Бранкузи, константин

Animal Nature

Brancusi’s focus on abstract subject matter and formalist material qualities found heightened expression in several sculptures he made of animals in the 1920s. The most famous of his animal forms was called Bird in Space. A form he returned to over and over for many years, it was not intended to represent an actual bird, but was instead evocative of a bird’s wing, and intended to suggest the essence of flight.

Another of Brancusi’s animal sculptures, called Fish, almost appears at first to be figurative, as the top element appears to mimic the shape of a fish. But the form is pared down to a thin sliver. And the thin metal form is only one element of the entire piece. Brancusi made this sculpture so that the piece would serve as its own base. Rather than sitting upon a platform, Fish supports itself. Seen in context with its entire form, therefore, Fish becomes more symbolic. The fish-shaped metal element sits upon a mirrored plate, which rests upon a carved wooden form resembling a chalice. In the heart of the chalice is an opening reminiscent of an egg. Taken as a whole, the wafer thin form atop a plate atop a chalice evokes a communion service, an almost overt reference to Christian mythology.

Constantin Brancusi — Bird in Space, Marble, 56 3/4 x 6 1/2 in (Left) and Fish, Bronze, metal and wood, 934 x 502 x 502 mm (Right), Art Resource, NY / Artists Rights Society (ARS), NY / ADAGP, Paris

Бранкузи и Сати

Бранкузи, Роше и Сати. Игра в гольф, Фонтенбло (1923 год)

Придя во время войны в Париж пешком из своей родной Румынии, уже сорокалетний скульптор Бранкузи поселился в тупике Ронсен, на самой окраине Монпарнаса, где и жил на протяжении тридцати пяти лет «как простой румынский фермер на своей румынской ферме». Его мастерская своим брутальным интерьером очень напоминала доисторический пейзаж:

Первые пять лет парижской жизни Бранкузи были освещены особенной и неровной дружбой с эксцентричным французским композитором, Эриком Сати, который был старше ровно на десять лет. Писатель и переводчик Анри-Пьер Роше привёл его в ателье Константина Бранкузи ноябрьским вечером 1919 года вместе с Марселем Дюшаном. Потом Сати частенько сюда возвращался сам. После обеда Бранкузи играл для него на скрипке, временами передавая её в руки молодому музыканту Марселю Михаловичи. По словам Роше,

К.Бранкузи, «Сократ» (1922 год, фото Бранкузи)

Параллели между творческим лицом и характером Бранкузи и Сати напрашивались сами собой даже у тех, кто не был с ними знаком или не подозревал об их дружбе. Так, известный французский критик и музыковед Анри Колле, в своей программной и ставшей исторической статье, посвящённой манифесту французской «Шестёрки», писал только о композиторе Эрике Сати и имел в виду только его музыкальное творчество. Однако, сам не подозревая о том, Анри Колле всего в двух словах нарисовал под видом Сати точный портрет Константина Бранкузи:

Несколько фотографий, сделанных в Фонтенбло во время игры в гольф в 1923, запечатлели Сати как всегда непричастным и только следящим за игрой. Бранкузи также много фотографировал Сати в своём ателье, не без сложностей, потому что Сати, как всегда, настолько сильно смешил его, что трясся фотоаппарат. Несмотря на это фотографии получились настолько удачными, что Сати с благодарностью использовал одну из них для рекламной открытки своего издателя Руара, а также сам заказал большой тираж крупного формата, предназначенный в качестве сувенира для своих лучших друзей.

Бранкузи с радостью посещал все концерты и спектакли Сати, происходившие в 1920—1924 годах, просил всегда звать его и очень обижался, если по какой-то причине ему не доставалось билета. Под прямым впечатлением симфонической драмы «Сократ» Эрика Сати (1920), Бранкузи создал скульптуры Платона, Сократа и многочисленные варианты «Чаши Сократа» из сухого дерева (1922), которые входят в число его лучших и известнейших творений. Все эти скульптуры носят на себе негласное посвящение Эрику Сати, аркёйскому Сократу. Со своей стороны и Сати говорил Роберу Каби, что нашёл в знаменитой «Колонне без конца» Бранкузи ключ к опере «Поль & Виргиния», которую он начал писать в 1921 году.

25 февраля 1920 года Эрик Сати вместе с многочисленными представителями артистической общественности Монпарнаса подписал петицию протеста против запрещения Бранкузи выставлять свой «Портрет принцессы Мари Бонапарт» (или «Княгини Х», как она иногда называлась) в Салоне Индепендент под предлогом, что эта бронзовая скульптура вызывает прямые ассоциации с фаллосом. Примерно этим же временем датируется заявление, написанное Сати с целью ускорить процесс прохождения «таможенных» формальностей птицы из белого мрамора Бранкузи, возвратившейся из США и застрявшей где-то на границе. Кроме того, Эрик Сати охотно оказывал помощь своему карпатскому другу всякий раз, когда тому было нужно совладать с французским языком.

Последние полгода, когда смертельно больной Сати лежал в больнице, Бранкузи регулярно навещал его, принося с собой даже сваренный собственноручно куриный бульон. Он был глубоко потрясён смертью друга. Его верные ассистенты по скульптурной мастерской Александр Истрати и Наталия Думитреско рассказывали, что им иногда приходилось слышать раздававшееся из его комнаты бормотание: «Сати, Сати, почему ты больше не здесь?»

Бранкузи также хотел поставить надгробный памятник Эрику Сати или, по крайней мере, сделать барельеф на могиле, как он сделал это для Анри Руссо Таможенника. Размолвка с родным братом композитора, Конрадом, человеком тяжёлого, мизантропического характера (и единственным наследником Сати), помешала ему воплотить этот проект в жизнь. Многие из трагически утерянных позднее рисунков Эрика Сати дошли до нас благодаря фотографическим копиям, которые Бранкузи успел сделать с них в первый год после смерти «композитора музыки».

Биография

Константин Бранкузи родился в 1876 году в румынском селе Хобица в патриархальной крестьянской семье, в которой рос среди пяти братьев. Едва окончив начальную школу, ради пополнения скудного семейного заработка нанялся посыльным к купцу-гончару, торговавшему бочками и скобяным товаром. Именно в эти годы Константин в свободное время начал понемногу вырезать перочинным ножиком фигурки из дерева и учиться лепить из глины. Благодаря счастливой случайности, Константину удалось поступить и даже закончить художественную школу в Крайове. Затем он ушёл в Бухарест, где в 1898—1902 годах брал уроки в Школе изящных искусств.

В двадцать пять лет, доведённый до отчаяния нищетой, отсутствием интереса к своему творчеству и особенно грубыми нравами соотечественников, Константин Бранкузи был вынужден покинуть родину. В 1902 году он, как настоящий крестьянский сын, уходит пешком с одной котомкой за плечами сначала в Мюнхен, а спустя ещё два года — в Париж (1904), где снова поступает в Школу изящных искусств (1904—1907). Два месяца он был ассистентом в мастерской Родена, но ушёл оттуда, сказав, что «под большим деревом ничего не вырастет».

Значительную часть жизни (до 1939 года) Константин Бранкузи жил и работал в Париже, где и получил всемирную известность под «офранцуженной» фамилией Бранкузи́. Однако Бранкузи за все 35 лет пребывания в Париже так полностью и не ассимилировался. Он неизменно поддерживал своих соотечественников, давал им работу, общался с ними и всячески помогал им устроиться в Париже. Широкий круг его друзей и приятелей состоял из множества художников-авангардистов, а также музыкантов, скульпторов и всяких прочих приятных ему людей румынского происхождения.

Отдельное очень важное место в жизни и творчестве Константина Бранкузи французского периода занимал композитор-авангардист Эрик Сати, дружба с которым (в 1919—1925 годах) помогла Бранкузи окончательно освоиться во Франции и в значительной степени изменила его мироощущение. Перед самым началом войны с нацистской Германией, словно почувствовав опасность каким-то крестьянским чутьём, Бранкузи переселился из Парижа в США, поначалу — в Нью-Йорк, где был уже очень давно известен

С 1910-х годов его работы участвовали во многих выставках, были куплены частными собраниями, а также главными национальными галереями.

Большую часть своей жизни Константин Бранкузи был очень одинок. Обладая ярким, эксцентричным характером, он очень медленно и трудно привязывался к людям и ещё более тяжело пытался привыкнуть к их отсутствию. Несмотря на видимую общительность и отзывчивость к чужой беде, он очень редко подпускал людей к близкому, душевному общению. Одним из таких настоящих друзей Бранкузи был Эрик Сати, о котором отдельно сказано ниже. Несмотря на то, что Константин Бранкузи всюду сохранял свою национальную идентичность и крайнюю самобытность, французы считали его своим и называли «наш Бранкузи», точно так же и в Соединённых Штатах принимали его за «своего», стопроцентного американца.

Умер Константин Бранкузи глубоким стариком, в возрасте 81 года, похоронен на парижском кладбище Монпарнас.

За год до смерти, в 1956-м, Бранкузи завещал свою студию со всем её содержимым Французской Республике с условием последующей её музеефикации.

В культурном Центре «Помпиду» с самого начала его существования есть отдельная «комната Бранкузи».

В 1990 году Константин Бранкузи был посмертно избран членом Румынской академии.

The Essence of Things

Upon arriving in Paris in 1904, Brancusi found himself in the center of a whirlwind of Modernist thought. He enthusiastically continued his studies in sculpture and within a couple of years found himself working as an assistant in the studio of one of the top sculptors of the age, Auguste Rodin. But after only a month working for Rodin, Brancusi left to focus on his own practice. One of the first sculptures Brancusi made on his own, in 1907, he named The Kiss, an apparent comment on Rodin’s famous sculpture of the same name made in 1889. Comparing the two works side by side demonstrates the vast difference between Brancusi’s vision and that of his brief mentor.

Aside from the obvious aesthetic divide, other profound differences separated the work of Brancusi and Rodin. Most importantly was the way each artist sought to express the true character of a subject. Rodin tended to over accentuate the muscularity of his subjects in order to communicate the power and spirit of their inner character. Brancusi took the search for the spirit of his subjects in a different direction, rejecting realistic form altogether in search of an abstracted form that could communicate what he called “the inner hidden reality.”

Another fundamental difference between the work of Rodin and Brancusi was in their method of creating. Rodin had pioneered a method of industrial scale production in order to create his monumental works in metal. He began a work by sculpting it in clay then employed a team of assistants to help him cast the final form out of metal or carve it out of marble. In direct opposition to that practice, Brancusi opted to make his sculptures by hand, carving them himself out of wood or stone, or casting them himself out of metal. The physicality of this method combined with the abstracted appearance of Brancusi’s sculptures helped establish the early Modernist focus on the importance of the artist’s hand and of the expression of a personal artistic vision.

Rodin — The Kiss, circa 1882. Marble. 181.5 cm × 112.5 cm × 117 cm (71.5 in × 44.3 in × 46 in), Musee Rodin (Left) and Brancusi — The Kiss, 1907, Constantin Brancusi / Artists Rights Society (ARS), NY / ADAGP, Paris

Brancusi’s Contemporary Influence

By following his own ideas through to their conclusions, Brancusi created an aesthetic of surface and materiality that influenced movements as distant as Minimalism. His naturalistic carvings were some of the earliest examples of the biomorphic style embraced by artists such as Barbara Hepworth. His mixture of Modernism, myth and primitivism was a predecessor of neo-primitive movements like Lyrical Abstraction and Abstract Expressionism.

But aside from being an aesthetic pioneer in the realm of abstraction, Brancusi was a leader in mindset. He believed in his own ideas. Consider Brancusi’s most famous student, Isamu Noguchi. Prior to meeting Brancusi, Noguchi was ridiculed by his former teacher, the figurative sculptor Gutzon Borglum, famous as the creator of Mt. Rushmore. Borglum said Noguchi had no talent. Years later while traveling in Paris Noguchi took a position as Brancusi’s assistant. There, he received the encouragement that inspired his own journey as a Modernist master. This was Brancusi’s most important influence on the history of Modernist sculpture: His fierce dedication to the power and potential of an artist’s individual vision.

Accomplishments

  • Explaining that «The artist should know how to dig out the being that is within matter,» Brancusi sought to create sculptures that conveyed the true essence of his subjects, be they animals, people, or objects by concentrating on highly simplified forms free from ornamentation. While many regarded his art as abstract, the artist disagreed; he insisted on the representational nature of his works, asserting that they disclosed a fundamental, often concealed, reality.
  • Brancusi’s work was largely fueled by myths, folklore, and «primitive» cultures. These traditional, old-world sources of inspiration formed a unique contrast to the often sleek appearance of his works, resulting in a distinctive blend of modernity and timelessness.
  • The materials Brancusi used — primarily marble, stone, bronze, wood, and metal — guided the specific forms he produced. He paid close attention to his mediums, meticulously polishing pieces for days to achieve a gleam that suggested infinite continuity into the surrounding space — «as though they proceeded out from the mass into some perfect and complete existence.»

Торс молодого человека. Гипс, 1923

Глядя на этот «Торс», сложно отделаться от ассоциаций со скандальной картиной «Происхождение мира» Густава Курбе, в XIX веке наделавшей много шума и заставившей покраснеть не одного любителя искусства. Как и Курбе, впервые показавший миру, что изображение обнаженного тела можно кадрировать, Бранкузи изображает торс юноши без головы и рук — только торс и бедра.

В скульптурах Бранкузи вообще много озорства — чего только стоит одиозный «Портрет княгини Бибеску» (1916). Эту скульптуру, вообще-то довольно безобидную, несколько раз арестовывало министерство культуры Франции, а ее автору пришлось отвечать за нее в суде. Все дело в том, что при взгляде на «Портрет княгини Бибеску» под определенным углом и издалека создавалось впечатление, что скульптор изобразил фаллос. За фрейдистскую скульптуру вступились видные французские деятели культуры того времени — среди них был композитор Эрик Сати, один из немногих близких друзей Бранкузи. Со временем общественность успокоилась, и сегодня эту работу можно увидеть совершенно свободно. Увидят ее и посетители «Мультимедиа-арт-музея» — в виде фотографий и киносъемок, созданных самим Бранкузи в своей мастерской.

Bibliography

  • Tom Sandqvist, Dada East – The Romanians of Cabaret Voltaire, MIT Press, 2006, ISBN 0-262-19507-0
  • Adams, Laura S. A History of Western Art. 4th ed. New York: McGraw–Hill, 2005.
  • Cristea, Simion Doru. “O escultor Constantin Brâncusi e a consistência paremiológica da sua arte / The Sculptor Constantin Brâncusi and the Paremiological Consistence of His Art.” Proceedings of the Twelfth Interdisciplinary Colloquium on Proverbs, 4th to 11th November 2018, at Tavira, Portugal. Eds. Rui J.B. Soares and Outi Lauhakangas. Tavira: Tipografia Tavirense, 2019. 252-282. With 7 illustrations.*Richler, Martha. National Gallery of Art, Washington: A World of Art. London: Scala Books, 1998.
  • Varia, Radu. Brancusi. New York: Rizzoli, 1986.

Маршрут 1: со звездами

Цель Увидеть работы самых важных авторов, которые в ближайшее время станут классиками или уже ими стали.

«Заоблачные леса»Новая Третьяковка, с 19 сентября по 18 января

Главные звезды основного проекта — барочная роскошь во плоти, пара и соавторы с 2001 до 2015 года Мэтью Барни и Бьорк. Образы Барни и Бьорк для видео, перформансов и сцены — смесь мифологии и больного воображения… проще найти в гугле, чем описать.

Нам показывают Björk Digital — шесть музыкальных VR-видео к альбому Vulnicura (2014) — и интерактивную инсталляцию, которая выходила как приложение к альбому «Biophilia» (2011). В Björk Digital певица, то ли хтоническая богиня, то ли переживающая личную драму женщина, странно двигается и поет на фоне какой-то плазмы и величественных красот Исландии. Если любите музыку Бьорк, вам понравится. Сюрприз: есть шанс, что она приедет в ноябре.

Новая серия «Космическая охота» Мэтью Барни — самые дорогие работы основного проекта. Для мастера физиологических метафор и вазелиновых скульптур абстрактные изображения галактик с трудночитаемыми силуэтами волков — высказывание нейтральное, но все равно эффектное.

Пьер Юиг, титулованный автор, делающий упор на взаимодействие со зрителем, представлен постапокалиптическим видео 2014 года «Человеческая маска». Обезьяна в маске женщины исполняет заученные движения официантки где-то близ Фукусимы. 

Датско-исландский маг Олафур Элиассон «повелевает» стихиями. Он использует туман, радуги и водопады как материал инсталляций. В созданных для Москвы работах Элиассон «задействует оптические приборы для усиления светового сигнала, предназначенные для маяков». Что в реальности, безусловно, занимательнее, чем в описании.

Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра ПомпидуМультимедиа Арт Музей, с 16 сентября по 12 ноября

Иллюстрация: Константин Бранкузи. Спящая муза. 1910. Полированная бронза. 16×27,3×18,5 см. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963. Инвентарный номер: AM 1374 S. Собрание: Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества  Наследство Бранкузи — все права защищены (Adagp), 2017 Фотография Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

Константин Бранкузи — и звезда, и главный классик биеннале. Он справедливо занимает место первооткрывателя обтекаемого нечто, называемого современной скульптурой. Без Бранкузи не представить ни ведущих современных авторов типа Аниша Капура, ни приличные торговые центры, украшенные ненавязчивыми абстрактными скульптурами. При этом, как и все великое, идеи Бранкузи вечны. Пластические приемы он заимствовал из архаики. Дополнительный повод посетить выставку — обычно Центр Помпиду не вывозит работы Бранкузи, но для Москвы сделал исключение.

Echoes of Primitive Art

Brancusi’s first version of «The Kiss,» completed in 1908, is notable for a significant break from the work of Auguste Rodin. The two figures embracing each other are highly simplified, and they fit into a suggested cube-like space. Although it would not become the main thrust of his work, many observers see Brancusi’s «The Kiss» as an early form of cubism. As with other works, the artist created many more versions of «The Kiss» throughout his career. Each version simplified the lines and surfaces more and more to move closer and closer to abstraction.

«The Kiss» (1916).
Francis Miller / Getty Images

«The Kiss» also echoes the materials and composition of ancient Assyrian and Egyptian art. The piece is perhaps the best representation of Brancusi’s fascination with primitive sculpture, which followed him throughout his career.

Late in his active career, Brancusi explored Romanian mythology and folklore with wood carvings. His 1914 work «The Sorceress» is carved from a tree trunk at the point where three branches met. He drew inspiration for the subject matter from a tale about a flying witch.

Maturity of His Art

By 1910 Brancusi’s art took on the characteristics which were to revitalize sculpture. He worked in stone, wood, and bronze, perfecting his rendition of earlier themes, such as the portrait (Mademoiselle Pogany series, 1912-1933), the bird (Magic Bird cycle, 1912-1915; Bird in Space cycle, 1919-1940), the fish (Fish cycle, 1922-1930), and the column (Endless Column series, 1918-1937). In these works he projected his own rich inner life, at times haunted by fantasies of Romanian mythology, bypassing the intermediate representation of the human figure. Sculptures such as The Witch (1916) and The Chimera (1918) are sensitive incarnations of that sentiment which had given rise to Brancusi’s native folklore. Brancusi’s aim in his mature work was to reveal the crystalline structure of organic forms and to bring out the autonomous life of inorganic matter inherent in the very consistency of stone, metal, and wood.

Brancusi’s Parisian studio was crowded with Romanian folk art. He led a simple life, similar to that of the peasants in his native province, which he never forgot, no matter how integrated he was in the French artistic movement. He was very successful and received numerous commissions. To honor the Romanian soldiers of World War I, Brancusi erected a monumental ensemble at Târgu-Jiu near his birthplace, which consists of the Endless Column in steel and the Gate of the Heroes and the Table of Silence with 12 chairs in stone (1937-1938). The structural and decorative elements of the monument were derived from the simple architecture and furniture of the Romanian peasants.

Brancusi died in Paris on March 16, 1957.

Примечания

  1. Eric Shanes. Constantin Brancusi. — Abbeville Press, 1989. — P. 12. — 128 p. — ISBN 9780896599246.
  2. . academiaromana.ro. Дата обращения 5 апреля 2019.
  3. Eric Satie. Correspondance presque complete. — Paris: Fayard / Imec,, 2000. — Т. 1. — С. 700—701. — 1260 с. — 10 000 экз. — ISBN 2 213 60674 9.
  4. Жан Кокто. «Петух и Арлекин». — М.: «Прест», 2000. — С. 113. — 224 с. — 500 экз.
  5. Ornella Volta. Erik Satie. — второе. — Paris: Hazan, 1997. — С. 103. — 200 с. — 10 000 экз. — ISBN 2-85025-564-5.
  6. Эрик Сати, Юрий Ханон. Воспоминания задним числом. — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 561. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
  7. Эрик Сати, Юрий Ханон. «Воспоминания задним числом». — СПб.: Центр Средней Музыки & Лики России, 2010. — С. 552—553. — 682 с. — ISBN 978-5-87417-338-8.
  8. Julie Lasky.  (англ.). AIGA.org.
  9.  (англ.). Malmö Konsthall.
  10.  (рум.).
  11.  (англ.). Whitney Museum of American Art..

Selected works

Both Bird in Space and Sleeping Muse I are sculptures of animate objects; however, unlike ones from Ancient Greece or Rome, or those from the High Renaissance period, these works of art are more abstract in style.

Bird in Space is a series from the 1920s. One of these, constructed in 1925 using wood, stone, and marble (Richler 178) stands around 72 inches tall and consists of a narrow feather standing erect on a wooden base. Similar models, but made from materials such as bronze, were also produced by Brâncuși and placed in exhibitions.

Sleeping Muse I has different versions as well; one, from 1909–10, is made of marble and measures 6 ¾ in. in height (Adams 549). This is a model of a head, without a body, with markings to show features such as hair, nose, lips, and closed eyes. In A History of Western Art, Adams says that the sculpture has «an abstract, curvilinear quality and a smooth contour that create an impression of elegance» (549). The qualities which produce the effect can particularly be seen in the shape of the eyes and in the set of the mouth.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector