Архитектура древней греции

Античный стиль в интерьере. Цветовое содержание и акцентные детали

Цвет играет важную роль для данного интерьера, но не яркую, а немного приглушенную и умиротворяющую. Так, для нас открывается простор из пастельной гаммы для стен и более яркие цвета для акцентов. Палитра стен чаще всего склоняется к цвету слоновой кости, а также к желтым и золотистым оттенкам. Акценты могут быть

более сочными, игривыми и насыщенными, так мы можем предпочесть яркие цвета , синих красок, оттенки терракотового, золотого, яркого желтого и черного цвета. Интерьер созданный в античном стиле подразумевает сложные тона, глубокие и многогранно-томные.

Современный интерьер адаптирует античный стиль
и подстраивает классику под себя. Простое копирование древних залов в своих комнатах — сегодня, это не высший пилотаж, а скорее безвкусица. Так античные колонны перестают играть главную скрипку и уже не окрашиваются в яркие акцентные цвета, а лишь создают атмосферу легкого шика теряясь в бежево-желтой дымке. Поиграть в данном случае возможно с фактурой сооружений, колонны могут иметь трещины, сколы и всячески имитировать влияние времени.

Еще одним украшением античного интерьера становятся скульптуры, но и они претерпевают некоторую адаптацию к современности. Так, например, в Древнем Риме статуи героев и богов делали из дерева, одежда и оружие выполняли из бронзы или золота, все открытые части тела были покрыты слоновой костью, лицо раскрашивали, а глаза вставляли из драгоценных камней. Сегодня, чаще всего, скульптуры делают из шамота или из мрамора (Шамот – вид крупнозернистой глины). Текстиль в духе того времени позволяет нам разместить гобелены и тканые полотна с цветочным рисунком или с сюжетами античной эпохи, мифологии. Покрывала и скатерти гладкокрашеные, иногда украшались вышивкой или орнаментом по краю изделия.

Изюминку для помещения, оформленное в данном стиле, вносит мебель, оригиналы не

дошли до наших дней, но искусно воссозданные лавки, столы, стулья, кровати ничуть не хуже отражают настроение классики. Чаще всего мы можем увидеть ножки, выполненные формой фигур грифонов или звериных лап – это и будет для нас символом античной принадлежности данного предмета. В свою очередь сама мебель чаще всего имела простые формы.

Декор мебели осуществлялся с использованием наборной — деревянные изделия инкрустируются различными мозаичными вставками: слоновой костью, драгоценными камнями, золотом или деревом другого цвета. Вставки врезались в деревянную основу – эта техника носит название интарсии. Чуть позже, она была заменена на более простую технику — маркетри. В технике маркетри выполлняются сейчас имитации античной мебели. Основные материалы, используемые в античном интерьере: дорогие породы дерева, бронза, глина, золото, слоновая кость, мрамор. Приступая к созданию интерьера в античном стиле необходимо понимать всю сложность и затратность поставленной задачи.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является (фото кликабельно).

Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении  был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Парфенон в Афинах: вид сегодня и реконструкция

  • Строгие спокойные формы,
  • золотая пропорция,
  • сверкающий на солнце белый мрамор колонн,
  • яркие краски —

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький  Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности  к юго-западу от входа. Он был построен в ок

420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Реконструкция Акрополя. Храм Ники справа.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен.  На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны —  сцены битвы.

Реконструкция фриза храма Ники (фото увеличивается).Ссылка

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер  — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах.  Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер храма Зевса в Олимпии

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Одежда в греческом стиле

Мода, пришедшая в наши дни из Древней Греции, с каждым годом все популярнее. Греки знают толк в настоящей красоте, что по достоинству оценено современным обществом.

Каждая деталь одежды в греческом стиле придает романтизм и чувственность своей обладательнице. Особенно это относится к воздушным и легким платьям, выполненным в белом цвете или пастельных тонах. Струящееся, плиссированное или драпированное платье отличает прямой покрой, V-образный вырез и завышенная линия талии.

Платье может быть ассиметрично (тонкая ленточка на одно плечо или драпировка плеча и руки), что только придает наряду пикантность, притягивающую восхищенные мужские взгляды. Изысканные аксессуары, в соответствии с греческим стилем, крупные и заметные. Поэтому достаточно одного элемента для яркого акцента в образе.

Дополнить платье, которое позволяет каждой девушке чувствовать себя богиней, можно классической обувью в греческом стиле. Например, разнообразным сандалиями (чаще на плоской подошве, чем на каблуке) со шнуровкой до колена или обилием ремешков. Фасон такой обуви великолепно подчеркивает изящество ножек модницы.

Придать законченность образу в греческом стиле помогут прически — простые, но при этом завораживающие. Интерес к греческим прическам на рекордно высоком уровне в настоящее время… Ведь они придают женскому образу в век эмансипации столь необходимые — романтичность, нежность, легкость и чувственность.

Основными считаются следующие виды причесок:

  • Греческая прическа с повязкой
  • Прическа с ободком на резинке
  • Греческая прическа с лентой
  • Греческая коса

Внутри каждого вида причесок большое количество разнообразных вариаций, с которыми вы можете экспериментировать, чтобы подобрать идеальные варианты как для праздничного события, так и для повседневного обольщения.

Привлекательность одежды и дополняющих элементов образа в греческом стиле заключается в простоте и удобстве, не исключающих, а усиливающих природную, истинную красоту.

Освещение

Панорамные окна — характерная черта античного стиля. Большие оконные проёмы тем не менее не способны выполнить функцию освещения помещения в том объёме, какой нужен в вечернее и ночное время. Поэтому дизайнерами предусмотрено включение в осветительную систему множества приборов: ламп, торшеров, бра, люстр. Желательно, чтобы свет, исходящий от этих приборов в вечерние часы, был рассеянным и мягким.

Светильники в виде канделябров уместны в античном дизайне

Искусственные камины, имитирующие древнегреческие очаги, настенные светильники в виде факелов, канделябров и свечей — отличные варианты по дополнительному освещению комнат. Основной акцент всё же должен быть на люстре, подвешенной в центре потолка. Материал, подходящий для люстры — бронза или хрусталь.

Стилизованный светильник создаст атмосферу античности в интерьер

Допустимо в наше время применение и скрытых современных источников света — подсветок, точечных ламп.

Архитектура Греции в современности

Развитие греческой культуры прекращается после захвата страны римлянами. Они переняли у греков многое, в том числе и из школы архитектуры, но эти постройки, пусть и с заимствованными элементами уже относятся к римской архитектуре.

А после римлян Греция и вовсе переживала тяжелые времена. Страна распалась на части, и регионы захватывали османы, крестоносцы, венецианцы и прочие иноземные воины. Новые правители приносили на греческие земли свою культуру, и от тех эпох некоторые города до сих пор хранят памятники архитектуры. Наибольшее влияние на Грецию оказали османы и венецианцы. Их же архитектурным тенденциям, в сочетании с классикой Древней Греции, страна продолжала следовать уже после получения независимости в 1830-ых годах. Свой стиль греки назвали «неоклассицизм».

Крупный строительный бум настиг Грецию с наступлением XX века. Начался он после Первой мировой и был тесно связан с движением модернизма. Но за Первой следует разрушительная Вторая мировая, и строительство приостанавливается. Новый виток происходит в 50-60 годах: возводятся небоскребы, расширяются городские кварталы, в большом количестве строятся отели и гостиницы для туристов. Эта «стройка» продолжается два десятилетия, после чего наступает некое затишье.

А современный европейский облик Афинам и Греции придала Олимпиада 2004 года. Ее проведению предшествовали масштабные строительные работы: реставрировались устаревшие здания, прокладывались новые коммуникации и возводились целые районы. Они мало чем отличаются от европейских зданий, так что в современной греческой архитектуре уникальности ее античных корней уже не встретишь.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над  самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

Икона Пресвятой Богородицы в храме

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением.  Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Распространение греческой культуры в результате завоеваний Александра Македонского

Завоевания Александра привели к тому, что эллинское искусство и архитектурные стили распространились на большой территории. Вне Греции были созданы крупнейшие центры, такие как малоазиатский Пергам или египетская Александрия. В этих городах строительная деятельность достигла небывалых размахов. Естественно, что огромное влияние на постройки оказала архитектура Древней Греции.

Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Он был причислен к семи величайшим чудесам света. Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. Мавзолей представляет собой погребальную камеру на прямоугольном высоком основании, окруженную колоннами. Над ней возвышается ступенчатая пирамида из камня. Она увенчана изображением квадриги. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением «Колизей» перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Дорический ордер

Дорический ордер, воплотивший художественные идеалы суровых и воинственных дорийских племен, получил особенно широкое распро­странение в архаической Греции. Его составные части:   колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблемент, включающий архитрав, фриз и карниз (рис. 32).

Рис. 32. Капитель и антаблемент дориче­ского ордера и его деревянный прототип.

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась не­посредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки.

В частях антаблемента сохранена Конструктивная логика деревянного прототипа дорического ордера.

В эпоху развитой архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки и подъема блоков. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо, скрепляли железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом. Принцип сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной последовательности работ, внедрения в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.

Большинство блоков доставлялось из каменоломен в готовом виде. Некоторые из них, например барабаны колонн, обрабатывали уже после сборки. После завершения кладки внешние поверхности тщательно от­делывали. Стены храмовых целл и фронтоны штукатурили для грунтовки поверхности под окраску. Древние греки любили украшать свои храмы яркой росписью, накладными металлическими деталями, монументальной скульптурой, рельефом. Фронтоны украшались сложными композициями на мифологические сюжеты. Колонны оставались неокрашенными.

Для перевозки блоков, особенно крупных архитравных балок, при­менялась окантовка их деревянными брусьями, образующими форму колеса. При монтаже для подъема блоков в них прорубались петле­образные пазы, в которые закладывались веревки подъемного механизма, использовались клинья-анкеры и другие приспособления.

Дорический ордер архаики отличается грузными формами, тяжело­весными пропорциями, сильно акцентированным сужением колонн под капителью, сочными, пластичными изгибами широкого эхина, наивным реализмом скульптур, несколько условных и статичных. Ведущим архитек­турным типом в это время был периптер.

Древнейшие из сохранившихся дорических сооружений греков — храмы на о. Сицилия (ансамбль в Селинунте, середина VI в. до н. э.) и в Посейдонии на юго-западном берегу Италии (храмы в Пестуме, середина VI в. до н. э.) — земледельческих колониях греков.

Расстановка акцентов античного стиля в современном дизайне

Современный интерьер в духе античности можно подчеркнуть, сделав акцент на характерных элементах этого стиля:

  • колонны и пилястры;
  • состаренная мебель;
  • фрески античной тематики;
  • декоративные элементы.

Напольные вазы, сундуки-аналоги мебельным предметам античности, бюсты известных людей той эпохи — всё это сделает интерьер стильным и похожим на жилища древних римлян и греков.

Декорирование интерьера приемлет использование нескольких или одной напольной вазы выбранной стилистики

Декоративные элементы, применяемые в античном стиле:

  1. Растительные или цветочные имитации — листья, цветы, стебли в виде замысловатых рисунков, инкрустаций или резьбы.
  2. Геометрические изображения (спирали, меандры).
  3. Персонажи мифов в виде сфинксов, мистических львов, невиданных птиц и животных.
  4. Изображения баталий (на потолках, стенах, на фресках).

Если позволяют габариты помещения, то в интерьер античного стиля обязательно помещают величественные статуи, в случае оформления небольших комнат можно использовать бюсты, изображающие известных деятелей той эпохи.

Помещения для таких статуй должны быть довольно вместительными

Текстиль должен быть богатым и натуральным (лён, конопля, шерсть). Обивка мебели, портьеры не терпят синтетических материй. В занавесях желательно применять много складок, драпировок. Роскошными шторами украшают не только оконные проёмы, но и стены, материи можно увидеть и на потолке.

Мебель

Роскошь, богатство или их хорошая имитация — вот что характеризует мебель стиля античности. При этом предметы должны быть практичны и просты. Как правило, мебель изготавливается из ценных пород дерева и инкрустируется золотыми элементами. Стол круглой формы на одной ножке или прямоугольное творение на трёх/четырёх «подпорках» в окружении стульев, кресел, скамеек — типично для античного стиля. Если дизайнеры захотят в точности воспроизвести мебель тех времён, то можно найти мастеров, которые соорудят настоящие клисмос и клинэ.

Клинэ и клисмос в интерьере подчеркнут приверженность к античности

В первом случае это мебель невысокой конструкции с такими элементами:

  • круглая спинка;
  • широко расставленные изогнутые ножки;
  • подставка для ног.

Клинэ представляет собой своеобразный синтез кровати, софы и клисмоса. Интересно, что использовали такую мебель не только для отдыха, но и для приёма пищи в полулежачем положении. Формы всех мебельных предметов обтекаемые и мягкие. Острые углы или сложные геометрические конструкции будут смотреться в античном интерьере неорганично. Найти подходящую мебель можно у антикваров. Если такой возможности нет можно попробовать искусственно состарить современные предметы интерьера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector