Создание японского стиля в ландшафтном дизайне
Содержание:
- Дополнительные дизайнерские решения
- Планировка китайского сада
- Персидские сады
- Хвойные культуры
- Литература
- Философия
- Уличные бонсаи
- Географические характеристики
- Варианты оформления сада от студии Real Gardens
- Китайские традиции и подход к воспитанию детей
- Китайский стиль в ландшафтном дизайне
- Организация сада в восточном стиле
- Всё лишнее убирается
- Китайские парки современности – райские уголки в городах
Дополнительные дизайнерские решения
Архитектура ландшафта — это и большие проемы в стенах, и «лунные ворота», и входная зона с изогнутой крышей, и оригинальные беседки. Каждая деталь привносит в дизайн что-то свое, в котором обязательно читается философский смысл поднебесной.
Китай — это страна с богатым и разнообразным рельефом, который и отражен в ландшафтном дизайне. Повторить его можно и в Москве, и Московской области. Но реализация проекта требует опыта и знаний. Не вся флора восточного государства способна прижиться в нашем климате — дизайнеры подбирают свой уникальный набор растений, который профессионально вплетают в общую картину.
Планировка китайского сада
Основа направления — создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.
Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя ландшафтный дизайн привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.
Персидские сады
Группа, объединяющая различные типы садов в Иране и некоторых других странах мира, выполненные в соответствии с традициями персидского садово-паркового искусства. Основной идеей их создания являлось олицетворение рая на земле – места, где человек мог бы скрыться от мирской суеты, остаться наедине со своими мыслями или провести время за неспешной беседой со своим близким окружением.
Неотъемлемыми характеристиками классического типа персидских садов являются:
– обилие солнечного света и использование специальных эффектов, подчеркивающих его значение;
– применение объектов, обеспечивающих тень и защиту от солнца – шпалеры, стены, перегородки;
– различные водные объекты (природные и искусственно созданные) и системы орошения;
– архитектурные элементы, объединяющие разрозненные, обособленные пространства территории – своды, арки и пр.;
– обилие насаждений – деревьев, кустарников, цветов, декоративных растений.
Примечательно, что в организации подобных ландшафтов могут быть использованы приемы как формального, так и пейзажного стиля.
Самым известнейшим примером традиционного персидского сада является парк при мавзолее-мечети Тадж-Махал, расположенный в Агре (Индия). Несмотря на то, что данный историко-культурный объект находится за пределами Ирана, его организация наглядно демонстрирует основные каноны особого стиля планировки, характерной для персидских садов – т.н. «чарбаг» («чахарбаг»).
Данный стиль оформления ландшафта предусматривает разделение пространства на четыре прямоугольные части, разделенные дорожками или каналами с проточной водой.
Хвойные культуры
В Китае растёт много хвойных растений. Из них строят вечнозелёные ширмы и живые изгороди, создают бонсаи и красивые садовые композиции. Например, к раскидистым лиственницам, елям или высокорослым туям подсаживаются стелющиеся можжевельники. На таком расстоянии, чтобы возникало ощущение единого целого. Для того, чтобы получился шлейф из можжевельника, нужно регулярно укорачивать или удалять ветви, ломающие плавные линии.
Поднебесную украшают композиции из хвойных растений и камней. На небольшом клочке городской земли можно увидеть миниатюрные горные массивы, заросшие хвойными лесами. Иллюзию реальности китайские садовники достигают при помощи секатора и садовых ножниц.
Китайцы научились так формировать хвойные культуры, что они становятся выразительными копиями тех деревьев, что растут на скалах. Сосны на городских скверах — тому подтверждение.
Литература
- Проблемы садово-парковой архитектуры: Сб / Ред. М. П. Коржев; Секция планировки городов союза сов. архитекторов. — М.: Изд-во Всесоюзн. акад. архитектуры, 1936. — 348 с.
- Ванин С. И., Ванина С. Е. Типы садов и парков / С. И. Ванин, С. Е. Ванина; Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова. — Л.: ЛТА, 1947. — 48 с.
- Рубцов Л. И. Садово-парковый ландшафт. — Киев: Изд-во АН УССР, 1956. — 212 с.
- Николаевская З. А. Водоёмы в ландшафте парка / Худ. А. С. Александров. — М.: Госстройиздат, 1963. — 196 с. — 1 300 экз. (в пер.)
- Косаревский И. А. Искусство паркового пейзажа. — М.: Стройиздат, 1977. — 248 с. — 10 000 экз. (обл.)
- Рубцов Л. И. Проектирование садов и парков. — М.: Стройиздат, 1979. — 188 с.
- Ильинская Н. А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. — Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1984. — 152 с. — 8 500 экз.
- Николаевская З. А. Садово-парковый ландшафт. — М.: Стройиздат, 1989. — 344 с. — ISBN 5-274-00591-8.
- Теодоронский В. C. Учитель, перед именем твоим…: к 100-летию С. Н. Палентреер / В. С. Теодоронский // Цветоводство. 2001. № 2. — С. 22. — ISSN 0041-4905.
- Теодоронский В. C. Садово-парковое строительство / Московский государственный университет леса. — М.: Изд-во МГУЛ, 2003. — 336 с. — ISBN 5-8135-0164-9.
- Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-19502-2. (в пер.)
Философия
В садово-парковом искусстве Китая велико этико-философское наполнение. Европейский садовник стремился преобразовать природную среду во что-то иное. В Китае же человек, доводя до совершенства небесные и земные образы, совершенствует самого себя, поэтому сад – диалог культурного и природного начал.Согласно древним китайским представлениям, мир имеет три онтологически равные составляющие: Небо, Землю и Человека.Функция человека наиболее полно реализуется в творчестве, в искусстве. В китайской традиции человек даёт завершение небесной природе: усиливает естественные свойства вещей, придаёт им внятную, символическую форму. Это предполагает фантазию и эксперименты с природными материалами. Например, одним из лучших украшений китайского сада считались «божественные»камни со дна озера Тайху: причудливые валуны с множеством отверстий. Их очертания похожи на священную каллиграфию даосов. «Озёрные» камни не являются природными:каменотёсы делали в них отверстия и опускали в озеро. Через много лет вода стирала следы инструментов и камень воспринимался как дар природы – пример того, как в китайской традиции человек придаёт совершенство продуктам природы.
На китайское искусство сильно влияет иероглифическое мышление. В индоевропейских культурах акт космогенеза начинается словом, а образ в сознании формируется на основе звука. В Китае же образ формируется зрением и развиты виды творчества, связанные с визуальными знаками: каллиграфия, живопись, садово-парковое искусство. Некоторые способы построения ландшафтных композиций заимствованы из живописи, а многие прославленные художники проектировали сады.
Говоря о китайском саде, нельзя не упомянуть фэн-шуй – учение о влиянии энергии ландшафтных форм на человека.
При династии Чжоу большие ритуальные охотничьи угодья для жертвенных и редких животных были атрибутами власти и знаками её священства. Сад представлялся «блаженным» местом – царством вечного довольства и счастья. Сад-рай обладал теми же признаками, что и «райский сад» в литературе Европы: мягким климатом, изобилием воды и пищи, богатой растительностью и фауной. Позднее к мотивам рая добавились мотивы сада-универсума. В царские сады свозили камни, растения и зверей со всех краев света, в них имелись миниатюрные копии реальных озёр, гор и дворцов правителей завоёванных стран Уже при первом императоре Цинь Шихуанди парк стал прообразом Поднебесной: был воссоздан её ландшафт, а император управлял страной, не выходя из парка. Считалось, что модель обладала свойствами оригинала. При династии Хань к социальному смыслу парка добавился эзотерический. Это был период поисков пилюли бессмертия и культа бессмертных небожителей сянь, которые могли помочь найти её. В парках
сооружали «божественные горы» – обители бессмертных, воздвигали их бронзовые статуи. Склоны засевали «волшебными» травами и грибами, на вершинах устанавливали медные зеркала для сбора росы, которой питались небожители. Их привлекали
по закону симпатической магии: подобное тянется к подобному.
Императорские и частные сады развивались во взаимодействии, многие атрибуты царских садов перекочевали в частные: искусственные горы, озёра, камни. Со временем представление о саде как прообразе рая лишилось мифологической значимости и получило чисто художественное воплощение. Сад освободился от необходимости буквальной иллюстрации религиозного идеала, его обустройство стало делом вкуса и воображения, т. е. полноценным искусством.
Уличные бонсаи
Китайские храмы, улицы городов, территории университетов, гостиниц, ресторанов и магазинов украшают бонсаи. Некоторые из них не хуже тех, что выставлены в Пекинском Ботаническом саду. Их никто не ломает, не ворует и не бросает окурки в посадочные ёмкости. Бонсаи попроще создаются ускоренным способом, при котором растение имеет утолщенный ствол, выступающие из почвы корявые корни и сформированную крону. Эти карликовые деревья родила природа, а формой они обязаны садовнику с секатором в руках.
Я сравнивала в Китае эти бонсаи с теми, что растут на нашем участке. Подмосковные березы, сосны, черемухи, липы, сирени, ивы, облепихи и многие другие растения — прекрасный материал для создания садовых бонсаев. В наших условиях деревца-карлики растут и в открытом грунте, и в контейнерах, которые на зиму лучше переносить в защищённое помещение.
Гинкго — идеальный вариант для формирования низкого листопадного деревца. У меня оно растёт в цветочном горшке. Зимует в подвале или на застеклённой лоджии. Ежегодная обрезка позволяет не только сдерживать рост, но и способствует утолщению ствола, формирует крону. Осенью гинкго роняет листву и засыпает до весеннего пробуждения.
Географические характеристики
Территория и расположение
По площади Китай занимает третье место в мире после России и Канады. Расположен он на юго-востоке Азиатского континента, и омывается морями Тихого океана. Это, самое крупное государство Азии, с запада граничит с Казахстаном, Таджикистаном, Афганистаном и Кореей. На юге соседи Китая Индия, Пакистан, Бирма (Мьянма), Непал, Лаос, Вьетнам и Корея. Самая протяжённая линия границы Китая с Россией, её длинная восточная часть протянулась от Тихого океана до Монгольско-Китайской границы, а затем совсем небольшая западная (всего 50 км) часть от Монголии до Казахстанско-Китайской границы. Морские границы КНР делит с Японией. Общая площадь государства составляет 9598 тысяч квадратных километров.
Население
Имея такую обширную территорию, Китай населён множеством народностей и этнических групп, которые формируют единую нацию. Самой многочисленной национальностью являются «хань», так сами себя называются китайцы, остальные группы составляют 7% от общего числа населения страны. Таких этнических групп в Китае 56, среди них самые заметные — уйгуры, киргизы, дауры, монголы, все они относятся к тюркской языковой группе. Среди китайцев-хань также существует деление на южных и северных, которое прослеживается по наречиям и диалекту. Надо отдать должное государственной политике государства, которая приводит к постепенному стиранию национальных различий. Общая численность населения Китая составляет около 1,3 миллиарда человек, и это без учёта этнических китайцев проживающих в разных странах мира. По оценке социологов, китайцы составляют четверть всего населения Земли.
Варианты оформления сада от студии Real Gardens
Японский сад
Ландшафтный дизайн в стиле японского сада представляет собой олицетворение спокойствия и умиротворения. Атмосфера территории, оформленной таким образом, располагает к созерцанию красоты природы, философским мыслям и раздумьям в тишине. Каждая деталь наполняется собственным внутренним смыслом.
Центральным элементом японского ландшафтного дизайна выступают композиции из камней, расположенных определенным образом, а также дорожки, имитирующие волны. Растения тоже должны подчеркивать общее предназначение миниатюрного сада
Для этой цели используются деревья и кустарники, ярко реагирующие на смену сезонов и акцентирующие внимание на данном природном явлении. Лучше всего для этого подходят азалия, камелия, слива, японская сосна и, конечно же, бонсай
Французский сад
Ландшафтный дизайн сада в французском стиле характеризуется прямыми четкими линиями и формами, торжественностью и величием. Его отличительными чертами являются:
- Прямые дорожки;
- Аллеи из симметрично посаженных и ровно подстриженных кустарников и деревьев;
- Водоемы с геометрически правильными формами.
Чаще всего ландшафтный дизайн французского сада дополняется фонтанами, небольшими каналами, скульптурами, а также стенами, сформированными из граба.
Английский сад
Садовый ландшафтный дизайн в английском стиле отличается лаконичностью, естественностью и простотой. Все элементы и детали оформления должны гармонично вписываться в первозданный пейзаж. Ровные зеленые лужайки в таких садах дополняются одиноко стоящими большими деревьями либо небольшими композициями из них. Чаще всего для этой цели используют дуб, бук и граб.
Нередко в английском саду можно встретить водоемы и естественные ручьи. Также традиционным считается создание живой изгороди или пашни. Обязательным элементом композиции является укромный уголок со скамейкой или тихая зона отдыха с беседкой.
Сад в сельском стиле
Ландшафтный дизайн садового участка в сельском стиле иногда называют дачным. Он характеризуется использованием натуральных природных материалов и довольно простых неброских растений. На такой территории можно встретить разнообразие многолетников и однолетников. Пестрый беспорядок подчиняется заранее продуманному дизайнерскому замыслу, но иногда он получается вследствие того, что растения размножаются самосевом. Форма ландшафта корректируется минимальными изменениями в виде дорожек из обычного камня.
Разновидностью сельского сада является ландшафтный дизайн участка в стиле кантри. Данный вариант отличается использованием местных культур в цветниках, посадкой плодовых деревьев и кустарников, а также декорированием пейзажа подручными средствами.
Сад в стиле модерн
Для ландшафтного дизайна сада в стиле модерн характерны плавность линий планировки, ярко выраженная индивидуальность, разнообразие форм и символичность. Часто при создании подобных проектов дизайнеры используют каркасные и монолитные конструкции, выполненные из современных материалов, например, металла или пластика. Конечно же, встречаются и элементы из камня и мрамора.
Ландшафтный дизайн в стиле модерн отличается изящностью и непредсказуемостью. Такие сады украшаются дорожками, мощенными брусчаткой, тротуарной плиткой или природным камнем. В них зачастую устанавливаются террасы, или добавляют бассейн в ландшафтный дизайн. Обычно в подобных садах мало растений, но их размещение очень тщательно продумывается. Предпочтение отдают местным породам деревьев, для средней полосы таковыми выступают береза, липа, ива и ясень.
Китайские традиции и подход к воспитанию детей
Детский сад в Китае считается своего рода средством от эгоизма, ведь в работе с малышами преобладают коллективные формы занятий. Как результат укрепляется чувство взаимопомощи и дружбы, делается упор на развитие коллективизма.
В детских группах поддерживается порядок и строгая дисциплина. Не допускаются драки, ссоры и непослушание. Плюс принятых в КНР методов воспитания в том, что, исправляя конфликтную ситуацию, воспитатели всегда общаются с детьми спокойно и сдержанно. Наставление ни в коем случае не включает в себя жестокость в наказании.
В Китае ценятся и с детства прививаются такие качества, как:
- трудолюбие;
- настойчивость;
- сочувствие к другим;
- уважение к старшим.
В детских садах не поощряется лень и пустое времяпровождение. Детям ясно дают понять, что от них ожидается, а чего следует избегать. В доступной форме они обучаются тому, что послушание всегда поощряется, а непослушание осуждается.
В садике детей разными способами готовят к начальной школе. Иногда выдают малышам одинаковую форму и рюкзаки, что также прививает чувство принадлежности к коллективу.
В рамках дошкольного обучения детей учат культурным особенностям страны, ее истории и традициям. Учат находить решения в повседневных конфликтных ситуациях, развивают любовь к труду и природе, воспитывают ответственность и самостоятельность.
Китайский стиль в ландшафтном дизайне
История развития садов в Поднебесной уходит в глубину веков. Ещё в 200-х гг до н. э. во времена правления первого императора династии Цинь был создан императорский парк. Здесь, кроме китайской флоры и фауны, были изготовлены миниатюрные копии озёр, гор, ландшафтных особенностей завоёванных стран.
Парк-универсум наполнялся растениями и животными со всех доступных китайцам в то время уголков. К V-VI веку парки и сады были разбиты повсеместно — в домах учёных, чиновников, солдат и поэтов, купцов и простолюдинов. Одна из традиций, дошедших до наших времён, — это сочетание камня и воды, ассоциирующиеся с Мировым океаном и Мировыми горами.
Знаете ли вы? Одна из популярных достопримечательностей Пекина— парк Бейхай. Туристов поражает огромная территория, оформленная на основе легенд об Острове бессмертных даосов, а также императорская кухня, где готовят по рецептам династии Цинь.
Правила оформления
В классическом стиле территория разбита на обособленные зоны с разным наполнением. Из одного уголка открывался вид на следующий участок. Приём «экрана», т.е. отсутствие возможности охватить всю картину, создаёт впечатление пространства без границ. А в прошлом древние китайцы применяли это в качестве защиты от злых духов.
Основной акцент — вода и камни, деревья, цветы и кустарники чаще всего растут естественным путём, изредка подвергаясь вмешательству человека. Обрезку проводят по необходимости, а не для придания определённых контуров.
Первое правило планировки — все детали должны быть расположены согласно фэн-шуй:
- Юг — территория любви и эмоционального подъёма. Обязательно наличие элементов огненной стихии (фонари, особенно красного цвета).
- Север — карьера, рабочие идеи и проекты. Акцент на воду, камни, присутствие тёмных красок.
- Восточная зона олицетворяет науку, размышления и познание нового. Упор делается на растения и деревянные элементы, на зелёный цвет.
- Запад — дружественные встречи, тёплые посиделки. Здесь должны присутствовать беседки, предметы из металла, светлые, белые тона.
Все дорожки меж зонами и ведущие к дому делают извилистыми, с искривлениями, что позволяет устранять враждебную энергию. Материал для дорожек — гравий, камень, плитка.
Важно! Согласно китайской философии, движение энергии в пространстве серпантинное. Поэтому прямые линии не допускаются, они несут негатив.
Основные элементы
Основные детали сада:
Декоративные каменные стены внутри сада служат опорой для растений, дополняют композицию. С практической стороны — разграничивают пространство.
Лунные врата. Проём или арка в рост человека открывают взору соседний пейзаж. Может быть выполнена из металла с ажурным узором, камня или дерева.
Камни. В идеале желательно найти валуны, обточенные водой в течение многих лет, неправильной округлой, овальной формы, приветствуются отверстия. Их располагают как одиночно, так и группой.
Вода. Мини-озеро, пруд, ручей, водопад — приветствуется всё
Важно наличие и стоячей воды, и движущейся. Прекрасно, если есть небольшие рыбки и водные растения
Мосты
Размеры и формы любые: на 1-2 шага, прямые, изогнутые. Материал для изготовления — камень и дерево.
Беседки или павильоны. С причудливой изогнутой крышей, без стен, их могут заменить прозрачные или полупрозрачные занавески. Обычно, в центре водоёма или на берегу.
Бонсэки — каменный сад. Композиция расположена на большом поддоне с песком или мелким гравием. Из природных материалов (камня, песка, дерева, птичьего пуха и перьев) создают мини-пейзаж, например, горную вершину в облаках.
Китайские фонарики. Изготовлены из металла, стекла, дерева, плотной бумаги. На гранях изображены иероглифы, основной цвет — традиционно красный.
Ворота входа. В форме прямоугольника, дополняются узорчатой крышей, окрашены в коричневый или красный цвета.
Скульптура льва из камня. Обязательно пара, располагаются у входных ворот. Их функция — защищать владельца от негативной энергии.
В комплексе много разных предметов интерьера, скульптур и ландшафтных композиций.
Выбор растений
В китайском саду обязательно должны быть бамбук — символ стойкости, сосна — олицетворение долголетия. Среди других растений важны и цветы, и плодовые деревья, такие как персик или слива, несущие радость.
Ознакомьтесь
Тюльпаны и нарциссы в ландшафтном дизайне
Подходящие представители флоры:
- жасмин;
- роза;
- тюльпан;
- ива;
- пихта;
- магнолия;
- флокс;
- ирис;
- кувшинка;
- лотос.
Организация сада в восточном стиле
История китайского сада уходит в самую древность, когда правители и знать собирались на лоне природы, обсуждали государственные дела и просто общались и отдыхали. Такие сады обустраивали на естественном ландшафте, используя все особенности географических зон. Принцип такого подхода несут в себе сегодня национальные парки, монастырские и императорские сады. Сад всегда создается человеком не только для собирания в нем плодов, но и для отдыха.
В древнем Китае сады организовывались для человека, чтобы он мог полностью слиться с природой, ощутить себя ее частью, ее проявлением. Многие достигали этого с помощью общения с природой, медитаций.
При создании китайского сада пользуются тремя основополагающими принципами:
- Сад является воплощением природы, поэтому неожиданность и спонтанность должны преобладать над организованностью и геометричностью форм. Работая над созданием садового уголка, хозяин старается воплотить в нем как можно больше элементов маленькой Вселенной.
- Иллюзии замкнутого мира и свернутого пространства создаются извилистыми тропками и мостиками, благодаря которым человек идет к пункту назначения дольше обычного.
- На гармонию воздействуют две стихии: мужская (янь) и женская (инь). Камень олицетворяет мужскую стихию, а вода – женскую. Поэтому камни и вода являются обязательными элементами сада в китайском стиле.
Символизм воды и камня в дизайне
Вода является постоянной спутницей жизни каждого китайца, неотъемлемой частью быта. Вода и люди в Китае неразделимы. Лавочки и беседки чаще всего располагались около воды. Крыши чайных домиков устраивались особым образом, чтобы дождевая вода струилась вниз, как водопад. Шум воды успокаивает и умиротворяет, создает внутреннюю гармонию. В середине садового пространства обязательно был пруд с карпами. Два качества воды ценят китайцы — покой и движение. Озеро и стоячий водоем олицетворяют первое качество, текучесть и падение можно увидеть у речки, ручья и водопада.
Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. Камнем в китайском саду уравновешиваются стихии воды и дерева. В китайских садовых традициях камень считается чистой энергией неба и земли, поэтому он в саду занимает одно из значимых мест.
Важно иметь в саду хотя бы один большой и красивый камень и расположить его на подставке или включить в композицию. Могут использоваться композиции из камней самых разных размеров, цветов и фактуры
Другие элементы пейзажа
В китайском саду всегда должны присутствовать разнообразные растения. Состоятельные владельцы могут себе позволить красивоцветущие, декоративно-лиственные и вечнозеленые деревья и кустарники, хвойные растения. Между ними в обязательном порядке могут быть плодовые деревья и лекарственные травы.
Однако есть растения, ставшие символами сада, и без них нельзя обойтись. Прежде всего, это хвойные, которые олицетворяют благородство и долголетие. Китайский сад должен обязательно обладать «деревьями счастья» персик, яблоня, слива, тополь и другие.
Розы должны быть на особом положении. Неотъемлемой частью дизайна являются травянистые растения, в частности, флоксы, ноготки и другие. Они выставляются в горшках или высаживаются в землю. Большое значение в дизайне стиля по-китайски имеют мостики через водоемы и пруды. Они могут быть горбатыми, шаговыми, волнистыми и из разного материала: дерева, камня, бамбука.
Проемам, воротам и проходам в дизайне садов уделяется также немалое внимание. Они бывают:
- овальные;
- круглые;
- шестигранные;
- восьмиугольные.
Вначале эти окна в стенах выполняли роль, согласно восточной философии, окон в мир. Иногда они были просто нарисованными на стенах домов, чтобы нельзя было наблюдать внутреннюю жизнь хозяев. С годами эта связь, наоборот, стала подчеркиваться, и сейчас элементы используются как часть стены, через которую можно видеть какой-либо живописный уголок в садовой зоне. Традиционным атрибутом садового дизайна являются входные ворота, имеющие крышу и символическую надпись. Им не нужны стены или ограды, так как они сами по себе являются символом входа.
Всё лишнее убирается
Каждый раз после Китая я выхожу в свой подмосковный сад с секатором в руках. Так заразителен пример удаления всего лишнего, создающего хаос и беспорядок! Китайцы не позволяют деревьям и кустам загущаться. Они удаляют лишние побеги и поросль, оставляют только самые выразительные ветви.
Декоративно смотрится куст, состоящий всего из трёх-пяти зрелых ветвей, направленных в разные стороны. Иногда они почти касаются земли или имеют изогнутую форму.
Цветущие кустарники и деревья в «китайском исполнении» сильно выигрывают. Более красивой форзиции, декоративного миндаля и сливы трёхлопастной я не видела. Подчёркивается красота ухоженного цветущего растениях, у которого нет ни одной сухой веточки.
А как хороши магнолии! Эти деревья формируются так, чтобы в период цветения человек видел перед собой бело-розовое облако цветков. Для этого на дереве оставляют только те ветви, которые необходимы для создания его формы. Остальные регулярно удаляются. Аналогичным образом оформляются и другие цветущие кустарники.
Китайские парки современности – райские уголки в городах
Профессия садовника в Китае уходит своими корнями еще в дохристианскую эпоху, поэтому, активно строить парки продолжают и сейчас, даже в мегаполисах. Городские парки начали активно строиться после того, как Китай стал Народной Республикой. Многие городские парки сохранили свою приверженность к древним традициям в китайском ландшафтном дизайне и архитектуре. Некоторые парки сочетают в себе древность и современность. Есть и такие китайские сады и парки, которые принципиально обустроены с исключением особенностей азиатской культуры.
Парк Дагуаньюань
Самые знаменитые парки, наглядно демонстрирующие традиции современного паркового строительства, это парки «Дагуаньюань» («Парк Большого Вида»). Парки носят одинаковое название, но находятся в двух разных городах: Шанхае и Пекине. Они представляют собой иллюстрацию к знаменитому шедевру китайской литературы восьмого века «Сон в Красном Тереме». Ландшафт садов воссоздает местность, описанную в произведении. Для большей достоверности и точности воспроизведения к строительству парка привлекались не только архитекторы и дизайнеры, но и историки, литературоведы.
Современный парк «Хэхуачи» (Лотосовый Пруд) построен на основе водоема, поэтому вода занимает две трети площади всего парка. В этом парке отдыхают почти все жители, так как он расположен в самом центре города. Восточная Венеция привлекает туристов со всего мира. В парке есть множество цветущей растительности, а также тополя, ивы, сосны, кедры. Все беседки расположены на берегах водоемов, чтобы посетители могли любоваться цветущими лотосами.