа, а также изображения на снимках знаменитых художников и архитекторов.

Спустя 2 года он публикует первые собственные ракурсные кадры различных зданий в журнале «Советское кино». Свои работы с фотосессий он демонстрировал таким образом, что они становились настоящей пропагандой абсолютно нового документального взгляда на наш мир. А еще Александр всегда отстаивал позицию о необходимости изучения и применения абсолютно всех точек зрения в фотосъемке.

1928 году Родченко участвовал в выставке под названием «Советская фотография за 10 лет». Его широкая популярность и мировая известность возникли из-за его постоянных экспериментов с ракурсами во время очередной фотосессии. Через год он поставил спектакль на основе пьесы А. Г. Глебова «Инга» в известном Московском театре Революции.

В начале тридцатых годов Александр Родченко трудился фотокорреспондентом в газете под названием «Вечерняя Москва», а также не оставил без внимания популярные журналы советского времени: «Радиослушатель», «Огонек» и многие другие. Активно интересовался и развивался в индустрии кинематографа, репортажной съемки, а еще был талантливым изобретателем оригинальной мебели, необычных костюмов и оригинальных декораций.

В 1930 году, когда Родченко было почти 40 лет, он стал одним из создателей фотогруппы под названием «Октябрь», куда вошли талантливые и профессиональные фотографы, которые разделяли принципы новаторской фотосъемки. Через год в Доме печати Александр опубликовал несколько спорных фотографий под названиями «Пионерка» и «Пионер-трубач».

А в 1931 году здесь же он продемонстрировал свои лучшие динамичные фото «Лесопильный завод Вахтан», которые вызвали бурю неутихающей долгое время критики и обвинений в формализме, поскольку фотографии не соответствовали задачам пролетарской этики.

Проработав в собственной фотогруппе около двух лет, фотограф решил покинуть это место и начать развивать в себе фотокорреспондента, устроившись в популярное издательство «Изогиз». Через год начал работать одним из главных художников-оформителей журнала под наименованием «СССР на стройке».

Вместе со своей очаровательной женой Варварой он трудился над фотоальбомами «10 лет Узбекистана», «Советская авиация» и многими другими.

Творчество Родченко

Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах.

В 1917—1918 работал с плоскостью, в 1919 написал «Черное на чёрном», работы, основанные лишь на фактуре, в 1919—1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5×5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий).

Первый цикл — «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) — из плоских картонных элементов, второй — «Плоскости, отражающие свет» (1920—1921) — свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий — «По принципу одинаковых форм» (1920—1921) — пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. В 1921 подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству»

The Fire’s Man
Галоши Резинотреста
Рекламный плакат для Моссельпрома

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского Про это (1923, Музей Маяковского, Москва).

Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката.

Родченко начинал как живописец и промышленный дизайнер, многие из его работ принимали участие в известных выставках. К фотографии будущий фотохудожник обратился почти случайно, когда столкнулся с необходимостью фиксировать свои работы на пленку……Мир фотографии увлек Родченко на всю жизнь. Влюбившись в это искусство, он много экспериментировал, используя технику фотомонтажа и коллажа, чем заслужил себе репутацию новатора. Маяковский пригласил Родченко для иллюстрирования своих книг:Александр Родченко. Иллюстрация для книги Владимира Маяковского «Про это. Ей и мне», 1923 год. ФотомонтажРодченко запечатлел и самого Маяковского в знаменитой серии портретов (1924), которые сегодня считаются классикой, однако в то время нарушали все каноны павильонной съемки:Не менее яркая работа – «Портрет матери» (1924), ставший классикой съемки крупным планом:Кроме того, Александр Родченко активно снимает фоторепортажи, многие из которых печатаются в самых крупных изданиях того времени — газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель».Однако наибольшую известность фотографу принесли ракурсные снимки, сделанные под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы:Дом на Мясницкой (1925)Дом Моссельпрома (1926)Эксперименты художника были настолько смелыми, что вызывали немалое возмущение общественности. Например, знаменитый «Пионер-трубач» (1930) вызывал у критиков ассоциации с «откормленным буржуа», что противоречит духу пролетарской фотографии:В послевоенные годы Родченко активно работает в качестве оформителя и возвращается к живописи, однако  по-прежнему часто обращается к излюбленному жанру фоторепортажа.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг Беломорско-Балтийский канал имени И.В. Сталина, 1934; Красная Армия, 1938; Советская авиация, 1939; и др.).

С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

«Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985»

Когда: до 2 августа 2020-го

«Секретики» – обычная игра советских ребят. Правила просты: закапываешь, прикрыв осколком стекла, какую-то драгоценность: симпатичный фантик, красивый камушек, что угодно. Место хранения «клада» известно только узкому кругу друзей. И это такой локальный секрет. Выставка в «Гараже» раскапывает тайны серьезнее, чем фантики. Да и закапывать в советское время приходилось не только камушки – прятали от цензуры и официальной идеологии произведения искусства, новое творчество, экспериментальные практики (популярную сейчас йогу, например). «Андерграунд» в буквальном переводе и значит «под землей». Экспозиция поможет приоткрыть завесу тайны советского андерграунда. О нем тоже было известно узкому кругу заинтересованных лиц. Теперь этот круг расширяется, и вы можете стать его частью. «Гараж» представит картины, архивные записи, дневники, фотоальбомы, самиздат, отрывки из фильмов и другие некогда тайные объекты (как сообщает сайт музея, порой «неизвестного предназначения»). Нонконформистское искусство собирается раскрыть свои секреты этим летом: Вячеслав Ахунов, Армен Бугаян, Римма и Валерий Герловины, Андрис Гринбергс, группы «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и другие советские «подпольные» авторы до начала августа ждут вас в музее «Гараж».

Юрий Пальмин

Примечания

  1. . Афиша. Дата обращения 2 мая 2020.
  2. . goskatalog.ru. Дата обращения 7 марта 2020.
  3. Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922—1982 / Авт.-сост. В. Я. Дубровский. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1983. — 207 с., ил. (стр. 198—207)
  4. Климов, Олег; Богачевская, Екатерина. . Meduza (7 июля 2015). — «Формально я приехал на Беломорканал, чтобы попробовать разыскать исчезнувший фотоархив известного художника и фотографа Александра Родченко; точнее — ту часть фотонегативов, которые были сделаны в период строительства канала имени Сталина в 1933 году. Неформально — я хотел знать причины фальсификаций (если не сказать — преступлений) в истории отечественной фотожурналистики и визуального искусства времен сталинизма.». Дата обращения 28 июля 2015.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 марта 2009.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 марта 2009.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 марта 2009.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 28 марта 2009.
  9. . moskvichmag.ru. Дата обращения 2 мая 2020.
  10. . rusavangard.ru. Дата обращения 2 мая 2020.

Революционная художественная деятельность

В 1914 году Александр Родченко познакомился с Варварой Степановой, которая также обучалась изобразительному искусству у Н. И. Фешина. Спустя два года молодые люди заканчивают обучение и переезжают в Москву, живя в гражданском браке. По воспоминаниям Степановой, ее и Родченко на протяжении всей их совместной жизни объединяла невероятная тяга к созданию чего-то нового в искусстве, к рассмотрению тех его параллелей и уникальных проявлений, на которые до этого никто не обращал внимания.

Вам будет интересно:Немецкий художник Макс Либерман: биография и творчество

Следующий, 1916, год Родченко проводит в армии, получив должность в сфере снабжения.

Вернувшись со службы, юноша сразу же принимает решение стать членом нового союза художников-живописцев, созданного революционно настроенными творцами.

Несмотря на околополитические разговоры в кругах мастеров кисти, никакой политической идеологии союз не пропагандировал. В скором времени объединение получило название «Молодая Федерация», и Александр Родченко был избран его художественным и политическим руководителем. Отныне одной из главных целей союза становится борьба за нормальные условия для существования и работы молодых творцов. Старшее же поколение, к которому уже современники начинают относить и самого Родченко, активно занимается выполнением различных заказов из сферы искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector