Маяковская (станция метро, москва)

Примечания

  1. Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 65—68.
  2. ↑ , с. 94.
  3. ↑ Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 245. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  4. ↑ Художник и город : . — Советский художник, 1988. — С. 132.
  5. , с. 87.
  6. ↑ , с. 92.
  7. Достижения советского подземного зодчества. // «Метрострой», № 4—5, 1971. — С. 38—41.
  8. ↑ , с. 46.
  9. , с. 103.
  10. , с. 105.
  11. Размеров B. Как сооружался средний свод «Маяковской» // «Метрострой». — 1981. — № 1. — С. 26—27.
  12. Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 101—102. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  13. Москва. Архитектурный путеводитель. — М., 1960. — С. 531—532. — 587 с.
  14. Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 165—170. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  15. ↑ , с. 49.
  16. Согласно информационному щиту станции
  17. В статье указаны только те достопримечательности, которые перечислены на информационных щитах станции

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Ранее были закрыты вестибюли следующих станций:

— «Парк культуры» (Сокольническая линия) — выход № 2 (вход и выход возможны через объединенный вестибюль «Парка культуры» Сокольнической и Кольцевой линий);

— «Фонвизинская» (Люблинско-Дмитровская линия) — выходы № 1 и 2;

— «Шипиловская» (Люблинско-Дмитровская линия) — выходы № 4 и 5;

— «Петровский парк» (Большая кольцевая линия) — выходы № 4 и 5;

— «Волоколамская» (Арбатско-Покровская линия) — выход № 1;

— «Пражская» (Серпуховско-Тимирязевская линия) — выходы № 11 и 12;

— «Зябликово» (Люблинско-Дмитровская линия) — выход № 11;

— «Шелепиха» (Большая кольцевая линия) — выход № 4;

— «Верхние Лихоборы» (Люблинско-Дмитровская линия) — выход № 4;

— «Солнцево» (Солнцевская линия) — выход № 2;

— «Владыкино» (Серпуховско-Тимирязевская линия) — выход № 2;

— «Орехово» (Замоскворецкая линия) — выходы № 2 и 3;

— «Раменки» (Солнцевская линия) — выходы № 5–7;

— «Черкизовская» (Сокольническая линия) — выходы № 2 и 3;

— «Косино» (Некрасовская линия) — выход № 5 (закрыт проход к железнодорожной станции Косино, открыт к Лермонтовскому проспекту);

— «Спартак» (Таганско-Краснопресненская линия) — выходы № 3 и 4;

— «Пионерская» (Филевская линия) — выход № 1;

— «Румянцево» (Сокольническая линия) — выход № 2;

— «Выставочная» (Филевская линия) — выход № 5;

— «Озерная» (Солнцевская линия) — выход № 1;

— «ЦСКА» (Большая кольцевая линия) — выход № 1;

— «Боровское шоссе» (Солнцевская линия) — выход № 1;

— «Кунцевская» (Филевская линия) — выход № 1;

— «Пятницкое шоссе» (Арбатско-Покровская линия) — выход № 1;

— «Говорово» (Солнцевская линия) — выходы № 1 и 2;

— «Алма-Атинская» (Замоскворецкая линия) — выход № 2;

— «Мичуринский проспект» (Солнцевская линия) — выход № 1;

— «Международная» (Филевская линия) — выход № 6;

— «Савеловская» (Большая кольцевая линия) — выходы № 6 и 7;

— «Рассказовка» (Солнцевская линия) — выходы № 4 и 5;

— «Филевский парк» (Филевская линия) — выход № 1;

— «Багратионовская» (Филевская линия) — выход № 1;

— Площадь Гагарина (МЦК) — выход № 2.

В метро предпринимают беспрецедентные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Специалисты ежедневно убирают и дезинфицируют вагоны и станции, обрабатывают паром всю пассажирскую зону — вестибюли, платформы, турникеты. Аналогичный метод используется и при дезинфекции вентиляционных шахт. Также контролируют здоровье сотрудников. В начале смены всем работникам, которые взаимодействуют с пассажирами, измеряют температуру.

Сейчас для поездок на общественном транспорте нужно оформить цифровой пропуск и привязать к нему карту «Тройка» либо социальную карту жителя Москвы или Московской области. Ходить пешком можно без пропусков, но при этом необходимо строго соблюдать установленные правила и ограничения. 

Узнать больше о профилактике коронавируса и методах борьбы с заболеванием можно, позвонив на горячую линию по телефону: +7 (495) 870-45-09, а также в спецпроекте mos.ru. 

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Архитектура и оформление

Невско-Василеостровская линия

Беговая
Новокрестовская
Приморская
Василеостровская
Гостиный двор
Маяковская
Площадь Александра Невского
Елизаровская
Ломоносовская
Пролетарская
Обухово
Рыбацкое
ТЧ-5 «Невское»

«Маяковская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 51 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Ю. В. Билинского, А. Д. Бочарова, Г. Ф. Михайлова, инженеров Е. А. Эрганова, Л. В. Фролова, Г. П. Конончук. Стены станции, представляющие собой красные стяги, имеют скошенные выступы возле дверей и облицованы смальтой интенсивного красного тона. В концах зала стены украшены портретами поэта, исполненными в мозаике в острой графической манере (художник Ю. Б. Могилевский), рядом с которыми нанесено название станции.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции. В нижнем эскалаторном зале применено освещение в виде светящейся стены из молочного стекла. В коридоре к эскалаторам переход на меньший диаметр станционного тоннеля выполнен в виде ступенек.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

С первой попытки ничего не получилось

Задача была непростая — технология строительства подобных станций была ещё не отработана. Станции первой ветки метро (от Сокольников до Парка) были заложены неглубоко, а при строительстве второй, Замоскворецкой линии, потребовалось зарыться на гораздо большую глубину.

В том же 1935 году, когда архитектор Сергей Кравец начал строительство подземного павильона «Триумфальной площади» (в процессе работы случилось 5-летие со дня смерти Маяковского, площадь решено было переименовать в честь поэта, ну и станцию метро — вслед за ней), другой архитектор — Иван Фомин закончил свою станцию глубокого заложения — «Красные ворота». И там задача колоссального давления толщи грунта на свод решалась так: были пробиты три отдельных друг от друга параллельных тоннеля, один станционный и два путевых, и между ними прокопаны проходы. При этом между тоннелями остались немалые «целики» грунта. Их укрепили, облицовывали декоративным камнем — получились массивные пилоны, способные выдержать необходимую нагрузку.

Чуть позже, буквально через 2-3 года станций пилонного типа, построенных по этому принципу, в московском метро появилось много (та же «Площадь Революции», например). Они строятся и до сих пор, и мы к ним давно привыкли. А тогда, в 1935-м, после легких «колонных залов» первых станций, «Красные ворота» казались неуютными. В Метрострое всерьез опасались, что народ на такую станцию не пойдет. Мол, стены и потолок будут психологически давить, напоминая человеку о том, что над ним — тяжелая масса земли, которая, случись что, раздавит его, как комара.

Проект первой версии станции — архитектор Сергей Кравец. В этом виде станция была построена в 1936 году

А вот замысел Сергея Кравеца понравился — очередная легкая, воздушная станция. Ну а задача возросшего давления на свод должна была решиться принципиально новой каркасной конструкцией. Строительные работы шли примерно год.

И вот, когда Кравец закончил бетонировать своды и снял крепления, выяснилось: все пошло коту под хвост. Свод практически сразу дал несколько продольных трещин.

Среди членов комиссии, решавшей, что делать, был иностранный специалист Морган. Он решительно настаивал, чтобы тоннель срочно забетонировали. А после этого можно будет, если уж так нужна в этом месте станция метро, спуститься еще на несколько метров глубже и построить нормальную пилонную конструкцию.

Но молодая советская архитектура и инженерия жаждала смелых экспериментов, свершений и технических прорывов. Решено было сменить архитектора, но дерзкий замысел — воплотить! Выбор пал на Алексея Душкина, который недавно показал себя, спроектировав очень важную станцию — «Кропоткинскую» (тогда — «Дворец советов»), которая должна была со временем сделаться подземным вестибюлем колоссального Дворца.

Алексей Николаевич Душкин

Для начала Душкин понизил на несколько метров высоту главного свода, и чуть существеннее — боковых. Форма путевых и станционного тоннелей была решена по принципу пересекающихся олимпийских колец, просто среднее кольцо — чуть больше по диаметру.

Станция метро «Маяковская», рисунок Душкина

В качестве опор душкин применил еще более легкие на вид по сравнению даже с теми, что были у Кравеца, металлические столбы. Он задумал сделать их из особо прочной стали нового типа. В метрострое ему не поверили, что сталь выдержит, и тогда в качестве эксперта Душкин пригласил авиаконструктора Путилина — и он сумел убедить комиссию. Заодно договорились о том, что Путилин изготовит у себя на заводе дирижаблей в Долгопрудном (тогда он назывался Поселком Дирежаблестрой) и опоры, и декоративные сложнопрофеллировнные ленты из нержавейки для облицовки арок.

Для пущей безопасности Душкин укрепил своды чугунными тюбингами. Увижел, как это выглядит, восхитился и решил в путевых тоннелях тюбинги не закрывать, не прятать — а просто покрасить в белый цвет. Их выступающие ребра своей геометрией хорошо отвечали основной архитектурной идее: готической. В готических зданиях конструкция не прячется, а, наоборот, подчеркивается — становится сама по себе декоративным элементом. Стальные арки «Маяковской» недаром подчеркнуты облицовочной «нержавейкой» — это своего рода нервюры, как в европейских средневековых храмах.

Нервюры собора Сан-Шапель, Париж

Пространство станции настолько раскрывается, что душкинская «Маяковская» даёт больше ощущения высоты и простора, чем даже предыдущий вариант Кравеца. Хотя на самом деле у Душкина станция стала ниже. Кстати, уровень первой версии свода — там, где мозаичные панно.

«Маяковская», 1938 г. Арх. А.Душкин. Фото Ю.Звездкина

Исторический вход

Верхнее фойе станции метро «Маяковская» Санкт-Петербурга выходит на две улицы — Невский проспект и на улицу Марата. Он «спрятан» внутри старинного доходного дома XIX века.

Дом №71 по Невскому проспекту был построен в 1848 году для П. И. Зайцева. Здание было спроектировано П. А. Чепыжниковым в преобладающем тогда в городе архитектурном стиле «эклектика». Его фасады разделены карнизами на горизонтальные полосы так, что третий и четвертый этажи оказываются объединенными визуально в один ярус. Этот ярус декорирован белыми лопатками. А первый этаж оформлен аркадой из рядов полуциркульных арок со стороны обеих магистралей.

Пятый этаж здания повторяет членение третьего яруса лопатками белого цвета и также отделен карнизом. Возведен он был в XX веке с нарушением принятого в Петербурге еще в правление Елизаветы Петровны регламента — все жилые строения не должны были превышать по высоте верхнего карниза Зимнего дворца.

В конце века владельцами дома стали поочередно купец В. А. Лапшин и И. В. Добрынина. Здание использовалось как доходный дом. Здесь были меблированные комнаты преимущественно для состоятельных съемщиков. В нижнем этаже функционировал магазин товарищества Соловьева, а в начале XX века — винный магазин, ресторан и пивные.

В советское время, в самом конце существования Советского Союза, на улице Марата, бывшей Грязной, работал ресторан «Невский», а ранее, в шестидесятых, — ресторан Треста Ленгоснарпита, позже ставший столовой.

Здание известно и тем, что здесь жил, работал и умер известный русский писатель Г. П. Данилевский.

История

Первоначальный проект (1935 год)

Бюст Маяковского

  Замоскворецкая линия
Ховрино
Беломорская
Речной вокзал
Водный стадион
Войковская
Сокол
Аэропорт
Динамо
Белорусская
Маяковская
Тверская
Театральная
Новокузнецкая
Павелецкая
Автозаводская
Технопарк
Нагатинский метромост
р. Москва
Коломенская
Каширская
бывшая Каховская линия
Кантемировская
Царицыно
Орехово
Домодедовская
Красногвардейская
Алма-Атинская

Проект Горьковского радиуса метро, предполагающий строительство станции под Триумфальной площадью, появился в первой половине 1930-х годов. В генеральном плане года этот проект был утверждён. Автор проекта станции архитектор С. М. Кравец, инженер Н. И. Ушаков и конструктор Р. А. Шейнфайн в качестве эксперимента решили построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Оформить станцию предполагалось в духе итальянского Ренессанса. Однако этот проект был отклонён как неудачный, так как не использовал конструктивные возможности стальных колонн, применение которых было запланировано изначально. К работе над станцией подключился архитектор А. Н. Душкин, который существенно изменил первоначальный проект. На заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены ленты из нержавеющей стали. Ниши свода центрального зала украсили мозаичные панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки. «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения, где была использована стальная колонная система.

Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского». В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название «Маяковская» в честь советского поэта Владимира Маяковского.

Строительством станции на заключительном этапе руководил Гоциридзе Илларион (Илья) Давидович.

Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди строительства, после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 22 станции. В 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская».

К началу оборонительного периода Москвы и контрнаступления станция использовалась в качестве штаба СВГК и ГКО[источник не указан 207 дней].

В 1950-х годах на «Маяковской» были установлены гермоворота, в результате чего одно из мозаичных панно было утрачено. В конце 1950-х годов в торце станции был установлен бюст Владимира Маяковского. 7 ноября года открылся второй вход на станцию с противоположной стороны Тверской улицы (ликвидирован 26 сентября 2005 года). С 1980-х годов станция имеет статус памятника архитектуры. В году станция включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

С середины 2000-х годов на «Маяковской» велась реконструкция. 12 сентября года был открыт второй, северный, выход станции, а с 26 сентября 2005 года по 15 мая года южный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов, установленных при открытии «Маяковской» в 1938 году, и комплексной реконструкции вестибюля. 22 апреля года реконструкция станции была завершена, при этом многие детали оформления были заменены на новые. В конце года на станции началась замена ламп на лампы с «холодной» цветовой температурой, однако после возмущения общественности в марте 2013 года было решено поставить вместо них аналогичные, но с более «тёплым» светом. В ночь с 17 на 18 июля 2017 года на станции показали первую серию седьмого сезона сериала «Игра престолов».

Станция «Киевская» — воссоединение братских народов

Сочетание пышности и простоты невольно заставляет замедлять шаги и оглядываться по сторонам. Достаточно простые, лаконичные проходы с массивными колоннами, облицованными мрамором. Над колоннами доминируют великолепные фрески, показывающие жизнь украинцев. Обрамлены они красивой, но несколько тяжеловатой лепниной. Нельзя сказать, что здесь имеются какие-то необычные строительные и дизайнерские решения — всё предельно просто. Однако простота эта настолько выверена и умела, что поневоле проникаешься восхищением.

Мы проходим мимо этой красоты, не замечая её. Блестящая архитектура и работы известнейших художников теряются на фоне спешащих пассажиров. Попробуйте остановиться на минутку, взглянуть на станции Московского метро и, возможно, ваше настроение станет чуть лучше.

Литература

  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зеленин М. А., Кравец С. М., Маковский В. Л. Архитектура Московского метрополитена. — М.: Гос. архитектурное изд-во академии архитектуры СССР, 1941.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.

«НОВОПЕРЕДЕЛКИНО»

В 2014 году за проект латвийского архитектурного бюро United Riga Architects проголосовали триста тысяч москвичей. По ­задумке ­авторов дизайн станции олицетворяет русский народный стиль в эпоху хай-тека. Алюминиевые конструкции в подземке напоминают московские боярские палаты, а в вестибюле – убранство Теремного дворца Кремля. Резьба в металлических световых панелях выполнена в виде стволов деревьев, ветвей берез или сосен; а по вечерам и в праздничные дни светодиоды мерцают разными цветами.

Вероятно, вам также будет интересно:

Самые крутые поезда, из которых не захочется выходить

15 народных блюд, которые стоит попробовать

8 вокзалов, на которых стоит побывать

Фото: Getty Images; LEGION-MEDIA; Александр Попов; ТАСС; Vostock Photo; Дмитрий Чистопрудов/Vostock; Дмитрий Иванов (пресс-служба московского метрополитена)

Техническая характеристика

Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов — 8,9 метра; шаг арок — 4,2 метра.

При строительстве станции сначала были пройдены боковые тоннели. Сооружение среднего свода осуществлялось при помощи проходческого щита незамкнутого контура. Полущит монтировался в торце станции и перемещался по роликам, уложенным в боковых тоннелях. Конструкции среднего свода жёстко соединялись с тюбингами крайних тоннелей при помощи продольных металлических балок, которые опираются на колонны. Боковые станционные тюбы имеют диаметр 9,5 метра и располагаются на расстоянии 13,5 метра друг от друга.

Ордината оси станции — ПК19+53,4. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении — «Маяковская» — «Белорусская»; в чётном направлении — «Маяковская» — «Тверская». Расстояние до станции «Белорусская» — 1025 метров; расстояние до станции «Тверская» — 923 метра. (расстояние между пикетами станций).

Схема сооружения станции «Маяковская»

Вестибюль

Слова В. В. Маяковского на пилоне вестибюля

Вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой и инженера С. П. Щукина и встроен в дом № 71 по Невскому проспекту, напротив улицы Маяковского. Вход на станцию организован с двух фасадов здания: с Невского проспекта и с улицы Марата, на углу которой дом расположен.

На обеих сторонах пилона вестибюля, перед входом в эскалаторный зал, находится художественная композиция, посвящённая В. В. Маяковскому (выколотка из меди, скульптор М. Т. Литовченко). Со стороны Невского проспекта на колонне помещено и его изображение поэта и стихи:

Со стороны эскалатора набраны известные строки:

Высота букв составляет 80 мм, ширина 20 мм; со временем надпись существенно пострадала от вандализма, часть букв пришла в негодность.
Метрополитен в 2012 году проводил работы по их замене, кроме «Маяковской», будут отреставрированы надписи на 12 станциях, общая стоимость работ составила около 300 тысяч рублей.

Ну вот мы и подошли к самому главному — к мозаикам!

Ломая голову, как заставить пассажиров забыть, что над ними — кошмарная, тяжеленная толща земли, Душкин придумал такой ход: надо создать иллюзию, что в потолке окна, сквозь которые видно небо — по типу окулуса в римском Пантеоне.

Через «окулус» — отверстие в куполе диаметром 9 метров, в Пантеон попадает чётко очерченный, почти осязаемый луч света.

Так родилась идея поместить мозаичное небо в «окошках» овальных куполов между каждыми двумя парами арок. Но с неба должен литься свет! Душкин опоясывает свои купола светильниками, направленными вверх и ярко освещающими мозаики, а уже оттуда вниз падает отраженный мягкий свет — кстати, прием, характерный для Душкина, всегда предпочитавшего отраженный свет прямому.

Мозаика на станции «Маяковская»

Всего на станции 36 пар столбов, пространств между ними — 35. Именно столько рисунков Душкин заказал Александру Дейнеке. 

Тема была сформулирована как «Сутки Страны Советов: утро, день, ночь, снова утро». Входя на станцию, пассажиры попадали в «зону утра».

Мозаики вы можете рассмотреть в конце статьи: мы помещаем их все, в том самом порядке, как у Душкина и Дейнеки

Обратите внимание, что там, где день сменяет утро, соответствующая мозаика изображает Спасскую башню Кремля с курантами, и стрелки показывают 12:00. И то же самое повторяется в сюжете, где ночь сменяет вечер

А сюжеты «Закат» и «Рассвет» отличаются друг от друга только тем, с какой стороны подсвечены облака. 

Станция метро «Маяковская» — настоящий шедевр стиля ар-деко. Хотя у творения Душкина были, да и до сих пор есть, критики.

Главная претензия была у Дейнеки: мозаики так сильно утоплены вглубь относительно поверхности свода, что в перспективе станции их вообще ниоткуда не видно. 

Об их существовании, если не знать, догадаться трудно. Да и, если догадаешься, трудно долго ходить с задранной головой, разглядывая их. Но Душкин не за тем придумал эти мозаики, чтобы их было хорошо и отовсюду видно. Как мы помним, ему нужен был эффект окон. Ну а что без должного внимания остается шедевр Дейнеки и ленингадского мозаичиста Фролова — так до этого Душкину особого дела не было. Что ему, специально плохому художнику, что ли, надо было заказывать рисунки, чтобы никто не обижался? Нет уж! На «Маяковской» должно быть все самое лучшее!

Станция в цифрах

Согласно статистическому исследованию 1999 года, суточный пассажиропоток станции составил 53 980 человек. В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 51 700 человек, по выходу — 44 300 человек. По данным 2005 года, пассажиропоток станции составил 48 000 человек в сутки.

Станция «Маяковская» открывается для входа пассажиров в 5 часов 30 минут и закрывается в 1 час ночи. Во время проведения акции «Бессмертный полк» станция закрыта для остановки поездов.

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

По чётным числам Будниедни Выходныедни
По нечётным числам
В сторону станции«Белорусская» 05:53:00 05:53:00
05:53:00 05:53:00
В сторону станции«Тверская» 05:38:00 05:38:00
05:38:00 05:38:00
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector